В ходе Северной войны началось приобщение монашества к выполнению социальных функций: в 1713-1722 гг. в Новгородский архиерейский дом и мон-ри епархии прислали «на корм» 230 инвалидов и отставных, в 1723-1725 гг.- еще 41 чел. (ОДДС. Т. 5. 339). После кончины митр. Иова наступило «межархиерейство» (1716-1721), во время к-рого возросла адм. роль архим. Феодосия (Яновского), т. к. управлявший Новгородской епархией еп. Корельский и Ладожский Аарон (Еропкин) принимал все его распоряжения к безусловному исполнению. В 1718 г. по приказу царя был отрешен от должности «за плутни и лесть» архим. тихвинского Большого Успенского мон-ря Рувим - устроитель сохранившегося доныне оклада на чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери (бежал в Османскую империю). В мае 1719 г. архим. Александрова Свирского мон-ря Александр в результате разбирательства его конфликта с братией и объявления на него «слова и дела» бывшего архим. мон-ря Кирилла был арестован, а 23 февр. 1720 г. колесован «как оскорбитель и противник» царя (архимандрит неоднократно высказывал неприязнь к Петру I и к его реформам монастырского бытия, церковные власти подозревали его в «склонности к расколу»). С учреждением в нач. 1721 г. Святейшего Синода Новгородские архиереи на протяжении XVIII в. состояли его членами и фактически в нем первенствовали. При этом до кон. 1799 г. все они жили в С.-Петербурге, из них Феодосий (Яновский) и Гавриил (Петров) - в Александро-Невском мон-ре (с 1797 - лавра) как его настоятели. Резиденцией др. владык служило обширное Карповское подворье на Петербургском о-ве (юж. граница подворья впосл. получила название Архиерейская ул.- ныне ул. Льва Толстого; приобретено Феофаном (Прокоповичем) еще в сане архиепископа Псковского у наследников умершего в 1720 обер-коменданта С.-Петербурга Р. В. Брюса). Членам Синода было назначено казенное жалованье «сверх получаемых ими доходов» (ПСЗ. Т. 7. 4407); работа в Синоде была для них основной, на каждый выезд в епархию полагалось испрашивать Высочайшее разрешение.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Дорофею (Замятину), а сам большую часть времени проводил в уединенной молитве в пещерах, где слева от пещерной церкви, на месте первоначальных подвигов старца, стоял гроб, к-рый он подготовил для себя. Последние годы жизни принесли старцу тяжелые испытания. В 1730 г. саровский иером. Иосия (Самгин), утративший доверие И. и смещенный им с должности казначея, ушел из обители и возглавил Берлюковскую во имя святителя Николая Чудотворца пустынь Конфликт усугубился показаниями, к-рые по собственной инициативе стал давать в Московской синодальной конторе саровский мон. Георгий (Зворыкин Григорий), страдавший психическим заболеванием. После разбирательств его показаний и доноса о. Иосии в Саровской пуст. произвели обыск, была найдена запрещенная книга архим. Маркелла (Радышевского) «Возражение на Объявление о монашестве, на Регламент Духовный и на книгу О блаженствах», в к-рой критиковались церковные реформы имп. Петра I и архиеп. Феофана (Прокоповича) . На допросах выяснилось, что И. приобрел тетради с сочинениями архим. Маркелла в Москве у книготорговцев Щелягиных и поручил братии переписать их. Следствие по делу саровских монахов, получившее политический оборот, расследовалось в Тайной канцелярии. Осенью 1734 г. И., а также иером. Ефрем (Коротков) , иеродиак. Феофилакт и мон. Аарон были арестованы. И. скончался в тюрьме Тайной канцелярии, последняя выдача «кормовых» денег, согласно расходной книге, состоялась 16 дек. 1737 г. Старец был похоронен рядом с Преображенской ц. в Колтовской слободе, находившейся около Тайной канцелярии. В 1849 г. писатель А. Н. Муравьёв инициировал сбор средств для постройки вместо ветхой Преображенской ц. нового каменного храма (снесен в 1932). В числе первых жертвователей был саровский игум. Исаия II с братией. Попытка найти могилу или архивные сведения о точном месте захоронения И., предпринятые Муравьёвым, не увенчались успехом. В 1861 г. при строительстве Преображенской ц. были найдены останки некоего человека с железными цепями на ногах, мощи были положены в храме; благочестивые прихожане служили здесь панихиды по старцу.

http://pravenc.ru/text/469526.html

Ибо утверждали о себе, что не передавались они на сторону злочестия, но, чтобы не были поставлены какие-либо нечестивцы и не растлили Церквей, согласились они лучше содействовать насилию и нести на себе бремя, только бы не погибли люди. И утверждая это, говорили они, как нам казалось, достойное вероятия; ибо выставляли они в извинение свое, что и Аарон, брат Моисеев, в пустыне, хотя способствовал народу в преступлении, однако же имел оправданием то, что без этого народ, возвратившись во Египет, обратит себе в навык и усилит в себе нечестие. А потому и дозволено им быть в клире; и тем, кои обольщены и потерпели насилие, дается прощение... Кающиеся же пусть явно и поименно предадут анафеме зловерие Евдоксия и Евзоия (ибо сии защитники арианской ереси, хуля Господа, включили уже Его в число тварей), да исповедуют же веру, исповеданную Отцами в Никеи, и никакого другого Собора не предпочитают сему Собору. С. 424, 425, 426. Творения иже во святых отца нашего АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО, архиепископа АЛЕКСАНДРИЙСКОГО. Часть IV. Москва. 1854. Послание к Маркеллину об истолковании псалмов 160. Похвала за неоставление занятий по изучению Псалтири по причине болезни Хвалю тебя, возлюбленный Маркеллин, за изволение твое о Христе; ибо и настоящее искушение, в котором много страдал ты, переносишь благодушно, и не оставляешь ученых занятий. Ибо, спросив подателя письма, как проводишь ты время после болезни, узнал я, что занимаешься и всем Божественным Писанием, гораздо же чаще читаешь книгу Псалмов, и стараешься уразуметь смысл, заключающийся в каждом псалме. За сие-то и одобряю тебя ныне, ибо и сам имею великую любовь к той же книге, как и ко всему Писанию. С. 1. 161. В Псалтири изображена вся жизнь человеческая, польза их при всяких положениях По моему мнению, в сей книге Псалмов измерены и описаны словом вся жизнь человеческая, и душевные расположения, и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке… И ныне каждый, произнося псалмы, пусть будет благонадежен, что Бог услышит просящих псаломским словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

«А о прочих объявили, что все учинено изрядно». Духовные сановники, признавшие весь акт «изрядным», были следующие: 6 епископов — Стефан (Яворский) м. Рязанский, Сильвестр (Холмский) м. Смоленский, Питирим (Потемкин) архиеп. Нижегородский, Варлаам (Коссовский) еп. Тверской, Аарон (Еропкин) еп. Карельский, Феофан (Прокопович) еп. Псковский; и 3 архимандрита: Феодосий (Яновский) СПБ Ал. Невского монастыря, Антоний, Моск. Златоустова монастыря, Иона Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Спеша закрепить эту первую формальную победу над духовенством, Петр на другой же день требует закрепления подписями достигнутого согласия. «Понеже вчерась», пишет Петр в особом указе Сенату, «отвас же слышал, что проект о духовной коллегии как архиереи так и вы слушали и приняли все за благо, того ради надлежит архиереям и вам оной подписать, которой потом и я закреплю. А лучше два подписать и один оставить здесь, а другой послать для подписания прочим архиереям». По канцелярской справке и были подписаны два экземпляра и скреплены 27-го февраля и царской подписью. Сила формально обязательного закона этими подписями носителей верховной государственной и церковной власти была выражена полностью. Дальнейшие формальности подписания Духовного Регламента духовными сановниками в епархиях имели уже только моральное значение: — осведомления о совершившемся факте и собирания благожелательных советов об улучшении созданного учреждения. Новая форма высшего управления русской церковью вытекла из единоличной воли абсолютного монарха, без соборной воли самой русской церкви и без соглашения с соборной волей всех других автокефальных православных церквей. Верхушка русской иерархии беспрекословно приняла это учредительное волеизъявление светской власти. Формальная неканоничность этой реформы вне всяких споров. Неканоничность по существу выяснится пред нами вскоре.    Удовлетворенный первой решительной победой, Петр дал год сроку для приобщения к этому соир de l " egliseu остальной иерархии. Указом Сената для собирания подписей иерархии всех концов России был назначен светский агент власти, подполковник Семен Давыдов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вскоре после перенесения в 1712 г. столицы России в С.-Петербург (основан в 1703) город сделался адм. центром Русской Церкви. В результате конфликта архим. Феодосия с митр. Иовом последний в 1715 г. передал архипастырское попечение о С.-Петербурге и прилежащих землях вдовствующей Патриаршей кафедре. Местоблюститель Патриаршего престола митр. Рязанский и Муромский Стефан (Яворский) не вмешивался в управление столичной областью, сведя свою деятельность лишь к освящению антиминсов и присылке священников, к-рых определял к церквам архим. Феодосий. Хиротонии совершал управлявший Новгородской епархией с 3 февр. 1716 г. викарный еп. Корельский и Ладожский Аарон (Еропкин) . 22 янв. 1721 г. архим. Феодосий был хиротонисан во архиепископа Новгородского, т. е. в его распоряжение переходили в т. ч. и все церковные дела по С.-Петербургу и прилежащим территориям. Однако уже 25 янв. 1721 г. был издан Манифест об учреждении Духовной коллегии ( Святейшего Правительствующего Синода ) с местопребыванием в новой столице. По указу Петра I в 1719 г. при Александро-Невском мон-ре была создана 1-я в С.-Петербурге типография. Для подготовки «ученого духовенства» 25 окт. 1721 г. открыта Славянская школа, преобразованная в 1726 г. в Александро-Невскую славяно-греко-латинскую семинарию. Также в 1721 г. еще одну ДС в С.-Петербурге основал архиеп. Феофан (Прокопович) . 30 авг. 1724 г. в Александро-Невский мон-рь по указанию Петра I были перенесены мощи небесного покровителя С.-Петербурга - св. кн. Александра Невского. С учреждением Синода С.-Петербург и присоединенные в ходе Северной войны земли вошли в состав Синодальной области . К ней относились Ямбургский и Копорский уезды, Выборг, Шлиссельбург, а также строящиеся Кронштадт, Царское село (с 1808 Царское Село), Петергоф, Стрельна и с. Красное (ныне г. Красное Село). Город Корела (Кексгольм) с уездом, воссозданные в кон. 10-х гг. XVIII в. Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь и Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. монастырь остались в зависимости от Новгородской епархии, Гдов и Нарва отошли Псковской епархии.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

К какому времени относится выражение епископа Аарона, «как прежде», сказать определенно нельзя. Это «как прежде» едва ли восходит ранее восстановления Корельской епархии. Дело в том, что на запрос синодального вице-президента Феофана (Прокоповича) , архиепископа Псковского, о Корелии, Новгородский разряд, с ведома Феодосия, ответил, что Кексгольм с уездом до 1714 года не был подчинен новгородской кафедре. Через три недели после синодального определения, от 24 сентября 1722 г., о посылке указов, касающихся Корельской епархии, в Новгород, секретарь новгородского архиерейского разряда Герасим Семенов предлагал Аарону подать новую просьбу в Синод, чтобы г. Кексгольм «во всех отношениях и делах ведался в Петербургской Тиунской» конторе. 137 Надо полагать, что недружелюбие между епископом Аароном и Феодосием, назначенным из архимандритов прямо в архиепископы на важнейшую Новгородскую епархию, которой временно, в продолжение пяти лет, управлял Аарон, с одной стороны, с другой – отдаленность Кексгольма от Новгорода и крайнее неудобство путей сообщения были причинами, почему Новгородский Архиерейский разряд и сам Феодосий всеми мерами старались отклонить от себя заведывание Кексгольмом с уездом и желали подчинения его С.-Петербургской Тиунской конторе. В ведение конторы Кексгольм поступил тотчас, по удалении Аарона на покой в Нилову пустынь, и находился там по 6 ноября 1727 года. 138 Из всего видно, что восстановленное Корельское викариатство с 1714 года встало в какие-то неопределённые отношения к своей митрополии. Нельзя не отметить и того факта, что сама богатейшая Новгородская кафедра по смерти Иова не замещалась в продолжение пяти лет. Таким образом, в обширнейшей епархии, к которой новозавоеванные области имели прямое и косвенное отношение, целые десятки лет оставался один архиерей, из них пять лет даже викарий. Едва ли будет грубой ошибкой предположение, что денежные расчёты со стороны Петра, свобода действий во время войны со шведами в пределах Новгородской митрополии и содержание части войск на счет её богатых домовых вотчин поддерживали это ненормальное явление. 139 X

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Когда страх Божий и совесть, эти внутренние Моисей и Аарон, начнут воодушевлять душу, чтобы она поднялась, наконец, на ноги и стряхнула иго греховного рабства, радость проходит по всем ее составам. Но и враг не дремлет, и возгромождает в ее помыслах горы препятствий со стороны непреодолимости греха, и наводит со всех сторон страхи – страх за свое благосостояние, за внешние отношения, за вес свой, даже за жизнь. И бывает, что иной, начав только, тотчас и останавливается. Воодушевись, брат! «Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде» ( Ис. 5, 16 ). Бог сильнее врага. Воззови к Нему, и услышишь то же, что услышал Моисей тогда: «Увидишь ты, что Я сделаю с фараоном» ( Исх. 6, 1 ). Враг не имеет власти над душой; он только может напугать ее призрачными ужасами. Не поддавайся, претерпи, иди вперед мужественно, говоря себе: хоть смерть, а уж не брошу, и смело пойду, куда зовет меня Господь духом покаяния, который теперь действует во мне. Святитель Феофан Затворник ( 107, 61–63 ). Всякое духовное делание, будучи собственным даром Божиим в нас, непременно нуждается в понуждении нашем к нему, потому что понуждение есть деятельное обнаружение и свидетельство нашего благого произволения ( 108, 197 ). Самоукорение есть иноческое делание, есть умное делание, противопоставленное и противодействующее болезненному свойству падшего естества, по которому все люди... стараются выказывать себя праведниками... самоукорение есть насилие падшему естеству... ( 108, 320 ). Все духовные цветы и плоды возросли в тех душах, которые в удалении от знакомств вне и внутри монастыря возделали себя чтением Писания и святых Отцов, при вере и молитве, одушевленной смиренным, но могущественным покаянием. Где не было этого возделания, там – бесплодие ( 108, 564 ). Должно сказать и о книгах... должно избирать из них никак не самые возвышенные, но наиболее близкие к нашему состоянию, излагающие делание, нам свойственное ( 109, 292 ). Жительство по Евангельским заповедям есть единый и истинный источник духовного преуспеяния, доступный для каждого, искренне желающего преуспеть, в какое бы наружное положение он ни был поставлен неведомым Промыслом Божиим ( 109, 309 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Феофан, архимандрит Святыя Горы Афон Костаманитова монастыря, в Кирилов монастырь заточен з братьею. Строитель Воскресенского монастыря Аарон в Соловки заточен. Василей иеродиакон великия Церкви со всем домом в Сибирь заточен. Савва, иринесый грамоты от Иерусалимского блаженного патриарха, царского величества в полатах вверху затворен… И ныне зде действуется все по царскому изволению, егда кто хощет причетник, или диакон, или презвитер, или игумен, или архимандрит быти, тогда пишут челобитную царскому величеству, да повелит поставити митрополиту которому или архиепископу. И по царскому указу на тех челобитных подписывают: указал государь царь пожаловал велел во диаконы, или в попы, или в какой чин поставити. И тако поставляют по царскому указу, а не по благодати Святаго Духа. А еще митрополит или архиепископ поставит кого, и тогда в ставленных своих грамотах пишут: поставлен во диаконы, или в попы по указу государя царя, а не по заповедям Божиим, и по правилом святых апостол и святых отец. Но егда повелит царь быть собору – бывает; и его же повелит избирати на архиерейство – избирают и поставляют, и его же повелит судити – судят и осуждают и извергают. И все елико патриарши епархий имения царское величество на свои расходы емлет и идеже повелит раздают на неподобныя. Такожде и митрополиты епархии и архиепископских и епископских и честных великих монастырей имения своим повелением и людей на службу и денги и хлеб велит иматъ и ем лют без пощады, и за правежи тяжкими. Такожде весь род христианский отяготил данми и оброки трегубо и боле ине бысть ему ничтоже на ползу… В конце: «Писал нашего строения нового Иерусалима Воскресенского монастыря, лето 7174 (1666)». Дальше на одном (виденном мною у частного лица) экз. приписано: «Таков лист от Святейшего Никона Патриарха написан и послан в Царьград к святейшему патриарху Деонисию Цареградскому с черниговским полковником и с своим племянником с Феодотом Марисовым, – и на дороге в Киев тот лист перенят и с племянником с патриаршим с Федотом с Марисовым прислан к Москве. А подлинный лист написан был по-гречески. А писал грек Димитрий. И во сто семьдесят пятом году, как был Собор, – и тот грек Димитрей взят был к Москве, и за караулом, в набережных палатах от великого страху, бояся пытки, сам себя ножем зареза и умре». Приложение IV. Надгробная Никону Патриарху

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/sv...

Дело братий – покорствовать во всем своему настоятелю и отцу; точно и тщательно исполнять служение и послушание свое, потому что тем строится и стоит целое; между же собой пребывать всегда в братском союзе, мире, любви, смиренном взаимнопредпочтении, в общении духовном, во взаимном содействии, вразумлении и укреплении; не соблазнять и не соблазняться, не обижать и не обижаться. Так как монашествующие, вышедши сами из мира телесно, не оставляют его духом, непрестанные воссылая молитвы о благосостоянии обществ, то и мир не должен забывать их и не только не препятствовать образованию монастырей, но всячески желать того и содействовать сначала уступкой самых лиц и мест, а потом доставлением нужнейшего; да и всегда иметь монастыри в чести и благочестном внимании, благодарить за них Бога и молить о безопасности подвизающихся, и внешней и внутренней, ибо много им труда, и сильны и скоры для них соблазны. 15. Обязанности гражданские общественные Господь благоустрояет на земле государства и дает им главу в царе, чтобы они, под управлением единого, согласным действованием всех созидали свое благоденствие временное для благоуспешнейшего достижения вечного спасения. Христианин, делаясь членом Церкви, не престает быть и членом общества и не должен. Он должен только, принявши христианство, освятить им свое служение обществу. Отсюда есть на христианах и общественные обязанности, все, как и во всяком государстве, подчиненные только христианству и проникнутые духом его. Судя по сему: а) Дело государя, Богом поставленного и являющего лицо Промысла Божия о людях, – сознать сие великое значение свое и выполнять его со страхом, вниманием к своему внутреннему, в непрестанном благоговении, чтобы принимать от Бога, через сердце, Его промыслительные распоряжения; любить народ, как свое тело или как отец свое семейство; для этого сердобольно заботиться о нем во всем его объеме, во всех нуждах и со всех сторон, блюсти его вес и безопасность внешнюю и устроять внутри; изобретать способы к довольству, уравнению прав и порядку; распространять просвещение по всем классам народа – и просвещение истинное; блюсти чистоту нравов и искоренять пороки; хранить национальный дух, характер, обычаи, постановления; главное же, насаждать веру истинную и заботиться о благоденствии и цвете Церкви по чувству благоговения или любви к Богу, Его возвеличившему, по любви к народу, по самым условиям благоденствия, кои суть благословение Божие, чистота сердца и воли, верность престолу и клятве; а для того иметь в великом внимании религиозный дух и не только не попускать расстроиваться ему какими-нибудь учреждениями, а напротив, все учреждения освящать сим духом, чтобы таким образом жизнь в обществе сливалась с жизнью религиозной и обе шли об руку, как Моисей и Аарон. Вообще, все так должно устроить, чтобы выше всего стояла вера и Церковь , и крест Христов все покрывал.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Синода член, преосвященный Леонид, архиепископ сарский и подонский, генерал и кавалер лейб-гвардии семеновского полка подполковник, и ея и. в. генерал-адъютант Андрей Иванович Ушаков, да синодальные ж члены Аарон архимандрит чудовский, Иларион архимандрит новоспасский, Амвросий архимандрит симоновский. И от означенных присутствующих персон синодальный секретарь Иван Муринов посылан дважды к имеющимся при Феофилакте архиерее тверском кабинета ея и. в. курьерам с таковыми объявлении: впервые, чтоб оный архиерей тверской был к выходу в церковь для исполнения повеленного ему в готовности; а вторично: дабы со оным архиереем те курьеры шли в церковь Успения Пресвятыя Богородицы, что в Никольской, близ тверскаго архиерейского подворья (где оной тверской архиерей содержится) обретающуюся. А сами оные присутствующее поехали в церковь и по прибытии их присутствующих во оную церковь, и по приведение архиерея тверскаго, по полуночи в начале осьмого часа, вытребована у него архиерея, данная ему архиерею, форма известной присяги, которая им и объявлена, и потом сказано ему архиерею: если совесть его не зазрит, приступил бы ко учиненной ему присяге; на сие сказал архиерей Феофилакт: «готов, и совесть его не зазрит; разве впредь не покажется-ль, да не думает того, но надобно-де объявить, что на него показано». На сие сказано ему: оного, что в присяге заключается, требуется у него не о будущем, но о прошедшем. И потом пришед он архиерей к налою, где Евангелие и Крест во обычном месте поставлены были, говорил он архиерей такое слово: «как-де и ответа у меня требовано, поступлено не право – имея в руках у себя мои письма, а прежде вопроса мне их не объявили и не показали, а объявили после; а присяга сия не так ли мне делается, как ответов требовано и хорошо ль это так делать»? На оныя его речи сказано тому архиерею Феофилакту, что оную присягу ему поведено учинить по всемилостивейшему ея и. в. указу, и обойтися кроме присяги не можно, понеже по разсмотрению высокосиятельных господ министров и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010