[лат. incapacitas], такое состояние, при к-ром хиротония безусловно недопустима. Получение хиротонии, дающей возможность осуществлять нравственно-руководящую и освящающую роль Церкви, возможно при наличии определенных условий, установленных каноническим правом. Отсутствие того или иного из требуемых духовных и физических качеств (irregularitas) составляет препятствия для совершения такого акта, напр. недостаток возраста, недостаток нек-рых физических свойств, недостаток знаний, недостаток веры и др., а также отпадение от веры, ересь, оскопление себя и др. плотские грехи; виновные в них по древним церковным правилам подвергались публичному покаянию . По древнему каноническому праву, кто раз подвергся покаянию, тот навсегда лишался возможности рукоположения в церковно-иерархические степени (подробнее см. Препятствия к Священству ). Эти «неправильности», хотя и являются препятствиями к совершению хиротонии, обусловленными различными недостатками и причинами, все же не имеют безусловного характера. Это означает, что при наличии таких препятствий к Священству в порядке икономии допускается диспенсация и совершенное таинство хиротонии признается действительным. А. н. с. в отличие от них является непреодолимой и безусловной, и если рукоположение в таком случае все-таки исполнено, то оно признается недействительным. А. н. с. устанавливается в 2 случаях: 1) если лицо не является действительным членом церковного об-ва, получившим через правильно совершенное Крещение общую церковную правоспособность, т. е. некрещеные или получившие Крещение в об-вах, совершение таинства Крещения в к-рых не признается Церковью действительным (Устав РПЦ XI, 24а; ср. CIC can. 1204); 2) женщины безусловно отстраняются от принятия рукоположения на церковно-иерархические степени (1 Тим 2. 11-14). |
В Православной Церкви существует понятие о двух видах неспособности к священнослужению: абсолютная неспособность, когда рукоположение недопустимо в любом случае; оно и было совершено, то считается Церковью недействительным. Существует еще относительная неспособность к священству, ввиду какого-либо недостатка, являющегося препятствием к священству, но допускающего возможность рукоположения, если на это будет дано разрешение (благословение) со стороны высшей церковной власти. С точки зрения Церкви абсолютно неспособны к священству некрещеные лица и женщины. Некрещеный человек, по определению не может быть священнослужителем, так как он не является членом Церкви, а, следовательно, и не может быть духовным пастырем народа и выполнять священнодействия Церкви. Женщины, конечно же, могут исполнять различные обязанности в храме: хозяйственные дела, пение на клиросе, работа в церковных учреждениях, помощь в храме по различным вопросам. Но, с другой стороны, быть священнослужителями женщины не могут и в этом мнении Церковь основывается на свидетельстве Св. Писания. Во-первых, Сам Господь Иисус Христос, когда выбирал Себе учеников, остановился только на мужчинах, тем самым дав образец для подражания при выборе кандидатов в священнослужители. Во-вторых, Церковь отталкивается и от слов апостола Павла, который по поводу места женщины в храме писал: Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит (1 Кор. 14: 34). Стоит также отметить тот факт, что в древней Церкви существовали должности диаконисе и пресвитерисе, но данные лица все же не являлись членами церковной иерархии. Что касается основных видов препятствий для священства, то в настоящее время, исходя из церковного права, все препятствия можно разделить на три группы: препятствия физического, духовного и социального характера. Препятствия физического характера Препятствия физического характера можно, в свою очередь, разделить на две группы: препятствия, связанные с возрастными ограничениями, и препятствия по состоянию здоровья или при наличии телесных недостатков. |
ВЕЛИКИЙ ДУХОВНЫЙ СУД СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИКИЙ ДУХОВНЫЙ СУД СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 7 , С. 453 опубликовано: 20 ноября 2009г. ВЕЛИКИЙ ДУХОВНЫЙ СУД СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - см. ст. Сербская Православная Церковь . Рубрики: Каноническое право Поместных Православных Церквей Ключевые слова: Каноническое право Поместных Православных Церквей Великий духовный суд Сербской Православной Церкви - см. ст. Сербская Православная Церковь См.также: АБСОЛЮТНАЯ НЕСПОСОБНОСТЬ К СВЯЩЕНСТВУ состояние, при котором хиротония безусловно недопустима АБСОЛЮТНОЕ РУКОПОЛОЖЕНИЕ рукоположение (епископское, пресвитерское, диаконское), совершаемое без назначения конкретного места служения или должности для рукополагаемого лица АВАТОН греческий термин, обозначающий свод правил, запрещающих вход определенных категорий лиц за стены монастыря АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
Как в ветхом завете требовалось, чтобы избирались к Священству только те из сынов Левитовых, которые не имели никакого порока телесного ( ), так тем более важность и святость новозаветного служения священнического, а с другой стороны самая нужда и благообразие оного требуют, чтобы приступающий к Священству имел надлежащие совершенства физические или телесные и был свободен от противоположных им недостатков. 24. Виды оных и противоположные недостатки Совершенства телесные, потребные будущему Пастырю Церкви, равно как и недостатки, составляющие препятствие к Священству, следующие: а) Он должен иметь в целости все члены тела и органы чувств, особенно же те, которые необходимы для совершения Таинств. В сем отношении препятствие к Священству недостаток руки, ноги, хотя одного из пяти пальцев на правой руке, из слагается благословляющее знамение, равно как чувств зрения, слуха, языка, голоса. 5 б) Должен иметь достаточное Ибо в Пастырском служении часто неизбежны тяжкие и напряженные труды, и Пастырю не редко должно подвергаться различным превратностям стихий и сносить долговременное стояние, хождение, бодрствование, голод и жажду, стужу и зной. Очевидно, что ему необходимо здоровье для неопустительного исполнения своего долга. В сем отношении препятствует к принятию Священства: неспособность к супружеству, от природы ли зависящая, или от болезни, или от произвола, как то произвольное скопечество, 6 расстроенное и расположенное к частым и продолжительным недугам состояние организма телесного, например, чахотка, падучая болезнь, умопомешательство, также естественное отвращение от вина виноградного или ладана, или наоборот болезненная склонность к чему-либо, например, неумеренному вина и подобному. в) Кроме сего не излишне и то, когда бы будущий Пастырь отличался еще благообразием во всем наружном виде своем, и свободен был от недостатков, нарушающих оное, не был, например, хром или крив и подобное – хотя, впрочем, препятствия к Священству недостатки сии и не составляют. 7 25. Необходимость умственных качеств |
Учение Г. об абсолютном духе, разработанное в отношении искусства, религии и философии, в своей глубине остается темным. Причиной тому - отсутствие специального обоснования отношения между абсолютом и абсолютной идеей. Принятое Г. допущение о тождестве абсолюта и абсолютной идеи сделало единственным предметом рассмотрения абсолютную идею. Но если абсолют и абсолютная идея онтологически неразличимы, то обвинения Г. в пантеизме не были безосновательны; ибо в этом случае существует только абсолютная идея, к-рая развертывает свое содержание и в познании самой себя возвращается к себе в форме абсолютной истины. Религ. проблематика философии Г., казалось бы, заставляет предполагать, что абсолют, внутренне связанный с абсолютной идеей и тождественный ей ноуменально, онтологически отличен от нее; не Бог становится природой - инобытием, а абсолютная идея. Однако Г. изначально склонялся к др. пути - к истолкованию Бога на основе абсолютной идеи - и писал, что «Бог есть абсолютная идея» (GW. Abt. 2. Bd. 3. S. 197). С этой т. зр. понятно, почему предметом абсолютной идеи является божественное, Сам Бог, независимо от того, идет ли речь об искусстве или о религии и философии. В искусстве Г. считал, что абсолютная идея познается в форме созерцания. Если содержанием искусства является идея в ее отношении к действительности и единстве с нею, то искусство как способ самопознания абсолютной идеи, по мнению Г., раскрывает истину в ее чувственной форме и не преследует никаких др. целей, кроме тех, к-рые полагаются им же самим. Подробный анализ основных проблем искусства Г. дал в составивших эпоху «Лекциях по эстетике», в к-рых он рассматривал чрезвычайно широкий круг вопросов - от исследования эстетических и искусствоведческих категорий до принципов построения истории искусства, морфологии искусства и анализа отдельных художественных произведений. |
Богословы утверждают, будто каждый кандидат священства должен слышать его, но мы думаем, что этот голос может ощущать только тот кандидат, который предуказан Церковью. Самооценка, самочувствие готовящегося к священству должны иметь ничтожное значение. Нельзя считать способным к священству молодого человека только потому, что у него есть желание быть непременно священником. Многие с малолетства чувствуют в себе «призвание» и жаждут священства, но часто оказываются самообольщенными мечтателями, прельщающимися внешней красотою, величием и важностью христианского богослужения. Но если даже некоторые решаются принять на себя пастырские обязанности с более серьезною, по-видимому, целью – влиять на души своих будущих пасомых, то и это не есть еще ручательство достойного пастырского служения. Человеческое самолюбие может выражаться в разнообразных видах: грубых и тонких; людям с тонким развитием могут доставлять удовольствие те нравственные преимущества, которые связаны с именем пастыря. Их может прельщать, например, право дать советы, поучать, исповедовать и пр. Подобного рода явления можно наблюдать среди юношей, и, конечно, они всего менее ручаются за духовную пользу их пастырской деятельности, хотя бы желание принять священный сан было в них непоколебимо. Напротив, если это желание имеет характер бескорыстный и притом, как это часто бывает, безотчетный, то оно редко бывает постоянным и устойчивым; человек, прислушивающийся к собственному настроению, колеблется, считает себя то достойным, то недостойным высокого служения, как это видно из известных «Писем» Стурдзы. В последнее время мы встречаем иного рода типы с сознательными стремлениями к священству, считающие себя поэтому безусловно «призванными» быть проповедниками просвещения среди своих пасомых. |
С производством по делам о расторжении брака, вследствие супружеской неверности, аналогичен бракоразводный процесс вследствие неспособности одного из супругов к брачному сожительству. Из текстуального содержания закона надо прийти к выводу, что неспособность к брачному сожительству тогда только может служить основанием к расторжению брака, когда этот физический дефект присущ лишь одному супругу; когда же он является обоюдным, то, по точному смыслу закона, неизбежно заключает, что развод состояться не может. Насколько нам известно, в практике Синода руководящих указаний по этому вопросу не имеется. Если, однако, стать на точку зрения общей идеи брачного союза, то содержанию закона надо дать распространительное толкование и прийти к выводу, что брак должен быть расторгнут не только при неспособности к брачному сожитию одного из супругов, но и в том случае, если этим физическим дефектом страдают оба лица. Для признания неспособности к брачному сожительству основанием к расторжению брака необходимо, чтобы неспособность к супружеству продолжалась в браке в течение не менее трех лет; только после истечения этого срока, может быть предъявлен иск. Далее, говорит закон, «на сей причине не может основаться иск, если неспособность одного из супругов не есть природная». Этот вывод – неправилен. Неспособность к брачному сожительству в браке может продолжаться в течение всего брачного сожительства, но вместе с тем не быть природной. Очевидно, что употребленный законом термин «неспособности природной» неверен. «Природной неспособности» не требуется, а необходимо лишь, чтобы она была добрачной, и, затем, в браке продолжалась не менее трех лет. При наличности этих двух условий, брак может быть расторгнут. Иск по этого рода делам предъявляется по тем же основным правилам, как и в делах о расторжении браков вследствие супружеской неверности. |
диспутант, исходя из положения, выраженного покойным московским митрополитом Филаретом (см. Начертание Библейской истории, изд. 6. Москва, 1839, стр. 122), что учреждение ветхозаветного священства было величественным обновлением священства, полагает, что священство левитское есть продолжение первобытного священства, когда глава фамилии был в то же время и приносителем жертвы или, что то же, священником, – священства, возникшего вследствие общечеловеческой потребности восстановить нарушенный грехом союз человека с Богом. Но он в то же время не отказывается признать, что к священническому достоинству является исключительно делом воли Божьей, делом Божественного Он изберёт, того и приблизит к сказано в 5 стихе 16 главы книги Числ. По Божественному благоволению, во-первых, призываются к священству от среды сынов Израилевых Аарон из колена Левиина и его сыновья; причём Аарон поставляется на степень первосвященника, а сыновья его облекаются в одежды простых священников. Священство вручается Аарону и его сыновьям именно как дар, и всякий посторонний, который бы приступил к их служению, должен быть предан смерти. По тому же Божественному благоволению избраны потом из всех колен Израильского народа и приближены к Господу остальные сыны Левия. В свидетельство истинности, действительности и силы новых посредников между Богом и Его народом, избрание Аарона и его сыновей к священству и левитов к левитству было освящено актом торжественного посвящения В переданных таким образом возражении и ответе – говорит о. Г. Титов , – непонятным почему или отчего г. профессор Елеонский укорял магистранта в уклонении последнего от догматического объяснения ветхозаветного священства и в непридании им этому священству санкции Божественного учреждения, когда в сочинении магистранта ясно говорится, что не только священники, но и левиты еврейские были поставлены на дело своего служения по Божественному избранию и благоволению, а |
Развертывая далее синтез я и не-я, Фихте указывает некоторые черты в Я полагает себя как определенное чрез здесь два момента: Я полагает себя определенное чрез Не-я определяет Я полагает абсолютной деятельностью (104; 105-127). реальности Поскольку утверждается: Я определяет себя самого, постольку Я приписывается абсолютная полнота реальности, так как оно положено как реальность просто и в нем не положено никакого отрицания. При этом раз Я должно определить самого себя, это не значит, что оно уничтожает в себе реальность, - так как этим оно было бы поставлено в противоречие с самим собою; но это должно значить, что Я определяет реальность и чрез ее посредство себя самого. Оно полагает всю реальность как некоторое абсолютное количество. За пределами этой реальности больше нет никакой реальности. Эта реальность полагается внутрь (ins) Я. Стало быть, Я определено постольку, поскольку определена реальность (106; 129). Не-я противополагается Я; и в нем пребывает отрицание, так же как в Я - реальность. Раз в Я положена абсолютная полнота реальности, то в Не-я неизбежно должна быть положена абсолютная полнота отрицания (106; 129). Сколько частей отрицания полагает в себе Я, столько же частей реальности полагает оно в Не-я (107; 130). Источником всякой реальности является Я, так как оно есть непосредственно и безусловно полагаемое. Только чрез посредство Я и вместе с ним дается понятие реальности. Но Я есть потому, что полагает себя, полагает что одно и то же. Но суть, в свою очередь, одно и то же. Значит, всякая реальность действенна и все действенное есть реальность. Деятельность есть положительная, абсолютная реальность (111; отрицание, и постольку оно противоположно страданию только относительному (111; 134), оно есть простое отрицание деятельности, равное нулю, было бы покоем лишено какой бы то ни было реальности, но оно имеет реальность, поскольку Я поскольку Я находится в состоянии аффекта (112; 135). |
От признания брака недействительным отличается расторжение брака. Расторжение может касаться толыю таких браков, которые заключены и существовали с соблюдением всех условий, установленных законом и правилами для брачного союза, между тем как недействительностью поражается брак незаконный или запрещенный. Наш закон иногда различает термин «расторжения» от «развода», иногда нет. По действующему праву церкви допускаются следующие 4 основания для расторжения брака: 1) физическая неспособность (impotentia) одного из супругов к половым отправлениям. Неспособность может служить основанием для расторжения брака только черезъ 3 года после заключения брака. Такая неспособность должна быть природная и существовавшая до вступления в брак, но не происшедшая уже после вступления в брак; 2) прелюбодеяние одного из супругов. Прелюбодеянием называется добровольное половое отношение лица, находящогося в законном браке, к другому лицу одного пола, не состоящему с ним в законном браке. Прелюбодеяние является основанием расторяжения брачного союза потому, что такое деяние есть попирание святости и чистоты брака, оскорбление права невинного супруга и наружение обязанностей к нему со стороны виновного; но прелюбодеяние служит основанием для расторжения брака только при иске оскорбленного в своей чести супруга, и если оно доказывается свидетелями очевидецами; собственное признание виновного в прелюбодеянии супруга не может служить основанием для расторжения брака, если нет жалобы со стороны оскорбленного. 3) Безвестное продолжительное отсутствие одного из супругов. Продолжительность безвестного отсутствия определена в 5 лет, а для лиц военных, попавшихся в плен – 10 лет; начало этого срока считается со времени отбытия из местожительства, или со времени последнего известия об отсутствующем, или со времени подачи явочного прошения. |
|