Лаврентий, архиепископ Черниговский и Нежинский (Бакшевский Лука Николаевич) Родился 11 октября 1776 года в селе Иваново-Прозоровском Покровского уезда Владимирской губернии в семье священника. В 1788 году поступил в Переславскую духовную семинарию. За успехи в учении и прилежание вскоре был переведен в Троицкую лаврскую духовную семинарию. В 1799 году по окончании курса духовной семинарии определен учителем в Перервинскую духовную семинарию. 2 марта 1800 года по совету митрополита Платона (Левшина , † 1812) пострижен в монашество; 25 марта того же года митрополитом Платоном рукоположен во иеродиакона, а 6 декабря 1801 года – во иеромонаха. 24 апреля 1804 года определен префектом духовной семинарии и затем соборным иеромонахом. 6 января 1806 года назначен игуменом Николаевского Перервинского монастыря, а 25 января 1808 года и настоятелем Угрешского Николаевского монастыря. 14 октября 1808 года возведен в сан архимандрита Златоустовского монастыря в Москве. В 1812 году принимал меры к вывозу из Москвы (до прихода французов) церковных святынь и драгоценностей (из кремлевских соборов, монастырей и патриаршей ризницы) и лично уехал с обозом в Вологду, где пробыл три месяца. В начале декабря, по получении приказа, вернулся в Москву. В 1813 году по предписанию Святейшего Синода восстанавливал разрушенные неприятелем Златоустовский, Перервинский и Богоявленский московские монастыри. 1 декабря 1813 года назначен присутствующим в Московской духовной консистории. В 1814 году освобожден от должности префекта Перервинской духовной семинарии и назначен членом Московского комитета духовной цензуры. 26 июня 1815 года Святейшим Синодом ему поручено восстановление Архангельского собора; 20 сентября того же года уволен от управления Перервинским монастырем. 26 июня 1816 года определен настоятелем Высокопетровского монастыря. 19 января 1819 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 3 марта 1819 года, после кончины архиепископа Августина (Виноградского) , временно управлял (три месяца) Московской митрополией.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» (комментарий в свете веры) Бой в районе Семеновского оврага (фрагмент панорамы Бородинского сражения) 8 сентября (26 августа по ст. ст.) произошло генеральное сражение Отечественной войны 1812 года. В 110 километрах к западу от Москвы, недалеко от Можайска, близ села Бородино сошлись армии Наполеона и Кутузова. Битва продолжалась весь день и принесла большие потери с обеих сторон. Русская армия показала беспримерный героизм: «Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю» – скажет о Бородинском сражении фельдмаршал М.И.Кутузов. Несмотря на то, что русская армия была вынуждена отступить к Москве, победа была предрешена. «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника» – написал Л.Н.Толстой в романе «Война и мир». На поле сражения погибло 38 500 русских солдат и офицеров. В память о любимом муже, безвременно сложившем голову за Отечество на Бородинском поле, Мария Тучкова устроила здесь монастырь, возведенный на Семеновской высоте. Спасо-Бородинский монастырь Спасо-Бородинский монастырь – память героев отечественной войны 1812 года Е.Б. Емченко (Публикуется по: «Православная энциклопедия». Т.6. С.84-86) Бородинский во имя Нерукотворного Образа Спасителя женский монастырь (Московской епархии), близ дер. Семёновское Можайского р-на Московской обл. Основан вдовой ген.-майора А.А.Тучкова, погибшего в 1812 г. в Бородинском сражении, М.М.Тучковой (Мария (Тучкова)). В 1817 г. она исходатайствовала разрешение имп. Александра I на сооружение поминальной часовни или храма на средней флеши Семёновских укреплений — месте гибели ее мужа. Император пожаловал 10 тыс. р., что составило половину необходимой суммы. Вскоре Тучкова выкупила у местных помещиков 3 десятины земли и получила храмозданную грамоту от Дмитровского архиепископа Августина (Виноградского). В 1817 г. церковь была заложена, а в 1820 г. архиепископом Августином освящена во имя Нерукотворного Образа Спасителя. В храме, ставшем первым памятником воинам, погибшим на Бородинском поле, 26 августа 1820 г. была помещена полковая икона Ревельского полка — Нерукотворный Образ Спасителя — и был установлен белый мраморный крест над символической могилой генерала Тучкова. По благословению свт. Филарета (Дроздова) с 1827 г. в Спасском храме ежедневно совершали богослужение иеромонахи Ферапонтова Лужецкого монастыря.

http://sedmitza.ru/text/400353.html

«Десант памяти» на Бородинском поле (комментарий в аспекте культуры) Спасо-Бородинский монастырь Спасо-Бородинский монастырь – память героев отечественной войны 1812 года Е.Б. Емченко Статья из VI т. «Православной энциклопедии». С.84-86 Бородинский во имя Нерукотворного Образа Спасителя женский монастырь (Московской епархии), близ дер. Семёновское Можайского р-на Московской обл. Основан вдовой ген.-майора А.А.Тучкова, погибшего в 1812 г. в Бородинском сражении, М.М.Тучковой (Мария (Тучкова)). В 1817 г. она исходатайствовала разрешение имп. Александра I на сооружение поминальной часовни или храма на средней флеши Семёновских укреплений — месте гибели ее мужа. Император пожаловал 10 тыс. р., что составило половину необходимой суммы. Вскоре Тучкова выкупила у местных помещиков 3 десятины земли и получила храмозданную грамоту от Дмитровского архиепископа Августина (Виноградского). В 1817 г. церковь была заложена, а в 1820 г. архиепископом Августином освящена во имя Нерукотворного Образа Спасителя. В храме, ставшем первым памятником воинам, погибшим на Бородинском поле, 26 августа 1820 г. была помещена полковая икона Ревельского полка — Нерукотворный Образ Спасителя — и был установлен белый мраморный крест над символической могилой генерала Тучкова. По благословению свт. Филарета (Дроздова) с 1827 г. в Спасском храме ежедневно совершали богослужение иеромонахи Ферапонтова Лужецкого монастыря. С 1826 г., после кончины единственного сына, Тучкова постоянно жила в доме, построенном в 1817 г. при храме. Постепенно к ней начали съезжаться вдовы погибших при Бородине солдат, собралась небольшая община, получившая в 1833 г. статус Спасо-Бородинского Богоугодного Семёновского общежития, а в начале 1838 г.— Спасо-Бородинского второклассного женского монастыря. Тучкова освободила всех крестьян в своем тульском имении, продала половину имения в Ярославской губ. за 20 тыс. р., проценты от этих денег шли на содержание обители. 4 июля 1836 г. в Троице-Сергиевой Лавре Тучкова по благословению митр. Московского Филарета приняла постриг в рясофор, а 28 июня 1840 г.— в мантию, и была возведена в сан игумении. Свт. Филарет составил для Бородинского монастыря общежительный устав и стал духовным руководителем сестер. К нач. 40-х гг. в Бородинском монастыре жили ок. 200 чел., помимо молитвы насельницы занимались иконописанием, переплетением книг, шитьем, покраской холста и сукна, выпекали по особому монастырскому рецепту бородинский хлеб.

http://sedmitza.ru/text/406122.html

Такое сочинение, правда, и по сей день не написано, как, впрочем, не сделано еще многое по исследованию жизни и наследия этих двух великих деятелей нашей Церкви. Достаточно сказать, что мы не имеем на сегодня современного научного жизнеописания ни того, ни другого, равно как и исчерпывающего корректного изложения их богословских взглядов. И это еще наш долг перед прошедшими со дня кончины святителя Филарета почти полутора столетиями. Что же сказать о богословских задачах XXI века? На сегодня они могут быть только поставлены. Но первое, что, кажется, становится для нас очевидным с расстояния уж прожитого двадцатого столетия, это то, что представлявшийся некогда равновеликим ученик на самом деле превосходит учителя, и может быть, именно в сравнении с последним и выступает особенно рельефно несравненная мощь филаретовского гения. Известно, что уже в марте 1806 г. митр. Платон писал преосв. Августину Виноградскому : «А у меня появился отличнейший проповедник учитель Дроздов, я сообщу его проповедь , и удивитесь» 5 . Речь идет о проповеди в память освобождения Свято-Троицкой Лавры от врагов, произнесенной учителем еврейского и греческого языка Василием Дроздовым в январе того же года. Но замечательна не привлекавшая, как кажется, по сей день внимание история второй из известных нам напечатанных проповедей будущего святителя история «Слова в Великий пяток» 1806 года, написанного 24-летним Василием Дроздовым на одно из семи крестных слов Спасителя: Совершишася. Как свидетельствует примечание издателей Слова, в рукописном сборнике, принадлежащем преосв. Павлу Черниговскому, к нему сделана была приписка: «Сие слово сочинено по назначению Высокопреосвященнейшего митрополита Платона и было испытательное» 6 . Приписка, однако, не объясняет нам, ограничивалось ли назначение днем произнесения проповеди или указывало также и текст, на который Слово должно было быть сочинено. Последнее, впрочем, маловероятно, так как некогда сам митрополит Платон произносил Слово на тот же текст и вряд ли мог требовать от своего ученика сознательного соревнования с собой. Тем знаменательнее, что ученик сознательно же, очевидно, дерзнул на него. Сравнение обоих текстов между тем весьма поучительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

В 1812 году Аксиньино с прилегающими селениями попадает в зону активных военных действий. В северо-западном пригороде Москвы неприятельские войска повсеместно учиняли разгром православных храмов. Были разграблены храмы в Космодемьянском, Ховрине, Кирееве. Аксиньинская церковь пострадала меньше других: настоятель и прихожане спрятали ценные ризничные вещи и антиминс, и уже 27 ноября 1812 года по благословению архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) состоялось освящение престола. В 1840—1850-е годы усадьбой при селе Знаменском-Аксиньине Московского уезда владел генерал-лейтенант Алексей Петрович Толстой. Настоятелем церкви с 1815 года состоял выпускник Славяно-греко-латинской академии священник Василий (Лавров), прослуживший на одном приходе более 45 лет. К 1866 году относится первая попытка причта и прихожан церкви Знамения возвести в своем селе новый каменный храм. В апреле 1866 года настоятель отец Сергий Никольский обратился к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) с прошением, в котором, просил благословить постройку нового каменного храма. По заказу храмоздателей был выполнен проект, который строительное отделение одобрило в мае 1866 года. Но в то время строительство каменной церкви не состоялось, что объясняли нехваткой средств. Вместо предполагавшейся постройки в 1869 году капитально отремонтировали старый деревянный храм. Проект новой церкви в Аксиньине был заказан известному московскому архитектору Александру Густавовичу Вейденбауму. Опытный зодчий, Вейденбаум с 1876 года работает в Москве, исполняя обязанности московского губернского архитектора. Знаменская церковь — единственный сохранившийся памятник, построенный по проекту Вейденбаума в Москве. В своей пояснительной записке к проекту Вейденбаум пишет: «Новая церковь предполагается в стиле, подобном стилю греческой в Ямбурге, с тою только разницею, что при ней будет отдельная колокольня». В июне 1883 года проект был одобрен. Интенсивные строительные работы велись более года, и в 1884 году новый храм был торжественно освящен при соборном архиерейском богослужении. Как и просили храмоздатели, Петропавловский придел стал усыпальницей для Петра Григорьевича Молошникова. Его брат, староста Знаменского храма С. Г. Молошников, после кончины в 1911 году похоронен около церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

Митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) Большого расцвета Московская Духовная Академия достигла при митрополите Московском и Коломенском Платоне (Левшине) в последнюю четверть XVIII столетия. При митрополите Платоне закладываются основы русской церковно-исторической науки, в Академии начинается преподавание на русском языке, ограничивается влияние западноевропейской схоластики и латыни. Особое внимание уделяется изучению Церковного Устава (Типикона), вводится ряд новых предметов: церковная и гражданская история, история философии, физика, медицина, придавших академическому курсу полному и многосторонность. С отеческим участием митрополит Платон относился к жизни Московской Академии и навсегда остался в ее благодарной памяти. К концу XVIII века Славяно-греко-латинская Академия пришла со значительными результатами. Ее выпускники – видные иерархи, клирики, блестящие проповедники и церковные писатели, историки, поэты, переводчики. Среди питомцев Духовной школы – литератор Антиох Кантемир, великий русский ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов, математик Лаврентий Магницкий и многие другие выдающиеся деятели российского просвещения. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) Ректор Академии, впоследствии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров), вице-президент Российской Академии наук, изданием “Добротолюбия”, во многом способствовал подъему духовной жизни в русский монастырях конца XVIII-haчaлa XIX века. В результате предпринятой в начале XIX века реформы церковного образования раскрылись широкие горизонты. Изменилось и место нахождения Московской Духовной Академии. Решением Святейшего Синода, по ходатайству архиепископа Московского и Коломенского Августина (Виноградского), Академия была переведена из Москвы, где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812 года, в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. После преобразования Академии по новому учебному уставу ее открытие состоялось в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы – 1/14 октября 1814 года. Местопребывание Московской Духовной Академии в стенах обители, основанной преподобным Сергием Радонежским, издревле особо почитаемым в Русской Православной Церкви, способствовало духовному углублению и совершенствованию академической науки. Этому также содействовало водительство митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). С 20-х по 60-е годы XIX века он всемерно способствовал развитию богословской мысли в Академии.

http://sedmitza.ru/text/406722.html

Архиепископ Алексий в своем приветственном слове отметил, что ежегодные Платоновские чтения становятся заметным событием в научной и церковной жизни, приобретают характер видного форума, который объединяет усилия тех церковных и светских ученых, кому дорого богатое наследие митрополита Платона. На чтениях было представлено более десятка докладов. Доцент кафедры истории Российского Православного университета св. ап. Иоанна Богослова Владимир Махнач посвятил свое выступление знаменательным событиям отечественной истории времен жизни митрополита Платона. Проректор по воспитательной работе ПДС иерей Алексей Харин рассказал о выдающихся выпускниках Перервинской Духовной семинарии: святителе Пензенском Иннокентии (Смирнове, 1784-1819), митрополите Московском Августине (Виноградском, 1766-1819), митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском Серафиме (Глаголевском, 1757-1843), митрополите Мцхетско-Карталинском, экзархе Грузии Ионе (Василевском, 1763-1840). Традиции, установленные самим святителем Платоном, проявились и в том, что на конференции выступали не только представители научно-преподавательской корпорации. Так, учащийся I курса ПДС Олег Куковский познакомил слушателей с пастырским путем других воспитанников семинарии: митрополита Киевского и Галицкого Иоанна (Соколова, 1877-1968), профессора церковной истории в МДА Алексея Петровича Лебедева (1845-1908), заслуженного профессора МДА, преподавателя литургии Алексея Ивановича Георгиевского (1904-1984). Он рассказал также о Перервинских новомучениках и исповедниках. Доклад кандидата богословия, проректора ПДС по учебной работе Владимира Стасюка был посвящен внутренней духовно-интеллектуальной связи между учителем и учеником – митрополитом Платоном (Левшиным) и святителем Филаретом (Дроздовым). Докладчик выразил надежду, что недалеко то время, когда владыка Платон, как и святитель Филарет, будет причислен к лику святых. Кроме того, на чтениях выступили диакон Вячеслав (Степкин) («Митрополит Платон как первооснователь науки Церковного права в России»), настоятель Спасо-Вифанского подворья Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Даниил (Михайлов) («Спасо-Вифанский монастырь сегодня»), доктор философских наук, профессор Государственного университета управления Петр Калитин («Митрополит Платон как глава учено-монашеского звания») и другие докладчики.

http://pravoslavie.ru/15357.html

В том же году по поручению императрицы иеромонах Платон опубликовал «увещание к раскольникам» 23 . В 1766 г. он принимал участие в составлении отзыва на «Наказ для Уложенной комиссии». В 1770 г. Платон был хиротонисан в архиепископа Тверского. В Твери в годы его архиерейства был построен кафедральный собор, заслуживший высокую оценку Екатерины II. Несмотря на приближенность к императорскому двору, Платон в своих проповедях критиковал новомодные увлечения философией французских просветителей и масонством, особо обличал «неверие». И.М. Снегирев привел диалог Платона и прибывшего ко двору по приглашению Екатерины II энциклопедиста Д. Дидро. Дидро обратился к молодому иеромонаху с вопросом: «Знаете ли, отец святой, философ Дидро сказал, что нет Бога?» Законоучитель ответил: «Это прежде него сказано». «Когда и кем?» – поинтересовался Дидро. Платон пояснил: «Пророком Давидом», – и процитировал слова 52-го псалма: «Рече безумен в сердце своем – несть Бог», обратившись же к французу, добавил: «А ты устами произносишь» 24 . В 1775 г. Платон был переведен на Московскую кафедру. Заботясь о подобающем образе жизни священнослужителей и порядке в приходах, архиепископ издал в 1775 г. подробную «Инструкцию к благочинным, иереям и протоиереям» 25 . В Москве он приводил в порядок дела епархии, обращая особое внимание на нравственный облик московского духовенства. Платон поставил своей целью повысить уровень образования в Славяно-греко-латинской академии, занимался благоустройством жизни учащихся, брал под свое покровительство наиболее способных учеников. Образование и воспитание будущих священников отныне стало для Платона главной заботой. Позднее он писал: «Я застал московское духовенство в лаптях и обул его в сапоги; из прихожих ввел его в залы к господам» 26 . В 1783 г. он основал недалеко от Троице-Сергиевой лавры Спасо-Вифанский монастырь (в 1801 г. там была открыта семинария). В 1787 г. Платон получил сан митрополита. С 1792 г. он большей частью жил в Троице-Сергиевой лавре и Вифании, поручив дела по управлению Московской епархией своему викарию Августину (Виноградскому) . В том же году, по благословению Платона, началось возрождение заброшенной Оптиной пустыни, которая в конце XIX – начале XX в. стала мощным духовным центром православной России.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Следует сказать, что правила этой игры так или иначе были принимаемы всеми иерархами, вынужденными к придворной службе. Так, современник московского владыки, петербургский митрополит Гавриил (Петров), в течении 30 лет (!) первенствующий член Св. Синода, безусловно, должен был соблюдать (и соблюдал) внешнюю, блестящую, сторону придворной жизни, как, например, присутствие на дворцовых обедах. Однако келейную жизнь вел простую, можно сказать, бедную, питаясь у себя почти одной вареной капустой. Аскет по природе, по необходимости одетый в роскошные рясы, митрополит Гавриил воспринимал придворную жизнь как повод для смирения и сокрытия своего подвига. Эпоха, в которую жил митрополит Платон, не предполагала рефлексии относительно всевозможных поступавших к нему дарений, поскольку все значительные события государственной жизни России конца XVIII в., как правило, сопровождались наградами и пожалованиями Церкви и духовенству со стороны царствующих особ. И это было не только нормой: отсутствие таких наград почиталось впадением в немилость. Не обойден вниманием был и московский владыка, начинавший получать материальные знаки высочайшего благоволения буквально с первых своих шагов в церковной иерархии, когда, будучи еще иеромонахом и ректором Троицкой семинарии, был пожалован Екатериной II «довольною денежной наградой» за приветственную речь, произнесенную перед ней в ее приезд в Лавру после коронации в 1762 г. К слову, император Павел I, посетив в 1797 г. после своей коронации Лавру, точно в таком же случае пожаловал ректору Троицкой семинарии Августину (Виноградскому) золотые часы с бриллиантами. И это был всего лишь иеромонах, даже не епископ! (Первый же подарок самому Платону Павел преподнес, будучи еще девятилетним мальчиком и его учеником: это была собранная им со своего стола тарелка с экзотическими фруктами роскошью, в то время доступной только в императорском дворце и домах знатнейших вельмож.) Многие же из последующих высочайших пожалований и подарков митрополиту Платону являют собой образцы не только высокого, но и чрезвычайно драгоценного ювелирного искуства (все они сохранились, будучи переданы в свое время самим владыкой в ризницы Чудова монастыря и Троице-Сергиевой лавры).

http://pravoslavie.ru/57732.html

Большого расцвета Московская духовная академия достигла при митрополите Московском и Коломенском Платоне (Левшине) в последнюю четверть XVIII столетия. При митрополите Платоне закладываются основы русской церковно-исторической науки, в академии начинается преподавание на русском языке, ограничивается влияние западноевропейской схоластики и латыни. Особое внимание уделяется изучению Церковного Устава (Типикона), вводится ряд новых предметов: церковная и гражданская история, история философии, физика, медицина, придавших академическому курсу полному и многосторонность. С отеческим участием митрополит Платон относился к жизни Московской академии и навсегда остался в ее благодарной памяти. К концу XVIII века Славяно-греко-латинская академия пришла со значительными результатами. Ее выпускники - видные иерархи, клирики, блестящие проповедники и церковные писатели, историки, поэты, переводчики. Среди питомцев Духовной школы - литератор Антиох Кантемир, великий русский ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов, математик Лаврентий Магницкий и многие другие выдающиеся деятели российского просвещения. Ректор академии, впоследствии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) , вице-президент Российской академии наук, изданием " Добротолюбия " во многом способствовал подъему духовной жизни в русский монастырях конца XVIII -начала XIX века. В результате предпринятой в начале XIX века реформой церковного образования раскрылись широкие горизонты. Изменилось и место нахождения Московской духовной академии. Решением Святейшего Синода , по ходатайству архиепископа Московского и Коломенского Августина (Виноградского) , академия была переведена из Москвы, где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812 года, в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру . После преобразования академии по новому учебному уставу ее открытие состоялось в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы - 1 октября 1814 года. С того же года ведёт свое начало и коллекция древностей Московской духовной академии, со временем выросшая в музей получивший название Церковно-археологического кабинета .

http://drevo-info.ru/articles/72.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010