По свидетельству Мани , в сер. III в. Аксум наряду с Римской империей, Ираном и Китаем являлся одной из мировых держав. Об экономической мощи Аксума свидетельствует чеканка им собственной полновесной золотой монеты с кон. III до нач. VII в. Городов в А. ц. было относительно немного, помимо столицы и Адулиса в источниках упоминаются всего 2 центра городского типа: Колоэ, рынок слоновой кости, с к-рым пытаются отождествить совр. Матару или Кохайто, и Маста, остающаяся нелокализованной. Судя по титулатуре правителей Аксума в сабейских надписях ksm-n - царь хабашат и аксумитов), этническое ядро гос-ва в этот период составляли не только собственно аксумиты, но и племя (или группа племен) хабашат (см. Абиссиния ). Диалект племени геэз, покоренного царем - автором Адулисской надписи, стал наряду с греч. гос. языком А. ц. Один из самых ранних текстов на геэзе упоминает Гадару. Первые надписи и монетные легенды на этом языке составлялись консонантным письмом слева направо благодаря греч. влиянию и лишь изредка справа налево, как в др. семитских языках. Все 24 буквы этой разновидности геэзской письменности, засвидетельствованные в эпиграфике, происходят от соответствующих сабейских знаков, большая часть к-рых претерпела изменения (поворот на 90 или подчас весьма существенные искажения начертаний). Золотая монета царя Эзаны. 1-я пол. VI в. (Париж. Нац. б-ка) Золотая монета царя Эзаны. 1-я пол. VI в. (Париж. Нац. б-ка) Правление царя Эзаны (20-е - 60-е гг. IV в.) Переломным периодом в истории Аксума стал IV век - начало христианизации страны. В эфиоп. церковной традиции ее связывают с легендарными братьями-соправителями святыми Абрэхой и Ацбэхой , совр. же наука считает, что обращение страны в новую веру произошло при царе Эзане (ок. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Т. 13 , С. 426 опубликовано: 4 октября 2011г. ГУДИТ [на яз. тигринья - в геэзе - (Йоди в амхарском - (Эсато букв.- огонь Его; на яз. тильталь - предводительница одного из народов Эфиопии, по преданию разорившая Аксум в X в. и преследовавшая живших там христиан. В эфиоп. рукописях (частично изданных С. Хабле Селассие) сохранилось неск. вариантов легенды о Г., к-рые сходятся на том, что она относилась к царскому аксумскому роду (по одной из версий, внучка царя Вэдэма Асфаре), а по красоте не уступала царице Савской. По легенде, Г. соблазнила юного диакона аксумского собора Богоматери Сионской , согласившегося за ночь, проведенную с ней, подарить ей золотые сандалии. Он сделал их из золотой завесы, пожертвованной собору царями Абрэхой и Ацбэхой . Когда святотатство обнаружилось, диакон был оправдан, потому что было признано, что противиться красоте Г. выше человеческих сил. Г. наказали, отрезав ей правую грудь, и изгнали за пределы царства. Царь одной из расположенных к северу стран (Эш-Шам), иудей Зенобис, взял ее в жены, и она, приняв веру супруга, стала склонять его к походу против обидчиков. Удобный момент представился, когда аксумский царь Дагнайан вместе с войском погиб, заблудившись в пустыне. Г. сполна насладилась местью: Аксум был разграблен, собор Богоматери Сионской сожжен, христ. церкви по всему царству закрыты. Ковчег завета вместе со священниками и дэбтэра находился в изгнании 40 лет, вплоть до смерти Г. и воцарения Анбасса Вэдэма. На основании этой и подобных легенд о Г., а также геэзского варианта ее имени - Йодит, совпадающего в эфиоп. |