Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Або Тбилисский, мч. Описания иконы Або Тбилисский, мч. - житие Або Тбилисский (ок.757-758 - 786), мученик, почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси. Память 8 января Мученик Або, араб по происхождению, жил в VIII в. в Багдаде и был изготовителем благовонных мазей. Известно, что он был грамотен и имел «многих братьев и сестер». В 775 г. правитель (эрисмтавар) Картли (Восточная Грузия) Нерсе, проведший в результате клеветнического доноса 3 года в багдадской тюрьме и оправданный только что взошедшим на престол халифом Ал Мансуром, был отпущен на родину и взял с собой недавно поступившего к нему в услужение Або, бывшего в то время юношей 17-18 лет. В Тбилиси, столице Тбилисского эмирата, входившего в состав Арабского халифата, Або быстро и легко выучил грузинский язык и письмо, стал посещать православные богослужения и прилежно изучать Священное Писание. Неоднократно вступая в споры с вероучителями, Або в конце концов отверг в сердце мусульманскую веру. Однако, не имея возможности открыто объявить себя христианином из-за боязни[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Святой Або Тбилисский. 10,5Х13 см. Дерево, левкас, паволока, масло, тиснение под позолоту, позолота. Иконописная мастерская Екатерины Ильинской http://www.icon-art.ru Файл 17073.jpg:   Размер: 558x714, 0.4 MPix, 161 Kb. Дата: 2012-05-10, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (252) , (8) .

http://pravicon.com/icon-1002

Святой мученик Або Тбилисский HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Наталья Крашенинникова Святой мученик Або Тбилисский Представ последний раз перед судом эмира, святой вновь исповедовал веру Христову, и по приказу рассвирепевшего судьи отсечь ему голову, был выведен во двор эмирских палат у входа в церковь Сорока мучеников. Трижды палачи совершали несмертельные удары, надеясь, что страх близкой смерти заставит юношу отречься от Христа, но святой мужественно перенес муки и предал душу Богу. Святой мученик Або Тбилисский Або Тбилисский/Тифлисский [груз. Або Тбилели; от араб. «або» - отец] (757-758, Багдад - 6.01.786, Тбилиси) - мученик Грузинской и Русской Православных Церквей (пам. 8/21 янв.); почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси. Будучи арабом по происхождению, св. Або жил в Багдаде и занимался изготовлением благовонных мазей. Известно, что он был грамотен и имел «многих братьев и сестер». В 775 г. правитель (эрисмтавар) Картли (Восточная Грузия) Нерсе, проведший в результате клеветнического доноса 3 года в багдадской тюрьме и оправданный только что взошедшим на престол халифом Ал Мансуром, был отпущен на родину и взял с собой недавно поступившего к нему в услужение Або, бывшего в то время юношей 17-18 лет. В Тбилиси, столице Тбилисского эмирата, входившего в состав Арабского халифата, Або быстро и легко выучил грузинский язык и письмо, стал посещать православные богослужения и прилежно изучать Священное Писание. Неоднократно вступая в споры с вероучителями, Або в конце концов отверг в сердце мусульманскую веру. Однако, не имея возможности открыто объявить себя христианином из-за боязни соплеменников-арабов, юноша стал тайно вести аскетический образ жизни и постоянно искать случая принять крещение в безопасном месте. В 781 г. Нерсе, повторно подвергшийся доносу, вновь был вызван для разъяснения дела в Багдад. Но, боясь расправы, эрисмтавар отправил свою семью в Абхазское царство (в то время - территория Западной Грузии от Кавказского хребта до Трапезунда), где царицей была его мать, а сам вместе со свитой, в составе которой был и Або, бежал в Хазарию - по всей видимости, чтобы выработать план дальнейших действий в борьбе против общего врага - арабов.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Грузинская/Публикации HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Шио Отарашвили Сердце Тбилиси Фотогалерея Банный квартал города Тбилиси – исторический центр грузинской столицы. Банный квартал города Тбилиси – исторический центр грузинской столицы. По преданию, однажды грузинский царь Вахтанг Горгасали охотился в этих местах и застрелил сокола. Когда царь добрался до своей добычи, то увидел ее сваренной в теплых серных источниках, обильно истекающих в этих местах. Впоследствии и сам город стал называться Тбилиси, что переводится как «теплые воды». К XIII веку на территории квартала было около 65 бань. Свидетельства этому оставили арабский историк Тибериади и русский купец Василий Гагара. В XVIII-XIX веке каждая баня имела свое название, например, баня Эрекле, Бебута, Мелики, Мейтри, Коколо, Ходжа, Грили, Чрели и др. Сохранившиеся на данный момент бани построены иранскими архитекторами. Помимо прямого своего назначения бани использовались как место отдыха: жители города приходили сюда, чтобы отмечать праздники. Бани действуют и поныне. Район Метехи    Баня    Бани    Баня    Древний водопровод    Дом на скале    Уличные эмали    Игра в нарды Рядом с церковью 40 мучеников Новопостроенная церковь 40 Севастийских мучеников    Вид с Метехи на церковь 40 Севастийских мучеников (внизу)    Церковь Метехи и статуя св. Вахтанга    Могила св. мц. Шушаники Эмалевая икона свв. благ. Тамары, равноап. Нины и мц. Шушаники Статуя св. царя Вахтанге Строителя    Статуя св. царя Вахтанге Строителя    Церковь св. Або Тбилисского    Святой Або Тбилисский Церковь св. Або Тбилисского    Вид от церкви св. Або Тбилисского Смотри также: Комментарии читателей 2016-03-06 16:45 Нина : Лет в 12 узнала о Святой равноапостольной Нине, и с тех пор на уровне подсознания всегда было желание побывать в Грузии, пройти теми путями, по которым ходила просветительница Грузии Святая Нино. И вот в 2015 сбылась моя мечта, я побывала паломнической поездкой в Грузии, поклонилась Нине, искупалась в ее источнике. Воспоминания незабываемые! Принимали очень душевно! Снова хочется побывать в Грузии, но уже не группой, а частным образом, чтобы без суеты побывать в благословенных местах.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/6...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АБО ТБИЛИССКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мч. Або Тбилисский Або Тбилисский (ок. 757 - 758 - 786 ), мученик , почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси Память 8 января По происхождению араб , жил в VIII веке в Багдаде и был изготовителем благовонных мазей. Известно, что он был грамотен и имел " многих братьев и сестёр " . В 775 г. правитель (эрисмтавар) Картли (Восточная Грузия ) Нерсе, проведший в результате клеветнического доноса 3 года в багдадской тюрьме и оправданный только что взошедшим на престол халифом Ал Мансуром, был отпущен на родину и взял с собой недавно поступившего к нему в услужение Або, бывшего в то время юношей 17-18 лет. В Тбилиси , столице Тбилисского эмирата , входившего в состав Арабского халифата , Або быстро и легко выучил грузинский язык и письмо, стал посещать православные богослужения и прилежно изучать Священное Писание . Неоднократно вступая в споры с вероучителями, Або в конце концов отверг в сердце мусульманскую веру . Однако, не имея возможности открыто объявить себя христианином из-за боязни соплеменников-арабов, юноша стал тайно вести аскетический образ жизни и постоянно искать случая принять крещение в безопасном месте. В 781 г. Нерсе, повторно подвергшийся доносу, вновь был вызван для разъяснения дела в Багдад . Но, боясь расправы, эрисмтавар отправил свою семью в Абхазское царство (в то время - территория Западной Грузии от Кавказского хребта до Трапезунда), где царицей была его мать, а сам вместе со свитой, в составе которой был и Або, бежал в Хазарию - по всей видимости, чтобы выработать план дальнейших действий в борьбе против общего врага - арабов. Увидев, что здесь «много селений и городов, которые живут беспрепятственно в вере христовой» (по-видимому, здесь имеется в виду часть политической Хазарии - страна готов-тетракситов, занимавшая территорию от Керченского пролива до устья Дона и имевшая свою христианскую кафедру), Або безбоязненно принял крещение «от рук честных пресвитеров». Спустя некоторое время Нерсе со спутниками наконец прибыли в Абхазию , которая «была защищена от страшных сарацин», так как являлась «достоянием царя христолюбивых ионян» (т. е. - Византийской империи ), где новокрещенного Або встретили с большой радостью сам князь, епископ и священники. Юноша, увидев, что в пределах Абхазского царства «нет ни одного неверующего», проникся священной радостью и принял на себя трехмесячный подвиг молчания и поста, вкушая пищу лишь после причастия по субботам и воскресеньям, а после Пасхи принялся без устали славить Бога.

http://drevo-info.ru/articles/4837.html

Наконец, с программным докладом выступил ответственный координатор Пятых Торчиновских чтений Сергей Владимирович Пахомов. Он подчеркнул, что множество заявленных докладов по буддологии, синологии, индологии, египтологии, исламоведению, методическим проблемам религиоведения – вовсе " не слияние в один бесформенный ком, а объединение исследователей, говорящих на одном языке, который в свое время был задан профессором Торчиновым " . Подобный единый научный стиль, отметил далее ученый, " преодолевает " феодальную раздробленность " сциенцизации, что способствует повышению авторитета конференции, привлечению в ее ряды молодых исследователей " . И за то скажем спасибо: где-то среди десятков выступлений по восточным религиям, известным или совсем уж экзотическим, нашлось место и для обсуждения... наследия православных Святых Отцов. Но и здесь не обошлось без курьезов: " Секцию христианского Востока " возглавлял ни кто иной как Вадим Миронович Лурье, более известный как деятель самочинной раскольнической группировки РПАЦ ( " Суздальский патриархат " ) игумен Григорий... Он же, кстати, является главным редактором журнала " Scrinium. Revue de patrologie, d " hagiographie critique et d " histoire ecclesiastique " . Доклад г-на Лурье " Агиографический субстрат легенд о Св. Граале " соседствовал с выступлением по теме " Богословие мученичества в ранней грузинской гимнографии: служба св. Або Тбилисскому " , прозвучавшем из уст преподавателя Санкт-Петербургской духовной семинарии Владимира Владимировича Василика, который одновременно является доцентом кафедры истории славянских и балканских стран исторического факультета СПбГУ. Не забыли организаторы Торчиновских чтений и собственно религиоведение, несмотря на " сомнение " одного из руководителей чтений в существовании такой науки. На " Секции методологических проблем религиоведения " , которой руководит профессор Марианна Михайловна Шахнович, будут зачитаны доклады, посвященные как историческим, так и современным вопросам религиозной философии, богословия – в том числе и православного.

http://religare.ru/5051110

«Мученичество» признано одним из основных источников изучения истории Грузии 2-й пол. VIII в. Оно в значительной степени восполняет краткие и сухие сведения официальной хроники Грузии «Картлис Цховреба» (Житие Картли), содержит много живых картин эпохи и дает выходящие за пределы хроники сведения относительно соседних с Картли стран — Абхазского царства, Хазарии, Византии и Аравии. «Мученичество» делится на 4 части: «Наставление для благочестивого», «Крещение Або», «Мучение Або» и «Похвала святому Або», предваренные письмом Католикоса Самуила VII, предлагающего Иоанну Сабанисдзе описать мучение св. Або, и ответом автора Католикосу. В сочинении Сабанисдзе обнаруживается знакомство автора с некоторыми произведениями довольно богатой агиографической литературы, существовавшей в то время на грузинском языке - как переводной, так и оригинальной. Оформление текста автор частично заимствует из жития « Святых сорока мучеников, которые пострадали в г. Севастии » свт. Василия Великого , особенно останавливаясь на схожести обстоятельств их подвига с подвигом св. Або. Композиция текста аналогична «Мученичеству Стефана Первомученика », символическое учение об именах Иисуса Христа , содержащееся в 1-й части, автор заимствует из произведений Епифания Кипрского «О Пасхе» и [Псевдо-] Дионисия Ареопагита «Об именах Божиих». При составлении своего текста автор также использовал грузинские оригинальные жития V в. «Мученичество Шушаники » и «Мученичество Евстафия Мцхетского ». «Мученичество» св. Або Тбилисского было популярно в Грузии и входило в древние литургические сборники « Мравалтави » (Многоглавы). Существуют также синаксарные редакции жития, которые неоднократно издавались. Литература Использованные материалы   Груз. , - Або Тбилели ; от араб. ‎‎, " абу " - отец. Редакция текста от: 30.09.2015 19:54:21 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/4837.html

«Мученичество» признано одним из основных источников изучения истории Грузии 2-й пол. VIII в. Оно в значительной степени восполняет краткие и сухие сведения официальной хроники Грузии «Картлис Цховреба» (Житие Картли), содержит много живых картин эпохи и дает выходящие за пределы хроники сведения относительно соседних с Картли стран — Абхазского царства, Хазарии, Византии и Аравии. «Мученичество» делится на 4 части: «Наставление для благочестивого», «Крещение Або», «Мучение Або» и «Похвала святому Або», предваренные письмом Католикоса Самуила VII, предлагающего Иоане Сабанисдзе описать мучение св. Або, и ответом автора Католикосу. В сочинении Сабанисдзе обнаруживается знакомство автора с некоторыми произведениями довольно богатой агиографической литературы, существовавшей в то время на грузинском языке - как переводной, так и оригинальной. Оформление текста автор частично заимствует из жития «Святых сорока мучеников, которые пострадали в г. Севастии» свт. Василия Великого, особенно останавливаясь на схожести обстоятельств их подвига с подвигом св. Або. Композиция текста аналогична «Мученичеству Стефана Первомученика», символическое учение об именах Иисуса Христа, содержащееся в 1-й части, автор заимствует из произведений Епифания Кипрского «О Пасхе» и [Пс-] Дионисия Ареопагита «Об именах Божиих». При составлении своего текста автор также использовал грузинские оригинальные жития V в. «Мученичество Шушаники» и «Мученичество Евстафия Мцхетского». «Мученичество» св. Або Тбилисского было популярно в Грузии и входило в древние литургические сборники «Мравалтави» (Многоглавы). Существуют также синаксарные редакции жития, которые неоднократно издавались. 16 августа 2002 г. Литература: Кекелидзе К. С. Памятники древнегрузинской агиографической литературы/Ин-т истории Груз. лит-ры им. Ш. Руставели АН Груз. ССР. Тбилиси, 1956. С. 31-60; Очерки истории Грузии/Ин-т истории, археологии и этнографии им. И. А. Джавахишвили АН Груз. ССР. Тбилиси, 1988. С. 181-183; Полные жизнеописания святых Грузинской Церкви/Пер. М. Сабинина. Москва, 1994. С. 164-175; Никитин В. А., Крашенинникова Н. Н. Або Тбилисский//Православная Энциклопедия. Москва, 2000. Т. 1. С. 45-46.

http://pravoslavie.ru/40165.html

На месте казни св. Або Тбилисского будет воссоздан храм ТБИЛИСИ. На днях городскими властями Тбилиси было принято решение вернуть к жизни древнейшую церковь Сорока мучеников, построенную во имя грузинских христиан, принявших смерть за веру в VII-VIII вв., передает «Благовест-инфо». Этот храм стоял на месте казни в 786 году святого Або Тбилели (Або Тбилисского), юноши-мусульманина, перешедшего в Христианство и погибшего за веру от рук мусульман. Церковь, расположенная на главной военной магистрали и на пересечении военных троп, ведущих в Тбилиси, в 858 г. была разрушена арабами под предводительством Буги. Восстановленная царем Багратом IV, она вновь была снесена в 1288 г. хорезмским султаном Джалал Эд Дином. В третий раз она была разрушена ровно сто лет спустя Тамерланом, затем персидским шахом Аббасом, Ага-Магомед-ханом и, наконец, восстановленная в очередной раз, в 1929 году она была взорвана большевиками. Раскопки в этих местах, на месте основания Тбилиси, в Абанотубани (районе серных бань), начались около пяти лет назад. Сенсационным открытием первых же дней была каменная крепостная стена, датированная примерно II в. н.э. Это дало основание предположить, что основателем Тбилиси мог оказаться не царь Вахтанг Горгасали (V в.), а деятель более ранних времен. О необходимости проведения в этом районе раскопок впервые заговорило духовенство Грузии еще в 1972 году. После долгих обсуждений с археологами и архитекторами было решено соорудить на месте мученичества св. Або церковь на высокой платформе, поставив на нее базилику – копию церкви Сорока мучеников из византийского города Севастия (ныне Сивас, Турция). Начало археологических работ профинансировала акционерная компания «Агара», а затем бремя расходов взяла на себя Международная нефтяная корпорация (председатель Гия Чантурия). Согласно проекту, посетители комплекса смогут ознакомиться с ратной жизнью, трудом и бытом Грузии былых времен, пройдя по висячим мосткам цокольной части комплекса. Работы на раскопках и одновременно стройплощадке комплекса ведутся с повышенной интенсивностью – уже в 2005 г. церковь и уникальный музей должны быть открыты для прихожан и посетителей. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/287810.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [Иване, Иованее; груз. , ] (Конкозисдзе), груз. гимнограф, представитель тао-кларджетской богословско-лит. школы (X в.). Гимнографический канон И. мч. Або Тбилисскому помещен в невмированный гимнографический сб. «Иадгари» Микаела Модрекили (НЦРГ. S 425, 978-988 гг.; 1-е изд. осуществил П. Ингороква , 2-е - В. Гвахария, 3-е - С. Кубанеишвили , 4-е - С. Цаишвили) среди песнопений, посвященных празднику Крещения Господня (6 янв.) и дню памяти мч. Або (8 янв.). Канон включал 9 песней, позже 2-я песнь была изъята, а 10-я «Хвалите» () добавлена, ее основой является 148-й псалом. На полях рукописи крестами помечены начало и конец каждого песнопения, что характерно для всех канонов сборника Микаела Модрекили. Каждый 1-й тропарь канона И. посвящен празднику Крещения Господня, остальные - мч. Або. В некоторых тропарях затрагиваются обе темы, что позволяет говорить о параллелизме образов и событий, заложенном И. в основу своего произведения. Мученический подвиг св. Або в ночь на Богоявление представлен как аллюзия на события, связанные с Крещением Господним и в широком смысле - со всей евангельской историей. Для И. время и пространство - священные реалии, «сегодня» в его интерпретации выражает не только конкретный временной промежуток, но и философское понятие времени в целом. Агиографические сведения о святом автор черпает из Мученичества св. Або, созданного в 786-790 гг. очевидцем событий Иоанном Сабанисдзе. И. восхваляет мч. Або, к-рый видел Спасителя «внутренними очами»: благодать Господа привела святого к той вере, за к-рую он принес в жертву свою телесную жизнь и обрел Бога в себе. Внутренний ритм и эвфония (в частности, аллитерация) придают песнопению эстетически выдержанную форму, заостряют внимание на значительном и возвышенном, как, напр., в отрывке «В тумане Бог кажется Непознаваемым...» ( ...). Неск. тропарей сопровождаются рефреном: «Прославленный Боже наш, благословен Ты еси паче всех» ( , ). Канон содержит специфические выражения, символы, характерные для гимнографического жанра, в каноне использованы анафоры (звуковая, лексическая, синтаксическая), что свидетельствует об изысканном лит. вкусе автора.

http://pravenc.ru/text/469494.html

К этому же периоду относится мученичество св. Або Тбилисского († 786), араба по происхождению: по приказу тбилисского эмира он был обезглавлен. Тело святого было сожжено, а пепел сброшен в р. Мтквари (Кура) в том месте, где позже были возведены храм Метехи и часовня св. Або, считающегося покровителем Тбилиси. В 720-744 гг. католикосом Картли был свт. Мамай . В 70-х гг. VIII в. католикосом стал свт. Сармеан . В кон. VIII в. в связи с междоусобицами в Арабском халифате создались благоприятные условия для сопротивления арабам: отдельные провинции постепенно освобождались от араб. ига, образовались независимые самтаврства (княжества) и царства Кахети и Эрети. Ист.: Иоанн Сабанисдзе. Мученичество Або// Кекелидзе. Агиогр. лит. С. 29-60. Лит.: Кирион [Садзагелов], еп. Св. Або, мученик тифлисский. Тифлис, 1899; Хелидзе Г. Л. , свящ. Моцаметский мон-рь и житие св. мч. и кн. Давида и Константина. Кутаис, 19024; Лордкипанидзе М. Характер араб. владычества в Грузии//Мат-лы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1963. Вып. 35; она же. Политич. объединение феодальной Грузии: АКД. Тбилиси, 1963 (на груз. яз.); Сихарулидзе Э. Из арабо-груз. отношений//Тр. ТГУ. 1973. Т. 73 (на груз. яз.). Н. Т.-М. Картлийская Церковь в IX-X вв.: 2-й этап монастырского строительства Борьбу с арабами в 20-х гг. IX в. в Картли возглавил основоположник груз. царской династии Багратионов св. блгв. царь Ашот I Великий . Потерпев поражение, он был вынужден перебраться в Шавшет-Кларджети (Юж. Грузия); г. Артануджи стал столицей Картвельского царства, где началось духовное возрождение Грузии, связанное с именами прп. Григория Хандзтийского и его учеников. В кон. VIII в. они основали здесь 6 муж. и 2 жен. мон-ря, ставших не только духовными центрами, но и очагами груз. культуры и письменности. По представлению кн. Габриела Дапанчули прп. Григорий был приглашен во дворец. Св. царь Ашот пожертвовал мон-рю Хандзта пахотные земли, в т. ч. местность Шатберди, где прп. Григорий основал мон-рь. Св. Ашотом был восстановлен город-крепость Артануджи, внутри к-рого царь воздвиг ц. во имя апостолов Петра и Павла. 29 янв. св. царь Ашот был убит арабами перед алтарем церкви в Долискане (по др. версии, в алтаре церкви в Гардабани). Прп. Григорий Хандзтийский, оплакивая царя, называл его «крепостью церквей» и «оградой христиан» ( Мерчуле. Житие. С. 98). Сыновья царя Ашота - Адарнасе, Баграт и Гуарам - продолжали оказывать поддержку Церкви. После завершения строительства мон-ря Шатберди они по предложению прп. Григория собрались в Хандзте, где присутствовали также ученики преподобного: еп. Анчийский Захария, настоятель Мидзнадзорского мон-ря Давид, строитель и настоятель мон-ря Цкаростави Иларион, настоятель Баретелтского мон-ря Захария. Сыновья царя Ашота осмотрели новый мон-рь и сделали пожертвования мон-рям Джмерки, Берта, Даба, Опиза, Хандзта, Шатберди и др.

http://pravenc.ru/text/638558.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010