1 ст. Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах. Господа по отношению к своим рабам должны быть справедливы и оказывать им должное, т. е. сообразное их положению внимание, удовлетворять их потребности и нужды, помня, что и над ними есть Господь, Который видит все их дела и действия по отношению к рабам и от Которого они так же зависят, как и рабы от них. Со 26 стих опять идут общие наставления, касающиеся всех христиан Колосской церкви, причем апостол просит их молиться и за себя. 2 ст. Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Слав. перевод: в молитве терпите, т. е. будьте неутомимы в своей молитве, настойчивы и постоянны; бодрствуя в ней, т. е. не рассеивайтесь во время молитвы вашей своими мыслями; бодрствуя в ней с благодарением, т. е. с радостью творите молитву вашу, а не воздыхающе, т. е. не разленяйтесь во время молитвы вашей, благодаря Бога за все ниспосылаемое вам в вашей жизни. 3 ст. Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах. Молясь каждый по себе и все вместе, не забывайте, наставляет апостол, молиться и о мне, вашем просветителе словом истины, дабы Господь Бог отверз нам дверь для слова, т. е. сделал нашу проповедь беспрепятственной среди неверующих и успешной, да и все услышат возвещаемую нами тайну Христову, т. е. тайну призвания язычников в Церковь Христову, «тайну призвания языков в духовное наследие великих праотцов и составления из иудеев и язычников единой Церкви Божией, назданной на Господе Спасителе» (Еписк. Феофан. Посл. Колос. 225 ), за которую я заключен и в узы. Просит же их молиться за себя, говорит блаж. Феофилакт, не только смиреномудрствуя, но и показывая силу братской молитвы. И он имел нужду в помощи свыше, каковую в большей мере имела ему доставить молитва братий. Этим же словом Апостол хотел ввести их в труд молитвенный. «Если, пишет преосвящ. Феофан, апостол чувствовал нужду прибегнуть к общей братской молитве верных, то кто осмелится быть столько самонадеян, чтобы мечтать обойтись без помощи братской молитвы, оставаясь с одной своей? Апостол здесь делом выразил долг христиан и молиться друг о друге и просить друг друга молиться». (Еписк. Феофан. Посл. Колос. 224 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Все, что имеет Отец, Мое есть; Святой Дух получает от принадлежащего Отцу; Следовательно Св. Дух получает от Моего (совершенно правильная норма первого модуса первой фигуры категорического силлогизма). При таком восполнении силлогизма Христа отнюдь не может быть выводима из него мысль об исхождении Св. Духа от Сына. Силлогизм латинян: «·все, что имеет Отеи, Мое есть; Отец имеет произведение Св. Духа, – следовательно и Я имею произведение Св. Духа» совершенно произволен: к евангельской большей посылке они присоединяют заключение, которого в Евангелии нет, и потому силлогизм их совершенно неевангельский (§ 173). 175 В опровержеше этого доказательства Феофан доказывает, что после слов: «что услышит» следует подразумевать не выражение «от Меня», но выражение «от Отца» (§§ 179 – 180). На вопросе: что «слышал» Св. Дух, латиняне отвечают, что Св. Дух «слышал», т. е. получал свое бытие. По объяснению же Феофана, Св. Дух слышал именно то, что говорил (§ 182). То, что Он слышал, суть «тайны домостроительства Христова», различные происшествия, – словом, все то, что Св. Дух говорил и совершал в церкви во славу Божию (§ 181). «Слышать», в сущности, значит тоже, что «·быть посылаемым» – mitti. В этом выражении, подобно некоторым другим выражениям, в которых Христос говорит о Себе самом («учение Мое не есть Мое», «Я ничего не могу творить Сам от Себя», «как слышу, так и сужу» – Иоан. 5, 30 ; «пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю» и пр. ) выражается «обязанность посланника» (legati munus), каковым может быть и Дух Святой, так как для посланничества не требуется непременно вочеловечение (§ 183). 176 Haec duo sint praecipua vestra argumenta, говорит Феофан об этих доказательствах в «Apologia fidei» (р. 30). 177 Et haec satis sint ad vulgatissimum latinorum argumentum (здесь говорится о четвертом доказательств), quod vel solum esse video, cur Protestantes Theologi articulum hunc, non reformarint, ut facile collitur ex eorum scriptis (Theol. Procop. p. 1052, § 169).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

— Чада, я нашел вас правоверными христианами и оставляю вас правоверными христианами. И вышел из церкви. Воины посадили его на колесницу, и в полночь, когда все спали, отвезли на берег моря. Здесь положили его в ладью и перевезли в Хрисополь в некое место, называемое Волуе где был монастырь. Так был неповинно изгнан с престола своего великий угодник Божий святейший патриарх Никифор, после девятилетнего управление Христовой Церковью. Спустя недолгое время, он был отослан далее на остров Проконнис в монастырь святого великомученика Феодора. Когда же, направляясь к этому острову, везли его на корабле мимо страны, где находился преподобный Феофан, игумен великого села, оба святые мужа прозорливыми очами увидели и приветствовали друг друга. Преподобный Феофан, будучи в келлии своей, повелел ученику своему положить в кадильницу горящие угли, зажег свечи, возложил на угли фимиам и поклонился до земли, беседуя как бы с неким лицом, шедшим мимо. Ученик спросил его: — Отче! что ты делаешь? Кому поклонился и с кем беседуешь? Преподобный отвечал: — Святейший патриарх Никифор, неправедно изгнанный за правоверие, следует в заточение на корабле мимо этой страны; для того мы зажгли свечи и фимиам, чтобы воздать патриарху подобающую честь. В то же время святейший патриарх Никифор, находясь на корабле, внезапно преклонил колена, взаимно поклонился святому старцу и, простерши руки в воздух, преподал благословение. Один из бывших с святейшим на корабле спросил его: — Кого благословляешь, святейший отче, и пред кем преклонил колена? Патриарх отвечал: — Феофан исповедник, игумен великого села, приветствовал нас, и почтил зажженными свечами и фимиамом, я же с своей стороны поклонился ему, ибо и он в непродолжительном времени пострадает, подобно нам. Что вскоре и сбылось. Достигнув назначенного ему места изгнания, святитель Христов Никифор провел там в тесноте и частых болезнях, терпя скудость в необходимом, тринадцать лет, и перешел на вечный покой ко Господу. Преставляясь же, радостною душою произнес слова Давида: «Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их! Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились» (Пс.123:6–8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Если правила аргументации в конвенциональной аудитории (например, в суде) допускают эристическую аргументацию, то ее следует применить. Ритор, применяющий эристическую аргументацию, должен помнить, что тактическая победа в полемике легко может обернуться стратегическим поражением в оценке ритора аудиторией. Применение софистических аргументов не рекомендуется, даже если оппонент их использует. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Аристотель. Риторика. – Античные риторики. М., 1978. С. 21. Здесь и в дальнейшем изложение вопросов культуры ведется на основе работ: Рождественский Ю. В. Введение в культуроведение. М., 1996; Принципы современной риторики. М., 1999. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. М., 1999. С. 33. Рождественский Ю. B. Теория риторики. М., 1999. С. 69–70. Рождественский Ю. В. Там же. С. 69. Амвросий (Ключарев), архиепископ Харьковский. Статьи и речи. Т. 3. Святитель Феофан Затворник . Начертание христианского нравоучения. М., 1998. С. 213. Святитель Феофан Затворник. Гам же. С. 238. Святитель Феофан Затворник. Там же. С. 246. Мопгое А. & Ehninger D. Principles of Speech Communicamion. 7-th ed. Glenwiw. 1975. Р. 231–232. Аристотель. Топика. Соч. Т. 2. С. 358–362. Аристотель. О софистических опровержениях. Соч. Т. 2. С. 535–537. Это правило относится в основном к продолженной речи – проповеди или преподаванию: если, например, преподаватель позволяет себе пропускать занятия, а проповедник отказываетея от регулярного поучения паствы, его аудитория сокращается и распадается; остановить начавшийся распад аудитории бывает очень трудно или вообще невозможно. Поэтому начавший преподавать или проповедовать не имеет права прекратить или прервать речь по собственному усмотрению.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

Я сораспялся Христу, и Христос, живой и в распятии, жизнью Своею меня исполнил: стал жить во мне . Теперь уже не я живу, но живет во мне Христос. Это не нравственно только , в том смысле, что я Ему всецело предан и всё Ему посвящаю – и мысли, и чувства, и дела, и слова и внешнее мое всё, как и внутреннее,– ничего для себя не загадываю, всё для Него – так что меня будто нет, а есть только Он во мне, и угождать Ему единственная моя забота; но и самим делом, существенно, Он во мне ». Так у великого Апостола. Но бывает ли это с заурядными христианами, не призванными к великому служению учительскому? …Да даст вам (Отец Господа Иисуса Христа) по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши… ( Еф. 3, 16–17 ),– вот пожелание Апостольское христианам Ефеса. Преосвященный Феофан сопоставляет с этим пожеланием Апостола обетование Самого Господа и приводит слова Господни: »Кто имеет заповеди Мои, и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюся ему Сам. ( Ин. 14, 21 )...Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. (-23). Когда вкоренится в вас любовь, тогда проявится в вас полнота вселения Христова ,– Он исполнит вас , как огонь преисполняет железо. И все узрим живущего в вас Христа .– Этого желаю вам; об этом, преклоняя колена, молюсь к Отцу Небесному».– Так излагает мысль Св. Апостола Павла еп. Феофан. Он же в своем толковании на 1Кор, 1, 20, говоря о слове крестном, замечает: «Спасительности его отвергать нельзя, ибо опыты этого у всех перед глазами : слышат слово крестное, веруют, принимают крещение и являются новой тварью; новыми себя ощущают, новыми видят их другие... " Говоря далее о принявших проповедь о кресте, еп. Феофан поясняет их душевное состояние: « Подлинно они удостоверялись в сей силе и премудрости , когда в крещении спогребались распятому Господу и вкушали спасительность креста».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

1Кор. 15:13 . «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес». Почему же так? Ибо что есть неотъемлемая принадлежность рода, то иметь месть в каждом неделимом (Еп. Феофан); а поскольку Христос был истинным человеком, то если вообще невозможно воскресение мертвых людей, и для Христа не было бы возможности воскреснуть, – что, как выше было сказано, опровергается действительностью. При допущении же мысли, что и при воскресении Христовом мертвым не предстоит воскреснуть, выходит та несообразность, что бесцельно было бы самое воплощение и воскресение Христа, и некому было бы утешаться Его лицезрением в прославленном человечестве. 1Кор. 15:14 . Далее Апостол ведет доказательство от противного: допустим, что воскресение Христово не совершилось. Что выходило бы отсюда? Несообразности одна другой безотраднее. «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша (апостольская) тщетна, тщетна и вера ваша», а это допустить, подразумевается, никоим образом нельзя; ибо уверование Коринфян основывалось не на одних словах, а было подтверждено знамениями и чудесами, из которых они уразумели, что перед ними Божии послы и возвещают им волю Божию, и вера их не была пуста, а сопровождалась очевидными удостоверениями, что они вступили на путь истинный и Божий. Осязательнее всего это доказывали чрезвычайные дары Святого Духа (Еп. Феофан). 1Кор. 15:15–16 . «Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал… Ибо если мертвые не воскресают, то (как выше замечено) и Христос не воскрес». А разве это не новая нелепость? Можно ли, – как бы так говорил Апостол, – все, то, что я имею свыше, иметь для уверения лжи и обмана, которые при том же падали бы и на самого Бога, ибо не кто другой, как Он вооружил меня чудесными дарами. 1Кор. 15:17 . «Если Христос не воскрес, то … вы еще во грехах ваших». В самом деле, на чем основывается надежда, что верующему отпущаются грехи? На том, что Христос, умерши на кресте, принес за всех искупительную жертву: се Агнец Божий вземляй грехи мира ( Ин. 1:29 ). А что жертва сия принята – это чем свидетельствуется? Воскресением умершего за грехи. Если Он не воскрес, – жертва не принята; смерть Его, как и смерть всех» (Еп. Феофан). А это не есть ли прямая несообразность?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

1Кор. 13:5 . «Не бесчинствует (с греч. – не мерзит, не брезгует ничем для блага ближнего. Еп. Феофан), не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла». 1Кор. 13:6 . «Не радуется неправде (когда, например, другие страдают каким-либо злом нравственным. Златоуст), а сорадуется истине (т. е. тому, когда кто благоустроен в жизни. Златоуст)». 1Кор. 13:7 . «Все покрывает (т. е. грехи, недостатки и слабости других не только не разглашает, но покрывает все то добрым словом. – Еп. Феофан), всему верит (что ни скажет любимый. – Феофилакт), всего надеется (в деле исправления любимого, если он худ. – Феофан), все переносит (т. е. все труды необходимые в добродетели для любимого. Феодорит и Феофилакт). в) Любовь есть единое, никогда не престающее благо. 1Кор. 13:8–12 . «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Когда же произойдет это прекращение? В будущем веке: излишне тогда пророчество, ибо самые вещи будут на лице, и знание языков бесполезно по уничтожении их различия, прекратится и меньшее ведение, когда будет преподано большее (Феодорит). «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» и проч. Следовательно, упразднится не знание, как объясняет Св. Златоуст, а неполнота знания, потому что мы будем знать (в будущем веке) гораздо большее. 1Кор. 13:11 . Несовершенство состояния нашего в сей жизни, сравнительно с будущим веком, так велико, как возраст детства несовершен сравнительно с возрастом мужества. «Когда я был младенец, то по-младенчески говорил (это сказал Апостол, намекая на дар языков. – Златоуст), по-младенчески мыслил (намекая на дар пророчества. Он же), по-младенчески рассуждал (на дар знания. Он же); а как стал мужем, то оставил младенческое». 1Кор. 13:12 . То же (т. е. несовершенство земного нашего знания в сравнении с будущим) объясняет Апостол, по словам Св. Златоуста, и другим примером: «Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (т. е. определеннее узрю Его, как сделавшийся Ему своим. Ибо слово «познан» употребил Апостол вместо слова «присвоен». Так и Моисею сказал Господь: «вем тя паче всех». Блаж. Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Может быть не сам учитель и пастырь гнил и нечестив, а паства его или слушатели, по готовой уже развращенности своей и по плотскому и душевному направлению своих умов и сердец, оказались все-таки гнилым материалом – сеном, соломой и хворостом. Как поступить с таким учителем? Конечно, и его дело сгорит также, как и у других, прямо виновных строителей. Но сам он все же избегнет осуждения после строгого пересмотра его жизни на неумытном суде Божием (так, как бы из огня). 11) Даже и не основание, а можно сказать, цельный храм Божий выстроен в Коринфе из душ и сердец тамошних христиан; как бы не покарал Бог Коринфских разделителей за разорение храма Божия ( 1Кор. 3:16, 17 ). 1Кор. 3:16 . «Разве вы не знаете, что вы храм Божий?» Сим вопросом приводя в сознание Коринфян, что все они суть один храм Божий, Апостол хочет привести им на мысль и то, что храм обыкновенно хотя есть многочастное здание, но единое, нераздельное. При этой мысли совесть не могла им не напомнить: у нас же что? Мы разошлись по разным главам, кто под одного, кто под другого, кто под третьего учителя. Выходит, мы разломали храм Божий на части, здание Божие разорили (Еп. Феофан). «И дух Божий живет в вас?» Что напоминает сим Апостол? То, что разделение, начавшееся среди Коринфян, может повести к тому, что Дух Божий отойдет от них. Как сосуд, пока не разбит, держит в себе и хранит аромат какой, а когда разобьется, аромат выходит: так и у них могло быть, что по причине разделений они лишатся Духа (Еп. Феофан). 1Кор. 3:17 . «Если кто разорит храм Божий, того покарает (слав. – растлит) Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы». Растлит, т. е. предаст погибели. Апостол не проклинает, а предсказывает (Св. Златщуст). Какого можно ожидать еще сильнейшего вразумления?! Чувствуется меч над главой (Еп. Феофан). 12) После всего вышесказанного не лучше ли Коринфским учителям бросить мудрость мира сего, помня, что она есть безумие пред Богом, а Коринфянам не лучше ли не хвалиться человеками. Павел ли то, или Аполлос, или Кифа? ( 1Кор. 3:18–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

1Кор. 6:11 . Перечислив эти и другие подобные им грехи, служащие обыкновенно источником взаимных обид и оскорблений, а затем доводящие до тяжб судебных, Апостол выставляет на вид Коринфянам чистый идеал христианский и то, как не соответствуют сему идеалу все вышеисчисленные пороки, в которых погрязали некоторые из них, еще будучи язычниками. «И такими были некоторые из вас, – говорит он, – но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Обличение четвертое – за чревоугодие и любострастие ( 1Кор. 6:12–20 ) 1Кор. 6:12 . «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Судя потому, что в слудеющем стихе, который прямо связан с настоящим, говорится о брашнах, дается мысль, что в словах «все мне позволено» говорится: мне можно вкушать всякого рода пищу. Два ограничения полагает Апостол свободе всем пользоваться: первое – польза, второе – чтобы себя ничем не вязать (Еп. Феофан). 1Кор. 6:13 . «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то, и другое». Какой взгляд на будущую жизнь открывает по сему слову Блаж. Феодорит? Пищи не будет, чрева не будет, следовательно, и подчревных побуждений, следовательно, и брачных союзов, следовательно, и семейных отношений, следовательно, ничего житейского. Весь строй жизни будет иной. Если цель жизни настоящей есть приготовление к будущей, то как разумно поступают те, которые отрешаются от всех порядков здешней жизни, чтобы перейти в другую никакими связями не связанными! (Еп. Феофан). «Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела». По объяснению Блаж. Феодорита, мысль у Апостола та, что вследствие таинственного союза с своими главой, Иисусом Христом, как Богом и человеком, из души и тела состоящим, и мы должны принадлежать и служить Ему не только душой, но и телом. Блужение разумеется здесь не как отправление естества, а как злоупотребление естеством, потому трезвенная жизнь в браке не делает того, чтоб тело было не Господу: ибо оно при сем не выступает из воли Его и покорности Ему (Еп. Феофан).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

1Кор. 10:15–22 . После сего Апостол внушает, что вкушение идоложертвенного есть в своем роде общение с бесами и участие в трапезе бесовской. «Я говорю вам как рассудительным ( 1Кор. 10:15 ), чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова» ( 1Кор. 10:16 )? Но «те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?» ( 1Кор. 10:18 ). А так как «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу», то «я не хочу, чтобы вы (сознательно и добровольно) были в общении с бесами ( 1Кор. 10:20 ). Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской? ( 1Кор. 10:21 )». Это уже властное законоположение. То говорил: «рассудите сами, будто совет предлагая, а когда изложил им всю опасность идоложертвенных трапез, уже не дает места их рассуждению, а пишет определение: не смейте же более касаться этих бесовских жертв!» (Еп. Феофан). 1Кор. 10:23–33 . Наконец, Апостол решает неизбежный после предыдущих вопрос: как же обходиться с пищей, чтобы не согрешить употреблением иоложертвенного? «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести: ибо Господня земля и что наполняет ее» ( 1Кор. 10:25–26 ). Этим правилом Апостолу нужно было вывести из затруднения христиан Коринфских, ибо жрецы, не успевая всего приносимого в жертву потреблять сами, отсылали излишнее на рынок, или может быть кто скупал у них это и продавал. Таким образом идоложертвенное могло попасть и христианам (Еп. Феофан). «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести ( 1Кор. 10:27 ). Ходить к язычникам на обеды (а не в капища) Апостол не запрещает и не повелевает, а оставляет это на свободу приглашаемому; потому что, – примечает Блаж. Феодорит, – «невозможно было бы уловлять неверных прекратив сообщение». «Но если кто скажет вам: это идоложертвенное (например, немощный христианин, или же язычник для искушения), то не ешьте ради того, кто объявил (в первом случае, чтобы не соблазнить немощного, а во втором – чтобы сберечь христианское достоинство пред искусителем), и ради совести (поведавшего). Ибо (для твоей-то совести можно бы есть, так как) Господня земля, и что наполняет ее» ( 1Кор. 10:31 ). Вот общее руководящее правило о пище и ядении. «Ясть же кто и пиет во славу Божию, когда яст и пиет не на соблазн другим, не как чревоугодник и сластолюбец» (Феофан). Посему-то к правилу о ядении Апостол непосредственно присоединяет и сие:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010