И однако именно устав ее обители, духовником обители священником Митрофаном Сребрянским, был положен в основу подготовленного Отделом доклада о восстановлении чина диаконисс21. Доклад так и не был вынесен на Собор, так как Собор был вынужден прекратить свою работу. Но начинание Елизаветы Федоровны имело продолжение. Изучение следственных дел дает новые материалы о деятельности диаконисс. Уже Н. П. выявлены как архивные документы, так и показания современников о том, что и в Ташкенте, и в Уфе в 20-е годы было несколько женщин в чине диаконисс. По-видимому, их поставление и деятельность связана с деятельностью Андрея, епископа Уфимского. Известно о деятельности диакониссы Фивы по организации помощи заключенным. Следственное дело епископа Аввакума (Боровкова), рукоположенного епископом Андреем, содержит Положение о диакониссах, выработанное в Уфе. Женщины продолжали дело христианского служения и в страшных условиях Поиск новых форм служения, на рубеже веков, стал особенно актуален в условиях и Еще в 1915 году в Москве под председательством Елизаветы Федоровны прошло совещание настоятельниц женских для решения вопроса о расширении помощи жертвам В 1918 году в Москве был создан кружок православных женщин, считавших, что необходимо объединить разрозненную работу женщин на приходах: «Часто в одном приходе не знают, что делается в соседнем, повторяют ошибки, сделанные другими, не пользуются добытым опытом». В заявлении, подписанным 17 женщинами и представленном в Совет объединенных приходов Москвы, женщины предлагали одобрить создание Союза православных женщин и оповестить через и приходские советы о возникающем Союзе. 24 июня было назначено первое общее собрание православных женщин для выборов правления Союза. Совет объединенных приходов Москвы поддержал эту идею24. 24 июня состоялось открытие Союза в палате Епархиального дома. Заседание было открыто А. Д. Самариным, председателем Совета объединенных приходов, затем выступил член Собора П. И. Астров. |
Из-за срыва собрания обновленцами совет Союза приходских советов в тот же день постановил: «Ввиду того что наша Уфимская православная Церковь в настоящее время имеет в Уфе четырех новорукоположенных епископов… временно… управление Уфимской епархией вручить Преосвященным епископам Трофиму (Якобчуку, еп. Бирскому), Марку (Боголюбову, еп. Стерлитамакскому), Аввакуму (Боровкову, еп. Староуфимскому) и Иоанну (Пояркову, еп. Давлекановскому), прося их самих избрать председательствующего» (Арх. УФСБ РФ по Респ. Башкортостан. Д. ВФ-20193. Л. 55). Уфимские викарии поручили Давлекановскому епископу жить в Уфе и председательствовать «в составившемся малом Соборе епископов», выполняя соответствующие адм. функции, предоставив в то же время каждому из епископов управлять частью Уфимской епархии; при Соборе епископов начала действовать канцелярия, закрытая в кон. янв. 1923 г. под давлением властей. Кафедральным храмом Давлекановского архиерея являлась Никольская ц., в к-рой Иоанн (Поярков) служил до епископской хиротонии. Следуя благословению еп. Андрея (Ухтомского) и выполняя решение Собора Уфимских епископов, Давлекановский викарий сыграл важнейшую роль в противодействии обновленческому расколу в Уфимской епархии и на Урале: через учреждение новых вик-ств, участие в епископских хиротониях, создание и сохранение системы управления правосл. приходами епархии, распространение воззваний против обновленцев. В связи с арестом Староуфимского еп. Аввакума (Боровкова) «на предмет охранения в неприкосновенности догматов и канонической дисциплины, равно и преемства благодатной хиротонии» по решению Собора Уфимских епископов 3 янв. 1923 г. Давлекановский еп. Иоанн участвовал в хиротонии иером. Петра (Гасилова) во епископа Нижегородского, викария Уфимской епархии (вик-ство названо по Нижегородской слободе Уфы). |
30 мая из Уфы в Москву в СОГПУ была послана телеграмма под грифом Она проливает свет на это затянувшееся настоящим сообщает, что нашим отношением с заключительным постановлением от 9.03 за и почтовой телеграммой от 23.03 за было запрошено СОГПУ на предмет применения административной высылки через НКВД, Боровкову Григорию (епископу Аввакуму), на каковыя положительных результатов Вами дано не было, а было сообщено, что Боровкову продлен срок содержания до 1 июня. Гражданин Боровков нами из под стражи освобожден 2.05 потому, что не имеется на последнего никаких обвинительных политических материалов. После своего освобождения гражданин Боровков Григорий приступил активно к работе по проведению заветов епископа Андрея, организации автокефалии в противовес обновленчеству в лице епархиального что для БООГПУ невыгодно, потому что созданный молодой аппарат Уфимского Епархиального Управления под давлением таких реакционеров, как Боровков (епископ Аввакум) может расколоться или отойти от работы по своей В конце этой весьма информативной телеграммы начальники БООГПУ (три подписи) просили старших коллег сообщить, будет ли епископ Аввакум выслан за пределы БССР, если нет, то выслать обратно дела на него: следственное и агентурное. Удивляет одно обстоятельство. Приведенная выше телеграмма была послана в Москву 30 мая. После ее текста находится выписка из протокола заседания Комиссии НКВД по административным высылкам от 16 мая «Слушали по обвинению Боровкова по Докладывал товарищ Тучкова. Постановили: Выслать в Зырянскую область сроком на 3 В ссылке Владыка проживал в совершая в доме богослужения, на которых присутствовали и другие ссыльные. Посетивший епископа Аввакума так передает свое впечатление: жил в доме, полном монахинь из только что закрытого там Сереговского монастыря, недалеко от Усть-Выми, его приютивших и опекавших. И вот я видел, как он покорно облачался в полное и великолепное архиерейское облачение, точно заполнявшее всю комнату и делавшее ее как-то еще более . |
Житие преосвященного Аввакума, епископа Староуфимского (1892—1937) Владыка Аввакум родился в губернском городе Уфе. В Метрической книге Спасской церкви града Уфы за имеется запись: Григорий; родился 20 мая крещен 30 мая того же года. Родители: проживающий в Елабужский мещанин Антон Ианнуариевич Боровков и законная жена его Мария Филипповна, оба православного вероисповедания. Восприемники: проживающий в помощник прозектора кафедры анатомии Университета Николай Николаевич Михайлов и дочь Елабужского мещанина девица Юлия Антоновна Боровкова. Таинство совершил священник Николай Геллертов. Михаил (ЦГИА РБ, ф. И-294, Григорий Боровков в окончил Уфимскую гимназию и в следующем, поступил на математическое отделение физико-математического факультета университета, который окончил в Для 25-летнего математика трудовая жизнь началась в стране, болезненно переживавшей разрушение вековых отечественных устоев. был началом жестоких гонений на Православную Церковь и ее верных чад. По окончании университета Григорий Антонович Боровков вернулся в Уфу, где давал частные уроки по математике. В он стал преподавателем Промышленно-экономического техникума (бывшее Коммерческое училище). Педагогическая деятельность в техникуме продолжалась до декабря (в был перерыв в полтора года). Весной Григорий Боровков был рукоположен в диакона епископом Андреем (Ухтомским), с которым был знаком с Священнослужение он совмещал с преподавательской деятельностью. В августе был приглашен вести уроки физики во 2-ой Советской школе 2-й ступени (Следственное дело л.12). Осенью диакон Григорий Боровков был пострижен в монахи с именем Аввакум и возведен в сан игумена. 28 ноября по согласию викарные епископы Уфимской епархии Марк (Боголюбов) и Трофим (Якобчук) рукоположили игумена Аввакума в епископа Староуфимского . |
5 ноября 1921 г. переведен в Бутырскую тюрьму Москвы. В 1921 г. указом свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России, назначен епископом Томским, но на кафедру не прибыл, поскольку находился в заключении. В авг. 1922 г. А. был внезапно оправдан советской властью в надежде на поддержку им обновленчества и на участие в 1-м съезде «Живой церкви» . 10 авг. в газ. «Правда» было опубликовано письмо А. «Во имя правды», в к-ром говорилось: «Считаю мое освобождение Московским трибуналом актом глубокого великодушия по отношению ко мне и государственной мудрости. Ныне уфимские проекты… да будут нормой русской религиозно-общественной жизни и христиан, и евреев, и мусульман на территории РСФСР» (Правда. 10 авг. 1922. С. 5). Через неделю после освобождения А. заболел психическим расстройством, лечился в частной московской клинике. 9 мая 1922 г. был арестован Патриарх Тихон, 18 июня с посланием «К архипастырям, пастырям и всем чадам Русской Православной Церкви» обратился Заместитель Патриарха сщмч. митр. Агафангел (Преображенский) , призывавший епархиальных архиереев не подчиняться обновленческому Высшему церковному управлению (ВЦУ) и временно управлять своими епархиями самостоятельно. 14 нояб. 1922 г. А. вернулся в Уфу и, ссылаясь на послание митр. Агафангела, провозгласил автономию Уфимской епархии, утвержденную в дек. 1922 г. епархиальным съездом. Возглавил хиротонии (признанные впосл. Патриархом Тихоном) неск. викарных епископов: Бирского Трофима (Якобчука), Стерлитамакского Марка (Боголюбова), Староуфимского Аввакума (Боровкова) , Давлекановского Иоанна (Пояркова) , викарии должны были осуществлять на практике самоуправление отдельных частей епархии. Существуют свидетельства о тайных хиротониях, совершенных А. для разных епархий. |
1924 г. «в Туркменской обл. существует исключительно тихоновская община, идейно вдохновляемая административно ссыльными епископом Ухтомским и архимандритом Вениамином Троицким». После перевода В. в Ташкент вместе с ним переехала и небольшая община из ссыльных монахинь. Принадлежал к «непоминающим» . Вероятно, в 1927 г. В. по благословению [архи]еп. Андрея (Ухтомского) был хиротонисан во епископа схиеп. Петром (Ладыгиным) и еп. Иовом (Гречишкиным). После ареста еп. Аввакума (Боровкова) , управлявшего Уфимской епархией ввиду ссылки еп. Андрея (Ухтомского), по благословению последнего В., приехавший в Башкирию из Ташкента в сент. 1928 г., возглавил автокефальную Уфимскую епархию «андреевского течения» с титулом «епископ Бирский, управляющий Уфимско-Уральской епархией». Служил в уфимской ц. прав. Симеона Верхотурского, жил в сторожке при храме. К 1927 г. духовенство Уфимской епархии разделилось в связи с отношением к архиерейским хиротониям, совершенным еп. Андреем (Ухтомским). 16 марта 1926 г. неск. уфимских викарных епископов подписали резолюцию «О поставлениях, совершенных епископом Андреем после смерти Патриарха для Уфимской и Златоустовской епархий», в к-рой признали неканоничными епископские хиротонии Питирима (Петра) (Ладыгина), Антония (Миловидова) и Руфина (Брехова) , совершенные [архи]еп. Андреем в ссылке в г. Теджен (Туркмения) вместе с Нижнетагильским еп. Львом (Черепановым) . Др. часть уфимских клириков, получившая название «андреевского течения», считала все действия [архи]еп. Андрея каноничными и вслед за ним не признавала полномочий митр. сщмч. Петра (Полянского) как Местоблюстителя Патриаршего Престола и митр. Сергия (Страгородского) как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В 1928-1930 гг., когда В. жил в Уфе, Уфимской епархией управлял подчинявшийся митр. |
Он незамедлительно принял меры против раскола, провозгласив временную автокефалию (так в документах того периода нередко именовалось самоуправление) Уфимской епархии в соответствии с постановлением патриарха Тихона, Синода и Высшего Церковного Совета от 20 нояб. 1920 г. и с посланием патриаршего заместителя Ярославского митр. сщмч. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г. Еп. Андрей объявил деятельность ВЦУ и обновленческого Уфимского ЕУ незаконной, привел к покаянию Златоустовского еп. Николая (Ипатова) и совершил с ним 2 тайные архиерейские хиротонии: архим. Трофима (Якобчука) - во епископа Бирского и свящ. Николая Боголюбова (в монашестве Марк) - во епископа Стерлитамакского. В кон. нояб. еп. Андрей созвал экстренное собрание духовенства и мирян, на к-ром был единогласно избран временно управляющим епархией на период заключения еп. Бориса (Шипулина). 9 дек. 1922 г. еп. Андрей был арестован и выслан в Москву, однако по его благословению были совершены еще 2 тайные хиротонии: игум. Аввакума (Боровкова) - во епископа Староуфимского и игум. Иоанна (Пояркова ; впосл. архиепископ) - во епископа Давлекановского. Образовавшийся т. о. малый собор православных викариев вступил в управление Уфимской епархией. Возглавлял собор старший по хиротонии еп. Трофим, а адм. делами руководил еп. Иоанн. После ареста еп. Аввакума число викариев было восполнено в нач. янв. 1923 г. хиротонией иером. Петра (Гасилова) во епископа Нижегородской слободы г. Уфы. В то же время противодействие расколу набирало силу и в соседней Екатеринбургской епархии (см. Екатеринбургская и Верхотурская епархия ). В дек. 1922 г. собрание приходов Нижнетагильского у. приняло решение об открытии уездной кафедры «на началах самоуправления» и избрало кандидатом во епископа свящ. |
Поповщинский толк, как и беспоповщинский, рассеян по многим местам России и за границей. В Нижегородской области первыми насадителями раскола поповщинского толка были иеромонах Авраамий, монах Ефрем и старец Сергий. Авраамий и Ефрем отказались от своих заблуждений и собором 1866 1 г. воссоединены с Прав. Церковью , но оставленные ими ученики не последовали их примеру. Укрываясь в лесах, они основали несколько скитов, известных под именем керженских, из которых особенную известность получил скит старца Онуфрия. Старец Онуфрий увлекся сочинениями известного раскольника Аввакума Петрова, наполненными многими нелепыми и прямо еретическими мыслями. Когда другие раскольники стали убеждать старца отказаться от усвоенных им взглядов Аввакума, он не хотел и слушать и отделился с своими единомышленниками в особый толк. Только по смерти Онуфрия, в 1717 г., его последователи решились отвергнуть, как еретические, сочинения Аввакума и даже постановили всякого, кто станет держаться мнения Аввакума, отлучать от своего общества. Таким образом согласие между керженскими скитами восстановилось. Впрочем, последователи Онуфрия, отвергая сочинения Аввакума, самого его продолжали почитать как святого, поклонялись его иконе и пели молебны. Поповцы, живущие на Дону и Кубани, на первых же порах заявили себя разбоями, которые они производили на Волге; а когда в 1705 г. сюда прибыли сосланные на поселение московские раскольники из взбунтовавшихся стрельцов, то соединенными силами они разграбили Астрахань, Саратов и Царицын. Спасаясь от посланного против них войска, они бежали за Кубань, отдались в подданство крымского хана и потом перешли в Турцию. Эти беглецы известны под именем некрасовцев, по имени своего предводителя Игнатия Некрасова. |
Аввакум знал и о «квакерах» («квакерской ереси»), и об иконоборцах. В споре Аввакума с Федором 70–х гг. XVII в. неправомерно было бы считать Аввакума подлинным и единственным идеологом староверческого движения. Идеологом движения был и Федор (и, конечно, не он один), разделяя с Аввакумом положение идеолога староверия. Если иметь в виду основное ядро движения, в котором доминирующее положение принадлежало массам патриархального крестьянства, то справедливо считать Аввакума идеологом, наиболее адекватно выразившим его взгляды, представления, интересы, идеалы. Но и Федор не одиночка, и споры его с Аввакумом не словесная дуэль; отражение разных направлений и уровней развития староверческого движения. Конечно, и неодинаковы были типы идеологов, отличавшихся кругозором, характером эрудиции, пониманием своих задач, весьма несхожих по их личностному складу и индивидуальным особенностям. Самовластию господствующих верхов как произволу, как «самовластию бещинья» (вспомним «Мерило Праведное»), как господству сильного над слабым, властвующего над подвластным, правящего над такому «самовластию» могло быть и было противопоставлено не утверждение самоценности личности, ее священной и неприкосновенной индивидуальности, а отрицание индивидуальности, поскольку индивидуальность отождествлялась с насилием. Это отождествление порождалось социальным неравенством: насилие меньшинства условливалось бессилием большинства. Этому была противопоставлена идея равенства, сквозная в сочинениях Аввакума, но равенства, понимаемого как одинаковость всех людей по их положению перед Богом и по естественной их природе. В этом понимании индивидуальность означала социальную привилегию. Таковую же составляли образование, наука, вся область духовного производства, монополизированная господствующими верхами и служившая им одним из орудий господства. |
Так же хорошо знал Аввакум и об Урусовой, бо мне духовныя, объясняет он, и ведаю про них известно» 49 . В доме Морозовой был приют для раскольников, и здесь мы встречаем духовных детей Аввакума: Федора юродивого, которого Аввакум сам отвел к ней, также юродивых Киприана и Афанасия (в иночестве Аврамия) 50 . Аввакум был сослан сначала на Мезень, потом в Пустозерск. Родная семья его бедствовала, и Морозова шлет деньги бедной протопопице Марковне с детьми 51 . Много тратила она на помощь страдавшим за старую веру, и они охотно пользовались ее благостыней; даже домогались, чтобы Морозова отдавала на общее дело пятую долю своих доходов 52 . Недавно открытые письма Аввакума и самой Морозовой дают знать, что отношения внутри покинутой Аввакумом духовной семьи не были чужды трений. Любимый сын протопопа юродивый Федор каким-то проступком возмутил Морозову, и она вынуждена была изгнать его из своего дома. За это Федор всячески поносил ее, вооружил против боярыни Марковну и детей Аввакума, писал ему жалобы в Пустозерск. Морозова со своей стороны жалуется на обидчика, просить Аввакума наказать епитимией Федора. Аввакум, однако, становится на его сторону и негодует на то, что боярыня посмела делать указания ему, как духовнику 53 . Родные дети Аввакума перехватывали письма отца к боярыне и прочитывали их. Из замечания Морозовой: духовныя наши все разно стали, немного, которы правды вовсе держатьца; да не диво так, батюшко: время то видно, что ее кружок расстроился, согласия в нем не стало. Но даже, разошедшись друг с другом, они остались верны общему духовному отцу, томившемуся в ссылке 54 . Скоро пришла очередь страдать за веру и духовным детям протопопа. |
|