В США проходит выставка книг из монастырей периода Средневековья и Раннего Нового времени Цель выставки «Жизнь по книге: монахи, монахини и манускрипты» – показать жизнь монастырей указанного периода. БАЛТИМОР. В Художественном музее Уолтерса экспонируются 20 целиком сохранившихся рукописных и печатных книг, а также огромное количество манускриптов, созданных в период Средних веков и в начале Нового времени в монастырях Англии, Франции, Австрии, Германии и России. Цель выставки «Жизнь по книге: монахи, монахини и манускрипты» – показать жизнь женских и мужских монастырей указанного периода через призму рукописной и книгопечатной традиции. Общеизвестно, что как в Средние века, так и долгое время после начала периода Нового времени (XVI-XVIII вв.) монашеские обители оставались местом наиболее плодовитого и массового книгописания и книгопечатания.  Из собственных музейных фондов галереи Уолтера на экспозиции выставлены иллюстрированные книги, которые могут экспонироваться не чаще одного раза в 5 лет по причине специального режима консервации. Кроме того теперь 311 (это примерно одна треть коллекции музея) манускриптов и печатных книг могут быть полностью доступны в электронном виде. Остальные две трети рукописей и книг планируется оцифровать в ближайшие несколько лет. Один из самых ценных экспонатов выставки – «Космография», созданная в Англии в 2-ой пол. XII в. Это подборка сочинений по натурфилософским проблемам таких известных западно-христианских авторов, как Исидор Севильский, Беда Достопочтенный, Аббон из Флёри. Сборник был, явно, адресован монашеской братии для освоения основ наук, изложенных авторитетными церковными авторами. В трактатах, как это и было принято у средневековых писателей, содержатся многочисленные ссылки и выдержки из Плиния Старшего, Евклида и др. Тексты сопровождаются различными схемами, диаграммами, изображениями знаков зодиака и прочим наглядным материалом для лучшего усвоения современниками составителей свода. Другой важный экспонат – «Часослов», созданный во Франции, возможно в Аррасе, в нач. XIV в., который принадлежал богатому ктитору ряда монастырей региона, предположительно Людовику I де Блуа-Шатильон, графу Блуа и Дюнуа.  Кроме всего прочего, на выставке экспонируется копия (конец XVIII в.) старообрядческого сочинения «История об отцех и страдальцах Соловецких», написанная настоятелем Выговской пустыни и одним из активных деятелей старообрядчества Семеном Денисовым в 10-е гг. XVIII в. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/3976469.html

Этому способствовал в т. ч. глубокий личный интерес О. к духовной жизни, его стремление покровительствовать выдающимся интеллектуалам и христ. подвижникам. При дворе О. особое внимание уделялось лит. творчеству. Известны поэтические строки в письме О. Герберту Орийакскому (997), по-видимому, принадлежащие перу государя. О. отмечает, что прежде не занимался стихосложением, но теперь чувствует в себе стремление и способность сочинить «столько песен, сколько людей обитает в Галлии» ( Gerbert von Reims. 1966. S. 223). В этом можно видеть влияние его наставника, Герберта Орийакского, автора мн. поэтических произведений, в т. ч. посвящения Оттону II и западнофранк. кор. Лотарю III, а также стихов, прославляющих философа Боэция . Мн. церковные авторы восхваляли в стихах величие О. Помимо вышеупомянутого стихотворения еп. Льва Верчелльского «О Григории и августе Оттоне» сохранилось также и его посмертное восхваление О. в стихотворении «Об Оттоне и Генрихе» (ок. 1003). Примечательна написанная в 997 г. «Песнь-акростих к императору Оттону» (Carmen acrostichum ad Ottonem imperatorem) аббата Аббона из Флёри. Это стихотворение необычайной технической сложности представляет собой еще и своеобразное графическое произведение. Первая строка, напоминающая молитвенную формулу обращения к О., вплетена в текст 6 раз, повторена в средней (18-й) и в финальной строках, а также составлена по вертикали из первых, центральных и финальных букв каждой строки. Тем самым автор «зашифровал» в своем тексте изображение обрамленного креста, а кроме того, так же по вертикали, спрятал слова «Оттон цезарь» (Otto Caesar) и «Аббон аббат» (Abbo abba). Обращение к императору как к защитнику католич. Церкви здесь представлено как особый, сакральный, акт, стихотворение явно подразумевало не только прямое прочтение, но и медитативное размышление над мистическим смыслом зашифрованных христ. символов. Расцвет переживала житийная литература, чему способствовало распространение почитания новых христ. подвижников: Ульриха Аугсбургского, Адальберта Пражского, 5 монахов-отшельников (последователей св.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

Мон. Йотсальд упоминает о том, что О. был известен как мудрый наставник и праведник, поэтому все желали, чтобы он, «словно второй Соломон, был им другом, отцом и заступником перед Богом» ( Iotsaldus. Vita Odilonis. I 7). Аббон из Флёри называл О. «знаменосцем благочестия» (totius religionis signifer - PL. 139. Col. 431), «превосходнейшим в нашем монашеском чине» (in nostra professione singularis - Ibid. Col. 437). Рассматривая монашество как равноангельский чин, Фульберт Шартрский назвал О. «архангелом монахов» (illo sancto monachorum archangelo Odilone - PL. 141. Col. 251; ср.: Iotsaldus. Vita Odilonis. I 10; см. также: Iotsald von St.-Claude. 1999. S. 166-167). Множество людей добивались вступления в монашескую общину Клюни, так что О. «принимал и детей, и молодых, и стариков» ( Iotsaldus. Vita Odilonis. I 10). Среди насельников мон-ря были уроженцы Испании ( Rodulfus Glaber. Historiae. III 3; IV 22). Наваррский кор. Санчо III Великий, питавший исключительное уважение к О. ( Iotsaldus. Vita Odilonis. I 6), направил для изучения клюнийских «обычаев» мон. Патерна, к-рый по возвращении в Испанию ввел их в мон-рях Сан-Хуан-де-ла-Пенья и Сан-Сальвадор-де-Онья (Recueil. 1888. T. 4. N 2891). Т. о., при О. клюнийцы впервые установили связи с Испанией. Однако не все церковные иерархи положительно воспринимали деятельность О. Так, еп. Адальберон Ланский (977-1030), обращаясь к кор. Роберту Благочестивому, сетовал на неподобающее поведение клюнийцев: они укрепляли свое положение за счет полномочий короля и прелатов, присваивая властные права. Епископ представлял «воинственный чин господ монахов» как армию, покорную воле «короля» и «военачальника» О. ( H ü ckel G.-A. Les poèmes satiriques d " Adalbéron//Mélanges d " histoire du Moyen Âge/Éd. A. Luchaire. P., 1901. P. 129-167). Адальберон с негодованием отзывался о том, что клюнийцы посягали на прерогативы епископов, испрашивая привилегии у папы Римского. Убеждение О. в превосходстве монашества над церковной иерархией проявилось в его отказе выполнить повеление папы Бенедикта IX , к-рый в 1031 г. назначил его на Лионскую архиепископскую кафедру ( Rodulfus Glaber. Historiae. V 4). Корпоративный дух клюнийцев, их убежденность в собственном превосходстве вызывали отторжение и у Родульфа Глабера, к-рый, однако, восхищался их усилиями по сохранению бенедиктинской традиции и насаждению уставной дисциплины (см.: Idem. Historiarum libri quinque. Oxf.; N. Y., 1989. P. LVIII-LXIII).

http://pravenc.ru/text/2578205.html

Среди ученых одни приписывают его Евсевию Верчельскому, другие Афанасию Синаиту, иные некоторому безымянному французскому богослову времен Пипина или Карла (Natalis–Alexandre, loc. cit.). Патер Кесне, в своем четырнадцатом рассуждении о творениях св. Льва, приписывает этот символ Вигилию Тапскому. Антельми опровергает это мнение и приписывает упоминаемый символ Викентию Лиринскому . Но это мнение отвергнуто всеми учеными или почти всеми. Между многочисленными доказательствами, которыми подтверждается, что символ приписываемый св. Афанасию, не принадлежит этому учителю, западные писатели дают значение одному, но самому решительному, то есть, тому, что содержащееся в нем учение о Filioque противоречит учению св. Афанасия, изложенному в его подлинных творениях, и в частности в его письме к Серапиону о Святом Духе. Из указания на различных авторов, которым приписывают, так называемый, символ св. Афанасия, достаточно ясно, что ученые не согласны относительно эпохи, когда составлено было это исповедание веры. Воссий (Dissert. de tribus Symb.) положительно утверждает, что первый писатель, присвоивший его св. Афанасию, есть Аббон, аббат монастыря Флёри, в десятом столетии. Но Тиллемон замечает, что он цитируется подобным образом в девятом столетии Гинкмаром Рейнмским, Ратрамном и Энеем в сочинениях, составленных ими в защиту прибавки к Никейскому символу Filioque. Поэтому лишь со времен этого разногласия символ стали приписывать св. Афанасию. Он появился прежде этой эпохи; и Тиллемон говорит: " полагали, что четвертый и шестой Толедский соборы, в 633 и 638 г.г., заимствовали из него различные выражения». Таким образом, самое раннее происхождение, которое можно приписать, так называемому, символу св. Афанасия необходимо полагать в седьмом столетии. Тиллемон думает, что он миг появиться в шестом столетии, но в то же время сознается, что некоторые выражения его попадаются лишь на соборах Испанских, в седьмом веке. Замечательно, что первое появление его в истории совпадает с эпохой, когда возбужден был вопрос о Filioque; и что появление это имело место в Испании, на тех самых Толедских соборах, где учение о Filioque было провозглашено в первый раз. Другой равно достоверный и имеющий высокую важность факт состоит в том, что ученые вообще допускают, что он писан по латыни и не мог происходить от грека, не знавшего этого языка; потому что в нем не встречается эллинизмов. Более того, на греческом языке существует много различных текстов этого символа; а это доказывает, что он не был составлен на этом языке, но переведен с латинского многими различными авторами; и что Восток принял его от Запада, за исключением слов Ex Filio.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГВИДОН [лат. Guido; фламанд. Gewijde; франц. Guidon, Guy] ( 1012), св. (пам. зап. 12 сент.), «бедняк из Андерлехта» (ныне район Брюсселя, Бельгия). Согласно анонимному житию, написанному вскоре после обретения мощей Г., род. в Брабанте в крестьянской семье, с юности отличался благочестием и нищелюбием. Решив посвятить жизнь Богу, покинул родные места и поселился в Лакене (ныне в черте Брюсселя), где исполнял служение алтарника в приходской церкви, вел подвижническую жизнь, занимался земледелием. Желая увеличить средства для раздачи милостыни, Г. занялся торговлей совместно с неким купцом из Брюсселя, однако это начинание потерпело неудачу (затонул корабль с грузом), в чем Г. увидел предупреждение свыше о том, что он предназначен для иного образа жизни. Впосл. совершил паломничество в Палестину и в Рим, продолжавшееся 7 лет. По возвращении жил у некоего священника в Андерлехте, к-рый и похоронил святого после его кончины. Могила Г. долгое время находилась в забвении, но когда стали совершаться чудеса, местные жители выстроили над ней часовню во имя Пресв. Богородицы. 12 июня 1112 г. при участии Одоарда, еп. Камбре, были открыты и перенесены в отдельный склеп мощи Г.; впосл. на этом месте над мощами была выстроена ц. во имя ап. Петра. Недостоверные во мн. аспектах сведения из Жития Г. не позволяют установить точное время его жизни и дату смерти. По мнению большинства исследователей, святой жил не ранее X и не позднее XII в. Г. считается покровителем алтарников и звонарей, а также земледельцев и крестьян: ему молятся о сохранности лошадей, упряжи и сельскохозяйственных орудий. В Андерлехте в дни памяти Г. ежегодно устраиваются процессии, во время к-рых благословляется домашний скот, телеги и повозки. В иконографии Г. до XIV в. было распространено изображение святого в паломнической одежде, с посохом и дорожной сумой, позднее его атрибутами стали лошади или быки в упряжи с плугом и бороной. Ист.: ActaSS. Sept. T. 4. P. 36-48; BHL, N 8870-8872. Лит.: Bergh K. , van den. Guido di Anderlecht//BiblSS. Vol. 7. Col. 496-501. Н. Е. Новиков Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/161787.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАГН (III в.), мч. (пам. зап. 19 авг.). Согласно Каталогу Петра Наталиса (венецианского агиографа XIV в.), М. жил в г. Кесария Каппадокийская (М. Азия) во время правления имп. Аврелиана (270-275). За исповедание христ. веры он был арестован и заключен в темницу. Представ перед правителем города Александром, М. отказался принести жертвы идолам и был передан 2 языческим жрецам, Александру и Зосиме, для пытки огнем. Однако мученик остался невредим после истязания. Не тронули его и дикие звери, к-рым он был брошен на растерзание в городском амфитеатре. У этого чуда было множество свидетелей, т. к. казнь М. должна была быть публичной; мн. жители Кесарии Каппадокийской вместо того, чтобы глумиться над мучеником, сами уверовали во Христа и позже были приговорены за это к смерти (в источнике названо количество уверовавших - 2597 чел.). М. был отведен за город и побит камнями. Его мощи были перенесены христианами в город и помещены в гробницу. Из иных зап. агиографических источников известен др. мч. Магн, называемый также Андреем, пострадавший в правление имп. Диоклетиана (284-305) в районе Таврских гор (М. Азия); с ним пострадали также 2597 христиан, уверовавших после того, как лев лег у ног святого. Несмотря на совпадение имен мучеников и сходные обстоятельства их кончины, болландист Г. Куперус считает этих Магнов разными людьми. В Мартирологе, составленном П. Кало (XIV в.), приведены разные подробности их мученичества, нет упоминания о пострадавших вместе с Магном (Андреем) христианах. Следует также обратить внимание на то, что западные источники, содержащие сведения о М. и др. одноименном мученике, довольно поздние, поэтому с уверенностью говорить об историчности этих материалов представляется затруднительным. Ни в греческих, ни в вост. агиографических источниках сведений о М. не сохранилось. Ист.: ActaSS. Aug. T. 3. Col. 717-719; Galesini P. Martyrologium S. Romanae Ecclesiae. Venetia, 1578. P. 270. Лит.: Sauget. J. M. Magno//BiblSS. Vol. 8. Col. 541-542. Е. М. Беленькая Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2561182.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРОН И ВЕРОНА [лат. Veronus et Verona] (IX в.), святые (пам. зап. Верон - 31 янв. и 30 марта; Верона - 29 авг.). Первый письменный памятник, сообщающий о Вероне восходит к 1020 г.- это принадлежащее перу Ольберта из Жамблу († 1048) соч. «История обретения мощей и чудеса святого Верона» (Historia inventionis et miracuorum Sancti Veroni). В нем описано, как в 1004 г. священнику прихода Лембек (близ г. Халле в Брабанте) в сонных видениях явился некий святой, к-рый указал место своего погребения, желая, чтобы его мощи были явлены верующим. Священник поступил по слову святого и обнаружил в указанном месте тело юноши с табличкой, на к-рой было написано имя Верон и дата смерти - 15 дней до февральских календ (18 янв.). Чудесно обретенные мощи привлекли в Лембек множество паломников. В 1012 г. их перенесли в общину каноников св. Вальтруды в Монс, но впосл. большая часть мощей была возвращена в Лембек. Чудесное обретение мощей и отсутствие к.-л. исторических фактов о жизни святого породило легенду, согласно к-рой В. и его сестра были детьми кор. вост. франков Людовика II Немецкого († 876). Оставив дворец, В. странствовал, позднее 5 лет работал прислужником в таверне в Лембеке, где и скончался в возрасте 20 лет ок. 863 г. В иконографии изображается как пилигрим. На 2-й день после Пасхи в Лембеке в честь В. устраиваются торжественные процессии. Его сестра Верона, чудесным образом узнав о смерти брата, отправилась искать его могилу. В дер. Лефдал, близ совр. Лёвена (Бельгия), ей рассказали, что могила находится в Лембеке. Побывав на могиле брата, она вернулась на родину, приняла монашеский постриг и стала основательницей ряда мон-рей в Германии. Скончалась в Бертемском аббатстве в Майнце в 870 г., но погребена в Лефдале, где в ср. века существовала часовня в ее честь, известная под названием Вроненберг (гора Вероны). Раскопки 1951 г. показали, что эта часовня существовала уже в X в. и здесь находился саркофаг каролингской эпохи. Ист.: Acta SS. Mart. T. 3. P. 845-850. Лит.: v an den Bergh K. Verono e Verona//BiblSS. Vol. 12. Col. 1056-1057; Moreau É. , de. Histoire de l " Église en Belgique. Brux., 1945. T. 2. P. 209. Д. В. Зайцев Рубрики: АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/150441.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ [лат. Daniel] (нач. IV в.?), мч. (пам. зап. 3 янв.), диак. из г. Патавий (совр. Падуя, Италия). О жизни Д. ничего не известно. В 1076 г. в Падуе были обретены его мощи. Д. явился во сне некоему слепцу из Тосканы и повелел идти в Падую, в ц. св. Просдокима, где находилась забытая могила Д. Слепой добрался до Падуи и после молитвы у его гробницы прозрел. Это событие привлекло внимание Падуанского еп. Ульдериха (Удальриха), к-рый повелел вскрыть захоронение. В саркофаге было обнаружено нетленное тело, лежащее на спине, прибитое гвоздями к деревянной доске. Найдена табличка с надписью: «Здесь покоится тело Даниила, мученика и диакона». Несмотря на протест монахов аббатства св. Иустины, к-рому принадлежал ораторий св. Просдокима, епископ велел перенести саркофаг с мощами мученика в кафедральный собор Падуи, а близ ц. св. Просдокима воздвигнуть часовню в честь новопрославленного святого. В 1592 г. саркофаг Д. был помещен в хоре перестроенного собора. Позднеантичный саркофаг изготовлен из каррарского мрамора и украшен изображениями языческого характера, надписи не расшифрованы. Краткое описание чудесного обретения мощей (Legenda minor) было составлено в кон. XI в. В XII в. Франциск де Доноктис из Мантуи написал пространную версию сказания об обретении мощей Д. Вероятно, Д. был диаконом местной церкви, пострадавшим во время гонения имп. Диоклетиана (303-305). Согласно позднему преданию, Д. был помощником св. Просдокима, 1-го еп. Патавия, к-рый жил в кон. I в. и был учеником апостолов. Эта традиция нашла отражение в поздней иконографии Д. (напр., на картинах Тициано Аспетти (1565-1607), воспроизводящих сюжеты из Жития св. Просдокима, рядом с к-рым непременно находится Д.). В более раннее время Д. изображался в облачении диакона, с литургическим сосудом в руках. Ист.: Franciscus de Donoctis. Inventio S. Danielis (Legenda maior)// Dondi dall " Orologio F. S. Dissertazioni sopra l " istoria ecclesiastica di Padova. Padova, 1807. N 36; Gloria A. Codice Diplomatico Padoviano. Venezia, 1879. Vol. 1. N 227, 229, 230. Лит.: Daniele I. Daniele di Padova//BiblSS. Vol. 4. Col. 474-477; Barzon A. Padova cristiana: Dalle origini all " anno 800. Padova, 1955. P. 237-251. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/171204.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР МАВР [лат. Victor Maurus] (IV?), мч. Медиоланский (пам. зап. 8, 14 мая). Свт. Амвросий , еп. Медиоланский упоминает его в ряду др. мучеников, пострадавших в Медиолане (совр. Милан) в толковании на Евангелие от Луки (PL. 15. Col. 1746C), в его гимне в честь мучеников В. М. и Феликса сообщается, что они по происхождению из Мавритании, но проходили военную службу в Медиолане, где находилась имп. резиденция. Погибли мученики в г. Лаус Помпея (совр. Лоди-Веккьо), и их тела были перенесены в Медиолан и погребены там. Не позже VIII в. были созданы «Страсти св. Виктора Мавра», представляющие собой более подробный рассказ о мученичестве В. М. Согласно этому памятнику, он решил оставить военную службу в Медиолане, т. к. она была сопряжена с необходимостью отправлять языческий культ. После того как В. М. объявил себя христианином, его арестовали. Через 6 дней он был доставлен в цирк, где присутствовал имп. Максимиан , к-рый убеждал святого принести жертву богам, но тот отказался. В. М. был подвергнут пыткам, но его тело оставалось неповрежденным. Однажды, когда стражи, охранявшие В. М., уснули, двери темницы отворились. Узник бежал и нек-рое время укрывался в конюшне близ цирка. Вновь схваченный, В. М. был отведен в лес за город и обезглавлен. Позднее еп. Матерм и др. христиане нашли его тело и погребли в усыпальнице близ места страдания святого, совершив при этом 2-дневное бдение. В сер. V в. в Медиолане, близ кафедрального собора, была построена небольшая базилика Сан-Витторе ин Чель д " Оро, украшенная мозаиками, часть к-рых сохранилась до наст. времени. Почитание свт. Амвросием В. М. было столь велико, что он похоронил рядом с ним своего брата св. Сатира. В. М. почитался как покровитель заключенных и изгнанников. Его память впервые зафиксирована в италийской редакции Мартиролога Иеронима. Позднее день 14 мая стал праздноваться в Милане как день перенесения мощей В. М. в церковь Сан-Витторе аль Корпо. Кроме того, в Милане этому святому посвящено еще неск. церквей: Сан-Витторе аль Ольмо - на месте казни, Сан-Витторе аль Карчере - близ старой миланской тюрьмы, Сан-Витторе аль Театро - близ древнего театра. Ист.: ActaSS. Mai. T. 2. P. 286-290; BHL, N 8580. Лит.: Goffredo di Bussero. Liber notitiae Sanctorum Mediolani/Ed. M. Magistretti, H. Monneret de Villard//Storia di Milano. Mil., 1959. T. 1. P. 392-393, 448, 466, 531, 557, 659, 677-678; Tamborini A. I Santi Milanesi. Mil., 1927. P. 121-123. Д. В. Зайцев Рубрики: АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/158598.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЕРИЙ И РУФИН [лат. Valerius et Rufinus] († после 285), мученики Свессионские (пам. зап. 14 июня). В. и Р. были рим. чиновниками фиска в Галлии в округе г. Свессиона (совр. Суасон, Франция). Обратившись в христианство, проповедовали Евангелие среди местного населения. В 285 г. имп. (август) Максимиан после победы над багаудами у г. Паризии (совр. Париж) передал управление Галлией префекту претория Риктиовару, которому было поручено принять меры против христиан. Когда Риктиовар прибыл в Свессиону, ему донесли, что 2 имперских чиновника В. и Р. являются христианами. После приказа об их аресте В. и Р. попытались укрыться, но были схвачены и приведены к Риктиовару. На допросе святые открыто исповедовали себя христианами. Ни уговоры Риктиовара, ни пытки на дыбе не смогли поколебать их веры. В. и Р. были брошены в темницу, где им явился ангел Божий, исцеливший их раны и возвестивший об их скорой мученической кончине. Когда святые вновь предстали перед Риктиоваром, тот, увидев, что от их ран не осталось и следа, приписал это действию магии и приказал казнить В. и Р. как колдунов. Мученикам отрубили головы, а их тела были брошены в нечистоты. Впосл. христиане похоронили останки В. и Р. на месте их казни, где в ср. века возник замок Базош, а при базилике, посвященной В. и Р., существовала община каноников, из к-рой вышел ряд известных епископов. В период норманнских вторжений мощи В. и Р. неск. раз переносились в Суасон и Реймс, но были возвращены в Базош. В нач. XVII в. они находились в ц. св. Стефана (Сент-Этьен) в Суасоне, а в 1617 г. были перенесены в кафедральный собор этого города. Память В. и Р. по мартирологу Узуарда и по Римскому мартирологу приходится на 14 июня, однако в еп-стве Суасон она отмечается 15 июня. Ист.: ActaSS. Iun. T. 2. P. 796-797. Лит.: Sauser E. Valerius und Rufinus//BBKL. Bd. 12. Sp. 1089-1090; Wasselynck R. Rufino e Valerio//BiblSS. Vol. 11. Col. 483. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/153985.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010