В Ятсрибе он оставил одного из своих сыновей, который вскоре был убит здесь. Абу-Кариб поклялся отомстить жителям Ятсриба за смерть своего сына. Но два еврейские учёные мужа сумели отклонить беду от своего родного города, предупредивши Абу-Кариба, что если он будет упорствовать в своём мщении, то подвергнется ужасному небесному наказанию, потому что этот город находится под покровительством Бога, так как он назначен служить убежищем для имеющего скоро прийти пророка, который будет выгнан из своего отечества. Абу-Кариб был так удивлён их глубоким познанием, что отказался от идолопоклонства и принял иудейство. Эти два еврея пошли вместе с ним в Йемен, жителей которого они должны были обратить в иудейство. Они сделались теперь главными советниками Абу-Кариба. Когда они пришли в область Каабы, к Абу-Карибу явилось несколько арабов из племени Годзаил () 58 , которые предлагали ему огромные сокровища, состоящие из жемчуга, изумруда, рубинов, золота и серебра, сокровища, которые были скрыты в Каабе. Цель этих годзаилитов была та, чтобы побудить йеменского даря ограбить Каабу и тем самым погубить его, потому что они знали, что небесное Провидение никогда не оставляло без наказания тех, которые осмеливались оскорблять этот храм. Прежде чем принять их предложение, тубба обратился за советом к своим проводникам-евреям. Эти ответили ему следующее: «берегитесь поддаться таким внушениям; эти люди замыслили гибель вашу и всей вашей армии; мы не знаем никакого другого храма на земле, которому бы Бог покровительствовал так, как этому. Поддаться внушениям людей Годзаила значит идти на верную смерть 59 . Вы, не оскверняя величия этого храма, посетите его с должным уважением, исполните торжественные обряды и все благочестивые церемонии, которые совершаются в этом святилище» 60 . На вопрос о том, что же им самим мешает оказать подобное почтение этому храму, евреи отвечали: «Правда, этот храм – храм отца нашего Авраама, но ныне он осквернён поставленными там идолами и проливаемою там нечистою кровью», Абу-Кариб, убедившись в истине их слов, отрубил головы годзаилитам, желавшим его погибели, и отправился к Каабе. |
В южно-аравийских государствах, где арабы жили оседло, существовали некоторые производства из глины, дерева и металла; но те принадлежности их домашнего быта, которые отличались некоторым изяществом и роскошью, были обыкновенно иноземного происхождения. Древние писатели вообще свидетельствуют, что арабы, не только кочевые, но и оседлые, не стремились к развитию у себя ремесел и промыслов, а предпочитали доставать все необходимое в готовом виде, выменивая это на предметы туземного происхождения. Лучшим доказательством этого может служить посещение Соломона Савской царицей: она прибыла в Иерусалим с верблюдами, навьюченными благовониями и великим множеством золота и драгоценных камней, и когда увидала дворец Соломона, то сказала царю: «я не верила словам, пока не пришла сама и не увидали глаза мои; мне и половины не сказано, –мудрости и благ у тебя больше, нежели как я слышала ( 3Цар. 10:1–10 ; 2Пар. 9:1–9 ). Очевидно, царица Савская рассчитывала произвести на Соломона впечатление своим богатством, но была поражена царской обстановкой еврейского царя, какой южно-аравийская царица, довольствуясь естественными дарами своей страны, никогда не видела и не воображала. Что касается сабейской надписи на бронзовой плите, то по ней трудно судить о степени культуры Сабеев. Плита и надписи могли быть приготовлены в другой стране с более развитой техникой. (См. рисунок). Упоминаемый в надписи Альмак Хирранский, по нашей догадке, должен быть царь (Альмалик) Герраев, упоминаемых у Страбона. (См. выше. стр.). Если верно, что Герраи были выходцы из Халдеи, тогда относительно Сабейской надписи излишне говорить: она была привозная… Сабейская надпись на бронзовой плите из Амрана в Южной Аравии Перевод надписи: «Рийаб и его братья, сыновья Мартада, и племя Амрана посвятили своему покровителю Альмаку Хирранскому эту надпись, потому что он услышал их просьбы и оказал милость урожаем, который он послал им после того, как зерно стояло в цене пшеницы во время посева… В год Амму-Кариба, сына Сумху-Кариба, сына Газфира татварского». (См. История человечества, сост. под редакцией д-ра Гельмольта. Том третий (СПБ. 1903), стр. 209–210). |
Это событие, по соображению ученого Персеваля, относится к 492 г. или 493 г. по РХ. Но вскоре после того мы видим иудеев снова влиятельными жителями Ятриба. Влияние их, впрочем, теперь сказывалось не столько в области бытовой, сколько в области религии. Они делаются то богатыми, то бедными, но при этом увлекают в свою религию более и более арабских жителей. Как в Палестине во время тяжких бедствий, так и здесь они утешали себя надеждою на скорое пришествие Мессии, царя Избавителя; потеря владычества здесь побуждала настойчивее раскрывать язычникам веру в свое будущее. Иудеи говорили язычникам: «близко время, когда придет обещанный наш пророк, и мы, при помощи его, отомстим за себя». Как ни были арабы враждебны к ним, однако не могли не задуматься над этой угрозой и не вникнуть в веру иудеев. По крайней мере мусульманские предания сохранили нам следующий факт. В 497 г. по РХ 12 один тубба Йемена по имени Асад-Абу-Кариб, сын Калай-Кариба, из потомков Химьяра, отправился войной на персов, затем в Ятриб, покорил его и оставил в нем правителем своего сына. Вскоре на пути к дальнейшим завоеваниям он услыхал, что жители Ятриба убили его сына. Абу-Кариб решается отомстить жившим в Ятрибе иудейским племенам Курайза и Назир и арабским Аус и Хазрадж. Предвидя опасность, два иудея выходят к нему и предостерегают его, говоря: если ты разрушишь Ятриб, то подвергнешься небесному гневу. «Почему?» спросил Абу-Кариб. «Потому, – отвечали они, – что этот город назначен служить убежищем пророку, который должен явиться в последнее время, и который, по изгнании из своего отечества, сделает его своей резиденцией». Тубба поддался их доводам, даже изучил их религию и принял иудейство. Все войско его последовало его примеру. Возвратившись в Йемен вместе с иудейскими учеными, Абу-Кариб решился ввести иудейство между своими подданными. Химьяриты сначала воспротивились, но потом согласились, по предложению Абу-Кариба, решить вопрос о превосходстве иудейства над язычеством при посредстве чудесного огня. В Йемене было одно место, откуда показывался чудесный огонь, который у жителей слыл за решателя в важных делах. Сюда то пришли представители ложных богов с своими идолами и иудейские ученые с своими священными книгами. Те и другие прошли через огонь; но иудеи остались невредимыми, а языческие жрецы сгорели. Это чудо решило спор, и химьяриты приняли иудейство. 13 |
Нольдеке считает такое уверение шиитов подозрительным до смешного и противоречащим общемусульманскому верованию. Причины, вызвавшие первое собрание Корана, продолжали существовать: число знатоков Корана постепенно уменьшалось, а в то же время большая часть последователей Мухаммеда не столько заботились об изучении Корана, сколько мечтали о войнах и военной добыче. Как мало распространено было знание Корана между мусульманами первого времени, видно из следующего предания: «После сражения при Кадесии, Омар написал военачальнику Саиду-бен-Абу-Ваккасу, чтобы он поделил большие остатки военной добычи между знатоками Корана. Исполняя приказание халифа, Саид позвал к себе Амра-бен-Магди-бен-Кариба. Но Амр, когда пришел, то на вопрос: в какой степени он знает Коран? отвечал, что он сделался мусульманином в Йемене и с тех пор почти все время провел в священной войне, так что ему и некогда было заучивать Коран наизусть. Саид ничего не назначил Амру из военной добычи. Потом пришел Бишр из Таифа и на предложенный ему Саидом вопрос отвечал, что он знает из Корана одно «Би-сми-Лляхи-р-рахмани-р-рахим» 106 . Присутствовавшие при этом рассмеялись, и Бишр также не получил ничего из военной добычи 107 . Но были и такие последователи Мухаммеда, которые знали Коран наизусть 108 и потому пользовались уважением среди своих единоверцев. К таким лицам мусульмане относились с доверием и часто предлагали им быть руководителями (имам) во время общественной молитвы. Таков, например, был Муджаммиг, молодой араб, служивший имамом у так-называемых «лицемеров». Во главе этой партии стоял некто Абу-Амр, который еще до прибытия Мухаммеда в Медину верил в воскресение мертвых, вел аскетическую жизнь, носил покаянную одежду и за все это пользовался большим уважением. При первой встрече с Мухаммедом, Абу-Амр спросил его: «Какой вере ты учишь?» Мухаммед отвечал: «Я учу религии Авраама». Абу-Амр сказал: «И я следую этой же религии». Но Мухаммед ответил: «Твоя вера – не религия Авраама». Абу-Амр возразил: «Нет; я всегда исповедовал эту религию, а ты ввел новое учение, чуждое вере Авраама; между тем я не выдумывал ничего нового, а проповедую религию Авраама в ее совершенной чистоте». |
Руски председник се срео с поглаварима и представницима Помесних Православних Цркава Москва, 26.jyл 2013 25. 2013. године у Великом дворцу председник Руске В.В.Путин се срео с Московским и целе Кирилом и поглаварима и представницима Помесних Православних Цркава су допутовали у Москву како би учествовали у прослави 1025. У су се први пут окупили поглавари свих 15 аутокефалних Православних Цркава – Руске, Српске, Румунске, Бугарске, Кипарске, Грчке, Албанске, Чешких и Словачке, као и Православне Цркве у Америци. У сусрету су учествовали Блаженство и целе Африке Теодор, Блаженство Светог града и целе Палестине Теофил, Светост Московски и целе Кирил, Светост и Блаженство целе II, светост Српски Светост Бугарски Неофит, Блаженство архиепископ Нове и целог Кипра Хризостом II, Блаженство митрополит Варшавски и целе Сава, Блаженство митрополит Америке и Канаде Тихон, митрополит Галски Емануил митрополит Мексика, Централне Америке, Кариба и Венецуеле митрополит Западновропски (Румунска митрополит Филипински, и Тасоски (Грчка Православна Црква), митрополит Корчински (Албанска Православна Црква), архиепископ Прешовски Ростислав (Православна Црква Чешких и Словачке), као и председник за црквене везе Московске митрополит Волоколамски Иларион. Поглаваре и Помесних Православних Цркава поздравио председник Руске државе. Затим се обратио Светост Московски и целе Кирил. владика саопштио да су поглавари и представници Православних Цркава су се окупили у Москви дали проблему и православног присуства на Блиском истоку и уручио текст документа В.В.Путину. Потом се у име представника Помесних Православних Цркава су се окупили на прославу председнику Руске обратио Блаженство Теодор. У наставку су поглавари и представници Помесних Цркава мисли и бриге поделили за председником По завршетку сусрета одржан кратак разговор В.В.Путина и поглавара Руске Православне Цркве. Поводом прославе 1025. годишице председник предао Светости Московском и целе Кирилу стару икону преподобних Зосиме и Светост на поклон шефу Руске државе уручио икону 26 июля 2013 г. ... Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку |
В 529 году святой император Юстиниан I принял новые законы, ограничивая права иудеев на собственность, права наследования, также он запретил читать в синагогах талмудические книги 6 , а вместо этого предписал читать только книги Ветхого Завета, причем на греческом либо латинском языке. Кодекс Юстиниана запрещал евреям любые высказывания против христианской религии, подтверждал запрет смешанных браков, а также переход из Православия в иудаизм. На православном Западе в отношении иудеев принимались меры, аналогичные византийским. Например, при вестготском короле Рикардо в 589 году иудеям Испании было запрещено занимать правительственные посты, иметь рабов-христиан, подвергать своих рабов обрезанию и предписано, что дети от смешанных еврейско-христианских браков должны быть обязательно крещены. В отношении иудеев в христианских странах раннего средневековья действительно случались преступления, когда, например, толпа могла разрушить синагогу или подвергнуть избиению евреев, а некоторые указы императоров с точки зрения современных реалий кажутся дискриминационными. Однако стоит учитывать, что в тех случаях, когда иудеи приходили к власти, подчиненных им христиан ждала ничуть не лучшая участь, порой же намного худшая. В V веке иудейским миссионерам удалось обратить в иудаизм Абу Кариба, царя южноарабского царства Химьяр. Его преемник Юсуф Зу-Нувас приобрел известность как кровавый гонитель и мучитель христиан. Не было такого мучения, которым не подвергались бы христиане во время его правления. Самое массовое избиение христиан произошло в 523 году. Зу-Нувас вероломно захватил христианский город Наджран, после чего жителей стали подводить к специально вырытым рвам, наполненным горящей смолой; всех, кто отказывался принимать иудаизм, бросали в них живьем 7 . За несколько лет до того подобным же образом он истребил жителей города Зафар. В ответ на это союзники Византии – эфиопы вторглись в Химьяр и положили конец этому царству. Жестокие иудейские гонения на христиан произошли также и в 610–620-х годах в Палестине, захваченной персами при активной поддержке местных евреев. Когда персы осадили Иерусалим, иудеи, жившие в городе, войдя в сговор с врагом Византии, открыли ворота изнутри, и персы ворвались в город. Начался кровавый кошмар. Церкви и дома христиан поджигались, христиане вырезались на месте, причем в этом погроме евреи зверствовали даже больше персов. По данным современников, 60 000 христиан были убиты и 35 000 проданы в рабство. Притеснения и убийства христиан иудеями происходили тогда и в других местах Палестины. |
Вот в каком виде представляется Кааба в то время, как Мухаммед выступил в качестве пророка. Существенный характер сохранился за ней и в исламе, потому что Мухаммед оставил Каабу и все её существенные пристройки, уничтожив лишь одних идолов, да и то не всех, например, черный камень, бывший идолом, оставлен. Уже из одного того, что Мухаммед оставил Каабу и даже удержал, большинство её обрядов в исламе, мы можем заключить, что Кааба пользовалась огромным уважением и почетом у арабов, и Мухаммед волей, не волей должен был ее сохранить, чтобы не вооружить против себя всех. Действительно, мы имеем много данных, показывающих то огромное почтение и благоговение, какое питали к этому храму арабы-язычники. Так мекканцы имели столь глубокое почтение к своему храму, что не дерзали строить своих жилищ близ него, и Косаю стоило большего труда заставить их поселиться окрест Каабы. Даже никто не решался срубить ни одного дерева из тех, которые росли подле Каабы, и только энергический пример Косая и строгое приказание своим воинами, рубить эти деревья заставили мекканцев последовать этому примеру 1841 . Это же глубокое убеждение в неприкосновенности Каабы мы видим и в коварном совете гюзейлитов Абу-Карибу. Именно арабы этого колена с целью избавиться от влияния йеменского тоббы (царя) и погубить его, советовали ему при походе в Хиджаз двинуться к Мекке и ограбить Каабу, соблазняя его огромными сокровищами, какие будто бы находились в этом храме, будучи твердо уверены, что за подобную попытку нарушить неприкосновенность Каабы Бог поразит Абу-Кариба и его войско 1842 . Точно также, когда Абраха шел походом против Каабы с целью её разрушить, то арабские колена, жившие на пути его движения, считали своею священною обязанностью дать ему отпор не смотри на превосходство сил своего соперника. Первым, попытавшимся заградить путь войскам Абраха к Каабе, был Дзу-Нефр. Он пригласил на защиту Каабы свое и все соседние колена, и на его зов собралось значительное число арабов. Но битва ими была проиграна и Дзу-Нефр попал в плен 1843 . Тоже благоговение к Каабе и взгляд на неё, как на неприкосновенную святыню, показывает и дальнейшая история похода Абрахи, как её передаёт фантастическая легенда арабов. Абраха, йеменский Тобба, желая, по этой легенде, отвлечь арабов от священного путешествия к Каабе в Мекке, устроил великолепный храм в Сане и приглашал или, лучше сказать, издал повеление, чтобы арабы путешествовали именно в Сану, а не в Мекку. Но религиозное уважение арабов к Каабе слишком было велико, чтобы оставить мекканский хадж и совершать путешествие в Сану. Никто не послушался приказаний Тоббы; мало того, один язычник фанатик, вероятно, страстный приверженец культа Каабы, осквернил, самым непристойным образом, вновь устроенный храм в Сане. Хотя это был и не мекканец, но Абраха ясно видел в подобном человеке иступленного фанатика язычника, приверженца культа Каабы, и решился уничтожить Каабу. |
Длинная голова, крутой орлиный нос, высокий и круто назад откинутый лоб, толстые и слегка отвисшие губы, тонкая шея, рост высокий и гибкий, выражение лица воинственно-суровое: вот признаки этого типа. Немецкие учёные видят в нём тип Турецкий, характеризованный у Китайцев прозвищем конских голов. Ошибка довольна смешная! Таких Турок от роду не бывало, кроме тех земель, в которых Турки уже не Турки, а постоянным смешением с племенами Семитическими изменили совершенно свои физиономии. Принимать Турка Европейского, Мало-Азийского, Армянского, Карабагского или Персидского за образец Турка всё то же, что считать Кариба племенем чёрным потому, что в южной Америке Карибы, вырезав всех мужчин и взяв себе жён, мало по малу переродились и представили странное явление, повторявшееся некогда на Кавказе, – народа, у которого два наречия, одно женское, другое мужское. Очевидно, описание Турка Китайского представляет нам очерки совершенно чуждые коренному Турку, который, бесспорно, принадлежит Финской семье. Остаётся предположить, что Китайцы узнали ветвь Турецкую уже смешанной или, что Турки коренные суть отрасль Семитов, переселившаяся или загнанная в Среднюю Азию. Древность описания и некоторые отзвуки языка Турецкого, как в корнях, так и в грамматических формах, оправдывали бы предположение о Семитическом их происхождений; но, во всяком случае, дело бы шло о Турках первоначальных и весьма сомнительных, а не о теперешних Средне-Азийских Турках, которые одни только могут быть приняты в соображение. Памятники Палемке представляют не Турецкий, но Семитический тип, до сих пор явный в Армянах, отчасти в настоящих Грузинах, а особенно в евреях, т. е. В семье Араратской. Древность его доказана египетским портретом Ровоама, побеждённого Фараоном 148 , хотя фигуры в ваяниях Американских сравнительно весьма грубо обрисованы, но сходство коренное неоспоримо. Если бы цвет кожи был сохранён, то вопрос бы был разрешён; но нельзя полагаться на твёрдость краски, подверженной влиянию воздуха в продолжение стольких веков; отсутствие же бороды не должно считаться отрицательным признаком. |
Все это вынуждает беспристрастного исследователя признать, что поздний иудаизм – совершенно иная религия, ничуть не в большей степени связанная с ветхозаветным иудаизмом, чем самарянство или ислам. 8. Христианство и поздний иудаизм В целом, Талмуд насаждает резко негативное, презрительное отношение ко всем не-иудеям, в том числе к христианам; подобный факт, естественно, не относится к числу условий, способных обеспечить уважительное совместное существование людей различных религий. «От ближнего не отымай ничего, как гласит заповедь, но ближний твой еврей, а не прочие народы света» (Санхедрин, 7), «если кто скажет, что Бог принял на себя плоть человеческую, то он лжец и достоин смерти, посему на такого человека еврею дозволяется свидетельствовать ложно» (там же), «иноверец, убивший иноверца, равно и еврей, убивший еврея, наказывается смертью; но еврей, убивший иноверца, не подлежит наказанию» (там же). Книга поздних галахических постановлений Шулхан-арух предписывает, по возможности, уничтожать храмы христиан и все, им принадлежащее (Шулхан-арух, Иоре де’а 146); запрещается также спасать христианина от смерти, даже если бы сей последний упал в воду и обещал все свое состояние за спасение; разрешается испытывать на христианине, приносит ли лекарство здоровье или смерть; и, наконец, иудею вменяется в обязанность убивать еврея, который перешел в христианство (Шулхан-арух, Иоре де’а 158, 1; Талмуд Абода зара 26). В Талмуде содержится немало оскорбительных, кощунственных высказываний о Господе Иисусе Христе и Пресвятой Богородице. В раннем средневековье среди иудеев получило широкое распространение антихристианское сочинение – «Толдот Иешу» («Родословие Иисуса»), переполненное крайне кощунственными оскорбительными вымыслами о Христе, показавшими нравственную деградацию тех, кто их сочинил, читал и переписывал из века в век. Кроме того, в средневековой иудейской литературе существовало еще несколько десятков антихристианских трактатов. В раннее средневековье иудеи совершили ряд чудовищных преступлений против христиан, которые и дали толчок европейскому антисемитизму. Около середины V века иудейским миссионерам удалось обратить в иудаизм Абу Кариба, царя южноарабского царства Химьяр. Его преемник Зу-Нувас приобрел известность как кровавый гонитель и мучитель христиан. He было такого мучения, которому не подвергались бы христиане во время его правления. Самое массовое избиение христиан произошло в 524 г. Зу-Нувас вероломно захватил христианский город Наджран, после чего всех жителей стали подводить к специально вырытым рвам, наполненным горящей смолой, всех, кто отказывался принимать иудаизм, бросали в них живьем 50 . В ответ на это союзники Византии – эфиопы – вторглись в Химьяр и положили конец этому царству. |
Вот другой факт. Дзу-Новас потомок и один из ближайших преемников Абу-Кариба (между 490 и 525 гг.) объявил себя сторонником иудейства. Он принял имя Юсуф, и старался пропагандировать в Йемене иудейскую веру. Действительно, иудейство в его царствование сделало много успехов. 14 По мнению Нувейри, побудило его принять иудейство следующее обстоятельство: иудейские ученые, желая доказать превосходство своего культа над язычеством, явились с Пятикнижием в руках в одно место, где почитался демон, потушили огонь своим чтением священного писания и изгнали демона. 15 Но Хамза говорит, что Дзу-Новас сам, без всяких внешних поводов, почувствовал склонность к религии Моисея и сделался её последователем во время путешествия своего в Ятриб, население которого состояло на половину из иудеев и на половину из язычников. 16 Персеваль держится того мнения, что Дзу-Новас был обращен, вероятно, йеменскими же иудеями, поскольку жители Йемена еще задолго до него исповедовали иудейство; путешествие же его в Ятриб было не причиной, а скорее следствием его обращения. Он слышал, что здесь его единоверцы терпят притеснение со стороны язычников, и решился возвратить им прежнее значение их в Ятрибе. Как бы то ни было, история подтверждает, что Дзу-Новас был иудеем и заботился о распространении своей религии. Между прочим, он столкнулся и с христианством, которое к тому времени, особенно, процветало в Наджране. Вот так рассказывает об этом ученый Персеваль. По мнению Ибн-эль-Кельби, умервщление двух иудейских юношей, совершенное наджранитами, было поводом или предлогом к вооружению Дзу-Новаса против Наджрана. Он собрал, говорит Кельби, 120 тыс. войска и осадил Наджран. Сопротивление было отчаянное, так что Дзу-Новас, не надеясь победить силою, прибег к хитрости. Он обещал жителям Наджрана не сделать им никакого зла, если они отворят ему ворота. Те сдались... Но Дзу-Новас, лишь только вошел в город, как отобрал их богатства, и самим им представил на выбор или иудейство, или смерть. Те предпочли смерть. По приказанию Дзу-Новаса, был вырыт громадный ров, который был наполнен горючим материалом. Зажгли хворост, и бросили сюда большое количество христиан. 17 Других христиан Дзу-Новас погубил раскаленным железом. Число жертв его жестокости, по Ибн-Исхаку, простиралось до 20 тысяч лиц. |
| |