Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБАКАНСКАЯ И ХАКАССКАЯ ЕПАРХИЯ предыдущая статья Т. 1 , С. 27-28 опубликовано: 22 октября 2007г. АБАКАНСКАЯ И ХАКАССКАЯ ЕПАРХИЯ Абаканская и Кызылская епархия Абаканская и Кызылская епархия Русской Православной Церкви. Объединяет приходы на территории Республики Хакассия. Кафедральный город - Абакан, кафедральный собор - Спасо-Преображенский. Правящий архиерей - архиеп. Ионафан (Цветков) . Епархия разделена на 5 благочиннических округов: Абаканский городской, Черногородский, Северный, Саяногорский, Юго-Западный. При епархиальном управлении работают отделы: религиозного образования и катехизации, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными структурами, миссионерский, социального служения и благотворительности, историко-архивный, по работе с молодежью. На 27 авг. 2014 г. в А. и Х. е. имелось 83 прихода, 61 храм, 4 часовни. В клире епархии состояли 42 священника и 10 диаконов (среди них 6 монашествующих). Епархиальные СМИ включают издание кафедрального Спасо-Преображенского собора - газету Доброе сокровище (выходит 2 раза в месяц), ежемесячную газету для детей Лампадка , ежемесячную газету для молодежи Лествица , еженедельное издание Преображенский листок , ежемесячную газету на хакасском языке Православная вера , официальный сайт Абаканской епархии (http://abakan-eparchy.ru). Первоначально территория нынешней Абаканской и Хакасской епархии входила в состав Сибирской и Тобольской епархии (с 1620 г.). В 20-х годах XIX в. Территория Хакассии была приписана к новообразованной Иркутской епархии, в 1834 г. вошла в состав Томской и Енисейской епархии, с 1861 г. входила в Енисейскую и Красноярскую, в 1923-1934 и в 1935-1937 гг. – в Минусинскую, в 1945 г. в Новосибирскую и Барнаульскую , с 1990 г. в Красноярскую и Енисейскую.18 июля 1995 г. решением Священного Синода на территории Республики Хакасия и Республики Тыва выделением из Новосибирской и Бердской , Красноярской и Енисейской епархий была образована епархия с названием Абаканская и Кызыльская. Первым архиереем был назначен епископ Бендерский Викентий (Морарь) , вик. Кишиневской епархии. |
Абаканская и Кызылская епархия 22 мая 2010 г. 14:02 Присоединение и освоение Сибири были начаты с 1581 г. при Московском царе Иоанне Грозном, который под влиянием просветительных идей свт. Макария, митрополита Московского, преследовал цель покорить восточные пределы не столько силой оружия, сколько благодатной силой христианского просвещения. Православные русские миссионеры продвигались на вновь осваиваемые Российским государством территории в Сибири вместе с продвижением на них русского военного и гражданского населения. Строились остроги-крепости и в них — часовни, а затем церкви. Образовывались деревни и на несколько деревень строилась церковь. Территория современной Хакасии осваивалась вместе с освоением Сибири Российским государством в продолжение всего XVII в. вплоть до 1707 г., когда император Петр I распорядился основать первый на Хакасско-Минусинской территории казачий Абаканский караульный острог в непосредственной близости с Хакасией на противоположном берегу р. Енисей (напротив с. Абакано-Перевоз Боградского района). В это время были определены внешние границы вошедшей в состав Российского государства Хакасии. Тува была принята в состав России в 1914 г. Распространение Православия на Хакасской земле связано, прежде всего, с миссионерской деятельностью Тобольской епархии , а также позже и других епархий, в составе которых находилась Хакасия. Первое крещение местного населения было совершено в 1707 г. митрополитом Тобольским и Сибирским Филофеем (на кафедре пребывал в 1701-1711 гг.; 1715-1721 гг.) в верховьях реки Июс во время совершения поездки по епархии. Первый приход, в который входили две хакасские деревни, заселенные переселенцами из Российских губерний (Абакано-Перевоз, Бородино), был открыт в 1709 г. в Абаканском караульном остроге на противоположном берегу Енисея. К имевшейся деревянной часовне был пристроен алтарь, и по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Феодора, в этом же году была освящена церковь в честь св. Архистратига Божия Михаила. |
Епископ Сергиево-Посадский Феогност, викарий Московской епархии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Епископ Люберецкий Вениамин, викарий Московской епархии, наместник Епископ Егорьевский Марк , викарий Московской епархии Епископ Троицкий Панкратий, викарий Московской епархии, наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Епископ Шатурский Никодим , викарий Московской епархии Протоиерей Леонид Васильевич Ролдугин, настоятель храма Рождества Христова в Измайлове, благочинный храмов Преображенского округа г. Москвы Игумен Дамаскин (Орловский Владимир Александрович), клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе, член Синодальной комиссии по канонизации святых Пальцев Михаил Александрович, ректор Московской медицинской академии имени Сеченова, староста храма Архангела Михаила при Клиниках на Девичьем поле Московская (областная) епархия Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Архиепископ Можайский Григорий , викарий Московской епархии Епископ Видновский Тихон , викарий Московской епархии Епископ Серпуховской Роман , викарий Московской епархии Протоиерей Александр Ганаба, секретарь Московского епархиального управления, настоятель Троицкого собора г. Подольска Московской области Игумения Маргарита (Феоктистова Елена Юрьевна), настоятельница Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря г. Москвы Степанов Валерий Александрович, проректор Коломенской духовной семинарии по учебной части Абаканская и Кызылская Епископ Абаканский и Кызылский Ионафан Протоиерей Сергий Владимирович Тимонов, секретарь епархиального управления, настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Абакана Иеромонах Лазарь (Казанцев Геннадий Федорович), благочинный храмов Северного округа, настоятель Михаило-Архангельского храма в пос. Шира Кичеев Борис ктитор Знаменского храма-часовни в г. Абакане Анадырская Священник Константин Михайлович Боровицкий, настоятель храма св. прор. Илии с. Кепервеем Чукотского АО Монахиня Серафима (Кудлай Оксана Федоровна) |
Московская (областная) епархия Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Архиепископ Можайский Григорий, викарий Московской епархии Епископ Видновский Тихон, викарий Московской епархии Епископ Серпуховской Роман, викарий Московской епархии Протоиерей Александр Ганаба, секретарь Московского епархиального управления, настоятель Троицкого собора г. Подольска Московской области Игумения Маргарита (Феоктистова Елена Юрьевна), настоятельница Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря г. Москвы Степанов Валерий Александрович, проректор Коломенской духовной семинарии по учебной части Абаканская и Кызылская Епископ Абаканский и Кызылский Ионафан Протоиерей Сергий Владимирович Тимонов, секретарь епархиального управления, настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Абакана Иеромонах Лазарь (Казанцев Геннадий Федорович), благочинный храмов Северного округа, настоятель Михаило-Архангельского храма в пос. Шира Кичеев Борис ктитор Знаменского храма-часовни в г. Абакане Анадырская Священник Константин Михайлович Боровицкий, настоятель храма св. прор. Илии с. Кепервеем Чукотского АО Монахиня Серафима (Кудлай Оксана Федоровна) Дедова Илона Николаевна. прихожанка Свято-Троицкого кафедрального собора г. Анадыря Архангельская Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон Протоиерей Вадим Владимирович Антипин, секретарь епархиального совета, настоятель Всехсвятского храма г. Архангельска Архимандрит Трифон (Плотников Виктор Леонидович), настоятель Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря Волохов Сергей Архангельского епархиального управления Астраханская Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона Протоиерей Михаил Михайлович Пристая, секретарь Астраханско-Енотаевской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора г. Астрахани Игумен Петр (Барбашов Константин Иоанно-Предтеченского мужского монастыря г. Астрахани Додон Анатолий филиала ФКП «Росгосцирк» «Астраханский государственный цирк» |
5 октября 2011 года из состава Абаканской епархии была выделена самостоятельная Кызыльская епархия в пределах Республики Тыва. Исторические названия Абаканская и Кызылская (17 июля 1995 - 5 октября 2011) Абаканская и Хакасская (с 5 октября 2011) Статистика ко времени учреждения епархии - 2 храма; 8 приходов в Хакасии, 1 приход в Тыве нач. 2000 года - 23 храма (11 городских и 12 сельских), 26 приходов; 26 священников, 5 диаконов; 1 скит. 2006 год — 38 приходов, 49 священнослужителей 1 августа 2011 года - 51 приход, 46 штатных клириков (39 священников и 7 диаконов) январь 2013 - 80 приходов, 61 храм и четыре часовни (из них на территории исправительных колоний и Управления федеральной службы наказаний - 4, при учреждениях - 4, домовых - 4). Большинство приходов открыты недавно, многие располагаются в приспособленных для совершения богослужений помещениях бывших магазинов, детских садов и т.п. Клириков - 46, в т.ч.: священников - 36, диаконов - 10. Монашествующих клириков - 6 Архиереи Викентий (Морарь) (17 июля 1995 - 19 июля 1999) Антоний (Черемисов) (19 июля - 29 декабря 1999) в/у, архиеп. Красноярский Ионафан (Цветков) (c 29 декабря 1999) Монастыри Скит в честь прп. Серафима Саровского в п. Улень (Хакасия) (недейств. по инф. на 1 августа 2011) Женская монашеская община при храме Рождества Пресвятой Богородицы в г. Черногорске География благочиний Абаканское городское - г. Абакан Саяногорское Северное Черногорское Юго-Западное г. Абаза Социальные учреждения Сестричество милосердия при пансионате ветеранов в г. Абакане (организовано в феврале 2004 года; по свед. 2013 - 16 сестер). Образовательные учреждения НГОУ «Православная гимназия имени святителя Иннокентия Московского», г. Абакан пастырско-богословские курсы (с 1996; в связи с заочным обучением всех священнослужителей в Московской , Тобольской и Томской духовных семинариях были затем преобразованы в учебно-консультативный центр) одногодичная духовная школа для подготовки к поступлению в духовные семинарии и духовные училища (с 1998) двухгодичные вечерние епархиальные курсы по подготовке кандидатов в священство и псаломщиков (с 2012) православная гимназия и вечерняя православная школа для взрослых 23 воскресные школы (на 1 августа 2011) |
25 нояб. 1951 г. в Кызыле состоялось освящение Свято-Троицкого храма, остававшегося на протяжении долгого времени единственным правосл. храмом в Туве. В 1995 г. определением Синода была образована Абаканская и Кызылская епархия, управляющим назначен еп. Викентий (Морарь) . 31 авг. 2011 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил Воскресенский собор Кызыла, ставший впосл. кафедральным. В этот же день в присутствии Патриарха состоялась презентация 1-го полного издания Библии на тув. языке. 5-6 окт. 2011 г. решением Синода К. и Т. е. была выделена из Абаканской епархии. 11 и 12 дек. 2011 г. в К. и Т. е. прошли мероприятия, посвященные 100-летию Свято-Иннокентиевского храма Турана и 60-летию Свято-Троицкого храма Кызыла. 6 мая 2012 г., в день памяти вмч. Георгия Победоносца, в Воскресенском кафедральном соборе впервые прозвучали молитвы на тув. языке. 20 окт. 2013 г. по благословению преосв. Феофана открылись епархиальные богословские курсы. 30 марта 2014 г. начались занятия в воскресной школе при Воскресенском кафедральном соборе Кызыла. 14 сент. 2014 г. в Кызыле открылась молодежная школа миссионерского и социального служения. На территории К. и Т. е. действует детский правосл. лагерь «Фавор». Офиц. печатный орган К. и Т. е.- ежемесячная газ. «Вестник Кызылской епархии» (изд. с окт. 2013). 14-17 июля 2014 г. в К. и Т. е. прошел крестный ход из Кызыла в г. Шагонар, посвященный 700-летию св. прп. Сергия Радонежского. Он завершился на месте строительства буд. храма. 31 авг. 2014 г. на территории Воскресенского кафедрального собора открылось новое здание ЕУ, в к-ром также расположилась воскресная школа. 4 нояб. 2014 г. в с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского р-на был освящен храм в честь Казанской иконы Божией Матери . 15 янв. |
Вятская епархия Пермская епархия Оренбургская епархия Рязанская епархия Ставропольская епархия 12.859 45.936 17.481 23.953 124.204 По прилагаемым таблицам можно судить, насколько успешно и плодотворно трудятся в настоящее время деятели русского миссионерского поприща. Тем не менее, для правильной оценки цифровых их данных постоянно следует иметь в виду, с одной стороны, сравнительно недавнее происхождение русских миссий, из коих самая старшая, Алтайская, просуществовала уже 70 лет, а самая младшая, Рязанская, вызвана к жизни только лишь в 1897 году, – большинство же из них возникло в течение последних 30 лет, – и, с другой, те трудности, с коими русским миссионерам непрестанно приходится вести упорную борьбу. Трудности эти – те же самые, с коими боролись миссионеры со времен покорения Казани, Астрахани и Сибири. Состоят они в следующем: 1) В громадности миссионерских районов, незначительности их заселения, кочевом быте инородцев и суровости климата. Киргийская миссия, наприм., с ее 9 станами и 28 служащими лицами, обнимает две обширнейшие области: Семипалатинскую и Акмолинскую с населением в 831, 150 Киргизов-магометан; в них обеих всего лишь 2.853 человека православных, из коих 2.503 русских и 350 инородцев. Другие миссии, как напр. Якутская, Енисейская, Тобольская и др. обнимают территории, равные то Германии, то Франции и т. д. Неудивительно, поэтому, что и районы деятельности отдельных миссионеров простираются на целые тысячи верст и что на объезды их миссионерам приходится употреблять по нескольку месяцев. В Енисейской епархии, разделенной всего на 14 миссионерствующих приходов, из коих в каждом насчитывается по 65 улусов, разбросанных иногда на протяжении 3000 квадратных верст, миссионеры не могут объехать свои приходы менее, чем в 3 месяца. |
нужно исходатайствовать Кавказской епархии штат и оклад, данный западным Епархиям, по тому решительному сходству в отношении и средствам содержания, которое имеет Кавказская епархия с западными Епархиями и по решительной невозможности существовать по ныне усвоенному ей окладу. В настоящее время ей предоставлен оклад наравне с древними Российскими епархиями. Но в древних Российских епархиях Архиерейские дома или находятся при монастырях, имеющих особенно хороший доход, или к ним приписаны монастыри, имеющие хороший доход. Частию этого дохода пополняется ничтожный денежный оклад, издревле отпускаемый из казны Архиерею и его штату. Так, например, Курский епископ получает к своему жалованью 285 рублей серебром в год, каковая сумма составляет и годичное жалованье Кавказского 7500 рублей серебром из монастырских доходов. Соответственно Епископу, и лица, составляющие штат его, получают к жалованью пополнение из доходов. Подобно приведенному образцу, и в прочих древних Епархиях ничтожность денежного казенного оклада вполне и обильно пополняется доходом. Такого дохода Кавказская епархия не имеет и не может иметь: ибо Чудотворные иконы и Святые мощи, составляющие причину доходов в монастырях внутри России, никак не могут быть принадлежностию Края, в христианском отношении совершенно нового. Следовательно, единственным средством содержания Епископа и всего Кавказского Епархиального ведомства должен быть отпускаемый из казны денежный оклад. А как в подобном положении находящиеся Западные епархии, также не имеющие местных доходов, вознаграждены окладом, то средством, по логической последовательности, может и должно быть применено и к Кавказской епархии. Нищенский, так можно выразиться со всею справедливостию, оклад служил одною из тех главных причин, по которой Кавказская епархия со времени учреждения своего в течение 15-ти лет не только не развилась, но, едва учрежденная, уже почти уничтожилась. |
Златоустовская епархия открыла отделение сестринского ухода за тяжелобольными Юрюзань, 3 июня 2022 г. Открытие отделения сестринского ухода за тяжелобольными 1 июня 2022 года Златоустовская епархия открыла отделение сестринского ухода за тяжелобольными людьми в городе Юрюзани. Это новый и пока единственный подобный епархиальный проект на территории Горнозаводского края Челябинской области. Чин освящения совершил епископ Златоустовский и Саткинский Викентий. На открытии присутствовал заместитель министра здравоохранения Челябинской области Евгений Ванин, сообщает Патриархия.ru . Новое отделение появилось в помещении городской больницы Юрюзани. Здесь для помощи тяжелобольным подготовили четыре палаты, которые смогут принять 12 человек единовременно. Отделение рассчитано не только для жителей Юрюзани, но и всего Катав-Ивановского района. Помощь смогут получать люди, нуждающиеся в профессиональном медицинском уходе, которым не может быть организован уход на дому. «Мы сегодня собрались в этом красивом помещении, которое по-старославянски называется лечебницей, потому что это место, где лечат физически, лечат тело, но многие врачи знают и понимают, что без духовной составляющей невозможно победить телесный недуг. И я очень рад, что в Юрюзани появилось такое отделение, в котором будут помогать страждущим, нуждающимся в особом внимании, поддержке, молитве, соучастии и нашей любви. И когда Господь видит такую нашу заботу о ближних, Он и нам подаст здоровье и Свою помощь», — сказал епископ Викентий во время церемонии открытия. Реализация нового проекта стала возможной благодаря программе паллиативной помощи Христо-Рождественского храма Юрюзани, которая была разработана сотрудниками епархиального управления и получила поддержку Фонда президентских грантов. Сумма поддержки составила 1 427 990 рублей. На эти средства было закуплено специальное оборудование — вертикализатор, новые современные кровати для тяжелобольных, кресла-коляски, ходунки и необходимый инвентарь. При помощи местных благотворителей в отделении был сделан необходимый ремонт, в палатах появились новые окна. На личные средства епископа Викентия были приобретены бактерицидные рециркуляторы. |
3) Попечение об организации Высшей Церковной Власти для целой группы оказавшихся в положении, указанном в п. 2 епархий составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану Архиерея. 4) В случае невозможности установить сношения с Архиереями соседних епархий и впредь до организации высшей инстанции церковной власти, Епархиальный Архиерей воспринимает на себя свою полноту власти, предоставленной ему церковными канонами, принимая все меры к устроению местной церковной жизни и, если окажется нужным, к организации Епархиального управления, применительно к создавшимся условиям, разрешая все дела, предоставленные канонами архиерейской власти, при содействии существующих органов Епархиального управления (Епархиального Собрания, Совета и проч. или вновь организованных); в случае же невозможности составить вышеуказанные учреждения – самолично и под своей ответственностью. 5) В случае, если положение вещей, указанное в пп. 2 и 4, примет характер длительный и даже постоянный, в особенности при невозможности для Архиерея пользоваться содействием органов Епархиального управления наиболее целесообразной (в смысле утверждения церковного порядка) мерой представляется разделение епархии на несколько местных епархий, для чего Епархиальный Архиерей: а) предоставляет Преосвященным своим викариям, пользующимся ныне, согласно Наказу, правами полусамостоятельных, все права Епархиальных Архиереев, с организацией при них управления, применительно к местным условиям и возможностям; б) учреждает, по соборному суждению с прочими Архиереями епархии, по возможности, во всех значительных городах своей епархии новые архиерейские кафедры с правами полусамостоятельных или самостоятельных. 6) Разделенная указанным в п. 5 образом епархия образует из себя во главе с Архиереем главного епархиального города церковный округ, который и вступает в управление местными церковными делами согласно канонам. 7) Если в положении указанном в пп. 2 и 4, окажется епархия, лишенная Архиерея, то Епархиальный Совет или, при его отсутствии, клир и миряне обращаются к Епархиальному Архиерею ближайшей или наиболее для них доступной по удобству сообщения епархии, и означенный Архиерей или командирует для управления вдовствующей епархии своего викария или сам вступает в управление ею, действуя в случаях, указанных в п. 5 и в отношении этой епархии согласно пп. 5 и 6, причем при соответствующих данных вдовствующая епархия может быть организована и в особый церковный округ. |
|