АВГУСТИН (НИКИТИН) Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Архим. Августин (Никитин) Августин (Никитин) (род. 1946 ), архимандрит , профессор Санкт-Петербургской духовной академии , церковный историк, публицист, путешественник В миру Дмитрий Евгениевич Никитин, родился 14 сентября 1946 года в Ленинграде в семье служащих. Окончил физический факультет Ленинградского государственного университета в 1969 году. Трудился преподавателем в Доме культуры имени Шелгунова. Был иподиаконом митрополита Ленинградского Никодима (Ротова) . При его содействии поступил в духовную академию, что было непросто для человека с высшим светским образованием. Поступил в Ленинградскую духовную академию . 28 октября 1973 года был пострижен в монашество с именем Августин митрополитом Никодимом в Благовещенской церкви его резиденции в Серебряном Бору в Москве . 4 ноября того же года был рукоположен во иеродиакона . 14 ноября 1974 года последовало его рукоположение во иеромонаха . Окончил академию со степенью кандидата богословия в 1975 году, защитив работу на тему Православное учение о примирении между Богом и человеком . С 1975 года вёл преподавательскую деятельность в Ленинградской (затем - Санкт-Петербургской) духовной академии. В 1977 - 1981 годах был членом богословской комиссии по подготовке всеправославно- лютеранского диалога. В 1977 - 1983 годах также являлся вице-президентом Синдесмоса , членом комиссии Всемирного совета церквей по диалогу с представителями нехристианских религий. После кончины владыки Никодима (Ротова) в 1978 году подготовил библиографию его трудов , а затем написал воспоминания о деятельности митрополита. С 1980 года - член комиссии Конференции европейских церквей Ислам в Европе . В том же году ему было присвоено звание доцента . С 24 января 1983 по 20 января 1985 года являлся инспектором Ленинградской духовной академии . С 1991 года - действительный член Русского географического общества. Помимо преподавательской деятельности в Санкт-Петербургской духовной академии также читал лекции в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга , принимал участие в региональных, всероссийских и международных конференциях и семинарах. |
От издательства В 1990 году, спустя 100 лет, на книжных прилавках города вновь появилась книга М. И. Пыляева «Старый Петербург». Москвичи, опередив питерцев, переиздали ее тиражом 200 тысяч экземпляров, и в считанные дни тираж был распродан. В этой книге читатель мог найти разнообразные сведения о традициях, бытовавших в столице Российской империи, – от катания с ледяных гор до фасонов платьев столичных щеголей и модниц. Такая серьезная тема, как религиозный быт Петербурга, Пыляевым была освещена фрагментарно. Книга же «Православный Петербург в записках иностранцев» – именно такое издание, необходимость которого сегодня особенно чувствуется. Оно призвано в какой-то степени разрядить тот духовный вакуум, который сознательно создавался в России после 1917 года. Автор книги – доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрит Августин (Никитин) – собрал и систематизировал обширный материал. Из разрозненных сведений, содержащихся в полузабытых журналах, в дневниках, письмах, донесениях иностранных авторов, извлечены отрывки, посвященные православной жизни града на Неве, и из этих кусочков сложена своеобразная мозаичная картина. Это – своего рода краткая энциклопедия Православия в Санкт-Петербурге от повествования о строительстве Исаакиевского и Казанского соборов до описания интерьеров дворцовых церквей. В книге излагается не только история петербургских храмов от петровских времен до начала ХХ века, но и приводятся сведения об открытии возрожденных церквей, обретших ныне вторую жизнь. В отличие от обычного путеводителя, в книге нет сухого перечисления дат, имен, событий. Необычный ракурс повествования придает книге динамичность, поскольку автор сталкивает на ее страницах разные точки зрения – лютеран, англикан, реформатов, католиков, квакеров. Записки иностранцев представлены в широком спектре: от дневников простой английской горничной до писем или донесений британского посланника при российском дворе, от заметок заезжего зеваки до обстоятельных рассуждений рыцаря Мальтийского ордена. Религиозной жизни Петербурга посвятили свои страницы такие известные писатели, как современница А. С. Пушкина Жермена де Сталь, маркиз де Кюстин, Теофиль Готье, Льюис Кэррол, Александр Дюма, Кнут Гамсун и другие. |
Каково это – быть священником, монахом и при этом – известным путешественником, автором книг о разных странах? Об этом и многом другом – читайте сегодня в интервью с архимандритом Августином (Никитиным) . Игорь Лунев – Вы из религиозной семьи? – Бабушка у меня была верующая, а мама воспитывалась в 30-е годы – сами понимаете, что это было за время. «Промывка мозгов»… Поэтому мама была индифферентна к религии. Я уже самостоятельно выбрал путь церковного служения. Перед этим я закончил физический факультет нашего университета – тогда он был имени Жданова, а потом, когда город Жданов был переименован в Мариуполь, то университет стали в шутку называть «университетом имени А.А. Мариуполя». – Для того времени было ведь довольно необычным такое сочетание – занятие наукой и вера… – Советские пропагандисты разводили это по разным полюсам. Но я не являюсь каким-то исключением из правил. Несколько лет назад в университете была организована встреча тех его выпускников, которые впоследствии избрали путь церковного служения. Оказалось, что нас таких человек двадцать, большинство – физики. Некоторые из нас – приходские священники, некоторые преподают. Тенденция такая была – люди разочаровывались в лживой марксистской идеологии. Кто-то уходил в сторожа, в кочегары, кто-то пил водку, а кто-то избирал путь служения Богу. У меня уже была тяга к этой сфере. И я решил, что я больше пользы принесу в Церкви, чем если я буду сидеть в какой-то лаборатории, прозябать в каком-то НИИ и заниматься «ниичаво». Отец Ианнуарий (архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) – И.Л.) тоже пошёл из физиков в богословы, я его в своё время представил владыке Никодиму (митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму (Ротову) – И.Л.), протоиерей Владимир Фёдоров окончил математико-механический факультет. Тут можно многих назвать. – Ваша склонность к путешествиям когда проявилась? – У меня с юных лет была, как говорят, охота к перемене мест. Ещё древние говорили: «Via vita est», «Дорога – это жизнь». Всегда какие-то новые впечатления. Потом, если просто так человек путешествует, то действительно можно подумать, что это клинический случай, а когда пишешь путевые очерки, и всё это связано с церковной темой – другое дело. И очерки – хорошее подспорье для будущих паломников. |
Отец Александр крестился в 1992 году в Николо-Введенском храме. Закончил Духовную семинарию и служит в Зеленограде. С отцом Кириллом Копейкиным они встретились случайно на богословской конференции. Отец Александр подошел и сразу поинтересовался: «Вы Значит, коллеги…» Архимандрит АВГУСТИН (в Дмитрий Евгеньевич Никитин) был первым выпускником учившимся в Духовной академии. Еще в 8–9 классе он ощутил фальшь коммунистической идеологии и потребность в вере. В 10 классе пришел на Обводный, 17, в Духовную семинарию с вопросом: как поступить? Тогда был пик хрущевских гонений, в семинарию брали только из семей духовенства. Поэтому он поступил не в семинарию, а на физфак ЛГУ. Учился вместе с будущим отцом Александром Пастором, окончил физический факультет в 1969 году. — Тогда говорили: наконец, диплом получен, пора подумать и о призвании… На последнем курсе нам читали научный атеизм. И я послал лектору записку с цитатой из Евангелия: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не Он ответил не сразу, а в самом конце лекции: «Сказано в Писании также: «покаявшийся в последний день, и тот спасен будет…»» После физфака подал прошение в Духовную семинарию. Ректор митрополит Никодим лично беседовал с ленинградцами. Меня проэкзаменовали и зачислили сразу в Академию, но надо было досдать шесть предметов… В Духовной академии тогда были выпускники из Горного, из Технологического, из Лесотехнической академии, а из Университета я был первым. Поступил с большим трудом, учился под пристальным контролем КГБ. В конце 1 курса устроили обыск на квартире, нашли запрещенного но сочли, что на 70–ю статью не тянет…Владыка Никодим меня прикрыл своей широкой спиной. Отец Августин принял священный сан в 1973 году, с того времени преподает в Духовной академии, больше 30 лет. Некоторые его ученики стали протоиереями, митрополитами. А он с улыбкой вспоминает, как они прятали шпаргалки в рукавах рясы… С 1992 года отец Августин на Восточном факультете СПбГУ читает курс истории взаимодействия Русской православной церкви со странами Востока. А еще отец объездил весь Советский Союз. После развала СССР начал осваивать зарубежье, уже побывал в 86 странах. |
Соприкосновение с Вечностью – Являлись ли вам Божьи откровения во время ваших путешествий? – Я бы ответил словами Джона Уэсли, основателя «Методистской Церкви», жившего в 18-м веке: «Весь мир – мой приход». – Как опытный путешественник вы могли бы подтвердить тот факт, что наша планета круглая? – Когда я иду с билетом на регистрацию авиарейса, всегда прошу место у окна, чтобы с высоты смотреть на землю через иллюминатор. Однажды мне пришлось лететь с Тибета в Катманду, и как раз справа от самолета была Джомолунгма (Эверест) – незабываемое зрелище! Такие картины на всю жизнь запоминаются. Господь предстает как Творец, создавший такое чудо! А насчет формы нашей планеты... Мне иногда говорят: «Вы ездите и все время возвращаетесь». Я в шутку отвечаю: «Конечно, я мотаюсь по шару, но все время возвращаюсь, потому что Земля круглая». А бывает, что люди, далекие от религии, считающие богословие средневековьем, спрашивают меня: «А вы как-то связаны с современностью?» Я тогда им в тон говорю: «Да, вы знаете, новые веяния нас не обходят. И у нас, в Духовной Академии, все смелее начинают поговаривать о том, что Земля круглая». – Отец Августин, чего бы вы хотели пожелать читателям газеты «Вечный Зов»? – Не замыкаться в какой-то узкой социальной сфере, почаще выламываться из будничной жизни. Ведь даже если у нас небо ясное, мы здесь все равно звезд не видим из-за многочисленных искусственных огней. А когда в пустыне смотришь в звездное небо, происходит некое соприкосновение с Вечностью. Это как раз вечный зов. Именно там его можно ощутить. Беседу вела Вера МУРАВЬЕВА Источник: Архимандрит Августин (Никитин). «Весь мир — мой приход!» // Вечный зов. 2008. 11 (121). |
9 октября 1976 г. состоялся торжественный акт по случаю 30-летия Ленинградской Духовной академии, на котором выступил митрополит Никодим. Обозревая ее исторический путь, владыка остановился на задачах, стоящих перед богословской наукой. Он отметил, в частности, принципиальную значимость всестороннего изучения Священного Писания, поскольку только на его основе может развиваться подлинное богословское творчество. В свою очередь, последнее будет плодотворным, если впитает в себя опыт патристической традиции Это выступление митрополита стало его духовным завещанием Академии. 26 декабря 1974 г. ректором ленинградских духовных школ был назначен архимандрит Кирилл (Гундяев). 14 марта 1976 г. он был хиротонисан во епископа Выборгского, 2 сентября 1977 г. возведен в сан архиепископа и занимал пост ректора около 10 лет. Владыка Кирилл активно продолжал линию на развитие международных связей духовных школ. В октябре 1976 г. в Ленинградской Академии состоялась официальная встреча богословов православных и реформаторских Церквей. Четыре представителя Академии участвовали в богословских собеседованиях 19 июля 1977 г. в Москве с делегацией Епископальной Церкви США. На IX генеральной ассамблее Синдесмоса, проходившей в июле 1977 г. в Шамбези (Швейцария) преподаватель Ленинградской академии игумен Августин (Никитин) был избран вице-президентом организации и с этого момента до 1983 г. деятельно участвовал в ее работе, будучи переизбран на свой пост второй раз в августе 1980 г. На XI ассамблее в августе 1983 г. вице-президентом Синдесмоса был избран преподаватель Ленинградских духовных школ С. П. Рассказовский. Он активно работал на этом посту 3 срока - до 1992 г., будучи переизбранным на XII и XIII Генеральных Ассамблеях. |
Это понимание проявляется в конкретных директивах, которые мы получаем, и, выполняя которые, мы достигли того, чего достигли. Мы в своей деятельности исходим, прежде всего, из программ Учебного комитета. В данном случае есть ощущение совместной работы и поддержки нашей деятельности. Епископ Амвросий, который возглавил нашу духовную школу в провел за это время много серьезных преобразований, в том числе и кадровых, что было чрезвычайно важно, хотя и не всегда легко. И мы можем сказать, что наша духовная школа, во всяком случае таково мнение Учебного комитета, является одной из самых интенсивно развивающихся в контексте тех новых рекомендаций, которые дает нам Патриарх и Учебный комитет. — Каковы сегодня основные подходы к изучению церковной истории ХХ века в академическом курсе? — Прежде всего следует обратить внимание на те дисциплины, которые позволяют представить себе ХХ век и положение Церкви. В плане общецерковной истории усилено преподавание истории ХХ века — курса истории западных исповеданий, который у нас читает доцент архимандрит Августин (Никитин). Что касается истории Русской Православной Церкви, то ее основной курс читается в семинарии, а в духовной академии полгода уделяется внимание изучению истории Русской Церкви в контексте конкретных, наиболее актуальных в современной науке проблем. Эти же проблемы истории Русской Православной Церкви рассматриваются в контексте изучения источников, появившейся к настоящему времени историографии, пока еще небольшой. Читаются такие предметы, как историография общецерковной истории и историография русской церковной истории. Речь идет в значительной степени об историографии ХХ века. Что же касается изучения памяти новомучеников, то эта тема проступает как одна из основных и в курсе семинарии, где истории Русской Православной Церкви ХХ века посвящается весь четвертый курс. |
83, 10). Но часто покаяние многими воспринимается как самоуничижение: «Ну, какой же я гад». – А покаяние – это не «самочморение», покаяние – это образ жизни. Ведь покаяние – это не один день и не два. Это не то, что, значит, бумажку написал на Исповедь, оповестил о проделанных грехах, и по новой опять поехало. Нет, покаяние – это перемена ума, перемена мыслей, перемена своего отношения к своей жизни. – Но знать себе цену надо? И тут без самоуничижения, похоже, не обойдешься. – Если, конечно, самоуничижение правильное, когда человек, с ужасом познавая себя, всё больше надеясь на спасительную руку Бога, следует правилу: «Помни день смертный, и вовеки не согрешишь». То есть когда человек самоуничижение воспринимает как здравую оценку себя и действительности, тогда это хорошо. А если человек занимается просто самобичеванием, самоковырянием на пустом месте: «Батюшка, я кефир попила в посту, прости, Господи», – то не думаю, что этот комар оцеженный сильно поможет. И этот комар совершенно не меняет мою душу. Об этом еще писали у нас архимандрит Августин (Никитин), мой преподаватель в академии, он написал книгу «Православный Петербург в записках иностранцев», о Русской Церкви XVIII-XIX веков. Он там описывает, как иностранцы удивлялись, что когда наши русские люди начинали говеть, они постоянно били поклоны, друг другу кланялись, просили друг у друга прощения, но как только они причащались, тут же после Причастия могли и подраться, и поругаться. Какое уж тут благочестие… Или – из сегодняшней практики: в храме можно наблюдать – стоит человек, готовясь к Исповеди, вдруг он ни с того ни с сего задом поворачивается к священнику, кланяется: «Простите меня, братья и сестры», обращается с такими словами к людям, которые его не знают вообще. |
Вместе с многочисленными нижегородцами и гостями города на открытии присутствовали викарий Нижегородской епархииепископ Балахнинский Илия, епископ Городецкий и Ветлужский Августин, епископ Выксунский и Павловский Варнава, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, секретарь Архиерейского совета Нижегородской митрополии протоиерей Сергий Матвеев. Собравшихся поздравил временно исполняющий обязанности губернатора Глеб Никитин: «Чтобы понять роль народного ополчения, нужно знать историю в комплексе. Этой цели и служит мультимедийная выставка, которую мы открываем сегодня. Проект при поддержке Патриаршего совета по культуре и администрации Президента России осуществляется по всей стране, но здесь, на нижегородской земле, он получает особое значение. В экспозиции парка уделено большое внимание Смутному времени, его завершению — народному ополчению и в целом региональному контенту. Важно, чтобы не только нижегородцы, но и гости города, знакомясь в этом парке с событиями четырехсотлетней давности, в полной мере осознали их значение». Гостей ярмарки приветствовал митрополит Георгий: «Столетняя годовщина революционных событий — еще один повод задуматься над тем, насколько важно гражданам нашей страны пребывать в единстве и согласии. Соборность – тот духовной щит, который помогал России пережить тяжелые времена. Недаром сквозь века дошел до нас мининский призыв: Купно за едино! Этот завет должны хранить и мы, и будущие поколения. Потому так важно открытие в Нижнем Новгороде исторического парка. Экспозиция, созданная в современном формате, будет интересна молодежи, сюда можно прийти всей семьей. Можно надеяться, что каждый нижегородец, особенно младшего поколения, проникнувшись уважением к родной истории, будет с мужеством и усердием хранить свою землю». В продолжение торжеств звания «Лауреат премии Минина и Пожарского» были удостоены учитель школы 18 города Нижнего Новгорода Светлана Козлова и главный библиотекарь Центральной городской библиотеки имени В.И. Ленина Анна Медведева. |
Сортировать по Исключить новости История Российской Духовной Миссии в Корее Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 2000 16 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 2000 Сб. статей. Сост. Священник Дионисий Поздняев. М.: Изд. Свято-Владимирского братства, 1999 1 Настоящее издание, посвященное столетию Православия в Корее, включает труды русских миссионеров конца XIX — начала XX века, опубликованные как в журналах, так и отдельными книгами. Большинство из них сегодня стало библиографической редкостью, практически недоступной широкому кругу читателей, интересующихся историей Православия на Востоке. Книга открывается предисловием Высокопреосвященнейшего Кирилла, Митрополита Смоленского и Калининградского, Председателя Отдела внешних церковных сношений. В первой статье епископ Хрисанф, один из возглавителей русской Православной миссии в Сеуле, описывает в путевых заметках Сеула до свой личный миссионерский опыт путешествия по Корейскому полуострову. очерк развития миссионерского дела среди корейцев Южно-Уссурийского принадлежащий русскому миссионеру иеромонаху Павлу (Ивановскому), рассказывает о проповеди Православия среди корейцев, живших в России в конце XIXbeka. Доцент Духовной Академии архимандрит Августин (Никитин) представляет современный обзор работы, выполненной русскими миссионерами на Дальнем Востоке, в статье у корейцев Забайкалья и Далее следует книга Духовная Миссия в бывшего возглавителя Миссии архимандрита Феодосия (Перевалова). Впервые опубликованная в Харбине в 1926 г., она по традиции считается главным источником информации о первых 25 годах существования Миссии. Статья министерство финансов и учреждение Российской духовной миссии в известного русского специалиста по корейскому вопросу А. А. Волкова, освещающая дипломатический аспект учреждения Миссии в Сеуле, использует документы Архива внешней политики Российской империи. Два из них, относящиеся к открытию Миссии, даны в приложениях к статье. Составитель книги священник Дионисий Поздняев — автор статьи истории Российской Духовной Миссии в Корее. которая открывает малоизвестную страницу истории Миссии во время сложного периода японского влияния в Корее, когда Миссия была принудительно закрыта. Книга содержит послесловие составителя и именной указатель. |
|