Потом наступил второй период, стали оказывать им гораздо большее почтение, нежели в первый период. Затем наступил третий период, когда, по его словам, стали их чествовать только потому, что считали их ходатаями своими пред Богом, а потом стали покланяться им; значение их увеличилось и существование получило прочность. Поточу Бог послал Идриса, мир ему!.. Он запретил служение им и призвал их к служению всевышнему Богу. Но они смотрели на него как на лжеца, а потому Бог вознес его на возвышенное место, (дурные) же поступки их беспрестанно более и более увеличивались. Аль-Кельби со слов Абу-Салиха, со слов Ибн-Аббаса, говорит: (так продолжалось) до тех пор, как выступил Нух (Ной), которого Бог послал в качестве пророка. Ему было тогда 480 лет. Он призвал к (поклонению) верховному Богу, но они не послушались его и смотрели на него как на лжеца. Тогда Бог всевышний повелел ему устроить ковчег. Когда он окончил (постройку ковчега) и вошел в него, ему было 480 лет; после потопа он жил ещё 350 лет. Потоп поднялся на высоту и потопил всю землю. От Адама до Нуха (Ноя) прошло 2200 лет. Вода потопа низвергла этих идолов с горы Нуз на землю. Вода силою своего течения и своих волн носила их из страны в страну, пока не выбросила в область Джедды. Потом вода спала, и они остались на берегу Джедды, но подули ветры и покрыли их (песком). Гишам говорит: когда идол сделан из дерева, серебра, или золота в виде человека, то он (называется) ; а если он сделан из камня, то Гишам сказал: Амру-бну-Лухай... получил господство над Меккой и изгнал из неё джорхомитов, которые были здесь стражами храма и жрецами. У него был слуга из джиннов, по имени Абу-Темам. Он ему (слуге) сказал: поспеши отправиться в путь из Техамы счастливо и благополучно. Тот сказал: нет остановки (за мной). Сказал (Амру): ступай в Джедду, там ты найдешь несколько идолов, принеси их в Техаму и призови арабов к служению им. Он отправился на берег Джедды, отрыл их и принес в Техаму. Так как было время хаджа, то он призвал арабов к служению им.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУТАКАЛЛИМЫ [От араб. «калам» - слово], мусульм. богословы-схоласты. Среди ислам. богословов велись споры о том, как следует интерпретировать слово Аллаха, открытое в Коране (Калам Аллах): как несотворенную часть божественной сущности или как то, что было сотворено в процессе говорения, т. е. о несотворенности или сотворенности Корана (см. ст. Мутазилиты ). Обращение к разуму как к высшей инстанции объединяло М. с философами арабо-мусульм. мира, опиравшимися на авторитет Аристотеля (араб. «фалясифа»). Различие между ними состояло в том, что для первых отправной точкой рассуждений были нормативные принципы ислама и проблематика, характерная для мусульм. богословия, а для вторых - нормативные принципы разума и античные модели философствования. М. стремились опровергнуть богословские аргументы христиан, иудеев и представителей др. религий. Они занимались вопросом совмещения божественной справедливости с предопределенностью посмертного наказания грешников. Др. задачей была гармонизация противоречивых фрагментов в Коране и хадисах. Хотя поиск знания (араб. «илм») является религиозной обязанностью всех мусульман, изучение науки калама (араб. «илм аль-калам») считалось предназначением высокообразованных ученых. По мнению имама Мухаммада аш-Шафии (767-820), основателя шафиитского мазхаба, должно быть ограниченное число знающих калам людей, к-рые могли бы защищать чистоту веры. Знаменитый мусульм. ученый Абу Хамид аль- Газали (1058-1111) полагал, что наука калама является не индивидуальной обязанностью отдельных мусульман, а коллективной ответственностью всей общины (араб. «умма»). Ханбалитский суфий Хаваджа Абдулла Ансари (1006-1089) написал специальный трактат «Дамм аль-Калам уа ахлихи» (Справочник по каламу и его представителям [мутакаллимам]), в к-ром критиковал использование калама. По мнению совр. мусульм. ученого Нух Ха Мима Келлера (род. в 1954), критическое отношение мусульм. ученых к каламу было связано с негативным отношением к рационалистической богословской школе мутазилитов, поэтому такие мыслители, как аль-Газали и имам Мухиддин ан-Навави (1233-1277), находили позитивные и негативные стороны калама и предостерегали от схоластических нападок мутазилитов и джахмитов, последователей мусульм. богослова Джахма ибн Сафвана (убит в 745), к-рого ранние ханбалиты считали еретиком ( Keller Nuh Ha. Mim Kalam and Islam//Islamica. L., 2005. N 13. P. 15-27).

http://pravenc.ru/text/2564408.html

Глава восьмая. Завет Божий с Ноем Первый мир погиб в водах потопа. Бог не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых ( 2Пет. 2:5 ). Поколения адамитов исчезли с лица земли. На земле остался, сохранившийся в ковчеге, новый родоначальник человечества – Ной, со своим семейством. И вот, после Адама Бог заключает с людьми и, даже, со всем живущим на земле, второй завет (союз). Бог поклялся, что воды Ноя не придут более на землю ( Ис. 54:9 ), и жизнь на земле более не будет истреблена. Потомкам Ноя, вновь заселившим землю, даются общие заповеди, устанавливающие взаимоотношения между Богом и послепотопным человечеством. 8.1. Значение имени Ноя Ламех жил сто восемьдесят два (188) года, и родил сына, и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Ягве (Бог) ( Быт. 5:28–29 ). Имя «Ной» – (Ноах) происходит от глагола (нуах), что значит «покоиться», " успокаивать». В арабской (коранической) традиции оно звучит «Нух», в переводе LXX: Νωε. Среди бушующих волн потопа, в этом человеке мир обретает покой 314 . Завет с Ноем – завет покоя земле и всему, на ней живущему. Уже при имянаречении сказалось и особое отношение, которое должен был иметь Ной к земледелию. Адам был сотворен для земледелия, но проклята оказалась земля, ради греха Адамова, и произрастила терния и волчцы. Когда же и каким образом утешил Ной людей в работе... и в трудах... при возделывании земли, которую проклял Ягве (Бог)? Не иначе, как тогда, когда уже после потопа начал возделывать землю и насадил виноградник ( Быт. 9:20 ). По свидетельству Предания и отцов, до Ноя не насаждались виноградники. Терния и волчцы истребляются виноградом. Лик Увенчанного терновым венцом, обагрился кровью. Кровь евхаристического вина искупляет уязвленных терниями греха. Земля, опустошенная терновником и волчцами, расцвела виноградниками. Душа, обретшая покой во Христе, восклицает: …как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских ( Песн. 1:13 ). Когда в Вифлееме родился Христос, зимой, в безжизненной пустыне на берегу Мертвого моря, в Эн-Гедди расцвели виноградники.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

664 Ибн-Гишам сказал: «один учёный рассказывал мне, что Амру-бну-Лухай по одному своему делу отправился из Мекки в Сирию. Когда он прибыл в Мааб, в стране Балки, там были в то время амалакитяне, а они сыны Имляка, или по словам других, Имляка-бну-Лявидз-Сим-бну-Нух. Он увидел, что они поклонялись идолам. Он спросил, что это за идолы, которым, как я вижу, вы поклоняетесь? Они отвечали: идолы, которым мы покланяемся, дают нам дождь, если мы просим их о дожде; и помогают нам, если мы просим их о помощи. Он сказал им: дайте мне какого-нибудь идола, и я увезу его в Аравию, чтобы и там поклонились ему. Тогда они подарили ему идола, который назывался Гобал. Он прибыл с ним в Мекку, поставил его и приказал людям покланяться ему и чтить его». Ибн-Гишам, стр. ?. 665 Масуди говорит: «Первый араб из Хозаитов, который исполнил эту обязанность (охранение Каабы) был Амру-бну-Лухай. Настоящее имя его Ребия, сын Хареса, сына Амера. Амру изменил религию Авраама и ввёл у арабов культ идолов; потому что, будучи в Сирии и увидевши людей, которые обожали идолов, он взял одного из тех идолов и поставил его в Каабе. Так как Хозаиты стали могущественными, то идолопоклонству Амру стали подражать все арабы». Sacy, Chrestom. Arab, t. II, p. 452–453. 668 Ибн-Гишам стр. 50–51. Считаем не бесполезным заметить раз навсегда, что как в сейчас приведённом месте, так и в других выдержках из арабских писателей, мы сочли бесполезным приводить иснад и оставляем его. 674 Чис. 25:1–3 . И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. 676 «Пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар, и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли там что-нибудь подобное сему? Переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги?» Иер.2:10–11 . 677 «Он )т.е. Магомет) говорит, что Бог составляет единое целое, или шарообразен. Но эти выражения описывают телесную (σματος) форму, и свидетельствуют, что речь идет о теле; как и слова «компактный» и «спрессованный». Если же Бог, по его мнению, материальная сфера, то он не слышит и не видит» – прим. электронной редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Наше обсуждение не является академическим богословским спором, а имеет принципиальное значение. Изложенная в письме позиция направлена против учения о Пресвятой Троице. С этой целью отрицается Божество Иисуса Христа и Святого Духа. Чтобы избежать опасных ошибок и заблуждений надо избавиться от узких, связывающих ум и духовные очи, представлений. Откровение о Пресвятой Троице дано в Новом Завете. В Евангелии от Матфея Господь наш Иисус Христос, посылая учеников, говорит: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (28:19). Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5:20 . Почему библейские имена переведены на русский язык? иеромонах Иов (Гумеров) Принятое у нас произношение имен не только пророков, но и других библейских лиц, действительно, отличается от еврейского произношения. Однако речь идет не о переводе имени, а о неизбежном проявлении фонетических особенностей того или другого языка. Славянское и русское произношение соответствует греческому звучанию. Эта форма имен появилась вместе с переводом священных ветхозаветных текстов на греческий язык в 3-м веке до Р.Х. Разница порой существенна, но речь все же идет об одних и тех же именах: Моше – Моисей, Йехошуа – Иисус, Нун – Навин, Ахарон – Аарон, Аврахам – Авраам, Илийяху – Илия, Хабакук – Аввакум, Йосеф – Иосиф, Шеломо – Соломон, Иоханан – Иоанн, Хавва – Ева , Ханна – Анна, Рут – Руфь, Сарай – Сара, Шаул – Саул, Елиша – Елисей, Малкицедек – Мелхиседек, Ноах – Ной, Эстер – Есфирь, Шошана – Сусанна, Рахел – Рахиль, Леа – Лия и др. Когда библейские имена были восприняты арабами, они неизбежно приобрели иное звучание в соответствии с характером их языка: Нух – Ной, Ибраг(х)им – Авраам, Якуб – Иаков, Гарун – Аарон, Даут – Давид, Сулейман – Соломон, Муса – Моисей, Ильяс – Илия, Аль-Яса – Елисей, Юнус – Иона, Яхья – Иоанн. Шамиль – арабское произношение еврейского имени Шемуэль (Самуил). Каково значение слова «роги», употребляемого в Священном Писании?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 На севере Индии нарастает напряженность после уличных столкновений индуистов и мусульман 07.08.2023 На севере Индии растет напряженность после уличных столкновений индуистов и мусульман – в драках и погромах погибли 5 человек, многие ранены, сообщают religionnews и apnews. Индийские власти ввели комендантский час, приостановили работу Интернета и направили тысячи военизированных формирований во вторник 1 августа в северный штат Харьяна после того, как там в мелких селах и городах вспыхнули ожесточенные уличные столкновения индуистов и мусульман и быстро перекинулись в город Гуруграм близ столицы Нью-Дели. Первые эпизоды насилий случились днем 31 июля и разрослись в стычки религиозных групп в районе Нух города Харьян во время религиозной процессии индуистских националистов, по сообщению информационного агентства Press Trust of India. Стычки были столь ожесточенными, что погибли двое полицейских и двое гражданских лиц. Также полиция сообщила, что более 20 ее сотрудников получили ранения в попытках помешать насилиям, десятки автомобилей были опрокинуты и сожжены буйными толпами. Когда страсти накалились и выплеснулись далее, столкновения поздно ночью на вторник перекинулись в город Гуруграм примерно в 30 километрах от Нью-Дели. Там толпы буйствующих индуистов подожгли мечеть и растерзали мусульманского священнослужителя. Полиция сообщила, что ей удалось задержать несколько бесноватых молодчиков. Во вторник 1 августа уличные бои вроде бы утихли, а с мест перестал поступать поток сообщений о новых бунтах и насилиях. Тем не менее местные власти отменили занятия в школах и колледжах в качестве меры предосторожности. 1 августа вооруженные дубинками полицейские отряды патрулировали улицы Нухи, заваленные булыжниками, арматурой и остовами сожженных автомобилей на местах дневных и ночных побоищ, а охваченные страхом жители сидели по домам и следили за событиями из окон. «Это было страшно, – говорит местный житель Махендра (Mahendra), скрывший свою фамилию. – Большая толпа обезумевших людей громила дома, лавки, автомобили и ручные тележки. Я закрылся дома и готовился биться за свою семью». Другой местный житель, Акрам Куреши (Akram Qureshi), признался, что многие его соседи бежали в панике целыми семьями из охваченных насилиями районов штата.

http://drevo-info.ru/news/29243.html

Против столь грубого взгляда на Коран восстали так называемые «Мутазилиты», а Ашариты держались среднего взгляда. Ашари, при своих природных дарованиях, был философски-образованным мыслителем, находился долгое время под влиянием Мутазилитов и потому не мог не заметить грубого реализма и явных несообразностей правоверных мусульман, сторонников древнего взгляда на Коран и его свойства. Он выработал другой, более отвечавший здравому смыслу взгляд на Коран, как на следствие Божественного вдохновения, и что выражения, в каких изложено учение Корана, представляют собою только внешнюю оболочку вечного слова Божия, но сама эта оболочка отнюдь не вечна, а сотворима. «Фразы и слова, которые Бог ниспосылал пророкам чрез ангела, служили лишь внешним выражениям Его вечного слова. Эта внешняя оболочка несомненно сотворена; вечно же то, что оно заключает в себе. Разница между чтением и тем, что мы читаем, между произношением и произносимым – тоже самое, что и между воспоминанием и воспоминаемым, то есть: воспоминание сотворено, а воспоминаемое вечно 76 . Таким образом, вечным и реальным, по мнению Ашаритов, нужно считать один только смысл Корана, а выражающие его слова служат лишь внешним или материальном вместилищем вечного глагола Божия. Согласно Аристотелевой философии, Ашариты признавали Коран «божественным атрибутом» и потому имеющим божественное происхождение, но Мутазилиты оспаривали это и доказывали «сотворенность Корана» и следов. отрицали его божественное происхождение. Учение Мутазилитов, при всей его еретичности, пользовалось вниманием в мусульманском мире, особенно при Калифе Мерване (744–750 гг. по р. Хр.). Достойно замечания, что Мутазилиты, на основании чисто рассудочных (схематических) соображений, считали догмат о божественности Корана непримиримым с учением самого же Корана и единстве Божием, а современные Мухаммеду арабы без всяких философских рассуждений отрицали ту же божественность Корана 77 . Однако логике ума не всегда соответствует настроение сердца: либеральный Халиф Аль-Мамун (в 827 г. по Р. Хр.) издал даже официальный указ, запрещавший исповедовать установившийся правоверный взгляд на Коран, как на вечное, несотворенное слово Божие, и строгими мерами поддерживал более логическое учение Мутазилитов, но ничто не помогло заглушить в сердце искренних мусульман их чрезмерное, доходящее до неразумных представлений, благоговение к Корану, как к слову Божию. Ибн-Ханбаль и Ибн-Нух были сосланы в отдаленную Византийскую колонию, и Коран по-прежнему остается для староверов-мусульман несотворенным словом Божиим, к которому даже прикосновение нечистыми руками не допускается и осуждается истинными правоверными. Современные же прогрессисты ведут двойную игру: не веря сами в Коран, как в слово Божие, они тем не менее хотят найти в Коране для простодушных подтверждение или, по крайней мере, не противоречие своим прогрессивным взглядам, ничего общего с учением Корана не имеющим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Сколько же свет видел таких страшных потрясений и переворотов в падении царств и народов, по праведным судьбам Божиим! Если же целые народы и царства, за грехи и неправды падают и исчезают с лица земли, то можно ли частным, отдельным лицам мечтать о своем могуществе и славе? Всякая слава и сила человеческая, яко цвет травный ( Иак.1:10 ). При размышлении о таковых и подобных страшных происшествиях, нам, сознающим множество неправд своих и святость неисповедимых судов Божиих, надлежит непрестанно и устами и сердцем молитвенно взывать для умилостивления Господа: преблагий Господи: если Ты на беззакония наши будешь взирать судом правды Твоея: то кто устоит пред святостью Твоею? 1-я Паремья 176 на веч. Пятка 3-й Нед. Пос. Быт.8:4–21 Паремья содержит: во 1-х, означение признаков окончания потопа 4–14; во 2-х, исшествие Ноя из ковчега 15–18; в 3-х, благодарственное жертвоприношение 19–21. Признаки окончания потопа 4. Первым предварительным признаком окончания потопа и постепенного уменьшения воды было то, что ковчег, по истечении 150-ти дней шестисот летней жизни Ноевой ( Быт.7:11 ), остановился на горах, т.е. на одной из гор Араратских, каковою признают гору Масий, носящую у Персов – имя (Кух-Нух) горы Ноевой. Признаком того, что ковчег остановился, было прекращение движения ковчега. 5. Вторым признаком уменьшения воды было то, что показались верхи гор чрез 170 или 180 дней от начала потопа. При этих предварительных признаках прекращения потопа, у плавателей, без сомнения, умножалась молитва к Богу, и с тем вместе укреплялось радостное упование на Бога. За тем в-третьих следуют опыты, которые делал Ной, по прошествии 40 дней от того времени, как показались верхи гор; каковая мера 40 дней для изведания постепенного уменьшения воды соответствовала продолжению 40 дней Дождя. 7. Первый опыт сделан чрез выпущение из ковчега ворона. Хотя верхи гор обнаружились по причине убыли воды, но поскольку равнины еще покрыты были водой: то не было другого способа узнать меру постепенного уменьшения воды, как чрез птиц; и первый для изведания степени уменьшения воды был послан ворон.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Аргивяне сделали идолов Геракла, потому что он был их согражданин и был силен и в доблести своей убивал злых зверей, а скорее потому, что боялись его. Ибо он насиловал и похищал у многих жен. Ибо велика была похоть его, как и у Зурди перса, его друга. И жители Акте отклонялись царю Дионису, потому что он впервые насадил виноградине в земле их. А египтяне поклонялись еврею Иосифу, который был назван Сараписом, потому что он снабдил их продовольствием в голодные годы. Афиняне поклонялись Афине, дочери Зевса, царя острова Крит, потому что она построила город Афины и сделала там царем своего сына Эрихтиппа, который был у нее от прелюбодеяния с кузнецом Гефестом, сыном жены ее отца. И она все время дружила с Гераклом, потому что он был ее брат по отцу, так как царь Зевс любил Алкмену, жену Электриона из Аргоса, и прелюбодействовал с нею, она родила Геракла. Финикияне поклонялись Балти, царице Кипра, потому что она любила Таммуза, сына Кутара, царя финикиян, и оставила свое царство, и, придя, жила с ним в Габале, городе финикиян, и з это время покорила все селения царю Кутару. Потому что до Таммуза она любила Ареса и прелюбодействовала с ним, а Гефест застал ее, и возревновал, и пошел и убил Таммуза на горе Ливанской, когда тот охотился на вепрей. И с того времени осталась Балти в Габале, и умерла в городе Афике, где похоронен Таммуз. Эламитяне поклонялись Нух, дочери царя Эламского. Когда ее пленили враги, отец сделал ей изображение и храм в Сузах, эламском дворце. Сирийцы поклонялись Атихадибитянке, которая послала дочь Балата, целительницу, и та исцелила Сими, дочь Хадада, царя Сирии, а позднее, когда у Хадада была проказа, Ати попросила еврея Елисея, и он пришел и исцелил его от проказы. Люди Междуречья поклонялись еврейке Кутби, которая избавила Бакру, вельможу Эдесского, от врагов его. О Набу же, который в Маббуге, что мне написать вам, когда все жрецы Маббуга знают, что он есть идол Орфея, фракийского мага. А Хадран есть изображение Зердушта, мага персидского, потому что два этих мага занимались магией у колодца, что в лесу возле Маббуга. В этом колодце был дух нечистый, который вредил и нападал на пути на всех, кто проходил в том месте, где сейчас расположена Маббугская крепость. И эти два мага приказали Сими, дочери Хадада, чтобы она набрала воды из моря и вылила в колодец, дабы злой дух [больше] не вредил. Вот в чем была тайна их магии. И так же и остальные люди делали изображения своих царей и поклонялись им, чтобы не писать большего.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ran...

Согласно религиозно-философским представлениям И., Бог (абсолют), недоступный пониманию, породил «Мировой Разум», который в свою очередь породил «Мировую Душу». «Мировая Душа» создала видимый мир, доступный восприятию. Земным воплощением «Мирового Разума» стали 7 пророков, первые 6 из которых - Адам, Ибрахим, Нух, Муса, Иса (ср. Адам , Авраам , Ной , Моисей , Иисус ) и Мухаммад . Каждый из них открывал новый этап Божественного откровения. Земным воплощением «Мировой Души» являются «наследники» (араб. «васы»), состоящие при каждом из пророков (напр., ап. Петр при Иисусе, Али при Мухаммаде) и разъясняющие скрытый смысл их посланий. В каждую эпоху каждому васы наследовали 7 имамов, которых называли «завершители» (араб. «атимма»), поскольку они хранили истинный смысл божественных текстов с т. зр. их внутреннего и внешнего содержания. Седьмой имам повышался в ранге и становился пророком следующей эпохи, отвергая религ. закон предшествующего времени и провозглашая новый. Мухаммад бен Исмаил был 7-м имамом в 6-ю эпоху - эпоху ислама. В определенный момент он ушел в сокрытие как Махди. По возвращении он станет 7-м пророком и начнет заключительную эпоху. Однако он не принесет новый религиозный закон, заменяющий закон ислама, но откроет человечеству скрытые внутренние истины всех предшествующих поколений. Мухаммад бен Исмаил станет также последним имамом - эсхатологическим имамом Махди. В заключительную эпоху вечные истины предстанут без иносказаний и символов, не останется различий между внешним (араб. «захир») и внутренним (араб. «батын»), буквой шариата и внутренним духовным смыслом. Мухаммад бен Исмаил будет справедливо править до тех пор, пока существует физический мир. Важную роль в исмаилизме играет представление о концепции, пронизывающей весь универсум жизни, что в конечном счете объясняет и разумный порядок космоса, и жизненную активность сущего. Исмаилитские мыслители разработали концепцию «баланса» (араб. «тавазун»), макроструктур мироздания, в к-рых отдельные элементы соответствуют друг другу. Тайное об-во «Братья чистоты» («Ихван ас-сафа»), существовавшее в Х в., включало И. или было близко к ним.

http://pravenc.ru/text/674985.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010