К ордену аш-Шувайрия по состоянию на 60-е гг. XVIII в. принадлежало 8 обителей (в т. ч. 2 женские), расположенных по склонам хребта Ливан и в долине Бекаа, на землях, пожалованных маронитскими, друзскими и др. феодалами. В 1785 г. орден насчитывал 178 чел., в основном выходцев из Халеба, а также ливан. горцев. Самым известным главой конгрегации был Николай ас-Саиг (1692-1756), крупный церковный деятель и поэт, вступивший в ряды шувайрской братии в 1716 г. и избранный верховным настоятелем в 1727 г. Именно с ним связана окончательная переориентация мелькитского монашества с вост. аскетической созерцательности на пропагандистскую и просветительскую деятельность. Николай ас-Саиг разработал монастырский устав по образцу правил свт. Василия Великого и в 1754 г. отослал его в Рим на утверждение. Виднейшим представителем ордена шувайритов был диак. Абдаллах Захир, автор множества богословских и полемических трудов и основоположник униат. книгопечатания. С 1734 г. в Эш-Шувайре действовала единственная в то время на араб. Востоке типография, выпустившая на протяжении XVIII в. 30 изданий, большей частью литургических и переводных богословских текстов. Из рядов шувайрских монахов в 1-й пол. XVIII в. вышло 5 митрополитов. Сфера влияния конгрегации включала Бейрут, Кесруан и весь север Патриархата вплоть до Диярбакыра. В ордене аль-Мухаллисия преобладали выходцы из Дамаска, а также из Юж. Ливана и селений плато Каламун, связанные с Кириллом Танасом и его кланом. Зона деятельности проповедников ордена охватывала юж. часть Ливанских гор, палестинское побережье до Яффы, Хауран, Дамаск, Каламун. Жизнь ордена тоже определялась василианским уставом, утвержденным в Риме (1745). Среди монахов конгрегации аль-Мухаллисия наиболее известны Юсуф Бабила, церковный деятель, богослов и проповедник ( 1787), и Юханна аль-Уджайми (1724-1785), мн. годы обучавшийся в Италии и ставший 1-м историографом мелькитской католической общины. Между 2 конгрегациями существовало сильное соперничество, обусловленное принадлежностью к разным землячествам и выражавшееся в спорах об особенностях обрядов и о степени строгости монастырского устава. Эти дебаты породили обширную полемическую лит-ру. Было проведено неск. Соборов, на к-рых оппоненты пытались сгладить противоречия. |
В кон. XVII - нач. XVIII в. стала складываться особая культура мелькитов-католиков, ориентированная на римско-католич. духовную традицию. Характерно, что обращение мелькитов к гуманитарному наследию лат. Запада не сопровождалось интересом к достижениям Европы в области естественных и точных наук. Зап. миссионеры и их араб. сотрудники выполнили большой объем переводов западноевроп. богословской лит-ры, которая вошла в обиход элитарных кругов мелькитской католич. общины. Образовательный уровень мелькитов был одним из самых высоких среди этноконфессиональных групп Ближ. Востока благодаря опоре на созданную миссионерами систему просвещения. Первое поколение униатских иерархов и идеологов прошло через миссионерские школы Леванта, с нач. XVIII в. лучшие ученики заканчивали образование в Италии. В нач. XIX в. мелькиты стали создавать собственную систему образования (семинария в Айн-Тразе, 1811; семинария в бывш. патриаршей резиденции в мон-ре Дайр-эль-Мухаллис, 1828). Католич. пропаганда опиралась на развитую систему книгопечатания. Оригинальная униат. лит-ра была представлена гл. обр. жанрами религ. полемики и историографии, а также популярной на араб. Востоке поэзии. Становление мелькитской католич. общины сопровождалось появлением множества полемических трактатов и посланий, ожесточенной идейной борьбой с православными. Богословские аргументы, как правило, заимствовались из сочинений испан. и итал. иезуитов XVII-XVIII вв. Крупнейшими из униат. богословов-полемистов были Евфимий Сайфи, Абдаллах Захир, Юсуф Бабила, Герман Адам. Летописание мелькитов также было тесно связано с задачами религ. полемики. Юханна аль-Уджайми, 1-й историограф общины, долго учился в Риме и фактически был арабоязычным представителем римско-католической историографической школы. Он составил историю Антиохийских патриархов от апостольского века до своих дней, стремясь включить М. к. Ц. в антиохийскую церковно-культурную традицию. Др. летописцы ставили перед собой более ограниченные задачи, фиксируя текущую политическую историю, часто подаваемую в полемическом ключе (халебская городская хроника Нимы ибн аль-Хури Тумы († 1770); компилятивная дамасская хроника 1782-1841 гг., опубл. под псевдонимом Михаил ад-Димашки). Поэт и историк Никула ат-Турк (1763-1828) оставил описание экспедиции Наполеона Бонапарта в Египет, шувайрский мон. Ханания (Анания) аль-Мунайир (1756 - после 1830) обобщил ранние исторические записи монахов своей конгрегации и составил ряд трудов по церковно-политической истории Ливана и ордена аш-Шувайрия. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБДАЛЛАХ ЗАХИР [Захер; араб. ] (1680 или 1684, Хама, Сирия - 30.08.1748, мон-рь Мар-Ханна), диак., арабо-униатский писатель и церковный деятель. Происходил из семьи прокатолич. ориентации, что определило формирование его мировоззрения. Ок. 1701 г. переселился в Халеб, где сотрудничал с иезуитской миссией, редактируя переводы на араб. язык лат. полемической лит-ры. Первые десятилетия XVIII в. были временем формирования арабо-униатской общины в Антиохийском Патриархате, что сопровождалось острейшей борьбой между правосл. и сторонниками католичества (см. Арабо-униаты). А. З. принял активное участие в богословских спорах, написав в 1720 г. опровержение на сочинение правосл. полемиста Гавриила Филадельфийского; трактат А. З. имел большой успех в католич. кругах и вызвал резкое недовольство Антиохийского Патриарха Афанасия III Даббаса . В нояб. 1722 г. А. З. покинул Халеб и провел остаток жизни в мон-рях Горного Ливана (Мар Ханна, Антура и др.). Эта территория, заселенная маронитами и практически не контролировавшаяся тур. властями, была надежным убежищем униатов и главным очагом католич. пропаганды на Востоке. А. З. вел переписку с иезуитами, занимался лит. деятельностью, участвовал в церковной жизни арабо-униатской общины и избрании иерархов. Одним из главных дел его жизни стало создание книгопечатания у арабо-униатов. Владея профессиональными навыками ювелира, А. З. сам изготовил литеры и др. типографское оборудование. Первые опыты книгопечатания он предпринял в нач. 1726 г., однако регулярная издательская деятельность была налажена лишь с 1734 г. (в мон-ре Мар Ханна, где А. З. и скончался). Типография, существовавшая на средства иезуитов и европ. купцов, печатала богослужебную и полемическую лит-ру зап. и араб. авторов. Перу А. З. принадлежит 14 оригинальных произведений, гл. обр. полемического характера, направленных на пропаганду католич. догматов и опровержение правосл. богословов, в т. ч. его современников Илии Фахра и митр. Софрония (буд. Софрония II К-польского). А. З. написал также комментарии к Евангелию и псалмам и ряд др. работ. Кроме того, он обрабатывал переводы с европ. языков католич. богословской лит-ры и литургических текстов (свыше 34 названий); многие из этих работ были изданы им самим или после его смерти. От А. З. осталось также большое эпистолярное наследие. Лит.: Bacel P. Abdallah Zakher//EO. 1908. T. 11. P. 218-226, 231-237, 263-272; Graf. Geschichte. Bd. 3. S. 191-201; Nasrallah J. L " imprimerie au Liban. Harissa, 1949. P. 26-35. К. А. Панченко Рубрики: |
2016. 1/2(41/42). С. 159-196). В 1694 г. патриархи-соперники примирились на условиях закрепления патриаршей власти за Кириллом и передачи Афанасию в управление Халебской епархии. В Риме не одобрили этот шаг Афанасия и продолжали считать его Антиохийским патриархом. Занимая пост Халебского архиерея, Афанасий не препятствовал деятельности лат. миссионеров в своем диоцезе. Значительная часть мелькитов Халеба, в т. ч. из ближайшего окружения Афанасия, как его секретарь Абдаллах Захир , уже в нач. XVIII в. склонялись к католичеству. Одним из направлений униат. движения была попытка реформировать уклад жизни монашества по образцу католич. монашеских орденов с их жесткой дисциплиной и ориентацией на активность в миру. Группа монахов-филокатоликов во главе со священниками Сулейманом и Герасимом в 1696 г. покинула мон-рь Баламанд и основала в дер. Эш-Шувайр в Ливанских горах мон-рь св. Иоанна Крестителя (Дайр-Мар-Юханна), куда устремились выходцы из Халеба, тяготевшие к монашеской жизни. Среди 1-го поколения шувайрских монахов выделяются Никифор (в миру Насралла) Карма (1678-1729), избранный в 1720 г. верховным настоятелем конгрегации шувайритов, и Максим (в миру Михаил) Хаким (1685/89-1761), миссионер-проповедник, впосл. занимавший высокие посты в униат. иерархии (патриарх Максим II). Чувствуя растущую мощь католич. мира на Ближ. Востоке, патриарх Кирилл V в 1716 г., в разгар очередной неудачной войны османов с европ. державами, предпринял попытку пойти на сближение с Римом. При посредничестве Евфимия Сайфи и Серафима Танаса он отправил Римскому папе Клименту XI ряд посланий, где признавал его главенство и правильность католич. догматов. Однако вскоре Кирилл свел к минимуму контакты с Папским престолом, а в 1719 г. присоединился к соборному решению об отлучении Евфимия Сайфи. Причиной смерти патриарха Кирилла (янв. 1720), по утверждению ряда правосл. авторов, было его отравление францисканскими миссионерами ( Haddad. 1982). На Антиохийский престол претендовали Афанасий Даббас, поддержанный францисканцами испан. и итал. происхождения, и Евфимий Сайфи, за к-рым стояли иезуиты и франц. дипломаты. Афанасий вышел победителем благодаря своим связям с Фанаром. Однако в К-поле ему не вполне доверяли и потребовали явиться в столицу и письменно подтвердить приверженность Православию. Афанасий присоединился к антикатолич. кампании, инициированной греч. патриархами, и лично переводил на араб. язык греч. полемическую лит-ру. По настоянию высшего правосл. клира Высокая Порта начала преследования католиков в Сирии. Абдаллах Захир в 1722 г. бежал в Горный Ливан. Евфимий Сайфи был на недолгое время арестован, а вскоре после освобождения скончался (нояб. 1723). Сам Афанасий умер в июле 1724 г., причем францисканский миссионер и правосл. игумен до последнего момента боролись за право напутствовать умирающего и т. о. подтвердить его приверженность своему исповеданию. Становление М. к. Ц. (1724-1831) |
Дискуссия о сотворенности и несотворенности К., завершившаяся победой сторонников последней т. зр., привела к закреплению их позиции в качестве одной из основ догматической системы суннитского ислама, т. е. к утверждению роли К. в качестве предвечного и неизменного руководства в жизни мусульманского сообщества. Победа сторонников учения о несотворенности К. обусловила и широкое распространение в общественном сознании представления об уникальности и о неподражаемости К. по содержанию и форме (иджаз ал-Куран) как о неотделимой части исламской доктрины и важнейшем доказательстве ее превосходства над др. религиями. Ожесточенные споры вокруг К. продолжались и в последующие столетия. Так, появление на политической сцене исмаилитов ознаменовалось и составлением исмаилитских толкований к К. Широко используя аллегорические методики истолкования, исмаилиты искали в К. подтверждения истинности своих методов политической борьбы и особенностей организации, необходимости пропаганды, важности тайной иерархии посвященных и т. п. Одной из вершин шиитской экзегетики стал труд факиха и знатока преданий Абу Али аль-Фадла ибн Хасана ат-Табарси (ум. в 1153) «Собрание разъяснений к толкованию Корана» (Маджма ал-баян фи тафсир ал-Куран. Тегеран, 1975. 10 т. (на араб. языке)), завершенный в 1139 г. По полноте охвата материала и тщательности его обработки труд ат-Табарси сравнивают с тафсиром ат-Табари. Апелляция к К. была обязательным условием обоснования идеологической или научной позиции основоположников различных направлений в исламе. Но если теоретическое богословие ислама в рамках своего предмета развивалось в направлении независимого философского знания исходя из символико-аллегорического толкования К., то мусульм. философия двигалась противоположным путем: полученные выводы приводились в формальное соответствие с Писанием, к-рое предварительно истолковывалось аллегорическими методами. Суфийские экзегеты - сторонники «духовного» тавила - искали обоснование своим далеким от букв. смысла толкованиям в обращении к авторитету того же Ибн Аббаса и шиитского имама Джафара ас-Садика. Сторонники «духовного», или теософского, тавила видели 4 смысла каждого аята или буквы: захир (явный), батин (скрытый), хадд (предел) и матла (восхождение, или беспредельность). Эти понятия находят близкую аналогию в делении, выработанном христ. экзегетикой: historia, allegoria, tropologia, anagoge. Рецитация аята заключает в себе явный смысл - «[буквальное] выражение» (ибара); его осознание приводит к пониманию (фахм) скрытого смысла (или «аллегорического намека» - ишара); то, что разрешает или запрещает аят с т. зр. религ. закона,- это «предел» (хадд). И наконец, матла - подлинное знание смысла аята, вложенного в него самим Аллахом. Обычно истолковывали первые 2 смысла - захир и батин (sensus literalis, sensus spiritualis в патристической традиции), причем «явный» считался доступным всем мусульманам, а «скрытый» - лишь «избранным». В этом суфийский тавил близок исмаилитскому и шиитскому. |
Трех подростков в Саудовской Аравии ожидает смертная казнь Эр-Рияд, 19 декабря 2015 г. В Саудовской Аравии трех подростков в ближайшее время могут казнить по приговору суда за участие в акции протеста. По традиции казнь осуществляется путем отрубания головы. Несмотря на протесты международной общественности, власти Саудовской Аравии не намерены смягчать наказание, сообщают Известия со ссылкой на independent.co.uk. По словам активистов из правозащитной группы Reprieve, Абдулла аль-Захир является самым молодым в группе приговоренных к смерти за участие в манифестации, призывающей предоставить большие полномочия шиитам, проживающим в Саудовской Аравии. На момент ареста ему было всего 15 лет. Напомним, что власть в стране принадлежит суннитам, а официальной государственной религией является суннитский ислам салафитского толка. Выступления шиитов жестко подавляются. Абдулла до последнего времени находился в камере с другим осужденным подростком — 17-летним Али аль-Нимром, но сейчас его перевели в одиночную камеру, где он ожидает исполнения приговора. Родители Абдуллы обратились к общественности, пытаясь спасти жизнь своего сына. Отец осужденного Хасан аль-Захир в отчаянии просит помиловать сына. — Мой сын не заслуживает смерти только из-за того, что принимал участие в акции протеста, — заявил он. Представитель Reprieve считает, что арестованный в марте 2012 года Абдулла подвергся в заключении пыткам со стороны полицейских. Семья и адвокаты осужденного подростка полагают, что он был вынужден подписать признание об участии в акции протеста, даже не зная его содержания. Позже этот документ был использован на закрытом судебном заседании и стал основанием для смертного приговора. Саудовские правительственные СМИ сообщали, что к массовой казни готовят 52 заключенных. В эту группу входят Али аль-Нимр и его дядя Шейх Нимр, а также Абдулла. В Reprieve уверены, что трое несовершеннолетних заключенных (третьим является 17-летний Дауд аль-Марун) могут быть казнены в любой момент. |
Во Франции планируют открыть мечеть для… геев Мохаммед Захир, инициатор создания мечети для содомитов, заявил, что в обычных мечетях ущемляют права женщин и геев. Женщины всегда должны сидеть позади мужчин в мечети и носить на голове покрывало, а мусульмане-геи, которые не скрывают этого, подвергаются насмешкам и физической агрессии. ПАРИЖ. После недавних выступлений в Париже против планов правительства Франции легализовать однополые «браки» репортёр турецкого издания Hurriyet daily news Арзу Шакир Монир решил встретиться с представителем инициативной группы по созданию мечети для геев. «Я начал знакомиться с исламом и совершать намаз в 12 лет, - вспоминает Мохаммед Захир, инициатор создания мечети для гомосексуалистов. – Когда я впервые познакомился с салафитами в Алжире, они произвели на меня впечатление, однако потом я стал дистанцироваться от них, из-за совершаемых терактов». На вопрос корреспондента о причинах побудивших его создать мечеть для содомитов, Мохаммед заявил, что в обычных мечетях ущемляют права женщин и геев. Женщины всегда должны сидеть позади мужчин в мечети и носить на голове покрывало, а мусульмане-геи, которые не скрывают этого, подвергаются насмешкам и физической агрессии. «Сначала, мы будет использовать для совершения намаза холл в буддистском ашраме, (по-видимому, потому что туда пускают всех) который откроется 30 ноября, - поделился Мухаммад планами. Затем мы будем привлекать в новую мечеть женщин и мужчин, которые смогут совершать намаз вместе». Кроме того, по словам инициатора, в новой мечети будут совершаться однополые «браки», «проблема которых так актуальна сейчас во Франции». В новой мечети, по пятницам после намаза и проповеди, будут совершаться брачные церемонии для всех желающих. Ссылки по теме Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 |
Британская полиция предъявила обвинения троим арестованным в связи с протестами против карикатур с изображением пророка Мухаммеда. 26-летний Уман Джавед из Бирмингема обвиняется в подстрекательстве к убийству и разжигании расовой ненависти. Он предстанет перед судом в четверг. Двое лондонцев - 31-летний Абдул Рахман Салим и 26-летний Омар Захир - обвиняются в нарушении общественного порядка. Они должны прибыть в суд 31 марта. Еще двое подозреваемых отпущены на поруки с условием явиться в полицейский участок в апреле. Обвинения связаны с состоявшейся 3 февраля в Лондоне демонстрацией, участники которой протестовали против публикации в западной печати карикатур с изображением пророка Мухаммеда и призывали к расправам над врагами ислама. На лондонскую полицию поступило более 500 жалоб за ее пассивность во время этой манифестации. Скотленд-Ярд предупреждал, что ему требуется время на расследование. Демонстранты у центральной лондонской мечети не только выступали против свободы слова, но и призывали к джихаду против неверных. Плакаты, которые они несли к датскому посольству, призывали отрезать головы тем, кто оскорбляет ислам, и восхваляли боевиков, взорвавших бомбы 7 июля в Лондоне. Полицейские не задерживали участников демонстрации, а только вежливо поговорили с некоторыми из них. Член совета управляющих городской полицией лорд Харрис объяснил такое бездействие стремлением не обострять ситуацию. «На это следует смотреть с точки зрения контроля над общественным порядком в конкретном месте, - сказал лорд Харрис. - Нам нужно было так обращаться с участниками демонстрации, чтобы не позволить ей вылиться в серьезные акты насилия и хаос. Первейшая задача полиции - обеспечить спокойствие, а лишь потом проанализировать ситуацию на предмет возможных правонарушений». О том, чем были чреваты неверные действия Скотленда-Ярда, стало ясно после появления на демонстрации 22-летнего Омара Хайяма. Тезка и однофамилец древнего поэта-гуманиста нарядился террористом-самоубийцей. Это шокировало лондонцев, в том числе некоторых местных мусульман. |
К. возник и развивался первоначально в ходе дискуссий, развернувшихся с появлением в исламе различных религиозно-политических группировок (хариджиты, кадариты, джабриты, мурджииты), а также во время диспутов с представителями немусульм. верований (маздеизм, христианство). В этих спорах вырабатывался присущий К. метод рассуждения, основанный на символико-аллегорическом толковании (тавил) Корана и исключающий при аргументации тех или иных тезисов ссылки на к.-л. авторитеты, помимо доводов разума, а также были сформулированы насущные вопросы о качестве, необходимом для руководителя мусульман ( халифа , имама ); об ответственности человека за свои деяния (свобода воли и предопределение); по каким критериям определять того или иного человека как просто мусульманина (муслим), как истинно верующего (мумин), как неверующего (кафир) или как человека, совершившего тяжкий грех (сахиб ал-кабира); о единстве бога и соотношении его сущности и атрибутов; о сотворенности или несотворенности Корана во времени. Перечисленные вопросы, непосредственно связанные с догматами ислама, образовали «ядро» К. (захир ал-калам, джалил ал-калам), от которого отличали его «тонкости» (дакик ал-калам, латиф ал-калам); к последним, в частности, относились темы натурфилософского характера (движение и покой, субстанция и акциденции, атомы и пустота). Свойственные К. метод и проблематика впервые встречаются в творчестве аль-Джада ибн Дирхама (казнен в 742-743), который выдвинул требование опираться только на разум и подвергать противоречащие ему стихи Корана символико-аллегорическому толкованию; аль-Джаду принадлежат мысли о невозможности приписывать богу вечные положительные атрибуты, о сотворенности Корана во времени и, по некоторым источникам, о свободе человеческой воли. Его ученик Джахм ибн Сафван (казнен в 745) говорил о способности разума независимо от откровения различать добро и зло и разработал пантеистически ориентированное учение, в котором в противоположность предположениям аль-Джада утверждался принцип фатализма. Оба этих мыслителя вместе с учеником Джахма Дираром ибн Амром предваряли своими воззрениями идеи 1-й крупной школы К.- мутазилизма. Ввиду близости идей Джахма ибн Сафвана и мутазилитов мусульм. доксографы подчас смешивали мутазилитскую школу со школой джахмитов. Расцвет мутазилитского К. приходится на 1-ю пол. IX в.- годы правления ар-Рашида и особенно аль-Мамуна, аль-Мутасима и аль-Васика. По словам аш-Шахрастани, это была эпоха расцвета К. Начиная с правления аль-Мутаваккиля (847-861) мутазилизм стал подвергаться преследованию. |
Сикхи, численность которых составляет не более 40 тыс., расселены на юге и юго-востоке Афганистана: в Кабуле, Джелалабаде, Газни, Кандагаре. Все они выходцы из Пенджаба, живут как в своих кварталах, так и среди мусульман. В VII–VIII вв. Герат и Систан покоряются арабами, принесшими на территорию совр. Афганистана ислам. В IX в. основатель династии Сафаридов в Систане под знаменами ислама завоевал еще несколько районов, входящих в территорию совр. Афганистана. Новая религия достаточно быстро распространилась в Хорасане (совр. Иран) и на севере страны. Однако в районе Кабула ислам окончательно утвердился лишь к нач. XI в. Процесс распространения его на остальной территории Афганистана растянулся на много веков. Последними в ислам были обращены в 90-х гг. XIX в. жители высокогорного района на востоке страны, получившие название нуристанцы (Нуристан – страна света). С 1923 по 1973 г. Афганистан являлся конституционной монархией. После свержения короля Мухаммеда Захир Шаха 17 июля 1973 г. страна была провозглашена республикой. 27 апр. 1978 г. Народно-демократической партией Афганистана был совершен государственный переворот и к руководству пришли левые прокоммунистические силы. Страна стала именоваться Демократической Республикой Афганистан. В ноябре 1987 г. ей было возвращено прежнее название – Республика Афганистан. С дек. 1979 по февр. 1989 г. в Афганистане находились советские войска. В апр. 1992 г. к власти пришли исламские группировки и было провозглашено Исламское Государство Афганистан. Сразу после этого в стране развернулась ожесточенная междоусобная борьба, обострившаяся с выходом на политическую арену движения «Талибан». В октябре–ноябре 2001 г. совместные действия сил антиталибского Объединенного фронта и международной антитеррористической коалиции нанесли сокрушительный удар по движению талибов. 27 ноября– 5 дек. 2001 г. в Бонне проходила межафганская встреча под эгидой ООН. В соответствии с достигнутым соглашением создана временная (на 6 месяцев) коалиционная администрация и определена схема дальнейших действий по формированию структур государственной власти в Афганистане. На следующем этапе должна быть созвана традиционнная всеафганская ассамблея – Лойя джирга, которая сформирует переходные органы власти на 18 месяцев и подготовит проект новой конституции страны. По завершении этого срока очередная Лойя джирга создаст постоянные органы власти и примет конституцию. |
| |