В 1775 г. архиепископом Московским был назначен знаменитый Платон (Левшин) , впоследствии митрополит. Одновременно он стал «полным директором и протектором» Академии. Платон был коренным москвичом, сам был её выпускником и преподавателем. Ему были прекрасно знакомы все достоинства и недостатки родного учебного заведения. И Платон делал всё от него зависящее, чтобы переменить жизнь Академии к лучшему. Его деятельность по руководству духовной школой имела характер широкой, хорошо продуманной и неуклонно проводимой реформы. Как пишет историк Академии Сергей Константинович Смирнов: «Отношения прежних московских святителей к Академии не показывают их непосредственного, определённого влияния на её судьбы, личность Платона ярко выставляется во всей жизни этого учёного общества, проникает всю её многостороннюю деятельность. Это был свой Пётр Могила для Московской Академии» 1208 . Митрополит Платон фактически стал основателем русской на- —437— циональной духовной школы. Он прекратил практику привлечения на руководящие должности не только в Академию, но и в другие подведомственные ему учебные заведения учёных киевлян. Вместо них он выдвигает целый ряд собственных воспитанников. Среди них выделяются имена Мефодия (Смирнова) , Серафима (Глаголевского), Августина (Виноградского) , Евгения (Болховитинова) , святителей Иннокентия (Смирнова) и Филарета (Дроздова) . Платон первым обратил внимание на важность изучения русского языка и русской истории. Сам он, будучи уже в преклонных летах, написал историю Российской Церкви, опубликованную в 1805 г. Вместе с тем митрополит Платон обратился к истокам православного богословия. До него в Академии на протяжении трёх четвертей века почти безраздельно господствовал латинский язык. Платону, знатоку и ценителю греческого языка, удалось восстановить в Академии его значение. Он всячески поощрял изучение святоотеческих творений, указывал на важнейшее значение глубокого изучения Священного Писания как главного источника христианского богословия. При митрополите Платоне началось преодоление поработившей богословие западной схоластики, проникшей в Россию через посредство Киево-Могилянской академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

п. 647 . По воинскому уставу Петра Великого, священник, за отпущение службы Божией без знатной причины, вместо наказания, за каждое свое отбытие обязан был по одному рублю в шпиталь давать 648 . Денежные штрафы взимались со священников за укрывательство небывших у исповеди, до трех раз, после чего следовало извержение из священства 649 . Иногда даже встречаемся с наказанием, близко подходящим к конфискации. Так напр., по синодскому указу 20 мая 1721 г., архиереи должны были подтвердить священникам и прочим причетникам, дабы они о прописных и утаенных душах показали без всякой утайки. Если же, говорится в синодском указе, они поступят в том неправдою, таковые жестоко накажутся, а именно лишатся санов своих, и мест, и имения, и, по беспощадном на теле наказании, порабощены будут каторжной работе, хотя бы кто и в старости не малой был. А жены их и негодные к службе дети вышлются в другие места. А обличителям оных отдано будет за правдивое доношение всякое тех обличенных имение, а достойные и на места их в чины церковного служения произведены будут 650 . Во 2-й половине XVIII в. круг применения денежных взысканий должен был несколько расшириться вследствие отмены телесных наказаний, которые в XVII и XVIII в. в. обыкновенно, служили чуть не универсальным лекарством против большинства болезней, гнездившихся в духовенстве. Указом 7 июля 1767 г. повелено, чтобы священникам и иеромонахам как пристрастных распросов, так и никаких телесных наказаний чрез побои в духовных командах отнюдь чинимо не было, а единственно исправляемы бы были, вместо телесного наказания, приличными духовенству трудами и отрешением от дохода и от прихода по рассмотрению. Под отрешением от дохода, как видно из этого же указа, разумелся денежный штраф на богадельни при архиерейских домах 651 . В последнюю четверть XVIII в., при митрополите Августине Виноградском , вводится в употребление денежный штраф в пользу вдов и сирот духовного звания 652 . В «правилах для искоренения преступления» 22 декабря 1823 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

XVIII. Позади чертогов Петровых был каменный дворец Царя Иоанна Васильевича, о двух жильях, на 20 саженях; но, по крайней ветхости, в 1701г. был разобран. На месте его устроено новое здание на 22 саженях для прежней Семинарии: а теперь в залах верхнего этажа помещена Академическая библиотека, составленная из бывшей Семинарской, из библиотек Московской Славяно-греко-латинской Академии, также Архиепископов Мефодия Смирнова , Августина Виноградского и других Архипастырей, которые жертвовали в Академию свои ученые сокровища. Всех книг на древних и новых языках, касающихся до Богословия, Философии, Словесности, Истории и Древностей, до 18 000 экз., кои все расположены в систематическом порядке. Эта ученая сокровищница украшается драгоценным собранием Библий на разных языках, между прочим, библиографическими редкостями: Библией полиглоттою, Краковскою Постною Триодью 1491 г., Пятикнижием в Славянском переводе Франциска Скорины, печатан. в Праге 1519 г., и харатейным Пятикнижием, на Еврейском языке, писанном в Каире, 1142 года, в три столбца, в лист, с подписью Евпаторийских Евреев Караимов, которые принесли этот семи вековой манускрипт в дар Архиепископу Новороссийскому Гавриилу, в 1835 г. Кроме богатого собрания комментариев на книги Св. Писания драгоценно полное издание на Греческом и Латинском Отцов и Историков Церкви, Деяния Святых (Acta Sanctorum). Между отечественными рукописями достопримечательны: 1) Харатейное Евангелие служебное, писанное четким и весьма красивым уставом XV века, в полдесть, по старинной надписи: «Никоновское Чудотворца»; 2) рукопись на бомбицине: С Иоанна лествичника , труд Митрополита Киприяна, в полдесть, с надписью на конце: «В лето 6865 года Апреля в 24, свершися сия книга, Студийском обители Киприаном смиренным Митрополитом Киевским и всея России»; его же Псалтырь, в 4, на бомбицине; 3) харатейная рукопись в лист, под 100, Временник мниха Георгия Амартола, на пергаменте, с рисунками, кои писаны корпусными красками; она древнее Сербского его списка 1379 года и полнее подробностями. Греческий ее подлинник служил источником нашему летописателю Нестору в сказании о происхождении народов. Здесь нельзя не пожалеть об утрате в Москве 1812 г. драгоценного Троицкого списка Несторовой летописи, XV века. Между рукописями хранятся в Академической библиотеке: Сочинения Максима Грека с замечаниями М. Платона, Псалтырь, принадлежавшая Аврамию Палицыну и с его подписью, Проповеди Митрополита Платона, писанные собственною его рукой и другие книги с его же отметками, как незабвенный залог его любви к духовному просвещению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Храм Рождества Христова пострадал во время Отечественной войны 1812 г. После того как в сентябре наполеоновская армия вошла в Москву, французские и польские мародеры стали наведываться в Измайлово в поисках драгоценностей, провианта и фуража. Настоятель храма священник Иоанн Николаев Постников заблаговременно спрятал всю церковную утварь (два антиминса, сосуды, ковчеги, кресты, иконы, жемчужные завесы на иконы, ризы и все серебряные вещи). Когда мародеры разбили двери церкви Рождества Христова и вошли в храм, они нашли в нем лишь самое необходимое для совершения богослужения: антиминс в Казанском приделе, напрестольные облачения, две завесы и некоторые богослужебные и церковные книги. Все это названные настоятелем «неверного и губительного врага нашего Наполеона хищники» взяли с собой или уничтожили. После отступления наполеоновской армии священник Иоанн Постников просил благословения на освящение храма у епископа Дмитровского Августина (Виноградского), управляющего Московской епархией после смерти митрополита Платона (Левшина). 17 ноября 1812 г. храм был освящен чином Малого освящения при участии настоятелей храмов в Черкизове и Гольянове. Придельные церкви были освящены благочинным, настоятелем Воскресенского храма села Вешняково священником Алексеем Григорьевым. После получения антиминса для Казанского придела 18 июня 1813 г. был освящен Казанский придел, а 29 июня - Никольский. Священник Иоанн Постников, бывший настоятелем, по крайней мере, до 1833 г., не только привел храм в надлежащий порядок, но и сделал многое для его украшения. На средства прихожан в 1815 . были положены ризы на иконы, стоящие у царских врат Никольского придела (оклады были изъяты в 1922 г.): Спас Вседержитель и Богоматерь «Благодатное Небо». В августе 1822 г. прихожане храма подписали прошение старосты храма Прохора Петрова преосвященнейшему Афанасию (Телятьеву) епископу Дмитровскому, викарию Московскому, с просьбой разрешить строительство сторожки в юго-западном углу, образованном колокольней и трапезной частью храма, для того, чтобы «сторожа, делая попеременно обход вокруг церкви, могли укрываться от непогоды, а особливо в зимнее время от стужи». Построенная тогда сторожка и в настоящее время используется по назначению. В 1827 г. в северо-западном углу храма был пристроен «сарай» для хранения церковной утвари - это помещение сейчас используется для совершения таинства крещения.

http://sobory.ru/article/?object=03247

(«всех единоверных греко-восточных христиан надежда, покров и избавление, силу Оттоманской Порты низложившая… сию раку в торжественное изъявление преславно заключеннаго с Портою Оттоманскою июля 10 дня 1774 года мира, и в знак истиннаго своего благочестия и пламенеющей к Богу благодарности… воздвигнути благоволила»). Фактически к работе над ракой приступили еще в 1769-1770 гг., вскоре после начала войны; очевидно, уже тогда почитание Черниговских святых связывалось с идеей войны ради освобождения порабощенных иноверцами христиан. На крышке раки был написан «самым лучшим художеством на дске медной одного князя Михаила, в виде лежащаго во гробе, образ». Этот образ на дубовой раке 70-х гг. XVIII в. с медными посеребренными пластинами, к-рые были изготовлены в 1817 г. по благословению Московского архиеп. Августина (Виноградского) (ГММК; Лебедев. 1880. С. 233; Мартынова. 2002. С. 415-419; Зыбалов. 2006), считался произведением «академика Козловского». Как установил Ю. М. Зыбалов, в 1770 г. образ для раки и «образ исторический… на иконостасе» планировали заказать А. П. Лосенко, но впосл. заказ был передан профессору Академии художеств, историческому живописцу Г. И. Козлову. К марту 1773 г. он выполнил необычный для рус. практики украшения гробниц овальный образ усопшего М. В., который с закрытыми глазами, сложив руки на груди, возлежит на ложе. Князь облачен в кафтан, покрыт красной горностаевой мантией. Несмотря на оригинальность иконографического решения и отчетливые признаки раннего классицизма, произведение следует более ранней, видимо, восходящей к XVI в. традиции, согласно которой на гробнице Черниговских чудотворцев и ее покровах изображался только М. В. Одновременно с композицией для раки в 1770-1773 гг. Козлов выполнил большой надгробный образ М. В. и Феодора, также написанный маслом (на металлической основе) в академической манере ( Зыбалов. 2011). Динамичная композиция соответствует рассказу Жития об отказе князя пройти через огонь и поклониться творению. На святого надета горностаевая мантия поверх лат, он держит в деснице пальмовую ветвь; его лицо обращено к зрителю, а левая рука воздета к небесам, у ног лежит меч, брошенный на землю в знак отказа от земной славы.

http://pravenc.ru/text/Михаиле ...

Среди братии М. И. м. было много служителей, получивших хорошее образование: историки, переводчики, переписчики книг, преподаватели. Первому архимандриту обители Антонию (1706-1726) была поручена Тиунская изба, или Приказ церковных дел, к-рый наблюдал в Москве за благочинием священнослужителей, рассматривал дела о раскольниках, следил за подготовкой буд. приходских пастырей. Настоятель (1784-1789) архим. Евгений (Романов) был учителем истории и географии в Александро-Невской семинарии, затем преподавал Закон Божий, российскую и слав. грамматики в Имп. Сухопутном кадетском корпусе. После назначения в М. И. м. архим. Евгений продолжал учительское служение: был катехизатором в Имп. Воспитательном доме (благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для детей-сирот). Согласно ведомости 1735 г., в М. И. м. проживали 19 монахов ( Горчаков. 1868. С. 43. 3). Памятная доска на здании бывш. Златоустовского мон-ря. Фотография. 2017 г. Памятная доска на здании бывш. Златоустовского мон-ря. Фотография. 2017 г. В 1742 г. иеродиак. Досифей был возведен в сан игумена и назначен настоятелем Бабаевского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря ; в том же году иером. Митрофан стал игуменом Малицкой пуст. (см. Малицкий во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь ); в 1755 г. иером. Нифонт назначен строителем Екатерины великомученицы монастыря Московской епархии; в 1771 г. казначей иером. Филипп был возведен в сан игумена московского Крестовоздвиженского мон-ря. Настоятель (1800-1802) архим. Моисей (Близнецов-Платонов) в февр. 1804 г. был назначен ректором московской Славяно-греко-латинской академии. Настоятель (1832-1837) архим. Даниил (Сивиллов) еще в молодости был введен в состав 10-й Пекинской духовной миссии, преуспел в изучении кит. языка, занимался переводами, содействовал распространению христианства среди китайцев. В должности настоятеля мон-ря с 5 июля 1835 г. состоял членом Московской духовной консистории. В сент. 1817 г. указом управляющего Московской епархией архиеп. Августина (Виноградского) московские мон-ри давали приют ученикам Заиконоспасского уч-ща, чьи отцы, бедные священнослужители, не могли их содержать. Высокопетровскому и златоустовскому архимандритам было предписано обеспечить бедных учеников кельями и всем необходимым. В М. И. м. для них была организована бурса, в к-рой семинаристы (8-15 чел.) проживали до 1852 г.

http://pravenc.ru/text/2564222.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОДИНСКИЙ ВО ИМЯ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. 2002 г. Церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. 2002 г. (Московской епархии), близ дер. Семёновское Можайского р-на Московской обл. Основан вдовой ген.-майора А. А. Тучкова, погибшего в 1812 г. в Бородинском сражении, М. М. Тучковой (см. Мария (Тучкова) ). В 1817 г. она исходатайствовала разрешение имп. Александра I на сооружение поминальной часовни или храма на средней флеши Семёновских укреплений - месте гибели ее мужа. Император пожаловал 10 тыс. р., что составило половину необходимой суммы. Вскоре Тучкова выкупила у местных помещиков 3 дес. земли и получила храмозданную грамоту от Дмитровского архиеп. Августина (Виноградского) . В 1817 г. церковь была заложена, а в 1820 г. архиеп. Августином освящена во имя Нерукотворного образа Спасителя. В храме, ставшем первым памятником воинам, погибшим на Бородинском поле, 26 авг. 1820 г. была помещена полковая икона Ревельского полка - Нерукотворный образ Спасителя - и был установлен белый мраморный крест над символической могилой ген. Тучкова. По благословению свт. Филарета (Дроздова) с 1827 г. в Спасском храме ежедневно совершали богослужения иеромонахи Ферапонтова Лужецкого мон-ря . С 1826 г., после кончины единственного сына, Тучкова постоянно жила в доме, построенном в 1817 г. при храме. Постепенно к ней начали съезжаться вдовы погибших при Бородине солдат, собралась небольшая община, получившая в 1833 г. статус Спасо-Бородинского Богоугодного Семёновского общежития, а в нач. 1838 г.- Спасо-Бородинского второклассного жен. мон-ря. Тучкова освободила всех крестьян в своем тульском имении, продала половину имения в Ярославской губ. за 20 тыс. р., проценты от этих денег шли на содержание обители. 4 июля 1836 г. в ТСЛ Тучкова по благословению митр. Московского Филарета приняла постриг в рясофор, а 28 июня 1840 г.- в мантию и была возведена в сан игумении. Свт. Филарет составил для Б. м. общежительный устав и стал духовным руководителем сестер. К нач. 40-х гг. в Б. м. жили ок. 200 чел., помимо молитвы насельницы занимались иконописанием, переплетением книг, шитьем, покраской холста и сукна, выпекали по особому монастырскому рецепту бородинский хлеб.

http://pravenc.ru/text/153223.html

архимандрит Григорий (Воинов) (17.07.1832–01.08.1896) Жизнеописания Исторические описания монастырей Сборники архимандрит Григорий (Воинов) Биография В миру Воинов-Борзецовский Иван Иванович родился в Москве, в семье прот. Иоанна Борзецовского, служившего в церкви во имя мч. Иоанна Воина на Калужской ул. (Б. Якиманке). В 1840-1846 годах обучался в Донском духовном училище, в 1846-1854 годах - в Московской духовной семинарии, в 1854-1858 годах - в Московской духовной академии. 3 марта 1857 г. был пострижен в монашество, 10 марта того же года рукоположен во диакона Московским митр. Филаретом (Дроздовым), 20 июля 1858 года - во иерея. По окончании МДА 19 августа 1858 г. назначен в Вифанскую духовную семинарию, преподавал Священное Писание, герменевтику и греч. язык в высшем и среднем отделениях. 10 февраля 1859 г. получил ученую степень магистра богословия. 5 марта назначен помощником инспектора семинарии и членом правления семинарии. 8 января 1860 года назначен инспектором Вологодской духовной семинарии и профессором богословия. Преподавал нравственное, пастырское, обличительное богословие и гомилетику. Состоял членом историко-статистического комитета для описания Вологодской епархии. 12 февраля 1862 года назначен инспектором Вифанской духовной семинарии и профессором Священного Писания и греческого языка. С 16 октября 1863 года - инспектор Московской духовной семинарии. 6 августа 1864 г. возведен в сан архимандрита. В 1867 г. по состоянию здоровья был уволен от духовно-училищной службы и 22 мая стал настоятелем Московского Иоанно-Златоустовского монастыря. По рекомендации митр. Филарета был также назначен членом Московской духовной консистории. С 13 июля 1873 года - настоятель Высокопетровского монастыря. С 1892 г. - настоятель Спасо-Андроникова монастыря. Скончался 1 августа 1896 года. По завещанию был похоронен в склепе с северо-западной стороны Знаменского храма Андроникова монастыря. Архим. Григорий - автор исторических работ, многочисленных статей духовно-нравственного содержания, слов и поучений. Он печатался в «Душеполезном чтении», «Чтениях в обществе истории и древностей российских», «Московских епархиальных ведомостях» и др. Собирал и публиковал резолюции, письма, доклады митр. Филарета, воспоминания о нем. Занимался историей монастырей, в которых служил, составил подробное историческое описание московских Высокопетровской и Златоустовской обителей, списки настоятелей Андроникова и Высокопетровского монастырей. Написал биографии некоторых архиереев и монахов, подвижников благочестия, в т. ч. Московского архиеп. Августина (Виноградского), Московского митр. Макария (Булгакова), иером. Самуила (Колесницына). Оставил воспоминания, в которых описал жизнь московских и других духовных учебных заведений во второй половине XIX в. За литературные труды избран почетным членом Общества любителей духовного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИФАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ учреждена указом имп. Павла I Петровича 1 мая 1797 г., после посещения государем Вифанского в честь Преображения Господня мон-ря , в указе оговаривалось число учеников в В. с.- 100 чел. Открытие семинарии было подготовлено Московским митр. Платоном (Левшиным) . Во исполнение указа при Троицкой ДС было создано особое отд-ние, через 3 года на берегу Вифанского пруда для новой семинарии построили корпус по проекту архит. С. Болдырева (здание, в плане представлявшее собой букву «П», напоминало замок благодаря декоративным башням и рву с подъемным мостом), открытие В. с. состоялось в авг. 1800 г. " Виды Спасо-Вифанского мон-ря и Вифанской духовной семинарии " Литография. XIX в. (РГБ) " Виды Спасо-Вифанского мон-ря и Вифанской духовной семинарии " Литография. XIX в. (РГБ) Курс обучения в семинарии делился на низший и высший грамматические классы, классы риторики, философии и богословия. Преподавались словесность, всеобщая история, философия, математика и физика, богословие изъяснительное, созерцательное и нравственное, археология, Свящ. Писание, церковная история, лат., греч., нем. и франц. языки. Большое внимание уделялось изучению древних языков, преподавание велось на латыни. Много времени отводилось занятиям музыкой, из семинаристов были организованы оркестры, к-рые управлялись специально нанятыми капельмейстерами. В помещении богословского класса размещался орган, подаренный Московскому митр. Платону гр. А. А. Орловой-Чесменской. Семинаристы занимались также декламацией, пением, постановкой мистерий. В 1797-1804 гг. В. с. находилась под управлением ректора Троицкой ДС и МДА Августина (Виноградского ; впосл. архиепископ Московский), в 1804-1812 гг. ректором В. с. являлся архим. Гедеон (Фомин). Материальное положение В. с. в нач. XIX в. было прочным, в немалой степени благодаря непосредственному участию митр. Платона в ее обеспечении, все учащиеся находились на казенном содержании. В первые годы семинария являлась образцовой как в материальном аспекте, так и по составу учащихся - митр. Платон принимал в В. с. наиболее одаренных учеников и отсылал неспособных в др. семинарии.

http://pravenc.ru/text/158878.html

Москва. Кремль. Чудов монастырь. Собор Чуда Михаила Архангела в Хонех. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Чуда Михаила Архангела в Хонех Год постройки:Между 1501 и 1504. Год утраты:1929 (разрушен) Ссылки:   Адрес: г. Москва, Центральный административный округ (ЦАО), Тверской Координаты: 55.752266, 37.619194 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Чуда архангела Михаила в Чудовом монастыре Кремля собор (уничтожен). Чудов монастырь, основанный в 1365 г. святителем Алексием, митрополитом Московским, находился на месте площади перед зданием бывшего Президиума Верховного Совета СССР и западной части самого здания. История монастыря началась, вероятно, с построения небольшого каменного храма. Обитель изначально была общежительной, в ее духовном устроении принимали участие ученики преподобного Сергия Радонежского. В 1431 г. соборный храм перестраивался, а в 1501–1505 гг. был отстроен заново. Святитель Алексий заповедал похоронить себя в соборе основанной им обители, и был погребен «в церкви близ алтаря». Его святые мощи почивали в соборе до 1680 г., когда были перенесены в новоотстроенную Алексеевскую церковь. Одновременно с этим храмом при царе Федоре Алексеевиче (по некоторым данным, государь сам составил чертеж обновленного комплекса монастырских строений) была воздвигнута церковь во имя апостола Андрея Первозванного, примыкавшая с восточной стороны к Алексеевскому храму. Последней по времени постройки церковью Чудова монастыря был храм во имя святителя Иосафа Белгородского, устроенный в 1911 г. при кельях наместника монастыря. История Чудова монастыря богата знаменательными событиями и связана с именами многих выдающихся людей Русской Церкви и государства. В 1493 г. и 1547 г. монастырь сильно пострадал во время больших пожаров. В Смутное время его разграбили польские интервенты. Во время наполеоновского нашествия он служил резиденцией маршала Даву, который устроил свою спальню в алтаре соборной церкви. Захватчики грабили монастырское достояние и оскверняли святыни. После ухода французов из Москвы обитель, служившая с 1744 г. кафедрой московских архиереев, была восстановлена заботами архиепископа Августина (Виноградского).

http://sobory.ru/article/?object=45847

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010