Том I Том II Том III Том V Том VI Том VII Основная идея предлагаемого вниманию читателей труда выражена в самом его названии: История Европы: дохристианской и христианской», призванном обозначить главную тему и центральный нерв европейской истории, т.е. христианство. С констатацией именно этого обстоятельства органически связано и видение автором главной интриги истории европейского и средиземноморского региона в соотношении таких ключевых для нее метаисторических символов, как Рим — Новый Рим и Третий Рим, с одной стороны, преемствующих один другому, а с другой — синхронно сопребывающих. Автор не ставил перед собой задачи расширить объем конкретных знаний по истории Европы, ввести, как принято говорить на академическом жаргоне, в научный оборот новые документы, выявить ранее не известные факты. Свою задачу он видит в том, чтобы, опираясь на уже выполненные научные исследования, корректно и с соблюдением должных пропорций, изложить исторический материал исходя из такого видения драмы европейской истории, которое вытекает уже из самой его принадлежности к Православной Церкви. В первой части четвертого тома автор рассматривает век Октавиана Августа, эпоху Юлиев и Флавиев, эпоху Антонинов и др. Содержание Глава 1. Век Августа 1. Политическое противостояние в Риме после убийства Цезаря 2. Путь Октавиана на вершину власти 3. Политическая система принципата и внутренняя политика Августа 4. Включение в состав империи Альпийского региона, Паннонии и Иллирика 5. Римские провинции и войны на границах империи 6. Рождество Спасителя 7. Римская культура в золотой век Августа 8. Смерть Августа Глава 2. Эпоха Юлиев и Флавиев 1. Племенной мир Европы на рубеже эр 2. Правление Тиберия 3. Распятие и воскресение Спасителя 4. Правление Калигулы 5. Правление Клавдия 6. Завоевание Британии 7. Правление Нерона 8. Год четырех императоров 9. Правление Веспасиана 10. Правление Тита 11. Правление Домициана 12. Структура римского общества I столетия от Р. Х. 13. Экономика Римской империи эпохи раннего принипата |
До известной степени в конституционной М. в юридическую формальность выливается и право монарха назначать главу правительства либо также министров, поскольку у него отсутствует реальная возможность сформировать правительство, не пользующееся поддержкой парламентского большинства. Исторически первой конституционной М. (хотя и парадоксальным образом без конституции) стало Соединенное королевство Великобритании и Ирландии после т. н. Славной революции 1688 г. Большинство совр. М. являются конституционными, напр. Испанское, Датское, Бельгийское королевства. Монархи носят разные титулы, которые на уровне международного протокола выстраиваются в иерархическом порядке. Первенствующее место в протоколе закреплено за Святейшим престолом, иначе говоря за Римским папой, гос-во к-рого неофициально именуется по месту его расположения Ватикан. Вслед за папой традиционно следовали императоры. В наст. время этим титулом обладает лишь глава Японии - его титул, «микадо», переводится на европ. языки как «император». В европ. истории имп. титул восходит к правителям Римского гос-ва, начиная с Юлия Цезаря и Октавиана Августа, личные имена которых впосл. также стали титулами монархов, их соправителей или самых высокопоставленных сановников, почти всегда из близких родственников монарха. У имп. титула республиканское происхождение. В республиканскую эпоху истории Рима это было звание магистрата, наделенного «империумом» (временным правом высшей военной власти), позже - звание полководца, осуществлявшего командование самостоятельно действующей армией и одержавшего победу. Этим званием полководца удостаивал сенат обычно вместе с триумфом в его честь и в честь победоносного войска. Октавиана Августа принято в исторической науке рассматривать как первого монарха в истории Рима постреспубликанской эпохи, хотя нек-рые историки первым монархом в истории Рима, если не иметь в виду царей дореспубликанского периода (от Ромула до Тарквиния Гордого), считают Гая Юлия Цезаря. |
159 Названия семи римских холмов: Палатин, Авентин, Капитолий, Квиринал, Виминал, Эсквилин, Целий. Характерно, что и второй Рим (Константинополь), и третий (Москва) также были расположены на семи холмах. мнению толкователей, данные слова прозрачно намекали на Вечный город и были настолько всем понятны, что придавали этому тексту остроту политического памфлета. См. также комм. на 17, 1. Что же касается Вавилона эсхатологического, то этот город тоже будет расположен на семи холмах (комм. на 17, 1). «и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел» – применительно к Древнему Риму можно видеть в этих царях римских императоров от первого из них, Юлия Цезаря, до Нерона, первого гонителя христиан. 160 первый римский император – это Октавиан Август, однако многие историки считали, что первым был Юлий Цезарь. Такой взгляд не является новым, он известен с античных времен. Скажем, «Жизнь двенадцати цезарей» Светония начинается именно с биографии Цезаря, а не Октавиана. Кроме того, само имя «Цезарь» стало титулом для всех последующих римских императоров. Что же касается новой и новейшей историографии, то там даже встречается мнение, что Цезарь является создателем не только Римской империи, но всей вообще западноевропейской цивилизации. в этом ряду был шестым, то есть тем, о котором сказано «один есть», после же должен был прийти на короткое время седьмой, а за ним – восьмой из числа семи – возродившийся Нерон (Nero redivivus), который и будет Или если все же считать первым императором Октавиана Августа, то можно предложить другой ряд: пять царей – это первые пять императоров от Октавиана до Нерона, потом, после смуты, Веспасиан – шестой, потом седьмой – Тит, царствовавший только два года, и восьмой – обожествивший себя Домициан, при котором христиан стали преследовать уже за одно исповедание своей веры. |
Август Октавиан – первый римский император (принцепс) (27–14 гг. н.э.). Его правление положило конец длительной полосе смут и гражданских войн. Он сумел основательно реформировать государственный строй империи и нормализовать управление всеми гигантскими территориями, подвластными Риму. Август старался также принять меры по улучшению общественных нравов. Он возродил государственную религию и реставрировал многие храмы. Титул Augustus означал «возвеличенный богами, священный» и самой государственной власти был придан сакральный статус – в провинциях появился культ империи (поклонение Риму как государству). Культ начал распространяться и на самого императора, которому поклонялись, как «Господу (господину) и Богу», хотя сам Октавиан не требовал такого поклонения. Ряд законов, изданных в 19 и 18 гг. до н.э. были призваны укрепить семью, поощряли к вступлению в брак. Август гордился тем, что получил Рим кирпичным, а сделал его мраморным. За 41 год своего правления он установил порядок во всех сферах жизни империи. Ему удалось пополнить государственную казну, восстановить доверие народа к правительству, содействовать миру и процветанию на всех подчиненных Риму территориях. Период правления Августа Октавиана порой называют «Золотым веком». Тиберий – римский император (14–37 гг. н.э.), приемный сын Августа Октавиана, унаследовавший всю полноту власти над громадной империей. Хотя в своих политических решениях он был беспристрастен и мудр, ему так и не удалось завоевать популярность в народе. За гордость и вспыльчивость его боялись и ненавидели. В 26 г. капитан преторианцев Луций Элий Сеян (покровитель Понтия Пилата) организовал заговор с целью смещения Тиберия с поста принцепса, но заговор был раскрыт. В 31 г. н.э. Элий Сеян был казнен, а император стал еще более подозрительным и непредсказуемым (именно в этот период Пилат был отозван в Рим для дачи показаний по жалобам о его жестокости в Иудее). При Тиберии (Евсевий. Церковная история. II, 2) была предпринята попытка включить Христа в пантеон римских богов, но смерть императора помешала осуществить этот замысел. Смерть Тиберия, последовавшая в 37 г., была облегчением для империи. |
«Natus est Augustus М. Tullio Cicerone C. Antonio conss. VIIII kal. oclob., paulo ante solis exortura» 38 . По (пролептическому) юлианскому календарю, который у нас употребляется ныне, Октавий родился, следовательно, пред восходом солнца 20 сентября 63 г. до Р. Хр. 39 . В течение жизни Октавия римский календарь подвергался не раз серьезным колебаниям; но, разумеется, тот день, который римляне называли ante diem nonum kalendas octobres, он всегда признавал своим dies natalis. Наконец, державною волею самого Гая Октавия, теперь уже императора Гая Юлия Цезаря Октавиана Августа, римский юлианский год окончательно принял в 8 г. по Р. Хр. ту твердую форму, в какой он существует у нас доныне, и день рождения Августа ante diem nonum kalendas octobres стал с тех пор соответствовать 23-му сентября. Как римский государь, Август стремился разнообразные календари своих подданных свести к некоторому единству: римского календаря, с его календами, нонами и идами, не навязывали им во что бы то ни стало, но их местные календари ставили в некоторое постоянное отношение в римскому, и след. твердый солнечный год, в той или другой форме, вводили на место прежнего подвижного (aunus vagus) или лунного 40 , Так в Египте, вместо прежнего счисления введено было счисление 1-е тоут которого, соответствующее 29–30 августа, освящено впоследствии памятью усекновения главы Предтечи. Для «асийских эллинов» очередь – поступиться своим традиционным лунным календарем – настала около 4 г. до Р. Хр. (са. 750 а. u. с.) в проконсульство Павла Фабия Максима. Как политичные люди, они поняли, что если им приходится сделать приятное Риму, то нужно уметь быть любезными до конца, посоветовались с проконсулом, чем бы особенно тонко угодить Августу, и постановили 41 : так как день, в который родился имп. |
Особенно развился этот культ на Востоке. После победы при Акциуме ориенталы настойчиво потребовали от Августа, как величайшего благодеяния, права обоготворить его. Позволение было дано, хотя и с некоторыми ограничениями, именно 1) чтобы римские граждане исключались, как от участья в постройке храмов, так и от служения в них и 2) чтобы он почитался не иначе, как с богинею Рима 217 . При этих условиях были воздвигнуты ему храмы в Пергаме и Никомидии 218 . Пример был подан. Мало-помалу во всех провинциях Востока были установлены праздники и воздвигнуты храмы в честь Рима и Августа. После смерти Октавиана 17 сентября 14 года после Р. Хр. Сенат признал его divus и назначил ему божеские почести. С этого момента он занял официально место в римском пантеоне, получил особую коллегию жрецов из высшей аристокрации, специального фламина, словом сделался богом 219 . Прочие римские императоры во всем ему подражали, кроме разве скромности, так как, не дожидаясь смерти, становились богами 220 . Подобно Птоломеям в Египте, римские императоры, говорит Марквардт, верили, что заставляя подданных воздавать себе божественные почести, они тем самым полагают законный базис своей монархии, созданный узурпацией, а повелевая титуловать себя Augustus или ео ipso ставят себя в положение, выше, чем человеческая природа, и этим обеспечивают себе безусловное повиновение 221 . Итак волею Августа в Римской империи был введен новый культ. Но нигде это нововведение так не привилось, как в провинциях Малой Азии 222 . Коренясь в нравах и воззрениях греческого народа императорский культ, можно сказать, здесь совершает свое триумфальное шествие. Народ относится к нему с нескрываемой симпатией 223 . Города состязались в скорейшем проведении его. |
Второй же этап совпадает с периодом установления в Риме единоличной власти Кесаря Октавиана Августа. После поражения Марка Антония в гражданской войне против Октавиана Ирод,хранивший верность до этого Марку Антонию, занял сторону победителя, ставшего теперь Кесарем Августом. В благодарность Октавиан Август утвердил в 30 г. до Р.Х Ирода на престоле Иудеи и помимо подаренных новых территорий вернул те участки, которые были отобраны Клеопатрой. Теперь царство Ирода Великого включало все территории Хасмонейского царства за исключением некоторых городов Декаполиса. Находясь в политической зависимости от Римского престола, Ирод однако располагал полной автономией в вопросах внутренней политики. Он учредил Совещательный союз, в который как и на многие административные должности назначались преимущественно эллинизированные евреи и даже иностранцы. Армия теперь была по преимуществу наемной, состоявшей из фракийцев и галлов. Ирод предпринимал большие усилия для эллинизации населения Иудеи, что объясняется как политическими причинами, так и личной симпатией монарха к греческой культуре. Так, даже новые номиналы монет, отчеканенные при Ироде Великом, уже не содержали палеоеврейского шрифта, замененного на древнегреческий и латынь. А символика монет, разработанная предшественниками Ирода – Хасмонейскими монархами, была полностью упразднена, хотя фрагментально сохранялись трудно узнаваемые еврейские мотивы. Иродом была создана настоящая служба сыска, агенты которой в разных частях страны должны были выявлять заговорщиков и саботажников, выступающих против интеграции Иудеи в Римское сообщество и вообще против политики и личности Ирода. В результате работы осведомителей этой шпионской сети в разное время по тайным приказам Ирода погибло большое количество людей, имена которых мы вряд ли уже узнаем. Но некоторые из них история все же сохранила. Паранойя Ирода Мариамна родила Ироду 5 детей, ей было всего 25 лет, когда венценосный супруг заключил её под стражу с фабрикованным обвинением в супружеской измене. Удивительно, но главным свидетелем против Мариамны была её мать – Александра! По всей видимости, Александра спасала свою жизнь, так как сама была в списке смертников. Понятно, что послушный суд вынес приговор, который Ирод приготовил накануне – смерть! Но казнь любимой женщины обратилась для Ирода наказанием. |
Сначала правители сменялись часто. Так, после смещения тетрарха Архелая (6 г. по Р.Х.) до смерти императора Октавиана (Августа) (14 г. по Р.Х.) было три прокуратора (Копоний, М.Амбивий, Анний Руф). Приемник Августа, император Тиберий, без крайней необходимости не устранял наместников. Он имел своеобразную административно-этическую доктрину. самой природе всякого должностного лица,— говорил он,— лежит стремление к любостяжанию. Если должности будут предоставляться чиновникам ненадолго и не на определенное, но на короткое время, то эти чиновники приложат все свое старание обобрать людей состоятельных. Если же их назначить на более продолжительный срок, то они, имея перед собою возможность беспрепятственного грабежа, вскоре, вследствие своего обогащения, утомятся этим и надолго оставят подчиненных в . Поэтому за 22 года царствования Тиберия было только два наместника. Понтий Пилат (26–36 г. н.э.) был пятым прокуратором. Власти его подчинялись Иудея и Самария. Вовлеченный духовно слепыми вождями иудейского народа в борьбу с ненавидимым ими Проповедником, именно он, как римский судья, произнес последнее слово, определившее Узнику мучительную смерть. Однако, даже при самом тщательном и детальном анализе с юридической точки зрения, понять происшедшее невозможно, ограничившись событиями той ночи и того утра. Поэтому исследование необходимо начать с богословских оценок и духовно-нравственных наблюдений изучаемых нами событий. I Духовный смысл той борьбы, которая предшествовала суду и распятию, Сам Спаситель открыл в беседе с учениками: Мир «Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы» (Ин. 7, 7). Борьба добра и зла началась с того дня, с того часа, когда древний искуситель нашел вход в сердца наших прародителей и произошло грехопадение. |
Проповедь. // Православный Летописец Санкт-Петербурга. 16. СПб. 2003. С. 3-4. 199 Данн Д.Д. С. 82. 200 Юревич Д., свящ. С. 204. 201 Юревич Д., свящ. С. 204. 202 Meier J.P. Jesus. // NJBC. P. 1324. 203 «До Кумранских находок было известно, что выражение «Сын Божий» употреблялось накануне времени Христа в греко-римской культуре. В силу национальных мифов, и возможно, под влиянием древневосточных воззрений некоторых римских императоров после смерти провозглашали «божественными», а их преемников называли divi «сын божественного». Юлий Цезарь до был первым императором, объявленным «божественным» после смерти. Его приемный сын и преемник Октавиан (30-й год до год по начал называть себя титулом «сын божественного» ( divi filius). Конечно, это не было равнозначно выражению «сын божий», однако обе фразы переводились на греческий язык одинаково: «сын божий» (qeou=ui(oj), и латинское различие пропадало. Многие из провинциалов, читавшие документы с этой фразой по-гречески, могли заключить, что Октавиан почитается в Риме как «сын божий». Действительно, в некоторых текстах того времени, происходящих из восточной части империи, Юлий Цезарь был назван «богом» (qeo/j). Хотя фраза «сын бога Юлия» появляется всего лишь в нескольких документах начала царствования Октавиана, выражение «сын божий» по отношению к последнему становится широко употребительным и входит в состав более длинных вариантов титулатуры, особенно в поздние годы его правления, когда Октавиан получил титул Августа (в 27-м году до Формально он был признан в Риме «божественным» только после смерти. Различные монеты и надписи обозначают его приемного сына и преемника Тиберия то как «сына бога Августа» (qeou=Sebastou=ui(oj), то как «сына божия» (qeou=ui(oj; множество надписей из широкого ареала, охватывающего Египет, Ахайю, Азию, Киликию и северное побережье Черного моря), то как «бога» (qeo/j; несколько греческих источников). Тем не менее, Тиберий никогда не был официально провозглашен римским сенатом «божественным»! Поэтому его приемный внук и преемник Гай Калигула провозглашался всего лишь как «внук Цезаря Тиберия» и «потомок бога Августа». Любопытно, что в последнем случае Август признается богом, но это не относится к Тиберию. Правление Калигулы было скоротечным. Он также не был провозглашен «божественным» в отличие от Клавдия (41–54-й годы), которого называли «богом» на востоке еще при жизни и признали «божественным» в Риме после смерти. |
Затем в последней книге того же произведения он упоминает некоторые сказания о богах исключительно в качестве забавных или занятных историй, – прием рискованный. Эти приемы, удержал он и в позднейшем произведении своем – в Энеиде: и там боги и богини весьма нередко выводятся им в виде совершенно недостойном их божественного сана; и там поэт толкует о божественном достоинстве как Юлия Цезаря, с которым весьма тесно была связана судьба Октавиана Августа, так и самого Августа, т.е. опять – нужно думать – несколько кривить своей религиозной совестью. Все это объясняется, конечно, характером религиозного сознания поэта и все это могло явиться лишь на почве религиозного скептицизма. Если с такими взглядами являются Ливий и Виргилий, люди вообще религиозные, всегда смотревшие на жизнь и на мир более или менее серьезно, то чего же можно ожидать от тех современников их, которые искали в жизни, прежде всего, удовольствий я часто возвращаться к мысли о божестве не имели на поводов, ни охоты? Типичным представителем такого рода людей был знаменитый венузийский поэт. В сущности, это – человек, который, как говорится, больше всего любил хорошо пожить. В этом стремлении – основная черта характера Горация, наблюдаемая, кажется, на протяжении почти всей его жизни и начавшая несколько исчезать лишь на склоне его дней. При таком стремлении, для религиозности подлинном и полном смысле слова в душе поэта уже не могло быть места. До богов ли было ему, когда он «жить» хотел! И что ему в сущности было за дело до всевышних; когда они ни дать человеку, ни отнять у него ничего не могут, как вероятно думал поэт, находясь под влиянием Эпикуровой философии, – или когда человек в себе самом носит причину своего счастья я несчастия, как должен был рассуждать Гораций под действием стоицизма. |
|