001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
По словам Иоанна Сабанисдзе, автора жития св. Або Тбилисского , в 80-х гг. VIII в., «защищенная от страшных сарацин», Абхазия простиралась от Никопсии до Халдии и от Чёрного м. до Лихского хребта, «процветала в вере Христовой, и в пределах ее нельзя было найти ни одного неверующего»; при этом она все еще «являлась достоянием царя христолюбивых ионян [греков], престол которого находился в великом городе Константинополе» (Кекелидзе. С. 34). К кон. VIII в. преемник Леона I , его племянник Леон II , опираясь на поддержку хазарского кагана (своего деда со стороны матери), освободился от протектората Византии и принял царский титул. В его правление была проведена адм. реформа: столица переместилась из Анакопии в Кутаиси, страна была разделена на 8 эриставств, во главе к-рых были поставлены представители местной знати. В IX-X вв. христ. культура в Абхазском царстве продолжала сохранять тесную связь с Византией; К-польский патриарх Николай I Мистик 925) в письмах к абх. царям Константину III и его сыну Георгию II подчеркивал их важную роль в распространении христианства на Сев. Кавказе (в частности, среди алан). Но уже при царе Георгии II Абхазском (922-957) независимо от интересов Византии была образована епископская Чкондидская кафедра. Этот акт означал не только обретение Абхазской (Западногрузинской) Церковью самостоятельности, но и серьезный рост ее политического авторитета. Именно Чкондидский епископ (Чкондидели) занял в светской иерархической системе Грузинского гос-ва второе после государя место и должность мцигнобартухуцеси (канцлера). Он был проводником гос. политики, главным царским советником и даже именовался «отцом царя». Епархия, основанная за пределами самой Абазгии, имела огромное для Западногрузинской Церкви значение, т. к. в епархиях собственно Абазгии (Цхумской и Пицундской) еще была сильна власть греко-визант. духовенства. Георгий II являлся активным церковным деятелем. В источниках он упоминается как «устроитель церквей... Он управил все дела в отечестве своем, возвел храм в Чкондиди, образовал епископат и украсил его мощами многих мучеников» (КЦ. Т. 1. С. 265). Политику отца продолжил сын Георгия II Леон III (960-969), в царствование к-рого была основана Моквская епископия на территории собственно Абазгии.

http://pravenc.ru/text/62536.html

12 сент. 1801 г. манифестом российского имп. Александра I было упразднено Картли-Кахетинское царство (Вост. Грузия). На правах губернии оно было введено в состав Российской империи, в мае 1802 г. образовано Высшее Грузинское Управление с главноуправляющим ген. К. Ф. Кноррингом. Управление ГПЦ в нач. XIX в. значительно отличалось от управления РПЦ: Мцхетский Католикосат в Вост. Грузии и Абхазский (Западногрузинский) Католикосат в Западной возглавляли католикосы-патриархи, имевшие неограниченные права в решении церковно-хозяйственных вопросов и значительное влияние на решение гос. проблем. Нередко католикосами избирались представители царской династии Багратиони. Католикосаты были экономически независимыми единицами: помимо церковного имущества и ценностей они владели пахотными землями и пастбищами, лесами, мельницами, местами рыбной ловли, свечными заводами. Российская империя, где Церковь со времен Петра I являлась частью гос-ва и не имела патриаршего возглавления и управлялась подчинявшимся императору Святейшим Синодом, а с 1764 г. не имела собственности и населенной крестьянами земли, не могла сохранить в новоприсоединенных землях патриаршее управление ГПЦ. Вопрос о форме существования ГПЦ частично был оговорен еще в Георгиевском трактате 1783 г. Так, 8-й артикул трактата гласил: «О управлении же Грузинския Церкви и отношении, каковое долженствует быть к Синоду Российскому, о том составится особливой артикул... Ея Императорское Величество соизволяет, чтоб католикос, или начальствующий архиепископ их, состоял местом в числе российских архиереев в осьмой степени, именно после Тобольскаго, всемилостивейше жалуя ему навсегда титул Святейшего Синода члена» (Георгиевский трактат. 1983. С. 74). 20 янв. 1801 г. российский имп. Павел I писал об этом: «Я хочу, чтобы Грузия была губерния, итак тотчас поставьте ее в сношение с Сенатом, а по духовной части с Синодом» (Высочайший рескрипт на имя ген.-лейтенанта Кнорринга // АКавАК.

http://pravenc.ru/text/168201.html

ДОСИФЕЙ (ЦЕРЕТЕЛИ) Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Сщмч. Досифей (Церетели). Икона нач. XXI в. Досифей (Церетели) (+ 1820 ), митрополит Кутаисский , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795 - 1814), священномученик Память 6 марта (Груз.) Принадлежал к имеретинскому княжескому роду, представители которого занимали высшие гос. должности в Имерети : отец Николоз был меабджретухуцеси (министр вооружения), дед Папуна - сардали (военачальник) В. Имерети, двоюродный брат Зураб - сахлтухуцеси (министр хозяйства царского двора); двоюродная сестра Дареджан была супругой восточногрузинского царя Ираклия II (в Кахети - 1744-1762, в Картли-Кахети - 1762-1798). С 4 августа 1781 года - митрополит Кутаисский . Проявлял заботу о развитии хозяйства епархии и возвращении захваченных груз. азнаурами церковных земель и крестьян: он скупал их на личные средства и жертвовал мн. церквам и монастырям Зап. Грузии, в частности Джручи в 1779 г. , Мгвимеви в 1808 г. и др. Кутаисскому кафедральному собору, храму Баграта, он пожертвовал изготовленный по его благословению настоятельский крест . Вблизи храма Баграта митр. Досифей имел небольшой жилой дом, разрушенный после его смерти. С 1760-х гг. Досифей жил также и во второй резиденции Кутаисских митрополитов - в с. Маглаки (близ Кутаиси). Митрополит Досифей являлся активным сторонником восстановления единства Грузии : вместе с западногрузинскими деятелями того времени К. и З. Церетели, П. Микеладзе, И. Абашидзе и др. он входил в состав делегации Имеретинского царства , обратившейся в 1790 г. к царю Картли-Кахети Ираклию II с предложением о воссоединении царств и княжеств Зап. и Вост. Грузии После кончины католикоса Зап. Грузии Максима II (Абашидзе) (30 мая 1795) имеретинский царь Соломон II назначил Досифея преемником католикоса. Однако его интронизация так и не состоялась. В документах этого периода владыка подписывался как «Преосвященнейший митрополит Кутаисский и правитель Католикосата» . В 1814 г. Абхазский (Западногрузинский) католикосат был упразднен и Церковь Западной Грузии вошла в состав Грузинского Экзархата РПЦ . Предпринятая российскими властями церковная реформа, имевшая целью сократить число епархий, храмов, монастырей и священнослужителей, провести секуляризацию церковного имущества, перевод богослужения на церковнославянский язык, произвести увеличение и замену натуральных податей денежными сборами и др., была воспринята населением Имерети и Гурии крайне болезненно.

https://drevo-info.ru/articles/25265.html

МЧАДИДЖВАРИ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЧАДИДЖВАРИ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 48 , С. 134 опубликовано: 22 апреля МЧАДИДЖВАРИ Во имя Архангелов мон-рь - см. в ст. Цилканская епархия Грузинской Православной Церкви. Рубрики: Грузинская Православная Церковь. Епархии Ключевые слова: Епархии Грузинской Православной Церкви Мчадиджвари, во имя Архангелов мон-рь - см. в ст. Цилканская епархия Грузинской Православной Церкви См.также: АБХАЗСКИЙ (ЗАПАДНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСАТ Грузинской Православной Церкви (не позднее 1290-1814) АГАРАК-ЦАЛКСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинской Православной Церкви АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ епархия Грузинского Патриархата (не позднее 1124) АНИССКАЯ ЕПАРХИЯ Мцхетского Католикосата с каф. в гор. Ани, Груз. Правосл. Церкви Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2564530.html

КАРССКАЯ ЕПАРХИЯ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРССКАЯ ЕПАРХИЯ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 31 , С. 360 опубликовано: 25 октября 2017г. КАРССКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинской Православной Церкви - см. Карийская (Карсская) епархия Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви. Рубрики: Грузинская Православная Церковь. Епархии Ключевые слова: Епархии Грузинской Православной Церкви Карсская епархия Грузинской Православной Церкви См.также: АБХАЗСКИЙ (ЗАПАДНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСАТ Грузинской Православной Церкви (не позднее 1290-1814) АГАРАК-ЦАЛКСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинской Православной Церкви АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ епархия Грузинского Патриархата (не позднее 1124) АНИССКАЯ ЕПАРХИЯ Мцхетского Католикосата с каф. в гор. Ани, Груз. Правосл. Церкви Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/1681169.html

АХАЛЦИХСКАЯ ЕПАРХИЯ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХАЛЦИХСКАЯ ЕПАРХИЯ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 4 , С. 197 опубликовано: 7 марта 2009г. АХАЛЦИХСКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Образована постановлением Свящ. Синода ГПЦ от 5 апр. 1995 г. при разделении Ахалцихско-Месхет-Джавахетской (до 1981 носившей название Ацкурской) епархии на А. е. и Боржоми-Ахалкалакскую епархию . Территория А. е. включает совр. Ахалцихский, Адигенский и Аспиндзский р-ны Грузии. В А. е.- 18 действующих храмов, 14 священнослужителей, 7 мон-рей: муж.- Сапарский во имя св. Саввы Освященного мон-рь , св. Георгия в Чуле, в Зарзма и Вардзиа ; жен.- Абастуманский во имя св. Пантелеимона, Земо-Вардзийский во имя Успения Пресв. Богородицы, Ахалцихский во имя св. Марины. Архиереи: митр. Сергий (Чекуришвили; апр. 1995 - окт. 1997), архиеп. Николай (Пачуашвили; окт. 1997 - нояб. 1998), еп. Феодор (Чуадзе; с нояб. 1998; с 2005 г. в сане митрополита). З. Абашидзе Рубрики: Грузинская Православная Церковь Грузинская Православная Церковь. Епархии Ключевые слова: Ахалцихская епархия Грузинской Православной Церкви Епархии Грузинской Православной Церкви См.также: АБХАЗСКИЙ (ЗАПАДНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСАТ Грузинской Православной Церкви (не позднее 1290-1814) АГАРАК-ЦАЛКСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинской Православной Церкви АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ епархия Грузинского Патриархата (не позднее 1124) АНИССКАЯ ЕПАРХИЯ Мцхетского Католикосата с каф. в гор. Ани, Груз. Правосл. Церкви Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://www.pravenc.ru/text/print/77166.html

30 июня 1811 г. ГПЦ утратила автокефалию и вошла в состав РПЦ как Грузинский Экзархат . Ист.: Иоанн Багратиони. Калмасоба. Тбилиси, 1948. С. 211 (на груз. яз.); Габашвили Т. Mimoslva / Ред.: Е. Метревели. Тбилиси, 1956. С. 85; Искандер Мунши. Сведения Искандера Мунши о Грузии / Ред.: В. С. Путуридзе. Тбилиси, 1969. С. 102. Лит.: Иоселиани П. Ист. взгляд на состояние Грузии под властью царей магометан. Тифлис, 1849; он же. Жизнь царя Георгия XII. Тифлис, 1893. С. 10-21; Берзенов Н. Католикос Антоний I и его «Похвальное слово в честь знаменитых мужей Грузии». Тифлис, 1855; Кавтария М. Жизнь и деятельность Виссариона Орбелишвили // Вестник Ин-та рукописей АН Грузии. Тбилиси, 1959. 1. С. 75-111 (на груз. яз.); он же. Из истории груз. обществ. мысли XVIII в.: Эпистолярное наследие Антония Багратиони. Тбилиси, 1977. С. 18-40 (на груз. яз.); Жужунадзе О. К истории внешней политики Грузии в 1-й пол. XV в. // Вопросы истории внешней политики груз. феод. государств. Тбилиси, 1970. Т. 1 (на груз. яз.); Гугушвили М. Жизненный путь Теймураза I. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); Орбелиани П. История Грузии. Тбилиси, 1981 (на груз. яз.); Джамбурия Г. Полит. ситуация в Грузии в 30-90-х гг. XVII в. // Очерки истории Грузии. 1986. Т. 4. С. 328 (на груз. яз.); Абуладзе Ц. Османские грамоты по истории груз. колонии в Иерусалиме и на Синае // Изв. АН Грузии. 1987. 1. С. 91. З. Абашидзе Абхазский (Западногрузинский) Католикосат в XVI-XVIII вв. Пицундская (Бичвинтская) икона Божией Матери. 1568 г. (ГМИГ) Пицундская (Бичвинтская) икона Божией Матери. 1568 г. (ГМИГ) В XVI в. в Зап. Грузии с севера усилился поток мигрирующих на юг и юго-запад северокавк. горцев-язычников, с юга нападала Османская империя, что привело к исламизации Абхазии и Юж. Грузии. В кон. 60-х гг., при католикосе Евдемоне I (Чхетидзе), резиденция Абхазского католикоса была перенесена из Бичвинты в храм св. Георгия в мон-ре Гелати. Туда же отправили святыню Западногрузинской Церкви - Пицундскую (Бичвинтскую) икону Божией Матери , покровительницу Абхазского Католикосата, созданную по заказу Евдемона I в 1568 г. Несмотря на это, Бичвинтский храм до конца существования Католикосата оставался кафедральным собором: католикосы жертвовали поместья и утварь, посещали Бичвинту на праздники, груз. священник на груз. языке регулярно совершал богослужения, зачастую при полном отсутствии паствы.

http://www.pravenc.ru/text/print/638558.html

[груз. (Наибидзе Иесей Арчилович; 1757-1813), митр. Тбилисский Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (1794-1810). Из рода Багратиони, внук царя Картли Иесея (1714-1716), представитель рода, оппозиционно настроенного царю Картли-Кахети Ираклию II . Был женат на дочери одного из противников политики царя Ираклия II кн. Элизбара Тактакишвили. Овдовев, принял монашеский постриг с именем А. Возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем мон-ря Кацхи в Имерети (см. Абхазский (Западногрузинский) Католикосат ). Через нек-рое время хиротонисан во епископа на Никозскую кафедру. 16 февр. 1801 г. отслужил торжественную литургию в Тбилисском Сионском соборе в честь вхождения Картлийско-Кахетинского (Восточногрузинского) царства в состав Российской империи. А. активно поддержал новую гражданскую власть, подчас действуя против воли и согласия Католикоса-Патриарха Антония II (Багратиони) и демонстративно обращаясь по всем церковным вопросам в Святейший Синод РПЦ. Неоднократно предоставлял гражданской власти Российской империи ценные сведения о положении политических дел в Грузии. По представлению управляющего Грузией П. Д. Цицианова (Цицишвили) был награжден имп. Александром I орденом св. Анны 1-й степени, а в 1807 г. по представлению командующего Кавказской линией ген. И. В. Гудовича ему был пожалован белый куколь, украшенный бриллиантовым крестом. А. был противником проекта о введении духовной дикастерии (см. Консистория ), разрабатываемого под рук. Католикоса-Патриарха Антония II, т. к. это вело за собой упразднение Тбилисской кафедры. С жалобой на Католикоса и гражданские власти А. обратился к императору, но не нашел поддержки. 12 дек. 1809 г. на торжественном молебне в Тбилисском Сионском соборе в честь дня рождения имп.

http://pravenc.ru/text/76244.html

Упразднение Абхазского (Западногрузинского) Католикосата . К нач. XIX в. Абхазский (Западногрузинский) Католикосат официально не был упразднен. После отъезда в 1789 г. с дипломатической миссией из Имерети в Россию последнего Абхазского католикоса Максима II (Абашидзе) Церковью в Зап. Грузии управлял местоблюститель католикоса Кутаисский митр. Досифей (Церетели) . С присоединением нек-рых областей Зап. Грузии к России епархии, расположенные на этой территории, с 1814 г. номинально были подвластны Грузино-Имеретинской синодальной конторе. К этому времени в Зап. Грузии существовало 10 епархий (Кутаисская, Гелатская, Хонская, Никорцминдская, Цагерская, Цаишская, Чкондидская, Бедийская, Шемокмедская, Джуматская), 4 из к-рых было в Имерети. По сведениям Никорцминдского архиеп. Софрония (Цулукидзе), в Имерети было 15 мон-рей и 618 действующих церквей, и, как и ранее в Вост. Грузии, мон-ри и церкви владели землями, пастбищами, виноградниками, садами и проч. угодьями (АКавАК. Т. 6. С. 419). 28 дек. 1818 г. имп. Александр I утвердил представленный в Святейший Синод проект, по к-рому в Имерети, Гурии и Мегрелии (Мингрелии) должно было остаться по 1 епархии, а Грузино-Имеретинской синодальной конторе надлежало провести опись всего церковного имущества и сократить численность духовенства (Там же. С. 418-419). В июне 1819 г. митр. Феофилакт, решительно устанавливавший новые порядки в Зап. Грузии, направил в Имерети сотрудников синодальной конторы, к-рые без разъяснений и предъявления разрешения имеретинских епископов начали закрывать церкви, сокращать число приходов, изгонять священников и объявлять народу о замене натуральных налогов денежными. Вскоре в Имерети приехал и экзарх, чтобы руководить реорганизацией на месте. По описанию ген. А. П. Ермолова , «перемены сии были частию необходимы, ибо духовенство было в числе чрезмерном, церкви в бедности и потому без приличного благолепия, доходы без определительности, употребление оных без ясной отчетности…». Ермолов писал, что он «митрополита Феофилакта не раз предупреждал... что нельзя приступить к равным переменам как по Грузии (имеется в виду Вост. Грузия.- З. А.), так и по Имеретии, ибо в сей последней по недавней ее независимости власти не в полном действии и им не полное оказывается повиновение, и что простой народ, в состоянии несравненно большего невежества, нежели в Грузии, легко может быть возбужден к беспокойствам, и надобно будет прибегать к мерам крайним для укрощения».

http://pravenc.ru/text/168201.html

В 1814 г. Абхазский (Западногрузинский) Католикосат был упразднен и Церковь Зап. Грузии вошла в состав Грузинского Экзархата РПЦ. Предпринятая российскими властями церковная реформа, имевшая целью сократить число епархий, храмов, мон-рей и священнослужителей, провести секуляризацию церковного имущества, перевод богослужения на церковнослав. язык, произвести увеличение и замену натуральных податей денежными сборами и др., была воспринята населением Имерети и Гурии крайне болезненно. В июне 1819 г. представители Грузино-Имеретинской синодальной конторы приступили к закрытию мон-рей и храмов и освобождению от службы священников, вспыхнуло Имеретинское восстание 1819-1820 гг., к-рое возглавили Д., митр. Гелатский сщмч. Евфимий (Шервашидзе), дочь имеретинского царя Соломона II царевна Дареджан, кн. Иване Абашидзе. Груз. экзарх Феофилакт (Русанов) обвинил Д. и сщмч. Евфимия в подстрекательстве народа и убедил светские власти в необходимости ареста мятежных архиереев. В Зап. Грузию были введены дополнительные военные силы, правителю Имерети полковнику И. А. Пузыревскому начальник корпусного штаба ген.-лейтенант А. А. Вельяминов рекомендовал, «если нельзя живых схватить, то истребить», и во избежание еще больших волнений вывезти тела убитых из Грузии (АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 574, 576). Ночью 4 марта 1820 г. Д., сщмч. Евфимий, архим. Григорий (Цкитишвили) и неск. имеретинских князей были схвачены, Д. оказал сопротивление и был избит прикладами ружей и штыками. Пленники с мешками на головах были отправлены на лошадях через Лихский перевал в Вост. Грузию, чтобы затем по Военно-Грузинской дороге проехать в Россию (АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 582). 8 марта (ГПЦ на основании альтернативных источников считает, что 6 марта) на пути между Сурами и Гори Д. скончался.

http://pravenc.ru/text/180311.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010