АБО ТБИЛИССКИЙ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Мч. Або Тбилисский Тбилисский (ок. 757 - 758 - 786 ), мученик , почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси Память 8 января По происхождению араб , жил в VIII веке в Багдаде и был изготовителем благовонных мазей. Известно, что он был грамотен и имел многих братьев и сестёр . В 775 г. правитель (эрисмтавар) Картли (Восточная Грузия ) Нерсе, проведший в результате клеветнического доноса 3 года в багдадской тюрьме и оправданный только что взошедшим на престол халифом Ал Мансуром, был отпущен на родину и взял с собой недавно поступившего к нему в услужение Або, бывшего в то время юношей 17-18 лет. В Тбилиси , столице Тбилисского эмирата , входившего в состав Арабского халифата , Або быстро и легко выучил грузинский язык и письмо, стал посещать православные богослужения и прилежно изучать Священное Писание . Неоднократно вступая в споры с вероучителями, Або в конце концов отверг в сердце мусульманскую веру . Однако, не имея возможности открыто объявить себя христианином из-за боязни соплеменников-арабов, юноша стал тайно вести аскетический образ жизни и постоянно искать случая принять крещение в безопасном месте. В 781 г. Нерсе, повторно подвергшийся доносу, вновь был вызван для разъяснения дела в Багдад . Но, боясь расправы, эрисмтавар отправил свою семью в Абхазское царство (в то время - территория Западной Грузии от Кавказского хребта до Трапезунда), где царицей была его мать, а сам вместе со свитой, в составе которой был и Або, бежал в Хазарию - по всей видимости, чтобы выработать план дальнейших действий в борьбе против общего врага - арабов. |
Св. Або в его представлении - «молитвенник за всю землю Картлийскую», символ всей объединенной во Христе Грузии, ибо «через него обновилась любовь Христа к нам, и вера наша в Него, ибо мы смешались с народом чуждым, с хулителем веры нашей...». Мученический подвиг св. Або, араба по происхождению и воспитанию, представляется автором как укор и назидание грузинам, «держащим христианскую веру 500 с лишним лет». «Мученичество» признано одним из основных источников изучения истории Грузии 2-й пол. VIII в. Оно в значительной степени восполняет краткие и сухие сведения официальной хроники Грузии «Картлис Цховреба» (Житие Картли), содержит много живых картин эпохи и дает выходящие за пределы хроники сведения относительно соседних с Картли стран — Абхазского царства, Хазарии, Византии и Аравии. «Мученичество» делится на 4 части: «Наставление для благочестивого», «Крещение Або», «Мучение Або» и «Похвала святому Або», предваренные письмом Католикоса Самуила VII, предлагающего Иоанну Сабанисдзе описать мучение св. Або, и ответом автора Католикосу. В сочинении Сабанисдзе обнаруживается знакомство автора с некоторыми произведениями довольно богатой агиографической литературы, существовавшей в то время на грузинском языке - как переводной, так и оригинальной. Оформление текста автор частично заимствует из жития « Святых сорока мучеников, которые пострадали в г. Севастии » свт. Василия Великого , особенно останавливаясь на схожести обстоятельств их подвига с подвигом св. Або. Композиция текста аналогична «Мученичеству Стефана Первомученика », символическое учение об именах Иисуса Христа , содержащееся в 1-й части, автор заимствует из произведений Епифания Кипрского «О Пасхе» и [Псевдо-] Дионисия Ареопагита «Об именах Божиих». При составлении своего текста автор также использовал грузинские оригинальные жития V в. «Мученичество Шушаники » и «Мученичество Евстафия Мцхетского ». «Мученичество» св. Або Тбилисского было популярно в Грузии и входило в древние литургические сборники « Мравалтави » (Многоглавы). Существуют также синаксарные редакции жития, которые неоднократно издавались. Литература ПЭ. T.I. 45-46. http://pravenc.ru/text/62468.html Использованные материалы http://days.pravoslavie.ru/Life/life176.htm - ; от араб. - отец. Редакция текста от: 30.09.2015 19:54:21 |
После революции Смоленский храм был разрушен, и чудотворная икона исчезла. В настоящее время в Твери в Вознесенском соборе находится чтимый список этого образа Пресвятой Богородицы. Умиление иконы Божией Матери Храмы в Каталоге Умягчение злых сердец (Семистрельной) иконы Божией Матери Храмы в Каталоге Утоли моя печали иконы Божией Матери Храмы в Каталоге Икона Божией Матери, именуемая Утоли моя печали , прославилась в Москве многими чудесами со второй половины XVIII века, а особенно во время чумы в 1771 году. Икона принесена в Москву казаками в 1640 году в царствование Михаила Феодоровича (1613 - 1645) и помещена в храме святителя Николая на Пупышах в Садовниках Фанеромени иконы Божией Матери Храмы в Каталоге Целительница иконы Божией Матери Храмы в Каталоге Икона Божией Матери Целительница , находившаяся в Москве, является копией с образа из Цилканского храма в Карталинии, написанного во времена святой равноапостольной Нины (IV век). Икона изображает Божию Матерь, стоящую у постели больного клирика. Чернобыльский Спас иконы Храмы в Каталоге Икону создал иконописец Троице-Сергиевой Лавры Владислав Горецкий, владеющий уникальной техникой работы с сусальным золотом. Во время освящения иконы, проходившего в 2003 году в Киево-Печерской Лавре, по свидетельству очевидцев произошла серия чудесных явлений. Сначала прямо над иконой пролетел голубь, затем среди облаков возникла радуга в виде нимба, после чего многие верующие увидели в небе явление православного креста, с солнцем в перекрестии. Аарона пророка Храмы в Каталоге Святой праведный Аарон первосвященник Або Тбилисского Храмы в Каталоге Мученик Або Тбилели (Тбилисский), араб по происхождению, жил в VIII в. в Багдаде и был изготовителем благовонных мазей. В возрасте 17 - 18 лет он оказался в Тбилиси, последовав за правителем Картли (Восточная Грузия) - Нерсесом. |
По словам Иоанна Сабанисдзе, автора жития св. Або Тбилисского , в 80-х гг. VIII в., «защищенная от страшных сарацин», Абхазия простиралась от Никопсии до Халдии и от Чёрного м. до Лихского хребта, «процветала в вере Христовой, и в пределах ее нельзя было найти ни одного неверующего»; при этом она все еще «являлась достоянием царя христолюбивых ионян [греков], престол которого находился в великом городе Константинополе» (Кекелидзе. С. 34). К кон. VIII в. преемник Леона I , его племянник Леон II , опираясь на поддержку хазарского кагана (своего деда со стороны матери), освободился от протектората Византии и принял царский титул. В его правление была проведена адм. реформа: столица переместилась из Анакопии в Кутаиси, страна была разделена на 8 эриставств, во главе к-рых были поставлены представители местной знати. В IX-X вв. христ. культура в Абхазском царстве продолжала сохранять тесную связь с Византией; К-польский патриарх Николай I Мистик 925) в письмах к абх. царям Константину III и его сыну Георгию II подчеркивал их важную роль в распространении христианства на Сев. Кавказе (в частности, среди алан). Но уже при царе Георгии II Абхазском (922-957) независимо от интересов Византии была образована епископская Чкондидская кафедра. Этот акт означал не только обретение Абхазской (Западногрузинской) Церковью самостоятельности, но и серьезный рост ее политического авторитета. Именно Чкондидский епископ (Чкондидели) занял в светской иерархической системе Грузинского гос-ва второе после государя место и должность мцигнобартухуцеси (канцлера). Он был проводником гос. политики, главным царским советником и даже именовался «отцом царя». Епархия, основанная за пределами самой Абазгии, имела огромное для Западногрузинской Церкви значение, т. к. в епархиях собственно Абазгии (Цхумской и Пицундской) еще была сильна власть греко-визант. духовенства. Георгий II являлся активным церковным деятелем. В источниках он упоминается как «устроитель церквей... Он управил все дела в отечестве своем, возвел храм в Чкондиди, образовал епископат и украсил его мощами многих мучеников» (КЦ. Т. 1. С. 265). Политику отца продолжил сын Георгия II Леон III (960-969), в царствование к-рого была основана Моквская епископия на территории собственно Абазгии. |
Вслед за праздниками Обновления иерусалимского храма Воскресения и Богоявления идут праздничные седмицы. Структура церковного года сохраняет его деления на 7-недельные периоды. Календарь памятника краток; он в основном состоит из последований Господских и др. великих церковных праздников, составляющих ядро литургического года Лекционария. В нем содержится всего неск. памятей святых (первомч. Стефана, св. Або Тбилисского, великомучеников Георгия Победоносца, Феодора, 40 Севастийских мучеников, св. Феклы); однако краткость календаря Тропология не обязательно является свидетельством его большей древности по сравнению с Лекционарием. Последования нек-рых праздников (вмч. Феодора Тирона в 1-ю субботу Великого поста, сщмч. Афиногена в 7-е воскресенье по Пятидесятнице, Св. отцов (28 янв.), архангелов (14 нояб.) и др.) имеют тенденцию использоваться и в др. дни - в качестве общих песнопений тем или иным ликам святых. Из календаря пространной редакции Лекционария в Тропологий вошли, за небольшими исключениями, только те великие праздники, тропари к-рых указаны уже в Лекционарии; песнопения, обозначенные в Лекционарии в виде инципитов, в Иадгари приведены полностью; этих же праздников в основном коснулось и пополнение песнопениями нового типа - стихирами и канонами. Циклы стихир и тропарей отдельных песней канонов в Иадгари нередко состоят из неск. (2-3) слоев, что является показателем поэтапного пополнения и расширения песненного материала Иадгари. Многослойность песнопений дает возможность проследить развитие их форм вплоть до кон. IX в. Песнопения древнего Иадгари не имеют авторских атрибуций. По сравнению с Лекционарием, к-рый приводит для рядовых воскресений только прокимны, в древнем Иадгари впервые появляются комплекты воскресных песнопений 8 гласов (что является одним из древнейших свидетельств об оформлении системы осмогласия ), переведенные на франц. |
Гимнографические тексты с одной стороны, соответствуют житийному повествованию, с другой достаточно часто расходятся с ним. Так, в стихирах на «Господи воззвах» отчасти отражается апостольский подвиг св. Або: О преславное чудо святаго И мужественного Христова Або, когда был он пред судьями исмаильтянскими, ревностью исполнился он святаго апостола Павла. Ибо свыше воспринято имя его всеми концами мира . По свидетельству жития, в течение целых трех лет св. Або открыто исповедывал Христа в Тбилиси и его окрестностях среди мусульман, несмотря на угрозу гибели. Сравнение с апостолом Павлом не случайно: Або – в прошлом мусульманин, подобно тому как апостол Павел был «неумеренным ревнителем отеческих преданий» (Галат.1, 14). И в том, и в другом случае раскаявшийся новообращенный проповедует среди своих бывших единоверцев, от которых он принимает либо смерть, как св. Або, либо гонения, как св. ап. Павел. Параллель с апостолом Павлом напрашивается еще и потому, что св. Або был казнен по приговору того же самого тбилисского судьи, который отпустил было его на свободу, подобно тому как Апостол языков был вначале оправдан на суде кесаря Нерона, но затем был обезглавлен по его приказу. В общих чертах служба соответствует житию и в рассказе о суде над св. Або. Вот как повествуется о начале суда над св. Або в житии: Тогда пришли служители судьи и, схватив св. Або, представили на суд. Судья спросил его: « что это такое я слышу, Або? Говорят, что ты, будучи рожден в магометанстве, оставил правую веру и прельщен христианами? Образумься! Молись так, как научили тебя твои родители-мусульмане». Святой же Або, укрепляемый твердой верой во Христа, отвечал: Эмир, правду сказал ты: я действительно родился от магометан и воспитан своими родителями в законе мусульманском, но веру эту я исповедовал до того только времени, пока не знал христианского закона. |
К VIII ст. Абхазия становится достаточно сильным экономически и политически государством. Одновременно VIII–X века – это период процветания христианства в Абхазии. Все лучшие произведения храмового строительства и церковного искусства прошлого относятся именно к этому периоду. Характерная особенность этого периода – доминирующее влияние самих абхазов на жизнь своей Церкви. Свидетельством духовного и политического могущества Абхазии этого периода может служить разгром в 30-х годах под столицей Абхазии того времени Анакопией (современный Афон) войска арабского полководца Мурван-ибн-Мухааммада. Мусульмане-арабы, завоевав Иверию, осадили столицу Абхазии. Гарнизон крепости вместе с народным ополчением оказали решительное сопротивление захватчикам. О победе над иноверцами совершались непрестанные молитвы в крепостном храме в Тирона перед чудотворной, нерукотворной иконой Божией Матери. « И предстали… перед той святой иконой пречистой богородицы, молились ей преклонившись, и сказали: с надеждой на Сына Твоего, Господа Бога нашего, Который рожден Тобою, помолись Ему за нас и пусть сопутствует нам милость [xix] . По заступничеству Царицы Небесной Господь явил чудо – арабское войско поразила кровяная холера, унеся за одну ночь около 35000 воинов. « Господь бог дал победу малочисленному христианскому воинству; от холеры погибло тридцать пять тысяч сарацин, а от меча — три тысячи» [xx] . « Не будет преувеличением, если это Анакопийское сражение мы сравним со знаменитым сражением Карла Мартелла с арабами при Пуатье. Как при Пуатье в 732 году была предотвращена опасность дальнейшего продвижения арабов на север Европы, так и под Анакопией было остановлено их продвижение на Кавказ» [xxi] . Следует отметить, что христианство в Абхазии в процветало не только внешне, но имело глубокие корни в благочестивой жизни народа. – это время расцвета христианства в Абхазской земле. Вот как повествует об абхазах современник и автор жития мученика Або Тбилели (Тбилисского): « Больше всех благодарил бога блаженный Або, ибо он нашел страну ту процветающей в вере Христовой, в ее пределах нельзя было найти ни одного неверующего» [xxii] . Благочестивая жизнь христиан Абхазии вдохновляла на духовные подвиги. Так, « увидев благочестие жителей Абхазского царства, Тбилисский принял на себя трехмесячный подвиг молчания и поста. Вернувшись в 782 г. в Тбилиси вместе с Нерсе, Тбилисский уже открыто проповедовал учение Христа своим соплеменникам, за что в 785 г. был заключен в тюрьму взошедшим на престол новым эмиром» [xxiii] . |
Грузинская / Публикации HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Шио Отарашвили Сердце Тбилиси Фотогалерея Банный квартал города Тбилиси – исторический центр грузинской столицы. Банный квартал города Тбилиси – исторический центр грузинской столицы. По преданию, однажды грузинский царь Вахтанг Горгасали охотился в этих местах и застрелил сокола. Когда царь добрался до своей добычи, то увидел ее сваренной в теплых серных источниках, обильно истекающих в этих местах. Впоследствии и сам город стал называться Тбилиси, что переводится как «теплые воды». К XIII веку на территории квартала было около 65 бань. Свидетельства этому оставили арабский историк Тибериади и русский купец Василий Гагара. В XVIII-XIX веке каждая баня имела свое название, например, баня Эрекле, Бебута, Мелики, Мейтри, Коколо, Ходжа, Грили, Чрели и др. Сохранившиеся на данный момент бани построены иранскими архитекторами. Помимо прямого своего назначения бани использовались как место отдыха: жители города приходили сюда, чтобы отмечать праздники. Бани действуют и поныне. Район Метехи Баня Бани Баня Древний водопровод Дом на скале Уличные эмали Игра в нарды Рядом с церковью 40 мучеников Новопостроенная церковь 40 Севастийских мучеников Вид с Метехи на церковь 40 Севастийских мучеников (внизу) Церковь Метехи и статуя св. Вахтанга Могила св. мц. Шушаники Эмалевая икона свв. благ. Тамары, равноап. Нины и мц. Шушаники Статуя св. царя Вахтанге Строителя Статуя св. царя Вахтанге Строителя Церковь св. Або Тбилисского Святой Або Тбилисский Церковь св. Або Тбилисского Вид от церкви св. Або Тбилисского Смотри также: Комментарии читателей 2016-03-06 16:45 Нина : Лет в 12 узнала о Святой равноапостольной Нине, и с тех пор на уровне подсознания всегда было желание побывать в Грузии, пройти теми путями, по которым ходила просветительница Грузии Святая Нино. И вот в 2015 сбылась моя мечта, я побывала паломнической поездкой в Грузии, поклонилась Нине, искупалась в ее источнике. Воспоминания незабываемые! Принимали очень душевно! Снова хочется побывать в Грузии, но уже не группой, а частным образом, чтобы без суеты побывать в благословенных местах. |
Грузинская / Святые и святыни / Святые и подвижники благочестия Святой мученик Або Тбилисский HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Наталья Крашенинникова Святой мученик Або Тбилисский Представ последний раз перед судом эмира, святой вновь исповедовал веру Христову, и по приказу рассвирепевшего судьи отсечь ему голову, был выведен во двор эмирских палат у входа в церковь Сорока мучеников. Трижды палачи совершали несмертельные удары, надеясь, что страх близкой смерти заставит юношу отречься от Христа, но святой мужественно перенес муки и предал душу Богу. Святой мученик Або Тбилисский Або Тбилисский/Тифлисский [груз. Або Тбилели; от араб. «або» - отец] (757-758, Багдад - 6.01.786, Тбилиси) - мученик Грузинской и Русской Православных Церквей (пам. 8/21 янв.); почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси. Будучи арабом по происхождению, св. Або жил в Багдаде и занимался изготовлением благовонных мазей. Известно, что он был грамотен и имел «многих братьев и сестер». В 775 г. правитель (эрисмтавар) Картли (Восточная Грузия) Нерсе, проведший в результате клеветнического доноса 3 года в багдадской тюрьме и оправданный только что взошедшим на престол халифом Ал Мансуром, был отпущен на родину и взял с собой недавно поступившего к нему в услужение Або, бывшего в то время юношей 17-18 лет. В Тбилиси, столице Тбилисского эмирата, входившего в состав Арабского халифата, Або быстро и легко выучил грузинский язык и письмо, стал посещать православные богослужения и прилежно изучать Священное Писание. Неоднократно вступая в споры с вероучителями, Або в конце концов отверг в сердце мусульманскую веру. Однако, не имея возможности открыто объявить себя христианином из-за боязни соплеменников-арабов, юноша стал тайно вести аскетический образ жизни и постоянно искать случая принять крещение в безопасном месте. |
Произведение о Давиде и Константине свидетельствует и о довольно активной антимусульманской полемике в Грузии. Антиисламская политическая литература в Грузии зародилась в связи с арабской агрессией и под влиянием Византии [Кекелидзе К. С. Указ. раб. С, 477 и сл.] . Сочинение грузинского автора VIII в. Иоанна Сабанис-дзе Мученичество Або Тбилисского - первое из сохранившихся антимусульманских произведений грузин. Вместе с тем указанное сочинение, в отличие от Мученичества Давида и Константина , характерно и вызовом деспотической гегемонии единоверной Византии в самом христианском мире. Примечательно, и это не единственный в древнегрузинской литературе факт, что автор Мученичества Давида и Константина в постигших их страну бедствиях винит не персов и арабов , а их правителей, жертвой которых оказался, с точки зрения грузинских страстотерпцев (точнее, автора!), собственный народ. А брат же матери твоей,- говорят Мервану Глухому святые аргветские воины,- чрез которого ты хвастаешь,- пусто вам кичиться им, потому как ведомо нам, был он обманщик и губитель рода вашего . Долгие прения между арабским полководцем и его христианскими жертвами завершаются характерной концовкой, типичной для заведомо непримиримых полемистов и свидетельствующей не только о полном неприятии, но абсолютном игнорировании христианами самих аргументов своих врагов. Убедившись в начитанности Давида в исламской книжности и его осведомленности о родословной основателя ислама, Мерван Глухой вдруг спрашивает Давида: И кто же научил нашим книгам тебя, недостойного жизни? Отвечает ему святой Давид: Книги ваши непотребны для меня, но говорю я это, чтобы обличить вас . Вместе с тем полемические прокладки в этом произведении лишь сопутствующие, основное его содержание - вооруженное сопротивление вторгшемуся врагу. Обращает внимание анахронистическое перечисление стран, которыми владел Мерван Глухой. На первом месте нередко стоят персы и Персия и лишь затем называются арабы и Аравия. Мерван ибн Мухаммад, действительно, вторгался в Грузию из Персии через Самцхе (Южная Грузия). Но престижное место Персии в описываемых событиях можно отнести исключительно за счет творчества метафраста, в период жизни которого мусульманский Иран стал наряду с Византией играть существенную роль в культурной жизни Грузии. |
|