| Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Свернуть При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне, слышим их, нашими языками говорящих о великих делах Божиих? Свернуть Рассказ о христианке и воине, который пытался ее спасти, слушайте на радио «Вера» . Священномученик Тимофей, епископ Прусский (361–363) Чудотворца и проповедника епископа города Пруссы (Вифиния) Тимофея император Юлиан Отступник заключил в темницу, но и там святитель продолжал Евангельскую проповедь. Император приказал обезглавить святого. Впоследствии святые мощи епископа были перенесены в Константинополь. Преподобный Феофан Антиохийский (363) Однажды преподобный Феофан узнал об одной блуднице, Пансемине, и захотел спасти ее и много молился об этом. Святой надел нарядные одежды, взял у отца много золота и пошел к Пансемине. Преподобный отдал ей золото и убедил оставить распутство и выйти за него замуж. Пансемина с радостью согласилась на выгодный брак. Единственным условием, которое поставил преподобный Феофан Пансемине, было чтобы она приняла Крещение. Готовя ее к принятию Таинства, святой Феофан наставлял ее в христианской вере. Приняв Крещение, святая Пансемина благодатью Божией совершенно переродилась. Она раздала на богоугодные дела все, что нажила распутством, поселилась в хижине рядом с кельей преподобного и стала вести жизнь подвижницы, а через 22 месяца скончалась в один день со своим наставником. Святитель Вассиан, епископ Лавдийский (409) |
| На следующий день, в праздник Успения, епископ говорил так: «Вчерашний, хотя небольшой, пожар подновил страх наш, и мы снова мятемся ожиданием внезапной беды, — ни к кому и ни к чему не имеем доверия, и в каждом незнакомом лице продолжаем встречать недоброжелателя себе. Оттого у нас и праздник не в праздник, — так что исполнилась над нами пророческая угроза: «превращу праздники ваши в жалость, и все песни ваши в плач». Что ж? — И давайте плакать! Мы и собирались ныне на место плача. Се поле, орошенное слезами! — Так приидите, восплачемся пред Господом! Не оскорбится сим Матерь Божия!.. Она Сама, думаю, не без скорби взирает ныне на сие место, которое в прежние годы кипело многолюдством в этот день, а ныне так пусто, — и это не по отхождению усердия, а все из тех же опасений и страха. Приидите же, восплачемся! Но, братья, будем, плача, плакать и, скорбя, скорбеть, — только все по христиански, а не как язычники, упования не имеющиее… Исповедуем правду Божию в наказании нас, — и Он пошлет милость в сретение ей. Ибо не суд только, но и милость у Него». И в другие места губернии, пораженный тем же бедствием, Феофан спешил с тем же утешением, которое подкрепляло ту внешнюю помощь, какую он оказывал пострадавшим, особенно из духовных. В 1861 г. епископ Феофан присутствовал при открытии мощей святителя Тихона Задонского . Это событие на него, имевшего столько общего со святителем Тихоном, должно было произвести сильнейшее впечатление. Он так любил с детства, с таким восторгом всегда думал о святителе Тихоне, что, когда пришло прославление этого великого народного учителя и печальника, — радость еп. Феофана была невыразима. В 1866 г., согласно поданному им прошению, епископ Феофан был уволен от управления Владимирскою епархиею и определен настоятелем в Вышенскую пустынь, но вскоре, по новому его прошению, он освобожден и от управления пустынью, причем за ним оставлены пенсия (1,000 р.), помещение до кончины в занимаемом им флигеле, с правом служения, по его желанию… Какие причины побудили епископа Феофана, полного сил, оставить епархию и удалиться в уединение? |
| Святитель Феофан Затворник Вы хорошо сделали, что положили относительно старшей дочери — быть покойною. Прибавьте — быть любящею, и являйте свою любовь. Будьте мать, а не командирша. И молитесь много о ней, со слезами. Если у вас ей нет отрады, где она найдет ее? И тогда что будет жизнь ее?! Святитель Феофан Затворник Детей отчуждение — дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки, то что дивного, что они отчуждаются от вас? Святитель Феофан Затворник Нам нельзя одним спасать душу свою. Часть в этом неотложную имеет и попечение о детях, ласки к ним, материнская нежность, безмолвное вразумление. Святитель Феофан Затворник Кто же воспитывает детей в таких семьях, где и отец и мать занимают важные общественные должности, с утра до ночи на работе и не имеют ни времени, ни сил, ни возможности заниматься детьми? В огромном большинстве случаев — никто. Хорошо, когда воспитательницей в доме бывает старая добрая няня. Но далеко не во всякой семье есть благочестивая старушка. А такая семья, в которой некому заниматься воспитанием детей, не составляет единого неразрывного духовного целого, отчего не может быть благополучия ни в обществе, ни в государстве. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Слава Богу за благополучное разрешение и за радость о рождении сына. А впереди — труды, тревоги, и только молитва и постоянное попечение о духовном состоянии сыночка с самых первых дней его бытия в мире даруют то, о чем вы меня просите. Воспитание сына — главное дело всей вашей жизни. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Дети — это ведь живые иконы, потрудитесь над ними, не исказите в них Божий образ своим невниманием и небрежением. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Мудрые мысли о разводе Что Бог сочетал, того человек да не раз лучает. Мк. 10: 9 Я говорю вам: кто разведется с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Мф. 5: 32 |
| б) Надлежит сему быть и по порядку творения ( 1Кор. 11:7–12 ). 1Кор. 11:7 . «Муж (являясь при общественном богослужении) не должен покрывать голову», т. е. не должен являться пред Богом без принятого и условного знака своего властительства, подобно тому, как имеющий власть, когда приступает к царю, должен иметь на себе знак своей власти (Св. Златоуст), «… потому что он (муж) есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа». Конечно, и жена создана по образу Божию и на себе его носить, но Апостол говорит не вообще о сотворении природы человеческой по образу Божию, а имеет в виду только порядок сотворения и служебное и зависимое значение жены. Сначала муж – по образу Божию, а потом как бы уже по мужнину образу из него жена, которая «и есть потому образ образа, или есть отблеск славы мужа» (Еп. Феофан). 1Кор. 11:8–9 . Что такова действительно мысль Апостола, это видно из того, что сам же он присовокупляет в виде причины, или доказательства, что не муж от жены, а жена от мужа, и не муж создан для жены, но жена для мужа». 1Кор. 11:10 . «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею – для ангелов», т. е. стыдясь их, или боясь оскорбить их (Еп. Феофан). И св. Златоуст толкует в этом же смысле. «Если ты, говорит, не обращаешь внимание на мужа, то постыдись ангелов» – сих невидимых стражей душ человеческих, присутствующих в церкви и могущих видеть и знать сокровенные намерения молящихся. 1Кор. 11:11 . «Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе». Сии слова Апостол прибавляет очевидно для того, чтобы отклонить мужей от властолюбия и кичливого преобладания над женой. Словом «в Господе» Апостол показывает, что здесь говорится о муже и жене, как они суть во Христе Иисусе, т. е. в деле спасения, а не в житейском отношении; во Христе же Иисусе «несть мужеской пол, ни женский» (Еп. Феофан). 1Кор. 11:12 . «Ибо как жена от мужа, так и муж чрез жену; все же от Бога». Этим говорится будто: жена имеет обращение к мужу, из коего взята, взирай же и ты на естество родившей тебя в жене, и относись к ней почтительно (Еп. Феофан). |
| схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава первая. Детство Призовем великое и преславное имя Господне в начале повествования нашего о жизни истинного светильника Церкви Божией, смиренного и кроткого воина во Христе, дабы Он благословил нас понять и в какой-то мере выявить ту узкую и тернистую тропу, которой прошел Святитель Феофан во дни своей короткой и страдальческой жизни, шествуя по слову Господню: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф. 7, 13–14 ). Жизнь его в значительной степени сокрыта в заповеданной тайне Евангельской: «и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6, 18 ). И наше бедное слово далеко недостойно того, чтобы поведать о высокой жизни Святителя. О нем, особенном и исключительном, надо бы и говорить особым языком. Но нам этого языка не дано по грехам нашим. Вопреки существующему мнению, что будто бы все епископы в русской Церкви из аристократии, будущий Архиепископ Феофан совсем не знатного происхождения. Родился он в селе, в семье многодетной и простой, знавшей нужду. Родители его были людьми крайне благочестивыми. И это благочестие было величайшим их богатством. Отец его Дмитрий Быстров был сельским священником в селе Подмошье Новгородской губернии. О благочестивой матери его, в девичестве Марии Разумовской, нам почти ничего не известно. Но главная черта родителей и великая их заслуга перед Церковью Христовой была та, что они сумели сохранить и воспитать, заложив прочные основы духовной жизни, такого архиерея и архипастыря, как Святитель Феофан. Поскольку младенец появился в этом мире в самый последний день 1874 года, иными словами, 31 декабря по старому стилю, при Святом Крещении он был наречен именем ближайшего святого, Святого Василия Великого , одного из трех Великих Вселенских Учителей и Святителей. И, конечно, родители отдавали себе ясный отчет в том, что младенец появился накануне первого января, в канун большого праздника, и в этом они видели Промысел Божий и Его святой покров над новорожденным. |
| Румынская/Публикации HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Митрополит Молдовы и Буковины Феофан (Саву) Еммануил — с нами Бог Смирение — это единственное, что возвышает, прощение — единственное, что вызывает прощение, милостыня — единственное, что делает Бога должником, молитва — единственное, что возводит человека на небо, Божественная Литургия — единственное, что сводит на землю Христа в Теле и Крови Его, — и это также пути, на которых человеческое существо получает в дар Самого Христа и рождает Его в сердце себе подобных. Высокопреосвященный Феофан (Саву) — митрополит Молдовы и Буковины, доктор богословия, член Священного Синода Румынской Православной Церкви. Смирение — это единственное, что возвышает, прощение — единственное, что вызывает прощение, милостыня — единственное, что делает Бога должником, молитва — единственное, что возводит человека на небо, Божественная Литургия — единственное, что сводит на землю Христа в Теле и Крови Его, — и это также пути, на которых человеческое существо получает в дар Самого Христа и рождает Его в сердце себе подобных. Возлюбленным приходским священникам, преподобным насельникам святых монастырей и всему православному народу Божию Ясской архиепископии — благодать, радость, прощение и помощь от Бога, в Троице Славимого, Отца, Сына и Духа Святого. Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2: 20). Возлюбленные братия иереи, благочестивые христиане, Милостью Божией, под покровом Всевышнего мы вкушаем в эти дни радость Рождества Христова , Нового года и Крещения Господня. Дети с колядками переступают порог нашего дома, мы вместе с дорогими сердцу людьми снова сидим в теплой семейной атмосфере, а тревоги уходящего года, насыщенного проблемами, воспринимаются уже не так остро. Вот и наступила минута покоя. В святых храмах за богослужением мы славим сегодня Рождение Христа и призываемся вникнуть в великую тайну воплощения Сына Божия. Великая благочестия тайна, — восклицаем мы в эти дни вместе со святым апостолом Павлом, — Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся в славе . |
| Относиться, как к воле Божией, совершающейся в нашей жизни! Я хочу привести замечательный пример из творений святителя Феофана Затворника. Святитель Феофан рассказывает, как один языческий царь, когда буря застала его в море и корабельщики в страхе не знали, что делать, обратился к ним с горделивыми словами: «Чего боитесь? Вы везете великого царя!» Но это, замечает владыка Феофан, было не больше, чем пустые, заносчивые слова... А вспомним другой случай: Христос плывет с учениками через Генисаретское озеро. Начинается страшная буря, и Апостолы в ужасе взывают: «Наставник! Наставник! Погибаем!» И что мы читаем дальше? «Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина» ( Лк. 8, 24 ). «Таким образом, – говорит св. Феофан, – только в отношении к Господу можно поистине сказать: чего боитесь? Господь с вами. Сие и говорю вам: ни внутренних, ни внешних волн не бойтесь, ибо Господь с вами. Не теряйте живой веры в сие, и сердце ваше будет исповедать: “аще… и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси” ( Пс. 22, 4 )». …сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим! И предадим, и возблагодарим. За хорошее благодарим Господа, ибо хорошее – дар Божий. И за кажущееся плохим – тоже благодарим. Потому что то, что сегодня нам кажется плохим, через некоторое время может предстать в совершенно ином свете. Разве видит маленький ребенок за родительскими наказаниями педагогическую систему, которая приведет его к нравственному совершенству? И видит ли строитель какого-то узкого участка работы все огромное здание, спланированное мудрым архитектором? Вот так и нам нужно учиться – именно учиться, ибо само собой это не придет, – доверять Богу во всем, что с нами происходит. Произнося каждое прошение, диакон крестится и кланяется. У него в правой руке орарь – символ его служения и образ Ангельского крыла. – Я не знаю, в какие моменты богослужения надо креститься и кланяться, а в какие не надо. Как мне быть? – Смотрите за диаконом. Когда он крестится и кланяется, так же делайте и вы. |
| С этим чрезвычайным свидетельством владыка Феофан отошел ко Господу в своей пещере в городе Лимерэ во время войны, в три часа ночи 6/19 февраля 1940 года, причастившись Запасными Дарами. Отошел, как и жил, тихо и скромно. Никто из людей не знает, как он умирал. Однако можно и должно сказать: как он был гоним при жизни, так и отошел с радостью о Христе. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить на Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах ( Мф.5:10–12 ). Митрополит Евлогий прислал телеграмму, что не приедет и что хоронить нужно как простого инока. На отпевании в пещере и погребении были только четыре православных человека. Покойный Иерарх был в полном архиерейском облачении, митре и с панагией на персях – дар Императора Николая II в 1909 году при рукоположении архимандрита Феофана во епископа Санкт-Петербургской епархии. Отпевал его и хоронил православный иеромонах Варнава, его духовник, живший в селении недалеко. Великий подвижник был похоронен более чем скромно. Очевидно, для того, чтобы уподобиться не только по жизни, но и по погребению мученикам во Христе и, может быть, даже и Самому Господу нашему Иисусу Христу, погребенному в нищете, но Воскресшему в Божественной славе. Одинокая могила владыки Феофана находится на общественном кладбище, на окраине Лимерэ, под номером 432, на пятой аллее налево. Могильное место было приобретено «на вечность» в 1944 году бывшей хозяйкой усадьбы, где жил и скончался Владыка, Марией Васильевной Федченко. Надгробие покрыто гранитной плитой, а другая, меньшая плита, стоит в изголовье. На ней надпись по-русски и, с несколькими ошибками, по-французски, икона Нерукотворенного Спаса и небольшой православный крест. Владыка Полтавский и Переяславский Феофан прожил на земле 66 лет и 38 дней. Архиепископ Канадский Иоасаф (Скородумов) вспоминал: «После смерти моего удивительного наставника я ужасно горевал... Мне было очень трудно, и я много молился о нем... |
| Гал. 4:4 . «Но когда пришла полнота времени». Какого времени пришла полнота или кончина? – спрашивает Экумений и отвечает: того, в которое надлежало прийти Христу. Время пришествия Христова было прежде определено пророком Даниилом, оно кончилось в царство кесаря Августа, когда совершилось и воплощение Бога Слова, и явился Христос. «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного». Сын послан, чтобы отстаивать пестуна и тех, кто был под ним, ввести в чин сынов (Еп. Феофан). «Который (Сын) родился от жены, подчинился закону». Слово жена употреблено здесь в том же смысле, как у евангелиста Матфея ( Мф. 1:20 ): «Мариам жену», и у Луки ( Лк. 2:5 ): «с обрученною ему женою» (Еп. Феофан). Блаж. Иероним пишет: слово γυν, по свойству греческого языка, означает более женщину, лицо женского пола, а не супругу. Гал. 4:5 . «Чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление». Господь искупил всех людей, но Св. Павел, по цели своей, остановился на одних иудеях. «Сказав: дабы нам получить усыновление, Апостол показал, что оно есть издревле нам определенная должная часть достояния; не получили же мы ее доселе, по причине младенчества ума нашего» (Экумений. Тоже у Св. Златоуста и Дамаскина). Гал. 4:6 . «А как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!» Это так существенно в христианстве (т. е. чувство сыновства к Богу), что у кого нет такого чувства к Богу, тот еще не сделался истинным христианином, но или живет в нерадении, или еще не дошел до термина действенности Св. Духа в сердце (Еп. Феофан). У современных Св. Ап. Павлу Галатов, вероятно, живо было чувство сыновства пред Богом, ибо на него, как на осязательный факт, указывает им Апостол. Гал. 4:7 . «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа». А отсюда что? То, что бессмысленно соделавшимся, через Христа Господа и Духа Святого, сынами Богу опять обращаться к закону (Экумений). Не безрассудно ли и крайне неблагодарно будет оставить сию благодать (сыновства) и возвратиться в прежнее состояние? (Св. Златоуст). |
| Гал. 3:29 . «Если же вы Христовы (а Христос есть потомок Авраама), то вы семя Авраамово и по обетованию наследники», т. е. в качестве духовных чад Христа, потомка Авраама, и христиане суть истинные потомки Авраама; а потому несомненно унаследуют и то благословение нардов и оправдание, которое обещано потомству сего пратотца. Исполнение же закона к сему нисколько не посодействует. Он является уже вещью ненужной. В) Третий пункт вероучительной части: увещание Галатами принять доказанную истину о ненужности закона и о том, что не следует более вязать себя ветхозаветной обрядностью ( Гал. 4:1–5:12 ) а) Увещания, направленные преимущественно к уму и рассуждению Галатов ( Гал. 4:1–10 ). Ничто не убеждает так ума отказаться от своих мыслей, как доведение их до нелепости (Еп. Феофан). Так и Св. Павел, обращая прежде всего речь свою к иудеям, изображает столь же неразумной приверженность к выросшему сыну продолжать жить под опекой и руководством прежних своих воспитателей. Гал. 4:1–2 . «Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего. Он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве» … «Младостью иудейского народа, делавшей необходимым пестунство, Св. Ап. Павел называет ветхозаветный период, когда иудеи, хотя и предызбранные к сыновству Божию ( Ис. 1:2 ), еще не были способны принять Господа Иисуса Христа, чтобы чрез Него существенно стать сынами Богу» (Еп. Феофан). Гал. 4:3 . Мы иудеи, «доколе были в детстве, были порабощены вещественными началами мира», таковы: обрезание, жертвы, омовения, благоухания, масти, новомесячия, субботы и проч. У греков стихиями называются буквы, из которых слагаются слова, а далее – первоначальное обучение, предлагаемое детям. Это очень приложимо к закону. Он только первоначальное обучение (Еп. Феофан). Блаж. Иероним пишет: «под буквами же можно разуметь закон Моисеев и изречения пророков, потому что чрез них восприемлется страх Божий – начало премудрости, и руководство к Избавителю, Господу Иисусу Христу». |
| |