Цветок, доросший до небес Наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел и его притча о розах и шипах Источник: Русский репортер Киево-Печерская лавра стоит на улице Ивана Мазепы, в свое время преданного анафеме. Впрочем, до этого контекст был хуже: это была улица Январского восстания. Так сложилось, что в РПЦ история зачастую выдвигала на позиции иерархов людей, способных в первую очередь справиться с налогами, ремонтом и политической ситуацией. Вот и владыка Павел относится к Лавре, как рачительный хозяин к своему хозяйству. И рвать что-нибудь в его саду просто опасно. — Давно не видела таких прекрасных цветов! — говорю я, и взгляд наместника теплеет. — Седьмого июня у нас пошли первые абрикосы, — оживляется он. — Сад просто оранжевый! В особенности над дорогой! — слово «сад» владыка смакует, как сладкий абрикос, и не спешит выпускать его изо рта. — А виноград здесь какой! Гроздья до трех килограмм… И висит, дозревает… — Ну еще бы, — вставляю я. — Видела сегодня утром, как одна женщина сорвала с дерева яблочко, так монахи ей нагоняй устроили… — А чего? Нельзя ведь до Преображения. У нас нет таких сортов, чтобы уже сейчас дозрели. Я вам так скажу: угощать собранным урожаем — мы всех угощаем. Но кроме этого люди и сами берут… Когда я был в 1994 году назначен сюда наместником, вид тут был плачевный. Это благодаря братьям, их трудам, тут сады, розы, аллеи. Да вы и сами все видите… — Как проходит ваш день? Время летит? — Не сказал бы, что летит, — отвечает он как-то слишком быстро, будто уже и сам не раз об этом размышлял. — Вот прежние наместники — они много молились, вели образ жизни более постоянный. А у меня, знаете, образ жизни непостоянный. Приходится много быть в работе, это раз. У нас очень большая территория, это два. Патриарх Кирилл недавно приезжал, мы к его приезду постарались тут кое-что сделать: закончили два храма, отреставрировали сорок первый, сорок четвертый, сорок шестой, пятьдесят восьмой корпуса, сделали дорогу, красивое братское кладбище. Мы стараемся. Временами я путешествую с митрополитом Владимиром, сопровождаю его. И по епархии езжу. А чаще я весь в хозяйстве и в богослужении. |
Таким образом, в отличие от остальных живых существ, когда-либо населявших и населяющих Землю, человек во всей полноте своей психосоматической природы является носителем особой печати Божества. В обозначенном контексте, говоря о создании первозданного Адама, представляется важным разобрать вопрос о церковном, святоотеческом, понимании той последовательности творческих актов, которую мы встречаем в библейском тексте. Касаясь этой проблемы, многие указывают на значение слова adama как " возделанная земля " и делают вывод о том, что Бог взял некое антропоидное существо, тело этого творения пересоздал в тело человека, способное вместить человеческую душу, а затем исполнил " дыханием жизни " " возделаннойхристианской жизни " ицо его дыхания жизни, то есть благодати, то был бы он подобен всем прочим созданиям " одит о с " Каждый, кто прививал культурный сорт плодового дерева на " дичок " , знает, что привой получает от принявшего его дерева силы для роста и развития, питаясь за счет его корней, ствола, листьев. Селекционер при этом должен постепенно удалять ненужные ветви " дичка " . В конечном счете побеги нового сорта станут единственными на принявшем их стволе будет получено дерево нового плодоносного сорта. Но все же никто не станет утверждать, что в результате прививки культурный сорт произошел от дикого. Ведь это могут быть даже деревья различных видов, например, яблоню можно привить на грушу, персик на абрикос и наоборот. Возможно, нечто отдаленно-аналогичное имело место при появлении человека. Он драгоценная ветвь эволюционного Древа Жизни, привитая Самим Создателем " Э. Гальбиати и А. Пьяцца ссылаются на параллельные библейские места, где Богу приписывается то, что является следствием вторичных причин: " Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей " (Пс. 138:13), " Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, и Ты губишь меня? Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой? " (Иов 10:8-12), " Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь " (Иов |
Смоковница — одно из самых часто упоминаемых растений в Новом Завете. Под ней Иисус чудесным образом видел будущего ученика Нафанаила и в доказательство Своего Божества сказал ему об этом видении: … Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя (Ин 1:48). Смоковницу проклял Он, когда нашел дерево бесплодным: …и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла (Мф 21:19). Наконец, именно на смоковницу залез низкорослый сборщик налогов Закхей, чтобы увидеть Иисуса, окруженного толпой: …И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее (Лк 19:2–4). Что же за дерево эта самая загадочная смоковница? Яблоню или грушу, например, мы знаем очень даже хорошо. На вишню, сливу или абрикос тоже доводилось взбираться за вкусными ягодами. А вот со смоковницей как-то не заладилось. И немудрено, ведь в наших краях она не растет. Зато плоды ее мы пробовали не раз, пускай и в сушеном виде. Дело в том, что смоковница — это инжирное дерево. А растущие на ней смоквы — обыкновенный инжир, который можно прямо сейчас пойти и купить в любом магазине. Правда, свежий инжир редко можно встретить на прилавках, ведь этот плод очень быстро начинает портиться даже при самом бережном хранении. Именно поэтому ещё в древности люди научились сушить смоквы. Сушеный инжир — продукт очень питательный, всего несколькими ягодами можно подкрепиться на целых полдня. Недаром им запасались воины Александра Македонского, собираясь в поход. Дерево смоковницы, на котором сидит Закхей. Средневековая миниатюра Историческая родина смоковницы — Малая Азия, но сейчас инжир распространен по всему побережью Средиземного моря. В нашей стране он возделывается на Черноморском побережье Краснодарского края. Инжир считается одним из самых древних культурных растений. Это значит, что смоковница — одно из первых растений, которые человек стал специально выращивать в своих садах. Смоковница — довольно большое дерево с толстым стволом, высотой достигающее 12 метров. В тени ее густой листвы приятно отдохнуть в жаркий день, наслаждаясь сладкими плодами. Выражение «сидеть под своей смоковницей» в Библии символизирует идеал блаженства и благополучия. |
Мама не торопила. — Христос воскресе из мертвых… — тихо запела она. — Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав, — подхватили ребята и, не сговариваясь, раскрыли ладони. Со звонкой песней, будто подхватив праздничный тропарь, птицы устремились в небо. На душе стало так легко, радостно и свободно, что и Максиму, и Наде казалось, что это они полетели к Богу. Волшебный абрикос Жили-были два лучших друга, одного звали Большиш, другого — Коротыш. Наверное, когда-то давным-давно у них были другие имена, но их никто не вспоминал, а так и называли, одного — Большиш, потому что он все рос и рос и никак не мог остановиться, другого — Коротыш, потому что рядом со своим рослым другом казался он совсем коротышкой. Пойдешь в лес, в самую чащу забредешь, уж кажется, не ступала здесь нога человека, а вдруг из-за сосны Большиш вывалится, да так, что страху не оберешься — медведь да и только! Или Коротыш зайцем прострелит между деревьев — все приключения искали. Было у них по заветной мечте, по одной на каждого. Очень хотелось Большишу стать таким же умным и быстрым, как Коротыш, а Коротышу — большим и сильным, как его друг. И вот однажды нашел Коротыш на чердаке старую-престарую книгу, она была в сером чехле пыли, но едва он дотронулся до ее тяжелого переплета, как сердце сильно и радостно забилось. Прошел не один день и не одна ночь, прежде чем друзья смогли отложить книгу и перевести дух. — Вот это да! — воскликнул Коротыш и мечтательно посмотрел на глубокое звездное небо. — Да-а-а… — протянул Большиш и тоже взглянул на звезды. Небесные огонечки сновали по небу, будто играя в догонялки, пропадая в одном месте, тут же вспыхивали в другом. — А ты веришь? — как бы ненароком спросил Коротыш. — А ты? — эхом подхватил Большиш и посмотрел на друга. — Верю, — решительно ответил тот. — Ты сам подумай, если поверить, что это дерево, как его называют в книге… — Волшебный Абрикос, — подсказал Большиш. — Да, если Волшебный Абрикос существует, то он сможет исполнить наше самое заветное желание. Никто не сможет, а он сможет, представляешь? А если дерева нет, то и мечта не сбудется, но мы хоть попытаемся. Под лежачий камень вода не течет, так что вставай! |
Король Абрикос рассказывает о взрыве сверхновой звезды Русское юродство всегда было сильно политизированным. Блаженный мог в лицо сказать боярам и царям такое, за что обычному человеку отвинтили бы голову. Например, из истории известно, что один из московских юродивых, Иван Большой Колпак, возбуждал народ против царя Бориса Годунова. Безумцы смело указывали на грехи знати и предсказывали политические перемены. Пророчества юродивых в былые времена ценились дороже нынешних прогнозов Германа Грефа. В той же Пензе в одной из пивных можно услышать громогласный голос пристойно одетого мужчины в шляпе и галстуке. " Король политологии " , блаженный со странной кличкой Абрикос, читает посетителям пивной лекции о международном положении, жуликах-олигархах, противостоянии западной и восточной цивилизаций, о взрыве в центре Вселенной сверхновой звезды. За разнообразные познания лектора награждают " пенным " . Несмотря на широкую тематику выступлений, обилие цитат, версий и контрверсий, свои спичи Абрикос заканчивает одинаково грустно: " Глупая Россия, долбанутая страна! " Ну и, конечно, политически озабоченных сумасшедших можно встретить на всяком мало-мальски значительном митинге, независимо от цвета знамен, которые там поднимаются. Юродивая Наталья мечтает выйти замуж за полковника Есть среди блаженных и свои, так сказать, " обыватели " люди, не стремящиеся ни к политической, ни к артистической карьере, ни к богатству. К таким относится, например, Лида Казанская. В молодости она была натурщицей, относила себя к культурной элите, ходила в модном парижском пальтишке с муфточкой. Что произошло с ней, неизвестно, но дама быстро обнищала и помешалась. С руками, покрытыми коростой, она гордо вышагивает по мостовой в неизменном парижском пальтишке, которое давно превратилось в рубище. И все бормочет по-французски. Побираться ей аристократизм не позволяет. Одежду, которую ей из жалости дают люди, не берет. Брезгует. Еще один известный городской сумасшедший тюменский Леша-банщик. Он отличается отменным здоровьем, в любую погоду возвращается из бани домой в мокрой одежде. Леша терпеть не может, когда до него дотрагиваются он с остервенением трет мочалкой " запачканное " место. Этим часто пользуются мужики-шутники: невзначай притрагиваются к безумцу, заставляя его часами оттираться в мыльной. Больше всего Леша боится крыс. Городская шпана вьется за ним хвостом, горланя: " Леха, тебе крыса в штаны залезла! " Юродивый крутится на месте, бьет себя по ляжкам и грозит хулиганам пальцем. |
Недолго она смогла сдерживать каменный напор, но этого хватило, чтобы Большиш отскочил в сторону. Палка треснула. Дракон, перемахнув мостик, уже готовился к прыжку, когда каменная глыба смяла его и увлекла в пропасть, ту самую, которую он злорадно выкопал своими острыми когтями. Коротыш подошел к обрыву и осторожно заглянул — мертвое чудовище лежало на дне. — Вот это да… — удивленно протянул он. — Победили такого! — охнул Большиш. И друзья переглянулись, радость так и плескалась в их глазах, одно только огорчало — волшебное Дерево умирало. Много труда они вложили в землю, чтобы оживить ее. Засыпали страшный ров, скинув в него испорченные ягоды, и каждый день приносили к Абрикосу сверкающую воду из ручья. За работой дни летели быстро, под звон волшебного цветка все делать было легко и радостно. Но вот однажды лепестки, подхваченные ветром, закружились и улетели. Идрузьям стало очень грустно, а в роще — тихо, безмолвно. — Неужели это все? — Голова Коротыша повисла. — Не уберегли… — А ты погляди, — с улыбкой прошептал Большиш и показал на крохотную зеленую ягодку, выглядывающую из черенка. — Ура! Абрикос! У нас получилось!!! И действительно, это был тот самый волшебный плод, ради которого они проделали такой долгий и трудный путь, ради которого сразились с чудовищем и победили его. С каждым днем плод становился все больше и все румянее. И наконец, пришло время сорвать его. Но он был один, а их двое, он один, а мечты две. Друзья разделили его поровну, молча загадали свои желания и съели последний волшебный абрикос. Если сбудется — так у двоих, а если нет… И тут с неба скатился золотой шарик, покрутился бубенчиком и с веселым звоном рассыпался солнечными брызгами по дереву. Свершалось чудо, описанное в старой-престарой книге. Но почему, ведь оставался всего один абрикос? Это так, но и мечта оказалась одна. Оба друга, не сговариваясь, загадали одно — чтобы жило волшебное Дерево. Едва искры коснулись помертвелых ветвей, как они ожили, затрепетали изумрудными листьями, вспыхнули цветами. Но это было еще не все. По кругу, где чернел на земле шрам от драконова рва, начали прорастать маленькие зеленые побеги, они росли так быстро, что не успели наши друзья опомниться, как хоровод волшебных абрикосиков зазвенел весенней капелью. |
— Ты что думаешь, здесь ручей потечет? — не понял Большиш и так хорошо улыбнулся, что Коротыш не стал его расстраивать и говорить, что это была всего лишь поговорка. — Пойдем, — просто сказал он. И они пошли. По большой пыльной дороге, по тропинке через утреннюю росу, потом по лесу, и было это только самое начало долгого пути, который они выбрали. В книге друзья прочитали про волшебное абрикосовое Дерево, которое росло в далекой-предалекой стороне, и путь к нему мог найти только тот, у кого в сердце хранилось настоящее заветное желание. Старинные, полустертые строки поведали, что к Абрикосу нужно прийти весной, когда на его ветвях вспыхивают ослепительно-белые, тончайшие цветы и по всей округе разливается серебристый звон. Тот, кто будет заботиться о Дереве, рыхлить землю у подножия его, поливать родниковой водой, чью голову и плечи орошат волшебные лепестки, кто своими глазами увидит, как наливается, созревает плод, тот только может вкусить волшебный абрикос и желание его исполнится в ту же минуту. Долгой и трудной оказалась дорога. А еще поучительной — многому научила. Не заметив того, стали друзья крепче и умнее. Только вера в волшебство стала гаснуть как звезды и солнца, встреченные ими на пути. Правда, подобно луне и солнцу, она вновь загоралась и освещала путь, но все длиннее ложились на дорогу тени. «Существует ли оно?» — все чаще думал Коротыш, и тогда ум успокаивал его. Когда веришь, рискуешь только наполовину — найдешь или не найдешь, если не веришь — то не станешь искать и тогда точно не получится. «А есть ли это дерево? — думал Большиш. — Это ведь просто сказка…» Но он ничего не говорил Коротышу, потому что для того Абрикос стал мечтой. И чем чаще сомнения нарушали покой в его голове, тем чаще Большиш брал тяжелый рюкзак, в котором лежали их припасы, и взваливал к себе на спину. «Я сильнее и глупее, и то, уже сомневаюсь, какого же тебе! Ведь ты умный. Отдохни, друг», — размышлял он, и улыбка тихо покоилась на его добром лице. Они шли и шли, мимо рек, по лесам, через горы и вдруг внезапно остановились. Стояли рука об руку, молчали и слушали дивный полупрозрачный звон. Дошли. |
( Песн.2:3 ; Иоиль.1:12 ) – дерево и плод из разряда абрикосовых. Еврейское слово tappûach значит абрикос. Палестина имеет слишком жаркий климат не благоприятный для роста яблок. Плод айва не соответствует контексту, к тому же не очень ценится на Востоке. Лимоны вошли в употребление в Палестине после Вавилонского плена. Яблоко или, вероятнее, абрикос в Священном Писании есть плод, дающий тень и укрепляющий ( Песн.2:3:5 ). Абрикосовые деревья вообще разводились в Палестине с древних времён и считаются вторым деревом после финикового и винограда. Плоды его составляют любимый плод в Палестине. Выражение: «золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах» ( Прит.25:11 ) указывает на золотистого цвета абрикосы в бледно-серебристой листве. Явор ( Ис.41:19, 60:13 ) – упоминается в кн. пр. Исаии вместе с кипарисом и буком, которые также росли на Ливане. Ясень ( Ис.44:14 ) – дерево, из которого делали идолов. Упоминается в Библии только однажды. Наш европейский ясень неизвестен в Сирии. Ячмень ( Руфь.1:22 ; Суд.7:13 ) . Жатва ячменя в апреле и мае, смотря по местности, производилась ранее жатвы пшеницы на три недели, или на месяц, тогда как сеяли их одновременно, именно около праздника Пасхи. Так в Египте градом, посланным от Господа, был побит ячмень, между тем как пшеница, созревающая позднее ячменя, уцелела ( Исх.9:31:32 ). Ячмень, как растение быстрорастущее и зёрна которого были в общем употреблении, ценился не особенно высоко. «Бесславите Меня за горсть ячменя ( Иез.13:19 ). И приобрёл я её (блудницу) себе за пятнадцать серебренников и за хомер ячменя и полхомера ячменя (цена блудницы) ( Ос.3:2 ). Ячмень составлял общую пищу для людей, ослов, лошадей, волов и пр. Овса в Палестине не знали. Животное царство, или Фауна Библии, и произведения, добываемые от животных Число животных, упоминаемых в Библии, довольно значительно. В ней упоминаются не менее сорока двух еврейских названий млекопитающих, 35-ти названий различных видов птиц, 14 пресмыкающихся и 26-ти беспозвоночных животных. По более точному исследованию многочисленность указаний на известные виды оных ясно свидетельствует о состоянии Палестины в обозначенное время и о тех великих переменах в её положении с того времени, как были написаны первые книги Библии. Из упоминаемых в Библии четвероногих один вид их в течение нескольких веков совершенно исчез с лица земли; шесть или семь других не встречаются более в западной Азии, тогда как немногие другие встречаются в настоящее время так редко, что они не могут служить предметом для надлежащих научных разъяснений. |
Что же за дерево эта самая загадочная смоковница? Яблоню или грушу, например, мы знаем очень даже хорошо. На вишню, сливу или абрикос тоже доводилось взбираться за вкусными ягодами. А вот со смоковницей как-то не заладилось. И немудрено, ведь в наших краях она не растет. Зато плоды ее мы пробовали не раз, пускай и в сушеном виде. Дело в том, что смоковница — это инжирное дерево. А растущие на ней смоквы — обыкновенный инжир, который можно прямо сейчас пойти и купить в любом магазине. Правда, свежий инжир редко можно встретить на прилавках, ведь этот плод очень быстро начинает портиться даже при самом бережном хранении. Именно поэтому ещё в древности люди научились сушить смоквы. Сушеный инжир — продукт очень питательный, всего несколькими ягодами можно подкрепиться на целых полдня. Недаром им запасались воины Александра Македонского, собираясь в поход. Дерево смоковницы, на котором сидит Закхей. Средневековая миниатюра Историческая родина смоковницы — Малая Азия, но сейчас инжир распространен по всему побережью Средиземного моря. В нашей стране он возделывается на Черноморском побережье Краснодарского края. Инжир считается одним из самых древних культурных растений. Это значит, что смоковница — одно из первых растений, которые человек стал специально выращивать в своих садах. Смоковница — довольно большое дерево с толстым стволом, высотой достигающее 12 метров. В тени ее густой листвы приятно отдохнуть в жаркий день, наслаждаясь сладкими плодами. Выражение «сидеть под своей смоковницей» в Библии символизирует идеал блаженства и благополучия. У смоковницы много интересных особенностей. Например, необычное закрытое соцветие, которое называется сиконий. Выглядит сиконий как крупная, полая внутри «ягода». У других плодовых деревьев цветки, а потом и плоды вырастают на концах цветоносных побегов — тех самых «хвостиков» от яблок, груш, вишен и слив. У смоковницы же сиконии вырастают прямо на стволе и крупных ветвях. На внутренней поверхности сикония, укрытые от внешнего мира, располагаются многочисленные мелкие цветки. Из них-то потом внутри и вызревают плоды-орешки, окутанные вкусной мякотью. А то, что мы считаем плодом инжира, на самом деле и есть тот самый сиконий, закрытое соцветие. |
Это касается и ввода новых продуктов прикорма. Многие начинают прикорм с фруктов. Я не вписала в схему фрукты первыми из опасения, что дети потом откажутся есть менее вкусные овощи. Однако это не правило. Если ребенок склонен к запорам, начните с овощей или фруктов, если к поносам или частому стулу – с каш, с рисовой каши. • Когда вы начинаете вводить прикорм, давайте только один новый продукт за раз и ждите дня 3 или неделю, прежде чем попробовать что-то еще. • Фруктовые и овощные пюре, состоящие из одного компонента, можно добавлять 1 раз в 1-2 недели. Таким образом, можно выявить аллергическую реакцию на определенный продукт и исключить его из рациона. Не надо давать соль и сахар. Соль предлагаю вводить после года или позже, когда заметно, что ребенок потерял интерес к таким пресным кашам. Вместо соли можно добавлять сушеный укроп или другую зелень, но не всегда это «работает». Для подслащения можно варить кашу на фруктовом отваре или добавлять в уже сваренную кашу пюре или кусочки фруктов (мягких – персик, абрикос, слива или распаренная курага, чернослив). Для детишек еще постарше можно добавлять джемы, сваренные в микроволновке (требуется гораздо меньше сахара, хорошо саможелируются) или варенье из ягод, не вызывающих аллергии. Что вообще касается ягод, то можно попробовать некрасноокрашенные (растущие в вашей местности) около года, выдавив сок на язычок и ждать 2 суток. Детям не аллергикам так же с года можно попробовать и красноокрашенные ягоды. После удачной пробы с соком, можно дать пол-ягоды, через день целую, потом еще одну и довести до 3-5 ягод в день (в зависимости от возраста). • Вводите по одному продукту за один раз. Ждите несколько дней, чтобы убедиться, что ребенок хорошо его переносит (нет сыпи, крапивницы, одышки, поноса). Так вы сможете отследить возможные аллергические реакции. Надо быть особенно осторожной, если в семье уже есть аллергики. • Ведите дневник прикорма первые 4-6 месяцев, где указывайте количество съеденного продукта, время и реакцию на него. |
| |