В последующие 2-3 десятилетия произошло становление Мелькитской католической Церкви. Крупнейшим центром араб. униатства был Халеб, жители к-рого изгнали правосл. патриарха Сильвестра, а потом ценой больших выплат Высокой Порте добились изъятия города из его юрисдикции. Автономия униат. Халеба продолжалась с перерывами до сер. 40-х гг. XVIII в. В 1757 г. Сильвестр, отчаявшись сломить сопротивление местных униатов, передал Халебскую епархию под временное управление К-польского престола, который имел более стабильную поддержку османских властей и мог силой подавить католич. оппозицию. В Дамаске и др. городах внутренней Сирии правосл. Церкви удалось при помощи османской администрации сделать униат. движение нелегальным, действующим в подполье. Католич. епископы этих мест, поставленные К., как правило, не рисковали появляться на подведомственной территории, пребывая в ливанских мон-рях. Главным оплотом униатской общины стал Горный Ливан, находившийся вне прямого османского контроля, а со 2-й пол. XVIII в.- и прибрежные города (Бейрут, Тир, Сайда, Акка), управлявшиеся полунезависимыми от Стамбула владетелями. Униаты из внутренних районов Сирии переехали в Ливан и на побережье (1-я униатская церковь в Захле появилась в 1740, в Тире - в 1750), где составили значительную долю населения и образовали этническую торговую сеть, контролировавшую товаропотоки Вост. Средиземноморья. В Горном Ливане сложилось сообщество униатских мон-рей, объединенных в 2 конгрегации василиан : орден св. Иоанна Крестителя (аш-Шувайрия) с центром в мон-ре Мар-Юханна в Эш-Шувайре и орден Св. Спасителя (аль-Мухаллисия) во главе с обителью Дайр-эль-Мухаллис. Мон-ри, существовавшие за счет земельных пожалований друзских и маронитских эмиров, стали главным фактором выживания и развития Мелькитской католической Церкви, центрами лит. творчества и книгопечатания (с 1734 в Эш-Шувайре начала действовать типография, долгое время единственная на араб. Востоке). Здесь готовились кадры проповедников и буд. архиереев. В периоды гонений в обителях находили убежище церковные иерархи. Сильный региональный патриотизм, характерный для сир. христиан, нашел выражение и в монашеском движении - орден аш-Шувайрия пополнялся выходцами из Халеба, уроженцы Дамаска уходили в Дайр-эль-Мухаллис. Эти 2 группировки, возглавлявшиеся соответственно диак. Абдаллахом Захиром и свящ. Юсуфом Бабилой, постоянно боролись за преобладание в Мелькитской католической Церкви, что выразилось, в частности, в долгой полемике конгрегаций о степени строгости монастырских уставов и во взаимных обвинениях в неблагочестии. Периодически возникали трения мелькитов-католиков с маронитами (на почве отношения к культу св. Иоанна Марона ) и францисканцами Св. земли (из-за Аккской епархии). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ ФАХР [Ильяс ибн Фахр ат-Тараблуси; араб. ] (ок. 1680, Триполи - 9.06.1758, там же), церковный деятель и писатель Антиохийской Православной Церкви . Происходил из влиятельной правосл. купеческой семьи. Получил хорошее образование, знал неск. языков, в т. ч. турецкий, греческий, итальянский, английский. Для арабо-христ. купечества приморских городов того времени были характерны филокатолич. настроения; в 1711 г. И. Ф. вместе с отцом и братом перешел в католичество, возможно по примеру тогдашнего Триполийского митр. Макария. Б. Мастерз называет И. Ф. племянником митр. Макария, однако в доступных источниках подтверждения этому нет. И. Ф. стал заметной фигурой в арабо-католич. кругах, его высоко ценили в Риме. В 10-х гг. XVIII в. он перевел неск. полемических и канонических книг католич. авторов, вел переписку с Ватиканом (известны его письма за 1708-1725), составил трактаты против протестантов и монофизитов. Знание языков и коммерческие связи с англ. Левантийской компанией позволили И. Ф. занять пост драгомана брит. консульства в Акке, а с февр. 1724 г.- в Халебе (Алеппо). В конце Патриаршества Афанасия III Даббаса И. Ф. сблизился с патриархом и был возведен им в сан диакона. Афанасий использовал таланты И. Ф. в полемике со своими противниками, в частности с Абдаллахом Захиром . Подобное сотрудничество католика и правосл. патриарха было вполне возможным в ситуации, когда раскол Антиохийской Церкви на правосл. и униат. ветви еще не получил окончательного оформления, а вероисповедные воззрения мн. представителей клира имели неясный и неустойчивый характер. В 1725 г. И. Ф., как и вся халебская община, поддержал правосл. патриарха Сильвестра в его противостоянии католич. сопернику Кириллу VI Таносу, опиравшемуся на христиан Дамаска. Ок. 1725/26 г. И. Ф. сознательно возвращается в Православие. Патриарх Сильвестр назначил его логофетом Антиохийской Церкви (точная дата неизв.). В авг. 1726 г., когда стал очевидным конфликт между халебскими христианами и Сильвестром, англ. консул и И. Ф. помогли патриарху избежать тюремного заключения и покинуть город. В 1728 г. И. Ф. добился освобождения из тюрьмы арестованного по настоянию католиков Иакова Патмосского , возглавлявшего правосл. уч-ще в Халебе. |
В начале 1680-х гг. этот человек был возведен Кириллом на архиерейскую кафедру Халеба с именем Нектарий, но скончался через пять месяцев ( Панченко К. А. Митрополиты и епархии…С. 130). Келейник патриарха? В тексте слово «сын» написано дважды – ибн ибн митран Сайда – но, скорее всего, это описка. Перечень дамасских священнослужителей, подобно аналогичному списку, составленному Патриархом Макарием в 1647 г., позволяет сделать ряд наблюдений о социальной природе антиохийского белого духовенства (см. анализ списка Макария: Панченко К. А. Митрополиты и епархии… С. 146–147, примеч. 23). 31 человек из числа дамасских священников и диаконов назван среди выборщиков Макария; 34 представителя белого духовенства присутствовали на хиротонии Кирилла. Пять участников выборов Макария дожили до интронизации его внука: это открывающие список хури Якуб Кассаб, Ханна Ташат, Ханна ад-Диб, Юсуф Сайдах (в 1647 г. он был диаконом), а также диакон Ханна аль-‘Умрани. Те же люди, кроме первого и последнего, подписались под грамотой Макария 1671 г. об отношении к протестантизму (см. примеч. 5). Чувствуется, что эти «старейшины» составляли элиту дамасского священства. Сравнивая оба списка, можно выделить ряд священнических кланов: несомненно, родственниками Якуба Кассаба были хури Ханна Кассаб и диакон Баракат Кассаб; потомком хури Якуба ан-Наккаша, участвовавшего в хиротонии Макария, возможно, был хури Михаил Наккаш, подписавшийся под вышеупомянутой грамотой 1671 г. и избранием Кирилла 1672 г.; три поколения клана ‘Увейсат рассмотрены в прим. 6; аналогичные связи можно уловить между выборщиками Макария хури Джурджисом Сансалем, Ибрахимом аз-Захиром, кассисом Ханной аль-‘Умрани, диаконами Ильясом аль-Кафрани, Юсуфом Сайдах и Григорием ‘Алямом с одной стороны и, с другой, выборщиками Кирилла кассисом Мас’адом Сансалем, хури Неофитом ибн аз-Захиром, Мансуром ‘Умрани, Мансуром Кафрани, диаконом Михаилом Сайдах, а также хури Михаилом ‘Алямом, подписавшим грамоту Макария 1671 г., но в документе 1672 г. |
Такое фактическое двоевластие есть практически в любом российском регионе, где живут мусульмане. До Беслана в Осетии на это не слишком обращали внимание. Однако после теракта надо было показать центру, что республиканские власти взяли ситуацию под контроль. Руслан Валгасов в одной из неформальных бесед с сотрудником духовного управления сказал, что " шестой отдел дал мне три месяца на то, чтобы разобраться с ними " . И начали разбираться. В начале февраля в квартиру Ермака Тегаева ворвались человек 15 в масках, вооруженных автоматами и гранатометами. Самого Ермака положили на пол, его жену Альбину взяли на прицел. Начался обыск. Понятые были у людей в масках свои, привлечь соседей в качестве свидетелей обыска они не позволили. Вскоре были найдены ключи от машины Тегаева, автоматчики ушли с этими ключами во двор, где стоял автомобиль. Впоследствии соседи подтвердили, что машину во дворе они вскрыли и без Ермака, и без понятых. Затем Тегаева повели к машине, он отказывался, так как слышал хлопанье дверей и багажника и понял, что туда что-то подложили. Обошлись без него – прибыл человек с видеокамерой и зафиксировал, что в машине обнаружена взрывчатка... Такова версия событий в изложении защитника Тегаева Артура Бесолова, его жены Альбины и соседей. Советский районный суд Владикавказа приговорил Ермака к 2, 5 года колонии-поселения. Судя по мягкости приговора " ваххабиту " , у которого нашли взрывчатку, судья тоже не исключал, что события развивались именно так, но тем не менее выполнил негласную установку на устранение авторитетного и независимого Тегаева. Такой вот компромисс. Бесланских мусульман хоронили по православному обычаю Примерно то же самое случилось и с близкими к Тегаеву активистами Исламского культурного центра Захиром Зазоровым и Вадимом Чельдиевым. Последнего, судя по протоколу, задержали прямо в междугороднем автобусе, избили (на официальном языке это называется силовым задержанием), затем долго везли на милицейском " уазике " в отделение милиции и только там у него обнаружили взрывчатку. В брючном кармане. Ну, не было у человека при себе сумки. Судья на процессе позволил себе поиронизировать: " Ну как же так, задерживали, били, везли, а взрывчатка обнаружилась только в отделении " . Поиронизировал и влепил компромиссные 2, 5 года " химии " . |
Став императором, К. выглядел (или стремился выглядеть) в общественном мнении как благотворитель и покровитель монашества, жаловал большие средства на содержание различных мон-рей и храмов. Вскоре после восшествия на престол в 1042 г. он выделил средства на восстановление храма Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме , к-рый подвергся разрушениям в 1009 г. по приказу егип. халифа аль-Хакима (996-1021), а затем при землетрясении в 1033 г. Договор о восстановлении храма был заключен вскоре после землетрясения между имп. Романом III и халифом аз-Захиром (1021-1036), но из-за нестабильного политического положения в Византии не реализовывался почти 10 лет. К. возобновил переговоры по этому вопросу с халифом аль-Мустансиром (1036-1094) и в течение неск. лет провел восстановление и реконструкцию храма, а также ряда др. христ. мест паломничества на Св. земле. На перестройку стен Иерусалима была направлена часть налогов, собираемых византийской казной с жителей Кипра (RegImp, N 928f). На территории самой Византии на средства, выделенные К., был полностью отстроен мон-рь Неа-Мони на Хиосе, к-рый превратился в один из богатейших мон-рей империи того времени. К. вел постоянную переписку с братией мон-ря и неоднократно даровал ему имения, доходы от имп. земель, сделал мон-рь независимым от местных епископов, переводил монахов из Неа-Мони в свой дворцовый монастырь в Манганах (RegImp, N 861, 862, 865, 868, 878, 887, 892, 893, 902, 910, 913, 914). Предание об основании Неа-Мони сохранилось в поздних источниках - в службе преподобным Никите, Иоанну и Иосифу Хиосским, написанной игуменом Неа-Мони Никифором и изданной в Венеции в 1804 г. Но оно может быть основано на реальных документах, к-рые хранились в монастырском архиве, погибшем во время хиосской резни 1821 г. Этим 3 преподобным было открыто, что живущему в ссылке на Лесбосе К. вскоре суждено взойти на имп. престол. Преподобные Никита и Иосиф отправились на Лесбос и возвестили ему об этом. Они просили его, когда это пророчество сбудется, выделить средства на строительство храма в их мон-ре. |
Мартирий простоял до 1009 г., когда халиф аль-Хаким, конфисковав литургические сосуды, светильники и др. ценности, приказал разрушить базилику, скалу Голгофы и гробницу. Древняя базилика в отличие от Голгофы и ротонды более не восстанавливалась. Гробница с этого момента уже не была монолитной скалой с высеченной в ней пещерой, а превратилась в архитектурную конструкцию (подробно см. в ст. Гроб Господень ). План храма Гроба Господня после перестройки в XI в. Реконструкция План храма Гроба Господня после перестройки в XI в. Реконструкция Основной этап реставрации храма связан с визант. императорами: восстановление Г. Г. х. оговаривалось в мирном договоре 1035-1038 гг. между Византией и халифатом Фатимидов. Согласно хронисту архиеп. Вильгельму Тирскому (30-е гг. XII в.- ок. 1186), главные средства поступили от Константина IX Мономаха (1042-1055). Работы завершились к 1048 г. Визант. источники (Иоанн Скилица) отмечают, что уже имп. Роман III Аргир (1028-1034) стремился взять восстановление храма под свой контроль. Писатель-мелькит Яхья ибн Саид из Антиохии († ок. 1066), описывая переговоры Романа III с аз-Захиром о заключении мира, также указывал, что первым условием было восстановление императором храма. Отложенный со смертью Романа (1034) и аз-Захира (1036) договор вступил в силу в 1037 г., при Михаиле IV Пафлагонце (1034-1041). Сир. и араб. источники сообщают о посылке из Византии рабочих и огромных количеств серебра и золота для реставрации. Завершение реконструкции к 1047 г. подтверждается Насиром Хосровом, к-рый видел храм весной 1047 г. во всей красе: «Огромное здание... способное вместить до 8 тысяч человек... построенное искусно и украшенное разноцветным мрамором, орнаментами и скульптурой, внутри... везде украшенное византийскими тканями, шитыми золотом с картинами... Там есть также картины, изображающие Пророков». Р. Остерхут, изучая Г. Г. х., отметил, что здесь работали мастера из К-поля, к-рые могли работать и над созданием мозаик, скульптуры, восстанавливать перекрытия ротонды Г. Г. х. |
Мартирий простоял до 1009 г., когда халиф аль-Хаким, конфисковав литургические сосуды, светильники и др. ценности, приказал разрушить базилику, скалу Голгофы и гробницу. Древняя базилика в отличие от Голгофы и ротонды более не восстанавливалась. Гробница с этого момента уже не была монолитной скалой с высеченной в ней пещерой, а превратилась в архитектурную конструкцию (подробно см. в ст. Гроб Господень). Основной этап реставрации храма связан с визант. Императорами: восстановление ц. Воскресения Христова оговаривалось в мирном договоре 1035-1038 гг. между Византией и Фатимидами. Согласно хронисту архиеп. Уильяму (Гийому) Тирскому (30-е гг. XII в.- ок. 1186), главные средства поступили от Константина IX Мономаха (1042-1055). Работы завершились к 1048 г. Визант. Источники (Иоанн Скилица) отмечают, что уже имп. Роман III Аргир (1028-1034) стремился взять восстановление храма Гроба Господня под свой контроль, однако работу завершил его преемник Михаил IV Пафлагонец (1034-1041). Писатель-мелькит Яхия ибн Сайд из Антиохии († ок. 1066), описывая переговоры Романа III с аль-Захиром о заключении мира, также указывал, что первым условием было восстановление императором церкви Г. Г. Отложенный со смертью Романа (1034) и аль-Захира (1036) договор вступил в силу в 1037 г., при Михаиле IV. Сир. И араб. Источники сообщают о посылке из Византии рабочих и огромных количеств серебра и золота для реставрации. Завершение реконструкции к 1047 г. подтверждается Насир-и-Хусрау, к-рый видел храм Г. Г. весной 1047 г. во всей красе: «огромное здание... способное вместить до 8 тысяч человек... построенное искусно и украшенное разноцветным мрамором, орнаментами и скульптурой, внутри... везде украшенное византийскими тканями, шитыми золотом с картинами... Там есть также картины (т. е. мозаики), изображающие Пророков». Р. Остерхут, изучая храм Г. Г., отметил, что здесь работали мастера из К-поля, к-рые могли работать и над созданием мозаик, скульптуры, восстанавливать перекрытия ротонды храма Г. Г. |
Известно, что обрезание служило показателем искренности человека по отношению к исламу. Так, например, в случае возникновения подозрения относительно новообращенного неараба, по приказу судьи подозреваемого подвергали обследованию на наличие обрезания. Если он оказывался необрезанным, то это рассматривалось как материальное доказательство неискренности его действий или слов в адрес исламского вероучения. Хотя считается, что «если человек искренне засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха), то он является мусульманином, вне зависимости от того, обрезан он или нет» 169 . Сами мусульмане признают этот обряд неудобным для принимающих ислам, и считают, что он способен оттолкнуть приходящих к ним. В частности эту мысль высказал омейядский халиф VIII века Омар ибн Абдулазиз. После того, как он написал наместнику в Хорасан аль – Джариху ибн Абдаллаху аль – Хаками о том, что если те, которым положено выплачивать джизью (налог на веру, выплачиваемый немусульманами, проживающими в исламских государствах), будут обращаться в ислам, то этот налог будет с них снят, он услышал замечание от одного из придворных Хорасана, который спросил, а что будет, если ты (халиф) заставишь их совершить обряд обрезания? На что Омар ответил, что тем самым он только оттолкнет их от ислама. Но если принять их без обрезания и дождаться, когда они станут искренними и преданными мусульманами, то они сами поспешат совершить этот обряд. Также одним из приемлемых для мусульман аргументов в пользу обрезания служит пример патриарха Авраама, который получил от Бога заповедь об обрезании: «Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол... Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его» ( Быт.17:10,24 – 26 ). Мусульмане же считают, что Авраам совершил себе обрезание в восемьдесят лет (Бухари и Муслим). А.П.Лопухин в своем комментарии на этот библейский стих замечает, что «живым памятником этого служит сохраняющийся у арабов – потомков Измаила, и других магометанских народностей обычай обрезания мальчиков по достижении ими тринадцатилетнего возраста» 170 . |
Эта новость породила шатания среди куфийцев. Абдаллах б. Умар, законность власти которого теперь находилась под сомнением, поспешил выдать жалованье (внеочередное?) мударитам и рабиитам, но обошел двух влиятельных людей, что чуть не привело к вооруженному столкновению. В этой неопределенной ситуации шииты вспомнили об Абдаллахе б. Му‘авийи б. Абдаллахе, правнуке Джафара, родного брата Али, приехавшем в Куфу с двумя братьями искать материальной поддержки у Абдаллаха б. Умара, и побудили его как человека, имеющего больше права на власть, чем Умаййады, объявить себя халифом. Ибн Муавийа согласился, собравшиеся шииты привели его во дворец, а затем присягнули ему в соборной мечети. Среди присягнувших были Мансур б. Джумхур, один из вождей раби‘итов Умар б. ал-Гадбан и Исмаил б. Халид ал-Касри и сирийцы, находившиеся в Куфе. К Аб- даллаху б. Му‘авийи стали прибывать для присяги люди из ан-Нила и ал-Мадаина. Через несколько дней, уверившись в своих силах, Абдаллах б. Му‘авийа повел своих сторонников на Хиру, где располагался Абдаллах б. Умар. В завязавшемся сражении Абдаллах б. Му‘авийа потерпел поражение, отступил в Куфу, несколько дней держал оборону во дворце, а затем Умар б. Гадбан выторговал у Абдаллаха б. Умара помилование для своих рабиитов и всех остальных повстанцев с условием, что Абдаллах б. Муавийа со всеми своими сторонниками покинет Куфу и беспрепятственно уйдет, куда захочет. Ибн Муавийа направился в район Хамадана. 698 Изгнание Абдаллаха б. Муавийи из Ирака не помогло установлению единства в его столице. Абдаллах б. Умар, остававшийся наместником и при Марване, сидел в Хире, опираясь на йеменитов и сирийцев, а Куфа находилась в руках ан-Надра б. Саида ал-Хараши, возглавлявшего северных арабов, и между их сторонниками нередко происходили вооруженные столкновения. 699 Гораздо опаснее, чем вспыхивающие и столь же быстро бросающие своих вождей и кумиров куфийцы, были сравнительно немногочисленные, но хорошо организованные, отчаянно и умело сражавшиеся отряды неистребимых хариджитов. Их тылом были предгорья Загроса, в которые уходили остатки разгромленных отрядов. |
Дамаск не открыл ворота перед войском Аббасидов, его плотно обложили со всех сторон, осада затянулась. В городе, возможно, ощутилась нехватка продовольствия, во всяком случае, там началась междоусобица, в которой был убит Валид б. Йазид, после чего в среду 10 рамадана/22 апреля 750 г. горожане открыли ворота. 775 Они получили прощение за то, что не сдались сразу, южная стена города была разрушена, чтобы впредь не сопротивлялись высшей власти. Абдаллах б. Али задержался в Дамаске на 15 дней, не торопясь догнать и уничтожить Марвана. Пользуясь этим, Марван по приморской дороге через ал-Ариш ушел в Египет. Из Дамаска Абдаллах б. Али через Байсан прошел в центр Палестины к Рамле, и как незадолго до этого Марван, встал на реке Абу Футрус. По-видимому, это пришлось на первые дни шаввала, когда праздновалось окончание поста, и Абдаллах б. Али пригласил к себе Умаййадов якобы для вручения им подарков, обычных в эти дни. По ходу приема поэт начал читать стихи, оскорблявшие Умаййадов. Старейший из них возмутился, но Абдаллах велел читать дальше, а затем дал знак людям, и те стали проламывать головы Умаййадам. Один из сидевших где-то с края крикнул, напоминая о родстве Умаййадов с Хашимитами, но Абдаллах ответил, что убиение Хусайна уничтожило эти узы родства, и избиение было доведено до конца. Тела убитых были сложены вместе, Абдаллах приказал их накрыть ковром и воссел на них, как на троне, сказав, что это месть за Хусайна, но и она еще не достаточна. 776 Сообщается, что на Абу Футрусе было убито 72 человека, неясно только, были ли все они убиты на том приеме или в это число входят убитые при иных обстоятельствах. Известно, что Абдаллах отправил некоторых Умаййадов к Абу-л-Аббасу, и тот убил их и распял. Число 72 не случайно – считалось, что именно столько родственников и спутников Хусайна было убито в Кербеле. Итак, во власти Аббасидов теперь были вся Сирия и Палестина, однако в Ираке все еще сохранялся очаг сопротивления. Его центр находился в ал-Мадаине, куда перебрались из Васита Ибн Хубайра и остатки его сторонников. |
| |