Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБО ТБИЛИССКИЙ предыдущая статья Т. 1 , С. 45-46 опубликовано: 22 октября 2007г. АБО ТБИЛИССКИЙ Св. Або Тбилисский. Литография. XIX в. Св. Або Тбилисский. Литография. XIX в. Тбилисский [Тбилели; груз. от араб. - отец] (757-758, Багдад - 6.01.786, Тбилиси), мч. (пам. 8 янв.); почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси. По происхождению араб, жил в Багдаде и занимался изготовлением благовонных мазей. В 775 г. А. Т. прибыл в Тбилиси, столицу Тбилисского эмирата, подчиненного Арабскому халифату, в свите правителя Картли Нерсе, возвращавшегося на родину после трехгодичного пребывания в тюрьме в результате клеветнического доноса. Познакомившись с христианами, А. Т. выучил груз. язык и письмо, стал изучать Свящ. Писание, вести аскетический образ жизни, посещать богослужения и постоянно искал случая принять Крещение в безопасном месте, т. к. боялся соплеменников-арабов. В 781 г. А. Т. вместе с Нерсе, вновь вызванным халифом в Багдад и во избежание расправы бежавшим в Хазарию, покинул Тбилиси и в Хазарии «принял Крещение от рук пресвитеров, ибо... в северной этой стране много селений и городов, которые живут беспрепятственно в вере Христовой» (Кекелидзе. С. 34). Спустя нек-рое время А. Т. попал в Абхазию, где жила семья Нерсе (его мать была вдовствующей царицей). Увидев благочестие жителей Абхазского царства, А. Т. принял на себя трехмесячный подвиг молчания и поста. Вернувшись в 782 г. в Тбилиси вместе с Нерсе, А. Т. уже открыто проповедовал учение Христа своим соплеменникам, за что в 785 г. был заключен в тюрьму взошедшим на престол новым эмиром. На суде он подвергся искусу богатством и славой, но остался тверд в вере. На 10-й день, в праздник Крещения Господня, А. Т. был обезглавлен во дворе эмирских палат, а тело его отвезли на общественное кладбище на скалистом берегу р. Мтквари (совр. Кура) и во избежание возможных слухов о воскресении мученика тело А. Т. сожгли. Кости и пепел были зашиты в шкуру овцы и брошены в реку. Ночью над этим местом взошла яркая звезда, а над водой «воссиял, как молния, столпообразный свет» (Кекелидзе. С. 57). |
23 Рубрика «о прыпадках которые бы се при службе божой так стороны материи яко и служителя могли прытрафити» отмечает следующие могущие быть при совершении евхаристии случаи. «Если бы материя была згола неналежачая, тела албо крови Христовое, а священник бы тое постерег перед посвящением на прыклад же место вина налил воды теды мает тую воду скелиха прочь вылити, а вина влити, и до него трохи воды 24 естлибы вино было зепсованое, або хлеб зепсованый, а не было бы вина иншого або хлеба иншого тогда маеть перестали от служения тоеж мает чинити, если есть хлеб житный, або трохи прицвилый, также теж естли есть вино приквасное, албо прицвилое. 25 Если бы материя была вонтпливая яко есть хлеб житный, албо пшенный зводой приправной робленный, а священник бы того постерог по посвящении в причастии, албо по причаестии, тогды тую материю посвященную отложили троху на сторону, которая мает быти оживана по потреблении другую мает взяти и посвятити, потиху мовяча начавши от оных слов: в нощь внюже предан аж до оных слов твоя от твоих, изнову причащатися. 26 Тож мает чините, если бы по посвящению не знашол крови христовое, але воду, албо пиво, албо инший напой, албо ничего не знашол, тогды выливши, еслибы што колвек спреречоных вкелиху было, и знову влити вина и воды, и так посвятити потиху начавши от оных слов: такожде и чашу повечери глаголя, аж до оных слов: твоя от твоих, а еслибы иншого вина згола не мог достати по посвящению тела христова тогды не мает переставати от службы божое але все аж до конца отправовати». 27 «Если бы впроскомидии забыл лити воды до вина, тогды если бы собе прыпомнил передпосвящением крови христовы, повинен под грехом смертельным прылити воды до вина и так посвятити, а если бы собе прыпомнил по посвящения крови христовы, теды не мает лити, а тося не маеть розумети о укропцу». |
Собирание ума в сердце есть внимание, воли - бодренность, чувства - трезвение. Внимание, бодренность и трезвение - это 3 «внутренних делания», к-рыми совершается «самособрание» и действует «внутрь-пребывание». Вслед за деланиями душевными должны направляться внутрь и телесные: за вниманием обращения внутрь очей, за бодренностью - напряжение мускулов во всем теле «в направлениях к персям», за трезвением - оттеснение расслабляющих движений, подавление услаждения и покоя плоти (Там же). Свт. Феофан Затворник. Литография П. Ф. Бореля. 1860 г. (ГИМ) Свт. Феофан Затворник. Литография П. Ф. Бореля. 1860 г. (ГИМ) Свт. Феофан подчеркивает отличие «внутрь-пребывания» и собирания от углубления при размышлении: последнее исходит только от ума, не затрагивая др. силы, и остается в голове. «Внутрь-пребывание» является «условием истинного господства человека над собою, следовательно, истинной свободности и разумности, а потому и истинно-духовной жизни» (С. 207). Вступивший внутрь себя видит иной мир, «делание» состоит здесь в том, чтобы со всевозможным напряжением вставлять себя в строй (стояние в мире духовном) в отношении вседержительства, всезрительства Божия, домостроительства спасения. Перечисляя упражнения, какие Сам Бог в Свящ. Писании указал как средства к возвращению человеком потерянной чистоты и целости,- пост, труд, бдение, уединение, удаление от мира, хранение чувств, чтение Свящ. Писания, причащение, обеты и др.,- свт. Феофан подчеркивает, что все эти подвиги будут лишь упражнениями, если «благодать не пройдет через них» (С. 224). «Вступая в подвиг,- наставляет свт. Феофан,- не на нем останавливай внимание и сердце, но минуй его, как нечто стороннее,- разверзай себя для благодати, как готовый сосуд, полным себя Богу преданием» (С. 231). Когда ум видит строение мира духовного, сердце ощущает сладость и издает теплоту. Это «соуслаждение духовному есть первый признак оживления умершей души от греха» (С. 239). Сердце оживляется в чувствах своих преимущественно молитвой. Свт. Феофан выделяет 3 степени молитвы: 1) молитва телесная, делательная,- в чтении, стоянии, поклонах («внимание отбегает, сердце не чувствует, охоты нет: тут - терпение, труд, пот»); 2) молитва внимательная («ум привыкает собираться», «внимание срастворяется со словом писанным и говорит как свое»); 3) молитва чувств - «кто перешел к чувству, тот без слова молится, ибо Бог есть Бог сердца». Когда достигнуто молитвенное чувство, «прекрати всякое другое делание и стой в нем», советует святитель (С. 242-243), ибо, как говорит прп. Иоанн Лествичник, «Ангел Хранитель наш молится с нами» (28. 11). |
Те, кто пишут мне призывы что-то организовывать и куда-то что-то писать, или что-то подписывать. Поймите, что вопросы войны и мира не решаются в интернетных акциях, коллективных хештегах и блогерских выступлениях. Они решаются в кабинетах Вашингтона, Лондона, Кремля, Берлина. А для верующего очевидно, что эти вопросы решаются ещё выше – на небе. Небо же реагирует не на акции протеста, а на изменение сердец и покаяние. Украина НИЧЕГО не поняла за 8 лет. Не поняла того, что расплодила фашизм, узаконила беззаконные убийства, накачала своих детей русофобией, позволила Западу сделать свою землю платформой для борьбы с Россией. Ни тени покаяния, ни тени изменения. Сотни истеричных писем с Украины, наполненные злобой, показывают – никто ничего не понял. Есть только ненависть и поиск врагов. Увы, этим заражено даже и украинское духовенство. Бросились не поминать патриарха – без единой на то канонической причины… Неужели это поможет миру? Редко-редко звучат голоса истинных пастырей-христиан. Выпишу их, они дороги для меня: «Ужас войны разделяет людей на два лагеря. Кто-то начинает всматриваться внутрь себя, раскаиваться и в результате находит Бога, а другие, наоборот, всё больше озлобляются, разжигают в своей душе гнев и ненависть, тем самым, к сожалению, отдаляются от Всевышнего» (митр. Антоний (Паканич)). «Читая Слово Божие, мы также понимаем, что любые войны и катаклизмы есть действия Промысла Божия. А если это так, то никто не даст нам избавления от этой беды, кроме Самого Бога. Если нет воли Божией, то все армии мира не смогут нам помочь. Как же нам сменить Божией гнев на милость? Есть только один способ – покаяние… Нашу страну постигла страшная участь, которую никто из нас даже себе не мог представить… Всемогущий Господь, посылая нам скорби для вразумления, как отец, наказывающий непослушное чадо, ждёт от нас раскаяния и вразумления» (митр. Лука Запорожский). «Поки не буде глибокого покаяння у та доброго найближчим часом не буде. На жаль, покаяння у людей або або лише формальне. Тому вважаю, що та насамперед закликати до покаяння. Це надзвичайно важко, бо люди не хочуть бачити власних починають тих, хто у цьому Однак шляху до примирення (духовник Киевской Духовной Семинарии архим.Маркелл (Павук)). |
Др. титулом экзархов был титул А. Именно в этом значении известны из церковной титулатуры IV в. А. Кесарии Каппадокийской, Антиохии, Эфеса, Александрии. Экзархаты, во главе к-рых стояли А., оказались неустойчивыми образованиями: в V-VII вв. одни из них (Александрийский, Антиохийский) выросли до статуса Патриархатов, др.- Понтийский, Асийский и Фракийский - с кафедрами в Кесарии Каппадокийской, Эфесе и Ираклии, соединившись, составили новообразованный К-польский Патриархат. Из Антиохийского (Сирийского) диоцеза выделился Иерусалимский Патриархат (в границах Палестины). В лат. половине империи власть Римского епископа распространилась вначале на Италию, а затем и на весь Запад. При этом первые епископы этих более крупных образований могли сохранять наряду с титулами патриарха или папы также и титул А. Ныне титул А. имеют наряду с Патриаршим Предстоятели Церквей: К-польской, Грузинской (архиепископ Мцхетский и Тбилисский), Сербской (архиепископ Печский) и Румынской (архиепископ Бухарестский). Но по преимуществу А. стали с тех пор именовать Предстоятелей автокефальных Церквей, к-рые не имели Патриаршего сана: первоепископа Кипрской Церкви, епископа Нов. Юстинианы, с к-рой преемственно связана Охридская архиепископия и Болгарская Патриархия, хотя ныне титул А. Нов. Юстинианы носит Предстоятель Кипрской Церкви. В наст. время помимо Предстоятеля издревле автокефальной Кипрской Церкви сан А. имеют Первосвятители автокефальных Элладской и Албанской Церквей. Причем в соответствии с древним значением титула Предстоятели Церквей в сане А. стоят выше по диптиху Предстоятелей с саном митрополита. Но Предстоятели автокефальных Церквей Чешских земель и Словакии, Православной Церкви в Америке наряду с титулом митрополитов имеют также титул А.: первый - Пражского, второй - Вашингтонского. |
Тогда Академический театр Руставели ездил на гастроли по всему миру, они собирались в Америку, и она спросила меня: – Какую гитару тебе привезти? Мне посоветовали «Фендер» – правда это самая лучшая фирма? Гитара «Фендер» была в то время даже за пределами мечтаний, но я не поддался. – Нет, – говорю, – меня это больше не интересует. До свидания, мне на службу пора! Неофитский ригоризм-это естественно В 1988 году открыли известный тбилисский храм Джварис Мама 47 , туда назначили только что рукоположенного молодого священника. Его мало кто знал, и приход был небольшим, а я такой и искал, чтобы было как можно меньше суеты. Сначала стал прихожанином, а в скором времени – и алтарником. Батюшка – человек добрый, но тогда, в молодости, был он еще и забавным. По окончании литургии в кафедральном соборе Сиони громко звонили колокола (Джварис Мама находится напротив). В Сиони служил Патриарх, а у нас молодой священник. И когда мы заканчивали литургию прежде Патриарха, то есть из Сиони не было слышно колокольного звона, настоятель наш ворчал: – Что они делают до сих пор? Зачем так литургию затягивают? Все им чего-нибудь не хватает, концерты вместо службы устраивают! А когда колокольный звон раздавался прежде окончания нашей литургии, батюшка начинал горячо возмущаться: – Ну куда они так спешат?! Что, молиться им в тягость? Только и думают, как бы в трапезной поскорей очутиться! Весело было с нашим молодым настоятелем: что бы ни случилось, мы всегда оказывались правыми. Мало-помалу становились мы с моим молодым духовником православными ригористами. Неофит – всегда ригорист. Это нормально, я тоже был таким, этого не стоит стесняться, просто нужно уметь спокойно взрослеть и благодарить Бога за тот путь, которым Он вел тебя. |
Причт при сей церкви положен одноклирный, состоящий из настоятеля и псаломщика. Церковного дохода в год поступает до 150 руб. Причт, кроме штатного жалованья и вознаграждения, получаемого за отошедшее в казну имение (количество в ведомости не обозначено), пользуется церковною землею и помещением. Церковной земли считается: усадебной 2 десят. 72 сот., пахотной 35 десят. 69 сот., сенокосной 4 десят. 52 сот., неудобной 2 десят. 69 сот. Усадебная земля расположена при церкви, а остальная также не в далеком расстоянии и в двух участках. План на землю имеется и владеет оною причт беспрепятственно. Для помещения священника имеются: дом, амбар, варивня, два сарая, баня, погреб, сеновал, два хлебных сарая и гумно; для причетника же никаких построек не имеется. Все имеющиеся строения, за исключением одного сарая, требуют капитальной ремонтировки. При церкви существует церковно-приходское попечительство и штатное народное училище; богадельни в приходе нет. «Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть II, Борисовский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1879 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. Добавить статью или комментарий Текст статьи Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог. |
Оставил еси, говорит он, источник премудрости; аще бы путем Божиим ходил еси, жил бы в мире во время вечное . Это подробно истолковано также у других, которые разумеют под премудростью или ведение и созерцание сущаго, или благочестие; я же кратко и ясно изложу то, что думаю об упоминаемой здесь премудрости. По моему мнению, мудрый и святый Иов говорит так: все прочее, какъ-то: металлическия вещества, искусства, знания и все другое, — что он сам перечислил с изумлением, — человек приобрел посредством мудрости, а самую мудрость, спрашивается, откуда нашел он? Разве он копал землю и изследовал глубину моря, чтобы найти ее? Далеко нет: это приобретение есть дар Божий Источник: Творения св. Дионисия Великаго, епископа Александрийскаго, в русском переводе. — Издание Казанской Духовной Академии. / Пер., прим. и введ. свящ. А. Дружинина, под редакцией э. о. проф. Л. Писарева. — Казань: Типо-литография Императорскаго Университета, 1900. — С. 95-102. notes Примечания 1 Новатом Евсевий ошибочно называет Новациана. Иероним (de viris illustribus, cap. 69) исправляет эту ошибку в своем сообщении об этом послании, тогда как Руфин в своем переводе Церковной истории Евсевия увеличивает ошибку последняго, прибавляя слова: же написал он Новациану». 2 Т. е. до принятия епископскаго сана. Срв. Евсевия Церковная история VI, 43. 3 Слово Валезий в примечаыии на это место объясняет в смысле указания на дуумвиров (duumviri) или магистратов (magistratus) города Александрии, справедливо замечая, что не было надобности посылать вместе с центурионом еще и военачальников, которые сами никогда не сопровождали преступников на место ссылки. Дуумвиры и магистраты, хотя и занимали менее видное положение по сравнению с военачальниками, назывались у греков также военачальниками. |
Продолжается расхищение пушных богатств у мыса Лопатки из-за отсутствия там стражи. Хамадан (Персия). Находящиеся тут русские солдаты, превратно поняв свои новые права, грабили базар. Коммерсанты укрылись в английском консульстве, после происшествия вернулись к мирным занятиям. Харьков, 28. Получена радиотелеграмма, что Милюков в Петрограде убит и союзные державы потребовали упразднения Совета рабочих депутатов. Батумский СРД постановил: чтобы не конкурировать с рабочими газетами, редакция должна выпускать свой номер в продажу не в день напечатания, а на следующий. публикует, что независящим от неё она не может полностью печатать материал, освещающий местную общественную жизнь… Провинциальная печать острижена под гребёнку новыми цензорами. Уральские большевики бросили лозунг: не с нами, тот против Ростов-на-Дону. Революционный студенческий комитет постановил предложить ректору университета проф. Вехову выйти в отставку. Выделена студенческая комиссия управлять делами университета. Телеграмма из Або : русские солдаты и матросы, купившие Финляндии свободу ценой нашей крови, дожили до того, что финляндские банки и магазины отказываются принимать русские … Россия стала, по-видимому, бесхозяйной, отчего её не растаскивать по кускам? Какое презрение к революции надо испытывать, чтобы на знамени её рядом со словом написать Безумная проповедь универсального захвата ведётся широко и невозбранно… ведомости Мысль сейчас не работает: готовые формулы, перед которыми падает ниц раболепствующая толпа. ведомости Русская нива заросла сорной травой. Чем глубже перепахать её, тем богаче она даст урожай от новых семян. И то, что разрушится и рухнет, – да будет удобрением. (Тан, ЛЕНИН И КАЗАКИ . Из резолюции 4 Донского им. Платова казачьего полка: Ленина нам не нравится. |
Конечно, и красота его чудная! Это как будто дорогая бомбоньерка парижского изделия, волшебством превратившаяся в грандиозное и грациозное здание. Легкость и гармония: ничего лишнего. Удивительно то, что с какой точки внутри ни рассматривать храм, – отовсюду он виден почти весь, и красота его не теряет от перемены точки зрения. Просто диво! Все лучшие описания и все лучшие художественные снимки, изображающие внутренность Софии, какие только нам встречались, все совершенно верны, потому что сам храм художественно прекрасен. Но ни одно описание этой внутренности, как бы оно ни было тщательно сделано, и никакая фотография и литография не могут возбуждать в душе и сотой доли того чистого наслаждения и того сладостно–величавого впечатления, которое дается зрелищем самого храма. Быть может, удивительнее всего то (это я сам глубоко прочувствовал), что чем больше ознакомляешься с храмом, тем больше и при том очень быстро сродняешься с ним. Вы чувствуете, что как–будто вы уже давно знаете этот храм и теперь только восстанавливаются в памяти дорогие черты. Он как будто родной для вас храм. Лишь истинно художественные произведения способны возбуждать такие мысли и чувства! Когда несколько улеглась сила первого впечатления, я старался дать себе отчет о подробностях зримого и чувствуемого. Храм был светел, но вовсе не так светел, как рассказывают другие, мне известные наблюдатели и описатели храма. Он ничуть не светлее других греческих храмов в Константинополе 6 . Большое количество света, по моему мнению, – не составляет особливой принадлежности Софии. Купол Софии столько раз был описан, что я не решаюсь еще раз делать тоже самое: к тому, что всем известно, мне нечего прибавлять. |
|