«Никон бывший патриарх – стал говорить царь – с престола своего пошел никем гоним, к Москве приходил никем зовом и из соборной церкви увез было чудотворца Петра митрополита посох, а ребята его оттрясали прах от ног своих; и то он какое добро учинил? и ребята его какие учители, что так делали? а Никита Зюзин писал к Никону воровски, затеяв, за то он и сослан, и он не только ссылки, но и смертной казни достоин был, потому что призывал Никона патриарха к Москве, без моего повеления и учинил многую смуту; а что у Никиты жена умерла, то учинилось от Никона, он прислал ко мне Никитино письмо, а Никон имел его, Никиту, за друга. Почему Никон евангельской заповеди не исполнил, как сказано: положите душу свою за други своя. А что он написал в грамоте о посохе, будто он то в Черневе говорил, то он написал ложно, того он не говорил». Никон: «Никитино письмо послал я к великому государю в свое оправдание, а люди мои прах от ног своих оттрясали ли – того я не видал; приезжавшие же за посохом в Чернево меня томили, а иных хотели побить до смерти». – Царь: «Никона в Черневе задерживали за тем, что он посоха не хотел отдать, а как посох отдал, так его и отпустили; а до смерти побивать никого не велено и не биты, про то он затевает и говорит ложно». При этом царь поднес патриархам дело о пришествии патриарха Никона к Москве, и патриархи – это дело приняли. Было прочитано в грамоте: которые люди за него, Никона, доброе слово молвят или какие письма объявят, тех в заточение посылают: поддьякон Никита умер в железах, поп Сысой погублен с женою и детьми, митрополит иконийский Афанасий в Симонове монастыре заключен, Феофан архимандрит святогорский в Кириллове монастыре заключен с дружиною его, строитель Аарон в Соловецкий монастырь заключен, Василий дьякон в Сибирь сослан, Севастьян, который грамоту привез от иерусалимского патриарха вверху в палатах заключен и иные многие мукам преданы. – Царь: «поддьякон Никита ездил от Никона патриарха к Зюзину с сорными письмами, и за то он сидел за караулом и умер от болезни, а не от желез; поп Сысой, ведомый вор и ссорщик, за многие его плутовства сослан; строитель Аарон сослан за то, что говорил обо мне непристойные слова; и другие, которые объявились в государственных или в каких ссорных делах, те в ссылках и за караулами бывали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Святы были Моисей, Аарон и Самуил, однако же и о них говорится в писании, что Бог миловал или прощал их . Моисей и Аарон по Иереех его, и Самуил в призывающих имя его, храняху свидения его и повеления, яже даде им. Господи Боже наш, ты послушал еси их, Боже! ты милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их. Что святее Даниила, коего Ангел нарицает мужем желаний, или прежеланным, т. е. вселюбезнейшим Богу . Но он сам о себе тако глаголет: Егда моляхся, и исповедах грех мой, и грех людей моих Исраиля, и припадах с молением моим пред Господем Богом моим . Кто дерзнет сравнитися с Павлом? Однако и он нарицает себя окаянным, а тело свое телом смерти, ради греха в нем живущего, т. е. первородного оного падения, и его отраслей, сиречь, грехов от оного происходящих, и всегда против воли его воюющих, и благодарит Бога Иисус Христом, яко за сии грехи не погибает . Кто такожде может сравнитися с возлюбленным паче прочих учеником Христовым Иоанном? Но что он мудрствует о себе и о других в сем случае? Аще речем, глаголет он, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истинны несть в нас; аще исповедуем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды . Здесь надобно примечать сие, что Иоанну сверх того, что поучает исповедывати грехи, глаголет: Верен есть Бог , аще исповедуем грехи наша, а потому оставит нам оные. Но для чего же Иоанн верным Бога нарицает, как не для того, что он обещал нам оставление грехов: а естьли бы не обещал, то бы и не оставил; следовательно мы и осуждению подлежали бы: но однако же тут глаголет Святый Иоанн о грехах простительных; ибо послание сие пишет к Святым мужам, да и себя самого к таким грешникам причисляет. Наконец истину сию свидетельствуют все Святые мужи, которые научены от Господа, молятся тако: Остави нам долги наша. Но какого же долгу оставление припишем мы не оставляющего милости, но самого долгу малости? Ибо когда долг нам прощается, то чрез сие оказывается к нам милость; а поскольку все мы во многом погрешаем, как свидетельствует Апостол Иаков в гл. 3. ст. 2. того для и просим, дабы нам многое оставлено было, хотя сие оставления требующее и простительно есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Иерусалим посетила делегация Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Иерусалим, 14 октября 2013 г.      8 октября 2013 года игумен Феофан, исполняющий обязанности начальника Русской Духовной Миссии , встретился с делегацией Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков во главе с В.П. Ивановым. Делегация побывала у Патриарха Иерусалимского Феофилома III, а по окончании приема посетила Храм Гроба Господня и Александровское подворье. После экскурсии был совершен торжественный обед в Русской Духовной Миссии. В знак благодарности о.Феофан подарил гостям книги “Святая Земля. По стопам Христа” и “Альманах”, посвященный 165-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В ответ гости преподнесли подарочную эмблему ФСКН России.      После обеда гости посет или Гефсиманию, гробницу Пресвятой Богородицы, Гефсиманский сад, а также монастырь Марии Магдалины на горе Елеон, где смогли приложиться к мощам преподобномучениц Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. Дальнейшую экскурсию гостям у Стены плача провел раввин, Гуревич Аарон Юрьевич, руководитель Общественных советов при ФСИН и ФСКН России.      Затем гости отправились в Палестину, где к ним присоединился Рудаков А.Н. – представитель Российской Федерации при государстве Палестины. В Вифлееме гости посетили древний монастырь Лавру Преподобного Саввы Освященного, со смотровой площадке в монастыре осмотрели долину Кедрон после чего проследовали в Базилику Рождества Христова. В конце дня был совершен торжественный прием в резиденции архиепископа Иорданского Феофилакта, патриаршим представителем в Вифлееме. 14 октября 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/64907.html

И ныне, Богородичен или Крестобогородичен, глас тойже. Подобен: Егда от Древа: Егда нескверная Агница виде Своего Агнца,/на заколение, яко Человека, волею влекома,/плачущи глаголаше:/безчадствовати Мя ныне тщишися, Христе, Рождшую Тя./Что сие сотворил еси, Избавителю всяческих?/Обаче воспеваю и славлю Твою юже паче ума и слова/крайнюю благость, Человеколюбче. Тропарь, глас 4: Священства одеждею обложен, премудре,/по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси, Захарие,/и был еси светильник и зритель тайных,/знамения в тебе благодати нося явственно, всемудре,/и, мечем убиен быв в храме Божии,/Христов пророче, с Предтечею моли//спастися душам нашим. НА УТРЕНИ Оба канона Октоиха без мученичнов. И святаго на 6. Творение Феофаново. Глас 8. Песнь 1 Ирмос: Воду прошед, яко сушу,/и египетскаго зла избежав,/израильтянин вопияше://Избавителю и Богу нашему поим. Память, пророче, твою восхвалити/Духа благодать молю помощи мне твоим ходатайством, взывая:/Избавителю Богу нашему воспоим. Житие твое непорочно обретеся,/священства украсися одеждею и Пророчества светоносными сиянии,/богоглаголиве, блаженне. Законным венцем главу украсив, Захарие,/явился еси священноявленен, вопия:/Избавителю Богу нашему поим. Богородичен: Подира одеждею, яко Аарон, одеян,/юже от корене Иессеева прозябшую Отроковицу приял еси,/Избавителя во чреве носившую. Песнь 3 Ирмос: Ты еси Утверждение/притекающих к Тебе, Господи,/Ты еси Свет омраченных,//и поет Тя дух мой. Егда кадило сложения приносил еси, архиерее,/тогда Предтечи приял еси провозвещение. Миром священия священствовати тя помаза, яко Аарона,/тем видения Ангелова сподобился еси. Утро, провозвещающее вселенней Тя, Солнца Разумнаго, Спасе,/Захария Иоанна родил есть. Богородичен: Управи житие мое, Богородительнице Всечистая и жизнь,/яже Захариин дом уяснившая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А как прочтено о приходе Никона бывшего патриарха, как он приходил по письму Никиты Зузина и взял посох, и о отрясении прах от ног и о взятье посоха назад, и бутто он в Черневе говорил околничему Родиону Матвеевичу Стрешневу да думному дьяку Алмазу Иванову: аще царское величество будет к нему Никону держати истинну свою, и тот посох будет ему в благословение и во отмщение противником ево, аще же от его царского величества будет на него кроме истинны, и тот посох будет во свидетельство и во отмщение всякие неправды, и тот посох к великому государю послал с архимаритом своим и о Миките Зузине, что он сослан, и о смерти жены ево. И великий государь говорил, что он Никон бывший патриарх с престола своево пошел никем гоним, к Москве приходил никем зовом и из соборной церкви увез было чудотворца Петра митрополита посох, а ребята ево отрясали прах от ног своих, и то он какое добро учинил, и ребята ево какие учители, что так учинили, а Микита де Зузин писал к нему Никону воровски, затеяв, за то и сослан, а он де Микита за то не токмо ссылки, и смертной казни был достоин; а то ему Миките учинилось и жена ево умерла от нево Никона, что он Никон прислал к нему великому государю ево Микитино письмо, а он Никон ево Микиту имел за друга, и он Никон почто евангелские заповеди не исполнил, якоже речено: положите душу свою за други своя, а что де он Никон в листу своем написал о посоху, бутто он в Черневе говорил, и то он написал ложно и того он не говаривал. Никон бывший патриарх говорил: Микитино де писмо к великому государю прислал он оправдывая себя, а робята де ево прах от ног своих как отрясали ль, того он Никон в то время не видал, а как приезжал для посоха в Чернево и ево Никона томили, а иных хотели побить до смерти. И великий государь говорил, что он Никон в Черневе стоял за тем, что посоха отдать не хотел, а как посох отдал, и он из Чернева и отпущен, а до смерти побивать никово было не велено и не биты, про то он затевает и говорит ложно. А как прочтено, что написано будто поддьякон Никита умер в железах, поп Сысой будто погублен с женою и с детьми, митрополит иконийский Афанасий в Симонове монастыре заключен, Феофан архимарит святогорский в Кирилове монастыре будто заключен с дружиною ево, строитель Аарон в Соловецкой монастырь заключен, Василей дьякон в Сибирь сослан, Савастьян, которой грамоту привез от еросалимского патриарха, будто вверху в полатах заключен, и будто и иные многие, кто за него Никона доброе слово молвил, мукам преданы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

г) Прославление Его имени , в котором душа не только воздавала величие Богу ( Втор. 32, 3 ) – чудному и великому Самому по Себе, не только спрославляла Его как Бога своего или как Бога отцов своих ( Исх. 15, 2 ); но особенно ощущала Его славу в славных делах Его и спрославляла Его, когда Он Сам прославлял Себя: «Поим Господеви, славно бо прославися... Кто подобен Тебе... Господи, кто подобен Тебе? Прославлен во святых, дивен в славе, творяй чудеса» ( Исх. 15, 1, 11 ); – а с другой (преимущественно как сыновняя) – д) возвышала веру , укрепляя сердечное убеждение в том, что все слова Божии – непреложно истинны, все обетования – верны, все распоряжения – праведны и благи ( Втор. 32, 4 ), – а вместе с сею верою образовывала – е) сыновнее доверие , с каким Моисей и Аарон всегда и обращались к Богу во всех нуждах своих и народа во всех тесных обстоятельствах, нисколько не сомневаясь в скорой помощи; ж) упование, или полную благонадежность , убежденную, что Господь не попустит народу Своему страдать и терпеть насилие от других народов, а напротив, будет всегда держать его в довольстве и безопасности ( Втор. 7, 13–16 ) Пусть все народы восстанут; он не повредится от лица их: «яко Господь Бог его с ним, Бог великий и крепкий» ( Втор. 7, 21 ), «Господь прибежище» его ( Исх. 17, 15 ). «Любит нас Господь», говорили к народу Иисус Навин и Халев, «введет нас в землю ту» (кипящую медом и млеком) «и даст ю нам... не убойтеся людий земли тоя, понеже в снедь нам есть: отступило бо время от них, Господь же с нами, не убойтеся их» ( Чис. 14, 7–9 ) и – з) полное предание себя распоряжениям Божиим, всецелое успокоение в воле Его , по которому Израиль, не ослабевая в своей деятельности, успеха всякого ожидает от Бога, и всякий случай – благоприятный или неблагоприятный – приемля как от руки Божией, встречает с полною покорностию, даже с радостию, как источник благ для него – и вообще убежден, что все устрояется Богом, и притом самым лучшим, самым благодетельным образом для него и для других.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

КАМЕНЬНЕЦ ДА//ТИ КОТОРЫЙ АГГЛЪ СЕДЕЛ ИЛИ ГР[О]БА Г[ОСПОД]НЯ.//КАМЕНЬ КУПИНЫ НЕОПАЛИМЫЯ. ДРЕВО Н//А КОЕМЪ ПР[Е]Ч[ИС]ТАЯ СЕДЕЛА КАКЪ БЕЖАЛА//ИЗ ЕГИПТА, МЛЕКО ПРЕЧИСТЫЕ. ПЕРС//ТЬ О(Т) ИЕРДАНА, КАМЕНЬ О(Т) ИЕРДАНА. МО//ИСЕОВЪ КАМЕНЬ. МОЩИ ЗАХЕРИИ ПР[О]РОКА . //МОЩИ ИЯКОВА БРАТА Г[О](С)[ПОД]НЯ, МОЩИ АНДРЕЯ//ПЕРВОЗВАННАГО. М//ОЩИ ГРИГОРИА Б[О]ГО//СЛОВА. МОЩИ ИОА//ННА ЗЛАТАУСТАГО.//МИРО НИКОЛЫ ЧЮ//ДОТВОРЦА. МОЩИ ГРИГОРИА ВЕЛИКИА АРМЕНИА. МОЩИ СТЕФ[АНА]//АРХИДИАКОНА, КЕМЕНЬ ИМ ЖЕ СТЕФАНЪ ПОБОЕНЪ БЫСТЬ, МИРО ДМИТРИА СТР[А](С)ТОТЕРПЦА, МОЩИ ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА. //МОЩИ .... ИЖЕ ВО АНКИРЕ. МОЩИ КИРИЛЛА НОВАГО. МОЩИ КОЗМЫ И ДЕМЪЯНА, МОЩИ КИРА И ИВАН(Н)А , МОЩИ АН//ДРЕЯ КРИТЦКАГО, МОЩИ ЕФРЕМА СИРИНА . МОЩИ МИХАИЛА СИНАИТЦКАГО, МОЩИ АКИПСИМЫ, МОЩИ КИРИКА. ЧАС//ТЬ МОЩЕЙ СО СТЫ АНФИМОМЪ ПОСТРАДАВШИХЪ ВО АНТИОХИИ, МОЩИ АНАСТАСИА ПЕРСЯНИНА. МОЩИ С[ВЯ]ТЫХЪ М//НОГИХЪ ... БЕЗ ПО(Д)ПИ(С)ЕЙ. КАМЕНЬ В ДМИТРИЕВЪ С НЕБЕСИ СПАЛЪ ... ЛАДАНЪ РОСНОЙ. МИРО С[ВЯ]ТАГО НЕВЕДОМО КОТОР//ОГО, ДРЕВО ГРОБА ПЕ(Т)РА МИТРОПОЛИТА. ПОСТЕЛКА АЛЕКСЕЯ МИТРОПОЛИТА, РИЗА СЕРГЕЯ РАДОНЕЖЪСКАГО. ДРЕВО//ГРОБА СЕРГЕЯ РАДОНЕЖСКАГО, ДРЕВО МАКАРИА КОЛЯЗИНЬСКАГО, РИЗА КНЯЗЯ НИКОЛЫ СВЯТОШИ. ДРЕВО ГРОБА КНЯ//ЗЯ МИХАИЛА ЧЕРНЕ//ГОВСКАГО. АНТО//НИА РИМЛЯНИНА ВО//ЗГ(Л)АВИЯ КАМЕНЬ//ЕГО ЖЕ КАМЕНЬ НА ЧЕ//МЪ ИЗ РИМ ОУПЛЫЛ//Ъ В НОВЪГРАДЪ, Е//ГО ЖЕ ТРОСТЬ. ПЕ//РСТЪ З ГРОБА ПРО//КОПИА ОУСТЮЖЬС//КАГО, ПЕРЬСТЬ З ГР//ОБА ИВАНА ОУСТЮЖЬСКАГО. РИЗА ПРЕ//ЧИСТЫЕ, ЖЕЗЛЪ ААРОН//ОВЪ. РИЗА ААРОНОВА.//ДУБА МУМЪВРИКСКОГ//О. КАМЕНИ ВОЗНЕСЕНЬСК//ОГО, МОЩИ СВЯТАГО АПО//СТАЛА ВАРФОЛОМЕЯ.//МОЩИ СВЯТАГО АП//ОСТОЛА ВАРНАВЫ. МО//ЩИ АІІОСТАЛА И ЕВАНГ//ИЛИСТА ЛУКИ. МАСЛО//ДМИТРИЯ СТРАСТО//ТЕРПЦА. МОЩИ ИГНАТИ//Я БОГОНОСЦА, МОЩИ ЯКОВА ПЕРЛСКАГО. МО//ЩИ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА//ПРОКОПИЯ, МОЩИ ПРЕПО//ДОБНАГО ДАНИЛА СТОЛЪ//ПНИКА. МОЩИ СВЯТ//АГО МУЧЕНИКА ФЕОФАНА. МОЩИ СВЯТ//АГО МУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕЙМОНА, МО//ЩИ СВЯТАГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГ//ИЯ СТРАСТОТЕРЬПЦА. МОЩИ СВЯТАГО//МУЧЕНИКА АНФИНОГЕНА. МОЩИ ВЕЛ//ИКОМУЧЕНИКА КОНСТАНТИНА//НОВАГО О(Т) ТУРОКЪ СОЖЖЕНА.//МОЩИ СВЯТАГО МУЧЕНИКА ИВАНН//А НОВОГ[О]. РИЗА КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРЬСКАГО.//ГРОБЪ КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРЬСКОГО, МОЩИ В//ЛАСЫ АВЬНЕЖЕСКИХЪ (Ч)ЮДОТВОРЦОВЪ,//МАННА НЕБЕСНАЯ. НА ДУХА НЕЧИСТАГО//ТЕМЬЯНЪ РОСНОИ//КАСИЯ, МОЩИ СВ//ЯТАГО КАЛИСТРА//ТА. МОЩИ СВЯТАГО ПРОКОПИЯ, ЦАРЕ//ВИЧА ДМИТРЕЯ О/ТЪ РИЗЪ И ОТ КРОВИ ЕГО И ОРЕШКИ. ДРЕ//ВО ГРОБОВЪ ЯРОС//ЛАВСКИХЪ ЧЮДОТ//ВОРЦОВЪ КНЯЗЕИ//ВАСИЛИЯ И КОНСТЯ//НТИНА, ПЕРСТЬ//ДМИТРИЯ ЧЮДО//ТВОРЦА ПРИЛУЦКА//ГО. РИЗЫ КНЯЗЕЙ//ЯРОСЛАВСКИХЪ ВАСИЛЬЯ И КОНСТАНТИНА . Здесь же в нижней части гравирована надпись: СИЙ КР[Е]СТЪ ПОЛОЖ//ЕНИЕ НИКИТЫ ГРИГ//ОРЬЕВА СЫНА СТРО//ГАНОВА . Надписи с указанием мощей разновременные.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

У владыки Феофана, этого скромного, тихого и уединенно живущего подвижника, было много врагов: либералы и модернисты, католики и масоны, и, как это ни прискорбно, враждовала с ним и своя лжебратия. И нет ничего удивительного в том, что и по сей день клевета и злохуление не оставляют имени его. Так, например, распускается слух людьми, как будто верующими и церковными, о том, что к концу своей жизни владыка Феофан сошел с ума. Потому что ни с кем не имел общения, жил в пещере и наконец похоронен неизвестно кем... Но если архиепископ Феофан прекратил общение с окружающим миром и закончил жизнь к пещерах, в затворе, то разве это упрек для христианина?! Напротив, это величайшая похвала. И святой Апостол, восхваляя древних подвижников, говорит: ...скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ( Евр.11:37–38 ). Многие из святых Христовых подвижников прошли этим путем. Владыка Феофан всему предпочел этот узкий, тернистый Христов путь и ушел из этой жизни через тесные врата в Царство Небесное (см.: Мф.7:13–14 ). Известно, что всех людей, стоящих выше мира сего, мир поливает грязью, осыпает насмешками. Вместо того чтобы подняться к той высоте, всячески силится унизить их клеветой. Вот и владыка Феофан, иерарх и подвижник, настоящий сосуд духа Христова и благодати, стоял выше жителей падшего мира. На нем сбывается в точности то, о чем говорит Писание, читаемое на паремиях в Церкви: он пред нами – обличение помыслов наших. Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его: он ...удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных... ( Прем.2:14–16 ). Владыка Феофан всегда был и остался таким, каким должен быть каждый Архиерей: смиренным, кротким, но мужественным, прямым и бескомпромиссным поборником исповедания Православия, «право правящим слово Христовой истины». Похищение владыки Феофана готовил провокатор, генерал Николай Скоблин, бывший комендант корниловской дивизии, глава белой контрразведки, тайно работавший в пользу красных. Он прогремел на весь мир своим чудовищным предательством, похищениями генерала Миллера и генерала Кутепова, вождей белой борьбы. И вот он как глава контрразведки был официально запрошен из Болгарии, в каком положении находится в Париже архиепископ Феофан. И он с наигранным недоумением ответил: «Да что Вы? Вы – там и интересуетесь им? А мы – здесь, и нас он совершенно не интересует... Пусть его берегут, как чудотворную икону!..»

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать, о ком пророк это говорит? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде, и евнух сказал: вот, вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. – И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух, и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошёл на евнуха, а Филиппа восхитил ангел Господен, и евнух уже не имел его и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте; и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришёл в Кесарию» ( Деян.8:26–40 ). Здесь прожил он некоторое время в своём доме, в котором посетил его Апостол Павел и провёл у него «многие дни», о чём также упоминается в Деяниях Апостолов, равно как и о том, что у Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, «были четыре дочери девицы пророчествующие» ( Деян.21:8–9 ). Потом Ап. Филипп был епископом в Лидийском городе Траллии, в Мал. Азии, и, проповедуя всю свою жизнь, причём утверждал проповедь свою многочисленными чудесами, скоичался в глубокой старости. Преп. Феофана исповедника и творца канонов, именуемого начертанным Феофан, вместе с старшим братом своим Феодором (пам. 27-го декабря), иноки Палестинской обители св. Саввы, именуются начертанными, потому что на лицах их после жестоких истязаний, которым они были подвергнуты, как защитники иконопочитания, император Греческий Феофил велел начертать позорные стихи, мучительным начертанием которых посредством раскалённых игл были выжжены лица исповедников до самых веждей. Феофан родился в Аравии от благочестивых родителей, отличавшихся в особенности страннолюбием. Воспитав свою душу под хорошим семейным влиянием, получив и научное образование в доме богатого отца, Феофан вместе с братом довершили то и другое в лавре св. Саввы – под руководством одного благочестивого и учёного пресвитера. Плоды благодатного воспитания сказались в подвиге целой жизни. Во время иконоборства в продолжение 25-ти лет Феофан был ревностным защитником и исповедником православия; претерпел различные истязания: оковы, голод, ссылку; брат и сподвижник его Феодор в ссылке и скончался; Феофан же дожил до прекращения смущавшего Церковь иконоборства и был посвящён в митрополита Никейского. Когда же нашлись недовольные этим поставлением, возражавшие, что Феофан – Сирианин и некому поручиться в том, что он – православный, то св. Мефодий, поставивший Феофана в митрополиты, указывая на лицо его, сказал: «после такой надписи не нужно и желать лучшего свидетельства в его православном исповедании» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава седьмая. Монах Иллиодор Среди студентов С.-Петербургской Духовной Академии был монах Иллиодор. Отличался он духовной пылкостью и повышенной ревностью. А о таковых Святые Отцы предупреждают, что они легко могут попасть в «прелесть духовную», в духовное самообольщение. Это происходит оттого, что они по самоуверенности и самонадеянности начинают подвизаться без должного смирения, уповают на свои силы, а не на Господа. И Господь попускает им, а, вернее сказать, и нам, дабы вразумить нас и смирить, ведь попасть в эту духовную болезнь высокого о себе мнения и мечтания – начало всех страшных бед. Ибо Писание говорит: «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» ( Притч. 16, 18 ). «Перед падением возносится сердце человека» ( Притч. 18, 13 ). «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк. 18, 14 ). И вот с этим монахом пришлось Владыке Феофану немало помучиться. По смирению своему, Владыка не надеялся на себя и пригласил отца Иллиодора поехать к старцу, чтобы старец, по данной ему благодати, направил бы его жизнь духовную по верному пути... Собрались. В ожидании поезда на маленькой пригородной станции, Владыка, дабы не дать лишнего повода монаху к разговору, отошел от него и, по монашескому правилу, занялся внутренней молитвою. Но, взглянув в сторону Иллиодора, понял, что с ним происходит что-то неладное. Около него вертелся, как юла, какой-то смуглый мальчуган, очень похожий на цыганенка. Мальчик выделывал ногами и руками что-то, как бы плясал. «Да откуда он взялся, этот цыганенок?» – подумал Владыка Феофан, наблюдая, как Иллиодор, поглощенный зрелищем, пристально смотрел на мальчишку. Владыка Феофан окликнул монаха по имени, но тот не услышал. Он был настолько увлечен и, казалось, загипнотизирован этим смуглым мальчуганом. А непонятный «цыганенок» все быстрей и быстрей плясал вокруг Иллиодора. Владыка Феофан снова позвал монаха, и он снова не откликнулся на зов. Владыка Феофан подошел к нему и увидел, что тот как бы не в себе и не может оторваться от непонятного зрелища. Тогда Владыка Феофан взял его за рукав рясы и потянул за собой. Только так и отвел его в сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010