Потом, подождав с минуту, и видя, что я ничего не говорю сказал: «Ну, прости!» Я поклонился в ноги. Милостивый Владыка облобызал меня! Я вышел, обливаясь слезами умиления. 29 числа Митрополит Филарет выехал из Петербурга в Москву, в 6 часов утра. 3 мая, в доме Протоиерея Иоакима Семеновича Кочетова, где я был с Преосвященным Николаем, после служения с ним в Петро-Павловском Соборе (в Крепости), я слышал живого рассказчика, Егора Никитича (первого курса С.-Петербургской Академии, светского) 100 , о Архиереях: О Митрополите Филарете Московском он сказал: «Отлично кадить; в служении красив, но вял, как бы мертвен; ходит, будто считает шаги свои; вообще монотонен, хотя отлично регулярен. Мстит обидевшим благотворением (рассказ о Священнике в Печатниках. Не помню ни имени Священника, ни дела.) LVIII. В ионе 1831 года я назначен Ректором в Одессу, в Херсонскую Семинарию. Меня продержали в Петербурге до Августа. 22 августа я выехал, 28 приехал в Москву. 29 числа был у Митрополита Филарета. М. «Ты куда?» Я. – «В Одессу, в Ректора тамошней Семинарии». М. «Уже ли?» На этом «уже ли» и остановилась речь. Владыка не пояснил ее. Напутствовал благожеланиями и наставлениями честности, трудолюбия и покорности Архиерею. 30 Августа, в день Св. Александра Невского, я был у литургии в Успенском Соборе. Служил Митрополит. Служение величественное, чинное и высоко благоговейное. Здесь я видел всю знать духовную Москвы, а именно: Архиереи: Викарий Викентий, рыжеватый 101 . Аарон (Архангельский) 102 . Дионисий (Пермский), согбенный старец, кроткий 103 . Архимандриты: Феофан Донской, щеголеватый, но простак 104 . Платон Даниловский – черствая личность 105 . Мельхеседек Симоновский – мягкий и ко мне ласковый 106 . Аполлос Новоспасский – гордость и досада уступают дряхлости 107 . Гермоген с конвульсиями, но осанистый и непринужденный, Андрониковский 108 . Иосиф, Ректор Семинарии, худощавый, одни кости… 109 Протопресвитер…. 110 Не знаю, как я попал в Чудов, в залу, где Митрополит с сослужащими кушал чай.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Особенно не жалей о нем, сказал старец: вырастет он – не оценит твоего сожаления; лучше бы было ему совсем убиться, хоть и жаль; будущее все докажет». И, действительно, выросши, он был крайне непочтителен к матери и провел жизнь зазорную 565 . Имя старца Митрофана доселе чтится в народе, как имя друга, сподвижника и продолжателя того же старческого направления, каким проникнут был Святитель Тихон Задонский . А для современных ему монастырских властей этот старец казался разрушителем монастырского порядка и монастырского благополучия, почему по отношению к нему и применены были суровые кары. Келью его сломали, его самого перевели в монастырь в общую келью с другим монахом, от него удалили его друзей. Другие старцы недолго прожили после Святителя. Старцы Аарон и Феофан скончались около 1788 года 566 , т. е. около времени переселения старца Митрофана в монастырскую келью. Сам схимонах немного прожил после этого. Он умер 27 февраля 1793 года, в четвертом часу пополудни. После его смерти нашли следующее духовное завещание. «Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь. Се аз многогрешный раб Божий Матвей монах смиренно молю и прошу Ваше преподобие, отцы святии и братие, якоже в жизни сей сотвористе со мною милость, такожде и по умертвии моем прошу учините таковуюж отеческую и братскую любовь и милость, – помолите всещедрого и милостивого Бога о упокоении грешной души моей, при том же и погребения сподобите убогое мое тело на сем месте под кельею моею, где я жительство имею, в ископанной мною могиле». На этом завещании подписано рукою Св. Тихона: «учинить по сему завету. Смиренный и многогрешный Тихон, Епископ Воронежский» 567 . Воля завещателя и его друга – Святителя была исполнена: старец Митрофан был погребен в своей пещере, которая пользуется до сих пор почитанием со стороны благочестивых богомольцев. Так, по-видимому, замерло старческое направление в Задонском монастыре. Монастырские власти могли успокоиться: ничто не тревожило теперь заурядного монастырского строя. Но эта победа была кратковременной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Когда они заснули, волей Божией стали светлы видом, не нося на теле никакого следа истязаний. Когда они распевали псалмы и веселились, сторож тюремный донес об этом Соломону (§ 23). Последний велел тянуть их по железным трезубцам, а сверху бить их дубинами, чтобы глубже пронзить тела их, а также лить в раны их уксус (§ 24). Во время молитвы святых раздался гром и последовало страшное землетрясение. Соломон вскочил с трона и устрашился шума. Голос с неба утвердил мучеников: «не бойтесь, ибо я с вами». Воины стояли опять здоровыми, как прежде. Святые опять были распяты на столпах (§ 26). – В последней молитве ко Господу (§ 27) любопытно их моление в следующих словах: «даруй и всем, призывающим и совершающим память нашу, чтобы ничто скверное и нечистое не вошло в дом их; но благослови и исполни на них милости Твои и неизреченное богатство славы Твоей...» – Это характерная черта мученичеств святых палестинских и восточных. Напр. муч. Модест, архиеп. Иерусалимский, также молил: «кто призовет имя мое и память меня смиренного будет совершать, будь помощником таковому и не оставь его, но наполни благ Твоих и даруй ему богатые милости Твои»; 553 или Николай Мирликийский говорил: «сице кто и мене в помощь призовет к себе, покори ему, Господи, вся супостаты его; аще кто напишет слово моего жития или кто напишет образ моего подобия, уподоби их, Господи, в православной вере христианстей». – Во время молитвы мучеников Господь явился им с ангелами и сказал «Радуйтесь, истинные слуги и други мои». Соломон велел пронзить их копьями (§ 28). Мученики скончались 21 октября. Имена всех 63-х приведены агиографом: Евсевий, Феодул, Давид, Пигасий, Неофит, Акакий, Дорофей, Стефан, Дометий, Герман, Дионисий, Епифаний, Стратоник, Леонтий, Мануил, Феофил, Илия, Иоанн, Самуил, Евлампий, Алексий, Фотий, Евтропий, Мефодий, Харитон, Феофилакт, Анастасий, Андроник, Симеон, Феоктист, Роман, Павел, Агафоник, Мина, Афанасий, Иаков, Никифор, Порфирий, Тимофей, Иринарх, Авксентий, Иосиф, Григорий, Каллиник, Аарон, Кириак, Феодосий, Евстафий, Исаакий, Александр, Елевферий, Адриан, Христофор, Антиох, Исидор, Парфений, Сергий, Евпл, Игнатий, Феофан, Кирилл, Захария и Анфим (§ 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Глава VII. Старчество в Задонском монастыре Содержание: Отношение к Св. Тихону монастырских властей и монахов. Духовное содружество Святителя Тихона: старцы Феофан, Аарон, схимонах Митрофан, Кузьма Студеникин, Григорий Ростовцев, Никандр Бехтеев. Келейники Святителя. – Восстановление Елецкого девичьего монастыря. Основание Сиротинской женской общины. Последние годы жизни Святителя. Полное уединение и мысль о вечности. Кончина Св. Тихона и его духовное завещание. Тяжелое положение содружества Св. Тихона после его кончины. Гонение на схимонаха Митрофана и Никандра Бехтеева. Временное оскудение старчества в Задонском монастыре. В отношении к монашеству Святитель Тихон, после удаления на покой, пережил такой же душевный процесс, какой отмечен выше относительно всех других сторон его пастырской жизни. Нашедши, что жизнь монахов не соответствует этому высокому званию, Святитель, будучи епархиальным епископом, вооружился против монастырских нестроений рядом суровых взысканий и наказаний. Но трудно судить, имели ли большое практическое значение эти его меры. Судя по тому, что настоятели некоторых монастырей были равнодушны и даже враждебно настроены к его распоряжениям. (Серафим Толшевский, Георгий Спичинский Елецкий игумены Феодосий и Засима), можно с вероятностью предполагать, что его распоряжения об упорядочении монастырской жизни мало встречали сочувствия в монастырях. О том же свидетельствует и тот факт, что, удалившись на покой, Святитель в Толшевском, а потом и в Задонском монастыре встретил враждебное к себе отношение со стороны монастырских властей. В своих письмах он прямо указывает на врагов, которые перетолковывают в неблагоприятном смысле его поступки. А его келейник Чеботарев рассказывает, что частью недоброжелательством игумена Серафима вызвано его удаление из Толшевского монастыря. Он же говорит, что игумен Задонского монастыря заочно глумился над Святителем. Только недружелюбным отношением монашествующих можно объяснить выезды затворника из Задонска и продолжительное пребывание его то в Толшах, то в Липовке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Николая, а след. и морская слава второго св. Николая? Полагать надобно, что в этот темный период времени ни о мощах чудотворца, ни о Мир, истекающем из них, не было совсем речи 4 . Когда собственно последовало запустение края и в частотности города Мир, мы не умеем сказать. В 787 г. видно, что Миры еще существовали и продолжали быть кафедрой архиерея, который приезжал на собор, и еще не один, а с двумя из своих епископов патарским и пинарским. Представляется таким образом, что в то время в Ликии еще все обстояло благополучно, хотя мы знаем, что в 714 г., во второй год царствования императора Артемия, следов. за 73 года до 2-го никейского собора, калиф Солиман посылал в ликийскую пристань Финик свой флот для рубки кипарисных бревен, и, следовательно, давно уже начались сарацинские набеги на злополучный край, подпавший первому натиску мусульманского фанатизма. В 792 г. в сентябре месяце знаменитый калиф Аарон Аль-Рашид посылал свой флот для разграбления острова Родо под командой Хумейда. Сделав это, мусульманский адмирал направился с флотом в Мирам. Для точности мы расскажем словами летописца: «Прибывши в Миры, и покусившись разломать священную гробницу святого и чудотворца Николая, сломал вместо нее другую 5 , стоявшую по близости нее. Но чуть он это сделал, как на море поднялась буря с громами и молниями и разбила довольное число хищнических судов, и сам богоборный Хумейд кое-как спасся. (Феофан стр. 749 и 750 Бонского издания). – Какое заключение относительно города Мир можно вывести из сего сухого рассказа летописца? Кажется, то, что если город и был разорен прежде, то разорен теперь самим Хумейдом. Старого времени воители, в особенности же сарацины, не приходили гостями в чужие города. Вспомним своего Батыя. И при всем том, рцарственный писатель X века в своем сочинении «О военных округах империи» говорить о городе Мирахе, как бы он все еще продолжал быть и благоденствовать. Вот его подлинные выражения: «Идя далее морем, найдешь пресловутый оный Тильмисс город, потом – Патары, потом – Ксанфе, отчизну онаго Прототена живописца, украсившего живописными картинами Родский Дионисион, затем благоуханный и треблаженный город ликийцев, в котором великий Николай, Божий раб, источает миро, по имени «города».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Петра Иосифова против А. были выдвинуты обвинения в нарушении монашеских обетов (признаны ложными) и финансовых злоупотреблениях, расследовать к-рые Синод поручил архиеп. Феодосию. Согласно своему прошению 28 июня 1723 г. А. был уволен на «обещание» в Нилову Столобенскую пуст., а Корельская епископия упразднена с передачей подведомственных ей дел в С.-Петербургскую тиунскую контору. В докладе Синода от 9 февр. 1727 г. кандидатура А. предлагалась для занятия вакантной Коломенской кафедры, однако не была утверждена. В нояб. 1727 г. архиеп. Феофан (Прокопович) добился возвращения А. на викариатство «для воспоможения в посвящении священства и причта» с титулом епископа Корельского и Ладожского и местопребыванием в Новгороде. В янв.- февр. 1728 г. из-за отъезда архиеп. Феофана в Москву А. участвовал в заседаниях Синода, а в окт.-нояб. 1728 г. присутствовал при погребении царевны Анны Петровны. С апр. по окт. 1729 г. А. находился в Москве по делам епархии. Очевидно, полномочия Новгородского архиерея и его викария были разграничены недостаточно четко, и А. помимо поставления священнослужителей управлял духовенством Кексгольма, Нов. Ладоги и др. городов и сел епархии. Вскоре между А. и архиеп. Феофаном (Прокоповичем) возник конфликт по поводу принадлежности олонецких вотчин Софийского дома. По поданному А. прошению 1 июля 1730 г. состоялось решение Синода об увольнении А. «за немощью» на покой в Нилову Столобенскую пуст., откуда в 1735 г. А. подал на имя императрицы Анны Иоанновны челобитную о неприменении к братии Ниловой пуст. указа о расстрижении лиц, постриженных в монашество после утверждения «Духовного регламента». 2 июня 1735 г. А. был разрешен постриг в схиму, однако уже 28 июня 1735 г. началось следствие под руководством Феофана (Прокоповича) по делу о челобитной, в результате чего А. был подвергнут обстоятельному допросу. Определением Синода от 23 авг. 1736 г. ему был объявлен выговор с угрозой ссылки в дальний мон-рь, запрещением вступать в монастырское правление и строжайшим запретом держать в келье бумагу и чернила.

http://pravenc.ru/text/Аарон ...

(Подлинный подписали Феофан, архиепископ Новгородский; Питирим, архиепископ Нижегородский; Илларион, архимандрит Новоспасский; Аарон, архимандрит Спасоярославский; Иоанн, протопоп Благовещенский, обер-секретарь Михайло Дудин)». В 1737 году, по Указу Ее Величества, были перевезены из Петропавловской крепости для постановления на колокольне Симеоновской церкви часы с курантами, снятые с церкви Воскресения Христова, что на Васильевском острове, и для играния курантов было вылито мастером Петром Леклером 25 колоколов по данным моделям от колокольного мастера Ферстера; часы эти в последствии времени, неизвестно когда именно, сняты и памятником их, можно считать один разбитый колокол около 10 пудов весом с английскими надписями 1685 года, который тоже в последнюю перестройку храма, из-за негодности к употреблению, снят с колокольни. (Взято из дела о часах на церкви св. Симеона и Анны – 1736 г. 18. Синодального архива). По кончине императрицы Анны Иоанновны, в Симеоновскую церковь был перенесен и поставлен над главным престолом балдахин, шитый по малиновому бархату золотом с бахромой и кистями золотыми, служивший при погребении тела Государыни. В 1772 году устроен был в середине Симеоновской церкви и 16 февраля освящен третий придел во имя св. Великомученика Евстафия Плакиды, в память рождения Наследника престола цесаревича и Великого князя Павла Петровича, которое случилось 20 сентября в день сего святого. Со времени устроения третьего придела, церковь была разделена на холодную и теплую: в холодной было три престола, устроенные вначале все в ряд под одним иконостасом, а в теплой – один ново-поставленный престол. Кроме того, при входе в церковь по обеим сторонам были сделаны женские места, отделявшиеся перегородками с возвышением пола. В 1797 году Император Павел I присвоил Симеоновскую церковь к ордену св. Анны, и велел поставить над главным входом в нее с западной стороны деревянный знак сего ордена, прилично украшенный, а внутри храма у правой колонны, ближайшей к алтарю, устроить Императорское место из малинового бархата с золотым позументом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Под сводом северной башни сцены страданий: Изгнание Пилата, Осмеяние, Бичевание, ниже - святые Нестор и Прокопий. На куполе - Успение Пресвятой Богородицы, справа и слева - святые Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин. На нижнем поясе стены - святые Федор Тирон, Федор Стратилат, Димитрий, Георгий. На переднем плане северной башни - также Архангел с шестью мучениками. На своде западной башни изображены - Отречение Петра, Совет Архиереев, Тайная вечеря. Ниже святые Константин, Елена и Меркурий. На куполе входа - Моление о чаше и Предательство Иуды. На нижнем поясе, вдоль входа - фигуры Архангелов Гавриила и Михаила. Соответственно, иконописное богатство присуще также декорации нефа. Восточная стена представляет масштабную композицию Второго Пришествия. Верхний пояс южной стены нефа занимают Сотворение Чуда, Искушение Христа, Исцеление в Вифезде и встреча Иисуса с самаритянкой. В нижней части фигуры монахов: святых Антония, Евфимия, Саввы, Феодосия Киновиарха, Феофания Грапта. Во внутренней части окна южной стены - святые Алексей и Иоанн Каливит. В верхней, волнообразной части западной стены нефа изображены Успение Святого Николая, Исцеление слепого. Ниже - Богоматерь с Младенцем; на переднем плане свода - пророки Иеремия, Гедеон, Иаков, Моисей, Аарон и Иезекииль. Слева - святой отец Афанасий Метеорский, основатель метеорского монашества. Эти фигуры дополняют основатели монастыря Святого Николая: слева от Богоматери - Дионисий, митрополит Ларисы, справа от Святого Николая - иеромонах Никонор, экзарх Стагон. Рядом со Святым Никанором - Симеон Столпник. На сопредельной стороне северного свода западной стены - Три Кары, Даниил в яме со львами. Рядом - Святой Пахомий и ангел. На северной стороне нефа изображено Успение святого Ефрема Сирина и ниже один эпизод из Бытия: Адам дает имена животным (Бытие 2:20). С южной стороны иконописной северной стены, рядом с входом, святой Иоанн Лествичник. В западной части, в углу - Исцеление страдающего водянкой, ниже - Святой Евфросин Магирас. Еще две сцены из Бытия: Изгнание из Рая и Жалоба, изображенные на внешней стене нефа, слева от входа.

http://sobory.ru/article/?object=10174

23 авг. 1735 г. Синод рекомендовал имп. Анне Иоанновне кандидатуру П. на архиерейское «праздное место» в Переяславскую и Бориспольскую епархию. Однако 3 янв. 1736 г. именным указом императрицы, который объявил ее духовник архим. Варлаам (Высоцкий), П. был назначен архиепископом Белгородским и Обоянским с оставлением его членства в Синоде. 4 янв. того же года состоялось наречение, а 11 янв.- хиротония, к-рую в придворной Сретенской ц. Зимнего дворца в присутствии императрицы совершили архиепископы Новгородский Феофан (Прокопович), Нижегородский Питирим (Потёмкин), Рязанский Алексий (Титов), Архангелогородский Аарон († 1738), Самебельский Иосиф (Квабулидзе), архимандриты Варлаам (Высоцкий), Никодим (Сребницкий), Стефан (Калиновский), Пахомий (Добрына; † 1759) и др. В Белгородской епархии П. прежде всего реформировал Харьковский коллегиум, ввел преподавание новых предметов: франц. и нем. языков, математики, геометрии, истории, географии и даже основ архитектуры. Для новых кафедр он пригласил преподавателей из-за границы, выписал необходимый инвентарь. С помощью Тредиаковского, выступавшего посредником в связях архиерея с АН, б-ка коллегиума была систематизирована и существенно пополнена, а сочинения харьковских преподавателей стали печатать в академической типографии. В 1739 г. в связи со «свирепствовавшей» в Харькове эпидемией П. перевел коллегиум в архиерейскую слободу Грайворон Хотмыжского у. и, когда опасность миновала, даже намеревался оставить ее там, но Синод распорядился: «Таковым знатным училищам в селех быть весьма неприлично, а наипаче от внешних стран имеет быть не без зазрения», и повелел немедленно вернуть «знатное училище» в Харьков ( Лебедев. 1902. С. 56). Однако единственное учебное заведение не могло удовлетворить нужд обширной Белгородской епархии. Указом от 1 апр. 1737 г. П. постановил открыть подготовительные славяно-лат. школы или гимназиумы в Белгороде, Курске и Ст. Осколе, которые подчинялись непосредственно Белгородскому ЕУ. Учебная программа в них соответствовала уровню низших классов коллегиума.

http://pravenc.ru/text/2580322.html

И великий государь говорил, что поддьякон Микита умер от болезни, а не от желез, поп Сысой ……… митрополит иконийский был в Симонове монастыре ……… Феофан архимарит ……… строитель Аарон ……… 767 дьякон Василей сослан за то, что он про него великого государя говорил непристойные слова, Сава Дмитреев сидел в набережных хоромех и корм и питье дано ему было доволно. А что он Никон написал в листу своем будто за него многие мучены, и он бы сказал имянно, кто за него мучен? Никон бывший патриарх говорил: про поддъякона де Микиту и про иных имянно в листу своем он написал для того, что ему так сказывали, а про то, что он в листу своем написал будто за него мучены многие, ничего не сказал. И великий государь говорил, что ему Никону некто про то сказывал ему на ссору, а ему было ссорным речам верить и ложно писать не надобно. А как прочтено, что написано, будто царское величество постави своя повеления над всем священным чином, да не приимут от него благословения, и повеле быти собору, и в том соборе благословением газского митрополита Паисия сотвориша крутицкого митрополита Питирима в Новгород в митрополии, поправше божественный закон, а на ево место поставиша митрополитом чудовского архимарита Павла и иных епископов к иным епархиям многим. И великий государь говорил: написал де он Никон то в укоризну, что Питирим митрополит переведен в Новгород, а как он Никон патриарх был на патриаршестве, и он и сам в то время перевел Лаврентия из Твери в Казань в митрополиты, и иных многих от места к месту переводил, и он для чево сам так чинил? А чтоб к благословению ево не ходить, о том де он великий государь никому не приказывал. А Никон, бывший патриарх говорил: что де я от места к месту переводил, и то чинил беззаконно. А как прочтено, что написано в листу его: и от сего беззаконного собору преста на Руси соединение святые восточные церкви и от благословения вашего отлучишася, и от римских костелов начаток прияша волями своими, а отнележе прияша Руси святое крещение от святые восточные церкви и до ево лета в Росии не бе ни единого соединения с западным костелом, токмо един росийский митрополит Исидор, иже бе во Флоренский собор, соединися с римским костелом, и прииде в Росию и его не прияша, яко православна, но яко еретика изгнаша его; сице де и ныне бывает вся царским хотением: егда хощет кто дьякон или презвитер или игумен или архимарит поставлятися, тогда царскому величеству пишет челобитную и просит повеления, и царским де повелением на той челобитной подпишут по указу государя царя поставить ево попом или иного какого чину, и сице де хиротонисают их царским словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010