Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Св. Або Тбилисский. Литография. XIX в. Абó Тбилисский [Тбилели; груз. , от араб.   - отец] (757-758, Багдад - 6.01.786, Тбилиси), мч. (пам. 8 янв.); почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси. По происхождению араб, жил в Багдаде и занимался изготовлением благовонных мазей. В 775 г. А. Т. прибыл в Тбилиси, столицу Тбилисского эмирата, подчиненного Арабскому халифату, в свите правителя Картли Нерсе, возвращавшегося на родину после трехгодичного пребывания в тюрьме в результате клеветнического доноса. Познакомившись с христианами, А. Т. выучил груз. язык и письмо, стал изучать Свящ. Писание, вести аскетический образ жизни, посещать богослужения и постоянно искал случая принять Крещение в безопасном месте, т. к. боялся соплеменников-арабов. В 781 г. А. Т. вместе с Нерсе, вновь вызванным халифом в Багдад и во избежание расправы бежавшим в Хазарию, покинул Тбилиси и в Хазарии «принял Крещение от рук пресвитеров, ибо... в северной этой стране много селений и городов, которые живут беспрепятственно в вере Христовой» (Кекелидзе. С. 34). Спустя нек-рое время А. Т. попал в Абхазию, где жила семья Нерсе (его мать была вдовствующей царицей). Увидев благочестие жителей Абхазского царства, А. Т. принял на себя трехмесячный подвиг молчания и поста. Вернувшись в 782 г. в Тбилиси вместе с Нерсе, А. Т. уже открыто проповедовал учение Христа своим соплеменникам, за что в 785 г. был заключен в тюрьму взошедшим на престол новым эмиром. На суде он подвергся искусу богатством и славой, но остался тверд в вере. На 10-й день, в праздник Крещения Господня, А. Т. был обезглавлен во дворе эмирских палат, а тело его отвезли на общественное кладбище на скалистом берегу р. Мтквари (совр. Кура) и во избежание возможных слухов о воскресении мученика тело А. Т. сожгли. Кости и пепел были зашиты в шкуру овцы и брошены в реку. Ночью над этим местом взошла яркая звезда, а над водой «воссиял, как молния, столпообразный свет» (Кекелидзе. С. 57).

http://pravenc.ru/text/62468.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АБО ТБИЛИССКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мч. Або Тбилисский Або Тбилисский (ок. 757 - 758 - 786 ), мученик , почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси Память 8 января По происхождению араб , жил в VIII веке в Багдаде и был изготовителем благовонных мазей. Известно, что он был грамотен и имел " многих братьев и сестёр " . В 775 г. правитель (эрисмтавар) Картли (Восточная Грузия ) Нерсе, проведший в результате клеветнического доноса 3 года в багдадской тюрьме и оправданный только что взошедшим на престол халифом Ал Мансуром, был отпущен на родину и взял с собой недавно поступившего к нему в услужение Або, бывшего в то время юношей 17-18 лет. В Тбилиси , столице Тбилисского эмирата , входившего в состав Арабского халифата , Або быстро и легко выучил грузинский язык и письмо, стал посещать православные богослужения и прилежно изучать Священное Писание . Неоднократно вступая в споры с вероучителями, Або в конце концов отверг в сердце мусульманскую веру . Однако, не имея возможности открыто объявить себя христианином из-за боязни соплеменников-арабов, юноша стал тайно вести аскетический образ жизни и постоянно искать случая принять крещение в безопасном месте. В 781 г. Нерсе, повторно подвергшийся доносу, вновь был вызван для разъяснения дела в Багдад . Но, боясь расправы, эрисмтавар отправил свою семью в Абхазское царство (в то время - территория Западной Грузии от Кавказского хребта до Трапезунда), где царицей была его мать, а сам вместе со свитой, в составе которой был и Або, бежал в Хазарию - по всей видимости, чтобы выработать план дальнейших действий в борьбе против общего врага - арабов. Увидев, что здесь «много селений и городов, которые живут беспрепятственно в вере христовой» (по-видимому, здесь имеется в виду часть политической Хазарии - страна готов-тетракситов, занимавшая территорию от Керченского пролива до устья Дона и имевшая свою христианскую кафедру), Або безбоязненно принял крещение «от рук честных пресвитеров». Спустя некоторое время Нерсе со спутниками наконец прибыли в Абхазию , которая «была защищена от страшных сарацин», так как являлась «достоянием царя христолюбивых ионян» (т. е. - Византийской империи ), где новокрещенного Або встретили с большой радостью сам князь, епископ и священники. Юноша, увидев, что в пределах Абхазского царства «нет ни одного неверующего», проникся священной радостью и принял на себя трехмесячный подвиг молчания и поста, вкушая пищу лишь после причастия по субботам и воскресеньям, а после Пасхи принялся без устали славить Бога.

http://drevo-info.ru/articles/4837.html

Наконец, с программным докладом выступил ответственный координатор Пятых Торчиновских чтений Сергей Владимирович Пахомов. Он подчеркнул, что множество заявленных докладов по буддологии, синологии, индологии, египтологии, исламоведению, методическим проблемам религиоведения – вовсе " не слияние в один бесформенный ком, а объединение исследователей, говорящих на одном языке, который в свое время был задан профессором Торчиновым " . Подобный единый научный стиль, отметил далее ученый, " преодолевает " феодальную раздробленность " сциенцизации, что способствует повышению авторитета конференции, привлечению в ее ряды молодых исследователей " . И за то скажем спасибо: где-то среди десятков выступлений по восточным религиям, известным или совсем уж экзотическим, нашлось место и для обсуждения... наследия православных Святых Отцов. Но и здесь не обошлось без курьезов: " Секцию христианского Востока " возглавлял ни кто иной как Вадим Миронович Лурье, более известный как деятель самочинной раскольнической группировки РПАЦ ( " Суздальский патриархат " ) игумен Григорий... Он же, кстати, является главным редактором журнала " Scrinium. Revue de patrologie, d " hagiographie critique et d " histoire ecclesiastique " . Доклад г-на Лурье " Агиографический субстрат легенд о Св. Граале " соседствовал с выступлением по теме " Богословие мученичества в ранней грузинской гимнографии: служба св. Або Тбилисскому " , прозвучавшем из уст преподавателя Санкт-Петербургской духовной семинарии Владимира Владимировича Василика, который одновременно является доцентом кафедры истории славянских и балканских стран исторического факультета СПбГУ. Не забыли организаторы Торчиновских чтений и собственно религиоведение, несмотря на " сомнение " одного из руководителей чтений в существовании такой науки. На " Секции методологических проблем религиоведения " , которой руководит профессор Марианна Михайловна Шахнович, будут зачитаны доклады, посвященные как историческим, так и современным вопросам религиозной философии, богословия – в том числе и православного.

http://religare.ru/5051110

Святой мученик Або Тбилисский HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Наталья Крашенинникова Святой мученик Або Тбилисский Представ последний раз перед судом эмира, святой вновь исповедовал веру Христову, и по приказу рассвирепевшего судьи отсечь ему голову, был выведен во двор эмирских палат у входа в церковь Сорока мучеников. Трижды палачи совершали несмертельные удары, надеясь, что страх близкой смерти заставит юношу отречься от Христа, но святой мужественно перенес муки и предал душу Богу. Святой мученик Або Тбилисский Або Тбилисский/Тифлисский [груз. Або Тбилели; от араб. «або» - отец] (757-758, Багдад - 6.01.786, Тбилиси) - мученик Грузинской и Русской Православных Церквей (пам. 8/21 янв.); почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси. Будучи арабом по происхождению, св. Або жил в Багдаде и занимался изготовлением благовонных мазей. Известно, что он был грамотен и имел «многих братьев и сестер». В 775 г. правитель (эрисмтавар) Картли (Восточная Грузия) Нерсе, проведший в результате клеветнического доноса 3 года в багдадской тюрьме и оправданный только что взошедшим на престол халифом Ал Мансуром, был отпущен на родину и взял с собой недавно поступившего к нему в услужение Або, бывшего в то время юношей 17-18 лет. В Тбилиси, столице Тбилисского эмирата, входившего в состав Арабского халифата, Або быстро и легко выучил грузинский язык и письмо, стал посещать православные богослужения и прилежно изучать Священное Писание. Неоднократно вступая в споры с вероучителями, Або в конце концов отверг в сердце мусульманскую веру. Однако, не имея возможности открыто объявить себя христианином из-за боязни соплеменников-арабов, юноша стал тайно вести аскетический образ жизни и постоянно искать случая принять крещение в безопасном месте. В 781 г. Нерсе, повторно подвергшийся доносу, вновь был вызван для разъяснения дела в Багдад. Но, боясь расправы, эрисмтавар отправил свою семью в Абхазское царство (в то время - территория Западной Грузии от Кавказского хребта до Трапезунда), где царицей была его мать, а сам вместе со свитой, в составе которой был и Або, бежал в Хазарию - по всей видимости, чтобы выработать план дальнейших действий в борьбе против общего врага - арабов.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Або Тбилисский, помолись Господу нашему Иисусу Христу о душах наших, помоги нашей семье своим ходатайством перед Богом, молюсь о ребенке моем Андрее, помоги ему избавиться от всякого зла, испроси ему здравия душевного и телесного и помощи в ученье, молюсь о сестре своей Анне, крестной сына моего Марии, о себе грешной рабе Божьей Фаине, помоги и иеромонаху Димитрию! Аминь! Nino Chikobava 22 января 2016, 10:44 Моли Бога о нас, грешных, святой Або Тбилели! Жизнь прожив в Грузии, не знала о его Святом подвиге, спасибо за статью! Фотина 21 января 2016, 21:40 Слава Богу Або, за твои молитвы Моли Бога радовать мне моих близких своими успехами. Помоги мне сдать тест в этом месяце (1829:) на отлично, найти свое призвание Всем сродникам, друзьям и недругам моим испроси у Господа крепкого здоровья на многая лета, всепрощения и мудрости Будь покровителем роду моему, избави нас от всякия нужды и печали Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! римма 21 января 2016, 11:25 Святой Або Тбилисский, помоги моим детям и крестнице в работе, внучке в учебе, прости меня грешную и недостойную и дай мирное здравие. Анна 21 января 2015, 20:38 Святой Або!!! Как хотелось быть рядом с тобой в то время когда ты бесстрашно исповедовал нашего Господа увидеть воочию твою любовь ,кротость,смирение чтобы воодушевиться ,воспрянуть,зажжеться против нашего врага. Елена 21 января 2015, 18:40 Дивен Бог во святых своих! Або, моли Всемилостивого Бога , чтобы просветил светом разума своего одного неверующего сына , по имени Алексей. римма 21 января 2015, 17:04 Святой мученик Або Тбилисский, спасибо тебе за помощь. Защити меня грешную от всякого зла и даруй мне возможность делать много добрых дел. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Наталья 21 января 2015, 13:59 “Слава в вышних Богу и на земли мир,в человецех благоволение!” Святой мученик Або Тбилисский, горячо и слезно прошу - моли Бога о нас грешных Наталье, Владиславе, Владимире; о скорейшем восстановлении мира на Украине, мира во всем мире, о скорейшем восстановлении благоденствия и благополучия всем людям; об искоренении лютости, ненависти, враждебности, сребролюбия и ненасытности; о вразумлении и прозрении творящих зло; о даровании всем нам духа разума, благочестия и миролюбия.

http://pravoslavie.ru/58876.html

Святой мученик Або Тбилисский Аудио Память 8/21 января MP3 (MP3 файл. Продолжительность 5:08 мин. Размер 3.7 Mb Читает иеромонах Клеопа (Данелян) Святой Або, араб из Багдада, жил в VIII веке. Он был воспитан в мусульманской вере, обучен арабской грамоте и искусству изготовления благовоний. В 18 лет он стал слугой князя Грузии Нерсе Куропалата, который в то время был в опале и жил как заложник в Багдаде. Новый халиф освободил Нерсе (776), и тот снова стал правителем христианской Грузии. Або последовал за ним в эту далекую землю, выучил ее язык, стал интересоваться ее обычаями и, пораженный кротостью нравов христиан, принялся c усердием изучать Священное Писание и учение Церкви. Вскоре он понял, что именно здесь обрел истину. Однако Або не мог принять святое крещение, опасаясь, что его сразу же убьют мусульмане, и поэтому стал жить как христианин тайно. Тремя годами позже Нерсе вновь утратил милость халифа и бежал на Северный Кавказ в земли хазар, дикого и жестокого народа, который тем не менее верил в Единого Бога-Творца и хорошо принял грузинского царя. Або сопровождал его. Здесь он мог принять крещение во имя Святой Троицы и свободно подвизаться в посте и молитве, повсюду следуя за господином в его злоключениях. Даже живя в городе, святой Або вел духовную брань во время Великого поста, подобно великим отцам пустыни, подчиняя устремления плоти духу и отражая наступления бесов длительным постом, безмолвием и бдением. Пробыв некоторое время в Абхазии, Нерсе получил разрешение вернуться в родные места, в Картли (Восточная Грузия). Або настоял на том, чтобы сопровождать его и открыто исповедать свое обращение перед мусульманами. «Какая мне польза оставаться в этой стране, где нет ни опасности, ни возможности умереть за Христа?» – говорил он. Добравшись до Тбилиси, святой Або открыто исповедовал христианскую веру в течение трех лет, невзирая на оскорбления и запугивания. Но никаких серьезных испытаний в это время ему не пришлось претерпеть, ибо его час еще не настал (ср.: Ин 7: 30; 8: 20).

http://pravoslavie.ru/58876.html

В 782 г. узнав, что халиф посадил управлять Картли его племянника Стефаноза, Нерсе при условии отказа от политической деятельности наконец смог вернуться домой. Князь абхазский не желал отпускать от себя св. Або, убеждая его, что арабы не простят ему, их брату по крови, отказа от исконной их веры, но мученик ответил ему словами Христа: " Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме " (Мф., 5:15). В Тбилиси Або уже открыто стал проповедовать соплеменникам учение Христа, что в условиях активной исламизации арабами грузинского населения считалось государственным преступлением. Спустя 3 года Або, которого долго и безуспешно пытались отговорить от исповедания Христа знавшие его горожане, был заключен в тюрьму новым тбилисским эмиром, однако через несколько дней эрисмтавару Картли Стефанозу удалось освободить его. Тогда противники святого вновь подали жалобу на него во дворец эмира. Або был предупрежден о готовящемся аресте, но отказался покидать пределы города, сказав: «Я готов не только страдать за Христа, но и умереть». Будучи схваченным и представленным на суд эмира 27 декабря 785 г., в день памяти св. первомученика Стефана, Або подвергся искусу богатством и славой, но остался тверд в вере. Проведя в темнице 10 дней, Або все это время пребывал в непрерывной молитве и посте, продал все, что у него было, и кормил находившихся с ним в заключении узников. Продолжая подвергаться и там уговорам и угрозам со стороны служителей эмира, Або остался непоколебим. Накануне своего мученического подвига юноша сказал заключенным вместе с ним, что на следующий день разлучится с телом, продал свою одежду и купил ладан и свечи, разослав их по всем церквям города с просьбой молиться об укреплении его духа. 6 января, в день Крещения Господня , Або был проведен по всему Тбилиси до дворца эмира. По дороге мученик пел псалмы и утешал сочувствующих и плачущих по нему христиан. Представ последний раз перед судом эмира, святой вновь исповедовал веру Христову, и по приказу рассвирепевшего судьи отсечь ему голову, был выведен во двор эмирских палат у входа в церковь Сорока мучеников (совр. участок дороги, ведущей от тбилисских серных бань к ботаническому саду). Трижды палачи совершали несмертельные удары, надеясь, что страх близкой смерти заставит юношу отречься от Христа, но святой мужественно перенес муки и был усечен мечом.

http://drevo-info.ru/articles/4837.html

Боясь, как бы подвиг святого не возбудил волнений христиан в городе, служители эмира спрятали его тело, одежду и даже землю, куда впиталась его кровь, в дорожном мешке и отвезли на общественное кладбище на скалистом берегу р. Мтквари (совр. Кура). Во избежание возможных слухов о воскресении мученика и поклонения его честным останкам, тело св. Або было решено сжечь. Кости, не поддавшиеся огню, и пепел христоборцы зашили в шкуру овцы и бросили в реку. Когда служители эмира ушли, на место сожжения тела св. Або, отбросив всякий страх перед арабами, стали стекаться христиане, неся в руках свечи и ладан: они брали землю с этого места, целовали ее, и многие исцелялись от болезней. Когда же стемнело, в небе взошла яркая звезда, которую видели все горожане. Арабы, думая, что христиане зажгли свет, пытались приблизиться к утесу, но не смогли, объятые страхом. В следующую ночь над мостом, куда были брошены останки мученика, «воссиял, как молния, столпообразный свет», исходящий из глубин воды. Позже на месте сожжения св. Або на скале над Курой был воздвигнут храм Метехи , где хранилась чудотворная икона святого. В XIX веке С. В. Сафонов, получивший исцеление от нее, устроил в каменной скале часовню, которая в 1868 г. была возобновлена и украшена попечением М. Сабинина, а в начале XX в. разобрана. Мч. Або Тбилисский. Мозаика на храме его имени в Тбилиси Житие («Мученичество») святого Або было написано в 786 - 790 гг. свидетелем его мученической кончины и близким его другом Иоанном Сабанисдзе по просьбе Католикоса Картли Самуила VII (780-784). По мнению исследователя текста, выдающегося груз. ученого проф. К. Кекелидзе, автор «Мученичества» является высокопоставленным светским лицом, получившим прекрасное образование, о чем свидетельствуют его обширные знания и свободный и легкий язык. Сабанисдзе в своем произведении проповедует идею острой необходимости духовного возрождения Грузии : вследствие невыносимой политики арабов, направленной на социально-религиозное угнетение грузин, грузинская нация, считает он, подвергается угрозе национального вырождения. Св. Або в его представлении - «молитвенник за всю землю Картлийскую», символ всей объединенной во Христе Грузии, ибо «через него обновилась любовь Христа к нам, и вера наша в Него, ибо мы смешались с народом чуждым, с хулителем веры нашей...». Мученический подвиг св. Або, араба по происхождению и воспитанию, представляется автором как укор и назидание грузинам, «держащим христианскую веру 500 с лишним лет».

http://drevo-info.ru/articles/4837.html

«Мученичество» признано одним из основных источников изучения истории Грузии 2-й пол. VIII в. Оно в значительной степени восполняет краткие и сухие сведения официальной хроники Грузии «Картлис Цховреба» (Житие Картли), содержит много живых картин эпохи и дает выходящие за пределы хроники сведения относительно соседних с Картли стран — Абхазского царства, Хазарии, Византии и Аравии. «Мученичество» делится на 4 части: «Наставление для благочестивого», «Крещение Або», «Мучение Або» и «Похвала святому Або», предваренные письмом Католикоса Самуила VII, предлагающего Иоане Сабанисдзе описать мучение св. Або, и ответом автора Католикосу. В сочинении Сабанисдзе обнаруживается знакомство автора с некоторыми произведениями довольно богатой агиографической литературы, существовавшей в то время на грузинском языке - как переводной, так и оригинальной. Оформление текста автор частично заимствует из жития «Святых сорока мучеников, которые пострадали в г. Севастии» свт. Василия Великого, особенно останавливаясь на схожести обстоятельств их подвига с подвигом св. Або. Композиция текста аналогична «Мученичеству Стефана Первомученика», символическое учение об именах Иисуса Христа, содержащееся в 1-й части, автор заимствует из произведений Епифания Кипрского «О Пасхе» и [Пс-] Дионисия Ареопагита «Об именах Божиих». При составлении своего текста автор также использовал грузинские оригинальные жития V в. «Мученичество Шушаники» и «Мученичество Евстафия Мцхетского». «Мученичество» св. Або Тбилисского было популярно в Грузии и входило в древние литургические сборники «Мравалтави» (Многоглавы). Существуют также синаксарные редакции жития, которые неоднократно издавались. 16 августа 2002 г. Литература: Кекелидзе К. С. Памятники древнегрузинской агиографической литературы/Ин-т истории Груз. лит-ры им. Ш. Руставели АН Груз. ССР. Тбилиси, 1956. С. 31-60; Очерки истории Грузии/Ин-т истории, археологии и этнографии им. И. А. Джавахишвили АН Груз. ССР. Тбилиси, 1988. С. 181-183; Полные жизнеописания святых Грузинской Церкви/Пер. М. Сабинина. Москва, 1994. С. 164-175; Никитин В. А., Крашенинникова Н. Н. Або Тбилисский//Православная Энциклопедия. Москва, 2000. Т. 1. С. 45-46.

http://pravoslavie.ru/40165.html

«Мученичество» признано одним из основных источников изучения истории Грузии 2-й пол. VIII в. Оно в значительной степени восполняет краткие и сухие сведения официальной хроники Грузии «Картлис Цховреба» (Житие Картли), содержит много живых картин эпохи и дает выходящие за пределы хроники сведения относительно соседних с Картли стран — Абхазского царства, Хазарии, Византии и Аравии. «Мученичество» делится на 4 части: «Наставление для благочестивого», «Крещение Або», «Мучение Або» и «Похвала святому Або», предваренные письмом Католикоса Самуила VII, предлагающего Иоанну Сабанисдзе описать мучение св. Або, и ответом автора Католикосу. В сочинении Сабанисдзе обнаруживается знакомство автора с некоторыми произведениями довольно богатой агиографической литературы, существовавшей в то время на грузинском языке - как переводной, так и оригинальной. Оформление текста автор частично заимствует из жития « Святых сорока мучеников, которые пострадали в г. Севастии » свт. Василия Великого , особенно останавливаясь на схожести обстоятельств их подвига с подвигом св. Або. Композиция текста аналогична «Мученичеству Стефана Первомученика », символическое учение об именах Иисуса Христа , содержащееся в 1-й части, автор заимствует из произведений Епифания Кипрского «О Пасхе» и [Псевдо-] Дионисия Ареопагита «Об именах Божиих». При составлении своего текста автор также использовал грузинские оригинальные жития V в. «Мученичество Шушаники » и «Мученичество Евстафия Мцхетского ». «Мученичество» св. Або Тбилисского было популярно в Грузии и входило в древние литургические сборники « Мравалтави » (Многоглавы). Существуют также синаксарные редакции жития, которые неоднократно издавались. Литература Использованные материалы   Груз. , - Або Тбилели ; от араб. ‎‎, " абу " - отец. Редакция текста от: 30.09.2015 19:54:21 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/4837.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010