001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Прежде чем заключить брак с мусульманином, она должна осведомиться у юрисконсульта, компетентного в этом вопросе, об условиях, необходимых для действительного брачного договора, при составлении которого должны быть установлены необходимые юридические и моральные гарантии моногамного брака и финансовые гарантии на случай развода, чтобы у разведённой женщины была по меньшей мере возможность располагать средствами, необходимыми для возвращения на родину. 2.2.5. Сан священства Недействительным является брак лиц, принявших рукоположение (in sacris ordinibus, кан. 1087); это является следствием обета безбрачия (целибата) (кан. 1037). Препятствие рукоположения в православных Церквах : Согласно Уставам восточных Церквей византийского обряда диаконы, пресвитеры и Епископы не имеют права заключить действительный брак. Диаконы или священники, оставшиеся вдовцами, могут жениться только вследствие утраты священного сана и возвращения к статусу мирянина. У сирийцев, армян, эфиопов и коптов диаконы – но не священники – могут свободно жениться и после своего посвящения. В халдейской (несторианской) Церкви этого препятствия не существует – ни для диаконов, ни для священников. 2.2.6. Обет постоянного целомудрия Указанный обет должен быть публичным (т.е. приниматься перед лицом Церкви), постоянным и принятым в каком-либо монашеском ордене (кан. 1088). Препятствие публично данного обета целомудрия в православных Церквах : Принадлежность к монашескому чину в Церквах византийского обряда представляет собою, согласно положениям канона 44 Трулльского Собора, абсолютное отменяющее препятствие, не допускающее диспенсации. С XIX века православные Церкви разрешают монахам возвращение в статус мирян, чтобы они, таким образом, имели возможность жениться. Аналогичная практика принята также в коптской и эфиопской Церквах.

https://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanonicheskoe-p...

Аще же будут воздвигати смятения противу поставленных тамо епископов: лишати их и пресвитерской чести, и быти им отрешенным. 18-е правило Собора говорит о епископах, которые, будучи рукоположены законным образом, не были приняты епархией (см. Абсолютное рукоположение ), таковые епископы не должны приходить в другие епархии и утеснять поставленных там епископов, в противном случае «лишать их и пресвитерской чести, и быть им отрешенным»). 19 Давшие обет девства и нарушившие обет да исполнят епитимию двоебрачных. Девам же, соединяющимся жительством с некиими, словно с братьями, мы сие возбранили. 19 Давшие обет девства и нарушившие обет, да исполнят епитимию двоебрачных. Девам же, соединяющимся жительством с некиими, аки с братиями, мы сие возбранили. 20 Если чья жена прелюбодействовала, и кто-либо прелюбодействовал, таковым надлежит в семь лет прийти в совершенное общение, по степеням к тому ведущим. 20 Аще чия жена прелюбодействовала, и кто либо прелюбодействовал: таковым надлежит в седмь лет приити в совершенное общение, по степеням к тому ведущим. 21 Женам, от прелюбодеяния зачавшим и истребившим плод, и занимающимся составлением детогубительных отрав, прежним определением было возбранено причащение Святых Тайн до кончины, -- и по сему и поступают. Изыскивая же нечто более снисходительное, мы определили таковым проходить десятилетнее время покаяния, по установленным степеням. 21 Женам, от прелюбодеяния зачавшим, и истребившим плод, и занимающимся составлением детогубительных отрав, прежним определением, возбранено было причащение святых тайн до кончины: и по сему и поступают. Изыскивая же нечто же более снисходительное, мы определили таковым проходити десятилетнее время покаяния, по степеням установленным. 22 Виновные в вольных убийствах да будут в разряде припадающих; совершенного же общения да удостаиваются при конце жизни. 22 Виновные в вольных убийствах, да будут в разряде припадающих: совершеннаго же общения да удостоятся при кончине жизни. 23 Виновным в невольных убийствах прежнее определение повелевает: в течение семи лет, по степеням установленным, достигать совершенного общения; новое же определение -- исполнять в покаянии пятилетний срок.

https://drevo-info.ru/articles/13676102.html

Собор постановляет, что абсолютное рукоположение «недействительно». В греческом тексте здесь стоит слово Это прилагательное переведено в древних латинских версиях иногда inefficacis, иногда irrita или vacua 1152 . В церковнославянском переводе «Кормчей книги» стоит слово «невластно» 1153 . Как греческий термин, так и его переводы выражают принцип, являющийся аксиомой в традиционном церковном праве, согласно которому всякое поставление, отмеченное нарушением, является «не бывшим». Уточняя, что поставленное таким образом лицо не должно нигде быть допускаемо до служения, отцы Халкидонского Собора стремились предотвратить нарушения порядка церковной жизни этими псевдоклириками. Если в этом правиле не говорится о епископах в связи с поставлениями без точного назначения, то просто потому, что подобные злоупотребления не получили большого распространения, хотя такие случаи и бывали 1154 . В тексте правила упоминаются также клирики, служащие в «мартирии», то есть неприходском храме, построенном в честь мученика. Известно, что сам Собор происходил в «мартирии» св. Евфимии, который в конце IV в. Етерия называет уже famosissimum [знаменитейшим] 1155 . С тех пор, как христианство перестало быть гонимым в Римской империи, было построено немало таких мартириев. Отметим в заключение, что в тексте правила для поставления в любую степень клира используется слово поставленное в связь с глаголом Это ясно показывает, что, как мы уже говорили, в это время не проводилось еще никакого различия в семантическом плане между и ПРАВИЛО 7 Включенным однажды в клир и монахам определили мы не вступать ни в воинскую службу, ни в мирской чин; дерзнувших же на сие и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавать анафеме. Незначительные варианты в тексте этого правила ни в чем не изменяют его смысла 1156 , а все древние латинские версии отличаются большой точностью. Отметим в этом отношении, что греческое техническое выражение передано в Hispana как in clero taxati fuerint, несомненно, под прямым влиянием греческого подлинника, но в ущерб ясности понимания 1157 . Дионисий правильно перевел in clero deputati sunt 1158 , однако наиболее правильно это место передано в in clero ordinati... sunt 1159 .

https://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pravila-per...

Абсолютной принадлежности к Церкви нет, а имеется только конкретная принадлежность к одной местной церкви. В древней Церкви правила относительно абсолютного рукоположения и абсолютного приема в Церковь были идентичны. Абсолютный прием в Церковь, как и абсолютное рукоположение, признавались недействительными. Древняя Церковь строго держалась правила о принадлежности верных к одной определенной церкви. С течением времени принадлежность к местной церкви в силу изменения церковного устройства приняла другую форму. Конкретная принадлежность к Церкви стала выражаться через принадлежность к одному определенному приходу, а через него к одной определенной епархии поместной церкви. Эта новая форма конкретной принадлежности к Церкви в значительной мере изменила сам характер принадлежности к Церкви. Епархия, а тем более приход, не являются выражением всей полноты Церкви Божией. Они представляют из себя только административные части автономной поместной церкви, которую только весьма относительно можно уподобить древней местной церкви. В то время как древняя местная церковь обладала всей полнотой кафолической Церкви, современная поместная церковь не имеет вполне этой полноты, будучи сама частью кафолической Церкви. Прежняя принадлежность к местной церкви заменяется принадлежностью к автономной поместной церкви через состояние в определенной епархии, входящей в состав автономной церкви, а через нее состоянием в одном приходе как части епархии. В силу этого идея принадлежности к Церкви принимает абстрактный характер. Если принадлежность к Церкви имеет местный и конкретный характер, то и отлучение должно иметь этот же характер. В древней Церкви решение об отлучении выносила та местная церковь, к которой принадлежал ранее отлученный. Тем не менее, отлучение от этого не приобретало общинного характера, но сохраняло свой церковный характер.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=73595

Рукоположение могут получить только избранные; а брак – закон природы для всех людей. Когда Бог сказал первым людям: и размножайтесь», то в лице них Он сказал это всем людям, живущим в мире; а чтобы этой заповедью исключались священники, случайно овдовевшие, об этом в Священном Писании ничего не говорится, точно так же, как в Священном Писании не говорится и о том, чтобы церковь имела право лишать человека его свободы и принуждать его силою подчиниться игу Если брак есть нормальное состояние всех людей, то из него не исключаются и священники, и если женатого можно рукополагать, ему разрешается, как жить в браке, причем тайна брака не исключает таинства рукоположения, то тогда нет никаких оснований запрещать вдовым священникам вступать в брак, а также запрещать жениться после рукоположения в клир неженатым. Запрещение это можно сотнями доказательств, как делают римско-католические теологи, когда оправдывают целибат но все они падают и должны пасть пред естественным законом о браке, провозглашенным самим Богом и подтвержденным в христианстве Сыном Божиим. Говорить о практической стороне этого вопроса будет излишним, так как во всех славянских церквах, и, прежде всего, в русской, а, можно сказать с уверенностью, что ни в одной из поместных православных церквей нет в настоящее время человека образованного и ясно представляющего условия нормальной жизни в обществе, который бы не понимал, насколько ужасна и жалка жизнь вдовых священников, и насколько неоснователен сам по себе тот закон церкви, имеющий и по сию пору абсолютное значение для всей православной церкви, который запрещает священникам вторично жениться, и, вследствие этого, насколько велика нужда в изменении указанного постановления с целью разрешить священным лицам жениться и после рукоположения, как это было в продолжение многих веков в древней церкви.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/rukopolo...

Остальные правила Собора касаются внутреннего церковного устройства, а также различных нравственных и дисциплинарных нарушений. Наиболее важным для своего времени является 13-е прав., запрещающее хорепископам поставлять пресвитеров и диаконов. Правило свидетельствует об уточнении иерархических отношений в Церкви, подчиненное положение хорепископа епископу города было подтверждено 10-м прав. Антиохийского Собора (341), Лаодикийский Собор (ок. 340) 57-м прав. запретил впредь поставлять епископов в села и малые города (функции хорепископов стали исполнять периодевты , находившиеся при епископах и объезжавшие церкви в мелких населенных пунктах). Запрещение было подтверждено 6-м прав. Сардикийского Собора 343 г. 13-е прав. также возбраняет епископам рукополагать пресвитеров в др. города без письменного согласия архиерея той епархии (ср.: Ап. 35). 18-е прав. Собора говорит о епископах, к-рые, будучи рукоположены законным образом, не были приняты епархией (см. Абсолютное рукоположение ), таковые епископы не должны приходить в др. епархии и утеснять поставленных там епископов, в противном случае «лишать их и пресвитерской чести, и быть им отрешенным»). 10-е прав., разрешающее диаконам вступать в брак при условии, что они при рукоположении заявили о своем намерении жениться, противоречит 26 -му апостольскому прав. и свидетельствует о местной практике, к-рая была отменена 6-м прав. Трулльского Собора (691-692). 14-е прав. всем клирикам, не употребляющим мяса, предписывает однажды попробовать его или овощей, сваренных с мясом, чтобы показать, что они не гнушаются мясом, и только в этом случае воздержание могло быть поставлено им в заслугу; отказавшиеся следовать этому правилу извергаются из священного сана. Церковь одобряет воздержание ради стремления к святости у своих чад, в чем бы оно ни проявлялось, но осуждает еретическое воздержание из-за гнушения (Ап. 51, 53). В 14-м прав. нашла отражение борьба Церкви с представлениями, близкими к манихейству и разного рода гностическим сектам, утверждавшими творение материального мира злым началом и его изначальную греховность.

http://pravenc.ru/text/115540.html

[греч. лат. ordinatio absoluta], рукоположение (епископское, пресвитерское, диаконское), совершаемое без назначения конкретного места служения или должности для рукополагаемого лица. Древнее церковное право соединяло акт посвящения с юридическим актом определения на должность. или подчеркивали прежде всего момент юридический, слово же означало собственно посвящение через возложение рук, в дальнейшем оно стало употребляться применительно к посвящению в низшие степени (подробнее см. Хиротесия и Хиротония ). Халкид. Собор в 6-м прав. признал недействительным А. р.: «Решительно никого, ни в пресвитера, ни во диакона, в какую степень церковного чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемого именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму. О рукополагаемых же без точного назначения святый Собор определил: поставление их почитати недействительным, и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившего их». Это запрещение основывается на том, что духовная власть, получаемая через рукоположение, должна постоянно проявляться в активном служении рукоположенного в той церкви, в к-рую он назначен. Однако 6-е прав. Халкид. Собора не упоминает об абсолютных епископских хиротониях, запрещая А. р. членам клира от пресвитера и ниже; объясняется это тем, что еще ранее Анкир. Собор 18-м прав. и Антиох. Собор 17-м и 18-м прав. дали установления относительно А. р. епископов: «Аще которые, быв поставлены во епископов, но не быв приняты епархиею, в которую наречены, восхотят на иные епархии наступати, и поставленных тамо утесняти, и воздвигати противу их возмущения: таковых отлучати от общения церковного. Аще же восхотят с пресвитерами сидети, где прежде были пресвитерами: не отъимати от них сея чести.

http://pravenc.ru/text/62498.html

Такожде и мирянин» (51-е) - говорит не в пользу принятого ныне у католиков обязательного целибата духовенства. В 64-м апостольском прав. осуждается пост в субботу, впосл. вошедший в средневек. обычай католич. Церкви. 77-е прав.: «Аще кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быти епископ: да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна» - также не согласуется с рим. практикой считать телесное уродство препятствием к священству. Оригинальный греч. текст в 687 г. в Эдессе был переведен на сир. язык ( Leclercq. Col. 1938). Содержание А. п. Дисциплинарные правила, часть к-рых имеет предписывающий характер, часть - запретительный. В основном они адресованы клиру, но нек-рые - мирянам. Правила 1 и 2 говорят о поставлении священно- и церковнослужителей: право поставлять, согласно этим правилам, принадлежит исключительно епископу, епископ осуществляет духовное руководство причтом (прав. 58). О епископском праве правила: 31 (о пресвитере, отделившемся от епископа), 32 и 33 (запрещающие отлученных епископом пресвитера или диакона принимать др. епископу), 39 («пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают»); 35 (епископ может рукополагать только в своей области), 36 (о епископе, не принявшем служения,- см. Абсолютное рукоположение ); 38 («попечение о всех церковных вещах»), 40, 41 (об имуществе епископа и о церковном имуществе) - епископу принадлежит власть распоряжаться всеми церковными доходами, на нем лежит забота о содержании служащих в церкви и бедных (прав. 59); Собор епископов, на к-ром они «рассуждают о догматах благочестия» и разрешают споры между собой и выносят наказание епископу за проступок (прав. 74) «дважды в году да бывает» (прав.

http://pravenc.ru/text/75744.html

Практике, однако, известны случаи, когда срок прохождения служения на низшей степени перед рукоположением на высшую был меньше (особенно часто при посвящении диакона в пресвитера). 3-е условие заключается в том, что рукополагаемый должен быть непременно назначен на определенное место, к определенной церкви. В правосл. Церкви не допускается т. н. абсолютное рукоположение , дающее сан без определенного места служения. 6-е прав. Халкидонского Собора гласит: «Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковнаго чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемаго именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без точнаго назначения святый собор определил: поставление их почитати недействительным, и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившаго их». Вопреки ясному смыслу этого канона в Римско-католической Церкви абсолютные поставления (лат. ordinationes absolutes) стали нормой при хиротонии пресвитеров и диаконов, а в отношении епископов аналогом абсолютных поставлений является поставление в епископы в страны неверных (in partibus infidelium), иными словами, в епархии, к-рых нет и к-рые лишь предстоит образовывать в нехрист. странах. При этом весьма широко употребляются титулы городов, где в прошлом существовали, но впосл. исчезли епископские кафедры вместе с самими христ. общинами, напр. городов древней Африканской апостольской Церкви. Аналогичный характер имеет в РПЦ употребление титулов «епископ Сурожский», «епископ Корсунский». 4-е условие, касающееся самого акта хиротонии,- это ее неповторяемость. Рукоположение, единожды правильно совершенное, не повторяется ни при каких условиях. Повторение его означало бы отрицание действительности ранее совершенной хиротонии.

http://pravenc.ru/text/180638.html

06 июня 2022 г. Сети богословия Тема недели: Паломничество: смысл, история, современность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января О процедуре избрания Предстоятеля Элладской Православной Церкви Богослов.Ru публикует материалы о том, как будут проходить выборы Предстоятеля Элладской Православной Церкви через три дня. Статья На этой неделе, в четверг, 7 февраля состоятся выборы нового Главы Элладской Православной Церкви (предыдущий Предстоятель этой Церкви Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул скончался 28 января). Иерархам предстоит принять непростое решение, от исхода которого будет зависеть курс, который изберет Церковь в дальнейшем. Согласно Уставу Элладской Православной Церкви правом быть избранным обладают все епархиальные архиереи (причем не только Элладской, но и других грекоязычных Поместных Православных Церквей), являющиеся по рождению греками, а также кандидаты на рукоположение в архиерейский сан (особый ежегодно пополняемый список на заседании Священного Синода, состоящий из архимандритов Элладской Православной Церкви и других грекоязычных Поместных Православных Церквей). Правом голоса обладают только правящие архиереи. Избрание происходит путем тайного голосования в Афинском Благовещенском кафедральном соборе в присутствии министра национального образования и религий Греции. В состав избирательной комиссии входят: Председатель (старший по хиротонии архиерей), два заместителя (митрополиты) и секретарь (младший по хиротонии архиерей). Для кворума необходимо наличие не менее 2/3 от всего числа архиереев Элладской Православной Церкви. Избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов. Если же при первом голосовании кандидат не набирает абсолютного большинства голосов, то допускаются два повторных голосования. При третьем голосовании избранным считается тот, кто наберет относительное большинство голосов. При равенстве голосов Архиепископ избирается жребием. Любой протест против кого-либо из кандидатов или проведения процесса голосования направляется в избирательную комиссию в письменной форме до окончания голосования. Решения по протестам выносит министр национального образования и религий, в случае его отсутствия - избирательная комиссия. Решения апелляции не подлежат.

http://bogoslov.ru/article/276705

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010