Народ вдохновляла церковная проповедь. «От мраков Запада двинулась сила Египетская, – витийствовал епископ Августин (Виноградский). – Тьмы иноплеменных… рассеялись по пределам любезного Отечества… Россияне! Господь с вами… Соедините мысли и сердца». Прозвучал голос немощного уже митрополита Платона (Левшина): «Дерзайте, стойте и зрите спасение!» Но слова и дела иногда расходились. При бегстве из Москвы, перед вступлением в нее врага, толпа с пиками и топорами обступила подворье епископа Августина, настаивая, чтобы тот вышел. Но «испуганный Августин сидел, запершись», утверждает дореволюционный историк Сергей Бахрушин. О том же другой дореволюционный автор: Августин велел закрыть ворота и готовить лошадей. Между архиереями и народом была огромная дистанция даже тогда, когда народ особо нуждался в наставлениях. Эта пустота заполнялась мистическими ожиданиями и суевериями. После Бородина Москва «наполнилась слухами о чудесных явлениях, голосах, слышанных на кладбище… Всякому пустяку придавалось таинственное значение и смысл». При подходе врага к Первопрестольной, «для предупреждения тревоги и смятения», епископ Августин велел запирать колокольни, помогал настоятелям монастырей нанимать подводы, сам выдавал виды клирикам для выезда из Москвы, а клирики шли к нему беспрерывно. Но в ночь на 2 сентября тайком, взяв с собой чтимые чудотворными Иверскую и Владимирскую иконы, в сопровождении духовных лиц, Августин сам покинул Москву. Он воспользовался безопасным путем на Владимир. Смоленскую икону ранее вывез епископ Смоленский Ириней (Фальковский). 5 сентября Августин прибыл во Владимир. Привезенные святыни вдохновили местных жителей. Владимирскую икону ежедневно носили крестным ходом. А местный епископ Ксенофонт (Троепольский), видимо, был занят иными заботами. 10 сентября, когда враг был еще в Москве, он внушал ключарю Успенского собора: «Сего дня отправлена из Владимира карета моя, две повозки с поклажей… надзор имейте неослабный за всем порученным…» (Труды Владимирской ученой архивной комиссии. 1910. Кн. 12. Материалы. С. 25–26.) |
Разрушенная часть колокольни представлялась в виде огромной кучи раздробленных камней, на ней лежали три большие колокола (от тысячи до трех тысяч пудов), как легкие деревянные сосуды, перевернутые кверху дном силою взрыва». Современники писали об уцелевших больших колоколах: «При сем страшном взрыве три из больших колоколов: Реут, Лебедь и Воскресный (Семисотной) остались невредимыми, и только у первого из них отбиты уши... Самый же большой колокол, называемый Успенским, весом в 3555 пуд, совершенно разбился». Сделаем небольшое отступление. «Большой колокол Успенский — Московский благовестник побед, торжеств и празднеств — от падения своего при взрыве колокольни расшибся и лежал на земле без языка; его должно было перелить. После многих исканий мастера, который бы взялся за сие важное дело, наконец Преосвященный (архиепископ Августин (Виноградский) — авт.) вверил это содержателю колокольного литейного завода на Балкане, купцу Михаилу Богданову, у которого еще жил мастер, 90-летний старец Яков Завьялов, бывший работником у Алдермана Слизова при отлитии Успенского благовестника в предпоследний год царствования императрицы Елизаветы Петровны. 8 марта 1817 года Августин сам освятил и сделал закладку нового колокола в четыре тысячи пудов; когда же при отливке его наступила решительная минута для спуска из литейной печи растопленной меди в форму, поставленную в той же яме, где отлит прежний колокол, Преосвященный уединился в особенную комнату помолиться об успешном совершении сего дела, от коего зависело все благосостояние заводчика. Бог внял его молитве. Уже незадолго до своей кончины Августин, слушая с Троицкого подворья звон сего колокола на колокольном заводе, благодарил Бога, что Он помог ему устроить сей памятник для Москвы; им же сделана и надпись, изображенная на оном для того, чтобы передать потомству воспоминание о времени отлития сего огромного в России колокола, который в простом народе и доныне слывет Августином». |
Особенно полюбилась верующим помощь преподобной Марии в трудный 1771 год, когда горожане молились, чтобы избежать заболевания чумой. Во время чумы прикладываться к святыне запрещалось. Во все последующие годы прикладываться к ковчегу разрешалось только в течение одной недели во время Великого поста. После празднования дня преподобной Марии Египетской ее святые мощи переносили в Марьинский храм для недельного народного поклонения. В 1782–1784 годах церковь святой Марии капитально ремонтировали и переделывали. Был устроен придел Сретения Господня. Ветхую кровлю разобрали. Новую четырехскатную крышу и главу обили железом. Деньги на долгожданный москвичами и монахами ремонт дал прихожанин Сретенского монастыря, один из организаторов бумажного и полотняного дела в России Афанасий Авраамович Гончаров. Он снабжал парусами все суда российского флота. Кроме денег промышленник прислал для стройки людей и материалы. Его правнучка Наталья Николаевна стала женой А. С. Пушкина. В 1803 году сгорел Никольский храм и частично пострадал Марьинский. Их ремонтировали на пожертвования князя и княгини Нежицких и купца Милютина. Работы завершили в 1806 году. К началу XIX века обращение за помощью к покровительнице Москвы святой Марии Египетской через молитвы перед ковчегом с ее мощами стало для горожан незаменимым. Перед Бородинским сражением с французами викарий Августин (Виноградский), епископ Дмитровский, распорядился, чтобы настоятели московских монастырей вывезли из города почитаемые иконы в серебряных окладах и драгоценную церковную утварь. Однако главнокомандующий Москвы граф Федор Васильевич Растопчин потребовал, чтобы святые мощи преподобной Марии Египетской оставались в обители, «чтобы не производить у москвичей ропот и уныние» . О том, что серебряный ковчег с мощами преподобной во время оккупации Москвы французской армией остается в Москве и о возможности прийти в Сретенский монастырь помолиться перед святыми мощами было объявлено публично. |
Во время крестного хода с Владимирской иконой 26 августа 1672 года патриарх Питирим роздал милостыню на 6 рублей 19 алтын 2 деньги . Со времени царя Федора Алексеевича крестный ход 26 августа проводился двумя частями. После статьи хода на лобном месте часть хода отправлялась обходить половину Белого города по крепостным стенам до Сретенских ворот, где ход спускался со стены и входил для празднования в Сретенский монастырь. После окончания празднования в обители эта часть хода обходила другую половину Белого города и, отдельно от основного хода, возвращалась в Успенский собор. Таким образом, град Москва полагался на небесную защиту Пресвятой Богородицей. Во второй половине XVIII века, до тех пор, пока не были разобраны крепостные стены, этот ход совершали с Петровской иконой Богородицы из Успенского собора: «Ход болшой бывает в Сретенский монастырь, а в ход носится образ Владимирския и Петровския Богородицы, крест болшой и фонарь болшой же носится… Образ Петровския Богородицы носится по городу по Белому да рипиды соборныя, а от Архангела носится образ запрестольныя Богородицы и крест запрестолной, и Евангелие, и миса со крестом, кропило да кунган… И как кресты придут в собор, которыя прежде, и им бывают звоны особыя» . Поэтому в 1812 году, когда к Москве приближался завоеватель Наполеон с огромным войском, в день Бородинской битвы 26 августа 1812 года вокруг бывшего Белого города и по набережной мимо Кремля и Китай-города обнесли чудотворные Владимирскую, Смоленскую и Иверскую иконы Богоматери. Крестный ход в Сретенский проводил викарий Московской епархии Августин (Виноградский) с двумя грузинскими архиереями. После литургии и молебнов в честь Владимирской иконы Богоматери в Сретенской обители чудотворные иконы были вывезены во Владимир. |
В новые времена духовное красноречие процветало во Франции. Эпоха Людовика XI особенно славилась знаменитыми проповедниками, такими были: Боссюэ, Бурдалу, Флетье, Массилион. В нашем отечестве духовное красноречие развилось ранее светского. Уже в XII веке мы имели замечательного проповедника в лице Кирилла Туровского , которого наши предки называли золотословесным учителем. При Петре Великом особенно славились своим красноречием: Св. Димитрий Ростовский , Стефан Яворский , Феофан Прокопович ; при Елизавете – Гедеон Криновский; при Екатерине II – Георгий Конисский , Анастасий Братановский, Платон Левшин , Иоанн Левинда; при Александре I – Авдосий Подобедов, Михаил Десницкий , (103) Августин Виноградский. Между современными духовными ораторами первое место занимают: Филарет, Митрополит,Московский и Иннокентий Архиепископ Херсонский и Таврический. Глубокая сосредоточенность мысли, строгая последовательность в развитии темы, сила диалектики составляют необходимые принадлежности каждого слова Филарета. Как этот пастырь действует своим словом преимущественно, на разум, путём логического убеждения, так Иннокентий, действует, преимущественно, на сердце возбуждая чувство. Этот отличительный характер его красноречия особенно выразился в двух лучших его произведениях: Страстная и Святая седмицы. Разбор проповеди Филарета: О гласе вопиющаго в пустыне. Разбор проповеди Иннокентия в Великий Пяток. Особенные формы риторических сочинений: письмо и разговор – Образцы этих форм у древних и новых писателей – Образцы отечественные Диалогическая форма сочинения состоит в том, что писатель выводит несколько лиц и заставляет их разговаривать между собою об известном предмете. Лица, выводимые в разговоре, обыкновенно начинают свою беседу с какими-либо случайными обстоятельствами и, потом, переходят к главному предмету речи. Каждое лицо является представителем известного мнения, мысль одного лица вызывает опровержения и возражения со стороны других, и в этой борьбе мнений раскрывается истина, составляющая предмет разговора. Диалогическая форма часто употребляется для открытия каких-либо отвлечённых и практических истин; она даёт писателю возможность представить предмет с разных сторон и с различных точек зрения. |
Смещение епископа или лишение его сана являлись прерогативой вышестоящих церковных инстанций и не могли производиться государственной властью, так как сообщение или отнятие благодатных даров (харизмы) было совершенно вне ее компетенции. Вместе с тем в синодальный период государство неоднократно принуждало Святейший Синод смещать епископов или лишать их сана. Так, Петр I повелел извергнуть из сана и казнить Ростовского архиепископа Досифея, Игнатия, епископа Тамбовского, приказал лишить сана, Игнатия, митрополита сослать в Сибирь. Уже после Петра I по требованию государственной власти Святейший Синод лишил сана Феодосия Яновского, сосланного затем в монастырь с именем монаха Федоса. По повелению императрицы Анны Иоанновны были лишены сана Лев Юрлов, Казанский митрополит Сильвестр Холмский, Киевский архиепископ Варлаам Ванатович, архиепископ Евфимий Коллети и архиепископ Феофилакт Лопатинский; впрочем, при императрице Елизавете оставшиеся в живых были восстановлены в сане. Екатерина II приказала лишить сана митрополита Арсения Мацеевича. При Александре I был лишен сана и сослан в монастырь Могилевский архиепископ Варлаам Шишацкий за то, что в после захвата Могилева французами он приветствовал Наполеона и присягнул ему на . В последующее время, особенно при Николае I и в обер–прокурорство Победоносцева, многие епархиальные архиереи смещались и отправлялись на покой по монастырям за проступки административного характера. Последним случаем такого рода было, кажется, смещение Саратовского епископа Гермогена Долганова при обер–прокуроре Саблере в Еще одним нововведением Петра I стала отмена белого клобука для митрополитов, при этом все епископы получили право ношения саккоса, что ранее было привилегией митрополитов. Впавший в немилость Нижегородский митрополит Сильвестр Холмский был в перемещен сначала в в сане митрополита, но без белого клобука, простым епископом в Тверь (1720–1723) и в Рязань (1723–1725). Даже Московская кафедра с 1742 по замещалась архиепископами. Лишь Платон Левшин стал митрополитом (1775–1812), но его преемник Августин Виноградский (1818–1819) снова был в сане архиепископа, да и сам Филарет Дроздов в 1821–1826 гг., уже возглавляя Московскую епархию, имел сан архиепископа. В Петербурге после в череде митрополитов оказался и один Амвросий Подобедов . |
Учитель и катехизатор Академии Ириней (Клементьевский) , впоследствие Архиепископ Псковский, написал и издал целый ряд комментариев: из Ветхого завета – на Псалмы (обширный, трехтомный), на книгу пророка Даниила, на двенадцать малых пророков; из Нового Завета – на послания к Римлянам и к Евреям. Учитель и ректор Троицкой Семинарии, а потом Академии, Архимандрит Аполлос (Байбаков), впоследствии Епископ Архангельский, написал и издал Толкования на послания Ап. Павла к Коринфянам (первое), Галатам, Ефесеям, Филипийцам, Колоссянам и первое к Солунянам. Учитель, префект и ректор Академии Архимандрит Афанасий (Иванов), впоследствии Архиепископ Екатеринославский, составил записки по классу чтения Св. Писания, где славянский перевод Библии поверялся и с греческим переводом, и с еврейским подлинником (остаются в ркп.). Ученик, учитель и ректор Академии Архимандрит Мефодий (Смирнов) , впоследствии Архиепископ Псковский, написал и издал Толкование на послание Ап. Павла к Римлянам (1794 г.). Учитель, префект и ректор Академии Архимандрит Августин (Виноградский), впоследствии Архиепископ Московский, написал Толкование на Апостольские послания (ркп.). – Ряд толкований и толковников почтенный! Сюда же примыкают: Четвероевангелие или свод Евангельских повествований Х.А. Чеботарева, профессора Московского Университета, и Толкование на послание к Римлянам Московского священника Петра Семеновича Томилова. Издавались и краткие толкования отдельных мест Писания в роде изъяснения молитвы Господней Московского протоиерея Иоанна Кандорского (1806 г.) и др. 21 Киевская Академия за все это время может указать только на двух мужей, воспитанников своих, сделавших вклад в библейскую науку нашу. Это – 1) Ученик, учитель и ректор Киевской Академии Архимандрит Ириней (Фальковский), впоследствии Епископ Чигиринский, написавший Толкование на послания Апостольские, из коих впрочем изданы только толкования на послания к Римлянам и Галатам (1806–7 г.) 2) Воспитанник Киевской Академии, впоследствии Архиепископ Курский, Феоктист (Мочульский), издавший (1808) сочинение под заглавием: Драхма от сокровища божественных Писаний В. и Н. Завета, т. е., сокращение правил, при чтении Св. Писания к знанию потребных. |
Родился 29 июня 1737 года в селе Чашникове, находящемся в 37 верстах от Москвы по Петербургскому шоссе (в миру Петр Георгиевич и, собственно, не Левшин, а Левшинов, фамилия переделана в Левшин учился в Славяно-греко-латинской академии, в которой в 1751 году, еще прежде окончания учения, сделан учителем поэзии и публичным катихизатором; в 1758 году переведен в Лаврскую семинарию в учители риторики, причем 14 августа этого года принял в лавре монашество; в 1759 году сделан префектом семинарии и учителем философии, а в 1762 году – ректором и учителем богословия; в 1763 году взят в законоучители к великому князю Павлу Петровичу, вместе с чем сделан придворным проповедником; в 1766 году поставлен в архимандриты лавры; в 1770 году назначен в архиепископы Тверские с сохранением звания архимандрита лавры; в 1775 году переведен в архиепископы Московские, из которых в 1787 году переименован в митрополиты; скончался 11 ноября 1812 года и погребен в построенном им Вифанском монастыре. Платон есть знаменитый иерарх Русской церкви, человек прекрасных нравственных качеств, а что касается до него как архимандрита лавры, то без преувеличения можно сказать, что он был лучшим архимандритом из всех до него бывших: он почти заново перестроил лавру, а алтарь Троицкого собора украсил так, что великолепие последнего, можно сказать, напоминает храм Соломонов (кроме того, что сейчас есть в алтаре, нужно еще смотреть великолепнейшую одежду на престол, хранящуюся теперь в 71. Августин Виноградский. Родился в Москве в 1766 году, учился в Перервинской семинарии и Московской академии, учил в академии, в Перервинской и Троицкой семинариях, был ректором последней семинарии и академии; в 1804 году посвящен в епископы Дмитровские, викарии Московской митрополии; в 1811 году, по болезни митрополита Платона, ему поручено было заведывание всеми делами Московской епархии; в 1812 году получил титул архиепископа Дмитровского и сделан архимандритом лавры; в 1818 году переименован в архиепископы Московские; скончался 3 марта 1819 года и погребен в Успенском соборе лавры. |
– Учитель, префект и ректор Московской Академии Архимандрит Амвросий (Подобедов) , в последствии митрополит Петербургский, написал Руководство к изучению Св. Писания Ветхого и Нового Завета, изданное несколько после 12 . Учитель и префект Троицкой Семинарии, а потом Академии Иеромонах Амвросий (Серебреников), в последствии Архиепископ Екатеринославский, написал Толкование на книгу пророка Иезекииля (ркп.). Учитель и катехизатор Академии Ириней (Клементьевский) , впоследствии Архиепископ Псковский, написал и издал целый ряд комментариев: из В. Завета – на Псалмы (обширный, трехтомный), на книгу Пророка Даниила, на двенадцать малых Пророков; из Н. Завета – на послания к Римлянам и к Евреям. Учитель и ректор Троицкой Семинарии, а потом Академии, Архимандрит Аполлос (Байбаков), в последствии Епископ Архангельский, написал и издал Толкования на послания Ап. Павла к Коринфянам (первое), Галатам, Ефесеям, Филиппийцам, Колоссянам и первое к Солунянам. Учитель, префект и ректор Академии Архимандрит Афанасий (Иванов), в последствии Архиепископ Екатеринославский, составил записки по классу чтения Св. Писания, где славянский перевод Библии поверялся и с греческим переводом и с еврейским подлинником (остаются в ркп.). Ученик, учитель и ректор Академии Архимандрит Мефодий (Смирнов) , в последствии Архиепископ Псковский, написал и издал Толкование на послание Ап. Павла к Римлянам (1794г.). Учитель, префект и ректор Академии Архимандрит Августин (Виноградский), впоследствии Архиепископ Московский, написал толкования на Апостольские послания (ркп.) – Ряд толкований и толковников почтенный! Сюда же примыкают: Четвероевангелие или свод Евангельских повествований X. А. Чеботарева, профессора Московского Университета, и Толкование на послание к Римлянам Московского священника Петра Семеновича Томилова: Издавались и краткие толкования отдельных мест Писания в роде изъяснения молитвы Господней Московского Протоиерея Иоанна Кандорского (1806г.) и др. 13 |
Ириней Фальковский, знаменитый богослов, в своем Сокращении Богословия изумляющий обширностью взгляда и познаний; до сочинений Макария Европа не имела полнейшего богословского учебника. Памятен для нас и Амвросий Подобедов , Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский 1818), член разных ученых обществ, который в первый раз особенно показал отличный дар красноречия двумя словами над гробом соименного ему Святителя Московского Зертис-Каменского, из которых одно тогда же переведено было на немецкий и французский языки и за тем долго витийствовал с кафедры в присутствии Двора и всякий раз слышал от Царских Особ отличные о себе отзывы. Кроме того, всю жизнь свою он посвящал на мудрое управление паствой и образование духовного юношества. В особенности Санкт-Петербургская Академия должна помнить его просвещенную заботливость об образовании духовных юношей: он дал жизнь ей. Памятен и Августин Виноградский, Архиепископ Московский 1819), член разных ученых обществ, так много содействовавший сохранению святынь и драгоценностей Московских в нашествие галлов, с таким радушием и отеческой любовью ободрявший русских во дни скорби и с такой живостью чувства, чувства глубокого и пламенного, произносивший речи при разных замечательных случаях. И теперь глубоко трогает сердце, например, речь его, сказанная по случаю годичного поминовения Бородинских воинов. Памятен и Михаил Десницкий , Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, действительный член Российской Академии и других ученых обществ 1820), неутомимый проповедник, около кафедры которого всегда и везде теснилась паства, чтобы напитаться его духовной пищей, всегда назидательной для души, всегда сладкой для сердца. С благодарностью вспоминают Церковь и Отечество и о преосвещеннейшем Митрополите Киевском, действительном члене Российской Академии и других ученых обществ Евгении Болховитинове , который, между прочим, составил предначертание о преобразовании духовных училищ и занимал почетное место не только между нашими иерархами, но между историками и археологами и сверх того имел степень доктора медицины. |
|