Работа по вербовке и наставничеству проводится монашенками Покровского монастырского собора, главного храма служения Беляева. Нами точно установлены два случая. Первый. Дочь партийного товарища начинает отлучаться по вечерам из дома под предлогом посещения кинематографа, невозражающая ей мать давала ей деньги на билет и была далека от каких бы то ни было подозрений, таковые вкрались в голову более отца. Последний установил наблюдение за дочерью и открыл причину кинематографической горячки последняя... проводит вечера на службах Беляева в Покровском соборе. Второй случай. Партийный товарищ узнает от своего сынишки, что он и его сестренка водятся монашкой Покровского собора к Августину, где их учат молиться. Указанная монашка исполняла в данной семье какие-то домашние работы и, воспользовавшись возможностью общения с детьми, обратила их в христианство. Указанные факты показывают, до чего обнаглел в своей черной деятельности зарвавшийся гражданин Беляев, не довольствуясь своей разрушительной работой над умами неразвитых широких масс рабочих и крестьян, он переносит свою деятельность на семьи партийных работников и если еще не дерзает на возвращение в православие самих партийцев, то уже дерзнул в этом на их детей. Указанные факты являются вопиющим требованием на немедленное удаление гражданина Августина Беляева из пределов губернии навсегда...» 8 сентября 1926 года Тучков распорядился арестовать епископа и под конвоем доставить в Москву. 9 октября епископ Августин был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 21 октября власти допросили его. по чьей инициативе был организован в религиозный кружок для преподавания Закона Божьего детям, не достигшим следователь. я не организовывал никаких, рекомендовал лишь использовать... верующими законную возможность изучать Закон Божий при помощи священников или же самим родителям обратить на это внимание. Это я говорил с амвона в владыка. |
Характерно, что идея управления временем является одной из ключевых религиозных максим большевизма (впрочем, эта максима характерна для Нового времени (эпохи модерна) в целом, именно эта эпоха изобрела «машину времени»). Так, В.Н. Муравьев, русский космист, в молодости близкий к метафизике всеединства, а после революции считавший себя «больше большевиком, чем сами большевики» пишет в 20-е годы книгу «Овладение временем», где высказывает идею, согласно которой время должно быть технически переработано, упорядочено, и из хаотического времени мира должно возникнуть время-вечность рукотворного бессмертия Этот же пафос сверхбольшевизма слышался в стихах Маяковского, в названии книги В. Катаева «Время, вперед!» и в фантастической повести А. Беляева «Властелин времени». Не стоит думать, что эта масштабная задача производственного овладения временем, которое больше не рассматривается как дар и как способ существования сотворенного Богом мира, было всего лишь фантастической или философской мечтой. В те же 20-е годы возникает и начинает активно работать Институт труда, созданный А. Гастевым, – в нем-то и начинает работать после выхода своей главной книги Валериан Муравьев с.16-17]. Идея производственного овладения временем, которая была одной из составляющих частей «безбожной пятилетки», символически отображена на обложке того же журнала «Безбожник у станка», где основную часть пространства изображения занимают вздымающиеся вверх красные производственные конструкции, а в нижнем правом углу рабочий выметает из этого технически организованного мира окарикатуренную фигуру Бога. С богословской точки зрения здесь заявлена нетривиальная идея. Христианское богословие времени, наиболее яркой иллюстрацией которого является XI книга «Исповеди» блаженного Аврелия Августина, предполагает, что время сотворено Богом, а также и то, что время как бы раздваивается. |
Сам Антоний определяет свою теорию, как всего богословия в нравственный Онтологических предпосылок своего учения он не проверяет. Он ими точно и не интересуется. Он никак не связывает своего толкования с Халкидонским догматом о двух природах и с оросом VI-ro собора о двух волях. И образ Христа Спасителя остается в его изображении очень неясным. Антония все время занимает только один вопрос: для нас спасительны Христово воплощение, страдания и почему и как нам сообщается, или вменяется, или усвояется Его жизнь, Его святость, Его победа. И на этот вопрос, ему кажется, удовлетворительно отвечает только Наше спасение есть возрождение. И вот возрождает нас любовь, принимающая падения ближнего с такою скорбью, будто грешит сам Сострадание есть страдание за другого. От человеческого и мирского опыта Антоний восходит к опыту Спасителя. думать, что в ту Гефсиманскую ночь мысль и чувство Богочеловека объяло всех падших людей в числе их многих миллиардов и оплакало с любовной скорбью каждого в отдельности, что, конечно, было доступно только сердцу Божественному, всеведущему. В этом и состояло наше В мировоззрении Антония, при всей недосказанности, есть большая цельность. Но синтез богословский ему не удался. не был для того достаточно прочной основой... к толкованию догматов на время становится преобладающей в нашем богословии. Нужно отметить уже книгу А. Д. Беляева, Любовь Божественная, опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала любви Божественной (1880; 2 изд. 1884). Эта книга написана еще в старой манере. под решительным влиянием немецкого спекулятивного богословия, с неожиданным пренебрежением к отеческим творениям. Автор отмечает и данных о любви у отцов, исключая только Августина, и отказывается считать творения отцов в числе своих источников. |
В 1930–1931 гг. помощь сосланным верующим организовало духовенство города Сызрани под руководством назначенного туда после ссылки епископа Августина (Беляева). В 1929–1932 гг. в Мещевске Калужской области игумен Иоанникий (Дмитриев) по благословению епископа Стефана (Виноградова) помогал монахам и монахиням закрытых монастырей, «в особенности тем, кто по старости или болезни не мог себя содержать» 23 . Таким образом, имеющиеся данные говорят о том, что легальный епископат в 1920–1930-е гг. лояльно относился к церковному подполью, видел в нем естественный способ продолжить невозможную в создавшейся обстановке церковную жизнь и участвовал в созидании церковного подполья. Связи между легальным епископатом и церковным подпольем имели место в пределах епархий (Московской, Самарской) и в русле личных отношений епископа и нелегала (епископ Иннокентий – архимандрит Гурий). Руководство Московской Патриархии было безусловно осведомлено о потаенной деятельности отдельных своих епископов и, очевидно, одобряло эти действия. Однако говорить о каком-то руководстве тайной церковной жизнью из единого центра на основании этих сведений не приходится. Трудно себе представить, что при значительном ослаблении легального центрального церковного управления тайное руководство Патриархатом могло быть эффективным. Тайные выборы Патриарха, предпринятые митрополитом Сергием в 1926 г., говорят в пользу того, что сама идея негласной координации церковной жизни существовала в Патриархии. Однако неудача выборов подтверждает заключение о низкой эффективности такого руководства. Очевидно, взаимодействие епископата и находившихся в его ведении подпольных общин было возможно только на местном уровне. Тактика легального епископата в 1940-е гг. В 1940-е гг. высшее руководство и епископат Русской Православной Церкви впервые после установления советской власти оказались в ситуации, когда стало возможно расширение церковной жизни. |
Специальными гостями мероприятия стали хор юношей Хорового училища имени А.В. Свешникова (г. Москва, художественный руководитель и дирижер — Денис Храмов), детский хор «Аврора» детской школы искусств имени В.В. Крайнева (г. Москва, художественный руководитель и дирижер — Анастасия Беляева), старший хор центра творческого развития и музыкально-эстетического образования «Радость» и хоровой ансамбль Brevis (г. Москва, художественный руководитель и дирижер — Екатерина Дунаева). Концертная программа традиционно была основана на прославлении Господа Бога в богослужебных духовных песнопениях, гимнах и кантах. Кроме того, прозвучали отрывки из творений святителя Григория Богослова, блаженного Августина, святого праведного Иоанна Кронштадского, протоиерея Сергия Булгакова, а также стихотворные произведения на тему Рождества. Их исполнил мастер художественного слова Иван Пилявский. Режиссером и главным дирижером хорового собора стал Иван Стольников, музыкальным редактором — Татьяна Кострова, подбор стихов и текстов осуществлял иерей Алексий Колесников. Были исполнены музыкальные произведения П. Чеснокова, А. Кастальского, Д. Бортнянского, А. Дегтярева, которые вошли в канон церковной концертной музыки, а также сочинения современных композиторов, таких как С. Екимов, А. Бараев и другие. Наряду с авторской духовной музыкой прозвучали русские и украинские колядки, в том числе, написанные в наше время. В целом, особенностью хорового собора стало большое количество современных музыкальных произведений, посвященных Рождеству. В конце программы хоровые коллективы торжественно спели «Многая лета» всем православным христианам. Затем глава Нижегородской митрополии поздравил присутствующих с Рождеством Христовым и поблагодарил организаторов и участников хорового собора. За подготовку хорового собора архиерейских грамот были удостоены руководители хоровых коллективов и сотрудник отдела культуры Нижегородской епархии Татьяна Полетаева. Участники хоровых коллективов получили из рук главы митрополии сладкие подарки и маленькие иконы Рождества Христова. |
Члены упомянутой контрреволюционной организации под руководством Александра Александровича Беляева вели активную борьбу с советской властью путем сколачивания в контрреволюционные группы бывших людей и церковников и воспитывали последних в контрреволюционном духе. подтверждаете показания обвиняемого Любимова о вашей принадлежности к контрреволюционной монархической следователь архиепископа. обвиняемого Любимова я не подтверждаю. На следующий день следователи устроили еще одну очную ставку архиепископа с другим обвиняемым. вам лично известно о контрреволюционной деятельности Александра Александровича следователь. Александрович Беляев является организатором и руководителем контрреволюционной церковно-монархической организации церковников. Членами этой организации являлись Дмитриевич Семеновский, Иван Алексеевич Остроглазов, Афанасий Васильевич Любимов, Иван Иванович Сперанский, Василий Алексеевич Макаров и многие приближенные архиепископа Августина Беляева. Члены упомянутой под руководством Беляева вели активную борьбу с советской властью... подтверждаете показания Семеновского о вашей принадлежности к контрреволюционной монархической следователь архиепископа. обвиняемого Семеновского я не подтверждаю. Архиепископ Августин держался мужественно и, несмотря на угрозы следователей и оговоры лжесвидетелей, категорически отвергал все обвинения. Следователи тогда прибегли к допросу одного из заключенных, который находился в одной камере с архиепископом и вызвался против святителя. подано заявление на имя начальника Калужской тюрьмы, что находившийся с вами в одной камере следственный заключенный архиерей Беляев в камере занимается антисоветской деятельностью. Что вы можете конкретно рассказать следствию об антисоветской деятельности Беляева? я раньше не знал... Познакомился во время нахождения с ним в двадцать пятой камере в двадцатых числах сентября 1937 года и до сих пор сижу вместе с ним... |
Как бы мне хотелось еще в этой жизни воздать вам за нее в личном общении. Верю, что это возможно и что это будет. Крепко еще раз целую всех вас в общем и каждого в отдельности. Папа». И вера не посрамила праведника, 26 июля 1936 года окончился срок заключения и протоиерей Роман был освобожден из лагеря. Сначала он поселился в селе под Волоколамском; затем его перевезли в поселок Валентиновку под Москвой к духовной дочери, Маргарите Евгеньевне, муж которой, Александр Андреевич Ветелев, впоследствии стал священником. Здесь отец Роман прожил три месяца. Но туберкулез, которым он болел еще в молодости, за время его заключения усилился настолько, что стал угрожать его жизни, а здешний климат оказался для такого рода больных. Один из друзей священника, с которым он несколько лет делил узы неволи, позвал его к себе в город Черкассы Харьковской области, куда отец Роман и переехал. Но здоровье его и здесь ухудшалось, а отсутствие родных и отдаленность духовных детей создавали дополнительные трудности и беспокойства. Здесь он прожил несколько месяцев. Анна Николаевна в это время подыскивала место, где отец Роман мог бы поселиться, и с протоиерея Зосимы Трубачева [f] такое место было найдено в где отец Зосима после возвращения из концлагеря по приглашению Калужского архиепископа Августина (Беляева) [g] служил в Казанском храме. 25 мая 1937 года отец Роман на крыльце домика в Черкассах и сломал пораженную туберкулезом ногу, что до конца жизни лишило его возможности передвигаться Анна Николаевна перевезла отца Романа в Малоярославец. Во все время его жизни в Малоярославце за ним ухаживала одна из его духовный дочерей, время от времени приезжали помогать Анна Николаевна с дочерью Ириной, а также и другие духовные дети. Об этом периоде жизни священноисповедника известно из записей его духовной дочери. 5 июля 1937 года отец Роман просил написать старцу Зосимовой пустыни игумену Митрофану, которого он особенно почитал, и поблагодарить за его святые молитвы. 22 июля отец Роман попросил духовную дочь записать под его диктовку заветные и дорогие ему мысли о Церкви. Диктовал, несмотря на то, что боли все это время не прекращались. «Вокруг постели тишина и мир, – она, – поразительна кротость батюшки и его покорность воле |
17 сентября патриарх Тихон постановил: «Ввиду явного уклонения в раскол Иваново-Вознесенского епископа Иерофея, считать кафедру города Иваново-Вознесенска свободной; назначить на нее протоиерея Александра Беляева». Протоиерей Александр Беляев был пострижен в мантию с именем Августин. 21 сентября 1923 года был хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского , викария Владимирской епархии . По прибытии в Иваново владыка часто служил и за каждой литургией после чтения Евангелия произносил вдохновенное слово.Перед богослужениями и после них его встречали и провожали толпы верующих. Многие обновленцы под его влиянием начали возвращаться в православие. Вскоре владыка был выслан в Кинешму под подписку о невыезде, по ходатайству верующих разрешалось приезжать в г. Иваново-Вознесенск для совершения богослужений. Из доклада епископа Августина патриарху Тихону: По прибытии на Иваново-Вознесенскую кафедру я нашел в некоторых приходах рознь между духовенством и мирянами, решительно не принимающими обновленческого епископа Иерофея. Последним духовенство запугано. Однако к концу всенощной на Воздвижение Креста Господня прибыли приходские советы 11 церквей и все духовенство за исключением духовенства Крестовоздвиженской церкви, состоящего в управлении обновленцев. На следующий день, 27 сентября 1923г. после совершения литургии я был вызван в местное ГПУ. По-видимому, злонамеренные люди сообщили обо мне ложные сведения как, якобы, административно высланном из Пензы. Я рассказал истинное положение вещей и получил предложение удалиться в Кинешму в 24 часа и жить там под подписку о невыезде до выяснения моей личности в Пензе. Отслужив после этого вечерню в Александро-Невской церкви при плаче верующих, наполнявших храм, я утром следующего дня выехал в Кинешму, где живу и служу доныне... 15 февраля 1924 года был арестован. Обвинялся в том, что используя религиозные предрассудки, направляет население против Соввласти, нарушение законодательства об отделении Церкви от государства (назначение следствия о возможности вступления некоего гражданина в третий брак) . 8 августа того же года был освобожден, дело прекращено. |
23 ноября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Августина (Беляева), архиепископа Калужского. Родился в 1886 году в селе Каменка Костромской губернии в семье священника, при крещении наречен Александром. Закончил Костромскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, по окончании которой в 1911 году был направлен преподавателем русского языка и литературы в Пензенское епархиальное женское училище. В 1913 году женился на дочери священника Юлии Любимовой. Через год в семье родилась дочь Юлия, а в 1919 году – вторая дочь Нина. В 1920 году от скоротечной чахотки скончалась жена, и Александр Беляев остался один с двумя сиротами – шести лет и девяти месяцев, которых ему помогла воспитать неграмотная, но глубоко верующая крестьянка Анисия Ефимова. 28 августа 1920 года Беляев был рукоположен во священника и вскоре переехал с детьми в Кинешму, где стал служить в одном из городских храмов. Благодаря самоотверженному пастырскому служению, он вскоре стал известен во всей Иваново-Вознесенской епархии. 14 сентября 1923 года, после того как епископ Иваново-Вознесенский отпал в обновленчество, состоялось собрание представителей православных общин города, обратившееся к Патриарху Тихону с просьбой «благословить… общенародное избрание протоиерея Александра Беляева во епископа города Иваново-Вознесенска и совершить над сим народным избранником хиротонию во епископа». Протоирей Александр был пострижен в монашество с именем Августин и 21 сентября 1923 года хиротонисан во епископа города Иваново. Владыка ревностно принялся за исполнение своих архипастырских обязанностей. Началось массовое возвращение приходов из обновленчества. 27 октября его вызвали в местное отделение ОГПУ и потребовали выехать в Кинешму, где ему разрешалось служить только в сельских храмах. |
ДАТЫ НОЯБРЯ Приблизительное время чтения: 7 мин. Мы продолжаем рассказ о жизни и подвиге российских мучеников ХХ века, прославленных Церковью в лике святых, историями преподобномученицы Пелагеи (Тестовой), священномученика Лаврентия (Князева), священномученика Августина (Беляева). Мы плохо помним свою историю — внуки расстрелянных за веру христиан часто и не знают, что их деды прославлены как святые. Внуки палачей тем более не знают, кого их деды сажали в тюрьмы, кого пытали на допросах. Мы до сих пор живем так, как будто не было ни красного террора, ни сталинских репрессий — и быть не может, чтобы короткая историческая память объяснялась только недоступностью архивных данных. Русскую Православную Церковь все чаще называют Церковью новомучеников. Никогда еще за всю историю христианства ни в одной Поместной Церкви не погибало за короткий промежуток времени столько священнослужителей и мирян, не появлялось такого количества святых. Их подвиг не должен быть забыт. Мы публикуем рассказы о новомучениках — рассказы о настоящей верности Богу перед лицом смерти. Это не только попытка трезво взглянуть на наше прошлое. Скорее, это попытка рассказать друг другу о будущем — о том, что никогда не должно повториться, и о том, что мы еще в силах сделать ради Христа здесь и сейчас. Преподобномученица Пелагия (Тестова) — 3 ноября На кладбище бывшего Карагандинского исправительно-трудового лагеря нет ни крестов, ни имен. Нет там даже табличек с номерами. В одной из могил похоронена преподобномученица Пелагия (Тестова), инокиня Серафимо-Дивеевского монастыря. Уже с 14 лет Пелагия жила в монастыре (позже вслед за ней туда придет и ее старшая сестра Марфа). Жизнь монахинь, как и везде, состояла не только из молитвы, но и из физического труда — ведь монастырь должен был кормить более восьмисот насельниц, из которых триста были больны или по возрасту уже не могли трудиться. Кроме того, Серафимо-Дивеевская обитель содержала на свои средства приют для девочек, где около ста сирот получали кров, пищу и образование. |
|