Это было связано и с общим переустройством всей школьной системы, с открытием нового ведомства или министерства «народного просвещения» (в 1802 г.); и в 1804-м году, 5 ноября, было опубликовано и введено в действие новое «учреждение» Университетов и прочих гражданских училищ. Первое «предначертание» нового устройства духовных училищ было составлено в 1805-м году Евгением Болховитиновым (1767–1837), тогда викарным епископом Старорусским (в 1822 г. митрополит Киевский). Ему были переданы и отзывы, полученные с мест на вопрос желательных усовершениях. Вполне отрицательно к самой мысли о преобразовании отнесся, кажется, только Платон Московский. Впрочем, и никто из спрошенных преосвященных не предложил большего, чем только отдельные поправки и изменения в пределах привычного порядка. Единственным исключением было мнение московскаго викария Августина (Виноградского), епископа Дмитровского, который предлагал разделить ступени преподавания и построить Академию, как школу одних только «вышних наук», хотя и не только богословских. Он же предлагал перенести Московскую академию в Троицкую лавру... И сам Евгений был очень нетребователен в своих предложениях. Он предлагал освежить программу, ослабить засилие латыни в преподавании, оставив ее только для богословия и философии («да и оные лучше преподавать с переводом, как у нас всегда и поступали»). В том же смысле высказывалось тогда и правление Невской академии... Евгений внес в свое начертание только одну интересную подробность, – впрочем, тоже скорее в старом вкусе. Он предложил образовать в окружных Академиях особое ученое (точнее, учено-административное) отделение, или «ученое общество», с довольно смешанными обязанностями и компетенцией, – «поощрять богословскую ученость», издавать и цензуровать книги, следить за прочими духовными школами, заботиться об учебных пособиях. |
Первое «предначертание» нового устройства духовных училищ было составлено в 1805-м году Евгением Болховитиновым (1767–1837), тогда викарным епископом Старорусским (в митрополит Киевский). Ему были переданы и отзывы, полученные с мест на вопрос желательных усовершениях. Вполне отрицательно к самой мысли о преобразовании отнесся, кажется, только Платон Московский. Впрочем, и никто из спрошенных преосвященных не предложил большего, чем только отдельные поправки и изменения в пределах привычного порядка. Единственным исключением было мнение московскаго викария Августина (Виноградского), епископа Дмитровского, который предлагал разделить ступени преподавания и построить Академию, как школу одних только «вышних наук», хотя и не только богословских. Он же предлагал перенести Московскую академию в Троицкую лавру… И сам Евгений был очень нетребователен в своих предложениях. Он предлагал освежить программу, ослабить засилие латыни в преподавании, оставив ее только для богословия и философии («да и оные лучше преподавать с переводом, как у нас всегда и поступали»). В том же смысле высказывалось тогда и правление Невской академии… Евгений внес в свое начертание только одну интересную впрочем, тоже скорее в старом вкусе. Он предложил образовать в окружных Академиях особое ученое (точнее, учено-административное) отделение, или «ученое общество», с довольно смешанными обязанностями и «поощрять богословскую ученость», издавать и цензуровать книги, следить за прочими духовными школами, заботиться об учебных пособиях. Эта мысль перешла и в позднейший проект (срв. устав Московского общества истории и древностей Российских, открытого именно в 1804-м году)… Евгений был и остался вполне человеком предыдущего века. По личным вкусам это был человек мирской. |
эпизод очень характерен для тогдашних смутных лет, — так ясно сказывается здесь вся сбивчивость и двусмысленность религиозных представлений. 4. Преобразование системы духовного образования первые же годы Александровского царствования было начато преобразование духовных школ. Это было связано и с общим переустройством всей школьной системы, с открытием нового ведомства или министерства (в 1802 г.); и в 1804-м году, 5 ноября, было опубликовано и введено в действие новое Университетов и прочих гражданских училищ. Первое нового устройства духовных училищ было составлено в 1805-м году Евгением Болховитиновым (1767—1837), тогда викарным епископом Старорусским (в 1822 г. митрополит Киевский). Ему были переданы и отзывы, полученные с мест на вопрос желательных усовершениях. Вполне отрицательно к самой мысли о преобразовании отнесся, кажется, только Платон Московский. Впрочем, и никто из спрошенных преосвященных не предложил большего, чем только отдельные поправки и изменения в пределах привычного порядка. Единственным исключением было мнение московскаго викария Августина (Виноградского), епископа Дмитровского, который предлагал разделить ступени преподавания и построить Академию, как школу одних только хотя и не только богословских. Он же предлагал перенести Московскую академию в Троицкую лавру... сам Евгений был очень нетребователен в своих предложениях. Он предлагал освежить программу, ослабить засилие латыни в преподавании, оставив ее только для богословия и философии и оные лучше преподавать с переводом, как у нас всегда и В том же смысле высказывалось тогда и правление Невской академии... внес в свое начертание только одну интересную подробность, — впрочем, тоже скорее в старом вкусе. Он предложил образовать в окружных Академиях особое ученое (точнее, учено-административное) отделение, или с довольно смешанными обязанностями и компетенцией, — богословскую издавать и цензуровать книги, следить за прочими духовными школами, заботиться об учебных пособиях. Эта мысль перешла и в позднейший проект (срв. устав Московского общества истории и древностей Российских, открытого именно в 1804-м году)... |
Большого расцвета Московская духовная академия достигла при митрополите Московском и Коломенском Платоне (Левшине) в последнюю четверть XVIII столетия. При митрополите Платоне закладываются основы русской церковно-исторической науки, в академии начинается преподавание на русском языке, ограничивается влияние западноевропейской схоластики и латыни. Особое внимание уделяется изучению Церковного Устава (Типикона), вводится ряд новых предметов: церковная и гражданская история, история философии, физика, медицина, придавших академическому курсу полному и многосторонность. С отеческим участием митрополит Платон относился к жизни Московской академии и навсегда остался в ее благодарной памяти. К концу XVIII века Славяно-греко-латинская академия пришла со значительными результатами. Ее выпускники - видные иерархи, клирики, блестящие проповедники и церковные писатели, историки, поэты, переводчики. Среди питомцев Духовной школы - литератор Антиох Кантемир, великий русский ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов, математик Лаврентий Магницкий и многие другие выдающиеся деятели российского просвещения. Ректор академии, впоследствии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) , вице-президент Российской академии наук, изданием Добротолюбия во многом способствовал подъему духовной жизни в русский монастырях конца XVIII -начала XIX века. В результате предпринятой в начале XIX века реформой церковного образования раскрылись широкие горизонты. Изменилось и место нахождения Московской духовной академии. Решением Святейшего Синода , по ходатайству архиепископа Московского и Коломенского Августина (Виноградского) , академия была переведена из Москвы, где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812 года, в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру . После преобразования академии по новому учебному уставу ее открытие состоялось в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы - 1 октября 1814 года. С того же года ведёт свое начало и коллекция древностей Московской духовной академии, со временем выросшая в музей получивший название Церковно-археологического кабинета . |
8 декабря 2005 года его имя было внесено во всероссийский месяцеслов по благословению патриарха Алексия II . При этом, это празднование видимо не было введено в обиход Украинской Православной Церкви , в которой в июне 2007 года было совершено его местное прославление, 18 апреля 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви направил материалы к общецерковной канонизации на рассмотрение патриарха, после чего 22 июня того же года последовало общецерковное прославление . Не позднее 2010 года также стала совершаться память обретения мощей святителя и перенесение их в Дальние пещеры в 1994 году . Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имя святителя Филарета (Амфитеатрова) было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания . Молитвословия Тропарь, глас 6 клевету, и и в душу от в от дар и прияв,/ яко мир даровати,/ и Кондак, глас 8 во от упасл на за люди твоя и Святыя и тя, да вси ти:// наш. Сочинения Слово в день Вознесения Господня , произнесенное в 1814 г.; Слово в Великий Пяток , говоренное в 1815 г.; Слово в Великий Пяток , говоренное в 1818 г. в Новоиерусалимском монастыре; Слово при отпевании московского архиепископа Августина (Виноградского), произнесенное 10 марта 1819 г.; Слово на новый 1822 год и др.; Пастырское послание 1831 года, мая 18 дня, Казань // Православный собеседник : Издаваемый при Казанской духовной академии. - 1865. - Ч. 1. - С. 303-312 Беседы на пятую, шестую и седьмую главы святого евангелиста Матфея (4 издание, Москва, 3-е изд. 1831, 4-е изд. 1837); Беседы на V, VI, VII, VIII, IX, X и XI главы святого евангелиста Матфея (Киев, 1842); Беседы на евангелие Иоанна (т. I, Киев, 1847); Слова и речи, говоренные в разные времена (т. 1 - 3, Киев, 1857; новое издание, ib., 1883); Евгений, митрополит киевский и галицкий (в XIX книге Временника московского общества истории и древностей , 1857). |
Таковы проповеди его, изданные отдельно или в сборниках, а именно: «Слово в день Вознесения Господня », произнесенное в 1814 г.; «в Великий Пяток», говоренное в 1815 г.; другое «слово в Великий Пяток», говоренное в 1818 г. в Новоиерусалимском монастыре; «Слово при отпевании московского архиепископа Августина» (Виноградского), произнесенное 10 марта 1819 г.; «Слово на новый 1822 др. Все эти проповеди напечатаны были в годы произнесения их отдельными брошюрами в синодальной и других типографиях. Затем следуют: «Беседы на пятую, шестую и седьмую главы св. Евангелиста Матфея», вышедшие уже 3-м изданием в Москве, в 1831 г., а в 1837 г. – 4-м; «Беседы на 5-ю, 6, 7, 8, 9, 10 и 11-ю главы св. Евангелиста Матфея», Киев, 1842; «Беседы на Евангелие Иоанна», т. I., Киев, 1847; «Слово в день восшествия на Всероссийский престол благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича», Киев, 1850; «Слова и речи, говоренные в разные времена», т. 1–3, Киев, 1857; новое издание – там же, 1883; «Евгений, митроп. Киевский и Галицкий», сообщение, напечатанное в XIX книге «Временника Московского общества древностей» 1857 года. Личные черты характера Филарета, выше представленные, ясно отражаются и в этих учено-литературных произведениях его, особенно же простота, задушевность и возвышенная степень благочестивой настроенности, при строгости православных воззрений и глубине разумения духа и буквы Св. Писания. О митроп. Филарте писано было довольно много. Кроме более или менее кратких других сообщений о жизни и различных сторонах деятельности его, появившихся в повременных изданиях непосредственно после смерти его, следует отметить: «Высокопреосв. Филарет, митроп. Киевский», некролог в «Воскресн. чтении» за 1857–1858 гг., часть XXI, 42; к этой статье в последующих номерах того же журнала присоединены слова и речи, сказанные при погребении и поминовении его разными лицами; далее в 50 и 52: «Последние дни жизни почившего в Бозе высокопреосв. |
Первым Ректором ее был Симеон Крылов, впоследствии Архиепископ Ярославский, вторым Филарет Амфитеатров , ныне Митрополит Киевский, преемником его был Кирилл, потом Архиепископ Подольский и Брацлавский, в прошлом году кончивший в С.Петербурге свою благочестивую и деятельную жизнь. Из достойных ее Профессоров нельзя не упомянуть здесь преподавателя Философии Протоиерея Феодора Голубинского, 21 тем более, что имя его с уважением повторяется в Германии Шеллингом и Океном. Многие из учеников прежней Семинарии и нынешней Академии уже Архипастыри, украшающие кафедры свои учением и благочестием. Кому неизвестно, сколько Академия обязана своими успехами попечениям Митрополита Московского Филарета, бывшего также питомцем Троицкой Семинарии при Митрополите Платоне! При Академии находится и Цензурный Комитет духовных книг, состоящий из трех Членов Академической Конференции; устав его Высочайше утвержден 1826 г. Апреля 22. XVIII. Позади чертогов Петровых был каменный дворец Царя Иоанна Васильевича, о двух жильях, на 20 саженях; но, по крайней ветхости, в 1701г. был разобран. На месте его устроено новое здание на 22 саженях для прежней Семинарии: а теперь в залах верхнего этажа помещена Академическая библиотека, составленная из бывшей Семинарской, из библиотек Московской Славяно-греко-латинской Академии, также Архиепископов Мефодия Смирнова , Августина Виноградского и других Архипастырей, которые жертвовали в Академию свои ученые сокровища. Всех книг на древних и новых языках, касающихся до Богословия, Философии, Словесности, Истории и Древностей, до 18 000 экз., кои все расположены в систематическом порядке. Эта ученая сокровищница украшается драгоценным собранием Библий на разных языках, между прочим, библиографическими редкостями: Библией полиглоттою, Краковскою Постною Триодью 1491 г., Пятикнижием в Славянском переводе Франциска Скорины, печатан. |
Все это названные настоятелем «неверного и губительного врага нашего Наполеона хищники» взяли с собой или уничтожили. После отступления наполеоновской армии священник Иоанн Постников просил благословения на освящение храма у епископа Дмитровского Августина (Виноградского), управляющего Московской епархией после смерти митрополита Платона (Левшина). 17 ноября 1812 г. храм был освящен чином Малого освящения при участии настоятелей храмов в Черкизове и Гольянове. Придельные церкви были освящены благочинным, настоятелем Воскресенского храма села Вешняково священником Алексеем Григорьевым. После получения антиминса для Казанского придела 18 июня 1813 г. был освящен Казанский придел, а 29 июня - Никольский. Священник Иоанн Постников, бывший настоятелем, по крайней мере, до 1833 г., не только привел храм в надлежащий порядок, но и сделал многое для его украшения. На средства прихожан в 1815 . были положены ризы на иконы, стоящие у царских врат Никольского придела (оклады были изъяты в 1922 г.): Спас Вседержитель и Богоматерь «Благодатное Небо». В августе 1822 г. прихожане храма подписали прошение старосты храма Прохора Петрова преосвященнейшему Афанасию (Телятьеву) епископу Дмитровскому, викарию Московскому, с просьбой разрешить строительство сторожки в юго-западном углу, образованном колокольней и трапезной частью храма, для того, чтобы «сторожа, делая попеременно обход вокруг церкви, могли укрываться от непогоды, а особливо в зимнее время от стужи». Построенная тогда сторожка и в настоящее время используется по назначению. В 1827 г. в северо-западном углу храма был пристроен «сарай» для хранения церковной утвари - это помещение сейчас используется для совершения таинства крещения. На средства Измайловского крестьянина, ставшего купцом второй гильдии, Ивана Гаврилова Курдюкова (Кордюкова) 1 марта 1830 г. был отлит самый крупный колокол, весом в 210 пудов (3440 кг) на колокольню церкви Рождества Христова. |
При новом владельце графе Александре Петровиче Толстом, по сведениям 1776 года, в селе Аксиньине числилось 20 дворов. Перед Отечественной войной 1812 года приход храма в Аксиньине увеличился за счет приписной Космодамианской церкси села Космодемьянского, в клировых ведомостях с 1811 года к Знаменской церкви стали писаться также экономические деревни Алешкино и Бутаково. В 1812 году Аксиньино с прилегающими селениями попадает в зону активных военных действий. В деревне Химки стоял авангард французского корпуса Э. Богарне, атакованный 15 сентября отрядом генерала В.Д. Иловайского. В северо-западном пригороде Москвы неприятельские войска повсеместно учинили разгром православных храмов. Были разграблены храмы в Космодемьянском, Ховрине, Кирееве. Аксиньинская церковь пострадала меньше других: настоятель и прихожане спрятали ценные ризничные вещи и антиминс, и уже 27 ноября 1812 года по благословению архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) состоялось освящение престола. В приходских 48 дворах в 1816 году проживало более 200 человек. К 1824 году к селу Аксиньину было приписано лишь сельцо Головино с помещичьей усадьбой Хлебниковых, а село Космодемьянское с деревнями Алешкино и Бутаково составили собственный приход. В 1840-1850-е годы усадьбой при селе Знаменском-Аксиньине Московского уезда владел генерал-лейтенант Алексей Петрович Толстой. На 1847- 1850 года в приходе Знаменского храма числилось 28 дворов с населением 198 человек. К 1866 году относится первая попытка причта и прихожан церкви Знамения возвести в своем селе новый каменный храм. Взносы на постройку каменного храма обещали внести владелец усадьбы граф Иван Петрович Толстой и проживающий в имении Толстых подполковник Павел Васильевич Берг. Церковный староста, владелец кирпичного завода крестьянин Терентий Иванович Донской жертвовал на строительство 100000 кирпичей. В 1860-е годы в Аксиньине открылось начальное училище, занятия в котором проводил настоятель о. Сергей Никольский. В 1884 году новый каменный храм был торжественно освящен при соборном архиерейском богослужении. Как и просили храмоздатели, Петропавловский придел стал усыпальницей для Петра Григорьевича Молошникова. Его брат, староста Знаменского храма С.Г. Молошников, после кончины в 1911 году похоронен около церкви. |
Тверской. Кремль. Чудов монастырь. Собор Чуда Михаила Архангела в Хонех. Карта и ближайшие объекты Показать только действующие Чуда архангела Михаила в Чудовом монастыре Кремля собор (уничтожен). Чудов монастырь, основанный в 1365 г. святителем Алексием, митрополитом Московским, находился на месте площади перед зданием бывшего Президиума Верховного Совета СССР и западной части самого здания. История монастыря началась, вероятно, с построения небольшого каменного храма. Обитель изначально была общежительной, в ее духовном устроении принимали участие ученики преподобного Сергия Радонежского. В 1431 г. соборный храм перестраивался, а в 1501–1505 гг. был отстроен заново. Святитель Алексий заповедал похоронить себя в соборе основанной им обители, и был погребен «в церкви близ алтаря». Его святые мощи почивали в соборе до 1680 г., когда были перенесены в новоотстроенную Алексеевскую церковь. Одновременно с этим храмом при царе Федоре Алексеевиче (по некоторым данным, государь сам составил чертеж обновленного комплекса монастырских строений) была воздвигнута церковь во имя апостола Андрея Первозванного, примыкавшая с восточной стороны к Алексеевскому храму. Последней по времени постройки церковью Чудова монастыря был храм во имя святителя Иосафа Белгородского, устроенный в 1911 г. при кельях наместника монастыря. История Чудова монастыря богата знаменательными событиями и связана с именами многих выдающихся людей Русской Церкви и государства. В 1493 г. и 1547 г. монастырь сильно пострадал во время больших пожаров. В Смутное время его разграбили польские интервенты. Во время наполеоновского нашествия он служил резиденцией маршала Даву, который устроил свою спальню в алтаре соборной церкви. Захватчики грабили монастырское достояние и оскверняли святыни. После ухода французов из Москвы обитель, служившая с 1744 г. кафедрой московских архиереев, была восстановлена заботами архиепископа Августина (Виноградского). |
|