Следует сказать, что правила этой игры так или иначе были принимаемы всеми иерархами, вынужденными к придворной службе. Так, современник московского владыки, петербургский митрополит Гавриил (Петров), в течении 30 лет (!) первенствующий член Св. Синода, безусловно, должен был соблюдать (и соблюдал) внешнюю, блестящую, сторону придворной жизни, как, например, присутствие на дворцовых обедах. Однако келейную жизнь вел простую, можно сказать, бедную, питаясь у себя почти одной вареной капустой. Аскет по природе, по необходимости одетый в роскошные рясы, митрополит Гавриил воспринимал придворную жизнь как повод для смирения и сокрытия своего подвига. Эпоха, в которую жил митрополит Платон, не предполагала рефлексии относительно всевозможных поступавших к нему дарений, поскольку все значительные события государственной жизни России конца XVIII в., как правило, сопровождались наградами и пожалованиями Церкви и духовенству со стороны царствующих особ. И это было не только нормой: отсутствие таких наград почиталось впадением в немилость. Не обойден вниманием был и московский владыка, начинавший получать материальные знаки высочайшего благоволения буквально с первых своих шагов в церковной иерархии, когда, будучи еще иеромонахом и ректором Троицкой семинарии, был пожалован Екатериной II «довольною денежной наградой» за приветственную речь, произнесенную перед ней в ее приезд в Лавру после коронации в 1762 г. К слову, император Павел I, посетив в 1797 г. после своей коронации Лавру, точно в таком же случае пожаловал ректору Троицкой семинарии Августину (Виноградскому) золотые часы с бриллиантами. И это был всего лишь иеромонах, даже не епископ! (Первый же подарок самому Платону Павел преподнес, будучи еще девятилетним мальчиком и его учеником: это была собранная им со своего стола тарелка с экзотическими фруктами роскошью, в то время доступной только в императорском дворце и домах знатнейших вельмож.) Многие же из последующих высочайших пожалований и подарков митрополиту Платону являют собой образцы не только высокого, но и чрезвычайно драгоценного ювелирного искуства (все они сохранились, будучи переданы в свое время самим владыкой в ризницы Чудова монастыря и Троице-Сергиевой лавры).

http://pravoslavie.ru/57732.html

Большого расцвета Московская духовная академия достигла при митрополите Московском и Коломенском Платоне (Левшине) в последнюю четверть XVIII столетия. При митрополите Платоне закладываются основы русской церковно-исторической науки, в академии начинается преподавание на русском языке, ограничивается влияние западноевропейской схоластики и латыни. Особое внимание уделяется изучению Церковного Устава (Типикона), вводится ряд новых предметов: церковная и гражданская история, история философии, физика, медицина, придавших академическому курсу полному и многосторонность. С отеческим участием митрополит Платон относился к жизни Московской академии и навсегда остался в ее благодарной памяти. К концу XVIII века Славяно-греко-латинская академия пришла со значительными результатами. Ее выпускники - видные иерархи, клирики, блестящие проповедники и церковные писатели, историки, поэты, переводчики. Среди питомцев Духовной школы - литератор Антиох Кантемир, великий русский ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов, математик Лаврентий Магницкий и многие другие выдающиеся деятели российского просвещения. Ректор академии, впоследствии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) , вице-президент Российской академии наук, изданием " Добротолюбия " во многом способствовал подъему духовной жизни в русский монастырях конца XVIII -начала XIX века. В результате предпринятой в начале XIX века реформой церковного образования раскрылись широкие горизонты. Изменилось и место нахождения Московской духовной академии. Решением Святейшего Синода , по ходатайству архиепископа Московского и Коломенского Августина (Виноградского) , академия была переведена из Москвы, где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812 года, в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру . После преобразования академии по новому учебному уставу ее открытие состоялось в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы - 1 октября 1814 года. С того же года ведёт свое начало и коллекция древностей Московской духовной академии, со временем выросшая в музей получивший название Церковно-археологического кабинета .

http://drevo-info.ru/articles/72.html

Наполеон и диавол. Немецкая карикатура. После 1813 г. Наполеон и диавол. Немецкая карикатура. После 1813 г. Во всех епархиях вскоре стали читать специальные молитвы, к-рые, как правило, были составлены епархиальными архиереями, отпечатаны в типографиях и разосланы по приходским храмам: в Московской епархии - «Молитва об изгнании врагов из Отечества» еп. Августина (Виноградского), в С.-Петербургской - «Пастырское приглашение к молитве» митр. Амвросия (Подобедова). Даже в Великом княжестве Финляндском была составлена особая молитва, содержавшая смиренную просьбу к Богу «положить предел высокомерию завоевателя» и «даровать победу справедливому делу» «миролюбивого Государя» Александра I. Антинаполеоновская церковная проповедь, подчеркивавшая религ. значение войны (ее представляли как священный подвиг в защиту Православия от «безбожной» Франции), укрепляла в рус. обществе сознание национального единства и поддерживала патриотические настроения. Религ. фразеология активно использовалась также светской пропагандой. Напр., полковые священники в войсках распространяли информацию из письма профессора Дерптского ун-та В. Ф. Гецеля, к-рое было послано в начале О. в. М. Б. Барклаю де Толли. Применив к франц. алфавиту принцип евр. изображения чисел, где первые 10 букв обозначают единицы, а прочие - десятки, Гецель высчитал в имени и титуле Наполеона I «звериное число 666», а также, истолковав 2 фрагмента Апокалипсиса (Откровения св. Иоанна Богослова), предсказал его скорое падение. Последнее объяснялось числом 42: согласно Апокалипсису, власть зверю (отождествлявшемуся христ. эсхатологией с антихристом) будет дана на 42 месяца, а Наполеону I в то время было 42 года. Исчисления Гецеля и размышления о созвучии имен Наполеона и «апокалипсического» Аполлиона (демона истребления, разрушения и смерти) имели в эпоху О. в. довольно широкое распространение, оказывая влияние не только на простой народ, но и нередко на представителей дворянства. Для создания соответствующего образа врага активно использовались также изобразительное искусство и худож.

http://pravenc.ru/text/Отечественная ...

Решение императора поддержала Русская Православная Церковь: Синод выпустил воззвание, к-рое вслед за манифестом читали во всех храмах страны. В нем подчеркивалась связь происходивших событий с Великой Французской революцией, во время к-рой «ослепленный мечтою вольности» франц. народ казнил законного кор. Людовика XVI и осквернил собственные храмы, чем заслужил проклятие Бога, распространившееся также и на те страны, к-рые последовали за Францией. Имп. Наполеон I именовался «властолюбивым, ненасытимым, не хранящим клятв, не уважающим алтарей врагом», к-рый «покушается на нашу свободу, угрожает домам нашим и на благолепие храмов Божиих простирает хищную руку». О. в. осознавалась как «искушение», нависшее над Россией, которое она должна преодолеть с Божией помощью и еще больше утвердиться «в уповании на Промысел». Церковь призывала прихожан «принять оружие и щит» и «охранить веру отцов». Духовенству предписывалось укреплять людей в вере и призывать к участию в организации и деятельности ополчения: «Всех научайте словом и делом не дорожить никакою собственностью, кроме веры и Отечества» (РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 627. Л. 15). В плане выполнения духовенством этого предписания показателен случай, происшедший 25 июля 1812 г. в Тамбове во время заседания местного дворянского собрания, рассматривавшего вопрос о создании ополчения. Еп. Тамбовский и Шацкий Иона (Василевский ; впосл. митрополит), совершив литургию, в полном облачении вошел в дом, где проходило собрание, исполнил молебственное пение с коленопреклонением и обратился к дворянству и купечеству с краткой речью, призвав «ополчиться единодушно и сокрушить зубы скрежещущего врага», доказать, что «мы за святость веры, за дом Божией Матери, за честь и славу великого монарха нашего готовы победить или умереть». Епископ первым внес 3 тыс. р. на создание ополчения. Этот поступок, по словам очевидца, «побудил все состояния к похвальному соревнованию». Положения воззвания Синода нашли отражение и развитие в речах церковных иерархов, в проповедях и молитвах священнослужителей, обращенных к армии, ополчению и народу. Огромной популярностью пользовались речи выдающихся проповедников того времени митр. С.-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова) и еп. Дмитровского Августина (Виноградского ; впосл. митрополит), временно управлявшего Московской епархией «до выздоровления» митр. Московского Платона (Левшина).

http://pravenc.ru/text/Отечественная ...

Прекрасный проповедник, именуемый на Москве «вторым Златоустом» , законоучитель и воспитатель наследника Царского престола, будущего Императора Павла I , ставшего одним из благочестивейших русских Царей, он взрастил также целое поколение духовных иерархов и церковных пастырей. Один из самых просвещенных людей своего времени, он видел недостаток духовного образования, потребности которого не могли удовлетворить существовавшие тогда две духовные школы - Славяно-греко-латинская Академия и Троицкая семинария. Выбор его пал на заштатный Николо-Перервинский монастырь, недалеко отстоящий от Москвы, но в то же время удаленный от суеты столичной жизни. В 1775 году он, в то время еще архиепископ Московский и Калужский, основывает здесь семинарию, которая по праву стала именоваться Платоновской. Митрополит Платон любил устроенный им на Перерве сад духовного просвещения и до конца дней своих о нем заботился. Часто посещая Перервинскую обитель, он лично вникал во все стороны жизни семинарии. Заботясь о семинарском хозяйстве, трапезе, одежде для семинаристов, он обращал свое особое внимание на ход и характер преподавания. Он присутствовал на экзаменах, на диспутах, задавал вопросы, исправлял школьные упражнения, слушал ученические проповеди. Он радовался всякому проблеску таланта и дарования, всякому успеху в науках. Так, на экзамене в Перервинской семинарии он заметил одного ученика - Алексия Васильевича Виноградского, бедного сироту. Написанные им латинские стихи понравились владыке, и он стал выделять его, провидя в нем будущего своего преемника на Московской кафедре - архиепископа Августина. То же случилось и с другим учеником Перервинской семинарии - будущим митрополитом Московским Серафимом (Глаголевским). Ревностная отеческая забота митрополита Платона о Перервинской семинарии не могла не принести своих плодов: на протяжении 39 лет своего существования она все время находилась в цветущем состоянии, и по отзыву самого основателя своего, «многих произвела успешных учеников и добрых священников». Под свое особое покровительство принял архипастырь и Николо-Перервинский монастырь, неустанно во все время своего святительства в Москве заботясь о приведении в порядок монастырских дел и о его благоустройстве.

http://sobory.ru/article/?object=03495

ректором Черниговской ДС. Его хиротонию Синод поручил возглавить (из-за кончины 3 марта 1819 архиеп. Московского Августина (Виноградского) ) еп. Иннокентию. В связи с делом о книге Станевича на заседании Комиссии духовных уч-щ 14 янв. 1819 г. М. от имени Синода предложил разработать офиц. руководство для цензоров духовных сочинений. Составление «Проекта устава духовной цензуры» Синод поручил конференции СПбДА «при непосредственном участии» М. В марте 1820 г. «Проект...», внесенный М., был рассмотрен Синодом, но утвержден не был. 12 июля 1820 г. на покой в третьеклассный Деревяницкий в честь Воскресения Христова монастырь близ Новгорода был уволен архиеп. Ярославский и Ростовский Антоний (Знаменский) , присутствовавший с 1818 г. в Синоде (одной из причин его ухода на покой был конфликт с кн. Голицыным). Одновременно М., удалив «за нерадение» прежнего настоятеля обители, назначил на его место иером. Фотия (Спасского), к-рого 20 июля возвел в сан игумена, и сообщил об этом Синоду лишь затем, чтобы тот исходатайствовал выдачу Фотию прогонных денег. М. освятил заложенные митр. Амвросием церкви: 24 окт. 1818 г.- в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул., а 18 авг. 1819 г.- во имя Двенадцати апостолов в новом здании СПбДА. 26 июня 1819 г. М. заложил Исаакиевский собор, 6 июня 1820 г.- Свято-Духовскую ц. Александро-Невской лавры . Последняя строилась по особому проекту - основной зал располагался в ней перпендикулярно помещению с алтарем, чтобы молящиеся могли лучше слышать проповедника. Митрополит сам сделал эскиз ее иконостаса. Свято-Духовская ц. получила особое значение после указа 17 апр. 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости»: в ней стали регулярно устраивать внебогослужебные беседы, в которых участвовал и митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) . Наместником лавры 10 марта 1819 г. М. назначил бывш. настоятеля Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря архим. Товию (Трубачевского), известного митрополиту еще по Новгороду, где тот в 1800-1802 гг. был настоятелем Клопского Михайловского во имя Святой Троицы монастыря . Архим. Товия помогал М. в строительстве Духовской ц., собрав более 20 тыс. р. (М. пожертвовал 3 тыс. р.). Архим. Товия также занимался устройством Лаврской киновии - деревянного дома «для временного приезда преосвященного» с хозяйственными постройками на принадлежавшей лавре земле на правом берегу Невы. Здесь же митрополит планировал поместить престарелых и больных монашествующих лавры, которая не имела больницы, и построить для них «церковь с небольшим количеством келий». На средства, вырученные от продажи 2-го издания своих сочинений, М. решил построить рядом каменный дом, а затем испросить «увольнение от дел епаршеских», чтобы «пребывание иметь в том Загородном доме по жизнь свою» (РГИА. Ф. 796. Оп. 102. Д. 482. Л. 13-14).

http://pravenc.ru/text/2640894.html

Начиная со 2-й трети XVIII в. Н. м. м. постепенно утратил статус придворного мон-ря. После секуляризации церковных имуществ 1764 г. обитель отнесена к 1-му классу, его устав утратил признаки общежительности: была упразднена общая трапеза, монахини, поступая в монастырь, покупали или строили кельи на свои деньги или получали пустующие кельи, но их ремонт осуществляли на собственные средства. Сократилось число монастырских послушаний; часть работ (шитье, вышивка и др.) производилась за свой счет ( Петров. 1994. С. 45). Смоленская икона Божией Матери, с двунадесятыми праздниками. Сер. XVI в., рама — 1685 г. (Смоленский собор Новодевичьего мон-ря) Смоленская икона Божией Матери, с двунадесятыми праздниками. Сер. XVI в., рама — 1685 г. (Смоленский собор Новодевичьего мон-ря) В 1772 г. архиеп. Тверской и Кашинский Платон (Левшин; впосл. митрополит) подтвердил право Н. м. м. на проведение крестных ходов: в Светлый понедельник, в Светлый пяток - в день празднования иконе Божией Матери «Живоносный Источник», 13 мая - в день мц. Гликерии (в память об основании обители) (Там же. С. 49). В кон. XVIII в. мон-рь сильно пострадал от 2 крупных пожаров - 1788 и 1796 гг. (Там же. С. 58-59). Тяжелые испытания выпали на долю Н. м. м. в 1812 г. В конце авг. вместе с отступавшей русской армией в Москву прибыла чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» (Ист. описание. 1885. С. 109). По благословению управляющего Московской епархией еп. Августина (Виноградского) в Н. м. м. был отслужен молебен, после к-рого икону обнесли вдоль монастырских крепостных стен (Там же). По распоряжению Синода ризница мон-ря была вывезена на подводах игум. Мефодией (Якушкиной) в Вологду (Там же. Прил. 7. С. L). Начиная со 2 сент. под стенами мон-ря появлялись отряды наполеоновских войск, 8 сент. обитель была ими занята. В Н. м. м. разместилось ок. 2 тыс. чел. из корпуса маршала Л. Н. Даву под командованием полковника М. Задера. Все здания церквей, кроме Смоленского собора, были заняты солдатами; монахиням оставили 3 кельи (по др.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

28) Сие подлинное учреждение за рукою нашею хранить при делах в соборе; а копию за скрепою опекуна прибить на стене в кельи, где будут жить студенты». – Тогда же Платон дал в семинарскую контору следующее предписание: «1) Билет сообщить собору и хранить его в ризнице, в ящики за печатию монастырскою, а копию с него, и, в какой силе подано от нас объявление в воспитательный дом, хранить в соборе и в семинарской конторе. 2) Проценты от собора брать ежегодно вместе с процентными деньгами лаврскими. 3) Опекуном быть г. Виноградскому и ему же деньги 200 руб. отдать. 4) Кельи для пяти студентов отвести на городовой стене, и, что надобно, в них исправить хорошенько, полы чтоб были деревянные и всегда чистые: также приготовить пять кроватей с постелями, шкаф, столы и прочее, что надобно. На все сие дозволяется ректору с опекуном употребить до 50 рублей, взяв оные от отца казначея. 5) После вакации хотя ректору и опекуну и выбрать пять студентов, прописанных в учреждении качеств, но для конфирмации представить их нам в бытность нашу. 6) Платье и прочее им сделать из полученных 200 руб., так как из тех же двух сот рублей и все годовое иметь содержание на точном основании учреждения. И ежели паче чаяния на первый год тех 200 р. недоставать будет, то дополнить из семинарской суммы С тем, чтоб в следующий год (в который расходу будет меньше, нежели в нынешний год) оные деньги в семинарскую сумму возвратить» 159 . Виноградский (Алексей Васильевич в последствии Августин, архиепископ московский), назначенный опекуном над платониками, был в то время учителем риторики. В кандидаты на места первых платоников ректор и опекун представили Платону девять человек из риторики, троих из философии и троих из богословия: Платон избрал из них: студента богословию Ивана Иванова Драницына, студента философии Алексея Никитина Ратнева, и учеников риторики Петра Иванова Докучаева, Ивана Васильева Васильевского и Филиппа Иовлева Машкова. Платоники помещены были и после помещались отдельно от прочих учеников; для них отделаны были комнаты в городовой стене за чертогами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Священник Стефан Козьмин был определен к Воскресенской церкви преосвященным епископом Дмитровским Серафимом (Глаголевским) в 1803 г. Дьячок Василий Евдокимов был женат на дочери отца Стефана Февронье Степановой и получил назначение в церковь села Мерзлово в 1809 г. Сохранилась «Метрическая книга» церкви Обновления храма Воскресения Христова села Мерзлова за 1812 г., в которой записаны требы выполненные священником Стефаном Козьминым, дьячком Василием Евдокимовым и пономарем Николаем Григорьевым. В приходе Воскресенского храма числились селения следующих помещиков: вдовы Марьи Петровны Полибиной село Мерзлово и деревня Носово, сельцо Яковлевка жены капитана Екатерины Степановны Ушаковой, деревни Толстиково и Старый стан коллежского советника Ивана Яковлевича Карпова. Ведомости говорят о кончине и погребении на сельском кладбище при Воскресенском храме в 1812 г. помещика коллежского советника Ивана Яковлевича Карпова в возрасте 41 г. (24 ноября) и помещика сельца Грешилова полковника Кесаря Петровича Шестакова в возрасте 70 лет (6 февраля 1813 г.). В этом же году в апреле умирает в возрасте 23 лет жена пономаря Воскресенской церкви Николая Григорьева Евдокия Ефимова и в июне он женится вторым браком на дочери дьячка Успенской церкви Боголеповой пустыни Анне Александровой. В апреле 1815 г. умирает пономарь Николай Григорьев и на его место претендует ученик Московского уездного училища сын пономаря подмосковной церкви Дмитрий Розанов, который в своем прошении на имя Управляющего Московской епархией архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) называет храм в селе Мерзлом в честь Боголюбской Бижией Матери. Видимо, в 1816 г. вдова полковника Марья Петровна Полибина решила продать свое владение Клинского уезда при селе Мерзлом и деревне Носовой, на что она просит свидетельство на недвижимое имение Вотчинного департамента. В клировых ведомостях Воскресенской церкви в селе Мерзлово Клинского уезда на 1819 г. о храме записано: «церковь во имя Обновления храма Воскресения Христова с двумя приделами Боголюбской Божией Матери и святого Иоанна Воина, каменного здания, в твердости, утварью церковною довольна».Причт состоял из священника Стефана Козьмина, дьячка Василия Евдокимова и пономаря Григория Иванова (сын дьячка Казанской церкви села Трехсвятского, назначенный в причт Воскресенской церкви в 1818 г.).

http://sobory.ru/article/?object=20969

Мы имеем основание предполагать, что и самая редакция определения Комиссии от 16 марта 1816 года принадлежала Филарету 48 . Согласно первому пункту этого определения, Филарет избрал себе в сотрудники следующих, отчасти уже известных нам лиц: бакалавров академии священника Г. П. Павского 49 , на долю которого достался перевод евангелия от Матфея, и архимандрита Моисея Богданова-Платонова 50 , на которого возложено было поручение – перевести евангелие от Луки. К этим сотрудникам от академии присоединен был еще инспектор С.-Петербургской духовной семинарии, архимандрит Поликарп Гойтанников 51 , которому предложено было переводить евангелие от Марка. Сам Филарет взял на себя перевод евангелия от Иоанна 52 , равно как сам же он потом составил и «Возглашение к христолюбивым читателям» 53 , как предисловие к русскому переводу Четвероевангелия и всего Нового Завета. Все эти сотрудники Филарета приступили, под его руководством, к переводу в первой же половине 1816 года, так что от 20 мая Филарет пишет к своему деду по матери: «теперь большую заботу делает предпринятое по Высочайшей воле изъяснительное преложение Нового Завета на Российское наречие, частью для простого народа, частью для просвещенных нынешнего века, которые, не разумея Славянского наречия, читают Евангелие на Французском 54 . Как-то сие намерение покажется вашим старожилам: ко мне и из купечества некоторые пишут о сем с желанием и радостью. Помолитесь, чтобы Господь укрепил слабые и недостойные наши руки, чтобы достойно сеять святое семя слова Его!» 55 Равным образом и от 31 июля того же 1816 года пишет к архиепископу Московскому Августину Виноградскому о невозможности своей быть в Москве на праздник Преображения Господня (6 августа), чтобы служить самому в качестве настоятеля в Новоспасском монастыре, и между причинами такой невозможности Филарет ставит и «предпринятый перевод Нового Завета» 56 . В виду определения Св. Синода относительно перевода, а равно и в виду самопонятной важности и великости предлежавшего переводчикам подвига, сознание чего высказалось и в сейчас приведенном письме главного и ближайшего руководителя дела перевода – Филарета к его деду, как самый перевод, так и издание его совершались с достодолжною тщательностью и внимательностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010