001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Быт. 1, 26: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему . Слово сотворим стоит во множественном числе. То же самое Быт. 3, 22: И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло . «Из Нас» – тоже множественное число. Быт. 11, 6 – 7, где речь о Вавилонском столпотворении: И сказал Господь: ...сойдем же и смешаем там язык их , слово сойдем – во множественном числе. Святитель Василий Великий в Шестодневе (Беседа 9), следующим образом комментирует эти слова: Подлинно странное пустословие – утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе, приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно. Второе – это указание собственно на три Лица, но без наименования лиц и без их различения . XVIII глава книги Бытия , явление трех Ангелов Аврааму. В начале главы говорится, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит Иегова . Авраам, вышедши навстречу трем странникам, кланяется Им и обращается к Ним со словом Адонаи , буквально Господь , в единственном числе. В святоотеческой эгзегезе встречается два толкования этого места. Первое: явился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в сопровождении двух ангелов. Такое толкование мы встречаем у мч. Иустина Философа, у святителя Илария Пиктавийского, у святителя Иоанна Златоустого, у блаженного Феодорита Киррского. Однако большинство отцов – святители Афанасий Александрийский, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, – считают, что это явление Пресвятой Троицы, первое откровение человеку о Триединстве Божества. Именно второе мнение было принято православным Преданием и нашло свое воплощение, во-первых, в гимнографии, где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога, и в иконографии (известная икона Троица ветхозаветная ). Блаженный Августин ( О граде Божием , кн. 26) пишет: Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому – исповедал Единого Бога в Трех лицах .

http://www.zavet.ru/a/page_azy_4.html

7 ноября 1812 года епископ Августин вернулся в Сретенский монастырь вместе с чудотворными Владимирской и Иверской иконами. Владимирская икона Богоматери пребывала в монастыре до весны 1813 года, когда она на праздник Входа Господня в Иерусалим была торжественно перенесена в Успенский собор . Празднование освобождения России и объявленной императором Александром I победы над французами 12 декабря 1812 года, приуроченное ко дню рождения императора Александра I, состояло в крестном ходе из Сретенской обители по Бульварному кольцу и вокруг Кремля и Китай-города с иконами Божией Матери Владимирской, Иверской, Грузинской и «Утоли моя печали». Завершилось все речью генерал-губернатора Федора Васильевича Ростопчина и салютом из отбитых у неприятеля пушек, стоявших близ стен Сретенского монастыря. 8 сентября 1995 года, когда отмечалось 600-летие праздника Сретения Владимирской иконы, из Успенского собора Московского Кремля снова был совершен торжественный крестный ход в возобновленный Сретенский монастырь со списком Владимирской иконы. В тот же день Сретенская обитель в последний раз принимала у себя чудотворную икону. Из Государственной Третьяковской галереи привезли в собор монастыря Владимирскую икону, на поклонение к которой пришли десятки тысяч москвичей. О Владимирской иконе Пресвятой Богородицы написано много книг и статей. Долгие годы исследовала историю Владимирской иконы и ее списков кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Людмила Александровна Щенникова . Особо почитаемыми списками Владимирской иконы в Сретенском монастыре были: точная копия, выполненная в 1514 году по прориси, снятой с поновленной в том же году митрополитом Варлаамом древней святыни, и икона 1662 года, написанная Симоном Ушаковым для Сретенского монастыря . Икона 1514 года отождествлена Л.А.

https://pravoslavie.ru/31829.html

Читайте также Есть сведения, что чудотворный Смоленский образ Божией Матери побывал в Москве еще один раз. В 1666 году его привез архиепископ Смоленский Варсонофий с целью поновить почерневший от времени образ. Следующие значимые события, связанные со Смоленской иконой Божией Матери, произошли уже в начале XIX века. Во время Отечественной войны 1812 года икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским), который доставил ее в Москву. Изначально ее поместили в храме святого Василия Неокесарийского на Тверской-Ямской улице, а в дальнейшем перенесли в Успенский собор Кремля (перенесение это возглавил преосвященный владыка Августин). По дошедшим до нас сведениям, в самый день Бородинского сражения – 26 августа (7 сентября) – владыка Августин вместе с грузинскими епископами Ионой и Пафнутием с крестным ходом обносил Смоленскую икону Божией Матери вокруг Белого города, Китай-города и Кремля. Когда войска Наполеона были изгнаны из России, икона была возвращена в Смоленск, где и пребывала вплоть до 1941 года. С наступлением Великой Отечественной войны следы древнего чудотворного образа, к сожалению, теряются. Не исключено, что чудотворный образ разделил участь многих православных святынь, которые в те годы массово вывозились немцами из России. Часть из них пропала бесследно, а часть попала в различные частные коллекции. Так или иначе, но память о Смоленской иконе Божией Матери, а также чудотворные списки с нее остались с православными христианами нашей страны навсегда. Смоленская икона в храме над Днепровскими воротами (фото Прокудина-Горского, 1912). Источник фото wikipedia.org ( 20 голосов, средняя: 4,95 из 5) Загрузка... 9 августа 2016 Поделиться: 3 Запомнить меня Вопрос: Где возможно уточнить подробности об иконе? Икона на старом дереве в металлическом (медном) окладе (11 на 13,5 см), внизу надпись: CMOЛEHCKIm П... плохо читается. Поддержите «Фому» «Фома» работает только благодаря пожертвованиям читателей и попечителей. Сегодня нам особенно нужна ваша помощь. Даже небольшое, но ежемесячное пожертвование поможет планировать нашу работу и дальше рассказывать людям о Христе, Евангелии и православии.

https://foma.ru/smolenskaya-ikona-bozhiey-materi-i...

Человеческая личность: наше сотворение, призвание и падение «Ты сотворил нас для Себя, и сердца наши не знают покоя, доколе не успокоятся в Тебе»(Блаж. Августин). Человек был сотворен для общения с Богом: таково первое и главное утверждение христианского учения о человеческой личности. Но люди, созданные для общения с Богом, всякий раз отвергали Его: и это второй факт, принимаемый во внимание любой христианской антропологией. Люди были созданы для общения с Богом: на языке церкви об этом говорится, что Бог создал Адама по своему образу и подобию и поместил его в рай . Люди всякий раз отвергали это общение: на языке Адам согрешил, и его «первородный затронуло все человечество. Сотворение человеческой личности.«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему»(Быт 1:26). Бог говорит во множественном числе:«сотворим». Сотворение человеческой личности, как неустанно подчеркивали греческие отцы, было делом всех трех Лиц Троицы, и потому образ и подобие Богу всегда нужно мыслить по троичному образу и подобию. Мы увидим, что это жизненно важный момент. Образ и подобие. Согласно большинству греческих отцов, термины образ и подобие означают не совсем одно и то же.«Выражение по замечает Иоанн указывает на разумность и свободу, в то время как выражение по подобию указывает на уподобление Богу через добродетель» . Образ, или, если употребить греческий термин, икона Бога, означает нашу человеческую волю, разум, чувство моральной короче от животных тварей и делает каждого из нас личностью. Но образ подразумевает не только это. Он подразумевает, что мы»Его (Бога) род»(Деян 17:28). Его род: это значит, что между Ним и нами существует точка соприкосновения, сходства. Пропасть между тварью и Творцом не является непроходимой, ибо мы, будучи образом Божьим, способны познавать Бога и вступать в общение с Ним. Если мы будем должным образом пользоваться этой способностью общения с Богом, тогда мы сумеем стать»подобными»Ему, стяжать божественное говоря словами Иоанна Дамаскина,«уподобиться Богу через добродетель». Стяжать значит стать»вторым богом»,«богом по благодати».«Я сказал: боги, и сыны все вы»(Пс 81:6; ср. Ин 10:34 сл.).

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=71888

Ибо одним и тем же взглядом должны мы смотреть на престол нашего ближнего, который голоден. не голоден. Он дает нам также власть Своего Слова, власть слышать Его, и, более того, видеть Его, ибо Его наш свет. дается также созерцать светоносное Слово Отчее Не напрасно после первой недели Великого поста Церковь совершает праздник Торжества Православия, прославляя иконопочитание. Ибо каждый образ Божий, икона Христа всецелого, как говорят святые отцы. Будем просить Духа Святого, чтобы Он разбудил нас. Чтобы наш взгляд мог проникать дальше внешней видимости, она ни была, и узнавать Господа Иисуса Христа живой иконе и человеческой личности. Если мы будем так разбужены, мы сможем исполнить и второе требование Великого бодрствовать. Бодрствовать со Христом, бодрствовать, потому что мы потому что мы во мраке смерти мире. То, что окружает нас, настойчиво напоминает нам об этом. Мы должны бодрствовать Господом. Через несколько дней мы начнем наше восхождение смерти и Его Воскресению. Великого поста и вследствие тех событий, которые мы переживаем, приложим все усилия, чтобы бодрствовать рядом предсмертных Страданиях. ночи, той ночи, где Господь молится всем Своим существом. просит тех, кто рядом бодрствовать Мы знаем, что произошло: они заснули. Мы, которым теперь по дару Пятидесятницы дано несравненно больше, чем тогда Петру, Иакову и Иоанну, можем бодрствовать. Но находятся всегда десятки предлогов, чтобы не молиться или отложить молитву. Даже краткую и непрестанную молитву сердца, которую мы можем совершать среди любых наших занятий и разговоров, и мы не учимся бодрствовать, наше сердце остается пустым, потому что вовне. «Я буду молиться Тебе, Господи, но позже, я буду стараться предавать все волю, но подожди немного. есть кое-что поважнее». Мы помним, как боролись искушением даже такие великие избранники Божии, как блаженный Августин, прежде чем они могли всецело обратиться «Бдите и молитесь, да не внидите Мы должны устоять молитве. Господи, помоги нам!

http://moral.ru/проснуться-и-бодрствовать/

В середине октября генерал Кутепов дал понять епископу Феофану, управлявшему Курской епархией, что Курск может быть временно оставлен Добровольческой армией, и предложил ему выехать на юг, обещав обеспечить проезд. Епископ Феофан собрал духовенство и разрешил желающим воспользоваться предложением генерала, тем более, что последний уверял, что Курск будет оставлен только на короткое время. Тогда епископ Феофан с наместником монастыря, архимандритом Иеронимом (впоследствии архиеп. Детройтским), и с пожелавшим духовенством отправились поездом в Белгород, а Курскую чудотворную икону было благословлено с иноками Знаменского монастыря и Коренной Пустыни отвезти в город Обоянь, в 60-ти верстах на юг от Курска, куда икону давно приглашали. В случае же приближения фронта к Обояни поручено было отбыть с иконой в Белгород. Сопровождали икону следующие иноки: архим. Варнава, настоятель Коренной Пустыни, иеромонахи Аристарх, Смарагд, Герман, Гермоген, Елеазар, Михаил, Августин, архидиакон Иоанникий и четыре иеродиакона. Остальная братия решила оставаться в Курске. Перед отбытием иконы отслужили в Знаменском соборе молебен с акафистом Божией Матери, на который собралась оставшаяся братия и немногие богомольцы, всего около 50-ти человек. Ровно в 9 часов вечера, 31-го октября 1919 года, чудотворная икона покинула Знаменский монастырь. Из-за рано наступившей суровой зимы пришлось везти икону в санях. До первой остановки в селе Медведка ее держал на руках иеромонах Гермоген, впоследствии – архимандрит. В уездном городе Обояни нашли приют в местном мужском монастыре. Это было в ночь на воскресенье. На другой день отслужили литургию и молебен перед иконой. В тот же день отправились дальше, чтобы не попасть в руки красных. Все эти дни бушевала страшная метель, и идти было очень тяжело.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/kursk...

Троице Сергиевский Варницний Троице Сергиевский Варницний мужской монастырь 4 находится в 3-х верстах от Ростова, на северо-западе, и особенно дорог для народного чувства, как памятник на месте родины великого угодника земли русской – преподобного Сергия, радонежского чудотворца. Вблизи монастыря, в слободке Варницкой, по преданию, жил родитель угодника Божия – боярин Кирилл. Другое предание, занесенное древними иконописцами на образа и свято сохраняющееся в сердцах жителей Ростова в течение нескольких веков утверждает, что монастырь Варницкий построен на месте явлений юному Варфоломею ангела Божия в виде старца. Ростовский летописец, сообщая о поставлении в Ростов нового архиепископа Ефрема (в 1427 г.), замечает, что им, Ефремом, при самом вступлении на кафедру заложен был Троице-Сергиевский монастырь близ слободки Варницы. Дальнейшие сведения о монастыре отрывисты и не полны. Есть указание, что он существовал при царе Иоанне и при отце его вел. кн. Василии Иоанновиче, но затем до смутных времен об обители ничего неизвестно. Во время нашествия поляков и русских изменников монастырь не избежал общей участи и был сожжен и разграблен. В конце XVII и в XVIII столетии снова устроился, и в этом виде существует доныне. В монастыре две каменные церкви. Одноглавый соборный храм Живоначальной Троицы построен в 1771 г.; в нем два предела: преп. Сергия радонежского, да Афанасия и Кирилла Александрийских . В храме хранится небольшая икона преп. Сергия с частиц его мощей; икона установлена в особый киот и пред ней горит неугасимая лампада. Близ южных церковных дверей погребен епископ оренбургский, Августин Сахаров, уроженец Ростовского уезда, проживавший в монастыре с 1818 г. на покое и умерший в 1842 г. Он был в свое время известен учеными трудами.

https://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/rostov-vel...

Икона времени о. Августин: Советская эпоха делала время монолитным, скрывала для человека выход из времени, отождествляла его с историей. Все, или почти все праздники укрепляли этот опыт секуляризованного времени. Но Новый Год говорил о возможности иного, нового, прорыва и исхода из детерминированности дней и расписаний. Новый Год напоминает о Пришествии Христовом, Его Возвращении. о. Иосиф: История празднования Нового Года очень древняя. Трудно указать начало этого праздника. Почти во всех культурах и народах отмечали день, в который начинался Новый Год. Отмечали в разные дни и в разные времена года. Чаще всего он приходился на весну, время, когда вся природа возрождалась к жизни. Сравнение Нового Года с верой в Возвращение Христа говорит о человеческом желании возродиться, возвыситься над суетой и приготовить себя к Новой Жизни. В традициях связанных с празднованием Нового Года много языческих обычаев, суеверий, но они порой могут направлять человека к изменению, улучшению, преображению. Главное не запутаться во всех деталях новогоднего празднования, а открыть для себя глубинный смысл и его христианское понимание. о. Августин: Христианское время – время мессианское. Это означает качественную инаковость бытия и переживания времени, раскрывающуюся в вере в Пришедшего. Мессианское время подразумевает распад хронологической реальности, это время, соотнесенное с вечностью в состоянии готовности раскрыться. Делаясь иконой Грядущего, оно несет в себе славу, для участия в которой живет человек. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: 2007-2022 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/1344667

Однако большинство святители Афанасий Александрийский, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, блаженный считают, что это явление Пресвятой Троицы, первое откровение человеку о Триединстве Божества. Именно второе мнение, было принято православным Преданием и нашло свое воплощение, во-первых, в гимнографии (канон Троичный воскресной полунощницы 1, 3 и 4 гласа), где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога и в иконографии (известная икона «Троица ветхозаветная»). Блаженный Августин («О граде Божием», кн. 26) пишет: «Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы исповедал Единого Бога в Трех лицах». Косвенным указанием на троичность лиц в Боге является священническое благословение, существовавшее в Ветхом Завете (Чис. 6, 24—25). Звучало оно следующим образом: «да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе, мир». Трехкратное обращение ко Господу может служить также прикровенным указанием на троичность лиц. Пророк Исайя описывает свое видение в Иерусалимском храме. Он видел, как Серафимы, окружая Престол Бога, взывали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». При этом сам Исайя услышал глас Божий: кого Мне послать и кто пойдет для Нас? То есть, Бог говорит о Себе одновременно и в единственном Мне, и во для Нас (Ис. 6, 2). В Новом Завете эти слова пророка Исайи осмыслены именно как откровение о Пресвятой Троице. Это мы видим из параллельных мест. В Ин. 12, 41 говорится: «Исайя видел славу Сына Божия и говорил о Нем». Таким образом, это откровение Исайи было Откровением и Сына Божия. В Деян. 28, 25-26 сказано, что Исайя слышал глас Святого Духа, который посылал его к израильтянам, таким образом это было также и явление Духа Святого. Значит видение Исаии было откровением Троицы. на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=70930

При нашествии Тохтамыша, татары раскрыли гробницу святого Петра, думая найти в ней сокровища. С того времени мощи его почивали открыто, но после нашествия ляхов, похитивших драгоценную серебряную раку, положены под спудом и оставались в этом положении до 1812 года. Тогда Наполеон расторгнул гробницу святителя, вероятно, с таким же умыслом, как и Тохтамыш. С дозволения Священного Синода Московский архиепископ Августин торжественно открыл нетленные мощи и обносил их вокруг Успенского собора, при освящении его 30 августа 1813 года (Памятные Московские древности, стр. 6–7). Память святого Петра празднуется 21 декабря, в день преставления, 24 августа, в память перенесения мощей в новопостроенный Успенский собор в 1471 году, и 5 октября, совокупно со святителями Алексием и Ионою. 83 Храмовая икона Успения Божией Матери, писанная святым Петром, стоит в иконостасе Успенского собора, подле местного чудотворного образа Всемилостивого Спаса. Там же, в приделе первоверховных Апостолов, находится икона Богородицы, именуемая Петровскою, та самая, которую святой Петр, еще игумен Ратский, поднес предместнику своему, блаженному митрополиту Максиму. У патриаршего места поставлен архипастырский его жезл, деревянный, с надписью на серебряном ободке: «смиренный Петр митрополит всея Руси». В Синодальной ризнице (бывшей патриаршей) хранится панагия святого Петра: небольшая овальная, с ониксовым камнем, осыпанная венисами и жемчугом. – По старинному подлиннику святитель Петр изображается на иконах маститым старцем, с недлинною, но широкою седою бородой. (Подлинник библиотеки Московской Духовной Академии, XVII в., 433). 85 Тогда московский боярин Василий Кочев, уполномоченный Иоанном, жил в Ростове, отрешил от должности и мучил тамошнего градоначальника, старшего боярина Аверкия, распоряжался судами, отнимал и давал имения.

https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj/rasskazy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010