Более достоверным следует признать предание о происхождении нерукотворного образа Спасителя, которое известно в двух вариантах. Согласно варианту, который называют «восточным», у Эдесского царя Авгаря было полотенце с изображением лика Спасителя, возникшим в тот момент, когда Господь приложил его к Своему лицу. Вторая версия, распространенная преимущественно в Западной Церкви, говорит о женщине по имени Вероника: пожалев Христа, который нес крест, обливаясь кровавым потом, она дала Ему полотенце («плат»). Когда Спаситель, отерев лицо, вернул плат Веронике, она увидела на нем изображение (можно сказать – отпечаток) лика страдающего Господа. Обе версии представляются в известной мере заслуживающими доверия, не только потому, что Авгарь – историческая личность, и не потому, что обстоятельства возникновения изображения на плате Вероники кажутся естественными, ибо сопряжены с историческими фактами, но также потому, что сверхъестественный характер возникновения изображения подтверждает и подчеркивает отмеченную выше невозможность создания изображения обычным, естественным путем, с применением красок и кисти. Как известно, нерукотворный образ Спасителя в Православной Церкви уникален: его сразу можно узнать по плату, который изображается на холсте или доске вместе с ликом Спасителя; другие иконы Спасителя многообразны, но ни одна из них не носит особого наименования, как свойственно буквально всем иконам Богоматери (названия топографические: Владимирская, Казанская и др., или житейски-бытовые, иногда весьма трогательные: «Утешение в скорбях и печалях», «Скоропослушница», «Нечаянная радость» и многие другие). Общеизвестное отрицательное отношение древнего Израиля к изобразительному искусству вполне объясняет то, что ни в Ветхом, ни в Новом Заветах практически невозможно обнаружить какое-либо обоснование иконопочитания. |
Но зрителю кажется, что образ Спасителя словно сам появляется, точнее, проявляется на стене – нимб Христа сияет золотом – светом, напоминающим нам о свете нетварном, а иконописец – просто свидетель этому. Смиренная поза иконописца подчеркивает это – он словно одновременно пишет и преклоняется. Но, когда зритель отведет взгляд от смыслового центра композиции, рассмотрит работу более внимательно, он увидит и рабочую импровизированную мастерскую – кисти, яичную скорлупу на полу (краска готовится прямо здесь). И получается, что картина изобразительными средствами формулирует смысл работы иконописца. С одной стороны, мы, глядя на образ Спасителя, словно проявляющийся на стене, вспоминаем историю царя Авгаря, плат, на котором, по желанию Христа проявился Его лик, то есть, первообраз, иконографию образа Спаса Нерукотворного… С другой – мы видим, что важен и труд иконописца, ведь иначе здесь, на стене храма, образ бы не появился, важно духовное, молитвенное состояние, мастерство. Инок пишет образ, стоя на лесах, эти леса и лестницу к ним мы видим на переднем плане. Но одновременно и леса, и лестницу можно считать и символом устремления ввысь, и направления пути иконописца. Писать образ Спасителя возможно, когда ты хоть немного начнешь подниматься по духовной лестнице. Иконописца за работой показывает и художник Станислав Брусилов (1976 г.р.). Но прежде мы смотрим не на мастера, а на настенные росписи, на освещенную солнцем Троицу. То есть снова первичными становятся изображенные образы, а уже потом – фигура того, кто их пишет. Живопись работы – яркая, радостная, а мы, зрители, словно заглядываем в XVII век, с его праздничным духом храмовых росписей, стремящихся напомнить верующим о Царствии Небесном. |
Я опускаю также другие свидетельства, находящиеся у Гретзера, большей частью позднейшие. Константин упоминает также об отпечатке, который оставил в свою очередь заложенный впоследствии в стену в Эдессе первообраз на кирпиче, который в его время ещё существовал там. Размножение на этом не остановилось. Константин рассказывает дальше о художественной копии, которой Эдесс обманул пришедшего царя Хозроя, требовавшего первообраз для исцеления своей бесноватой дочери. Константин думает, что другой, существовавший образ, произошёл таким же образом, и замечает, что Римляне (греки) требовали выдачи всех трёх, чтобы выбрать подлинный. Вообще есть много рассказов о том, как греки овладели образом, которые собраны у Reiske 52. 53. Когда первообраз находился в Константинополе, дальнейшее отпечатление продолжалось. Гретзерь, по крайней мере, приводит свидетельство (cap. 6), по которому при Константине, по просьбе св. мужа, на первообраз наложен был одинаковой величины льняной плат, на котором явилось изображение Христа с величайшим совершенством, видимое, правда, только для него одного. Образ Авгаря должен был перейти в Рим, по крайней мере, в копии. Ioh. HoratScoglius, писавший историю церкви в середине XVII века, сообщает, что он находился там в церкви св. Сильвестра и был чествуем. Он признаёт, что образ принесён туда из Константинополя, но не знает ни времени, ни ближайших обстоятельств перенесения. (Reiske 27. 33.). Наконец, Генуя также утверждает, что владеет им, как говорят Иероним Ксаверий 1617) и Шифлет 1660. Cp. Reiske 53). Существование образа в Риме не подлежит никакому сомнению, я знаю многие древние копии с него. Важнейшей из них владел ClemensBrentano: дальнейший тщательный снимок с этой последней в моих руках, который я хотя в уменьшенной, но хорошо удавшейся, цветной литографии прилагаю при этом исследовании. |
См., напр., журнал «Les Dossiers de L Archeologie» 18,1977 г.), где одни и те же фрески относятся то ко II, то к IV веку, в зависимости от научных методов авторов. 7 Более подробное изложение происхождения Нерукотворного Образа находится в Четьи Минее. Вкратце оно сводится к следующему: Едесский царь Авгарь, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу Сам, говоря, что Ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела Он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников. Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Едессу пошел святой Апостол Фаддей, один из 70–ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола. Он сильно содействовал распространению христианства среди своего народа. Но правнук его вернулся к язычеству и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой. Со временем место это было забыто. Но образ был вновь обретен, когда город Едесса был осажден персидским царем Хосроем в 544 или 545 г. Он был найден епископом в целости с горящей перед ним лампадой; Нерукотворный Образ не только сохранился, но и отпечатался на внутренней стороне закрывавшей его черепицы. В память этого в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе и лик без убруса, так называемое «чрепие». Все, что известно об этом последнем образе, это то, что он находился в Иераполисе (в Сирии). Есть сказание, что император Никифор Фока (963—969) перевез его в Константинополь в 965 или 968 г. 24 |
Вот происхождение икон и благодатной их силы. Евангелист Лука, по преданию, нарисовал несколько таких икон. К числу их принадлежит знаменитая Владимирская икона, которая из Византии перешла к Владимиру Мономаху, затем — к Андрею Боголюбскому, им перенесена из Вышгорода у Киева во Владимир, а для спасения Москвы от Тамерлана перенесена впоследствии в Москву; Андроникова, находящаяся теперь в Вышневолоцком женском монастыре и некоторые другие. Предание говорит о нескольких чудесных изображениях земного облика Самого Господа Иисуса Христа. Владетель города Едессы Авгарь был поражен проказою, когда услыхал о том, что в Палестине ходит необыкновенный Человек, именем Иисус, и производит там поразительные исцеления. Авгарь послал Иисусу Христу письмо, полное необыкновенной сердечности, в котором предлагал Ему прибыть к себе в Едессу для исцеления, обещав Ему покойную и безопасную жизнь, так как, по-видимому, слыхал, что у Иисуса много врагов. Был послан в числе посольства и живописец, для того чтобы в случае, если Иисусу невозможно будет приехать к Авгарю, с Него было снято изображение. Посол застал Иисуса Христа учащим народ, и живописец тщетно стремился отразить на полотне черты пречистого лика. Когда по окончании проповеди передали Христу послание Авгаря, Он ответил относительно приезда отказом, потом потребовал плат, приложил к нему лицо, и на этом плате отразился лик Христа. С этим Нерукотворенным образом посланный возвратился к Авгарю, который тут же получил исцеление. Авгарь стал христианином и окружил спасительный для себя Нерукотворенный лик Спаса большим уважением. В последующее время Нерукотворенный образ помещался над городскими воротами и пред ним теплилась неугасимая лампада. Когда возникла иконоборческая ересь, истреблявшая и оскорблявшая иконы и иконоборческое движение доходило до Едессы, то православные жители Едессы, спасая святыню, решились заложить лик Христов во впадине ворот кирпичами, оставя пред ним горящую лампаду. Прошло много десятилетий, пока не было восстановлено иконопочитание, и при торжестве его был размурован образ Спасителя. Он оказался невредимым, а пред ним, чудом Господним и в знамение того, насколько угодно Богу иконопочитание, продолжала гореть зажженная так много лет тому назад лампада. |
Желая исцелится от болезни, эдесский царь Авгарь V Ухомо (в его подчинении была часть Армении) просил Иисуса Христа прийти к нему, но Спаситель прислал правителю плат со своим изображением и апостола Фаддея, который исцелил Авгаря и проповедовал христианство в Армении. «Авгарь сказал: Ты, Фаддей, делаешь все это силой Божией, и мы сами изумлены. И потому, прошу тебя, расскажи мне о пришествии Иисуса, как оно произошло, о могуществе Его и о том, какой силой творил Он все, о чем я слышал» повествует о начале христианской проповеди в Армении церковный историк Евсевий Кесарийский и Лев Диакон . Сын царя Авгаря Анак воздвиг гонение на христиан, в котором пострадал апостол Фаддей и Варфоломей, также проповедовавший христианство на этой территории. Христианство еще не упрочилось в Армении. «Согласно другому преданию Армянской Церкви, Армения считается одной из тех стран, которые были представлены в день Пятидесятницы в Иерусалиме (Деян. 2:9)» . «К концу о наличии христианской общины в Армении знали христианские сообщества других городов Римской империи. Количество христиан было так велико, что в христианство без особых усилий стало государственной религией Армении» . Путь к принятию христианства лежал через тернистую стезю войн и отстаивания своей веры перед южными Сасанидами. Они пришли к власти в 226 году в результате переворота в Персии, насаждали свою власть и религию в Армении. Армянский царь Традт (Тиридат) одержал победу над Сасанидами и благодаря его исцелению по молитвам верующего армянина Григория Просветителя Трдат не только сам стал христианином, но и сделал свою страну христианской. Не без кровавых распрей христианство изгнало традиционную национальную армянскую религию, связанную в основном с древнеиранскими верованиями. Григорий, получив епископство в Каппадокии, занимался распространением христианства, разрушая языческие капища и созидая церкви. Армянский историк Агатангелос в своей «истории Армении» сохранил рассказ о происхождении храма св. Эчмиадзин. Сошедший Христос в окружении ангелов явился Григорию и привел его к языческому капищу Сандаромета (в Вагаршапате). «От Его удара золотым молотом возникает алтарь в ореоле огненного креста. На этом месте, указанном Господом, св. Григорий в воздвиг храм, ставший кафедральным. Впоследствии, дабы увековечить память о чудесном видении св. Григория, храм был назван Эчмиадзин, что означает . |
– Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан. Следует подавать записки о здравии плодоносящей (непраздной) матери – это будет полезно и для нее, и для ребенка. Будущей матери необходимо посещать храм, и не просто посещать, а исповедоваться и причащаться. 2.12. Почему у церковных записок разная стоимость? – Различие цены записок отражает лишь разницу в сумме пожертвования на храмовые нужды, а потребности храма значительно выше, когда он восстанавливается или нуждается в ремонте. Это же можно сказать и о стоимости свечей. 3. Об иконах 3.1. Что такое икона? – Слово «икона» – греческое, означает «образ», «изображение». Икона – это священное изображение Господа, Матери Божией, ангелов, святых. Иконы пишутся строго в соответствии с иконописным каноном. Икона – это образ, возводящий ум к первообразу, помогающий духовно соединиться с теми, кому молятся. 3.2. Кто и когда написал самую первую икону? – Церковное Предание утверждает, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем под названием «Нерукотворный Спас». Подробное изложение происхождения Нерукотворного Образа находится в Четьи Минее. Вкратце оно сводится к следующему: Едесский царь Авгарь, больной проказой, послал к Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Ханнан застал Христа окруженным густой толпой, он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой Лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу Сам, говоря, что Ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнению Своего дела Он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников. Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но его лицо оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство . Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола. |
Веруя, что кроме вещества с его силами и законами, существует Бог – Творец всего, – и вещества, – и Мироправитель, они смотрят на дела мироправления Божия согласно со словом Божиим и учением св. церкви, видят в действительных чудесах – чудеса и славословят Бога, творящего чудеса. Для них, – для верующих, дивное спасение Благочестивейшего Царя нашего и благосклонной Семьи Его от страшной смерти, при крушении железнодорожного поезда, – есть чудо, дело всемогущества и благости Божией. По их вере, Бог именно не попустил веществу довершить дело разрушения, – сокрушить жизнь Избранных Божиих, похоронить Их под развалинами поезда. И эта истина тем несомненнее, что в пользу её так ясно свидетельствуют совпадающие с событием вещания из мира духовного. Эти вещания уверяют нас, что чудо спасения Царя и Семьи Его совершил именно Господь Бог , – совершил по своей милости к нам и для нашего назидания, вразумления. При Благочестивейшем Государе нашем, во время Его путешествия, находился святой образ Христа-Спасителя, с особенною верою чтимый Им. Этот образ остался точно также целым и невредимым во время крушения поезда, как целою и невредимою осталась и вся Царственная Семья. По древнейшему преданию церковному, Господь наш Иисус Христос , – милосердовав о живописце Анании прибывшем в Иерусалим по поручению едесского владетеля Авгаря к Господу нашему Иисусу Христу и не могшем, не смотря на все свои усилия, начертать на хартии Божественный лик Богочеловека, – потребовал воды, умылся, взял вчетверо сложенный плат, отёрся им, и отразившееся на убрусе подобие лица Своего, образ нерукотворённый, вручил Анании для доставления Авгарю, просившему Господа Иисуса Христа прибыть к нему в Едессу и исцелить его от неизлечимой болезни. |
Израильский народ получил во второй Заповеди категорический запрет почитания иных богов и их изображений. Это предопределило отсутствие иконопочитания в Израиле, в иудаизме, а позднее – в исламе. Цель этого запрета ясна: единобожие Израиля подвергалось могучему влиянию языческой идолатрии окружающих народов, и надо было устранить малейшую возможность отклонения от почитания истинного Бога. Поводом для отклонения могло стать изображение человека, животного, даже растения и т.п. Единственным исключением были фигуры херувимов, по повелению Божию Моисею, помещенные во Святое святых над ковчегом Завета ( ; ). Существует два предания о происхождении нерукотворного образа Спасителя. Согласно восточному преданию, у Эдесского царя Авгаря было полотенце с изображением лика Спасителя, возникшее в тот момент, когда Господь приложил его к Своему лицу. Второе предание, западное, говорит о женщине по имени Вероника. Пожалев Христа, несшего тяжелый крест на Голгофу, обливаясь кровавым потом, она дала Ему полотенце (плат). Когда Спаситель, отерев лицо, вернул плат Веронике, она увидела на нем изображение (отпечаток) лика страдающего Господа. Обе версии заслуживают доверия: царь Авгарь – историческая личность, и обстоятельства возникновения изображения на плате Вероники кажутся естественными, т.к. сопряжены с историческими фактами. Характер сверхъестественного изображения подчеркивает отмеченную выше невозможность создать изображение естественным путем с применением красок и кисти. Нерукотворный образ Спасителя в Православной Церкви уникален: его сразу можно узнать по плату, который изображается на холсте или доске вместе с ликом Спасителя. Есть множество икон Спасителя, но они не имеют особенного наименования, как свойственно буквально всем иконам Богоматери, например: Владимирская, Казанская, Скоропослушница и прочие. |
СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Спас Нерукотворный. Икона XII в., Новгород. Собр. ГТГ Спас Нерукотворный - образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа , чудесно отпечатавшийся на плате, которым Христос вытер Свой лик Празднование 16 августа История происхождения Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Уккама , больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников. Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей , один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола. Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой. Со временем место это было забыто. Обретение Образа Образ был снова обретён, когда Едесса была осаждена персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году. Положение города казалось безнадёжным. И тогда епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасёт город от неприятеля. |
|