В 1801 г. архимандрит Августин из второклассного и отдаленного Лужецкого монастыря был назначен настоятелем в первоклассный Московский Богоявленский. Но пребывание он по-прежнему имел в Лавре при митрополите Платоне. «Ты видишь, – говорил ему архипастырь, – я состарился: потерпи, и Бог не забудет твоей ко мне любви». В конце того же года архипастырь все же вынужден был расстаться со своим помощником, переместив его «для пользы дела» в Москву на должность ректора Славяно-греко-латинской академии и архимандрита Заиконоспасского монастыря. 7 февраля 1804 г. в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга архимандрит Августин был рукоположен во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. По своей должности он стал Присутствующим в Московской конторе Синода и вновь сделался главным помощником Высокопреосвященного Платона. Епископ Августин с сыновней почтительностью обращался к старцу за решением в сложных делах, за советом и благословением, принимая его назидания с покорностью и благоговением. Впоследствии, он не раз говорил своим подчиненным: «При Платоне я ничего сам собою не смел сделать, хотя бы и мог: за мое послушание и терпение Бог меня и наградил». Спустя два года по представлению митрополита Платона труды его 40-летнего викария были отмечены награждением орденом Святой Анны первой степени, и до Москвы стали доходить слухи, что епископ Августин будет вскоре переведен на самостоятельную кафедру в Воронеж или Нижний Новгород. В декабре 1809 г. Москву посетил император, и митрополит Платон, будучи тяжело болен, поручил встречу монарха епископу Августину 3 , но затем, прибыв в Москву для последнего свидания с императором, старец-митрополит просил оставить Августина в Москве, чтобы тот, управляя при нем всей епархией, покоил его старость и мог «похоронить его кости». Александр удовлетворил его просьбу, а в июне 1811 г. по указу Синода старец-митрополит был освобожден от дел до выздоровления. Епископ Августин показал себя ревностным и строгим блюстителем церковного благочиния. Пастве скоро полюбилось его величественное и благоговейное служение, которое «в возношении и движении возвышало дух предстоявших, внушая им веру в действительность невидимой силы». Ученик митрополита Платона унаследовал от него не только дар проповедника, но и торжественную размеренность в совершении Литургии. Он умел собственным примером молитвы увлечь и настроить сослужащих на чинное и благолепное совершение таинства. «Это второй Платон», – говорили в народе. Владыка Августин «имел стан ровный, осанку величавую, поступь смелую, звучный и гибкий голос». В юности худощавый, возмужав, он сделался дородным. «Круглое, полное и белое лицо его осенялось густыми темнорусыми волосами и небольшою бородою, – описывал Преосвященного Августина современник, – черты его были замечательны выражением ума и важностию характера, которая растворялась иногда улыбкою; небольшие с поволокой глаза его отличались проницательностью».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

В период войны 1812 года преосвященный Августин управлял Московской епархией. Его проповеднический талант сыграл в это тревожное для России время важную роль. Своими патриотическими речами он воодушевлял москвичей на борьбу с неприятелем, чем снискал в народе имя «Златоуста 1812 года», по повелению монарха он написал «молитву об изгнании врагов из Отечества». Текст молитвы был напечатан и разослан по монастырям и церквям Московской епархии и читался ежедневно с коленопреклонением. 26 августа, в день Бородинской битвы, владыка Августин по примеру древних святителей с Крестным ходом обнес Владимирскую, Смоленскую, Иверскую иконы Богоматери вокруг Кремля. Перед приходом в Москву войск Наполеона Владыка делал распоряжения по сохранению московских святынь. Патриаршую ризницу и синодальную библиотеку отправил в Вологду. Чудотворные Иверскую и Владимирскую иконы Божией Матери вывез во Владимир, а затем в Муром. После освобождения столицы от неприятеля преосвященному Августину было поручено восстановить поруганную врагом святыню, что потребовало большого напряжения всех его сил, и было, в основном, выполнено за 2 года. При восстановлении Успенского собора Кремля владыка Августин испросил разрешение Св. Синода оставить вскрытые неприятелем мощи святителя Петра открытыми навсегда. После кончины митрополита Платона, с 28 декабря 1812 года ему было вверено управление Московской митрополией, а 30 августа 1814 года он возведен в сан архиепископа Дмитровского и Управляющего Московской Митрополией, и сделан настоятелем Свято-Троицкой Лавры, а также назначен членом Св. Синода. В 1818 году стал архиепископом Московским и Коломенским. В 1814 году Владыка Августин переведел Духовную академию из Заиконоспасского монастыря в Троице-Сериеву Лавру, и по его предложению она была помещена в Царских чертогах. По своему сану он был избран «Почетным членом академической конференции» и не раз участвовал в торжествах академии и посещении ее августейшими особами. Из личных качеств преосвященного Августина можно отметить его хозяйственную распорядительность, благотворительность, инициативность и энергичность, прямодушие в словах, чем он наживал себе немало врагов. При этом он обладал излишней вспыльчивостью, мог наговорить опрометчиво много оскорбительных слов, но, быстро стихал и оказывал снисхождение даже виновным. Жизнь он вел очень простую. Кончина преосвященного Августина последовала в 3 ноября 1819 г. от туберкулеза. Перед смертью он исповедывался, причастился, соборовался, и сам начал читать отходную, но ослабев, сказал: «Продолжайте, силы оставляют меня, а я сию временную жизнь...» и скончался. Похороны его происходили при огромном стечении москвичей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

На территории М. е. из общецерковных учреждений кроме Московской синодальной конторы находилась Славяно-греко-латинская академия, отданная указом Синода в 1775 г. в полное управление Московскому архиерею, что во многом предопределило ее будущее как главного центра церковного образования и науки (см. Московская Духовная Академия ). Митр. Платон сыграл ключевую роль в утверждении единоверия . Составленные им «Пункты о единоверии» были утверждены имп. Павлом I Петровичем 27 окт. 1800 г. В 1801 г. в Москве у Салтыкова моста на Яузе была возведена единоверческая деревянная Введенская ц. (к 1829 перестроена в камне), рядом с ней в 1819 г. возвели Троицкую каменную единоверческую ц. В последние годы жизни митр. Платон ослабел, весной 1810 г. он передал большую часть дел, в т. ч. рукоположение священнослужителей, викарному Дмитровскому еп. Августину (Виноградскому) . 13 июня 1811 г. митр. Платон был почислен на покой, временно управление М. е. перешло к еп. Августину. Митр. Платон скончался 11 нояб. 1812 г. в Спасо-Вифанском мон-ре. Еп. Августин стал одним из вождей патриотического движения в Москве во время нашествия франц. войск. 8 авг., когда был объявлен указ Синода с призывом к духовенству жертвовать на ополчение, по московским приходам начался сбор средств, при поддержке духовенства формировалось московское ополчение, к-рому еп. Августин вручил 14 авг. 1812 г. хоругви с изображением Успения Пресв. Богородицы и свт. Николая. 26 авг., во время сражения при Бородине, в Москве был совершён крестный ход вокруг Кремля, Китай-города и Белого города. 31 авг. еп. Августин отправил в войска чудотворные Иверскую и Смоленскую иконы Богоматери. Одновременно осуществлялась эвакуация из Москвы церковных учреждений, ценностей и архивов. 30 авг. закрылось присутствие консистории, ее архив частично был отправлен в Вологду (оставшиеся в Москве дела были во многом утрачены). 31 авг. на 300 подводах вывезли ценности и реликвии Патриаршей ризницы и хранилищ ряда монастырей и соборов, Синодальную б-ку.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Олег Орлов, Владимирская область: Вот Леонид Евгеньевич рассказал об искупительной жертве Царя, но хотелось на будущее пожелать нашим священникам, дьяконам, кто обвиняет нас в «царебожии», повнимательнее изучать догматику. У Митрополита Макария (Булгакова) в «Православно-Догматическом Богословии» в параграфах 151-154 разбирается догматика нашего искупления Иисусом Христом. А в параграфе 153 черным по белому в четырех пунктах: а, б, в, г - говорится, кто может быть искупителем... И там не говорится, что это только один Бог может быть Искупителем, но и какой-то человек может быть искупителем. В.Бойко-Великий: Вы можете процитировать на память? Олег Орлов: На память - нет! Это же догматика! Но все сказано в тех четырех пунктах... В.Б.-В.: ...Во-первых, когда о ком-то на то есть воля Божия, во-вторых, кто сам неповинен греху, который готов искупить, в-третьих, кто добровольно на искупление решается, и четвертый пункт: когда искупительная жертва принесена . О.О.: То, что Иисус Христос и также, подобно Ему, Царь Николай соответствовали этим пунктам, - очевидно! Л.Б.: Ну, первыми «царебожниками» были, конечно, Русские Архиереи, которые сравнивали Русских Царей-Самодержцев с Богом. Достаточно вспомнить Архиепископа Августина (Виноградского). Он по поводу вхождения Императора Александра Благословенного в Париж говорит: словно Истинный Бог! В проповеди с амвона такое говорил! И проповедь его потом публиковалась. Вот каким «царебожником» был Московский Архиепископ Августин. Именно Владыка Августин выдвинул в 1812 году лозунг «За Веру, Царя и Отечество!» Таким «царебожником» был наш Русский Архиерей - святой жизни был Пастырь! Он сменил на кафедре Владыку Платона (Левшина), который был человеком своего времени, к масонству благоволил... А Владыка Августин говорит: Русский Царь как Бог! Надо знать об этом в истории нашей Церкви. Не надо, простите, трусить, малодушествовать по такому поводу. Потому что мы Господом должны обожаться! Воскресшие для Жизни Вечной люди будут как боги. Чего этого бояться?! Зачем нам изображать на католический манер, что, вот, Архиереи, Священники - это Церковь?! А мы мipяhe - так, пользователи. Мы православные - царственное священство! Ты, ты и ты... Простите, Матушка, что я так на «ты» к Вам... И нельзя нам этого забывать. А мы когда начинаем на себя принимать клевету: ой, это нас называют «царебожниками», - мы уступает прокатолическому духу в нашей жизни...

http://ruskline.ru/analitika/2018/08/201...

Вследствие телесной немощи митрополита Московского Платона в тот тяжелый для России год Московской епархией управлял его преемник, викарий Московский и епископ Дмитровский, Августин. Красноречие преосвященного Августина и его способность постигать дух времени были отмечены государем. Еще в 1807 году император Александр Павлович пожаловал духовному витии драгоценную панагию. Столь сильное впечатление на государя императора произвело слово преосвященного по случаю торжества о заключении мира между Россией и Францией. В 1812 году, когда «враг восстал на ны», Александр I привлек известного церковного деятеля к составлению «молитвы в нашествии супостат». Жизнь преосвященного Августина (в миру Алексея Васильевича Виноградского, 1766–1819) интересна и поучительна для отечественной истории. Наше внимание к его личности было обусловлено тем, что в Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике хранятся две его книги по русской истории. На изданиях – скромный книжный знак с надписью «Из библиотеки Августина Архиепископа Московскаго». Короткий миг, 53 года земной жизни преосвященного Августина, наполнен большим количеством свершенных им дел. Сначала были годы учебы в Перервинской семинарии, затем – в Московской Духовной академии. Все это время ему сопутствовал труд в овладении науками. Юноша усердно изучал российскую словесность. Но в школе он привык больше мыслить и писать по латыни, нежели по-русски. Его латинские стихи были признаны «золотыми». В этот же период Алексей Виноградский пробовал свои силы и в написании проповедей. Талантливый воспитанник был замечен митрополитом Платоном и до конца жизни иерарха русской церкви находился в его духовном окормлении. 16 января 1794 года Алексей Виноградский по благословению духовного наставника принял постриг в Троице-Сергиевой Лавре. В монашеском чине наречен был Августином, именем одного из красноречивейших учителей церкви, вероятно, в честь Августина Аврелия , блаженного епископа Иппонского (353–430), память которого празднуется 15 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Все это происходило на глазах его младшего брата Александра, который двигался по служебной лестнице медленнее по причине слабого здоровья. В феврале 1795 г. Александр стал учителем поэзии и риторики Троицкой семинарии, а в 1797 г. также решился на принятие монашества. В день празднования Тихвинской иконе Божией Матери 26 июня 1797 г. наместником Троицкой Лавры иеромонахом Назарием он был пострижен с именем Амвросия в честь Медиоланского святителя, и вероятно, в память о своем восприемнике при крещении – архиепископе Амвросии Зертис-Каменском. 5 июля того же года, в день одного из главных праздников Лавры – Обретения мощей прп. Сергия, он был рукоположен в иеродиакона, а через полтора года, в день Рождества Христова – 25 декабря 1798 г. посвящен в иеромонаха. В декабре 1798 г. по указу Синода иеродиакон Амвросий был назначен в Славяно-греко-латинскую академию проповедником, и определен соборным иеромонахом Донского монастыря. В конце 1802 г. о. Амвросий был направлен во вновь созданную Саратовско-Пензенскую епархию ректором Пензенской семинарии и архимандритом Пензенского Спасо-Преображенского монастыря с обязанностью присутствовать в местной духовной консистории. В 1806 г. он был переведен в Можайский Лужецкий монастырь с присутствием в Московской консистории, а через год стал архимандритом Московского Данилова монастыря. Архимандрит Амвросий зарекомендовал себя талантливым проповедником и ревностным администратором, около года проходил послушание цензора, но в ноябре 1810 г. он скончался после тяжелой болезни. Архимандрит Августин, после перевода его младшего брата в Славяно-греко-латинскую академию, оставался ректором Троицкой семинарии, и среди других послушаний, возложенных на него митрополитом Платоном, в 1800 г. почти год исправлял хлопотную должность наместника Лавры. С наступлением царствования Александра I архимандрит Августин по назначению митрополита Платона участвовал в богослужении и торжествах при короновании монарха в Успенском соборе, а затем встречал Помазанника, как ректор в стенах Троицкой семинарии и приветствовал его благодарственной речью. Император выразил ему «благоволение за усердие и труды в образовании и воспитании юношества на службу Церкви и Отечества» и пожаловал орден Святой Анны 2-й степени, который в то время имели немногие из архимандритов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОДИНСКИЙ ВО ИМЯ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. 2002 г. Церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. 2002 г. (Московской епархии), близ дер. Семёновское Можайского р-на Московской обл. Основан вдовой ген.-майора А. А. Тучкова, погибшего в 1812 г. в Бородинском сражении, М. М. Тучковой (см. Мария (Тучкова) ). В 1817 г. она исходатайствовала разрешение имп. Александра I на сооружение поминальной часовни или храма на средней флеши Семёновских укреплений - месте гибели ее мужа. Император пожаловал 10 тыс. р., что составило половину необходимой суммы. Вскоре Тучкова выкупила у местных помещиков 3 дес. земли и получила храмозданную грамоту от Дмитровского архиеп. Августина (Виноградского) . В 1817 г. церковь была заложена, а в 1820 г. архиеп. Августином освящена во имя Нерукотворного образа Спасителя. В храме, ставшем первым памятником воинам, погибшим на Бородинском поле, 26 авг. 1820 г. была помещена полковая икона Ревельского полка - Нерукотворный образ Спасителя - и был установлен белый мраморный крест над символической могилой ген. Тучкова. По благословению свт. Филарета (Дроздова) с 1827 г. в Спасском храме ежедневно совершали богослужения иеромонахи Ферапонтова Лужецкого мон-ря . С 1826 г., после кончины единственного сына, Тучкова постоянно жила в доме, построенном в 1817 г. при храме. Постепенно к ней начали съезжаться вдовы погибших при Бородине солдат, собралась небольшая община, получившая в 1833 г. статус Спасо-Бородинского Богоугодного Семёновского общежития, а в нач. 1838 г.- Спасо-Бородинского второклассного жен. мон-ря. Тучкова освободила всех крестьян в своем тульском имении, продала половину имения в Ярославской губ. за 20 тыс. р., проценты от этих денег шли на содержание обители. 4 июля 1836 г. в ТСЛ Тучкова по благословению митр. Московского Филарета приняла постриг в рясофор, а 28 июня 1840 г.- в мантию и была возведена в сан игумении. Свт. Филарет составил для Б. м. общежительный устав и стал духовным руководителем сестер. К нач. 40-х гг. в Б. м. жили ок. 200 чел., помимо молитвы насельницы занимались иконописанием, переплетением книг, шитьем, покраской холста и сукна, выпекали по особому монастырскому рецепту бородинский хлеб.

http://pravenc.ru/text/153223.html

архимандрит Григорий (Воинов) (17.07.1832–01.08.1896) Жизнеописания Исторические описания монастырей Сборники архимандрит Григорий (Воинов) Биография В миру Воинов-Борзецовский Иван Иванович родился в Москве, в семье прот. Иоанна Борзецовского, служившего в церкви во имя мч. Иоанна Воина на Калужской ул. (Б. Якиманке). В 1840-1846 годах обучался в Донском духовном училище, в 1846-1854 годах - в Московской духовной семинарии, в 1854-1858 годах - в Московской духовной академии. 3 марта 1857 г. был пострижен в монашество, 10 марта того же года рукоположен во диакона Московским митр. Филаретом (Дроздовым), 20 июля 1858 года - во иерея. По окончании МДА 19 августа 1858 г. назначен в Вифанскую духовную семинарию, преподавал Священное Писание, герменевтику и греч. язык в высшем и среднем отделениях. 10 февраля 1859 г. получил ученую степень магистра богословия. 5 марта назначен помощником инспектора семинарии и членом правления семинарии. 8 января 1860 года назначен инспектором Вологодской духовной семинарии и профессором богословия. Преподавал нравственное, пастырское, обличительное богословие и гомилетику. Состоял членом историко-статистического комитета для описания Вологодской епархии. 12 февраля 1862 года назначен инспектором Вифанской духовной семинарии и профессором Священного Писания и греческого языка. С 16 октября 1863 года - инспектор Московской духовной семинарии. 6 августа 1864 г. возведен в сан архимандрита. В 1867 г. по состоянию здоровья был уволен от духовно-училищной службы и 22 мая стал настоятелем Московского Иоанно-Златоустовского монастыря. По рекомендации митр. Филарета был также назначен членом Московской духовной консистории. С 13 июля 1873 года - настоятель Высокопетровского монастыря. С 1892 г. - настоятель Спасо-Андроникова монастыря. Скончался 1 августа 1896 года. По завещанию был похоронен в склепе с северо-западной стороны Знаменского храма Андроникова монастыря. Архим. Григорий - автор исторических работ, многочисленных статей духовно-нравственного содержания, слов и поучений. Он печатался в «Душеполезном чтении», «Чтениях в обществе истории и древностей российских», «Московских епархиальных ведомостях» и др. Собирал и публиковал резолюции, письма, доклады митр. Филарета, воспоминания о нем. Занимался историей монастырей, в которых служил, составил подробное историческое описание московских Высокопетровской и Златоустовской обителей, списки настоятелей Андроникова и Высокопетровского монастырей. Написал биографии некоторых архиереев и монахов, подвижников благочестия, в т. ч. Московского архиеп. Августина (Виноградского), Московского митр. Макария (Булгакова), иером. Самуила (Колесницына). Оставил воспоминания, в которых описал жизнь московских и других духовных учебных заведений во второй половине XIX в. За литературные труды избран почетным членом Общества любителей духовного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИФАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ учреждена указом имп. Павла I Петровича 1 мая 1797 г., после посещения государем Вифанского в честь Преображения Господня мон-ря , в указе оговаривалось число учеников в В. с.- 100 чел. Открытие семинарии было подготовлено Московским митр. Платоном (Левшиным) . Во исполнение указа при Троицкой ДС было создано особое отд-ние, через 3 года на берегу Вифанского пруда для новой семинарии построили корпус по проекту архит. С. Болдырева (здание, в плане представлявшее собой букву «П», напоминало замок благодаря декоративным башням и рву с подъемным мостом), открытие В. с. состоялось в авг. 1800 г. " Виды Спасо-Вифанского мон-ря и Вифанской духовной семинарии " Литография. XIX в. (РГБ) " Виды Спасо-Вифанского мон-ря и Вифанской духовной семинарии " Литография. XIX в. (РГБ) Курс обучения в семинарии делился на низший и высший грамматические классы, классы риторики, философии и богословия. Преподавались словесность, всеобщая история, философия, математика и физика, богословие изъяснительное, созерцательное и нравственное, археология, Свящ. Писание, церковная история, лат., греч., нем. и франц. языки. Большое внимание уделялось изучению древних языков, преподавание велось на латыни. Много времени отводилось занятиям музыкой, из семинаристов были организованы оркестры, к-рые управлялись специально нанятыми капельмейстерами. В помещении богословского класса размещался орган, подаренный Московскому митр. Платону гр. А. А. Орловой-Чесменской. Семинаристы занимались также декламацией, пением, постановкой мистерий. В 1797-1804 гг. В. с. находилась под управлением ректора Троицкой ДС и МДА Августина (Виноградского ; впосл. архиепископ Московский), в 1804-1812 гг. ректором В. с. являлся архим. Гедеон (Фомин). Материальное положение В. с. в нач. XIX в. было прочным, в немалой степени благодаря непосредственному участию митр. Платона в ее обеспечении, все учащиеся находились на казенном содержании. В первые годы семинария являлась образцовой как в материальном аспекте, так и по составу учащихся - митр. Платон принимал в В. с. наиболее одаренных учеников и отсылал неспособных в др. семинарии.

http://pravenc.ru/text/158878.html

Москва. Кремль. Чудов монастырь. Собор Чуда Михаила Архангела в Хонех. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Чуда Михаила Архангела в Хонех Год постройки:Между 1501 и 1504. Год утраты:1929 (разрушен) Ссылки:   Адрес: г. Москва, Центральный административный округ (ЦАО), Тверской Координаты: 55.752266, 37.619194 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Чуда архангела Михаила в Чудовом монастыре Кремля собор (уничтожен). Чудов монастырь, основанный в 1365 г. святителем Алексием, митрополитом Московским, находился на месте площади перед зданием бывшего Президиума Верховного Совета СССР и западной части самого здания. История монастыря началась, вероятно, с построения небольшого каменного храма. Обитель изначально была общежительной, в ее духовном устроении принимали участие ученики преподобного Сергия Радонежского. В 1431 г. соборный храм перестраивался, а в 1501–1505 гг. был отстроен заново. Святитель Алексий заповедал похоронить себя в соборе основанной им обители, и был погребен «в церкви близ алтаря». Его святые мощи почивали в соборе до 1680 г., когда были перенесены в новоотстроенную Алексеевскую церковь. Одновременно с этим храмом при царе Федоре Алексеевиче (по некоторым данным, государь сам составил чертеж обновленного комплекса монастырских строений) была воздвигнута церковь во имя апостола Андрея Первозванного, примыкавшая с восточной стороны к Алексеевскому храму. Последней по времени постройки церковью Чудова монастыря был храм во имя святителя Иосафа Белгородского, устроенный в 1911 г. при кельях наместника монастыря. История Чудова монастыря богата знаменательными событиями и связана с именами многих выдающихся людей Русской Церкви и государства. В 1493 г. и 1547 г. монастырь сильно пострадал во время больших пожаров. В Смутное время его разграбили польские интервенты. Во время наполеоновского нашествия он служил резиденцией маршала Даву, который устроил свою спальню в алтаре соборной церкви. Захватчики грабили монастырское достояние и оскверняли святыни. После ухода французов из Москвы обитель, служившая с 1744 г. кафедрой московских архиереев, была восстановлена заботами архиепископа Августина (Виноградского).

http://sobory.ru/article/?object=45847

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010