001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Руководитель отдела Казахстанского митрополичьего округа по связям с общественностью принял участие в конференции «Казахстан — колыбель межрелигиозного согласия» 29 марта 2021 г. 18:50 29 марта 2021 года состоялась Международная научно-практическая конференция «Казахстан — колыбель межрелигиозного согласия», посвященная празднованию 30-летия независимости Республики Казахстан. Форум, организованный Духовным управлением мусульман Казахстана совместно с Египетским университетом исламской культуры «Нур-Мубарак», прошел в онлайн-формате. По благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра участником мероприятия стал руководитель отдела по связям с общественностью Казахстанского митрополичьего округа , ключарь Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты протоиерей Александр Суворов. В качестве основных спикеров на конференции выступили доктор филологических наук, профессор, член Национальной академии наук высшей школы Казахстана шейх Абсаттар кажи Дербисали, заместитель акима Алма-Атинской области Рустам Али, ректор Российского исламского института (г. Казань, Россия), профессор, доктор политических наук Р.М. Мухаметшин, директор Международного научно-исследовательского центра имени имама Бухари (г. Самарканд, Узбекистан) доктор исторических наук Ш.Ю. Зиядов, декан факультета истории и социально правового образования Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева (г. Бишкек, Кыргызстан), доктор исторических наук, профессор Н.У. Курбанова, директор республиканского государственного учреждения при президенте Республики Казахстан Н.А. Альтекова, заведующий отделом религиоведения Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, доктор философских наук, профессор Б.М. Сатершинов, заведующая кафедрой религиоведения и культурологии Казахского национального университета имени аль-Фараби, доктор философских наук, профессор А.Д. Курманалиева, директор научно-исследовательского центра Абу Ханифа, доктор филологических наук, профессор Ш.Т. Керим.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5792651.htm...

Контрразведчики опасаются, что ИГИЛу такие «марьямы» нужны не в Сирии. Там их только шлифуют, как в разведшколе. Есть убеждение, что белая девушка с поясом шахида менее заметна в российской толпе. УФСБ располагает данными, что Мария учится водить машину, хотя в ИГИЛ женщинам это заказано. И как прокомментировали в ГУ МВД, где знают о разработке их коллеге Литейного: «Нас это больше напрягает, чем даже то, что она занимается стрелковым делом», – писала о ней «Фонтанка» 34 . Как следует из вышеизложенного, Погорелова стала ваххабиткой самого радикального типа вследствие своего увлечения фашистской идеологией и протестных настроений в целом. Ее семья, как и у Карауловой оказалась неблагополучной. Другой пример успешного бегства в Сирию продемонстрировала уроженка Воронежа Кристина Преснякова 1990 года рождения. Она родилась в Воронеже в неблагополучной семье, воспитывалась в школе-интернате, в первый раз вышла замуж за узбека, который быстро выгнал ее за измену. Тем не менее, первый муж приобщил ее к исламу. Второй муж Пресняковой, проживавший в городе Ноябрьске азербайджанец, оказался ваххабитом и уехал в Сирию. Из Ноябрьска ветреная Кристина вернулась в Воронеж, где вышла замуж и третий раз за дагестанца, однако он ей быстро надоел, и она уехала ко второму мужу в Сирию 35 . Добравшись до места назначения в октябре 2013 года, Преснякова вступила в ряды террористической группировки «Джамаат Абу Ханифа» и прошла там специальную подготовку. В июне 2014 года ее муж азербайджанец был уничтожен правительственными войсками, а она сама сконцентрировалась на вербовочной деятельности в социальных сетях. Сейчас в ее отношении возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 208 УК РФ (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем).

https://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie/100-samy...

Считается непристойным также употребление золотой или серебряной ложки, шкатулок для сурьмы, которою женщины подводят себе веки, и других предметов домашнего обихода. Посуда из свинца, стекла, хрусталя и агата дозволяется мусульманам ханифатам, а Имам Шафий считает и эти предметы непристойными, так как они своим блеском походят на золото и серебро. также неприличным пить из посуды, ездить на седле или сидеть на стуле и диване, украшенных золотом и серебром. Сам Ханифа разрешает пить из посуды деревянной, хотя бы украшенной серебром, лишь бы та часть ее, к которой прикасаются губы, была без украшений. Также седло, стул, диван и постель могут быть украшены серебром за исключением места сиденья. Но Абу Юсуф считает и это непристойным. Золочение и серебрение названных предметов, а также мечей, мечетей, стеклянных рам и книг, стремян, уздечек и сбруй разрешается. Что касается дозволенности (законности) самой пищи, то это определено в шариате точно и подробно, а здесь идет речь о способах удостоверения в законности мяса, продаваемого на базаре, и рекомендуется доверять неправоверному слуге, если тот скажет хозяину, что купил мясо у мусульманина, христианина или еврея, так как христиане и евреи руководствуются в своей жизни священными книгами; но если мясо приобретено у торговца, не принадлежащего к этим религиозным группам, то такое мясо не должно быть употребляемо христианином, ибо, если слуге неправоверному было оказано доверие относительно заявления его о законности купленного мяса, то тем более нужно поверить его заявлению о незаконности купленного. В отношении одежды мужчинам не дозволяется носить шелковые материи, а женщинам разрешается. Сподвижники пророка рассказывают, что однажды он (пророк) пришел, держа в одной руке кусок шелка, а в другой кусок золота: «Оба эти предмета запрещены мусульманам моего племени, а женщинам разрешены».

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostroumov/musul...

Дальнейшее развитие мусульманского общества потребовало развития правоведения - фикха. Правоведы-факихи составили своды или кодексы мусульманского права - шариат . Обычное право - адат , которое регулировало различные отношения у завоеванных арабами народов и племен, в какой-то мере было согласовано с шариатом и даже приравнено к нему. Во второй половине VIII - IX вв. выработка норм мусульманского права была завершена. При этом сунниты разделились на последователей четырех богословско-правовых школ - мазхабов . Основателями этих школ (существующих до настоящего времени) были Абу Ханифа (около 699-767), Малик ибн Анас (708/715-795), аш Шафии (767-820) и Ибн Ханбаль (780-855). Они были признаны непререкаемыми авторитетами, применявшими иджтихад - самостоятельное, не зависимое от других толкование религиозного права. После них двери иджтихада были закрыты и применение мусульманского права к новым общественным и политическим явлениям стало производиться при помощи фетв . Уже в первое столетие существования ислама в нем произошел раскол: выделились, кроме суннитов , шииты - сторонники Али, мужа дочери пророка - Фатимы и двоюродного брата Мухаммеда, которые признавали исключительное право Али на верховное руководство мусульманской общиной - имамат . Самыми распространенными праздниками мусульман являются: праздник жертвоприношения Ид аль-адха, Курбан-байрам ); праздник розговенья (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам ); праздник Аль-Исра валь-Мирадж; день рождения Пророка (Маулид ан-наби). Кроме праздников, общих для всех мусульман, у шиитов существует множество торжественных дат, связанных с почитанием имамов -мучеников, когда проводятся траурные церемонии и оплакивания. Это прежде всего ашура (шахсей-вахсей) - в память о мученической кончине имама Хусейна, сына Али, внука Мухаммеда. Мусульмане мира объединены в ряд организаций, важнейшие из которых следующие: Организация исламский конгресс , созданная в 1969 и объединяющая свыше 40 мусульманских государств; Всемирный исламский конгресс (создан в 1926 ); Лига исламского мира (создана в 1962 ); Всемирная исламская организация , образованная в 1964 (до 1970 называлась Афро-Азиатская исламская организация ).

https://drevo-info.ru/articles/541.html

По значению для дагестан. мусульман похороненные в них шейхи образуют следующую иерархию: арабы - воители за веру VIII-XI вв., среди к-рых выделяются шейх Абу Муслим, полулегендарный ислам. миссионер в Д., его сестра и сподвижники - раннесредневек. правители сел Ахты, Кала-Корейш, Кумух, Хунзах, Чох, Чурдаф и др.; Гази-Каландар из Сирии (Шама), по преданию, обративший в ислам лакцев, и др.; миссионеры X-XVII вв.: аль-Мандала, похороненный в Кумухе; шейх Джунейд, распространитель шиизма в Юж. Дагестане; Ханифа из Хазарии, Багдад Али, пир Баба-хан и пир Хасан из Шама, хаджи Удурат из с. Мачада, Рутия из с. Хуштада и др.; мученики (шахиды), павшие в сражениях с неверными в VIII - нач. XX в.,- эмир Джум-Джум и 40 шахидов (кырхлар) Дербента; пир Хашим; «святые кладбища шахидов» в селах Карахала, Хунзах, Тинди, Цудахар и др.; имамы XIX в.- Гази-Мухаммед, Хамзат-бек, Мухаммед-хаджи ас-Сугури (Согратлинский); шамилевский наиб Хаджи-Мурад и мн. другие; суфии и улама XIII - сер. XX в.: шейхи пир Сулейман из Куруша, Халифа из Курара, 2 шейха Ибрахима из Ахты и из Орта-Стал, Амир из Мишлеша, суфи Дауд из Тпига, Кулибек из Дербента, Мухаммед аль-Яраги (из Ярага), Абд ар-Рахман ас-Сугури, Загалав-дибир из Хварши, Хусенияв из Гагатли, Умар-хаджи из Анди, Узун-хаджи ас-Салти (из Салты), Али-хаджи аль-Акуши (из Акуши), Абд ар-Рахман из Н. Казанища, Ильяс аль-Цудахари (из Цудахара) и др.; юродивые и невинно убиенные, безымянные шейхи. Дагестан. мусульмане совершают паломничества к «святым местам», до принятия ислама служившим языческими капищами. К ним относятся: горы - Аддала-Шухгельмеэр, Ахульго, Буцрах, Турчидаг (у аварцев); Бахарган (у ботлихцев и андийцев); Чипир, Читырчаль (у дидойцев); Вацилла (у лакцев); Шалбуздаг и Цийкул (у лезгин, рутульцев); пещеры у селений Кужник, Мискинджи, Хустиль (пещера Дюрх), Цилитль, Чурдаф (у табасаранцев) и др.; камни, часть к-рых считается окаменевшими людьми либо окаменевшей мечетью; источники и озера; деревья («святой» ясень в селах Вертиль и Хучни; Сеид-Мяхв в с. Хапиль; Исмаил-пир в с. Яргиль и др.) и «мечетские леса» сел Заан-Ярак, Кванада, Ругуджа, Чере, Шиназ и др.

http://pravenc.ru/text/168606.html

Такой абсолютный авторитет в мусульманском законоведении рассматривается в шариате, как высший дар Божий, которого вследствие благочестивой жизни удостоились все законоисследователи первого века гиджры и некоторые из второго и третьего веков, но с той разницей, что непосредственные сподвижники Мухаммеда считаются выше одною степенью исследователей фикха, живших во втором и третьем столетиях гиджры, как это видно из следующих слов Абу Ханифы (Имам-Агзама): «Что дошло до нас от асхадов, то на голове и на глазах наших 34 , а что дошло до нас от табиев (учеников асхабов), то она – люди и мы – люди». Отсюда выводят заключение, что учредитель школы законоведения Абу-Ханифа считал себя и других школоучредителей равными в правах по толкованию закона с учениками сподвижников пророка, тем более, что он в юношеском возрасте имел счастие видеть некоторых асхабов, как об этом будет сказано ниже, в его биографии. Для достижения высокой степени Иджтихада и получения титула муджтахида требовалось: Корана во всех отношениях, т.е. совершенное научное владение арабским языком, основательное знание юридических положений этого первоисточника фикха, их подразделений и соотношения между собою и связь с таковыми же положениями сунны; совершенное знание наизусть подлинного священного текста с толкованиями 35 . знание всех преданий или, по крайней мере, трех тысяч из них в отношении содержания, истории их появления 36 , соотношения их с постановлениями Корана, подразделения их и знание наизусть достоверных из них,– называемых мутаватир и считаемых основами закона (насс). жизнь и благочестие. знание всех наук шариата. При строгом отношении общества улемов (ученых богословов юристов) к знаниям лиц, стремившимся к достижению степени иджтихада, конечно, только немногие, наиболее даровитые и удостоенные особенною милостью Божией могли получить титул муджтахида.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostroumov/musul...

АБУ ХАНИФА Том I , С. 62 опубликовано: 7 ноября 2007г. АБУ ХАНИФА [ан-Нуман бен Сабит аль-имам аль-Азам, араб. (699, Куфа, Ирак - 767), мусульм. богослов, основатель школы (мазхаба) права, получившей его имя. А. Х. происходил из семьи персид. торговца. С детства тяготел к богословским наукам. Был учеником известного факиха (законоучителя) Хаммада бен Аби Сулаймана. Через 18 лет после смерти учителя А. Х. стал во главе учеников Хаммады. Его называли самым авторитетным богословом Куфы и Басры. Спасаясь от преследований наместника Ирака, А. Х. перебрался в Мекку. После утверждения династии Аббасидов в Багдаде он вернулся в Ирак, но отказался занять предложенное ему место судьи при дворе халифа аль-Мансура. Оскорбленный халиф приказал его высечь и бросить в тюрьму, где А. Х. скончался. Труды А. Х. сохранились во фрагментах в сочинениях учеников и последователей. Известно, что он является автором первого письменного сочинения по мусульм. догматике (фикху) «Аль-Фикх аль-акбар» ( - Величайшее понимание), или «Асл ат-таухид» ( - Основы единобожия). Этот труд содержит положения, объясняющие атрибуты Бога - Аллаха , смысл Корана как слова Божия, основные положения исламской морали. А. Х. считается автором рационалистической методики, включившей в себя такие принципы, как суждение по аналогии (кийас, а также использование предпочтительного решения (аль-истихсан, В качестве одного из источников права он считал возможным использовать обычное право (урф, А. Х. имел много последователей и учеников, к-рые позднее собрали по фрагментам еще одно его произведение, «Муснад» (Опора), ставшее обоснованием богословско-правовой школы, названной по имени учителя. Приписываемые А. Х. сочинения «Китаб аль-алим ва-ль-мутааллим» и «Васийат Аби Ханифа» созданы после его смерти учениками и представляют интерпретацию его взглядов. Благодаря широкому использованию обычного права ханифитский толк получил наибольшее распространение. Его принимали кочевники и оседлые народы халифата. Ханифиты наиболее терпимо относятся к христианам и иудеям. С XI в. ханифизм распространяется в Анатолии, на Балканах, на Сев. Кавказе, в Причерноморье, Поволжье, Ср. Азии, Афганистане, Индии и Индонезии. Он преобладает среди мусульман Магриба, Зап. Африки и отчасти В. Египта. На территории СНГ большинство мусульман (без Азербайджана и части Ср. Азии) придерживаются ханифитской школы права. Из последователей А. Х. наиболее выдающимися богословами были Абу Юсуф Якуб (ум. 795), Мухаммад аш-Шейбани (ум. 805), Бурхан ад-дин Али Маргилани (ум. 1197). Лит.: Мюллер А. История ислама. СПб., 1895; Массэ А. Ислам: Очерк истории. М., 1961; Абу Захра. Абу Ханифа: Хайатуху уху ва фикхуху. Каир, б. г. О. П. Бибикова

http://m.pravenc.ru/text/62510.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБУ ХАНИФА предыдущая статья Т. 1 , С. 62 опубликовано: 7 ноября 2007г. АБУ ХАНИФА [ан-Нуман бен Сабит аль-имам аль-Азам, араб. (699, Куфа, Ирак - 767), мусульм. богослов, основатель школы (мазхаба) права, получившей его имя. А. Х. происходил из семьи персид. торговца. С детства тяготел к богословским наукам. Был учеником известного факиха (законоучителя) Хаммада бен Аби Сулаймана. Через 18 лет после смерти учителя А. Х. стал во главе учеников Хаммады. Его называли самым авторитетным богословом Куфы и Басры. Спасаясь от преследований наместника Ирака, А. Х. перебрался в Мекку. После утверждения династии Аббасидов в Багдаде он вернулся в Ирак, но отказался занять предложенное ему место судьи при дворе халифа аль-Мансура. Оскорбленный халиф приказал его высечь и бросить в тюрьму, где А. Х. скончался. Труды А. Х. сохранились во фрагментах в сочинениях учеников и последователей. Известно, что он является автором первого письменного сочинения по мусульм. догматике (фикху) «Аль-Фикх аль-акбар» ( - Величайшее понимание), или «Асл ат-таухид» ( - Основы единобожия). Этот труд содержит положения, объясняющие атрибуты Бога - Аллаха , смысл Корана как слова Божия, основные положения исламской морали. А. Х. считается автором рационалистической методики, включившей в себя такие принципы, как суждение по аналогии (кийас, а также использование предпочтительного решения (аль-истихсан, В качестве одного из источников права он считал возможным использовать обычное право (урф, А. Х. имел много последователей и учеников, к-рые позднее собрали по фрагментам еще одно его произведение, «Муснад» (Опора), ставшее обоснованием богословско-правовой школы, названной по имени учителя.

http://pravenc.ru/text/62510.html

Положение об И. как об одном из источников фикха было сформулировано Мухаммадом аш-Шафии (ум. в 820). Суть его заключалась в том, что высказывания и решения муджтахидов относительно обсуждаемого вопроса должны совпасть, тогда это решение принимается как факт и становится правовой нормой. Однако аш-Шафии вслед за Маликом бен Анасом считал И. только то, что выработано мединскими факихами. Абу Ханифа предположил, что И. может исходить от любой авторитетной группы. Это положение способствовало возникновению независимых друг от друга И. в Ираке, Сирии, Египте и др. местах. Наиболее ригористическим было признание в качестве И. единого мнения только 4 «праведных» халифов. По способу, каким И. должно выражаться и доводиться до общего сведения, были определены 3 его категории: высказанное вслух, т. е. общее решение, принятое при гласном обсуждении (И. аль-каули); практическое, т. е. решение не обсуждавшееся, но вытекающее из одинаковых решений и действий при одинаковых обстоятельствах (И. аль-амали); «молчаливое», невысказанное, т. е. решение кого-то одного, известное в принципе всем, против к-рого не было сделано к.-л. возражений (И. ас-сукути). Отношение к И. в 4 основных богословско-правовых школах ( мазхабах ) различно: ханафиты признавали И. только тех асхабов (сподвижников Мухаммада ), хадисы к-рых они считали достоверными, а также И. местных муджтахидов, выраженные в виде И. аль-каули и И. аль-амали. Небольшая часть ханафитов признавала также И. ас-сукути, маликиты - только И. мединских муджтахидов и только 2 первые его категории. Шафииты признавали И. только как дополнение к Корану и сунне, а не как самостоятельный источник. Как и маликиты, они принимали И. мединских муджтахидов, 2 первые категории. Ханбалиты принимали все 3 категории И., но только мединских муджтахидов, присоединяя к этому их отдельные высказывания, и рассматривали то и другое как единый источник. Т. о., только в ханафитском мазхабе И. получило перспективу развития в правотворческий институт. В остальных богословско-правовых школах И. является признанным источником правового материала.

http://pravenc.ru/text/293543.html

10. Тауфик Ибрагим. На пути к коранической толерантности. Нижний Новгород: Медина, 2007. 11. Прозоров Ашари // ПЭ. Т. IV. М., 2001. 12. Иджтихад // ПЭ. Т. XXI. М., 2009. С. 180-181. 13. Рощин Джинны // ПЭ. Т. XIV. М., 2006. С. 538. 14. Алексеев Сунна // Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 1022. 15. Прозоров Бухари // ПЭ. Т. VI. М., 2003. С. 404. 16. Французов Варака // ПЭ. Т. VI. М. С. 654-655. 17. Французов Аравия // ПЭ. Т. III.M. 18. Французов Гассаниды // ПЭ. Т. X. М., 2005. С. 442-444. 19. Французов Ади ибн Зайд аль Ибади // ПЭ. Т. I.M., 2000. 20. Алексеев Шариат // Энц. словарь. М., 2006. С. 1194-1195. 21. Алексеев Маликиты // Энц. словарь. М., 2006. С. 605. 22. Бибикова Абу Ханифа // ПЭ. T.I. М., 2000. 23. Алексеев Мазхаб // Энц. словарь. М., 2006. С. 602. 24. Джафариты // ПЭ. Т. XIV. М., 2006. С. 523. 25. Иджма // ПЭ. Т. XXI. М., 2009. С. 180. 26. Жантиев Ханбалиты // Энц. словарь. М., 2006. С. 1141-1142. 27. Кобищанов Зиммии // ПЭ. Т. XX. М., 2009. С. 145-146. 28. Прозоров Зайд бен Али // ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 527. 29. Прозоров Зайдиты // ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 527-528. 30. Алексеев Исмаилиты // Энц. словарь. М., 2006. С. 431-432. 31. Алексеев Шиизм // Энц. словарь. М., 2006. С. 1200-1201. 32. Бибикова Али бен Аби Талиб // ПЭ. Т. II. М., 2000. 33. Кириллина Кобищанов Друзы // ПЭ. Т. XVI. М., 2007. С. 287-288. 34. Кобищанов Друзско-маронитский конфликт // ПЭ. Т. XVI. М., 2007. С. 286- 287. 35. Прозоров Зайд бен Али // ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 527. 36. Прозоров Зайдиты // ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 527. 37. Акимушкин Бистами // ПЭ. Т. V. М., 2002. С. 225-226. 38. Рыбалкин Вали // ПЭ. Т. VI. М., 2003. С. 534-535. 39. Силантьев Ислам и Христианство. Попытки восстановления диалога в 2007 году [Электронный ресурс] / Центр информационных технологий МДА. - Электрон. дан. - Интернет-портал «Богослов.Ru», 2007-2009. - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/persons/291123/index.html , свободный. - Загл. с экрана и др.

http://www.bogoslov.ru/text/740746.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010