Прекрасный проповедник, именуемый на Москве «вторым Златоустом» , законоучитель и воспитатель наследника Царского престола, будущего Императора Павла I , ставшего одним из благочестивейших русских Царей, он взрастил также целое поколение духовных иерархов и церковных пастырей. Один из самых просвещенных людей своего времени, он видел недостаток духовного образования, потребности которого не могли удовлетворить существовавшие тогда две духовные школы - Славяно-греко-латинская Академия и Троицкая семинария. Выбор его пал на заштатный Николо-Перервинский монастырь, недалеко отстоящий от Москвы, но в то же время удаленный от суеты столичной жизни. В 1775 году он, в то время еще архиепископ Московский и Калужский, основывает здесь семинарию, которая по праву стала именоваться Платоновской. Митрополит Платон любил устроенный им на Перерве сад духовного просвещения и до конца дней своих о нем заботился. Часто посещая Перервинскую обитель, он лично вникал во все стороны жизни семинарии. Заботясь о семинарском хозяйстве, трапезе, одежде для семинаристов, он обращал свое особое внимание на ход и характер преподавания. Он присутствовал на экзаменах, на диспутах, задавал вопросы, исправлял школьные упражнения, слушал ученические проповеди. Он радовался всякому проблеску таланта и дарования, всякому успеху в науках. Так, на экзамене в Перервинской семинарии он заметил одного ученика - Алексия Васильевича Виноградского, бедного сироту. Написанные им латинские стихи понравились владыке, и он стал выделять его, провидя в нем будущего своего преемника на Московской кафедре - архиепископа Августина. То же случилось и с другим учеником Перервинской семинарии - будущим митрополитом Московским Серафимом (Глаголевским). Ревностная отеческая забота митрополита Платона о Перервинской семинарии не могла не принести своих плодов: на протяжении 39 лет своего существования она все время находилась в цветущем состоянии, и по отзыву самого основателя своего, «многих произвела успешных учеников и добрых священников». Под свое особое покровительство принял архипастырь и Николо-Перервинский монастырь, неустанно во все время своего святительства в Москве заботясь о приведении в порядок монастырских дел и о его благоустройстве. |
Митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) Большого расцвета Московская Духовная Академия достигла при митрополите Московском и Коломенском Платоне (Левшине) в последнюю четверть XVIII столетия. При митрополите Платоне закладываются основы русской церковно-исторической науки, в Академии начинается преподавание на русском языке, ограничивается влияние западноевропейской схоластики и латыни. Особое внимание уделяется изучению Церковного Устава (Типикона), вводится ряд новых предметов: церковная и гражданская история, история философии, физика, медицина, придавших академическому курсу полному и многосторонность. С отеческим участием митрополит Платон относился к жизни Московской Академии и навсегда остался в ее благодарной памяти. К концу XVIII века Славяно-греко-латинская Академия пришла со значительными результатами. Ее выпускники – видные иерархи, клирики, блестящие проповедники и церковные писатели, историки, поэты, переводчики. Среди питомцев Духовной школы – литератор Антиох Кантемир, великий русский ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов, математик Лаврентий Магницкий и многие другие выдающиеся деятели российского просвещения. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) Ректор Академии, впоследствии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров), вице-президент Российской Академии наук, изданием во многом способствовал подъему духовной жизни в русский монастырях конца XVIII-haчaлa XIX века. В результате предпринятой в начале XIX века реформы церковного образования раскрылись широкие горизонты. Изменилось и место нахождения Московской Духовной Академии. Решением Святейшего Синода, по ходатайству архиепископа Московского и Коломенского Августина (Виноградского), Академия была переведена из Москвы, где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812 года, в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. После преобразования Академии по новому учебному уставу ее открытие состоялось в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы – 1/14 октября 1814 года. Местопребывание Московской Духовной Академии в стенах обители, основанной преподобным Сергием Радонежским, издревле особо почитаемым в Русской Православной Церкви, способствовало духовному углублению и совершенствованию академической науки. Этому также содействовало водительство митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). С 20-х по 60-е годы XIX века он всемерно способствовал развитию богословской мысли в Академии. |
Современный храм в Михайловском связан с именем помещицы графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Желая возвести в своем селе каменную церковь, она получила в 1816 г. от архиепископа Московского и Коломенского Августина (Виноградского) храмозданную грамоту. Церковь благословлено было строить «на собственный Ея Сиятельства кошт», что означало нести расходы как на строительство храма, так и на последующее его содержание. Для строительства и оснащения храма требовались большие деньги, и графиня дважды закладывала свое имение в Московском опекунском совете, взяв там ссуды в 400 и 266 тыс. рублей. Новый храм сооружался в виде четверика размерами 30х30 аршин. Здание сложено из кирпича с белокаменными деталями, оштукатурено. Храм являет собой характерный образец московского ампира, массивный четверик храма завершен крупным световым барабаном, покоящимся на внутренних пилонах. С запада к храму примыкает двухъярусная колокольня с квадратным основанием и цилиндрическим верхом. Северный и южный фасады украшены дорическими портиками, стены покрыты квадровым рустом. Определенное своеобразие сообщает композиции здания отсутствие трапезной. С большой уверенностью можно утверждать, что проект храма принадлежит знаменитому Доменико Жилярди. Внутри храм очень просторный и светлый. Центральный иконостас, современный храму, по типу и художественным достоинствам в настоящее время уникален: чрезвычайно красива его купольная ротонда на золоченых каннелированных колоннах коринфского ордера, украшенная накладной резьбой. Радовал глаз двухъярусный иконостас с 12 местными иконами, окрашенный голубою краскою и покрытый лаком. Царские врата с позолоченной резьбой и изображением Благовещения Богородицы и евангелистов закрывала шелковая с бахромою завеса. На южных дверях алтаря был изображен Св. Архидиакон Лаврентий, а на северных – Св. Архидиакон Стефан. Уже в то время в храме имелось 14 новых местных икон, большое паникадило с 32 подсвечниками в 4 ярусах и два поменьше, каждое на 16 подсвечников. По обе стороны клироса находились штофные, шитые золотом и обложенные кругом золотыми листьями, хоругви с изображением на одной - Воскресения Христова, а на обороте - свт. Николая Чудотворца; на другой – Богоявления Господня, а на обороте – Пресвятой Богородицы. Наиболее почитаемыми были иконы Воскресения Христова с праздниками двунадесятыми в золоченой раме за стеклом и Архистратига Михаила в позолоченной серебряной ризе. Среди Богослужебных книг имелись Минеи месячные, напечатанные в Киеве в 1811 г. |
– А сейчас давайте перейдем к периоду Отечественной войны 1812 года… – Тогда, вместе с отступавшими из Смоленска русскими войсками, в Москву была принесена древняя чтимая Смоленская икона Богоматери «Одигитрия». Сначала она стояла в Успенском соборе Кремля, затем на время была перенесена в Новодевичий монастырь, с ней был совершен крестный ход вокруг монастырских стен. Так, перед лицом тяжелых народных потрясений, Новодевичий монастырь впервые увидел в своих стенах древнюю икону Богоматери, в честь которой был освящен его главный храм. Вечером 31 августа игумения Мефодия по распоряжению московского викария – архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) вывезла на трех подводах монастырскую ризницу. Оставшаяся часть была спрятана в тайнике Смоленского собора. А уже 4 сентября в монастырь вступили французские войска, разместив в нем свою артиллерию. Протоиерей Алексий Гречищев пытался как-то договориться с ними. В результате все кельи, кроме пяти, были заняты французами, а в Смоленском соборе, несмотря на присутствие неприятельского войска, совершалось богослужение. 25 сентября монастырь осматривал Наполеон. По приказу императора была взорвана построенная в XVI веке церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, разрушены монастырские ворота и другие постройки. Но самые ужасные жертвы намечались в начале октября, когда французы, уходя, готовились взорвать монастырь. Благодаря мужеству монахинь удалось избежать мощного взрыва и пожара. Здесь, на монастырской земле, были поставлены церкви-памятники освобождению Москвы от французского нашествия. В зимней Успенской церкви монастыря в 1813 году был освящен придел во имя апостола Иакова Алфеева – в день празднования памяти этого святого вражеская армия покинула стены обители. Позднее, в 1833 году, на земле монастыря, но вне его стен, вблизи того места, где французы взорвали древнюю церковь, завершилось строительство нового храма. Его главный престол был освящен святителем Филаретом Московским в честь отцов Седьмого Вселенского собора. На этот день – 11 октября – приходилась памятная для всей России дата освобождения Москвы от наполеоновского нашествия. |
архимандрит Григорий (Воинов) архимандрит Григорий (Воинов) (17.07.1832–01.08.1896) Биография В миру Воинов-Борзецовский Иван Иванович родился в Москве, в семье прот. Иоанна Борзецовского, служившего в церкви во имя мч. Иоанна Воина на Калужской ул. (Б. Якиманке). В 1840-1846 годах обучался в Донском духовном училище, в 1846-1854 годах - в Московской духовной семинарии, в 1854-1858 годах - в Московской духовной академии. 3 марта 1857 г. был пострижен в монашество, 10 марта того же года рукоположен во диакона Московским митр. Филаретом (Дроздовым), 20 июля 1858 года - во иерея. По окончании МДА 19 августа 1858 г. назначен в Вифанскую духовную семинарию, преподавал Священное Писание, герменевтику и греч. язык в высшем и среднем отделениях. 10 февраля 1859 г. получил ученую степень магистра богословия. 5 марта назначен помощником инспектора семинарии и членом правления семинарии. 8 января 1860 года назначен инспектором Вологодской духовной семинарии и профессором богословия. Преподавал нравственное, пастырское, обличительное богословие и гомилетику. Состоял членом историко-статистического комитета для описания Вологодской епархии. 12 февраля 1862 года назначен инспектором Вифанской духовной семинарии и профессором Священного Писания и греческого языка. С 16 октября 1863 года - инспектор Московской духовной семинарии. 6 августа 1864 г. возведен в сан архимандрита. В 1867 г. по состоянию здоровья был уволен от духовно-училищной службы и 22 мая стал настоятелем Московского Иоанно-Златоустовского монастыря. По рекомендации митр. Филарета был также назначен членом Московской духовной консистории. С 13 июля 1873 года - настоятель Высокопетровского монастыря. С 1892 г. - настоятель Спасо-Андроникова монастыря. Скончался 1 августа 1896 года. По завещанию был похоронен в склепе с северо-западной стороны Знаменского храма Андроникова монастыря. Архим. Григорий - автор исторических работ, многочисленных статей духовно-нравственного содержания, слов и поучений. Он печатался в «Душеполезном чтении», «Чтениях в обществе истории и древностей российских», «Московских епархиальных ведомостях» и др. Собирал и публиковал резолюции, письма, доклады митр. Филарета, воспоминания о нем. Занимался историей монастырей, в которых служил, составил подробное историческое описание московских Высокопетровской и Златоустовской обителей, списки настоятелей Андроникова и Высокопетровского монастырей. Написал биографии некоторых архиереев и монахов, подвижников благочестия, в т. ч. Московского архиеп. Августина (Виноградского), Московского митр. Макария (Булгакова), иером. Самуила (Колесницына). Оставил воспоминания, в которых описал жизнь московских и других духовных учебных заведений во второй половине XIX в. За литературные труды избран почетным членом Общества любителей духовного просвещения. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОДИНСКИЙ ВО ИМЯ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Т. 6 , С. 84-86 опубликовано: 13 сентября 2009г. БОРОДИНСКИЙ ВО ИМЯ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. 2002 г. Церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. 2002 г. (Московской епархии), близ дер. Семёновское Можайского р-на Московской обл. Основан вдовой ген.-майора А. А. Тучкова, погибшего в 1812 г. в Бородинском сражении, М. М. Тучковой (см. Мария (Тучкова) ). В 1817 г. она исходатайствовала разрешение имп. Александра I на сооружение поминальной часовни или храма на средней флеши Семёновских укреплений - месте гибели ее мужа. Император пожаловал 10 тыс. р., что составило половину необходимой суммы. Вскоре Тучкова выкупила у местных помещиков 3 дес. земли и получила храмозданную грамоту от Дмитровского архиеп. Августина (Виноградского) . В 1817 г. церковь была заложена, а в 1820 г. архиеп. Августином освящена во имя Нерукотворного образа Спасителя. В храме, ставшем первым памятником воинам, погибшим на Бородинском поле, 26 авг. 1820 г. была помещена полковая икона Ревельского полка - Нерукотворный образ Спасителя - и был установлен белый мраморный крест над символической могилой ген. Тучкова. По благословению свт. Филарета (Дроздова) с 1827 г. в Спасском храме ежедневно совершали богослужения иеромонахи Ферапонтова Лужецкого мон-ря . С 1826 г., после кончины единственного сына, Тучкова постоянно жила в доме, построенном в 1817 г. при храме. Постепенно к ней начали съезжаться вдовы погибших при Бородине солдат, собралась небольшая община, получившая в 1833 г. статус Спасо-Бородинского Богоугодного Семёновского общежития, а в нач. 1838 г.- Спасо-Бородинского второклассного жен. мон-ря. Тучкова освободила всех крестьян в своем тульском имении, продала половину имения в Ярославской губ. за 20 тыс. р., проценты от этих денег шли на содержание обители. 4 июля 1836 г. в ТСЛ Тучкова по благословению митр. Московского Филарета приняла постриг в рясофор, а 28 июня 1840 г.- в мантию и была возведена в сан игумении. Свт. Филарет составил для Б. м. общежительный устав и стал духовным руководителем сестер. К нач. 40-х гг. в Б. м. жили ок. 200 чел., помимо молитвы насельницы занимались иконописанием, переплетением книг, шитьем, покраской холста и сукна, выпекали по особому монастырскому рецепту бородинский хлеб. |
Благочестивой семье князей Трубецких в Москве принадлежала известная городская усадьба на Покровке (Яузской части), ранее находившаяся во владении рода Апраксиных. Здесь в главном трехэтажном каменном доме наверху в середине XVIII века на средства князей Трубецких устроили домовый храм во имя Благовещения Богородицы. Возможно, каменную Спасскую церковь в подмосковном Прохорове и домовый Благовещенский храм на Покровке построили в одно время второй половины XVIII столетия. После кончины князя Дмитрия Юрьевича Трубецкого село Спасское-Прохорово с деревнями Ивино и Сидориха перешли во владение его сына князя Ивана Дмитриевича Трубецкого, женатого на Екатерине Александровне Мансуровой. Многочисленная семья князей Трубецких дружила с семейством Пушкиных (князь Иван Дмитриевич приходился троюродным братом С.Л. Пушкина). По свидетельству сестры поэта О.С. Павлищевой, ее с братом Александром в детские годы «возили на уроки танцевания к Трубецким» на Покровку. Есть упоминания, что А.С. Пушкин бывал на даче Трубецких у Девичьего поля (ул. Усачева). Есть возможность предполагать о посещении поэтом и дальней подмосковной в Прохорове. Домашним учителем детей И.Д. и Е.А. Трубецких, выезжавшим в ними в летнее время в усадьбу, был известный русский литератор и историк М.П. Погодин. Незадолго до своей кончины в 1827 году князь И. Д Трубецкой заложил Спасское-Прохорово с деревнями в Опекунский Совет (долг тайному советнику Г.А. Дурасову) и, таким образом, имение состояло «под запретом», без права продажи. По более поздним данным, недвижимое имение при селе Спасском с деревнями Ивино и Сидорихой и в принадлежащих к ним пустошах Сапроновой и Угоди (помещичья земля): «пашни 152 д. 279 саж., сенокоса 89 д. 1681 саж., строевого и дровяного леса 769 д. 99 саж., перелога и кустарника 118 д. 903 саж., под домом, садом, огородами и вообще господской оседлостью 22 д. 2288 саж., а всего 1159 д. 450 квад. саж.». После Отечественной войны 1812 года помещик камергер князь И.Д. Трубецкой просил преосвященного епископа Дмитровского Августина (Виноградского) в июле 1814 года разрешить отремонтировать Спасскую церковь «покрыть железом». При храме числились 62 приходских дворов с населением 588 человек, « в том числе в селе 30 дворов, в деревне Ивиной 10, в деревне Сидорихе 11, в сельце Мещерском вотчины господина С.В. Шереметева 11 дворов». |
Ч. 1. М., 1821-1824 (50 портретов). После смерти Б. гравированные доски были приобретены И. В. и П. В. Киреевскими, к-рые напечатали с них: Портреты именитых людей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. М., 1843 (40 портретов); Изображения людей знаменитых или чем-нибудь замечательных, принадлежащих по рождению или заслугам Малороссии. М., 1844 (42 портрета). Во все издания Б. включены портреты деятелей Русской Церкви (ок. 40 изображений), в т. ч. Патриархов Московских свт. Иова, сщмч. Ермогена, свт. Филарета, Никона (Минова), Адриана, свт. Ростовского Димитрия (Туптало), митр. Киевского Евгения (Болховитинова), митр. Московского Платона (Левшина), митр. Рязанского Стефана (Яворского), свт. Московского Филиппа (Колычева), архиепископов Августина (Виноградского), Амвросия (Зертис-Каменского), Анастасия (Братановского), Георгия (Конисского), Сильвестра (Кулябки), Феофана (Прокоповича), свт. Тихона Задонского, Симеона Полоцкого. К бекетовской школе граверов принадлежали: Соколов Николай Иванович, академик гравирования, гравер резцом и пунктиром; окончил С.-Петербургскую АХ (ученик Г. И. Скородумова); Осипов Алексей Агапиевич (ок. 1770-1850), крепостной Е. Е. Филиповского, учился гравированию у Соколова; гравировал портреты для изданий Филиповского, Б., Д. Н. Бантыш-Каменского. Ок. 20 лет состоял гравером при московском Обществе естествоиспытателей природы; исполнил виды ростовского Успенского собора (1825), Берлюковской пуст.; Афанасьев Афанасий, работал в 10-30-х гг. XIX в. Грачёв Алексей Петрович, работал до 50-х гг. XIX в. Куликов Иван, работал до 40-х гг. XIX в., состоял при московской Синодальной типографии. Гравировал портреты, виды (Софийский собор в Киеве), двенадцатилистовые святцы; Розонов Иван, гравер-самоучка (портреты, виды Санаксарского мон-ря (1787), Новоиерусалимского мон-ря (1793)). |
на греч., лат., нем. и польск. языках. В дальнейшем в б-ку поступили личные собрания (полностью либо частично) еп. Гавриила (Бужинского) (1731), еп. Лаврентия (Горки) (1738), еп. Воронежского Иннокентия (Полянского) (1794), еп. Сильвестра (Страгородского) (1803), архиеп. Псковского Мефодия (Смирнова) (1816), архиеп. Московского Августина (Виноградского) (1823), значительные пожертвования митрополитов Московских Платона (Левшина) и Филарета (Дроздова) и мн. др. После пожара Москвы в 1812 г. в б-ку поступили издания из книжных лавок, а после перевода ее в Троице-Сергиеву лавру - часть б-ки Троицкой ДС (объединившейся с Вифанской ДС). С 1881 по 1910 г. велась работа по изданию печатного систематического каталога (Т. 1-2 / Сост. И. Н. Корсунский; Т. 3 / Сост. Е. Троицкий; Т. 5 / Сост. К. М. Попов). Отдельно были учтены фонды пожертвованных б-к архиеп. Тверского Саввы (Тихомирова) (сост. К. М. Попов. М., 1900 - ок. 3 тыс. названий), архиеп. Арсения (Брянцева) (сост. К. М. Попов. Серг. П., 1902) и еп. Симбирского Никандра (Молчанова) (сост. К. М. Попов. Серг. П., 1904). Рукописное собрание б-ки частично отражено в «Описи рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку МДА», составленной иером. Иосифом (ЧОИДР. 1881. Кн. 3; отд. изд.: М., 1882), и в «Сведениях о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища ТСЛ в б-ку Троицкой ДС в 1747 г.» архим. Леонида (Кавелина) (ЧОИДР. 1883. Кн. 4; 1884. Кн. 3-4; 1885. Кн. 1). После закрытия МДА в 1919 г. б-ка функционировала в качестве Сергиевского филиала Румянцевской (впосл. ГБЛ, ныне РГБ), в 1933 г. ее фонды (500 тыс. т.) были переданы в ГБЛ (см.: Феофилакт (Моисеев). Библиотека МДА). |
Не исключено, что Г. занимался гимнографией. В Космине Яхромском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре хранилась рукопись, содержавшая службу основателю мон-ря прп. Косме, с надписанием: «Канон преподобнаго смиреннаго Геласия творение». Можно думать, что автором данного канона был Г. Подтверждением гипотезы служит то, что его имя внесено в синодик Яхромской обители. В 1599 г. в суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь Г. дал вкладом кадило «по своей душе и по родителех» ( Косаткин. С. 45). Г. был погребен в приделе свт. Николая Чудотворца в домовом Воскресенском храме Крутицкого подворья в Москве. Во время восстановительных работ, проводившихся на подворье после пожара 1812 г., был обнаружен склеп с надгробной плитой Г. По благословению Дмитровского еп. Августина (Виноградского) , вик. Московской епархии, склеп был закрыт, найденные надгробные плиты поместили на стенах при погребении. Ист.: ААЭ. Т. 1. С. 14, 41, 46; Т. 2. С. 14, 41, 46; ПСРЛ. Т. 34. С. 233; Т. 14. С. 38; Клейн В. К. Дело розыскное 1591 г. про убивство царевича Димитрия Ивановича на Угличе: Нов. редакция, 1913. С. 1-7, 18-21; СГГД. Ч. 2. С. 121-122; Дневник Марины Мнишек / Пер. В. Н. Козлякова. СПб., 1995. С. 165-167. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Церк.-ист. исследование о др. области вятичей, входившей с нач. XV и до кон. XVIII ст. в состав Крутицкой и частию Суздальской епархии // ЧОИДР. 1862. Кн. 2. Отд.: Исслед. С. 94; Соловьёв Н. А. , прот. Сарайская и Крутицкая епархии: Вып. 1 // Там же. 1894. Кн. 3. Отд.: Мат-лы ист. С. 61-63; Косаткин В. В. , прот. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри. С. 45, 113; Гиршберг В. Б. Мат-лы для свода надписей на каменных плитах Москвы и Подмосковья XIV-XVII вв. // НЭ. 1962. Т. 3. 139. С. 218; Соловьёв. История. 1989. Т. 7/8. Кн. 4; Макарий. История РЦ. Кн. 6. Архим. Макарий (Веретенников) Рубрики: Ключевые слова: ГЕРОНТИЙ 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) |
|