47. Деятельность Епархиальных управлений, как и иных епархиальных учреждений, регламентируется Положениями (Уставами), утвержденными Синодом, и архиерейскими распоряжениями. 48. Каждое Епархиальное управление должно иметь канцелярию, бухгалтерию, архив и потребное количество иных отделов, обеспечивающих миссионерскую, издательскую, социально-благотворительную, воспитательно-образовательную, реставрационно-строительную, хозяйственную и прочие виды епархиальной деятельности. 49. Секретарь Епархиального управления несет ответственность за делопроизводство епархии и в пределах, определяемых епархиальным архиереем, помогает ему в управлении епархией и в руководстве епархиальным управлением. 5. Благочиния 50. Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми Епархиальным архиереем. 51. Границы благочиний и их наименования определяются Епархиальным советом. 52. В обязанности благочинного входит: а) забота о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих, б) наблюдение за правильным и регулярным отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди, в) забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти, г) попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов, д) преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни, е) устранение недоразумений между духовенством, а также между духовенством и мирянами без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею, ж) предварительное расследование церковных правонарушений по указанию епархиального архиерея, з) ходатайство перед архиереем о награждении заслуживающих поощрения клириков и мирян, и) внесение предложений правящему архиерею по заполнению вакантных должностей священников, диаконов, псаломщиков и регентов, к) забота об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей, |
Тверская губерния лишена этого последнего качества – это более открытая и динамичная система. Тверская губерния не входила в число крупнейших губерний в Российской империи: к началу XX в. ее реальное население составляло 1 769 135 человек. Она находилась на доурбанпзационном уровне развития – в губернии было 13 городов, а в самом крупном из них – Твери проживало 53 тыс. жителей, причем с учетом пришлого населения, работающего на трех текстильных фабриках, вагоностроительном заводе и станции Николаевской железной дороги 3 . В хозяйственном отношении она составляла аграрно-промышленный комплекс потребляющего типа с преобладанием аграрного сектора. Природно-климатические факторы, расположение речной и железнодорожной сети, естественное плодородие почв издавна обусловили разделение территории губернии на регионы льноводства и производства ржи, в XX в. появляются очаги комплексного аграрно-промышленного развития. Производственная специализация оказывала существенное влияние на жизненный уклад и, соответственно, на ментальность и настроения и крестьянства, и духовенства. Границы Тверской губернии совпадали с границами самостоятельного церковно-административного округа – Тверской епархии. К началу рассматриваемого периода Тверская епархия насчитывала почти 600-летнюю историю. Архиепископия была установлена в 1589 г. По официальным данным губерния была 13-ой в империи по числу православных, 8-ой по численности белого духовенства, 2-ой – по количеству духовных учебных заведений, 11-ой – церковно-приходских школ 4 . Эти данные сами по себе многозначительны. По данным Первой Всеобщей переписи населения России 1897 г. число лиц, занятых в богослужении, составляло б 145 чел., из них с высшим образованием – 73, со средним специальным – 5 918. |
Если клирик, занимающий штатную должность, не может выполнять свои обязанности, он подлежит освобождению от должности в установленном порядке по представлению Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами через соответствующий орган воинского или правоохранительного формирования. В указанном случае епархия представляет в Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами сведения о другом кандидате на вакантную должность. 4 .3. Штатные и внештатные военные священники остаются клириками епархий, в канонической юрисдикции которых они состоят. 4 .4. На основании обращения председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами священнослужители могут на определенный срок командироваться епархиальным архиереем, в канонической юрисдикции которого они состоят, в иную епархию, на территории которой находится воинское или правоохранительное формирование, для осуществления предусмотренного настоящим Положением служения. При положительном решении епархиального архиерея председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами обращается к епархиальному архиерею епархии, на территории которой находится воинское или правоохранительное формирование, с просьбой принять решение о назначении командируемого священнослужителя на штатную должность военного священника. По решению епархиального архиерея епархии, на территории которой находится воинское или правоохранительное формирование, прикомандированный священнослужитель может быть досрочно отправлен в свою епархию. 4 .5. В случае передислокации воинского или правоохранительного формирования за пределы епархии командирование штатных военных священников по месту новой дислокации осуществляется в порядке, предусмотренном п. 4.4 настоящего Положения. При сокращении штатной должности, занимаемой военным священником, командированный священнослужитель возвращается на служение в свою епархию. |
17. Епархия вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания, в том числе культовые, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного и иного назначения, включая отнесенные к памятникам истории и культуры, а также любое другое имущество, необходимое им для обеспечения своей деятельности, предоставляемое государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством страны нахождения епархии, или иметь его в собственности. 18. Имущество, принадлежащее епархии на правах собственности, в том числе здания, сооружения, предметы религиозного назначения, объекты социального, благотворительного, культурно-просветительного и хозяйственного назначения, земельные участки, денежные средства, литература, иное имущество, приобретенное или созданное за счет собственных средств, пожертвованное физическими и юридическими лицами — предприятиями, учреждениями и организациями, переданное государством, а также приобретенное на других законных основаниях, является имуществом Русской Православной Церкви. 19. В случае ликвидации епархии как юридического лица ее движимое и недвижимое имущество религиозного назначения, принадлежащее ей на правах собственности, переходит в собственность Русской Православной Церкви, в том числе в лице Московской Патриархии. Иное имущество реализуется для удовлетворения обязательств перед кредиторами, а также для исполнения договорных и иных законных требований юридических и физических лиц. Остальное имущество после удовлетворения законных претензий кредиторов переходит в собственность Русской Православной Церкви, в том числе в лице Московской Патриархии. 20. При ликвидации епархии все имущество, полученное ею на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, пользования и на иных законных основаниях, в порядке и на условиях, установленных законом страны нахождения епархии, переходит в распоряжение Русской Православной Церкви, в том числе в лице Московской Патриархии. |
Общая форма подготовительной стадии - судебное разбирательство, материал для него добывается в ходе следствия. Инициатива Б. принадлежит т. н. истцу (actor), в качестве к-рого может выступать как юридическое (отдельная епархия, монашеская конгрегация, признанная церковными властями орг-ция), так и физическое лицо. Истец действует через епархиального ходатая (postulator), назначаемого из священников епархии, членов муж. или жен. монашеских общин либо из мирян, сведущих в богословии, каноническом праве и истории, получивших одобрение со стороны епископа. Ходатай проводит предварительное расследование по делу, удостоверяется в известности кандидата на Б., представляет дело церковным властям и курирует финансовые расходы. Не ранее 5 и не позже чем через 30 лет со дня смерти подвижника ходатай обращается к епископу с офиц. запросом (supplex libellus), где должны быть представлены биография, описание мученичества или проявленных добродетелей, список изданных письменных трудов подвижника; в последнее время также требуется список лиц, к-рых по причине их осведомленности можно считать квалифицированными свидетелями, включая и тех, кто нотариально заверил свое несогласие с процессом. Епископ, получив подобный запрос, обычно проводит консультации с епископами соседних епархий по вопросу целесообразности проведения предварительного расследования святости жизни и чудес, а также публично объявляет о начатом процессе Б. и обнародует результаты расследования. Он назначает по крайней мере 2 богословов-цензоров для оценки изданного письменного наследия праведника с целью выяснить, не содержит ли оно положений, противоречащих вере и морали, а также экспертов-историков и архивистов для исследования неизданных трудов подвижника и др. документов и свидетельств, относящихся к делу. |
5. Епархиальные управления и иные епархиальные учреждения 54. Епархиальное управление является исполнительным органом епархии, находящимся под непосредственным руководством епархиального архиерея и призванным, вместе с иными епархиальными учреждениями, помогать архиерею в осуществлении его исполнительной власти. 55. Архиерей осуществляет высшее начальственное наблюдение за работой епархиального управления и всех епархиальных учреждений и назначает их сотрудников, согласно штатному расписанию. 56. Деятельность епархиальных управлений, как и иных епархиальных учреждений, регламентируется положениями (уставами), утвержденными Священным Синодом, и архиерейскими распоряжениями. 57. Каждое епархиальное управление должно иметь канцелярию, бухгалтерию, архив и потребное количество иных отделов, обеспечивающих миссионерскую, издательскую, социально-благотворительную, воспитательно-образовательную, реставрационно-строительную, хозяйственную и прочие виды епархиальной деятельности. 58. Секретарь епархиального управления несет ответственность за делопроизводство епархии и в пределах, определяемых епархиальным архиереем, помогает ему в управлении епархией и в руководстве епархиальным управлением. 6. Благочиния 59. Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми епархиальным архиереем. 60. Границы благочиний и их наименования определяются епархиальным советом. 61. В обязанности благочинного входит: а) забота о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих; б) наблюдение за правильным и регулярным отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди; в) забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти; г) попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов; д) преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни; е) устранение недоразумений между духовенством, а также между духовенством и мирянами без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею; |
Духовенство, монашествующие и прихожане храмов Мукачевской епархии 23 марта в очередной раз стали донорами крови. Донорами стали 30 человек. Кроме того, епархия передала медикаментозную помощь областной клинической инфекционной больнице в Ужгороде. 23 и 24 марта в рамках традиционного благотворительного проекта Запорожской епархии «Любовь милосердствует» священники и верующие сдали кровь для онкобольных детей. За десять лет в рамках акции клирики и прихожане епархии сдали более 1000 литров крови. Прихожане храмов Винницы вместе с отделом по благотворительности Винницкой епархии помогают пациентам областной клинической психоневрологической больницы имени академика А.И. Ющенко. В условиях карантина еду для пациентов больницы готовят не в кафе, а передают продукты в пищевой блок больницы. 2 апреля в 13.00 в онлайн-формате пройдет всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Паллиативный уход дома и в стационаре». Ее проведет Учебный центр Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского, в рамках III Алексеевских чтений. Службы добровольцев и горячие линии Работа по формированию и раздаче продуктовых наборов, закупленных благодаря помощи Синодального отдела по благотворительности и сбору на сайте «Антивирус Милосердия», продолжается в 25 епархиях: Алатырской, Альметьевской, Армавирской, Астанайской, Бийской, Бирской, Бишкекской, Бузулукской, Вологодской, Вяземской, Калужской, Кемеровской, Красноярской, Кузнецкой, Нефтекамской, Омской, Оренбургской, Отрадненской, Покровской, Рыбинской, Сарапульской, Симбирской, Скопинской, Филиппинско-Вьетнамской, Чебоксарской. На федеральную горячую линию, созданную Синодальным отделом по благотворительности при поддержке православной службы «Милосердие», с 23 марта поступило свыше 750 звонков. В службу добровольцев московской службы помощи «Милосердие» за адресной помощью с 20 марта 2020 года обратились 8301 человек. |
Здесь же следует сказать о своеобразных стремительных процессах «урбанизации» в православной диаспоре. Старшее поколение русскоязычного населения, представленное в основном производственными специалистами, педагогами и врачами, рассеянное по всем населенным пунктам Средней Азии вследствие экономического коллапса 90-х годов XX века, в своем большинстве в одночасье потеряло работу по специальности. Данная ситуация привела к резкому снижению уровня жизни значительной части диаспоры, что вынуждало и людей и сейчас выезжать в Россию и в другие страны, или же искать другой выход. Для стабильного существования государства, даже в условиях упадка в «лихие 90-е», правительства республик Средней Азии прилагали большие усилия для того, чтобы хотя бы в столичных регионах экономика оставалась «на плаву». По этой причине до недавнего времени и отчасти сейчас можно наблюдать, как русскоязычное население в поисках работы начинает мигрировать в столицы, крупные и индустриальные города (как, например, Навои, Зарафшан в Узбекистане) и в столичные области. К настоящему времени подавляющее большинство христианского населения, которое не выехало за пределы Средней Азии, переместилось в города. По этой причине Ташкентская и Среднеазиатская епархия Русской Православной Церкви за последние 10-15 лет была поставлена перед новыми реалиями, когда возникла необходимость сменить приоритеты в пастырском окормлении и храмовом строительстве. Если к 1000-летию крещения Руси в 1998 г. в Средней Азии стояла задача восстановления и строительства храмов для нужд православных почти во всех населенных пунктах региона, то к настоящему времени некоторые храмы в сельской местности из-за практически абсолютного отсутствия верующих приходится консервировать. Вместе с этим, с гораздо большей остротой встает вопрос о строительстве новых храмов в городах. |
Циркулярным письмом от имени его Святейшества преподать епархиальным архиереям для руководства в потребных случаях нижеследующие указания: 1) В случае, если Священный Синод и Высший Церковный Совет по каким-либо причинам прекратят свою церковно-административную деятельность, епархиальный Архиерей за руководственными по службе указаниями и за разрешением дел, по правилам, восходящих к Высшему Церковному управлению, обращается непосредственно к Святейшему Патриарху или к тому лицу или учреждению, какое будет Святейшим Патриархом для этого указано. 2) В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление во главе со Святейшим Патриархом прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе). 3) Попечение об организации Высшей Церковной Власти для целой группы оказавшихся в положении, указанном в п. 2 епархии составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану Архиерея. 4) В случае невозможности установить сношения с Архиереями соседних епархий и впредь до организации высшей инстанции церковной власти, епархиальный Архиерей воспринимает на себя всю полноту власти, предоставленной ему церковными канонами, принимая все меры к устроению местной церковной жизни и, если окажется нужным, к организации епархиального управления, применительно к создавшимся условиям, разрешая все дела, предоставленные канонами архиерейской власти, при содействии существующих органов епархиального управления (Епархиального Собрания, Совета и проч. |
194 …происшествие это почти всегда носят на себе характер фантастический, почти О «фантастическом» характере реальной действительности Достоевский писал многократно, в частности в статье «Нечто о вранье». 195 Недавно, то есть несколько месяцев тому назад — да еще при См. примечания к заметке «Наши монастыри». 196 Помилуйте, можно написать пером слово «дьячок» совсем без намерения отбивать что-нибудь у г-на Л. П. Гроссман указал на связь этого высказывания Достоевского с двумя первыми стихами его эпиграммы Описывать всё сплошь одних попов, По-моему, и скучно, и не в моде; Теперь ты пишешь в захудалом роде; Не провались, Л ов. (См.: Гроссман Л. П. Жизнь и труды Ф. M. Достоевского. Биография в датах и документах. M.; Л., 1935. С. 347). 197 Главное дело вот в чем: кто вам сказал, что наш дьячок поступил в В монахи могли поступать люди, не состоящие в браке и давшие обет безбрачия. 198 …в теснейшей дружбе с епархиальным Епархия (от греч. название единицы гражданско-административного подразделения в греко-римской империи, в России в так назывались районы, где церковная власть принадлежала одному архиерею; они совпадали с губерниями и областями (за исключением Прибалтийского края, Северо-западного края, Привисленского края и Финляндии). 199 Ну что толку, что автор тянет вас в продолжение тридцати листов — ни разу более не возвращается к ним в остальном Имеется в виду роман H. С. Лескова «На ножах» (1870–1871). Действие главы 36 пятой части романа («Где Лара?») происходит «неподалеку от Ясс, в Молдавии», в молдо-валахском замке, где один из героев романа — Горданов — настигает сбежавшую от него Лару. 200 |
|