001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Вступление Книга пророка Аввакума имеет такие особенности, которые побуждают к исследованию ее. Для библиологического исследования особенный интерес книги заключается в отсутствии прямых указаний на время ее происхождения. Для экзегета книга Аввакума представляет особенный интерес по своеобразности речи: образы, встречающиеся в ней, и обороты речи – во многих случаях единственны в Библии . Кроме того, содержание книги, отличающееся особенной задушевностью и сердечностью, но часто несвязное, (что приводило критиков к предположению о вставках, пропусках, утратах известных отделов и т. п.) вызывает на особенно внимательный анализ ее. После такого анализа, пред нами восстает цельный, живой образ пророка с его произведением, и вся книга делается понятной и, в высшей степени, интересной и поучительной. Второстепенным мотивом, применимым и ко всякой другой ветхозаветной книге, – может служить определение достоинств и недостатков перевода LXX и славянского перевода, сравнительно с существующим ныне еврейским текстом. Западные экзегеты отдают исключительное предпочтение еврейскому тексту и унижают перевод LXX. С запада этот взгляд переходит и к нам, в унижение славянского перевода. Такая односторонность, в виду древнего уважения церкви и богословов к переводу LXX, в настоящее время не может быть оставлена без внимания. План и порядок нашего исследования будет соответствовать общепринятому и самому естественному, т. е., мы сначала займемся решением исагогических вопросов и, преимущественно, самого трудного и важного в настоящем случае, – вопроса о времени служения Аввакума. Затем, будем последовательно объяснять книгу, пользуясь филологическим разбором еврейского текста. В виду особенностей книги, о которых выше говорили, к филологическому разбору присоединим психологический анализ.

https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov/kniga-pr...

Восьмое место среди книг 12 малых пророков занимает и в еврейской и в греческой Библии книга пророка Аввакума, евр. Хабакук, LXX: (или: как в код. 51, 97, 106, 228, 310 у Гольмеса и др.), Vulg.: Навасис. Еврейское имя пророка раввины, блаженный Иероним и многие новые толкователи произносит от евр. гл. хабак, обнимать. По объяснению блаж. Иеронима, имя пророка понимается в смысле объятие или, как более выразительно на греческом мы будем употреблять: т. е. обхватывание... пророк называется объятие или потому, что он есть возлюбленный Господень, или потому, что он вступает в спор, в борьбу и, так сказать, в рукопашное состязание с Богом, так что имя его происходит от состязателя, т. е. обхватывающего (противника) руками (Блаж. Иероним. Две книги толкований на пророка Аввакума к Хромитию. Русск. перев. Творен. ч. 14. Киев 1898, с. 130–131), на основании дерзновенного призывания пророком Бога к разрешению вопроса о справедливости ( ). Такое словопроизводство в отношении имени пророка Аввакума довольно распространено и в новое время, но рядом с ним теперь существует и иное, по которому имя пророка производится от ассирийского корня hambakuku, означающего некоторое садовое растение (подобно тому как, напр., женское имя Сусанна ( Дан.13:2 ; ) взято также из мира растений – означает лилию): в пользу этого производства может говорить форма имени пророка у LXX-mu. Впрочем, традиционное производство имеет свои преимущества, поскольку не только вполне оправдывается законами словообразования в еврейском языке (аналогию в данном случае представляет, напр., слово тебаллул, бельмо, в ), но и соответствует общему содержанию и основной идее книги пророка Аввакума. Проф. М. А. Голубев («Книга пророка Аввакума» в Христ. Чтен. 1867, II, 681 сл.) справедливо замечает: «В знаменательном имени емлющегося с Богом, посылающим нечестивых и ужасных людей против своего народа (подобно как Иаков боролся с Богом, говоря с твердою верою: «не отпущу тебя, пока не благословишь меня» ( ), или как бы обнимаемого Богом и обнимающего народ Божий – утешающего его, после страшных откровений, надеждою лучшей будущности, подобно тому как мать обнимает или утешает плачущее дитя (ср. ; ), – в имени Аввакума предуказывается уже особенное свойство возвещаемого бремени для иудеев и для врагов их: для первых это – бремя исправления или вразумления (ср. ), для последних – бремя истребления огнем (ср. ) или безвозвратной погибели (с. 705–706).

https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_bibli...

Эти археологические открытия еще яснее подтверждают истинность и изумительную точность пророчеств Наума. Книга пророка Аввакума был левит (потомки Левия были священниками и служителями при храме) и пел в Иерусалимском храме. Жил он незадолго до разрушения Иерусалима и был современником пророка Иеремии. Его книга отличается чистым, возвышенным и поэтическим языком. Знатоки Священного Писания восхваляют его книгу за простоту, краткость и глубину изображений. Пророк Аввакум учил, что неправедный и беззаконный погибнет, а праведный будет спасен своей верой. Мысль эта открывается сначала в форме разговора между Богом и пророком о суде и гибели нечестивых, а затем в гимне-песне пророка, изображающей Суд Божий, результатом которого последует истребление нечестивых и спасение праведников. «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв.3:17-19). Пророк Аввакум предсказывал о благодатном оправдании верой в Царстве Мессии: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4; ср. Гал. 3:11; ср. Евр. 10:38). Вторая и третья главы Книги пророка Аввакума служат образцом для ирмосов 4 песни канонов утрени. В некоторых ирмосах даже буквально повторяются выражения из этих глав, так, например, «На страже моей стану» — в пасхальном каноне; или: «Господи! Услышал слух Твой и убоялся (я услышал весть о Тебе и испугался)... Покрыло небеса величие Его... » и др. Эти фразы пророка Аввакума святые отцы относят к Мессии. Пророк Аввакум видел то далекое будущее, когда «земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» (Авв. 2:14). Книги пророка Аввакума: пророка по поводу успеха беззаконных (Авв. 1:1-4); Господа (Авв. 1:5-11); недоумения пророка (Авв. 1:12-17); Господа (Авв. 2:1-5); горя халдеям за их хищничество (Авв. 2:6-20);

https://lib.pravmir.ru/library/readbook/2610

Глава 30. Книга пророка Иеремии Современником пророков Софонии и Аввакума был пророк Иеремия. Правление царя Иосии (639–608 гг. до когда начал свое служение пророк Иеремия, – время последней надежды Израиля. Иосия – благочестивый царь, который проявил крайнее усердие в том, чтобы восстановить богопочитание и благочестие в Иудее. Происходило это уже практически через 100 лет после того, как навеки прекратило свое существование Израильское царство, после длительного правления в Иудее Манассии (696–641 до и Амона (641–639 гг. до которые наполнили весь Иерусалим идолослужением и преступлениями. Несмотря на все усилия, Иосии не удалось достичь поставленной цели. Притом что внешнее богопочитание было восстановлено, обратить по–настоящему сердца народа к Богу ему так и не удалось Преемники же его довели дело до того, что Иудея была опустошена, Иерусалим был разрушен, и большая часть народа была уведена в плен. 30.1. Общая характеристика книги Книга пророка Иеремии, второго из четырех великих пророков, в отличие от большинства других пророческих книг, содержит много подробностей о жизни ее автора. Больше того, она приоткрывает нам внутренний мир пророка, его собственные мысли и переживания. Читая пророка Иеремию, невольно вспоминается Книга Иова. По своей структуре книга достаточно непроста. В ней не соблюден хронологический порядок событий и пророчеств. Поэтому, если читать ее подряд, возникает некоторое затруднение относительно последовательности описанных событий, и требуются усилия, чтобы разобраться. Но с точки зрения смысла книга является весьма цельной, так что будем считать, что мы ее имеем в том виде, в каком угодно было Богу. У Книги пророка Иеремии много общего с Книгой пророка Исаии, но есть и серьезные отличия. Главное из них состоит в том, что Книга пророка Иеремии – это уже не книга–предупреждение, каковой является в каком-то смысле Книга пророка Исаии, это книга, в которой запечатлена «последняя попытка» со стороны Бога привести иудейский народ в чувство и избавить его от наказания и гибели (вспомним схожее отличие Книги пророка Софонии от книг Осии и Амоса). Предсказания приобретают уже весьма конкретный характер, затрагивают современников пророка.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=89039

Глава 15. Книга Пророка Аввакума о пророке Аввакуме и время его служения Ни происхождение, ни время пророческого служения пророка Аввакума нигде в Писании не обозначено. Поэтому в данном случае остается руководствоваться преданием. По таковому преданию, записанному блаженным Иеронимом, Епифанием и Дорофеем, Аввакум происходил из колена Симеонова и жил во времена Вавилонского пленения. От нашествия Навуходоносора скрылся в Аравию и там провел тяжкое время осады и сожжения Иерусалима и отведения в плен своих соотечественников. На родину возвратился по прекращении войны, уже после того, как уцелевшие от Вавилонского меча Иудеи убежали в Египет и увели с собой пророка Иеремию. Здесь, среди обезлюдевшей страны, Аввакум занялся земледелием и, когда однажды отправился на поле с обедом для своих жнецов, тогда внезапно восхищен был Ангелом в Вавилон и отдал обед свой Даниилу, находившемуся во рву со львами; а потом таким же образом возвращен в отечество, где и скончался в мире за два года до возвращения Иудеев из Вавилонского плена. Ему приписывают некоторые апокрифическия пророчества (Prophetiae Habbacuc, sacerdotis Juda, ex tribu Levi), например о возвращении Иудеев из Вавилонского плена, о необыкновенном свете и славе в храме, изображавших Мессию, о пленении Иерусалима западным народом, Римлянами. Но едва ли возможно это предание об обстоятельствах жизни Аввакума согласовать с книгой, занимающей восьмое место в ряду двенадцати меньших пророков. Ибо в ней Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему ); а Халдеи уже определенно упомянуты при первом нашествии Навуходоносора на Иудею в царствование Иоакима ( 1214 ). Следовательно Аввакум начал свое служение раньше этого времени; иначе слова его о появлении Халдеев будут указанием на прошедшее общеизвестное событие, а не пророчеством о деле новом, которому не поверили бы ( 1215 и видением, относящимся к будущему времени ( 1216 ), как сам пророк называет их. Равным образом предсказание побед и участи Навуходоносора ( 1217 ) превратится в повествование, нарушающее правильный ход речи у пророка Аввакума.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergozerskij/ob...

Современником пророков Софонии и Аввакума был пророк Иеремия. Напомню, что время царя Иосии, когда начал свое служение пророк это время последней надежды Израиля. благочестивый царь, который проявил крайнее усердие в том, чтобы восстановить богопочитание и благочестие в Иудее. Происходило это уже практически через 100 лет после того, как навеки прекратило свое существование Израильское царство, после длительного правления в Иудее Манассии и Амона, которые наполнили весь Иерусалим идолослужением и преступлениями. Несмотря на все усилия, Иосии не удалось достичь поставленной цели. При том, что внешнее богопочитание было восстановлено, обратить по-настоящему сердца народа к Богу ему так и не удалось 23:26–27). Преемники же его довели дело до того, что Иудея была опустошена, Иерусалим был разрушен, и большая часть народа была уведена в плен. 7.1. Общая характеристика книги Эта книга, в отличие от большинства других пророческих книг, содержит много подробностей о событиях жизни пророка. Больше того, она приоткрывает нам внутренний мир пророка, его собственные мысли и переживания. В некоторые моменты невольно вспоминается книга Иова. По своей структуре книга достаточно непроста. В ней не соблюден хронологический порядок событий и пророчеств. Поэтому если читать ее подряд, возникает некоторое затруднение относительно последовательности описанных событий, и требуются усилия, чтобы разобраться. Но с точки зрения смысла, книга является весьма цельной, так что будем считать, что мы ее имеем в том виде, в каком угодно было Богу. У книги пророка Иеремии много общего с книгой пророка Исаии, но есть и серьезные отличия. Главное из них состоит в том, что книга пророка это уже не книга-предупреждение, каковой является в каком-то смысле книга пророка Исаии, это книга, в которой запечатлена «последняя попытка» со стороны Бога привести народ в чувство и избавить его от наказания и гибели. Попытка, уже обреченная на неуспех (вспомним схожее отличие книги пророка Софонии от книг Осии и Амоса). Предсказания приобретают уже весьма конкретный характер, затрагивают личности современников пророка.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=78900

Глава 7. Книга пророка Иеремии Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Современником пророков Софонии и Аввакума был пророк Иеремия. Напомню, что время царя Иосии, когда начал свое служение пророк Иеремия, – это время последней надежды Израиля. Иосия – благочестивый царь, который проявил крайнее усердие в том, чтобы восстановить богопочитание и благочестие в Иудее. Происходило это уже практически через 100 лет после того, как навеки прекратило свое существование Израильское царство, после длительного правления в Иудее Манассии и Амона, которые наполнили весь Иерусалим идолослужением и преступлениями. Несмотря на все усилия, Иосии не удалось достичь поставленной цели. При том, что внешнее богопочитание было восстановлено, обратить по-настоящему сердца народа к Богу ему так и не удалось (4 Цар. 23:26-27). Преемники же его довели дело до того, что Иудея была опустошена, Иерусалим был разрушен, и большая часть народа была уведена в плен. 7.1. Общая характеристика книги Эта книга, в отличии от большинства других пророческих книг, содержит много подробностей о событиях жизни пророка. Больше того, она приоткрывает нам внутренний мир пророка, его собственные мысли и переживания. В некоторые моменты невольно вспоминается книга Иова. По своей структуре книга достаточно непроста. В ней не соблюден хронологический порядок событий и пророчеств. Поэтому если читать ее подряд, возникает некоторое затруднение относительно последовательности описанных событий, и требуются усилия, чтобы разобраться. Но с точки зрения смысла, книга является весьма цельной, так что будем считать, что мы ее имеем в том виде, в каком угодно было Богу. У книги пророка Иеремии много общего с книгой пророка Исаии, но есть и серьезные отличия. Главное из них состоит в том, что книга пророка Иеремии – это уже не книга-предупреждение, каковой является в каком-то смысле книга пророка Исаии, это книга, в которой запечатлена «последняя попытка» со стороны Бога привести народ в чувство и избавить его от наказания и гибели. Попытка, уже обреченная на неуспех (вспомним схожее отличие книги пророка Софонии от книг Осии и Амоса). Предсказания приобретают уже весьма конкретный характер, затрагивают личности современников пророка.

http://sedmitza.ru/lib/text/431480/

Достоверных сведений о жизни и деятельности пророка Аввакума не сохранилось, так как ни принадлежащая ему пророческая книга, ни исторические священные книги ничего не сообщают об этом предмете. Только в неканонической части книги пророка Даниила содержится легендарный рассказ о некоем пророке Аввакуме – современнике пророка Даниила, которому первый, по повелению Божию, принес из Палестины пищу в Вавилон, в львиный ров. Сведения же, сообщаемые о прор. Аввакуме, частью зависят от этого апокрифического рассказа, частью основываются на произвольных догадках и, вообще, маловероятны. Таково, напр., мнение раввинов, видевших в Аввакуме сына благочестивой Сонамитянки, услышавшей от пророка Елисея обещание, что она через год будет обнимать – (евр. Хобекет) сына ( ); против этого мнения говорит его хронологическая несообразность: время жизни пророка Елисея – конец Х и начало IX века до Р. X. не подходит ко времени пророка Аввакума – писателя книги, так как, по заключающимся в ней данным, она написана значительно позже, именно в VII-м веке до Р. X. ; притом и предполагаемая связь данного предсказания с именем Хабакук – совершенно произвольная догадка. О происхождении пророка существуют два различных предания. По одному – у псевдо-Епифания и псевдо-Дорофея и в наших Четьих Минеях (под 2 декабря), пророк Аввакум происходил из колена Симеонова и был сыном некоего Асафата, из селения Вифхозир. По другому, нашедшему отражение в одном кодексе (Cod. Chisianus) надписания греческого апокрифа о Виле и драконе и защищаемому некоторыми новыми исследователями (особенно Деличем), пророк был из колена Левиина, подобно Иеремии и Иезекиилю. Основанием этого последнего мнения служит упоминание в о «своих струнных орудиях» (бегинотав) музыкальных в храме, но решительного доказательства Левитского происхождения пророка здесь нельзя видеть, так как и царь Езекия – не левит, в благодарность за свое исцеление выражает намерение во все дни своей жизни восхвалять Иегову со звуками струнных музыкальных инструментов негинот ( ). Напротив, неупоминание в самой книге пророка о его левитском происхождении, – тогда как о принадлежности пророков Иеремии и Иезекииля к священническому роду прямо сказано в их книгах ( ; ), – может возбуждать серьезное сомнение в исторической верности мнения о принадлежности пророка Аввакума к колену Левиину.

https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_bibli...

И что действительно она первоначально составляла часть какого-нибудь сочинения, приписываемого пророку Аввакуму, или такого, в котором повествуется о пророке Аввакуме, а не книги пророка Даниила, это видно по некоторым признакам в сей самой истории в древнейшем ее виде, т. е. у семидесяти. Именно, в ней говорится о Данииле, как о лице неизвестном, вновь вводимом в рассказе: (ст. 1), тогда как об Аввакуме говорится без объяснения того, кто таков он был: (ст. 32) ?. Книга, из которой заимствована сия история, не есть известная ныне книга пророка Аввакума, ибо в сей последней нет такой истории; не есть она и вообще подлинное сочинение пророка Аввакума, ибо в сем случае она была бы в каноне священных книг у евреев. Весьма вероятно, что история о Виле и драконе переведена с еврейского (позднейшего). Некоторые выражения, находящиеся в сей истории у LXX, указывают на это, например, в вышеприведенных словах: во-первых выражение: во-вторых: построены по-еврейски, а не по-гречески. По-еврейски также построены выражения: (ст. 35), и: (ст. 37). Что и у Феодотиона сия история переведена с еврейского, это в некоторой степени вероятно потому, что Раймунд Мартин в своей книге: Pugio Fidei 200 , приводит из Берешит Рабба отрывок сей истории, написанный на еврейском (приближающемся к сирскому) языке, – отрывок сходный с переводом Феодотиона. Разности, существующие между историей Вила и дракона у LXX и ею же у Феодотиона, не могут быть объяснены только разностью в качествах переводчиков. Должно думать, что сии разности происходили от разности списков, с которых они переводили, в том случае, если Феодотион иереводил с еврейского.

https://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knige-sv-pror...

«Где же с изумлением спрашивает логовище львов, куда лев таскал сокровища? Все это погибло бесследно» (2:12–13). Действительно, в течение двух тысяч лет позабытым оказалось и самое место, где стояла Ниневия и только в прошлом столетии оно было найдено, благодаря раскопкам Раулинсона и других. Эти археологические открытия еще яснее подтверждают истинность и изумительную точность пророчеств Наума. Книга пророка Аввакума Аввакум был левит (потомки Левия были священниками и служителями при храме и пели в Иерусалимском храме). Жил он незадолго до разрушения Иерусалима и был современником прор. Иеремии. Его книга отличается чистым, возвышенным и поэтическим языком. Знатоки Священного Писания восхваляют его книгу за простоту, краткость и глубину изображений. Пророк Аввакум учил, что неправедный и беззаконный погибнет, а праведный будет спасен своей верой. Мысль эта открывается сначала в форме разговора между Богом и пророком о суде и гибели нечестивых, а затем в гимне-песне пророка, изображающей суд Божий, результатом которого последует истребление нечестивых и спасение праведников. «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня» (Авв. 3:17–19). Пророк Аввакум предсказывал о благодатном оправдании верой в Царстве Мессии: «Вот душа надменная не успокоится, а праведный верой жив будет» (Авв. 2:4, смотри Гал. 3:11 и Евр. 10:38). Вторая и третья главы книги пророка Аввакума служат образцом для ирмосов 4-й песни канонов Утрени. В некоторых ирмосах даже буквально повторяются выражения из этих глав, так например, «На страже моей стану» — в пасхальном каноне; или: «Господи! Услышах слух Твой и убояхся (я услышал весть о Тебе и испугался)… Покрыло небеса величие Его…» и др. Эти фразы пророка Аввакума святые отцы относят к Мессии.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=69096

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010