001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
АБО ТБИЛИССКИЙ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Мч. Або Тбилисский Тбилисский (ок. 757 - 758 - 786 ), мученик , почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси Память 8 января По происхождению араб , жил в VIII веке в Багдаде и был изготовителем благовонных мазей. Известно, что он был грамотен и имел многих братьев и сестёр . В 775 г. правитель (эрисмтавар) Картли (Восточная Грузия ) Нерсе, проведший в результате клеветнического доноса 3 года в багдадской тюрьме и оправданный только что взошедшим на престол халифом Ал Мансуром, был отпущен на родину и взял с собой недавно поступившего к нему в услужение Або, бывшего в то время юношей 17-18 лет. В Тбилиси , столице Тбилисского эмирата , входившего в состав Арабского халифата , Або быстро и легко выучил грузинский язык и письмо, стал посещать православные богослужения и прилежно изучать Священное Писание . Неоднократно вступая в споры с вероучителями, Або в конце концов отверг в сердце мусульманскую веру . Однако, не имея возможности открыто объявить себя христианином из-за боязни соплеменников-арабов, юноша стал тайно вести аскетический образ жизни и постоянно искать случая принять крещение в безопасном месте. В 781 г. Нерсе, повторно подвергшийся доносу, вновь был вызван для разъяснения дела в Багдад . Но, боясь расправы, эрисмтавар отправил свою семью в Абхазское царство (в то время - территория Западной Грузии от Кавказского хребта до Трапезунда), где царицей была его мать, а сам вместе со свитой, в составе которой был и Або, бежал в Хазарию - по всей видимости, чтобы выработать план дальнейших действий в борьбе против общего врага - арабов.

https://drevo-info.ru/articles/4837.html

Або Тбилисский (Тбилели) - мученик, пострадавший на Богоявление (6 января) 786 года . По происхождению - араб, мусульманин, жил в Багдаде и был мастером по изготовлению благовонных масел. В 775 году из Багдада в Тбилиси возвращался грузинский правитель Нерсе, оклеветанный в измене и проведший в Багдаде три года в темнице, но затем освобожденный. В его свиту попал Або. В Грузии он изучил грузинский язык, познакомился с христианским учением, которое овладело его душой. Он стал посещать богослужения, вести аскетический образ жизни и искал возможность принять крещение в уединенном месте из-за страха расправы со стороны арабов мусульман . Такая возможность ему представилась, когда в 781 году его покровитель Нерсе бежал в Хазарию, страшась репрессий со стороны багдадского халифа. Вместе с ним покинул Тбилиси и Або и принял крещение в Хазарии . Через некоторое время Або Тбилисский оказался в Абхазии, на родине Нерсе. Поразившись благочестию жителей жителей абхазского царства, Або наложил на себя трехмесячный подвиг молчания и поста. По возвращении в Тбилиси в 782 году, св. Або, победив страх, открыто проповедывал веру Христову своим соплеменникам. Целых три года его никто не трогал, пока в 785 году новый эмир не приказал заключить его в темницу. По просьбе эристава Стефана, племянника Нерсе, он был отпущен, но по настоянию неких доносчиков, исполненных злобы схвачен вновь. Приведя святого на суд, состоявшийся 27 декабря, на память мученика Стефана, эмир попытался ласковыми словами, обещанием богатств и почестей отвести святого от веры Христовой . Однако, святой отверг это искушение со словами из Деяний: «Золото и серебро да будут тебе в погибель . Почестей от людей я не ищу, ибо я имею дар Христов – неувядаемый венец спасения и вечную славу на небесах» . После этого на Або были наложены оковы и он брошен в темницу.

http://bogoslov.ru/article/2368300

После революции Смоленский храм был разрушен, и чудотворная икона исчезла. В настоящее время в Твери в Вознесенском соборе находится чтимый список этого образа Пресвятой Богородицы. Умиление иконы Божией Матери Храмы в Каталоге Умягчение злых сердец (Семистрельной) иконы Божией Матери Храмы в Каталоге Утоли моя печали иконы Божией Матери Храмы в Каталоге Икона Божией Матери, именуемая Утоли моя печали , прославилась в Москве многими чудесами со второй половины XVIII века, а особенно во время чумы в 1771 году. Икона принесена в Москву казаками в 1640 году в царствование Михаила Феодоровича (1613 - 1645) и помещена в храме святителя Николая на Пупышах в Садовниках Фанеромени иконы Божией Матери Храмы в Каталоге Целительница иконы Божией Матери Храмы в Каталоге Икона Божией Матери Целительница , находившаяся в Москве, является копией с образа из Цилканского храма в Карталинии, написанного во времена святой равноапостольной Нины (IV век). Икона изображает Божию Матерь, стоящую у постели больного клирика. Чернобыльский Спас иконы Храмы в Каталоге Икону создал иконописец Троице-Сергиевой Лавры Владислав Горецкий, владеющий уникальной техникой работы с сусальным золотом. Во время освящения иконы, проходившего в 2003 году в Киево-Печерской Лавре, по свидетельству очевидцев произошла серия чудесных явлений. Сначала прямо над иконой пролетел голубь, затем среди облаков возникла радуга в виде нимба, после чего многие верующие увидели в небе явление православного креста, с солнцем в перекрестии. Аарона пророка Храмы в Каталоге Святой праведный Аарон первосвященник Або Тбилисского Храмы в Каталоге Мученик Або Тбилели (Тбилисский), араб по происхождению, жил в VIII в. в Багдаде и был изготовителем благовонных мазей. В возрасте 17 - 18 лет он оказался в Тбилиси, последовав за правителем Картли (Восточная Грузия) - Нерсесом.

http://sobory.ru/lib/names.php

в царствие небесное и жизни вечной . Упоминается в богослужебных текстах и о распылении пепла сожженного тела Або: И гробом его стала вода, И ныне испрашивает дшам нашим великую милость . Эти слова являются переосмыслением замечания жития о том, что «волны Куры стали для костей святого одеждой, и глубина реки – гробом мученика, дабы нечестивая рука противников Христа не коснулась их» Что касается богословской стороны мученичества, то подчеркивается его универсальный характер, синтезирующий все иные виды святости. Во-первых, в образе св. Або можно увидеть архетип трех отроков в печи Вавилонской: Когда разъярился гневом тиран и ярость лица его обратилась На святого мученика Христова Або. Тот еще сильнее восклицал и говорил. Если и огнем и мучениями вы покончите со мною, Не отрекусь от Троицы Святой . Как мы уже упоминали, в тексте жития в отношении св. Або нет угроз огнем, подобная кара угрожала в Вавилоне трем еврейским юношам – Анании, Азарии и Мисаилу, которые отказались поклониться золотому истукану и вызвали гнев вавилонского царя Навуходоносора. Таким образом, «тиран» (тбилисский эмир) уподобляется разгневанному вавилонскому «тирану» Навуходоносору, а св. Або – одному из трех отроков – таинников святой Троицы . Во-вторых, в тексте службы особо подчеркивается то, что св. Або – преемник апостолов, в том числе – св. апостола Павла (см. выше) и не только потому, что он бесстрашно проповедовал Христа, ежедневно рискуя своей жизнью, но и потому, что повторяет их мученический подвиг. Особенно значимы следующие слова: «Но да увижу Духа Святаго сидящего одесную Отца». «Они связаны с воспоминанием о св. первомученике архидиаконе Стефане, точнее – с его речью перед синедрионом: «Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.

http://bogoslov.ru/article/2368300

Преподобный отец наш Ахила диакон возлюбив от младенчества постническую жизнь и отвергши мир, пришел в Печерский монастырь, чтобы здесь угодить Господу. Здесь он принял на себя ангельский образ и проходил тесный путь иночества с великим терпением, послушанием и смирением. Воздержанием своим в пище и питии он превосходил многих подвижников, ибо он не вкушал ни сладкой, ни вареной пищи, зелие же употреблял весьма редко и то в малом количестве. Обыкновенно пищей его была одна просфора в неделю. Долгое время преподобный Ахила провел в затворе. К заступничеству святого Ахилы прибегают жаждущие избавиться от «порабощения чревных страстей» (от чревоугодия) и желающие научиться воздержанию (3-я песнь канона преподобным, почивающим в Дальних пещерах). Память преподобного Ахилы совершается также 28 августа/10 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах, преподобного Феодосия, почивающих) и в неделю 2-ю Великого поста (Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских). Январь, 8 Або Тбилели (Тбилисский), мученик Мученик Або Тбилели (Тбилисский), араб по происхождению, жил в XIII веке в Багдаде и был изготовителем благовонных мазей. В возрасте 17–18 лет он оказался в Тбилиси, последовав за правителем Картли (Восточная Грузия) Нерсесом. Нерсес, будучи оговорен перед халифом, провел в Багдаде три года в заключении; освобожденный новым халифом, он взял с собой Або. В Тбилиси Або изучал грузинский язык. Своими добродетелями он заслужил общую любовь и уважение народа. Або стал изучать Священное Писание и все чаще посещать храмы Божии. Пребывая в посте и молитве, он искал удобного случая, чтобы принять святое крещение. В то время правитель Картли Нерсес вновь был оклеветан перед халифом и вызван в Багдад. Нерсес, желая избегнуть расправы, поехал на север, в Хазарию. В его свите из 300 человек оказался также Або. В Хазарии он принял святое крещение. Через несколько месяцев, следуя за Нерсесом, Або оказался в Абхазии. Там он вел строгую подвижническую жизнь, постоянно размышлял над Священным Писанием, подолгу молился на церковных службах. О благочестивой жизни святого Або стало известно владетелю и епископу Абхазии. Он часто призывал святого Або для духовной беседы, удивляясь его глубокой вере и знаниям. Но, желая избежать мирской славы и подражая подвигу преподобного Антония Великого, святой Або предался безмолвию и лишь через три месяца, в день Светлого Воскресения Христова, прервал свое молчание, славя и проповедуя Воскресшего Спасителя.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=84199

Кура). Во избежание возможных слухов о воскресении мученика и поклонения его честным останкам, тело св. Або было решено сжечь. Кости, не поддавшиеся огню, и пепел христоборцы зашили в шкуру овцы и бросили в реку. Когда служители эмира ушли, на место сожжения тела св. Або, отбросив всякий страх перед арабами, стали стекаться христиане, неся в руках свечи и ладан: они брали землю с этого места, целовали ее, и многие исцелялись от болезней. Когда же стемнело, в небе взошла яркая звезда, которую видели все горожане. Арабы, думая, что христиане зажгли свет, пытались приблизиться к утесу, но не смогли, объятые страхом. В следующую ночь над мостом, куда были брошены останки мученика, «воссиял, как молния, столпообразный свет», исходящий из глубин воды. Позже на месте сожжения св. Або на скале над Курой был воздвигнут храм Метехи , где хранилась чудотворная икона святого. В XIX веке С. В. Сафонов, получивший исцеление от нее, устроил в каменной скале часовню, которая в 1868 г. была возобновлена и украшена попечением М. Сабинина, а в начале XX в. разобрана. Мч. Або Тбилисский. Мозаика на храме его имени в Тбилиси Житие («Мученичество») святого Або было написано в 786 - 790 гг. свидетелем его мученической кончины и близким его другом Иоанном Сабанисдзе по просьбе Католикоса Картли Самуила VII (780-784). По мнению исследователя текста, выдающегося груз. ученого проф. К. Кекелидзе, автор «Мученичества» является высокопоставленным светским лицом, получившим прекрасное образование, о чем свидетельствуют его обширные знания и свободный и легкий язык. Сабанисдзе в своем произведении проповедует идею острой необходимости духовного возрождения Грузии : вследствие невыносимой политики арабов, направленной на социально-религиозное угнетение грузин, грузинская нация, считает он, подвергается угрозе национального вырождения.

https://drevo-info.ru/articles/4837.html

Имена святых, упоминаемых в месяцеслове. Имена мужские. А + Православный Церковный календарь Архив RSS Карта сайта Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version ПРАВОСЛАВИЕ.RU ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ Календарь Месяцеслов Имена мужские КАЛЕНДАРЬ Месяцеслов Чудотворные иконы Божией Матери Имена мужские Имена женские Общий список Сегодня Завтра Праздники Пасха Христова Двунадесятые непереходящие Двунадесятые переходящие Великие праздники ИКОНЫ По именам святых Общий список МОЛИТВЫ СВ. ПИСАНИЕ Библия Словарь церковных терминов Чтения каждого дня года ХРАМЫ и МОНАСТЫРИ Храмы Москва Общий Список по ближайшему метро по благочиниям Московская область Общий Список Санкт-Петербург Общий Список Часовни Ленинградская область Общий Список Храмы и часовни в учреждениях УИН Престолы храмов Монастыри Москва Санкт-Петербургская епархия Ставропигиальные Общий список Святыни КАЛЕНДАРЬ ИКОНЫ МОЛИТВЫ СВ. ПИСАНИЕ ХРАМЫ и МОНАСТЫРИ Вебмастеру Подписка О сайте Имена святых, упоминаемых в месяцеслове. Имена мужские. А Аарон Або Аввакум Августин Авда Авделай Авдиес Авдиисус Авдий Авдикий Авдифакс Авдон Авель Авенир Аверкий Авиафар Авив Авид Авим Авксентий Авксивий Авкт Авраам Авраамий Аврамий Аврикий Автоном Авудим Авундий Авций Агав Агавва Агапий Агапион Агапит Агарнасе Агафангел Агафодор Агафон Агафоник Агафопод Агафопус Аггей Аглаий Агн Агриколай Агриппа Агриппин Адавкт Адам Аделфий Адельфий Адриан Аетий Аза Азадан Азария Азат Аифал Акакий Акепсий Акепсим Акила Акиндин Акутион Александр Александра Александрион Алексий Алим Алипий Алкивиад Аллма Алоний Алпсидий Алфей Алфий Альвиан Амандин Амвросий Аммия Аммон Аммоний Аммун Амонит Амос Амплий Амун Амфиан Амфил Амфилохий Анаклет Анания Анастасий Анастасо Анатолий Ангелий Ангелис Ангеляр Ангий Андрей Андромах Андрона Андроник Анект Анемподист Аникита Анин Антигон Антилин Антиох Антипа Антипатр Антоний Антонин Антонина Антонй Анувий Анф Анфим Анфион Анфир Анфон Апам Апеллес Апеллий Аполлинарий Аполлон Аполлоний Аполлос Аппион Апполос Априон Апрониан Аргир Ардалион Арефа Ариан Арий Арис Аристарх Аристион Аристовул Аристоклий Аркадий Армодий Аронос Арпила Арсакий Арсений Артема Артемидор Артемий Артемон Архелай Архилий Архипп Архонтион Арчил Асинкрит Аскалон Асклипиад Асклипий Асклипиодот Астерий Астий Астион Аттал Аттий Аттик Афанасий Афиней Афиноген Афинодор Афоний Афраат Афре Африкан Афродисий Аффоний Ахаз Ахаик Ахеменид Ахила Ахилла Ахиллес Ахиллий Ахия Ахмет Аарон Аарон Первосвященник Июль 20 Або Або Тбилисский, прп.

http://days.pravoslavie.ru/ABC/ma.htm

К VIII ст. Абхазия становится достаточно сильным экономически и политически государством. Одновременно VIII–X века – это период процветания христианства в Абхазии. Все лучшие произведения храмового строительства и церковного искусства прошлого относятся именно к этому периоду. Характерная особенность этого периода – доминирующее влияние самих абхазов на жизнь своей Церкви. Свидетельством духовного и политического могущества Абхазии этого периода может служить разгром в 30-х годах под столицей Абхазии того времени Анакопией (современный Афон) войска арабского полководца Мурван-ибн-Мухааммада. Мусульмане-арабы, завоевав Иверию, осадили столицу Абхазии. Гарнизон крепости вместе с народным ополчением оказали решительное сопротивление захватчикам. О победе над иноверцами совершались непрестанные молитвы в крепостном храме в Тирона перед чудотворной, нерукотворной иконой Божией Матери. « И предстали… перед той святой иконой пречистой богородицы, молились ей преклонившись, и сказали: с надеждой на Сына Твоего, Господа Бога нашего, Который рожден Тобою, помолись Ему за нас и пусть сопутствует нам милость [xix] . По заступничеству Царицы Небесной Господь явил чудо – арабское войско поразила кровяная холера, унеся за одну ночь около 35000 воинов. « Господь бог дал победу малочисленному христианскому воинству; от холеры погибло тридцать пять тысяч сарацин, а от меча — три тысячи» [xx] . « Не будет преувеличением, если это Анакопийское сражение мы сравним со знаменитым сражением Карла Мартелла с арабами при Пуатье. Как при Пуатье в 732 году была предотвращена опасность дальнейшего продвижения арабов на север Европы, так и под Анакопией было остановлено их продвижение на Кавказ» [xxi] . Следует отметить, что христианство в Абхазии в процветало не только внешне, но имело глубокие корни в благочестивой жизни народа. – это время расцвета христианства в Абхазской земле. Вот как повествует об абхазах современник и автор жития мученика Або Тбилели (Тбилисского): « Больше всех благодарил бога блаженный Або, ибо он нашел страну ту процветающей в вере Христовой, в ее пределах нельзя было найти ни одного неверующего» [xxii] . Благочестивая жизнь христиан Абхазии вдохновляла на духовные подвиги. Так, « увидев благочестие жителей Абхазского царства, Тбилисский принял на себя трехмесячный подвиг молчания и поста. Вернувшись в 782 г. в Тбилиси вместе с Нерсе, Тбилисский уже открыто проповедовал учение Христа своим соплеменникам, за что в 785 г. был заключен в тюрьму взошедшим на престол новым эмиром» [xxiii] .

http://bogoslov.ru/article/4875748

Грузинская / Публикации HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Шио Отарашвили Сердце Тбилиси Фотогалерея Банный квартал города Тбилиси – исторический центр грузинской столицы. Банный квартал города Тбилиси – исторический центр грузинской столицы. По преданию, однажды грузинский царь Вахтанг Горгасали охотился в этих местах и застрелил сокола. Когда царь добрался до своей добычи, то увидел ее сваренной в теплых серных источниках, обильно истекающих в этих местах. Впоследствии и сам город стал называться Тбилиси, что переводится как «теплые воды». К XIII веку на территории квартала было около 65 бань. Свидетельства этому оставили арабский историк Тибериади и русский купец Василий Гагара. В XVIII-XIX веке каждая баня имела свое название, например, баня Эрекле, Бебута, Мелики, Мейтри, Коколо, Ходжа, Грили, Чрели и др. Сохранившиеся на данный момент бани построены иранскими архитекторами. Помимо прямого своего назначения бани использовались как место отдыха: жители города приходили сюда, чтобы отмечать праздники. Бани действуют и поныне. Район Метехи Баня Бани Баня Древний водопровод Дом на скале Уличные эмали Игра в нарды Рядом с церковью 40 мучеников Новопостроенная церковь 40 Севастийских мучеников Вид с Метехи на церковь 40 Севастийских мучеников (внизу) Церковь Метехи и статуя св. Вахтанга Могила св. мц. Шушаники Эмалевая икона свв. благ. Тамары, равноап. Нины и мц. Шушаники Статуя св. царя Вахтанге Строителя Статуя св. царя Вахтанге Строителя Церковь св. Або Тбилисского Святой Або Тбилисский Церковь св. Або Тбилисского Вид от церкви св. Або Тбилисского Смотри также: Комментарии читателей 2016-03-06 16:45 Нина : Лет в 12 узнала о Святой равноапостольной Нине, и с тех пор на уровне подсознания всегда было желание побывать в Грузии, пройти теми путями, по которым ходила просветительница Грузии Святая Нино. И вот в 2015 сбылась моя мечта, я побывала паломнической поездкой в Грузии, поклонилась Нине, искупалась в ее источнике. Воспоминания незабываемые! Принимали очень душевно! Снова хочется побывать в Грузии, но уже не группой, а частным образом, чтобы без суеты побывать в благословенных местах.

http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/61296.h...

Там, где льется кровь, слышатся проклятия и ругань, ты проявляешь мужество и любовь, благородство и смирение Быть может, твое сердце говорит: «Не знаете, что вы творите, люди. Придите ко мне как гости, и накрою вам стол с лучшим кахетинским вином, заколю для вас отборного тельца, угощу хлебом и солью». И уподобишься гостеприимному Аврааму. А если чужеземцы больны, то такое сердце и такая молитва способны исцелять любую немощь. И уподобишься ты, Николоз, святым врачам-бессеребреникам. О, если бы эти чужеземцы искали истину, то ты, Николоз, поведал бы им, Кто есть Истина, Путь, Жизнь и Любовь, и что первые святые христианские мученики Грузии – Ражден и Евстафий – были персами, а духовным покровителем столицы является Або Тбилисский – по происхождению араб. И уподобился бы ты просветителям и учителям вселенским. А может, ты уподобился многострадальному Иову, лишившемуся дома, богатства, детей и здоровья, но не возроптавшему, а благодарившему Бога за все: «Бог дал, Бог взял, да будет Имя Его благословенно отныне и до века» (Иов. 1, 21). Ответь нам, Николоз. Но молчит смиренно Николоз, молчит и тот, кто донес до нас его мужество – праведный Илия Чавчавадзе. Вверили они себя в руки Божии, вверили Родину свою – Иверию – и ближних. Вверили и врагов. Хотя нет у них врагов. Из врага сотворили друга. Закончили они свое повествование. Перешли они с земли на Небо. Оставили они нас – земнородных – со своими вопросами. Или не оставили? Но нам отвечает другой гигант духа, живший через 200 лет после этих событий – старец Силуан Афонский . И как отвечает. «Господь научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу.

https://pravoslavie.ru/121730.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010