АБДАС расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБДАС предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 1 , С. 40 опубликовано: 30 ноября 2007г. АБДАС - см. Авда . Рубрики: Православный Церковный календарь 2016 г. Ключевые слова: Христианский Восток Святые неразделенной Церкви Абдас - см. Авда См.также: ААРОН первый ветхозаветный первосвященник АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-ИСРАИЛИ арабоязычный христианский писатель XI века АБД АЛЬ-АХАД еп. Амидский, , несторианско-униатский писатель АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-КИНДИ (IX–X вв.), автор произведения арабо-христианской литературы, посвященного полемике с исламом АБД КУЛАЛЬ знатный химьяритский род АБДАЛЛАХ ЗАХИР диакон, арабо-униатский писатель и церковный деятель Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБД КУЛАЛЬ предыдущая статья Т. 1 , С. 39 опубликовано: 22 октября 2007г. АБД КУЛАЛЬ [араб. знатный химьяритский род, в V-VII вв. исповедовавший христианство. Его предком-эпонимом был, очевидно, Абд Кулаль - автор позднесабейской надписи из Саны (CIH 6), датируемой 573 г. химьяритской эры (463 г. по Р. Х.); упоминание в ней «Милостивого [Бога]» (r hmn-n) типично для южноарав. «неопределенного монотеизма ». По преданию, род был обращен в христианство миссионером, прибывшим от Гассанидов из Сирии. Нет оснований говорить об арианстве А. К.; под его «изначальным (исконным) христианством» (ан-насранийа аль-ула) следует понимать скорее монофизитство. Члены рода играли заметную роль в политической жизни Химьяра , однако утверждения о захвате ими во 2-й пол. V в. царской власти и попытки отождествить их с реальными царями, известными по надписям, вызывают серьезные сомнения. В нач. 30-х гг. VII в. Абд Кулалиты обратились в ислам, а к нач. Х в. род пресекся. Ист.: Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Ed. M. J. de Goeje. Ser. 1. Lugd. Batav., 1879-1898. P. 881; CIH 6 // CIS. Pars 4. P., 1889. T. 1. P. 15-19; Ibn Coteiba s Handbuch der Geschichte / Hrsg. v. F. 1850. S. 309; Ibn Saad. Biographien Muhammeds, seiner und der des Islams bis zum Jahre 230 der Flucht. Bd. 1/2: Biographie Muhammed s / Hrsg. v. E. Mittwoch und E. Sachau. Leiden, 1917. S. 32; Bd. 5: Biographien der Nachfolger in Medina / Hrsg. v. K. V. Leiden, 1905. S. 86-87; Ал-Х асан ал-Хамда ни Кита ал-икли Дж. 2 / Тахки Мухаммад Багдад, 1980. С. 327-328. Лит.: Ryckmans J. Le christianisme en Arabie du Sud // L Oriente cristiano nella storia della Atti del Conv. intern. (Roma, 31 marzo - 3 apr. 1963; Firenze, 4 apr. 1963). R., 1964. P. 428-429, 443-444; Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье: Становление средневекового общества. М., 1985. С. 20, 92, 125-127, 145, 147, 150, 161-162. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова: |
45 . О жизни Мухаммеда могу сообщить тебе следующее. Упомянутый Абд ал-Мутталиб не был известен среди мусульман. Вы его не знаете и не знакомы с ним. Мы же, христиане, верующие в разумного и живого Бога, будучи Его творением и наследниками земли, знаем Его и знакомы с Ним. Итак, ты должен от меня научиться всему тому, чего ты не знаешь. Мухаммед был сыном Абдаллаха, Абдаллах – сыном Абд ал-Мутталиба, Абд ал-Мутталиб – сыном Хашима, Хашим – сыном Абд Манафа, Абд Манаф – сыном Кушайи, Кушайя – сыном Лувайи, Лувайа – сыном Мудрика, Мудрик – сыном Каунана, Каунан – сыном Эмульдаба, Эмульдаб – сыном Алисия, Алисий – сыном Мефусалима, Мефусалим – сыном Арфальсиаха. Услышь теперь, неразумный, о деде Мухаммеда – Абд ал-Мутталибе, а также обо всем, происшедшем вплоть до смерти Мухаммеда. Все, что я сказал и собираюсь сказать тебе, я говорю и пишу на основании Халдейских писаний. Отец Мухаммеда, Абдаллах, купил свою жену Амину – мать Мухаммеда – на арабском рынке. Она была дочерью Леонса. Через 10 лет после рождения Мухаммеда она умерла, и Мухаммед был воспитан Абдаллахом без матери. Когда ему исполнилось 24 года, он взял себе десять жен и шесть рабынь. 46 . Его первой женой была Хадиджа, дочь Хуваилида, второй – Ум-Хабиба, дочь Суфайана, третьей –Хафша, дочь Омара, четвертой – Айша, дочь Абу Бакра, правящего после Мухаммеда. Затем он женился на Сафие, следующей его женой была египтянка Мария, потом – Сауда, Зулха и т.д. Теперь я расскажу тебе о том, как и откуда он их взял. Хадиджа черпала воду и поила верблюдиц. Мухаммед проходил мимо, попросил воды и предложил ей стать его женой. Хадиджа ответила: вижу твое лицо и не смею приблизиться к тебе. Не пророк ли ты из рода Он ей ответил: И попросил ее в жены у отца ее. Ум-Хабиба была рабыней в его доме, и он соблазнил ее. Хафша же, увидев идущего Мухаммеда, бросила ему под ноги свой платок, и он прошел по нему. Мухаммед сказал ей: тебя, вера твоя И он отправил гонцов к ее отцу с просьбой: мне твою дочь в Услышав это, отец очень обрадовался и отослал ее к Мухаммеду, дав с собой кислого молока, чтобы он пил его и благословлял их. Взяв молоко, он выпил его, а девушку соблазнил. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-КИНДИ предыдущая статья Т. 1 , С. 37-38 опубликовано: 7 ноября 2007г. АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-КИНДИ [араб. под этим именем известен автор произведения арабо-христ. лит-ры, посвященного полемике с исламом (IX-X вв.). Первая часть его - это апологетическое послание («Рисала мусульманина Абдаллаха ибн Исмаила аль-Хашими к христианину Абд аль-Масиху ибн Исхаку аль-Кинди»), в к-ром автор предлагает своему другу принять ислам как наилучшую из религий. Вторая часть - ответ А. К.; введение и заключение посвящены христ. вероучению и этике, а в основной части содержится категорический отказ от предложения и резкая критика как самого пророчества Мухаммада , так и ислам. этики. А. К. выдвигает встречное предложение об обращении в христианство, направляя этот призыв ко всем своим читателям. Одновременно А. К. стремится изложить христ. вероучение, очищая его от искажений и подделок. Автор прекрасно знает как Коран, так и предания о жизни Мухаммада ( хадисы ), обнаруживая при этом явные способности к диалектике. Он прямо высказывает мнение, что Мухаммад является лжепророком, поскольку в его деятельности отсутствуют основные признаки истинного пророка: чудотворения, предсказания и их исполнение; в его появлении А. К. видит знак приближения последних времен. Победы мусульман он объясняет гневом Божиим, попустившим это в наказание христианам за падение нравов и языческие предрассудки, но более всего - персам за их приверженность магии. Говоря о нравственном учении Корана, А. К. различает 3 типа закона: божественный, основанный на Христовой заповеди любви, естественный, или разумный, основанный на Моисеевом законе, и «закон насилия», провозглашенный Мухаммадом. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХХАБИЗМ предыдущая статья Т. 7 , С. 338-339 опубликовано: 1 ноября 2009г. ВАХХАБИЗМ в XVIII - сер. XX в. учение Мухаммада Абд аль-Ваххаба и его последователей; с кон. XX в. в России - обобщающее название для мусульм. фундаменталистских религиозно-политических орг-ций и движений. Мухаммад Абд аль-Ваххаб (1703/04-1792), продолжая традицию Ибн Ханбала (ум. 855), основоположника наиболее консервативной из 4 основных религиозно-правовых школ ( мазхабов ) в суннитском исламе, а также Ибн Тамийи и Ибн аль-Кайима, известных богословов-ханбалитов, призывал к строгому соблюдению принципа единобожия (таухида), отказу от поклонения вали (мусульм. «святым» ) и паломничества к их могилам, выступал против принятия клятв и обетов. Он считал также, что мусульмане должны избегать любых проявлений роскоши: в культе, одежде, архитектуре и т. д., и призывал к запрещению «недозволенных новшеств» ( бида ) вообще. С т. зр. аль-Ваххаба только Коран и Сунна могут быть руководством для мусульманина, те же, кто отступили от этого принципа,- «многобожники» в большей степени, чем язычники («люди джахилии»); для борьбы с ними следует объявлять джихад - «священную войну». Проповедь аль-Ваххаба нашла особую поддержку у эмира ад-Дирии - Мухаммада Ибн ас-Сауда; совместными усилиями им удалось объединить племена Неджда в религиозно-политическую конфедерацию, целью к-рой было создание ваххабитского гос-ва Саудидов на территории всего Аравийского п-ова; сын Мухаммада Ибн ас-Сауда Абд аль-Азиз стал имамом (1765-1803), т. е. объединил в своих руках светскую и духовную власть. В течение XIX в. Саудиды ведут непрекращающиеся войны с Ираком, Сирией, Оманом и с пашой Египта; в нач. XX в., захватив Мекку и Медину, они получили контроль над основными святынями ислама; в 1932 г. было создано Королевство Саудовская Аравия, офиц. идеологией к-рого является В. В наст. время В. имеет сторонников в гос-вах Аравийского п-ова, в Сев. Африке, Центр. и Ср. Азии, Индонезии и др. странах. |
49 . У деда Мухаммеда, Абд ал-Мутталиба, был брат по имени Курайш, названный так в честь своего прадеда. Он жил в земле Хама, находящейся на расстоянии двух дней пути от земли Марада, где жил его брат. У Курайша было десять дочерей и три сына. Его младшую дочь звали Лулу, т.е. жемчужина, и ее полюбил Абдаллах, сын брата (Абд ал-Мутталиба) и отец Мухаммеда. Он полюбил ее очень сильно и сказал своему отцу: хочу, чтобы ты попросил своего брата Курайша отдать мне в жены его Курайш же, в отличие от своего брата Абд ал-Мутталиба, был очень богат. Отец Абдаллаха говорит: дядя богат и тщеславен, а я беден. Если я его об этом попрошу, он меня Но тот продолжал докучать отцу по поводу своей двоюродной сестры, которую полюбил. Однажды Абд ал-Мутталиб сообщил своему брату, что собирается взять его дочь в невесты для своего сына Абдаллаха. Тот разгневался и сказал: богом неба и земли, если бы ты не был моим родным братом, я бы тебя стер тебя с лица И они стали врагами. У Абд ал-Мутталиба была любимая собака. Однажды, когда она подошла к дому Курайша, тот ее убил и закопал в землю, чтобы скрыть содеянное. У Курайша же была удивительная кобыла, бегающая как ветер, удерживаемая двумя железными хомутами. Абдаллах с отцом догадались, что собаку убил Курайш. Абдаллах был не в силах смириться с утратой собаки и, взяв подарок, пошел к Курайшу мириться. Ведь арабы считают мир за великое дело. Курайшиты, увидев, что он идет с подарком предложить мир, не встревожились, т.к. тот внешне не замышлял ничего плохого, но приняли его как гостя. А тот, встав ночью, зарезал кобылу и убежал. Курайшиты утром обнаружили это, и Курайш сказал: него была злоба в сердце, и он обманул нас, предложив помириться, чтобы мы не заподозрили ничего Абдаллах, придя к своему отцу, все ему рассказал. Отец ответил: будущем мы должны быть готовы к Курайш со своим вооруженным народом пошел войной против брата. Много людей с обеих сторон погибло. Отец Абдаллаха, перепугавшись, с небольшим количеством людей и с сыном бежал в Мекку, находящуюся на расстоянии 10 дней пути. Все остальные были убиты. |
АРЕФА расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЕФА предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 3 , С. 217 опубликовано: 9 ноября 2008г. АРЕФА (аль-Харит ибн Джабала), филарх из династии Гассанидов - см. Харит ибн Джабала . Рубрики: Всемирная история Ключевые слова: Арабы-христиане Арефа (аль-Харит ибн Джабала), филарх из династии Гассанидов - см. Харит ибн Джабала См.также: АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-ИСРАИЛИ арабоязычный христианский писатель XI века АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-КИНДИ (IX–X вв.), автор произведения арабо-христианской литературы, посвященного полемике с исламом АБУ КАРИБ ИБН ДЖАБАЛА араб-христианин из династии Гассанидов АБУ СУЛХ ЮНУС ИБН АБДАЛЛАХ монофизитский коптский арабоязычный канонист, автор большого компендиума по церковному праву Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
По значению для дагестан. мусульман похороненные в них шейхи образуют следующую иерархию: арабы - воители за веру VIII-XI вв., среди к-рых выделяются шейх Абу Муслим, полулегендарный ислам. миссионер в Д., его сестра и сподвижники - раннесредневек. правители сел Ахты, Кала-Корейш, Кумух, Хунзах, Чох, Чурдаф и др.; Гази-Каландар из Сирии (Шама), по преданию, обративший в ислам лакцев, и др.; миссионеры X-XVII вв.: аль-Мандала, похороненный в Кумухе; шейх Джунейд, распространитель шиизма в Юж. Дагестане; Ханифа из Хазарии, Багдад Али, пир Баба-хан и пир Хасан из Шама, хаджи Удурат из с. Мачада, Рутия из с. Хуштада и др.; мученики (шахиды), павшие в сражениях с неверными в VIII - нач. XX в.,- эмир Джум-Джум и 40 шахидов (кырхлар) Дербента; пир Хашим; «святые кладбища шахидов» в селах Карахала, Хунзах, Тинди, Цудахар и др.; имамы XIX в.- Гази-Мухаммед, Хамзат-бек, Мухаммед-хаджи ас-Сугури (Согратлинский); шамилевский наиб Хаджи-Мурад и мн. другие; суфии и улама XIII - сер. XX в.: шейхи пир Сулейман из Куруша, Халифа из Курара, 2 шейха Ибрахима из Ахты и из Орта-Стал, Амир из Мишлеша, суфи Дауд из Тпига, Кулибек из Дербента, Мухаммед аль-Яраги (из Ярага), Абд ар-Рахман ас-Сугури, Загалав-дибир из Хварши, Хусенияв из Гагатли, Умар-хаджи из Анди, Узун-хаджи ас-Салти (из Салты), Али-хаджи аль-Акуши (из Акуши), Абд ар-Рахман из Н. Казанища, Ильяс аль-Цудахари (из Цудахара) и др.; юродивые и невинно убиенные, безымянные шейхи. Дагестан. мусульмане совершают паломничества к «святым местам», до принятия ислама служившим языческими капищами. К ним относятся: горы - Аддала-Шухгельмеэр, Ахульго, Буцрах, Турчидаг (у аварцев); Бахарган (у ботлихцев и андийцев); Чипир, Читырчаль (у дидойцев); Вацилла (у лакцев); Шалбуздаг и Цийкул (у лезгин, рутульцев); пещеры у селений Кужник, Мискинджи, Хустиль (пещера Дюрх), Цилитль, Чурдаф (у табасаранцев) и др.; камни, часть к-рых считается окаменевшими людьми либо окаменевшей мечетью; источники и озера; деревья («святой» ясень в селах Вертиль и Хучни; Сеид-Мяхв в с. Хапиль; Исмаил-пир в с. Яргиль и др.) и «мечетские леса» сел Заан-Ярак, Кванада, Ругуджа, Чере, Шиназ и др. |
Мария же была египтянкой, живущей в местечке Бус, в Дамасской земле. Мухаммед, будучи наемным рабочим и проходя мимо с верблюдами своей хозяйки, увидел ее, полюбил и взял в свой дом. Краснощекую Сауду, черпающую кувшином воду из печи, он полюбил и, взяв ее за руку, сказал: я имею над тобой власть, и никто И тогда он взял ее в жены. Ее отец, узнав об этом, очень обрадовался и, пав ему в ноги, сказал: мне это, посланник Божий, что ты называешься моим Мухаммед говорит ему: ибо так 47 . У Мухаммеда родилось четверо сыновей и одна дочь. Первый сын – ал-Таиб, второй – ал-Тагир, третий – ал-Касим, четвертый – Ибрагим, а дочь – Фатима. Из всех детей выжила только Фатима. Почему же он, будучи пророком, как ты говоришь, не воскресил никого из своих сыновей перед лицом арабов, чтобы они, увидев это чудо, уверовали? Фатиму он отдал в жены своему племяннику Али, сыну Абу Талиба. У них родилось два сына: Хасан и Хусейн. После смерти Мухаммеда восстал его враг по имени Муавиа и его сын Йазид – могущественный правитель. Он послал людей, которые убили двух сыновей Али: одного отравили, а другого зарезали. Все это я точно знаю. Скажи мне, если ты его называешь пророком, то почему же он не предсказал судьбу своих сыновей и внуков, что они должны будут именно так умереть после его смерти? Затем вместо Мухаммеда как халиф шесть с половиной лет правил Абу Бакр, затем Омар, сын Хаттаба – шесть лет, затем Осман, сын Афаиса – 12 лет, затем Али, сын Абу Талиба – два года. Далее говорю тебе: если я буду перечислять имена и бесстыдные дела его 12 предков, мне не хватит Евфрата для чернил. 48 . Теперь услышь о жизни деда Мухаммеда – Абд ал-Мутталиба. В то время он жил в земле Марада. Притесняемый своим отцом Хашимом, он пришел в землю Сефора – на родину курайшитов – с десятью сыновьями и тремя дочерьми. Первый сын Амус, второй Ампас, третий Абу Талиб, четвертый ал-Аббас, пятый Апул-Кадеб, шестой Абд ал-Узза, седьмой Абд-ал-Касим, восьмой Абдулис, девятый Сафуа, десятый Абдаллах, который и был отцом Мухаммеда. |
Эклектизм, вот, чем характеризуется отношение мусульманских интеллигентов к европейской цивилизации 77 . Параллельно с развитием периодической прессы развивается у русских мусульман книжное издательство. В 1907 г. в России у них было одиннадцать типографий: 3 – в С.-Петербурге, 3 – в Казани, 2 – в Тифлисе, 2 – в Баку и 1 – в Бахчисарае, которыми, кроме обслуживания периодических органов, издано в том же 1907 г. 500 книг разных названий. На дело народного образования, и в том числе на книжное издательство, мусульмане жертвуют огромные суммы: сибирский купец Карамишев, помимо больших пожертвований на мечети и школы, основал мусульманскую библиотеку, которую щедро наделил материальными средствами. В Казани купец Ахмет Хусаинов пожертвовал 300.000 рублей на просветительно-общественные учреждения; не менее на тот же предмет пожертвовал и его брат Абд Хусаинов 78 . В Казани существует публичная мусульманская библиотека, в которой в 1907 г. было 18.500 требований на книги; в том же году эта библиотека получила от Казанской городской Управы пособие в 1.300 рублей 79 . В Иркутске мусульманин Хаджи Ибрагимов (из Бахчисарая) в 1909 г. открыл библиотеку мусульманских и русских книг при материальном пособии своих единоверцев, которая в настоящее время пользуется большим успехом 80 . Наконец следует упомянуть, что многие мусульмане принимают участие в трудах учёных обществ. Так, в Оренбургском учено-археологическом Обществе многие из мусульман состоят его членами. В Августе 1907 г. этим обществом был открыт музей, и когда его хотели назвать именем бывшего в то время Оренбургского губернатора, то члены общества мусульмане Тимур Саланов и Абдурахман Динов заявили резкий протест и предложение было отклонено 81 . |
|