| Последнее заключение следует из византийской традиции изображения гимнографов. А. Грабар, посвятивший этому вопросу специальное исследование, 197 отметил, что традиция изображения гимнографов восходит к XII столетию, когда впервые они включаются в композиции Успения Богоматери (Бачковская костница, конец XII в.; Бояна, 1259 г.; Беренде в Болгарии; ц. св. Апостолов в Фессалониках, ц. в Верее, ц. краля Милутина – все начала XIV в.). Присутствие гимнографов в сцене Успения Богоматери было обусловлено тем, что их творения, посвященные празднику, были наиболее известными литургическими текстами. А. Грабар описывает также второй вид иконографии песнописцев, возникающий в палеологовское время, когда символическая связь их с композициями Успения становится устойчивой. В силу этой устойчивости семантическое значение образов повышается, и их связывают не только с памятью о смерти Богоматери, но и с успенскими храмами или просто с усыпальницами. Примером последнего типа являются росписи южного купола и подкупольного пространства в парекклесионе – усыпальнице Кахрие Джами. На четырех парусах, поддерживающих купол притвора этого храма, изображены четыре песнописца – Иоанн Дамаскин , Козьма Майумский, Иосиф Гимнограф и Феофан, а в следующем нижнем ярусе росписей – ветхозаветные видения и деяния Иакова (лествица), Моисея (купина), Соломона (перенесение семисвещника и ковчега Завета в храм), Исайи (уничтожение войска Сеннахирима) и Аарон перед алтарем. В куполе парекклесиона представлена Богоматерь с младенцем Христом, благословляющим предстоящих двумя руками (архиерейским благословением). Этот жест является основным смысловым моментом, раскрывающим идею данного образа: как и уже упомянутые в главе 3 изображения Богоматери на алтарном пилоне и в нартексе, еще один иконографический тип выражает ту же тему « χρα του χωρτου» – Вместилища Невместимого или Богоматери-Храма, в который вселился Христос-архиерей. Надпись здесь отсутствует, и таким образом не акцентируется связь с конкретным текстом Акафиста, но подчеркивается универсальность художественного уподобления Марии храму, которое очень часто можно встретить в литургических гимнах, созданных авторами, изображенными ниже, на парусах. 198 |
| Тут-то и оказалось, что Нейшлотская крепость состояла в Новгородской епархии и подлежала ближайшему ведению кексгольмского соборного священника Никифора Григорьева. В 1754 году Новгородская Консистория прислала в Нейшлот священника Григория Яковлева. Тогда же Военная Коллегия стала настойчиво требовать у Сената денежной ассигновки на перестройку каменной нейшлотской кирхи в православную церковь . Сенат только в 1759 г. ассигновал на это дело 541 р. 66 коп. 538 В это время Нейшлот и Вильманстрадт с Фридрихсгамом состояли уже в С.-Петербургской епархии. Таким образом, Кюмменогорская провинция полностью вошла в столичную епархию 539 значительно позже образования Выборгской губернии. Территория и границы С.-Петербургской епархии, после присоединения к ней Кюмменогорской провинции, установились ненадолго. В начале 60-х гг. XVIII в. произошло общее изменение территорий русских епархий. Город Кексгольм, стоявший на северо-западном берегу Ладожского озера, являлся пограничным городом Новгородской епархии с С.-Петербургской в пределах Корелии, и вместе с Каргополем, Олонцом и др. считался одним из отдаленнейших новгородских епархиальных городов. 540 Как город, так и уезд, бывшие в ведении корельского епископа – викария новгородского, 17 декабря 1731 г. навсегда присоединены к Новгородской епархии. 541 Но только через год указом от 23 декабря 1732 г. Феофану Прокоповичу вменено было в обязанность «обретающиеся в том городе Кексгольме и уездные церкви Божии и в них имеющуюся всякого знания церковную утварь осмотреть и описать». 542 Приписка коренной области самостоятельного корельского епископа к Новгородской епархии произошла после вторичного ухода на покой епископа Аарона (1 июля 1731 г.) до назначения коадъютором новгородскому архиерею Иосифа архиепископа самебельского и цыркольского (15 мая 1734 г.), 543 выехавшего из Грузии в 1731 г. Иосиф не был ни епископом корельским и ладожским, как Аарон, ни ладожским, как Иоиль и Иоаким, переведенный викарием из самостоятельных астраханских епископов 23 июня 1723 г. |
| И все, чего вы просили у Меня, дам вам; но не только сие, но и больше сего, ибо славящих Меня прославлю и уничижающие Меня посрамятся» (Ср. Цар. 1, II, 30). И сказав сие, Господь восшел со святыми своими ангелами на небеса. Когда же святые склонили головы пред Господом, ослепленный тиран спросил предстоящих: «Зачем все эти несчастнейшие и трикраты жалкие склонили свои головы? Не делают ли они снова против нас волшебства, большие прежних»? И вскипев гневом, повелел варварскими копьями пронзить бока их, и тотчас множество рук диких служителей Арабов стали пронзать святых, и немедля все природное и сдерживающее расположение тела истекло, уничтожилось и распалось. Затем святые, сказавши «Господи, Господи, приими дух наш в мире» и прибавив «Аминь», предали освященные и блаженные души всецарю Богу нашему, показавши и в этом силу над смертью и то, что они скорее волею переселились из здешнего мира. 29. После таких подвигов, после таких состязаний оканчивают жизнь трижды величайшие мученики в двадцать первый день Октября. Имена их суть следующие: Евсевий, Феодул, Давид, Пигасий, Неофит, Акакий, Дорофей, Стефан, Дометий, Герман, Дионисий, Епифаний, Стратоник, Леонтий, Мануил, Феофил, Илия, Иоанн, Самуил, Евлампий, Алексий, Фотий, Евтропий, Мефодий, Харитон, Феофилакт, Анастасий, Андроник, Симеон, Феоктист, Ролан, Павел, Агафоник, Мина, Афанасий, Иаков, Никифор, Порфирий, Тимофей, Иринарх, Авксентий, Иосиф, Григорий, Каллиник, Аарон, Кириак, Феодосий, Евстафий, Исаакий, Александр, Елевферий, Адриан, Христофор, Антиох, Исидор, Парфений, Сергий, Евпл, Игнатий, Феофан, Кирилл, Захария и Анфим. 30. Жестокие Арабы, даже после смерти не сжалившись над солнцевидными, подвижническими и богочтимыми телами непобедимых божественных мучеников, но все еще побуждаемые гневом, яростно сбросили с дерев святые и честнейшие тела, как проклятые, на бесчестную и полную грязи землю. И вот они сохранились на месте довольное время невредимыми и непричастными телесной природе. Все видящее и все сохраняющее неусыпное око Божие спасало и охраняло их от уст плотоядных зверей и птиц неприкосновенными и нетронутыми; они не были также увлечены временем к тлению и разложению, которые служат признаками человеческой слабости и бренности, но издавали мимоидущим некое величайшее и сверхъестественное благоухание и благодать. |
| В другом месте: «Положение, что правила не от единого епископа есть обобщение довольно многих правил принадлежащих разным св. отцам. На самом деле в Кормчей указываются только два правила двух святых отцов. Говоря с чужих слов, говорит»... 11 Лишь подтвердил издавна существовавший обычай, см. у Андреева в Константинопольских патриархах стрр. 215–216. 12 На полях: «Что государь мог учредить, то мог и упразднить. Но право учреждать патриаршество усвоялось государям и они на самом деле учреждали их. Общее положение: кто что может учредить, тот может то и уничтожить». 13 В другом месте Е. Е. пишет: «Регламент написан не собором и это сообщает печать неканоничности всей реформе , – Январь, стр. 81 нач. Но реформа (учреждение Синода) сама по себе, а правила для Синода сами по себе. Для произведения реформы не требовался приговор собора; а регламент содержащий правила, признан всеми русскими архиереями». 14 По его подлиннику, который напечатан в I т. Собрания постановл. и распоряж. по ведомству правосл. исповед., а оглавление 1-го издания у Пекарского т. II, 478, стр. 519 fin.. 16 Именно: Рязанский, Смоленский, Псковский... остальные не названы , – у Пекарского. В Петербурге подписавшиеся шесть под Регламентом: Стефан митр. Рязанский, Сильвестр митр. Смоленский, Феофан еп. Псковский, Питирим еп. Нижегородский, Варлаам еп. Тверской, Аарон еп. Корельский. Седьмой, подписавшийся между архимандритами, Пахомий митр. Воронежский. Тихомиров думает что во время учреждения Синода было в России очень большое число архиереев-Январь, стр. 88 нач.. 17 Об учреждении Синода канонисты: Протоиерей Скворцов, Записки по церковному законоведению. Издание второе исправленное. Киев 1857. Отделение II. Б. О власти соборной, б) О управлении синодальном. §29. Учреждение и состав Св. Синода. Стр. 66: «Св. Синод признан и восточными патриархами». О каноничности Синода нет речей.–И. С. Бердников. Краткий курс церковного права православной греко-российской церкви, с указанием главнейших особенностей католического и протестантского церковного права, составленный профессором И. |
| Перевод LXX толковников всегда имел — и будет иметь чрезвычайно важное значение для православного богослова. 1) В глазах вообще всех христиан он приобрел значение по своему употреблению в Священных новозаветных книгах. Апостолы в своих писаниях нередко приводили ветхозаветные изречения по тексту перевода LXX и освятили его употребление христианами (Деян.2 Пс.15:10, — не даси преподобному Твоему видети истления; тело же свершил Ми еси - Евр.10 Пс.39и мн. др.). По словам Иринея Лионского, апостолы согласны с этим переводом и перевод с апостольским преданием. По вычислению Экономоса, из 235 цитат в Новом Завете из ветхозаветных книг только 20 приводятся по еврейскому тексту, а остальные по LXX-mu. — От частого употребления священными новозаветными писателями ветхозаветных книг в переводе LXX зависело вышеупомянутое влияние терминологии и вообще языка этого перевода на терминологию новозаветную. Так, все собственные имена (Моисей, Иерусалим, Аарон и пр.), технические богослужебные термины (скиния, кивот, кадило и пр.), священные должности (иерей, архиерей и пр.) — перешли в язык новозаветных писателей, а от них и в православно-богословский язык из перевода LXX. По выражению епископа Феофана, «перевод LXX дал порфиру новозаветному учению» (Душеполезное Чтение. 1876, 2, 1—20 стр.). 2) По выражению митрополита Филарета, «текст LXX толковников от начала христианства доныне постоянно употребляется в чтении церковном и имеет свидетельство первенствующей и всех времен Церкви о своем достоинстве» (Записка о догматическом достоинстве... перевода LXX... 3 стр.). Действительно, согласно апостольскому примеру христианская Церковь с древнего времени, по незнанию ее членами еврейского языка, употребляла в общественном богослужении ветхозаветные книги в переводе LXX. С распространением христианства у восточных и западных народов, не знавших греческого языка, ветхозаветные книги стали употребляться в переводах, составленных с текста перев. LXX толковников. Так, в западной Церкви распространен был латинский перевод, составленный с LXX толковников, это — Древне-италийский перевод, употреблявшийся в Италии, Галлии и Африке; на востоке довольно рано появились и распространились переводы: арабский, эфиопский, армянский, коптский, готфский и др., составленные также с LXX. С распространением христианства в славянских землях ветхозаветные книги стали употребляться в них в славянском переводе, также составленном с LXX толковников. Не только при богослужении, но и при домашнем чтении и объяснении ветхозаветные книги у древних христиан употреблялись в переводе LXX. Вероопределения Вселенских соборов составлялись по чтению этого перевода. Отцы Православной Церкви, в большинстве случаев, составляли свои толкования, догматические и гомилетические труды по переводу LXX. |
| Паисий, с 1819 по 1822 год, из казначеев Московского Новоспасского монастыря. Иннокентий III, с 10 июля 1822 по 1829 год, из строителей Введенского островского монастыря, что на реке Ояти. Кирилл, с 1829 по 1839 год. В монашество вступил в Тихвинский монастырь из вдовых диаконов Канецкого погоста, Тихвинского уезда; определен в Зеленецкий монастырь из игуменов Островского Введенского монастыря, с назначением благочинным пяти соседних монастырей. С 1820 по 10 июля 1822 года был строителем Ондрусово-Николаевской пустыни, что близ Ладожского озера, где оставил по себе память устройством нового флигеля для жительства братий. В Введенском Оятском монастыре за исправное и ревностное прохождение строительской должности получил сперва (21 января 1824 г.) дозволение употреблять при церковных в своем монастыре служениях игуменский жезл, а потом (25 апреля 1827 г.) произведен в сан игумена и сделан благочинным. Как находившийся в Зеленецкой обители несравненно долее всех своих предшественников и не имевший подобно многим из них должности в Александро-Невской лавре, которая бы отвлекала его от пустыни, заставляя быть в Петербурге, он более всех их потрудился приведением в порядок зданий Зеленецкого монастыря. Аарон, с 1839 по 1842 год, был игуменом и экономом Александро-Невской лавры; должность эта была оставлена при нем и по назначении его в Зеленецкий монастырь. Никанор, с 24 ноября 1842 по 9 ноября 1845 года, из казначеев Александро-Невской лавры. Иакинф, иеромонах, управлявший в звании казначея монастырем до 20 июня 1846 года. Феофан (Комаровский), игумен, с июня 1846 по 1848 год; из дворян; был наместником в Сергиевской пустыне, в которой принял монашество; потом, по март 1844 года, управлял Нилосорской пустынею, был строителем в Староладожском Николаевском монастыре; из зеленецких игуменов перемещен в Кирилло-Новоезерский монастырь . Иннокентий IV (Немиров), архимандрит, с 21 апреля 1851 по 5 октября 1855 года. По окончании, в 1830 году, курса в с.-петербургской духовной академии с степенью кандидата, поступил, в звании иеромонаха, в состав пекинской Российской императорской духовной миссии и был членом ее с 1840 по 1850 год; по возвращении из Китая посвящен в архимандрита и определен настоятелем Зеленецкого монастыря. |
| 18 июня духовенство представило свое рассуждение: выписавши примеры и правила из Ветхого и Нового заветов относительно обязанности детей к родителям, оно заключило: «Вся же сия превысочайшему монаршескому рассуждению с должным покорением предлагаем, да сотворит господь, что есть благоугодно пред очима его: аще по делом и по мере вины восхощет наказати падшего, имать образцы, яже от Ветхого завета выше приведохом; аще благоизволит помиловати, имать образ самого Христа, который блудного сына кающегося восприят; жену, в прелюбодеянии яту и камением побиения по закону достойную, свободну отпусти, милость паче жертвы превознесе. Милости, рече, хощу, а не жертвы. И усты апостола своего рече, милость хвалится на суде. Имать образец и Давида, который гонителя своего сына Авессалома, хотяше пощадети, ибо вождям своим, хотящим на брань противу Авессалому изыти, глаголаше: пощадите ми отрока моего Авессалома. И отец убо пощадети хотяше, но само правосудие божие не пощадило есть того. Кратко рекше: сердце царево в руце божии есть. Да изберет тую часть, а може, рука Божия того преклоняет».Подписались: Стефан, митрополит Рязанский; епископы: Феофан псковской, Алексий сарский, Игнатий суздальский, Варлаам тверской, Аарон корельский; два греческих митрополита: ставропольский Иоанникий и фиваидский Арсений; четыре архимандрита, два иеромонаха. Было ясно, что духовенство указывало на прощение, выставляя тут пример наивысший, пример спасителя; но духовенство не заблагорассудило ничего сказать насчет обещания, данного царем сыну, тогда как на основании этого обещания царевич возвратился, и Петр именно указывал на обещание свое, требуя очищения совести. Светские чины, приглашенные определить наказание, хотели уяснить для себя преступление. Им нужно было прежде всего удостовериться, действительно ли Алексей виновен в возмутительных замыслах против отца-государя. Для этого царевич 17 июня приведен был из крепости (где уже содержался с 14 июня) в Сенат. Здесь Алексей показал, что цесарский резидент Плейер писал к имперскому вице-канцлеру графу Шёнборну в Вену: призывал его, Плейера, Абрам Лопухин и спрашивал, где обретается ныне царевич и есть ли об нем ведомость. |
| Не меньшую поддержку в трудные минуты своей духовной жизни святитель Тихон находил у близких по духу друзей, общение с которыми служило также одним из средств борьбы с унынием. То, что святитель любил уединение и безмолвие, еще не говорит о его презрении к человеческому обществу. Напротив, сердце его было открыто и доступно для всех, и он охотно вел беседы о предметах духовных и душеполезных. Святитель и сам “нуждался в живом общении и искренней беседе с такими людьми, которые бы также его бескорыстно и истинно любили, перед которыми бы он мог свободно раскрыть свою душу и которые бы, понимая его, искренне могли сочувствовать ему и разделять его скорбь”. Такие люди, прекрасно понимая его подвижнические стремления и полностью разделяя его настроение, составляли вокруг святителя некое христианское содружество. Единомышленники, ученики и последователи святителя Тихона, преданные ему и высоко ценившие его подвиг, стремились селиться около святого отца в стенах монастыря или в окрестных селах. Самыми близкими к святителю лицами были схимонах Митрофан, монахи Феофан, Аарон, послушник Алексей Болховитинов, инок Никандр (из семьи Бехтеевых), послушники Иоанн Ефимов и Василий Чеботарев. Немало близких людей у святителя Тихона было и среди мирян. Большинство из них проживало в г. Ельце, лежащем в 38 км от г. Задонска. Иногда святитель Тихон ездил туда, уже не в поисках уединения, но ради общения с друзьями. “Я весьма люблю елецких жителей, — часто говорил святитель, — и замечаю, что в нем много благодетельных людей… Будто бы я родился в нем”. Нередко он называл этот город Сионом. Когда святитель Тихон приезжал сюда, к нему приходили жители города, желающие получить от него душеспасительные наставления. Святитель вступал с ними в беседу, поучал их и в этом находил величайшую радость и успокоение. Более всего его любовью пользовались К.И. Студеникин и семья Ростовцевых, с которыми он проводил в благочестивых собеседованиях целые ночи. Григорий Федорович Ростовцев вел добродетельную, воздержанную жизнь. В таком же духе он воспитывал и своего сына Димитрия, которому святитель Тихон неоднократно поручал различные благотворительные дела и которому искренне бывал рад, когда тот приезжал в Задонскую обитель навестить святителя, получить благословение и побеседовать с ним об обязанностях христианской жизн. Об этой семье святой отец иногда говорил, что “нам чернецам надобно учиться добродетельной жизни из дому Григория Федоровича Ростовцева”. |
| 2 В том же уставе 1682 г. гл. 32 читается следующее: «в великий четверток аще неции уставы и повелевают на елей разретати, но не творится за честность дней». Тот же строгий взгляд разделяет и Никон Черногорецъ: «в великий четверток, говорит он, ясти подобает варение без масла и ино сухоядение: поетжеся аллилуия» (Такт. гл. 1). 4 «В прошлом в 198 г. декабря в 11 день... на книжном печатном дворе начеты печататися книги минеи дванадесятые... с сентября три месяца». 9 Достоверне с истиннословии еллинскими изведена и третицею исправлена (Предисл. к трефол. 1632 г.). 10 Мы пользовались трефологием львовским 1632 г. из библиот. М. Д. Академии. Сл. Сопик. I. 55. Следующия издания ibid 57, 58, 62. Анфолог. 1643 г. см. Стр. 100. 11 Напр. Октоих львовский 1630 г. был поручен для исправления благоумным и в греко-еллинском языке искусным в нас мужем (ibid 80). Евангелие учительное, (Киев 1637 г.) было преложено с грецкаго и словенскаго языка на русский 86). Октоих львовский 1639 г. зельным тщанием опасно с еллинскими зводы разсужден и исправлен (ibid 91). Служебник Петра Могилы (Киев 1639 г.) печатан с тексту правдиваго грецкаго и старожитных русских и московских служебников 93). Ср. трефологий кутеинский и еще более ранния издания, как напр. анфологион киевской печати 1619 (ibid 63), поучения аввы Дорофея 75) и др. 12 Как велось его печатание, об этом в бумагах архива Печатнаго Двора записано следующее: в прошлом в 202 г. августа в 7, по указу великих государей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев и по благословению великаго господина святейшаго Кир Адриана архиепископа Московскаго и всех северных стран патриарха, на книжном печатном дворе начаты печатати книги уставы в десть никитинскою азбукою в палате, в четыре стана по заводу 1200 книг, и из дела вышли те книги уставы в нынешнем в 203 году апреля в 30, в книге 85 тетратей… А в деле стали 1113 книг по 2 руб. по 23 алтына по 2 денги книга в тетратех. Четырем человеком книжным справщиком по книге с цветками, трем человеком подъячим, чтецу и двум писцам по книге в тетратех. На выписке помета дьяка Андрея Михайлова: 204 года сентебря в 11, по указу великих государей и святейшаго патриарха отдавать книги в мир ценою за книгу по три рубля в тетратех. Четыре человека книжные справщики, о которых упоминается в этой записи, были вероятно те четыре лица, которыя под 202 годом росписались в получении жалованья по должности справщиков: иеромонах Каріон, иеромонах Матфей, иеродиакон Феофан и монах Аарон. |
| Ап. Петр. Икона из деисусного чина. Кон. XIV в. Иконописец Феофан Грек (?) Праздничный ряд включал 14 икон: «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение Господне», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Распятие», «Положение во гроб», «Сошествие во ад», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа», «Успение Богородицы» (каждая доска 81 ´ 60-63 см). В наст. время принято считать, что древние иконы написаны разными мастерами 1-го десятилетия XV в. и появились в соборе после пожара 1547 г. Несмотря на изменение или утрату красочного слоя, иконы демонстрируют художественные признаки и то духовное содержание, к-рые были наиболее полно воплощены в творчестве прп. Андрея Рублёва. В состав ряда, по описям XVII-XVIII вв., входили иконы, вероятно XVI в., «Уверение Фомы», «Преполовение» и «Снятие с креста» (не сохр.; заменена в XVIII в. иконой «Омовение ног», к-рая также не сохр.). Преображение Господне. Икона из праздничного чина. Нач. XV в. Преображение Господне. Икона из праздничного чина. Нач. XV в. Из 17 икон пророческого ряда сохранились «Богоматерь с Младенцем на престоле» (123 ´ 106 см) и 14 образов пророков (каждая икона 123 ´ 55-58 см). Согласно описи 1771-1773 гг., в ряду находились пророки Давид, Соломон, Аарон, Захария, Михей, Даниил, Моисей, Иезекииль, Гедеон, Иоиль, Исаия, Иона, Иаков, патриарх Иуда, Аввакум и Захария Серповидец (последние 2 иконы не сохр.). По своему составу ряд ближе к пророкам в стенописи, чем к чинам иконостасов того времени. Необычно по сравнению с предшествующими чинами появление образа патриарха Иуды. Иконы написаны, вероятно, московскими иконописцами, к-рые вместе с новгородцами и псковичами принимали участие в росписи галерей собора в сер. XVI в. О столичном происхождении икон свидетельствуют колорит, характер построения фигур, их позы и одеяния: пророки представлены с развернутыми свитками в руках, то в сильном движении, то в состоянии созерцательного покоя. Вероятно, именно в иконостасе Б. с. пророки были впервые изображены в рост. |
| |