Нерсес, будучи оговорен перед халифом, провел в Багдаде три года в заключении; освобожденный новым халифом, он взял с собой Або. В Тбилиси Або изучил грузинский язык. Своими добродетелями он заслужил общую любовь и уважение народа. Або стал изучать Священное Писание и всё чаще посещать храмы Божий. Пребывая в посте и молитве, он искал удобного случая, чтобы принять святое Крещение. В то время правитель Картли Нерсес вновь был оклеветан перед халифом и вызван в Багдад. Нерсес, желая избегнуть расправы, поехал на север, в Хазарию. В его свите из 300 человек оказался также Або. В Хазарии он и принял святое Крещение. Через несколько месяцев, следуя за Нерсесом, Або оказался в Абхазии. Там он вел строгую подвижническую жизнь, постоянно размышлял над Священным Писанием, подолгу молился на церковных службах. О благочестивой жизни святого Або стало известно владетелю и епископу Абхазии. Они часто призывали святого Або для духовной беседы, удивляясь его глубокой вере и знаниям. Но, желая избежать мирской славы и подражая подвигу преподобного Антония Великого, святой Або предался безмолвию и лишь через три месяца, в день Светлого Воскресения Христова, прервал свое молчание, славя и проповедуя Воскресшего Спасителя. Аввакума пророка Храмы в Каталоге Святой пророк Аввакум, один из 12 малых пророков, происходил из колена Симеонова Аввакума протопопа Храмы в Каталоге Августина Калужского Храмы в Каталоге Священномученик Августин, архиепископ Калужский и Боровский (в миру Беляев Александр Александрович) родился 28 февраля 1886 года в городе Камышин Саратовской губернии в семье священника. Обучался в Кинешемском Духовном училище и Костромской Духовной Семинарии. В 1911 году окончил Казанскую Духовную Академии со степенью кандидата богословия. |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 10 (23) Священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский преподобномученики Иоанникий (Дмитриев), Нифонт (Выблов) священномученики Иоанн (Сперанский) и Борис (Семенов) мученики Александр (Медем), Алексий (Горбачев), Николай (Смирнов), Аполлон (Бабичев), Михаил (Арефьев) мученицы Феоктиста (Ченцова), Анна (Остроглазова), Ольга (Масленникова) Священномученик Августин (в миру Александр Александрович Беляев) родился 28 февраля 1886 года в селе Каменка Юрьевецкого уезда Костромской губернии в семье протоиерея Александра и его супруги Евдокии. У них было пятеро детей, и Александр был самым младшим. С детства в нем обнаружился глубокий, благочестивый настрой и проявилась любовь к храму. Владыка впоследствии рассказывал, что когда ему было шесть лет, родители не взяли его на Пасхальную службу, и он убежал из дома и спрятался на хорах в храме, и там за поздним часом уснул. После службы родители пришли домой и тут обнаружили, что сына нет дома. Когда Александр был еще подростком, в дом к родителям ходил странник, которого многие почитали за благочестивую и праведную жизнь и который не раз, обращаясь к мальчику, называл его архиереем. По окончании Кинешемского духовного училища Александр поступил учиться в Костромскую Духовную семинарию, а Казанскую Духовную академию, по окончании которой в 1911 году он был направлен преподавать русский язык и литературу в Пензенское епархиальное женское училище. Впоследствии он стал также преподавать и в мужском заведении Пензы. В дневнике он в то время писал о себе: «Я не карьерой и положением в обществе и часто бываю, вопреки пословице, один в поле воин... Патриархальный уклад семейной жизни отца внедрил глубоко в моем сознании нравственную ответственность за каждый шаг. Вот почему я, учитывая себя, делаю учет и другим. И от степени требовательности к себе, зависит требовательность моя и к другим...» |
Об особенностях иконы Собора Пензенских святых рассказывает древлехранитель Пензенской епархии Евгений Белохвостиков: «По сложившейся иконографической традиции, в центре иконы Собора региональных святых располагается или главный храм города, или главная святыня. На иконе Собора Пензенских святых в центре композиции — Первохрам — Спасский кафедральный собор, над которым два ангела, парящие на облаках, держат главную святыню нашего края — Казанскую Пензенскую икону Божией Матери». Святые, вошедшие в Собор Пензенских святых (21 человек), расположены в три ряда. Первый ряд (слева направо): Августин (Беляев), архиепископ Калужский, священномученик ; Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский, священномученик ; Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский, святитель ; Тихон (Никаноров), архиепископ Воронежский, священномученик ; Феодор (Смирнов), епископ Пензенский, священномученик . Второй ряд (слева направо): Николай Прозоров, пресвитер, священномученик ; Феодор Каллистов, пресвитер, священномученик ; Герасим (Сухов), преподобномученик ; Пахомий (Ионов), преподобномученик ; Иоанн Калинин, пресвитер, священноисповедник ; Василий Смирнов, пресвитер, священномученик ; Гавриил Архангельский, пресвитер, священномученик ; Петр Покровский, пресвитер, священномученик . Третий ряд (слева направо): Иоанн Паташев, Кочетовский, блаженный ; Григорий Самарин, диакон, священномученик ; Арефа Насонов, пресвитер, священномученик ; Филарет Великанов, пресвитер, священномученик ; Ева (Павлова), игумения, преподобномученица ; Елена (Асташкина), преподобномученица ; Гермогена (Кадомцева), преподобномученица ; Агриппина Киселева, мученица. В композиции иконы соблюдена симметричность, а расположение святых является логически выверенным. В первом ряду расположены пять архиереев, по центру — святитель Иннокентий Пензенский, который возглавляет Собор Пензенских святых. Это первый пензенский святой и по времени жизни, и по времени канонизации. День его рождения стал днем празднования Собора Пензенских святых. По бокам от святителя Иннокентия располагаются епископы по старшинству. Рядом с архиепископ Иоанном Рижским двое священномучеников, которых он рукополагал в священный сан, — это Августин (Беляев), архиепископ Калужский (в первом ряду) и пресвитер Николай Прозоров (во втором ряду). |
Изображение отличается от остальных портретов Успенского собора красотой пропорций и хорошо вписанной в поле композицией; выделяется также профессионализмом исполнения (мягкий колорит, обогащенный полутонами и сложными валерами), достоверностью и психологической трактовкой облика архиепископа (характерный морщинистый лоб, широкий нос, цепкий взгляд из-под нахмуренных бровей, образовавших на переносице вертикальную складку). В написанном маслом портрете не используются иконописные приемы работы над формой, здесь создан монументальный образ реального исторического деятеля. Парадное изображение, близкое по иконографии, но копийного характера, с более утрированными пропорциями, имеется на полотне XIX в. (ВГИАХМЗ), по-видимому, из мемориальной серии портретов местных архиереев, к-рая после упразднения Великоустюжской епархии (1788) была передана оттуда в архиерейский дом Вологды (вероятно, не ранее 1800). Под изображением тоже помещена биографическая справка: «Npioc[bя]щehhый Гabpiuлъ архиепископъ прибылъ въ Устюгъ 1738го году, августа 7 числа, а прежде 1731го году изъ архиманддритовъ Владимирского Рождественского монастыря произведенъ во епископа въ Суждальскую и Юрьевскую епархию по[…] въ 1735 году пожалованъ архиепископомъ въ Казанскую и Свияжскую, а 1738-мъ переведенъ во град Данковъ и имелъ жителство въ тамошнемъ монастыре, где и скончался въ 1750-мъ году в Переславле Залесском съ прочими Apxiepei, а Вязники тоже». Оба сохранившихся изображения Г. восходят к неизвестному прижизненному оригиналу. В сольвычегодском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре, по описи 1786 г., в келье игумена хранились «персоны» устюжских архиереев Сергия, Г. и Варлаама. Лит.: Сорокатый В. М. Вопросы биографии Г. Островского и искусство портрета в Вел. Устюге XVIII в. // ПКНО, 1989. М., 1990. С. 256-299. М. Е. Даен Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) |
АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих) ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) ЛАВРЕНТИЙ (Князев Евгений Иванович; 1877 - 1918), еп. Балахнинский, сщмч. (пам. 24 окт., во 2-ю неделю сентября - в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИТРОФАН (Краснопольский Дмитрий Иванович; 1869-1919), архиеп., сщмч. (пам. 23 июня, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) |
Тексты Определений 93 и 135 напечатаны на бланках «Московская Патриархия / Заместитель Патриаршего Местоблюстителя / Определение» (далее – бланк «Определение») (илл. 1, 3), а не на бланках «Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода» (далее – бланк «Постановление») (илл. 5), которые использовались, вероятно, до упразднения Синода в мае 1935 г. с. 42]. Поэтому в бланках «Определение» отсутствует формула «Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный при нем Патриарший Священный Синод СЛУШАЛИ» бланка «Постановление» (илл. 5), вместо которой имеется краткое «СЛУШАЛИ» (илл. 1, 3), без именования собрания, принимавшего решение. Так же как и в Постановлении, в конце каждого из Определений имеются подписи присутствовавших при слушании и обсуждении архиереев (ср. илл. 5 и илл. 2, 4). Однако на бланке «Постановление» перед подписями архиереев имеется формула «Члены Патриаршего Священного Синода» (илл. 5), отсутствующая по указанной выше причине в бланках «Определение» (илл. 2, 4). Согласно имеющимся подписям, Определение 93 подписали (илл. 2): 1) Заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) ; 2) митрополит Ленинградский Алексий (Симанский); 3) митрополит Казанский Серафим (Александров) 11, VI, s. 33–37 ; 4) митрополитЯрославский и Даниловский Павел (Борисовский) 11, V, s. 281–283 ; 5) митрополит Ивановский Павел (Гальковский) 11, V, s. 291 ; 6) епископ Мелекесский Артемон (Евстратов) 11, s. 405 ; 7) архиепископ Орловский Александр (Щукин) 11, I, s. 99 ; 8) епископ Калужский Августин (Беляев) 11, I, s. 20 ; 9) епископ Рыбинский Варлаам (Пикапов) 11, II, s. 44 ; 10) епископ Ульяновский Владимир (Горьковский) II, s.210–211] 2 ; 11) архиепископ Харьковский Иннокентий (Летяев) 11, III, s. 249250 ; 12) управляющий делами Московской Патриархии протоиерей Александр Лебедев . Определение 135 подписали (илл. 3): 1) Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) ; |
АВГУСТИН (БЕЛЯЕВ) Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Архиепископ Калужский и Боровский Августин (Беляев) В 1913 г. женился на ученице старшего класса епархиального училища Юлии, дочери священника Александра Любимова , в семье родились две дочери - Юлия (1914 г.р.) и Нина (1919 г.р.). После революции Александр Александрович стал старостой храма. Был защитником Православия против раскольников, организовавших в Пензе так называемую народную церковь , которую возглавлял лишенный архиерейского сана Владимир (Путята) . 16 декабря 1919 году был арестован за участие в контрреволюционной деятельности Пензенского братства православных христиан . 1 мая 1920 года был освобожден по амнистии ГЧК. 26 мая 1920 г. дело было прекращено постановлением ГЧК. 22 июня 1920 г. супруга скончалась от чахотки. Старшей его дочери тогда было четыре с половиной года, младшей - восемь месяцев. Воспитывать детей ему помогала няня Анисия Ефимовна - неграмотная, но глубоко верующая женщина. 28 августа 1920 г. Александр Александрович был рукоположен в сан священника с назначением в Рождественский храм города Пензы . В 1920 году был арестован по обвинению в агитации против соввласти . Через полтора месяца был освобожден. 22 апреля 1922 года был арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей и хранении запрещенной литературы . 15 июля того же года был освобожден, переехал с детьми в Кинешму . В том же году возведен в сан протоиерея . В Кинешме служил в одном из городских храмов. Его подвижническое служение сделали его известным не только среди православных города, но и всей епархии. Епископ Иваново-Вознесенский В 1922 году возникло обновленческое движение , которое в 1923 году достигло большого размаха; благодаря энергичной поддержке властей, большинство храмов в Иваново-Вознесенске были захвачены обновленцами. Епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) отпал в обновленчество, а викарный епископ Кинешемский Василий (Преображенский) был арестован властями. 14 сентября 1923 года в Покровском кафедральном соборе в Иваново-Вознесенске состоялось собрание представителей одиннадцати православных религиозных общин города, съехавшихся для обсуждения вопроса о приглашении православного епископа на свободную архиерейскую кафедру. Собрание единогласно постановило: «принять кандидатуру протоиерея Александра Беляева, проживающего в городе Кинешме, временно, впредь до возвращения епископа Василия и просить Патриарха Тихона посвятить протоиерея Александра Беляева на просимую должность». |
Калужская и Боровская епархия 14 февраля 2011 г. 14:17 Учреждена 26 октября 1799 г. резолюцией императора Павла I. Административные и географические границы новоучрежденной епархии полностью соответствовали границам Калужской губернии. На момент образования объединяла 692 прихода и 8 монастырей. В 1799-2011 гг. на Калужской кафедре пребывало 40 архипастырей. К 1917 г. епархия насчитывала 743 храма, в том числе 609 соборных и приходских, 26 монастырских, 42 домовых и 52 приписных; 8 мужских и 5 женских монастырей, 2 женские монашеские общины. На приходах служило 949 клириков. Сеть православных учебных заведений состояла из 626 церковноприходских школ, в которых работало около 30000 учителей, действовала Калужская духовная семинария, 3 духовных училища, Епархиальное женское училище и множество приходских училищ. Социальную и благотворительную деятельность осуществляли 9 богаделен, 32 братства, 406 церковноприходских попечительств и 18 обществ трезвости. В 1918 г. в епархии были закрыты все духовные учебные заведения, духовная консистория, епархиальная библиотека, прекращено издание Калужского церковно-общественного вестника, упразднены все домовые храмы. Все церковное имущество было национализировано, церковноприходские школы были переданы в Народный комиссариат образования. Стали закрываться храмы и монастыри, а их имущество изыматься. С начала 20-х гг. XX в. в Калужской епархии существовал обновленческий раскол, который прекратил свое существование в 1939 г. В 1937 г. по обвинению в «контрреволюционной деятельности» был расстрелян архиепископ Калужский и Боровский Августин (Беляев, священномученик, память 10/23 ноября), занимавший кафедру с 1934 г. С ним было расстреляно 18 священнослужителей и мирян. После расстрела архиепископа Августина епархия до 1942 г. была лишена архипастырского руководства. За это время почти все храмы были закрыты, многие разрушены. Всего, по имеющимся данным, за 1929-1941 гг. были приговорены к разным мерам наказания, в том числе и к расстрелу, 411 священников, 116 церковнослужителей, 5 приходских старост, 161 человек из монашествующих. |
Священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский и Боровский — 23 ноября 28 февраля 1886 года в Костромской губернии в семье протоиерея Александра Беляева родился пятый ребенок, названный Александром. Дом священника иногда посещал один благочестивый странник — и почему-то, обращаясь к маленькому Саше, называл его архиереем. В будущем пророчество исполнилось — Саша стал не только архиереем, но и мучеником за Христа. Прошло время, и в 1913 году Александр захотел жениться на девушке Юлии. Однако при встрече странник сказал ему: — Здравствуй, Саша-архиерей. — Ну какой же я архиерей, у меня невеста, — удивился Беляев. — А все-таки архиерей! — ответил странник. Свадьба состоялась, и у супругов родились две дочери, но семейное счастье продлилось недолго — в 1920 году Юлия умерла. С тех пор детей Александру помогала воспитывать няня. Похоронив жену, он решил полностью посвятить свою жизнь Богу и на исходе лета того же года стал священником. В те годы его дважды арестовывали за церковную деятельность. Выйдя из тюрьмы второй раз, он вместе с детьми переехал в Иваново-Вознесенскую епархию, в город Кинешму, где вскоре завоевал глубокое уважение паствы. И когда правящий архиерей епархии уклонился в обновленческий раскол, то на свободную кафедру собрание православных общин епархии постановило избрать именно протоиерея Александра Беляева. Патриарх Тихон пошел навстречу этому пожеланию и после пострига с именем Августин рукоположил священника в епископа. Любовь и уважение к новому архиерею были столь велики, что благодаря его служению за короткое время из раскола в Церковь вернулось несколько приходов. За это 5 февраля 1924 года владыка Августин был арестован. «Пользуясь положением духовного лица и используя религиозные предрассудки населения, старается направить последнее к сопротивлению законам советской власти», — так большевики сформулировали претензии, но, как ни странно, в этот раз отпустили епископа. Правда, долгое время после этого не давали служить в собственной епархии, а 9 октября 1926 года епископ Августин вновь был арестован и уже вскоре приговорен к трем годам ссылки в Среднюю Азию. Затем, в 1931 году, — еще раз к трем годам, но на этот раз уже лагерей. |
Священномученик Августин ( Беляев ), архиепископ Калужский и Боровский – 23 ноября . – С.47. Священномученик Августин – Александр Беляев (1886-1937) родился в Костромской губернии в семье местного протоиерея. В 1920 году, после смерти любимой жены, оставившей ему двух дочерей, решил полностью посвятить свою жизнь Богу, стал священником. За церковную деятельность его дважды арестовывали. Выйдя из тюрьмы, уехал с детьми в Иваново-Вознесенскую епархию, в город Кинешму, где вскоре завоевал глубокое уважение паствы. Успешно противостоял обновленческому расколу. Православными общинами епархии был выдвинут на должность правящего архиерея, в связи с чем патриарх Тихон после пострига с именем Августин рукоположил священника в епископа. 5 февраля 1924 года был арестован, ему запретили служить в собственной епархии. В октябре 1926 года - новый арест и три года ссылки в Среднюю Азию. Затем, в 1931 году – еще к трем годам, но на этот раз уже лагерей. Вернувшись в 1934 году, Владыка стал епископом Калужским и Боровским, в 1936 году – архиепископом. В 1937-ом, с началом новой волны гонений, вновь арестован и приговорен к расстрелу. Убит 23 1937 года. Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва) www.fond.ru. Навстречу Христу . Памяти священномучеников Александра (Смирнова) и Феодора (Ремизова) – 14 ноября. Фото из архива автора// Фома. - – ноябрь 2008. – С.48. – (рубрика « Числа »). 14 ноября 1918 года приняли мученическую смерть отец Александр Смирнов, священник Крестовоздвиженской церкви села Вышегород Верейского уезда Московской губернии и отец Феодор Ремизов, настоятель Ризоположенской церкви того же села. Схваченные группой красноармейцев-карателей, они были подвергнуты жестоким издевательствам и, несмотря на это, встретили свой страшный конец с достоинством и молитвой. Палачи зверски расправились с отцом Александром и были напуганы тем, что исполосованный шашкой священник, вопреки всему, оставался жив, пока его не ударили прямо в сердце. После этого каратели подступили к отцу Феодору, который стал обличать их в жестокости и убийствах. Его начали избивать, повалили на землю и убили двумя выстрелами. Мощи священномучеников Александра и Феодора по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П и Высокопреосвященного митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия 20 сентября 2003 года были помещены в храме Казанской иконы Божией Матери в городе Реутове (Московская область). |
|