58 Не следует смешивать двух событий: первого взятия Самарии Салманассаром, с позднейшим вторым взятием ее во времена Ассир. Саргона, сыном его Сеннахиримом. Ср. по этому вопросу в шестой год с стихом четырнадцатый год Последнее событие по Ассирийским надписям происходит при Саргоне. Хотя этот царь есть родоначальник новой династии, но политика Ассирии не изменяется, и Саргониды доканчивают замыслы Феглаффелассара и Салманассара. 59 Халах и Хавор и Гозан суть местности северной Месопотамии (вне Assyria propria) на великом притоке Евфрата, Кхабуре. Города же Мидийские должны были находиться на восточном склоне гор Загрос,-что ныне Курдистанские горы, – вне Месопотамии. 61 Несомненно, что переселение началось при Саргоне и Сеннахириме, как это и указано в определенный исторический момент, к которому относится глава XVII; но очевидно, что такие переселения продолжаются многие десятки лет, вот почему в 1Ездр. 4мы встречаем указание, что Самарийские переселенцы памятовали о переселении предков их при Есархадоне (Асардан Библии) сыне Сеннахирима ( ). Куфа был город, где чтился Нергал; лежал на северо-восток от Вавилона; Авва (Ивва ) повидимому на пути возврата из Вавилона в Иерусалим упомянута в , но как имя реки, Агава, которое считают тожественным по начертанию с Аввой. Емаф, город Сирии на Оронте; Сепарваим повидимому Сипфара Птоломея (V, 18), Тципар Ассирийских летописей, на обоих берегах Евфрата в 20 милях севернее Вавилона (ныне селении Мозаиб). 62 ; в эти же события рассказаны гораздо кратче, чем в книге Царств. Сказанию книги Царств об обложении Иерусалима и предложении царя Ассирийского соответствует в кн. пр. Исаии отдел с XXXVI, 1 до XXXVII, 38. Но в книге пророка Исаии XX, 1 есть весьма замечательное добавление, которое (согласно и языческим памятникам) упоминает об отце Сеннахирима, Саргоне, который посылает к пределам Египта своего Тартана (военачальника), который берет г. Азот. |
И вот встал изрядный авва Яфкерана-Эгзиэ в Дабра-Гуэгуэбене, обулся. Встал и святой Божий авва Захария на острове и обулся. И пошли оба, как по суху, по озеру силою Господа Бога своего, и встретились среди озера и облобызались духовно. Снял авва Захария свои сандалии и отряс прах с них, снял и авва Яфкерана-Эгзиэ и нашел немного влаги на сандалиях своих. И сказал авва Яфкерана-Эгзиэ авве Захарии: «брат мой возлюбленный, почему мокры мои сандалии, а что касается твоих, то я вижу, что ты отрясаешь прах с них? Скажи мне, прошу тебя, возлюбленный мой». Отвечал авва Захария и сказал ему: «отче, встань, помолимся Господу Богу нашему, да откроет нам, почему нашлась влага на сандалиях твоих». Услыхав это, авва Яфкерана-Эгзиэ сказал: «да будет, как ты говоришь». Они встали вместе и помолились. После молитвы сказал авва Захария авве Яфкерава-Эгзиэ: «отче, не за изрядство мое явлено сие мне, а ради величия молитвы твоей святой. Сандалии твои омочены водой потому, что ты скрыл плоды ячменя, чтобы не съели их птицы, тогда как Бог милосерд и промышляет о всей твари и дает ей пищу. Посему то и оказалась влага на сандалиях твоих». Услыхав это, авва Яфкерана-Эгзиэ сказал авве Захарии: «ты, отче, помолись о мне». И они провели в беседе время до полудня, а потом вернулись в свои монастыри. Изрядный отец, авва Яфкерана-Эгзиэ перестал прятать от птиц плоды ячменя и продолжал молиться об этом деле. Спустя немного дней встал святой авва Яфкерана-Эгзиэ, надел сандалии на ноги свои, как раньше, и они условились между собою духовно относительно дня, когда встретятся. И авва Захария поднялся с острова и приладил сандалии, как прежде. И пошли они оба к озеру, как по суху, и встретились на прежнем месте. |
Увидев небольшого вепря, старец сказал Марку: «Видишь ли ты, сын мой, этого малого буйвола?».– «Вижу, авва»,– отвечал он.– «Как хороши у него рога!».– «Так, авва!» – сказал Марк. Старцы подивились ответу его, и назидательно было для них послушание его. Авва Сисой рассказывал: «Авва Ор и авва Афре жили в большом согласии до самой смерти. Авва Афре имел великое послушание, авва Ор великое смирение. Провел я у них несколько дней, наблюдая за ними, и увидел я весьма чудное дело, которое сделал авва Афре. Кто-то принес им небольшую рыбу. Авве Афре хотелось приготовить ее для старца; он разрезал ножом рыбу, как вдруг позвал его к себе авва Ор. Афре оставил нож в рыбе и не стал дорезывать остального. Я подивился его великому послушанию, почему он не сказал: немного, пока я разрежу Я спросил его: Афре! Откуда ты приобрел такое не мое,– отвечал он,– а Потом он взял меня и сказал: посмотри, каково его Он сварил немного рыбы и, нарочно испортив варево, подал его старцу. Старец ел, не говоря ни слова. Авва Афре спросил его: ли, отвечал авва Ор. Потом авва Афре принес ему рыбы, весьма хорошо приготовленной, и сказал ему: я, отвечал он,– немного Тогда сказал мне авва Афре: ли, каково послушание После сего я ушел от них и по силам моим старался исполнять, что видел у них». Помни, что за кротость Господь обещает наследие, по выражению Псалмопевца, на земли живых ( ),– там, где живут и не умирают, вечно радуются с Божественным Агнцем – Иисусом Христом. Будь алчущим и жаждущим правды Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Всегда имей сильное желание и заботу отобразить в себе Христа – правду и освящение наше – живой верой в Него, то есть исполнением заповедей Его и в особенности достойным Причащением Тела и Крови Его и молитвой об оправдании чрез Него. |
В послушничестве происходит освобождение духа христианина от господства падшей человеческой природы. Послушник отрекается от своей призрачной земной свободы, а старец ограничивает его жизнь строгим и точным исполнением евангельских заповедей. Это позволяет послушнику, насколько возможно в земном мире, восстановить в себе первозданную свободу человека. Зная об этом, даже великие святые старались не выходить из взаимного послушания друг другу. Так, авва Паисий рассказывал, что авва Ор и авва Афре жили в большом согласии до самой смерти. Авва Афре имел великое послушание, а авва Ор – великое смирение. Однажды кто-то принес им небольшую рыбу. Авва Афре, готовя пищу, воткнул в нее нож, как вдруг его позвал к себе авва Ор. Афре поспешил на зов старца и оставил нож в рыбе, даже не сделав надрез до конца. Авва Паисий, наблюдая за ним, подивился его послушанию и особенно тому, что он даже не попросил старца немного подождать. – Авва Афре! Откуда ты приобрел такое послушание? – спросил авва Паисий. – Это не мое, а старцево, – ответил Афре, отказываясь от собственной добродетели в пользу аввы Ора. Затем он предложил авве Паисию посмотреть на смирение своего старца. Для этого авва Афре сварил рыбу и, нарочно испортив часть варева, подал ее авве Ору. Старец съел испорченную пищу, не сказав ни слова. Авва Афре спросил его: – Хорошо ли приготовлено? – Весьма хорошо! – ответил старец. Тогда авва Афре подал ему варево из очень хорошо приготовленной рыбы и спросил: – Не испортил ли я первую часть варева? – Да, – согласился авва Ор, – немного испортил. «После этого я ушел от них и по силам старался впредь исполнять то, что видел у них», – вспоминал впоследствии авва Паисий. Когда христианин отвергает свободу своей воли и веру в свой разум, он в сущности отрекается от всего греховного, страстного и эгоистичного, что привнесено в него прародительским грехопадением и его собственными нарушениями закона Божия. Однако для жизни в полном послушании у старца ученику необходим очень твердый характер, который к тому же должен постоянно укрепляться Божественной благодатью. |
Памво говорил: если имеешь святую любовь, можешь спастись. Нитрийский спросил: как должны жить братия? Он сказал: в великом подвижничестве и храня совесть неукоризненную пред ближним. об авве Памво, что, как Моисей получил образ славы Адамовой, когда прославилось лицо его (см. Исх. 34, 29), так и у аввы Памво лицо сияло, как молния, и он был как царь, сидящий на престоле своем. Таков Силуан и авва Сисой. Рассказывали об авве Памво, что не было улыбки на лице его. В один день демоны, желая рассмешить его, привязали к дереву перо и несли его с большим шумом и восклицаниями. Видя их, авва Памво рассмеялся. Демоны начали торжествовать, крича: э! э! Памво Не смеялся я, отвечал он им, а осмеял ваше бессилие: столько вас и вы несете одно перо! Феодор Фермейский просил авву Памво: дай мне наставление! С большим принуждением он отвечал ему: Феодор! ступай и будь милосерд ко всем, ибо милосердие имеет дерзновение перед Богом. Об авве Писте Авва Пист рассказывал. Пошло нас семь отшельников к авве Сисою, который жил в Клисме, чтобы попросить у него наставления. Авва Сисой сказал нам: простите мне, я человек простой! Но вот я ходил к авве Ору и авве Афре (авва Ор был болен уже восемнадцать лет) и усердно просил их дать мне наставление. Авва Ор отвечал мне: что я скажу тебе? ступай и делай, что видишь! Бог с тем пребывает, кто владеет собою или во всем, хотя с насилием, управляет собою. Авва Ор и авва Афре жили в большом согласии до самой смерти. Авва Афре имел великое послушание, авва Ор – великое смирение. Провел я у них несколько дней, наблюдая за ними, и увидел я весьма чудное дело, которое сделал авва Афре. Кто-то принес им небольшую рыбу. |
Старец отвечает ему: хорошо ты делаешь, ибо молодость имеет нужду в бдении. Авва Аммун спрашивает: что же делали старцы? Авва Пимен отвечал: старцы усовершившиеся не имели в душе чего-нибудь иного и на устах постороннего, о чем бы могли Итак, сказал авва Аммун, если будет необходимость говорить с соседом о Священном Писании или об изречениях старцев, присоветуешь ли говорить? Старец отвечал: если уже не можешь молчать, то лучше говорить об изречениях старцев, нежели о Писании; ибо в последнем случае – немалая опасность. брат из Скита пришел к авве Аммуну и говорит ему: отец мой посылает меня на послушание, но я боюсь блуда. Старец отвечал ему: в то самое время, как придет к тебе искушение, говори: Боже Сил, молитвами отца моего избавь Итак, в один день девица заперла за ним дверь, но он громко закричал: Боже отца моего, избавь и тотчас очутился на пути в Скит. Об авве Анувии Авва Иоанн рассказывал следующее: авва Анувий и авва Пимен, и прочие их братия, единоутробные и бывшие монахами в когда пришли мазики (мазики – варварское племя – прим. ред.) и опустошили удалившись оттуда, пришли на место, называемое Теренуф, на время, пока найдут, где им жить, и пробыли там несколько дней в древнем храме. Однажды авва Анувий сказал авве Пимену: сделай милость, ты и каждый из братьев твоих пусть живет отдельно в безмолвии, и не будем сходиться друг с другом в сию неделю. Авва Пимен отвечал: сделаем, как ты хочешь. И сделали так. А там в самом храме была каменная статуя. Старец авва Анувий, вставая поутру, бросал камнями в лицо статуи, а вечером говорил ей: прости и делал так во всю неделю. В день субботний они сошлись вместе. Авва Пимен сказал авве Анувию: я видел, авва, что ты во всю эту неделю бросал камни в лицо статуи и потом кланялся ей; делает ли так человек правоверующий? Старец отвечал: это я делал для вас. |
И если ученик подходил к нему спросить о помыслах, то как скоро давал ответ ему, тотчас отдалял его от себя, говоря: «Я для того не позволяю тебе быть подле меня, чтобы в наш разговор о пользе души не вмешался разговор посторонний». Рассказывали об авве Аммуне: «Однажды пришел он к авве Пимену и говорит ему: я прихожу в келию соседа или он приходит ко мне по какой-либо нужде, то мы опасаемся разговаривать друг с другом, чтобы не вкрался какой-нибудь посторонний Старец отвечает ему: ты делаешь, ибо молодость имеет нужду в Авва Аммун спрашивает: же делали Авва Пимен отвечал: усовершившиеся не имели в душе чего-нибудь иного и на устах постороннего, о чем бы могли сказал авва Аммун,– если будет необходимо говорить с соседом о Святом Писании или об изречениях старцев, присоветуешь Старец отвечал: уж не можешь молчать, то лучше говорить об изречениях старцев, нежели о Писании, ибо в последнем случае немалая Авва Памво отличался от многих тем, что когда спрашивали его о предметах духовных или из Писания, он не скоро отвечал, а обыкновенно говорил, что не знает сего. Часто и после многократных вопросов не давал ответа. Пришли однажды к авве Антонию старцы и с ними был авва Иосиф. Старец, желая испытать их, предложил им изречение из Писания и начал спрашивать каждого, начав с младшего: «Что значит сие изречение?». Каждый говорил по своим силам, но старец каждому отвечал: «Нет, не узнал». После всех он говорит авве Иосифу: «Ты что скажешь о сем изречении?».– «Не знаю»,– отвечал Иосиф. Авва Антоний говорит: «Авва Иосиф попал на путь, когда сказал Авва Даниил сказывал, что авва Арсений никогда не хотел говорить о каком-либо спорном месте из Писания, хотя и мог, если бы захотел. |
Ибо не может быть, чтобы правоверующий и подвизающийся в благочестии впал в нечистоту страстей и демонское обольщение. в Скиту пали в грех два брата, и авва Макарий Городской (так называли Макария Александрийского, потому что он до монашества был гражданином города Александрии – прим. ред.) отлучил их. Некоторые пошли и сказали об этом авве Макарию Великому, Египетскому. Старец сказал им: не братия отлучены, а Макарий А авва Макарий Великий любил Авва Макарий, услышав, что старец отлучил его, ушел к озеру. К нему пришел авва Макарий Великий и, увидев его всего искусанного комарами, сказал: ты отлучил братий и вот они ушли в село; тебя и ты убежал сюда, как красивая девица в свою внутреннюю горницу. Впрочем, я призывал к себе падших братий, расспрашивал их, и они говорили: ничего сего не было. Смотри же и ты, брат, не посмеялись ли над тобою демоны? Ты сам ничего не видал. Проси прощения в своем согрешении. Макарий отвечал: если хочешь, наложи на меня епитимию. Старец, видя смирение его, сказал: иди и постись три недели, принимая пищу только раз в неделю. А это был обыкновенный образ его жизни – поститься по целой неделе. Моисей сказал авве Макарию в Скиту: я хочу жить в безмолвии, но братия не дают мне. Авва Макарий отвечал ему: вижу, что ты по природе слаб и не можешь отдалить от себя брата. Но если хочешь безмолвствовать, ступай во внутреннюю пустыню, в Петру, и там будешь безмолвствовать. Авва Моисей сделал так – и успокоился. пришел к авве Макарию Египетскому и говорит ему: авва! дай мне наставление, как спастись? Старец сказал ему: пойди на кладбище и ругай мертвых. Брат пошел, ругал их и бросал на них камни. |
Ор говаривал ученику своему Павлу: смотри, смотри, никогда не приноси чужих речей в эту келью! Павел, ученик аввы Ора, пошел купить пальмовых ветвей, но другие уже предупредили его и дали задаток. Авва Ор никогда ни за что не давал задатка, но в свое время посылал деньги и покупал. Итак, ученик его пошел в другое место за ветвями. Садовник сказал ему: однажды кто-то дал мне задаток и до сих пор еще не приходил; возьми ты ветви. Павел взял их и, придя к старцу, рассказал ему о случившемся. Старец, как скоро услышал о том, всплеснув руками, сказал: Ор не работает в этот Он не позволил внести ветвей в келью, и ученик принужден был отнести их обратно в свое место. той области, где жил авва Ор, был один вельможа, по имени Лонгин, который подавал много милостыни. Когда пришел к нему один из отцов, он просил старца проводить его к авве Ору. Монах, придя к авве Ору, хвалил вельможу за то, что он добр и много подает милостыни. Старец, поняв его намерение, сказал ему: да, он добр. Монах начал просить его: позволь ему, авва, прийти и увидеть тебя. Старец в ответ сказал: уверяю тебя, он не перейдет этой долины и не увидит меня. Сисой просил авву Ора: дай мне Имеешь ли ты ко мне спросил его авва Имею, отвечал Пойди же, сказал ему авва Ор, и делай тоже, что, как видишь, делаю Что же вижу я в тебе, спросил его авва Сисой. Старец сказал ему: я почитаю себя ниже всех людей. что авва Ор и авва Феодор всегда успешно начинали дела свои и всегда благодарили Бога. Ор говорил: венец монаха есть смиренномудрие. говорил: кого хвалят или почитают не по достоинству, тот терпит великий вред; не получает никаких похвал от людей, тот прославится на Небесах. |
женщина, имевшая в груди болезнь, так называемую рак, зная по слуху об авве Лонгине, искала случая видеть его. Он жил от Александрии к западу в девяти милях. Когда женщина пришла искать его, блаженный Лонгин собирал дрова на берегу моря. Увидев его и не зная, что это сам Лонгин, спросила его: авва! где живет авва Лонгин, раб Божий? Старец сказал ей: чего ты хочешь от этого обманщика? Не ходи к нему. Он обманщик. Какое у тебя дело к Женщина открыла ему болезнь Авва Лонгин перекрестил больное место и отпустил ее, сказав: ступай, Бог исцелит тебя, а Лонгин ничем не может помочь Женщина поверила слову старца, пошла и тотчас исцелилась. После того, рассказывая некоторым об этом деле и описывая признаки старца, она узнает, что исцелитель ее есть сам авва Лонгин. другое время приводят к авве Лонгину бесноватого. Старец говорит к приведшим: я ничего не могу сделать для вас; лучше ступайте к авве Зенону. Когда же авва Зенон начал теснить демона и изгонять его, демон начал кричать: авва Зенон! не думай, что я выхожу от тебя; вот там молится авва Лонгин и нападает на меня; боясь молитв его, выхожу я; иначе я не стал бы и отвечать тебе. Лонгин сказал авве Акакию: жена тогда узнает, что она зачала, когда остановятся ее крови. Так и душа тогда узнает, что она получила Духа Святого, когда остановятся в ней токи низких страстей. Доколе душа одержима бывает как может хвалиться своим бесстрастием? Отдай кровь и прими Духа. М Об авве Макарии Египетском Авва Макарий рассказывал о себе: когда я был молод и жил в келье в Египте, взяли меня и сделали клириком в селе. Не желая быть клириком, я убежал в другое место. Сюда ходил ко мне благочестивый мирянин, брал мое рукоделье и доставлял мне нужное. |
|