Своим преемником он назначил Мелетия ас-Сакизи , который был возведен в патриархи с именем Евфимия III в декабре того же года, еще при жизни Евфимия II. Скончался 1 января 1635 года в Дамаске . Патриарх Евфимий II сыграл ключевую роль в культурном подъеме православных арабов XVII века, который получил в научной литературе название мелькитский ренессанс (араб.- нахда). Традиционно начало движения связывается с именем Евфимия II, хотя многие его признаки заметны уже в творчестве мелькитских интеллектуалов 1580-х годов. Определенное влияние на Евфимия II оказал митр. Иоаким Вифлеемский . Известными представителями ренессанса были ученики и преемники Евфимия II - патриархи Евфимий III и Макарий III аз-Заим . Патр. Евфимий II стремился унифицировать литургические традиции восточнохристианского мира, что было залогом духовного единства православных народов. Опираясь на стандартные издания греческих венецианских типографий, Евфимий предпринял новые переводы и исправления арабских литургических текстов, устраняя разночтения и отклонения от греческого образца. Переводы и редактирование богослужебных книг заняли десятки лет, однако в литературе их сводят к нескольким датам: к 1612 году Мелетий Карма подготовил свои версии Служебника, Синаксаря, Стихираря и Типикона, ранее 1628 года - Часослова, к 1633 году - Евхология. Тексты Мелетия обрели широкую популярность в арабо-христианской среде, вытеснив прежние версии богослужебной литературы: в рукописных собраниях монастырей Антиохийской Церкви они занимают по численности одно из первых мест наряду с переводами Библии Абдаллаха ибн аль-Фадла Антиохийского и творениями отцов Церкви. Переводы Служебника и Часослова легли в основу изданий, осуществленных в XVIII веке Антиохийскими патриархами Афанасием III Даббасом и Сильвестром. |
Текст Ибн ал-Факиха по изданию де Гуе IV. Текст Ибн ал-Факиха по Мешхедской рукописи I. Текст о славянах из сочинения Ибн Русте ан-нафиса» II. Текст о славянах из «Худуд ал-Алам» III. Текст о славянах из сочинения Гардизи «Зайн ал-ахбар» IV. Текст о славянах из сочинения Шараф аз-Замана Тахира ал-Марвази ал-хайаван» V. Текст о славянах из анонимного сочинения «Моджмал ат-таварих» («Собрание историй»), составленного в I. Текст о русах из сочинения Ибн Русте ан-нафиса» II. Текст о русах из сочинения Мутаххара ибн Тахира ал-Мукаддаси «Китаб ал-бад ва-т-тарих» III. Текст из «Худуд ал-Алам» о стране городах IV. Текст о русах из сочинения Гардизи «Зайн ал-ахбар» V. Текст о русах из сочинения Шараф аз-Замана Тахира ал-Марвази ал-хайаван» VI. Текст о русах из анонимного сочинения «Моджмал ат-таварих» VII. Текст о русах из сочинения Мухаммеда Ауфи «Джавами ал-хикайат ва лавами ар-ривайат» (первая треть VIII. Текст о русах из сочинения Мухаммед ибн Ахмеда ибн Ийаса ал-Ханафи «Нашк ал-азхар фи иб ал-актар» (начало Восточные источники о трех группах русов I. Текст из сочинения ал-Истахри «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» II. Текст из сочинения Ибн Хаукаля «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» III. Текст из анонимного сочинения «Худуд ал-Алам» IV. Текст из рукописи «Китаб-е тарджумай-е ал-масалик ва мамалик Абу-л-Хасан бин бин Мухаммед ал-Надживани (ал-машхур) би Ибн ал-Саваджи» («Книга – перевод (книги) (составленная) Абу-л-Хасаном бин бин Мухаммед ал-Надживани (известным) как ал-Саведжи») V. Текст из сочинения ал-Идриси «Нузхат ал-муштак фи-хтирак ал-афак» VI. То же по рукописи ГПБ Древнерусское государство в средневековых памятниках Список сокращений Предисловие Древняя Русь... Сколько посвящено ей. Сколько споров разгорается вокруг нее... |
О.Г. Большаков История Халифата. Том 3. Между двумя гражданскими войнами, 656–696 Том I Том II Том IV Содержание Введение Глава 1. Великая смута Борьба вокруг присяги Рождение внутренней оппозиции Борьба за Басру Комментарии Глава 2. Али и My'abuйa Проблемы провинций Начало открытого конфликта Сиффинская битва Третейский суд Возобновление междоусобиц Наступление MY'abuu Глава 3. «Год единения» Первые шаги Хасана Отречение Хасана На трудном пути к единению Глава 4. Халифат My'abuu Характер нового правителя Борьба с оппозицией в Ираке От Зийада ибн Абихи до Зийада ибн Абу Суфйана Новое наступление на Византию Глава 5. Рождение династии Переломные годы На пути к наследственной власти Активизация экспансии Экономическая политика My'abuu и социальные отношения в Халифате Положение иноверцев и новообращенных Глава 6. Прелюдия второй гражданской войны Смена власти Трагический поход Хусайна Мятеж Абдаллаха б. Аз-Зубайра Восстание мединцев и битва на Харре Положение на границах Глава 7. Вторая гражданская война Смерть Йазида I и начало двоевластия Ситуация в Сирии Присяга Марвану б. ал-Хакаму Контрнаступление Марвана Начало династии суфйанитов Шиитские движения Хариджитские движения в Иране и Аравии Восстание ал-Мухтара Успехи хариджитов Глава 8. Восстановление единства Усмирение Джазиры Конец Абдаллаха б аз-Зубайра Возвышение ал-Хаджжаджа Реформы Абдалмалика Третий том «Истории Халифата» (первый вышел в 1989 г., второй – в 1993 г.) посвящён эпохе жестокой религиозной и политической борьбы внутри мусульманского государства. События, рассматриваемые в данном томе, оказали решающее воздействие на сложение идеологии шиизма, хотя её оформление происходило несколько позднее. Верхним рубежом рассматриваемого периода избраны реформы Абдалмалика, обозначившие превращение Халифата в государство с собственной административной и фискальной системой. Введение Четыре десятилетия второй половины VII в., которым посвящен этот том, отличались жестокой религиозной и политической борьбой внутри мусульманского государства, словно энергия арабов, до той поры изливавшаяся в завоеваниях, вдруг с их прекращением, закупорившись, взорвала Халифат изнутри. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-КИНДИ предыдущая статья Т. 1 , С. 37-38 опубликовано: 7 ноября 2007г. АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-КИНДИ [араб. под этим именем известен автор произведения арабо-христ. лит-ры, посвященного полемике с исламом (IX-X вв.). Первая часть его - это апологетическое послание («Рисала мусульманина Абдаллаха ибн Исмаила аль-Хашими к христианину Абд аль-Масиху ибн Исхаку аль-Кинди»), в к-ром автор предлагает своему другу принять ислам как наилучшую из религий. Вторая часть - ответ А. К.; введение и заключение посвящены христ. вероучению и этике, а в основной части содержится категорический отказ от предложения и резкая критика как самого пророчества Мухаммада , так и ислам. этики. А. К. выдвигает встречное предложение об обращении в христианство, направляя этот призыв ко всем своим читателям. Одновременно А. К. стремится изложить христ. вероучение, очищая его от искажений и подделок. Автор прекрасно знает как Коран, так и предания о жизни Мухаммада ( хадисы ), обнаруживая при этом явные способности к диалектике. Он прямо высказывает мнение, что Мухаммад является лжепророком, поскольку в его деятельности отсутствуют основные признаки истинного пророка: чудотворения, предсказания и их исполнение; в его появлении А. К. видит знак приближения последних времен. Победы мусульман он объясняет гневом Божиим, попустившим это в наказание христианам за падение нравов и языческие предрассудки, но более всего - персам за их приверженность магии. Говоря о нравственном учении Корана, А. К. различает 3 типа закона: божественный, основанный на Христовой заповеди любви, естественный, или разумный, основанный на Моисеевом законе, и «закон насилия», провозглашенный Мухаммадом. |
Это известный случай с убийством поэта Кааба ибн аль-Ашрафа. В изложении Ибн Хишама Мухаммад напрямую обращается к своим последователям с конкретным вопросом: «Кто расправится с ибн аль-Ашрафом ради меня?». Более того, для осуществления этой неблаговидной цели «посланник Аллаха» определенно разрешает убийцам прибегать ко лжи: « Говорите, что сочтете нужным. Вам это разрешено» 55 . Таких случаев в биографии религиозного проповедника было немало 56 , бывало, что и сам он иногда прибегал к обману 57 . Во-вторых, мусульмане пишут о том, что Мухаммад отличался очень добрым нравом и никого не проклинал (Бухари 1934), не воздавал злом за зло, никогда не мстил обидчикам, прощал недругов 58 . Несмотря на то что подобные истории можно найти в исламском предании, нам известно немалое количество фактов из биографии арабского пророка, когда он поступал ровно наоборот. Ибн Хишам перечисляет случаи, когда Мухаммад лично проклинал своих противников: во время истории с договором язычников-курейшитов против мусульман 59 . Он лично проклинал пять наиболее активных своих насмешников – людей пожилых и достаточно уважаемых среди жителей Мекки. Ибн Хишам даже приводит слова проклятий, которые произносил Мухаммад:« О Боже, сделай его слепым и отними у него сына!» 60 . Известен случай, когда пророк арабов в течение месяца проклинал в своих молитвах некоторых людей (Бухари 515) 61 . Нам уже известно, что некоторых своих врагов он не только проклинал, но и организовывал против них целые карательные экспедиции с целью их убийства. Иногда исламский пророк поступает еще более соблазнительно. Как свидетельствует его жизнеописание, составленное Ибн Хишамом, Мухаммад непосредственно руководил массовой казнью евреев из племени Бану Курайза в Медине. |
АРЕФА расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЕФА предыдущая статья следующая статья печать библиотека Т. 3 , С. 217 опубликовано: 9 ноября 2008г. АРЕФА (аль-Харит ибн Джабала), филарх из династии Гассанидов - см. Харит ибн Джабала . Рубрики: Всемирная история Ключевые слова: Арабы-христиане Арефа (аль-Харит ибн Джабала), филарх из династии Гассанидов - см. Харит ибн Джабала См.также: АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-ИСРАИЛИ арабоязычный христианский писатель XI века АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-КИНДИ (IX–X вв.), автор произведения арабо-христианской литературы, посвященного полемике с исламом АБУ КАРИБ ИБН ДЖАБАЛА араб-христианин из династии Гассанидов АБУ СУЛХ ЮНУС ИБН АБДАЛЛАХ монофизитский коптский арабоязычный канонист, автор большого компендиума по церковному праву Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2020 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». |
Т. о., приоритет отдается религ. истинам, они по умолчанию должны приниматься, а не отвергаться. Согласно аль-Газали, истины религии являются позитивными фактами, поскольку они основаны на реальном опыте, к-рый невозможно отрицать. Истины философии не факты, а лишь произвольное обобщение фактов, полученных частными науками. Философии как таковой принадлежит только логика и методология, к-рая сама по себе не является ни ложной, ни истинной, будучи простым инструментарием. Ибн Сина и аль-Газали лишь косвенно затрагивали вопрос о соотношении истин религии и философии: ни у первого, ни у второго не обнаруживается учение о Д. и. Для Ибн Сины истинными являются общие метафизические положения и принципы, служащие основанием любого научного доказательства; для аль-Газали не существует философской истины, тогда как истина теологии оказывается несомненной и неопровержимой. Теория Д. и. традиционно связывается с именем Ибн Рушда (1126-1198; латиниз. Аверроэс), изложению вопроса о соотношении религии и философии он посвятил трактат «Fasl (Решающее рассуждение; в переводах на европ. языки имеет название «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией»). Основные вопросы, к-рые ставятся и решаются в этом трактате, таковы: действительно ли необходимо отвергать всякое значение рациональных доводов и философских исследований (al-hikmah), как только они вступают в соприкосновение с религ. законом (al-sharicah); насколько вообще возможно и необходимо такое пересечение? В связи с решением этих вопросов Ибн Рушд рассматривал понятие истины (al-haqqa), к к-рой приводят 2 пути - путь покорности религ. закону и путь исследования мира рациональными средствами. Что касается 2-го пути, то в отличие от аль-Газали Ибн Рушд считал, что философское исследование мира не есть нечто противоречащее предписаниям религ. |
Основанием богословской истины является тот или иной священный текст, однако, как всякий текст, он нуждается в интерпретации. Теологи не могут обосновать необходимость выбора определенных интерпретаций из громадного числа возможных; тогда как философ, по мнению Ибн Рушда, легко указывает истинную интерпретацию, поскольку исходит из истинных метафизических предпосылок, из к-рых с помощью логики может получать истинные заключения (Ibid. P. 51). Именно в свете вопроса об интерпретации текстов Ибн Рушд решал проблему противоречия между истинами философии и теологии. Это противоречие возникает тогда, когда тексты, нуждающиеся в аллегорическом толковании, понимаются в букв. смысле, т. е. по сути дела понимаются неверно. Между истинной религией и истинной философией не может быть противоречия: «Поскольку религия истинна и побуждает к занятиям [философией], которые приводят к познанию истины, мы, мусульманская община, со всей определенностью знаем, что [философские] рассуждения не приводят к [заключениям], противоречащим тому, чему научило нас Писание; ведь истина не противоречит истине, но согласуется с нею и свидетельствует о ней» ( Averroes. 1959. P. 7; ср.: Hourani. 1976. P. 50). Эти слова Ибн Рушда, центральные для трактата «Fasl ясно показывают, что он отвергал всякую возможность конфликта между истиной, получаемой в результате верного силлогистического доказательства, и истиной, содержащейся в верно понятом священном тексте. Ибн Рушд предлагал не теорию Д. и. и тем более не учение о 2 противоречивых истинах, но обоснование того, что существует лишь одна истина, в отношении к-рой религ. закон и философия пребывают в полном согласии, - т. о., понятие Д. и. может быть применено к учению Ибн Рушда лишь в том смысле, что существуют разные пути, служащие для достижения одной истины ( Taylor. |
Д. и. в теологии и философии арабских мыслителей . Первые попытки совмещения философских взглядов Аристотеля с основоположениями теологии ислама были предприняты в сочинениях аль- Фараби (ок. 870-950/1) и Ибн Сины (980-1037; латиниз. Авиценна). Для ислама одним из важных богословских положений является понятие о Боге как о Творце мира и о мире как о творении Божием, имеющем начало и конец. В попытке совместить учение Корана и учение «Физики» Аристотеля с помощью интерпретации священного текста в философских категориях Ибн Сина выстроил свое учение о вечности мира, к-рое является развитием и переосмыслением учения Аристотеля (см.: Arist. Phys. VIII): по мнению Ибн Сины, идея вечности мира не противоречит идее его тварности - мир является одновременно и вечным и тварным. «Сотворение заключается в том, что из одной вещи без посредства какого-либо орудия, материи и времени вытекает бытие другой, связанной только с ней» ( Ибн Сина. 1980. С. 336). Процесс сотворения находится «выше возникновения во времени» (Там же), поскольку категория времени никоим образом не может быть к нему приложена,- в этом смысле мир как единое целое, не имея ни начала, ни конца, «вечен». В отличие от традиц. богословского понимания творения описываемый Ибн Синой процесс творения мира не является сознательным или волевым действием Бога, речь здесь идет не о происхождении чего-то из ничего, но скорее об эволюции возможного сущего из необходимого бытия (Бога), которая необходима (т. е. не зависит от воли Бога), постоянна и поступательна. Из этого следует, что Бог имеет исключительно логический приоритет над миром, будучи основанием и необходимой причиной его существования. Существование Бога необходимо для существования мира, но и существование мира необходимо для существования Бога, несмотря на то что мир всего лишь одна из бесконечного числа возможностей Бога ( Saeed Sheikh. |
С одной стороны, она не могла появиться раньше крестовых походов, с другой – наиболее ранние рукописи, относящиеся к концу XIV в. [Михайлова, 1965, 1], дают уже сложившийся текст. 18 Подавляющее большинство равиев, упоминаемых в этих сочинениях, отсутствует в иснадах ат-Табари и более ранних историков, однако лишь на этом основании объявить их подложными нельзя: точно так же часть имен в иснадах вполне достоверного сочинения ал-Азди не встречается у других историков, – кроме того, наряду с неизвестными нам именами упоминаются Ибн Исхак и Сайф, ал-Мухаллаб б. Укба и Талха б. Йазид б. Абу Хабиб и Усама б. Зайд ал-Лайси, встречаются и цепочки передатчиков, известные по другим историческим сочинениям, хотя и с некоторыми искажениями и усечениями. Приведем один пример: «Футух Дийар Бакр» ат-Табари [Пс. – Вак. 2, т. 2, с. 97] [Таб., I, с. 1601] Абдаллах б. Аслам, Ибн Хумайд Асим б. Абдаллах Исхак ал-Умави Ибн Исхак Йазид б. Абу Хабиб Йазид б. Абу Хабиб Рашид, «его мавла» Рашид, мавла Ибн б. Абу Аус Амр о. ал-Ас Как мы видим, иснады «Футух» и ат-Табари в трех звеньях совпадают, расхождение верхних звеньев вполне естественно, так как передача шла по разным линиям, а нижняя часть в «Футух» усечена и искажены отношения упомянутых в ней лиц. Большинство проверенных мной иснадов кончаются ал-Вакиди или лицами, близкими к его времени, подтверждая, что исходное сочинение принадлежало именно ему. В некоторых случаях иснады завершаются безымянным «этот передатчик» (ар-рави), который отделен от ал-Вакиди тремя звеньями передачи [Пс. – Вак. 2, т. 2, с. 119, 160], т. е. не менее чем столетием (точнее сказать невозможно – иснады могут быть неполными). |
|