А.А. Плетнева Епископ Августин (Гуляницкий) и проблема новых переводов с греческого на церковнославянский язык во второй половине XIX в. Епископ Августин (Гуляницкий) и проблема новых переводов с греческого на церковнославянский язык во второй половине XIX в. Во второй половине 19 в. в церковных кругах начинает активно обсуждаться вопрос о языке богослужения. В течение почти двух веков после никоновской справы все темы, связанные с несовершенством православного богослужения, были под негласным запретом. В 70-е годы 19 века ситуация меняется и вопросы устава, текста и языка богослужебных книг начинают восприниматься как актуальные и волнующие. Однако теперь с позиции нового времени требования, предъявляемые к языку богослужения, уже совсем иные. Если в 16–17 вв. важнейшим вопросом был вопрос тождественности славянского перевода оригиналу, то со второй половины 19 в. богослужебный язык Русской православной церкви рассматривается совсем в иной плоскости. Актуальной становится проблема восприятия церковнославянского текста: язык молитвы должен быть понятен молящемуся, текст должен восприниматься без ложных интерпретаций. В русской литературе этого времени в анекдотичной форме отражены казусы языкового восприятия 1 . Не случайно «жезаны и жеможаху» долгое время не сходят со страниц церковной периодики и частной переписки. Как в декларативных заявлениях, так и в опытах пересмотра славянского текста ставятся проблемы упрощения языка богослужения и приближения его к русскому литературному языку. Одним из первых, кто обратился к этой теме, был еп. Екатеринославский Августин (Гуляницкий) 2 . Еп. Августину принадлежит не только разработка принципов упрощения церковнославянского языка, но и ряд переводов с греческого на церковнославянский (см. |
Содержание Предварительные понятия о науке Отдел I. О религии и откровении вообще А. О религии Б. Об откровении Отдел II. Богооткровенная религия Глава I. Ветхозаветная религия Глава II. Новозаветная религия или христианство Глава III. О сохранении истинного христианского откровения в православной церкви Прибавление. О религиях вне христианства А. Внутренние признаки ложности естественных религий. Б. Внешние признаки ложности естественных религий Послесловие вместо предисловия ко 2-му исправленному изданию Предварительные понятия о науке 1. Определение науки. Основное Богословие (или по программе для духовных семинарий 1884 г.). Введение в Православное Богословие представляет собою систематическое изложение рациональных оснований в пользу истины о Божественном происхождении и Божественном достоинстве христианства, как религии Богооткровенной, сохраняемой во всей целости и неповрежденности в церкви Православной. Таким образом, предметом Введения в Православное Богословие служит истина о Божественном происхождении и о Божественном достоинстве Христианства, как религии Богооткровенной, сохраняемой во всей целости и неповрежденности в церкви Православной; задача его состоит в рациональном уяснении и научном обосновании указанной истины; содержание его составляют самое это уяснение и научное обоснование ее. Своим источником наша наука имеет как Божественное откровение (Священное Писание и Предание), на основании которого, главным образом, уясняется смысл положения христианской веры, о которых идет речь во Введении в Богословие, так и разные области человеческого ведения (главным образом науки философские, исторические и некоторые науки естествоведения), которые служат собственно к научному уяснению и обоснованию христианства. 2. Метод науки. Метод науки Введение в Православное Богословие должен быть положительный (Програм. |
Согласно желания автора «Руководства к Основному Богословию» Архим., впоследствии еп. Екатеринославского, Августина (ныне уже покойного), наследником его Прот. А. Ф. Гуляницким право издания «Руководства», с обязательством тщательного пересмотра и возможного усовершения его, передано нам. Неоднократно внимательно пересмотрев его, дополнив и переработав его применительно к новой программе по введению в Богословие, мы решаемся в настоящее время выпустить его в свет. Предоставляя другим судить о качествах нового, в переработанном виде, издания «Руководства к Основному Богословию» преосвящ. Августина, здесь считаем необходимым только обозначить те изменения, какие нами внесены в книгу первого ее автора. Прежде всего, нами внесены в «Руководство» некоторые изменения касательно плана и объема науки соответственно требованиям программы 1894 г. по Введению в Богословие. Так, в первом отделе: о религии и откровении вообще совсем опущен ряд параграфов о бытии Бога, как личного бесконечного Духа, и о бессмертии души человеческой; 67 второй отдел: религии вне xpucmiaucrma отнесен в конец книги в качестве прибавления; в третьем отделе (по новой программе – втором) сделано некоторое перемещение параграфов о внутренних и внешних признаках божественного происхождения Ветхозаветной и Новозаветной богооткровенной религии; наконец, совсем вычеркнута так называемая дополнительная глава. Другие наши изменения в «Руководстве» преосв. Августина касаются самого содержания книги и состоят частью в переработке, частью в составлении вновь некоторых параграфов. Существенно переработаны нами следующие 2, 5, 9 – 12, 27, 87, 42 – 43, 49, 71, 92, 94. Вновь составлены применительно к требованиям программы 1894 г. по Введению в Богословие следующие параграфы: 1., понятие о науке (стр. 1); 6., происхождение религии из потребностей человеческого духа; 13., анимистическая теория религии; 14., психологические теории; 20., библейский взгляд на религию; 25., возможность сверхъестественного откровения как со стороны Бога, так и со стороны человека; 44., учение о происхождении мира и человека через творение и превосходство сего учения перед учениями о том же предмете языческих религий; 48., учение о единстве человеческого рода; 85., влияние христианства на нравственную и общественную жизнь народов; 95., следы единобожья в язычестве; 96., происхождение язычества; 102., о нравственном учении Зороастровой религии. |
9 При исправлении Триоди Постной и Цветной в 1907–1912 гг. иже в функции артикля последовательно исключалось или заменялось на причастие от глагола быти. 10 В относящемся к 1907 г. Докладе Комиссии по исправлению богослужебных книг говорится: «В тех же видах сделать наш богослужебный текст наиболее понятным, проф. А.А. Дмитриевский возбудил вопрос, нельзя ли в наших богослужебных книгах ввести обычную, а не славянскую пунктуацию (то есть знаки вопросительный и восклицательный и пр.) или, по крайней мере, расставить знаки препинания соответственно смыслу речи. Теперешняя наша пунктуация часто воспроизводит греческую, имевшую целью отметить лишь стихотворные строки, и,конечно, иногда может скорее затемнить речь, чем облегчить ее понимание. … Комиссия решила вопрос о введении русской пунктуации представить на благоусмотрение Высшей церковной власти, полагая, что если такое введение признано будет желательным, то его может сделать легко сама типография при печатании» [Кравецкий, Плетнева 2001: 85]. В ответном определении Синода рекомендуется «Пунктуацию оставить прежнего славянского образца, изменив лишь расстановку знаков сообразно смыслу речи» [Кравецкий 2001:86]. 11 Исключения составляли имена членов царствующего дома, которые набирались особым жирным шрифтом. 13 Вообще говоря, правописание имен в Алфавите не является ошибочным. В церковных книгах первой половины 17 в. Нет жесткого распределения букв в соответствии с правилами греческого языка. Оно появляется позже, в связи с никоновской справой. 14 Определение Синода не было опубликовано, поэтому дискуссия не могла выйти за пределы узкого круга справщиков и специалистов по церковно-славянскому языку. Репликой в этой полемике является статья Н.Романского [Романский 1907]. Показательно, что действующая в начале 20 века Комиссия по исправлению богослужебных книг последовательно придерживалась московской нормы. 15 В публицистических статьях о языке богослужения такой вариант церковнославянского языка называется новославянским. Этот термин используется достаточно широко (см.,например [Горцев 1911: 142: Отзывы I: 101, 3: 43; 4: 257]). 16 В Отзывах епархиальных архиереев многие правящие архиереи высказывали свое мнение по вопросу богослужебного языка. Еп. Могилевский Источник: Плетнева А.А. Епископ Августин Гуляницкий и проблема новых переводов с греческого на церковнославянский язык во второй половине XIX в. // Лингвистическое источниковедение и история русского языка 2002. С. 250-263. |
В 1976 году, после капитальной реконструкции здания собора, там открыли Музей истории религии и атеизма. В 1992 году, решением областного совета 108 от 28 марта, храм был официально передан Украинской Православной Церкви и его начали восстанавливать. Первое богослужение в этом соборе было совершено еще до его официального возвращения. Это случилось по настоянию сотрудников исторического музея и верующих в 1989 году, после празднования 1000-летия Крещения Руси. Еще висел маятник Фуко, не было ни одной иконы, но уже прошла первая Литургия. На территории собора располагался некрополь, где нашли свое последнее упокоение церковные деятели и светские знаменитости того времени. Под Екатериновским приделом (в левой части) были похоронены архиепископ Феодосии (Макаревский) почивший в 1885 году и епископ Августин (Гуляницкий) (+1892). Однако во время раскопок на Страстной седмице в 1996 году были обнаружены мощи не двух, а трех архиереев. До сих пор остается неизвестным личность третьего епископа. Бытует предположение, что это епископ Серапион (Маевский) (+1891). Хотя по архивным свидетельствам он был погребен в усыпальнице главного монастырского собора Самарского Свято-Николаевского Пустынного мужского монастыря. Однако, возможно, что это действительно останки Преосвященного Серапиона, так как время его служения на кафедре приходилось с 1885 по 1891, то есть в период между служениями двух погребенных в этом месте иерархов — его предшественника епископа Феодосия и последователя епископа Августина. Вопрос остается открытым и требует дальнейшего исторического исследования. 21 декабря 2008 года Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимира освятил самый большой в епархии колокол для Спасо-Преображенского кафедрального собора. Этим действом осуществилась историческая справедливость — завершилось восстановление соборной звонницы. Отныне соборная колокольня восполнилась заключительным колоколом из ряда тех, которые были до разрушения и закрытия собора большевистской властью. Еще девяносто лет назад у этого храмового здания была самая лучшая колокольня, к сожалению, полностью уничтоженная в советские времена. Она состояла из 11 колоколов, общим весом в 11 тонн. Именно такой царский подарок некогда был преподнесен императорской семьей Николая II кафедральному храму губернского города Екатеринослава в 1903 году. |
утвердил заключение Учебного Комитета. (Подробнее об этом – в Журналах Совета Московской Духовной Академии 21 октября 1870 г.). 73 Магистр XXIV курса (вып. 1864 г.), в то время законоучитель Виленского Девичьего Института. Ректором Литовской (Виленской) духовной семинарии был сделан все-таки не он, а доцент Киевской Духовной Академии, архим. Августин Гуляницкий , автор учебника по Основному Богословию, в сане епископа Екатеринославского в 1892 г. 76 И.В., профессора С.-Петербургской Духовной Академии, защищавшего 27 сентября 1870 г. свою диссертацию на степень доктора Богословия «О древних символах православной церкви», в 1878 г. 77 По желанию Преосвященного Иоанна, епископа Аксайского (бывшего редакция считает долгом сделать поправку к известию, сообщаемому в письме от 27 сентября 1870 г. В письме говорится, будто церковь , которую снабдили Преосв. Иоанна, он оставил в Англии, потому что денег на перевозку не ассигновано, а даром англичане не везут. Преосвященный теперь заявляет: «это неправда: церковь была привезена мною в Нью-Йорк в исправности; недостатка в деньгах на ее перевозку не было.» – Ред. 78 П.В., магистра XXI курса (вып. 1858 г.) Московской Духовной Академии, в то время чиновника канцелярии обер-прокурора впоследствии начальника отделения канцелярии. 79 В прежнее время отчеты ревизоров духовно-учебных заведений издавались отдельными книжками, иногда довольно по семинариям. В последнее время, после введения новейшего (20 апреля 1884 г.) академического устава, печатание ревизорских отчетов отдельными книжками прекратилось; вместо этого издаются циркуляры по духовно-учебному ведомству, где указываются, без поименования заведений, важнейшие недостатки и похвальные стороны, замеченные ревизорами в духовно-учебных заведениях. 80 Новым уставом учреждены были в Академиях новые кафедры. К 9-му сентября 1870 г. в Московской Духовной Академии были четыре свободных кафедры: по Свящ.Писанию, по Основному Богословию, по древней церковной истории и по библейской истории. 81 Такого преподавателя в Московской Духовной Академии никогда не было. Вероятно, здесь говорится о каком-либо кандидате на какую-нибудь из вакантных преподавательских кафедр в Академии. |
Епископ Августин (Гуляницкий) Первое окружное послание о девстве, или к девственникам и девственницам Глава I. Всем, любящим спасение свое во Христе чрез Бога Отца и повинующимся истине Божией в надежде жизни вечной, любящим братий своих и ближних своих любовию Божиею, блаженным девственникам, решившимся хранить девство свое ради царствия небеснаго, и святым девственницам (желаю) о Господе здравствовать. Глава II. Всякому девственнику и всякой девственнице, решившимся по истине сохранять свое девство ради царствия небеснаго, необходимо во всем быть годным для этого царствия. Ибо царство небесное восхищается не словом, ни именем, ни образованием, ни происхождением, ни красотою, ни силою, ни долголетием, но доблестию веры, когда человек являет дела веры. Кто истинно праведен, того дела свидетельствуют о его вере, что он истинно верен – верою великою, верою совершенною, верою в Бога, верою сияющею благими делами, да славится Отец всех чрез Христа. Так и истинные девственники и девственницы слушают того, кто сказал: «правда и вера да не оскудевают тебе: обложи их на твоей выи», и обрящешь милосердие душе твоей, и будешь мыслить благость 1 «пред Богом и человеки» ( ). «Путие праведных подобне свету светятся, предходят и просвещают, исправится день» ( ). Отблески света их просвещают и ныне всю тварь добрыми делами, так что они по истине суть «свет мира» ( ), сияющий «седящим во тме» ( ; ), чтоб они встали и перешли из тмы чрез свет добрых дел страха Божия, «да видят добрая дела и прославят Отца» своего «небеснаго» ( ). Ибо человеку Божию необходимо быть совершенным во всех делах и словах своих, украшаться во всем поведении своем всем честным и благопристойным, и все дела свои совершать в правде, как человеку Божию. |
Со временем на территории кафедрального собора под Екатерининским приделом был расположен некрополь, где нашли свое последнее упокоение церковные деятели и светские знаменитости того времени. Из Екатеринославских архипастырей свой последний приют здесь нашли знаменитый историк и публицист - епископ Феодосий (Макаревский), почивший в 1885 году и епископ Августин (Гуляницкий) 1892). Однако во время раскопок на Страстной Седмице в 1996 году были обнаружены мощи не двух, а трех архиереев. До сих пор остается неизвестным личность третьего епископа. Бытует предположение, что это епископ Серапион (Маевский) 1891). Хотя по архивным свидетельствам он был погребен в усыпальнице главного монастырского собора Самарского Свято-Николаевского Пустынного мужского монастыря. Но по логике вещей - это действительно прах Преосвященного Серапиона, так как время его служения на кафедре приходилось с 1885 по 1891, то есть в период между служениями двух погребенных в этом месте иерархов - его предшественника епископа Феодосия и последователя епископа Августина. Но вопрос остается открытым и требует дальнейшего исторического исследования. В истории собора есть еще один замечательный факт - возвращаясь из Севастополя в 1915 году, Екатеринослав с однодневным визитом (31 января) посетил последний император великой Российской империи царь-страстотерпец Николай II. Своим присутствием он почтил и Преображенский кафедральный собор. На личном автомобиле самодержец всероссийский проследовал на молебное пение в соборный храм, которому в 1903 году от его имени презентовали набор колоколов. Там император прослушал верноподданническое слово епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского). После богослужения и благословения Преосвященный Агапит преподнес государю от духовенства 25 тысяч рублей на нужды войны в распоряжение государыни императрицы Александры Федоровны. |
История Костромской епархии на протяжении последующих веков была наполнена многими событиями. Изменялись ее границы, упразднялись и вновь открывались монастыри, строились новые храмы, учреждались духовные учебные заведения. Среди архипастырей, которые несли на древней костромской земле свое святительское служение, были многие выдающиеся проповедники и духовные писатели, известные церковные ученые и мужественные исповедники веры Христовой, принявшие страдания и смерть в годы гонений на Святое Православие. В их числе – епископ Августин (Гуляницкий), управлявший епархией с 1887 по 1891 год и прославившийся своими учеными богословскими трудами; епископ Виссарион (Нечаев), преемник по кафедре преосвященного Августина, управлявший епархией с 1891 по 1905 год – известный проповедник, основатель журнала «Душеполезное чтение», один из четырех архиереев Русской Православной Церкви, удостоенный высокой ученой степени доктора богословия; священномученик Никодим (Кротков), управлявший епархией в трагические годы репрессий и принявший в числе еще девяти костромских архипастырей, прошедших сталинские застенки и лагеря, мученическую кончину в 1938 году. В 1844 году, в год 100-летия учреждения Костромской епархии, в ее пределах, по данным «Военно-статистического обозрения Российской империи», епархии числилось 14 мужских и 3 женских монастыря, 1007 храмов, 1244 молитвенных домов и часовен. В 1894 году, спустя ровно 150 лет после учреждения Костромской епархии, из 1 416 366 жителей Костромской губернии 1 388 865 человек (98,05 %) являлись православными и единоверцами; в губернском центре – Костроме – к Православной Церкви принадлежали 31 362 из 33 012 горожан. В 1908 году в состав епархии входили 11 мужских и 10 женских монастырей, где подвизались 226 монашествующих и 1606 послушников и послушниц; духовенство епархии состояло из 52 протоиереев, 1082 священников и 518 диаконов (за штатом пребывали 11 протоиереев, 78 священников и 52 диакона). Церквей в епархии насчитывалось (по данным 1909 года): соборных – 28, приходских – 1015, домовых – 23, приписных – 22, кладбищенских – 44; часовен было 1711. При храмах имелось 679 библиотек и 35 церковноприходских попечительства. |
Епископ Августин (Гуляницкий) Первое окружное послание о девстве, или к девственникам и девственницам Глава I. любящим спасение свое во Христе чрез Бога Отца и повинующимся истине Божией в надежде жизни вечной, любящим братий своих и ближних своих любовию Божиею, блаженным девственникам, решившимся хранить девство свое ради царствия небеснаго, и святым девственницам (желаю) о Господе здравствовать. Глава I. любящим спасение свое во Христе чрез Бога Отца и повинующимся истине Божией в надежде жизни вечной, любящим братий своих и ближних своих любовию Божиею, блаженным девственникам, решившимся хранить девство свое ради царствия небеснаго, и святым девственницам (желаю) о Господе здравствовать. Глава II. девственнику и всякой девственнице, решившимся по истине сохранять свое девство ради царствия небеснаго, необходимо во всем быть годным для этого царствия. Ибо царство небесное восхищается не словом, ни именем, ни образованием, ни происхождением, ни красотою, ни силою, ни долголетием, но доблестию веры, когда человек являет дела веры. Кто истинно праведен, того дела свидетельствуют о его вере, что он истинно верен — верою великою, верою совершенною, верою в Бога, верою сияющею благими делами, да славится Отец всех чрез Христа. Так и истинные девственники и девственницы слушают того, кто сказал: «правда и вера да не оскудевают тебе: обложи их на твоей выи», и обрящешь милосердие душе твоей, и будешь мыслить благость «пред Богом и человеки» (Прит. 3:3-4). «Путие праведных подобне свету светятся, предходят и просвещают, дондеже исправится день» (Прит. 4:18). Отблески света их просвещают и ныне всю тварь добрыми делами, так что они по истине суть «свет мира» (Матф. 5:14), сияющий «седящим во тме» (Псал. 106:10; Матф. 4:16), чтоб они встали и перешли из тмы чрез свет добрых дел страха Божия, «да видят добрая дела и прославят Отца» своего «небеснаго» (Матф. 5:16). Ибо человеку Божию необходимо быть совершенным во всех делах и словах своих, украшаться во всем поведении своем всем честным и благопристойным, и все дела свои совершать в правде, как человеку Божию. |
|