Москва. Кремль. Чудов монастырь. Собор Чуда Михаила Архангела в Хонех. /// Объект утрачен Собор. Утрачен. Престолы: Чуда Михаила Архангела в Хонех Год постройки:Между 1501 и 1504. Год утраты:1929 (разрушен) Ссылки: Адрес: г. Москва, Центральный административный округ (ЦАО), Тверской Координаты: 55.752266, 37.619194 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Чуда архангела Михаила в Чудовом монастыре Кремля собор (уничтожен). Чудов монастырь, основанный в 1365 г. святителем Алексием, митрополитом Московским, находился на месте площади перед зданием бывшего Президиума Верховного Совета СССР и западной части самого здания. История монастыря началась, вероятно, с построения небольшого каменного храма. Обитель изначально была общежительной, в ее духовном устроении принимали участие ученики преподобного Сергия Радонежского. В 1431 г. соборный храм перестраивался, а в 1501–1505 гг. был отстроен заново. Святитель Алексий заповедал похоронить себя в соборе основанной им обители, и был погребен «в церкви близ алтаря». Его святые мощи почивали в соборе до 1680 г., когда были перенесены в новоотстроенную Алексеевскую церковь. Одновременно с этим храмом при царе Федоре Алексеевиче (по некоторым данным, государь сам составил чертеж обновленного комплекса монастырских строений) была воздвигнута церковь во имя апостола Андрея Первозванного, примыкавшая с восточной стороны к Алексеевскому храму. Последней по времени постройки церковью Чудова монастыря был храм во имя святителя Иосафа Белгородского, устроенный в 1911 г. при кельях наместника монастыря. История Чудова монастыря богата знаменательными событиями и связана с именами многих выдающихся людей Русской Церкви и государства. В 1493 г. и 1547 г. монастырь сильно пострадал во время больших пожаров. В Смутное время его разграбили польские интервенты. Во время наполеоновского нашествия он служил резиденцией маршала Даву, который устроил свою спальню в алтаре соборной церкви. Захватчики грабили монастырское достояние и оскверняли святыни. После ухода французов из Москвы обитель, служившая с 1744 г. кафедрой московских архиереев, была восстановлена заботами архиепископа Августина (Виноградского). |
Обстоятельства и причины смерти М. остаются невыясненными. Утром 6 окт. 1792 г. он был найден в своей спальне мертвым, с 3 ранами на шее. На полу был обнаружен складной нож. Прибывший губернатор Таврической обл. ген.-майор С. С. Жегулин «долго рассматривал... похолодевший труп» М., затем написал рапорт, в к-ром зафиксировал факт убийства епископа ( Лебедев. 1910. С. 50). Имелись версии о его убийстве «домашними» или местными «разбойниками». Однако тайному советнику В. С. Попову, статс-секретарю имп. Екатерины II, Жегулин 14 окт. 1792 г. писал о том, что М. скончался «несчастным образом от своих собственных рук... Не руки его, ниже воля суть виновники сего несчастия, но закоснелые геморроидальные припадки, а от них уже апоплексических и меланхолических сих последних в самой высочайшей степени» ( Мурзакевич. 1883. С. 262). Вскоре и еп. Нижегородский и Алатырский Дамаскин (Семёнов-Руднев) сообщил в письме своему другу еп. Коломенскому и Тульскому Афанасию (Иванову) о том, что М. «свела в могилу печаль и туга по Потёмкину» и, «впадши в невероятное безумие», он «сам наложил на себя руки». Митр. Платон писал еп. Афанасию: «Кончина страшная! Особливо, что уверены, аки бы от себя... Я читал губернаторский рапорт по исследовании, чем и кончено все, но он показался мне весьма неполным и сомнительным» ( Лебедев. 1910. С. 50-51). Архиерей был похоронен в г. Ст. Крым в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (сгорела в 1825, впосл. воссоздана). Известен как проповедник «нравственно-практической» школы митр. Платона (Левшина), стремился к ясности и строгости стиля; составил 2 краткие надгробные речи кн. Потёмкину (1792), «российскому Ахиллесу», «создателю флотов». Первое «надгробие» - обширная эпитафия на кончину М.- было написано и опубликовано в 1794 г. стихотворцем и переводчиком В. Г. Рубаном (1742-1795). Затем на лат. языке появилась «Елегия на Моисея епископа, смертию насильственною убитого» (1795), к-рую приписывали иером. Августину (Виноградскому) . На рус. язык ее перевел митр. Платон (Там же. С. 52-57). |
тайн. А как он не сделал сего по невежеству более, нежели по нерадению, то наставить его, что, в таких случаях, никакого нет сомнения исповедовать и приобщать св. таин». В другой раз консистория приговорила священника к штрафу за то, что тот, по нерадению, довел свою дочь до худой жизни. Преосвященный написал: «что отец небрежением довел свою дочь до развратной жизни, в том судити имать его Бог». Вообще в резолюциях его заметна отеческая снисходительность к человеческим слабостям, и в них чаще других встречается выражение: «единственно из снисхождения нашего и в надежде на исправление, послать в монастырь, на черные работы, но не запрещая священнослужения, в той надежде, что, может быть, некоторые из вдовых священников и диаконов, усмотрев хороший порядок, тишину и беззаботную при неоскудном удовольствии, жизнь, возымеют святое желание удалиться от мира и сует оного, дабы остаток дней посвятить единственно Богу и благочестью». Скромный, терпеливый и снисходительный сам, он не любил тщеславного превозношения священников и называл его глупою школьною гордостию. В кратковременное управление смоленскою паствою он успел выстроить новый каменный храм над Днепровскими воротами. В сем храме находится чудотворная икона Божией Матери Одигитрии; устроил новую дорогую ризу на эту икону и оставил ящик с жемчугом, за собственною печатью, для будущих украшений этой иконы. В 1812 году, февраля 7-го, преосв. Серафим перемещен в Минск, с титулом архиепископа, но, по случаю смутных обстоятельств тамошнего края от неприятельского нашествия, он, с разрешения Св. Синода, прибыл в Петербург и присутствовал в Синоде и в комиссии дух. училищ. В 1814 г., 30 августа, он переведен был архиепископом в Тверь и пожалован в члены Св. Синода, а в 1819 г» 19 марта, после кончины московского архиепископа Августина Виноградского , переведен в Москву, с возведением в сан митрополита. Здесь в звании викария при нем состоял Лаврентий, епископ Дмитровский, а когда Лаврентий был переведен в Чернигов, на его место посвящен был Афанасий (Телятев). |
Кроме лекций по догматическому богословию и истолковательному чтению Св. Писания, тщательно и самостоятельно обработанных и имевших немаловажное значение, особенно при начале ученой деятельности преобразованной Московской духовной академии, кроме разного рода более или менее пространных мнений по вопросам церковным, писем и т. п., не предназначавшихся к печати, от Филарета осталось немало и печатных трудов. Таковы проповеди его, изданные отдельно или в сборниках, а именно: «Слово в день Вознесения Господня », произнесенное в 1814 г.; «в Великий Пяток», говоренное в 1815 г.; другое «слово в Великий Пяток», говоренное в 1818 г. в Новоиерусалимском монастыре; «Слово при отпевании московского архиепископа Августина» (Виноградского), произнесенное 10 марта 1819 г.; «Слово на новый 1822 год» и др. Все эти проповеди напечатаны были в годы произнесения их отдельными брошюрами в синодальной и других типографиях. Затем следуют: «Беседы на пятую, шестую и седьмую главы св. Евангелиста Матфея», вышедшие уже 3-м изданием в Москве, в 1831 г., а в 1837 г. – 4-м; «Беседы на 5-ю, 6, 7, 8, 9, 10 и 11-ю главы св. Евангелиста Матфея», Киев, 1842; «Беседы на Евангелие Иоанна», т. I., Киев, 1847; «Слово в день восшествия на Всероссийский престол благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича», Киев, 1850; «Слова и речи, говоренные в разные времена», т. 1–3, Киев, 1857; новое издание – там же, 1883; «Евгений, митроп. Киевский и Галицкий», сообщение, напечатанное в XIX книге «Временника Московского общества истории и древностей» 1857 года. Личные черты характера Филарета, выше представленные, ясно отражаются и в этих учено-литературных произведениях его, особенно же простота, задушевность и возвышенная степень благочестивой настроенности, при строгости православных воззрений и глубине разумения духа и буквы Св. Писания. О митроп. Филарте писано было довольно много. Кроме более или менее кратких некрологов и других сообщений о жизни и различных сторонах деятельности его, появившихся в повременных изданиях непосредственно после смерти его, следует отметить: «Высокопреосв. |
Златоустовский мон-рь. Фотография. 1882 г. С 1808 г. М. И. м. возглавлял архим. Лаврентий (Бакшевский ; впосл. архиепископ Черниговский и Нежинский). При нем в обители пол соборной церкви был выстлан лещадью (плиткой), в 1809 г. оштукатурены стены; в 1811 г. поновлены 7 местных икон в иконостасе; позолочены кресты на всех храмах и колокольне; в 1810-1811 гг. частично выстроена новая ограда. В авг. 1812 г. по поручению викария Московской епархии Дмитровского еп. Августина (Виноградского) архим. Лаврентий принимал меры по заблаговременному вывозу из Москвы (при угрозе захвата франц. войсками) церковных святынь, ризницы. 23-24 авг. архимандрит тайно перевез в настоятельские покои М. И. м. церковную утварь и ризницу загородного Перервинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . 31 авг. 1812 г. архим. Лаврентий направил в Вологду по Троицко-Сергиевскому тракту обоз с имуществом Златоустовского и Перервинского мон-рей. «Оставшиеся вещи, хотя и были убраны, но все отысканы неприятелем и разграблены» (ЧОИДР. 1858. Кн. 4. Отд. 2. С. 43). К сент. 1812 г. в М. И. м. остались лишь иером. Серафим и иеродиак. Геннадий. Вскоре и они, испуганные ворвавшимися французами, покинули обитель. После отступления франц. войск, 31 дек., архим. Лаврентий вернулся в Москву и поселился в мон-ре, который не пострадал от пожаров, но подвергся разграблению и осквернению (так, в Троицкой ц. франц. солдаты устроили конюшню). Среди проч. реликвий после франц. оккупации сохранились драгоценные митра и венец, к-рые в 1819 г. дополнили оклад 1750 г. на соборном образе свт. Иоанна Златоуста (ГММК). После 1812 г. в восстановленной обители строили новые храмы. На средства тульского купца 1-й гильдии Д. П. Шапошникова 11 сент. 1821 г. в Свято-Троицкой ц. был освящен придел во имя свт. Иннокентия (Кульчицкого), еп. Иркутского,- 1-й престол в Москве, устроенный в его честь. Купец давно почитал Сибирского чудотворца: по торговым делам он часто бывал в Иркутске и посещал иркутский в честь Вознесения Господня монастырь , где почивали мощи святителя. Во время одной из поездок, летом 1798 г., Даниил Петрович тяжело заболел: 2 месяца не вставал с постели, не принимал пищи. Жена Шапошникова стала молиться свт. Иннокентию, и ночью он явился к ним в дом, ударил жезлом в пол и приказал купцу встать. Наутро больному стало легче, и вскоре он выздоровел. Шапошников объявил о своем чудесном исцелении, что было зафиксировано и впосл. нашло отражение в печатном издании ( Громов П. В., прот. Начало христианства в Иркутске и св. Иннокентий. Иркутск, 1868). Купец с семьей переехал в Москву, выкупив дом близ мон-ря. В приделе свт. Иннокентия был установлен пожертвованный Шапошниковым образ святителя, писанный в 1810 г. с подлинной иконы, находившейся в иркутском Вознесенском мон-ре. |
16. Митрополит Платон, воспитанник Московской Славяно-греко-латинской Академии, постриженник Сергиевой Лавры, потом из наместников ее и ректоров Троицкой Семинарии поступивший в законоучители к Цесаревичу Павлу Петровичу, архимандрит Лавры, архиепископ Тверской и наконец митрополит Московский. Знаменитый в свое время проповедник, писатель и администратор, основатель Вифанского монастыря и тамошней Семинарии. Преставился 11 ноября 1812 года. При преемнике его, архиепископе Августине (Виноградском) открыта в Лавре 1 октября 1814 года Московская Духовная Академия, возрастившая многих архипастырей и просветителей духовного юношества. 17. Митрополит Филарет был, так сказать, гением хранителем Академии в течение первого полустолетия ее существования. Урожденец г. Коломны, учитель Лаврской Семинарии, Василий Михайлович Дроздов, постриженный в Лавре с именем Филарета, ректор Петербургской Духовной Академии, первый в России доктор богословия, архиепископ Тверской, Ярославский и наконец Московский, возведен в сан митрополита в 1826 году. Основал Гефсиманский скит. В 1867 году, через три месяца после торжественного празднования пятидесятилетия в святительском сане, преставился 19 ноября 1867 года. Погребен в Лавре подле Сошественской церкви; над могилою его воздвигнута церковь во имя прав. Филарета Милостивого. Еще не настало время для оценки деятельности великого святителя, как ревностного соучастника в правительстве всероссийской Церкви и в сношениях с церквами Восточными, как епархиального архипастыря, как проповедника и богослова; мы, современники его, а особенно знавшие его лично, и пользовавшиеся милостивым его вниманием, можем только благоговеть пред его памятью. При нем, и после него было в Лаврской братии несколько замечательных лиц: 18. Афанасий, архимандрит, наместник Лавры, был из неученых, ремеслом иконописец, долго заведовал иконописною школою при митрополите Платоне и образовал несколько искусных учеников, между которыми лучшим был художник Малышев, заступивший место Афанасия в заведовании школой. Назначен в звание наместника в 1818 году. Смиренный подвижник и добродушный старец, он в управлении Лаврою был слишком снисходителен; когда говорили ему, что нужно держать монахов построже, он отвечал: «Ох! окаянные, окаянные, измучили они меня! А взыскивать не могу: сам я всех грешней». Преставился 23 февраля 1831 года, предузнав свою кончину. Тело отца Афанасия погребено за алтарем Сошественской церкви. |
«В сердце моём ещё живы слова Платона из его «инструкции Вифанским студентам и Платоникам» – пишет один из его питомцев, бывший Архиепископ Каменец Подольский Кирилл: – Студенты, по окончании наук, обнадёживаются от нас хорошею промоцией; впрочем, быв просвещены и благонравны, сами встретятся со счастьем» 50 . Такими-то средствами Платон приготовил многих достойных; правителей Дому Божия и знаменитых витий, которыми украшалась и доныне ещё украшается отечественная Церковь . Он склонил принять иноческий образ Павла Пономарева, Амвросия Протасова, Августина Виноградского , Евгения Казанцева, Филарета Дроздова , Симеона Крылова и многих других. Под правлением Платона рассадники духовного просвещения стали рассадниками достойных Архипастырей, столпов православия. Попечения Архипастыря не ограничивались одними школьными занятиями питомцев. Как человек образованный, одарённый обширным умом и чувствительным сердцем. Платон не мог не любить изящных искусств 51 и заграждать им вход в область школы, тем более что и в Московскую и Киевскую Академии открывали им доступ сочинители библейско-исторических драм святитель Димитрий Ростовский и Симеон Полоцкий . – Для развития вкуса и дарований, для упражнения в произношении и движении, Платон допускал в вакационное время, представление Семинаристами избранных сцен из Библейской, Греческой и Римской истории, также некоторых трагедий Сумарокова, даже сам назначал пьесы для представления, иногда и сам присутствовал; но однажды вывел весьма невыгодное заключение о студенте из того, что тот хорошо сыграл безбожника из известной трагедии 52 . В аудиториях юноши занимались инструментальною и вокальною музыкой: пением духовных кантов оглашались не только учебные покои в часы отдыха от учения, но и рощи и сад Корбухи и Перервы, Пафнутьевский сад в Лавре. Платону приятно было видеть питомцев своих бодрыми и весёлыми духом; он повторял слова Апостольские: «Благодушествует ли кто, да поёт» ( Иак. 5:13 ). Зная необходимость развития и упражнения телесных сил, Платон позволял сменять прогулками и невинными играми школьные труды, требовавшие усидчивости и напряжения ума; Троицкие и Вифанские семинаристы, весной и осенью, чистили рощи и в садах дорожки, летом шевелили и складывали сено в копны на лугах, поливали и пололи гряды в огородах, сбирали травы для домашней аптеки и цветы для украшения церквей в праздники и аудитории во время диспутов, нередко и сам Архипастырь бывал свидетелем и даже участником таких занятий, кои имели целью внушить учащимся любовь к природе, уважение к трудам поселянина, приучить их к хозяйству, необходимому для сельского священника, и дать полезное для здоровья развлечение учёным труженикам. Бывши врагом праздности и роскоши, Платон собственным примером учил юношей трудолюбию и умеренности. |
Теперь облик застройки Подольска знатно изменился. Торговые ряды при советской власти сломали, почти вплотную к собору построили жилые дома, из-за чего храм стало трудно красиво сфотографировать. Однако в любом случае он остаётся выдающимся памятником архитектуры и истории России позапрошлого века. История Троицкого собора города Подольска началась в августе 1818 г., когда жители города обратились к управляющему Московской епархией архиепископу Московскому и Коломенскому Августину (Виноградскому) с прошением о возведении нового храма: «…решили единодушно устроить вновь церковь каменную, огромного здания, внутри самого города, на Красной площади, во имя Живоначальной Троицы, с приделами: с правой стороны — во имя Успения Божией Матери, а с левой — во имя святых апостолов Петра и Павла, на которой площади для помещения новой церкви и построения священно- и церковнослужителям домов земли весьма достаточно». Благочестивые подольчане хотели, чтобы собор был построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. Проект нового собора жители Подольска заказали уже известному и авторитетному в то время московскому зодчему Осипу Ивановичу Бове. В архивном деле о построении храма чудом сохранились подлинные проектные чертежи, подписанные архитектором. Проект был представлен архиепископу Августину, который незадолго до своей кончины рассмотрел его и оставил благословляющую резолюцию. От приходского совета и городского магистрата с автором проекта встречались отец Феофилакт Иванов и подольский купец Петр Ефимович Аллилуев. После кончины архиепископа Августина прихожане Воскресенской церкви Подольска (церковный староста – купец Петр Ефимович Аллилуев) обращаются в июне 1819 г. к митрополиту Московскому и Коломенскому Серафиму (Глаголевскому). Речь идёт о составлении нового проекта Троицкой церкви. Новый проект утвердили и передали купцу П.Е. Аллилуеву 12 июня 1819 г. Летом приступили к строительству: заложили фундамент и возвели стены под уровень окон. Работы выполняли местные мастера купца Василия Семеновича Стрельцова. Согласно заключенному с ним контракту, постройку планировалось закончить не позднее 1822 г., а стоимость всех работ, не считая материалов, составляла 24 050 рублей. Уже в 1820 г. имеющихся средств для продолжения строительства оказалось недостаточно и был начат сбор пожертвований. Для этой цели около строящегося храма, на площади при Большой Серпуховской дороге возвели деревянную часовню, которая в 1847 г. была заменена каменной; тогда же на церковной земле построили каменные одноэтажные торговые лавки. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКАНОР (Клементьевский Николай Степанович; 26.11.1787, Сергиевский посад Московской губ.- 17.09.1856, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Род. в семье священника Успенской ц. при Троице-Сергиевой лавре с. Клементьева (с 1782 в составе Сергиевского посада) Стефана Алексеева († 17 мая 1806), служившего в Клементьеве с нояб. 1786 г., и его супруги Ксении Григорьевой († 10 янв. 1831). Крещен 4 дек. 1787 г., восприемниками были дед Н., священник Покровской ц. с. Заболотья Переславской епархии Григорий Иванов, и Екатерина Фёдорова, жена диакона Сергиевской ц. в Рогожской слободе Михаила Григорьева - брата матери Н. 2 сент. 1797 г. С. Алексеев подал прошение в семинарскую контору Свято-Троицкой лавры о принятии 9-летнего сына «по фамилии Клементьевского» для обучения «свободным наукам» на свое содержание. К тому времени Николай умел читать и писать, знал лат. алфавит (РНБ ОР. Ф. 15. А-141. Л. 2), был принят во 2-й класс («фару») Троицкой семинарии при ректоре архим. Августине (Виноградском) и префекте архим. Моисее (Близнецове-Платонове) . Прошел полный курс за 8 лет и 4 месяца, учился географии, истории, поэзии, риторике, философии, богословию, лат. и франц. языкам, много внимания уделял рус. истории, греч. и евр. языкам. Преподавателями греч. языка Клементьевского были Павел Аничков и выпускники Московской Славяно-греко-латинской академии , которые по ее окончании стажировались в греч. мон-рях,- С. Я. Ершов-Платонов и Н. Платонов. Клементьевский находился в товарищеских отношениях с М. М. Богдановым (впосл. экзарх Грузии Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) ), Г. П. Постниковым (впосл. митр. С.-Петербургский Григорий ), П. И. Подлипским (впосл. архиеп. Черниговский Павел ), особенно был дружен с К. Л. Богословским-Платоновым (впосл. архиеп. Каменец-Подольский и Брацлавский Кирилл ), с к-рым одновременно поступил в семинарию. Письма архиеп. Кирилла к Н. (21 дек. 1831 - 11 мая 1840) вместе с письмами др. лиц включены в сборник, составленный самим Н. и переданный им незадолго до кончины в б-ку Александро-Невской лавры (РНБ ОР. Ф. 15. А-39. Л. 78-92). Н. любил вспоминать, как в сент. 1801 г. при посещении лавры после коронации имп. Александром I Павловичем он в числе лучших учеников класса поэзии вместе с Богословским и Богдановым декламировал сочиненный по этому случаю «разговор» в стихах, за что получил в награду от государя 20 р. |
Филарет, до пострижения Василий Михайлович Дроздов, митрополит московский, родился 26 декабря 1782 г. в городе Коломне московской губернии, где отец его Михаил Феодорович был соборным протоиереем; умер 19 нояб. 1867 г. После домашнего воспитания под руководством благочестивых и просвещенных родителей, Дроздов в 1791 г. поступил в коломенскую духовную семинарию и пробыл в ней до 1799 г., когда эта семинария, за перемещением коломенской архиерейской кафедры в Тулу, была упразднена, а город Коломна с уездом был причислен к Московской епархии. Довершать свое образование Дроздову, вследствие этого, пришлось в Троицкой лаврской семинарии, находившейся под особым покровительством и ближайшим попечением знаменитого митрополита московского Платона II (Левшина) († 1812). Здесь он учился в философском и богословском классах с марта 1800-го и до нояб. 1803 г. Окончив курс наук с блестящим успехом в этой, стоявшей тогда наравне с академиями, духовной семинарии, Дроздов 21 ноября того же 1803 г., после произведенного ему лично самим митроп. Платоном экзамена, определен был на должность учителя греческого и еврейского языков в той же лаврской семинарии. Уже во время обучения в семинарии и на первых порах учительства обнаружились необыкновенные духовные дарования Дроздова и его образцово-честное поведение. «Вы подлинно имеете драгоценный залог и свидетельство Божиего к вам благоволения в талантах, а паче в честном поведении сына вашего», писал к родителю Дроздова ректор лаврской семинарии архим. Евграф Музалевский-Платонов. Особенно же блестящий проповеднический талант Дроздова скоро выдвинул его из ряда других учителей и был причиною быстрого движения его по службе. 12 января 1806 г. Дроздов произнес первую замечательную проповедь в Троицком соборе Сергиевой лавры, в день торжества освобождения лавры от поляков, и митроп. Платон от 4 марта того же года, по прочтении и совершенном одобрении проповеди, писал викарию своему, епископу дмитровскому Августину (Виноградскому) : «А у меня проявился отличнейший проповедник, учитель Дроздов. |
| |