| В 1713-1715 гг. мон-ри и церкви епархии, владевшие крестьянскими дворами, принимали участие в сборе средств на строительство С.-Петербурга. В 1716 г. вызванному в С.-Петербург архим. Феофану (Прокоповичу) еще при жизни Псковского еп. Иосифа было поручено «ведать духовные дела» в Пскове, Нарве, Дерпте (ныне Тарту, Эстония) и Ревеле (ныне Таллин, Эстония). Т. о., Нарва была фактически отделена от С.-Петербургской церковной области (часть Новгородской епархии, фактическое управление которой осуществлял архим. Феодосий (Яновский) ; формально Новгородской епархией в 1716-1721 временно управлял еп. Корельский и Ладожский Аарон (Еропкин) ) и присоединена к Псковской епархии (Там же. С. 83). 1 июня 1718 г. епископом Псковским, Нарвским и Изборским был наречен архим. Феофан (Прокопович; 1718-1725, с 31 дек. 1720 архиепископ), его архиерейская хиротония состоялась 2 июня 1718 г. Как ближайший соратник Петра I в церковных делах, еп. Феофан жил в С.-Петербурге (с 1721 - на основанном им столичном Псковском подворье). В 1719 г. в составе С.-Петербургской губ. была образована Псковская пров. (в нее вошли Псков, Гдов, Изборск, Опочка, Остров, Пустая Ржева и Заволочье). В связи с этим, по мнению митр. Евгения (Болховитинова) , царь Петр I приписал Псковской епархии часть Холмского посада, Заволочье, Красный, Пусторжевский у. и Кобылье ( [Евгений (Болховитинов), митр.] История княжества Псковского с присовокуплением плана г. Пскова. К., 1831. Т. 3. С. 50). И. М. Покровский высказывал сомнения в приведенных территориальных изменениях (см.: Покровский. Т. 2. С. 85-87), но отмечал, что если Холмский посад вошел в 1719 г. в состав Псковской епархии, то юго-вост. граница епархии проходила по левобережью р. Ловать до Холмского посада; сев.-вост. граница прошла западнее Порхова к Ивангороду по зап. границе Новгородской губ. Вост. и юго-вост. границы Псковской епархии на 1719 г. с точностью установить затруднительно (Там же. С. 87). Ревизия населения Псковской пров. 1721-1723 гг. охватила все соборные и приходские храмы, действующие мужские и женские обители, где служило белое духовенство. В ней представлено духовенство храмов Пскова и Псковского у., а также Изборского, Вышегородского, Красногородского, Опочецкого, Островского, Велейского, Вревского, Выборского, Володимерского, Воронецкого, Пусторжевского уездов и пригорода Кобылье Городище (Кобылье) с уездом. Согласно ревизии, в Пскове было 57 храмов; общая численность белого духовенства провинции составляла 291 чел. (из них 68 священнослужителей и 98 церковнослужителей). За ними во владении насчитывалось 109 жилых дворов. Тогда же в Пскове было 6 мужских и 14 жен. мон-рей. |
| 28) Чугунный: «Здесь покоится прах чиновницы 9-го класса Анны Александровны Соколовой, урожд. Алтуфьевой, сконч. 17 марта 1854 г. на 61 году». 29) Чугунный памятник: «Боголюбивой старицы Агриппины». Главный же тут памятник, возле коего приютились многие другие – это церковь , поставленная на месте первоначального погребения Преосвященного Тихона. 30) Здесь же, против усыпальницы, устроенной в нижнем этаже нового Владимирского храма, указывают место погребения архиепископа Антония I Соколова, жившего здесь на покое, скончавшегося 29 марта 1827 года. Но в 1869 году из уважения к почившему архипастырю, по благословению епархиального начальства, перенесены кости Преосвященного Антония под алтарь Вознесенской трапезной церкви без огласки. В могилу же его положено тело архимандрита Никодима, бывшего долгое время смотрителем Задонского духовного училища. Скончался в 1885 году. 31) Рядом с этой архипастырской могилой, несколько западнее, одна за другой тянутся три могилы, в коих почиют три уважаемые Задонского монастыря иеромонахи: первый – Василий Идифум 131 , задонский прекрасный певец (бас), скончавшийся 5 декабря 1858 года; второй – Нафанаил, благоговейный иерей, скончавшийся 17 февраля 1860 года; третий – Венедикт, исправлявший должность благочинного и ризничего монастыря; скончался 11 апреля 1868 года. 32) Немного ниже – под мраморным памятником погребено тело Задонского монастыря иеромонаха Тихона Парузина, купеческого сына из г. Зубцова Тверской губ., скончался 9 октября 1864 года. Тут же покоятся без признаков современные сподвижники святителя Христова Тихона, как то: 33) Монах Феофан, родом из поселян Задонского уезда, неграмотный, за простодушие и трудолюбие был любим святителем Тихоном, о котором иногда Святитель отзывался: «Феофан, утеха моя»; скончался на 70 году. Погребен у южной стены прежнего Владимирского собора. Память о нем доселе хранится по преданию. 34) Монах Аарон, тоже любимый святителем Тихоном. Похоронен тоже подле прежней большой (сломанной в 1845 г.) церкви – с южной стороны, при входе. |
| нижегородский и алаторский, Леонид, архиеп. сарский и подонский, синодальные члены Аарон, архим. чудовский, Иларион, архим. новоспасский, Амвросий, архим. симоновский и генерал кавалер, л. гв. Семеновского подполковник и Ея Императорского Величества ген.-адъютант Андрей Ив. Ушаков, начальник Тайной розыскной Канцелярии. Указ об учинении присяги велено было владыке иметь при себе в секрете, никому не объявляя. В тот же день синодальные члены донесли Феофану в его приморскую мызу, что «известная ему персона» присягу учинила. В вечер, того же дня, архим. Иларион, возвращаясь от архиеп. Питирима, на пути внезапно скончался и незаметно для слуг, сопровождавших его, выпал из коляски. Им пришлось потом искать его тело. Затем Феофилакта допрашивали в Синоде на основании показаний Решилова и Маевского. Архиеп. Филарет отмечает, что Синод не имел суждения о снятии с него сана, как позднее и о возвращении такового. Дело о нем перешло в Тайную Канцелярию. Бантыш Каменский, как упоминает архиеп. Филарет, писал, что Феофилакта подымали три раза на виску 1 и столько же наказывали батогами, без рубахи. Три года держался он под тайным караулом на подворье и получил параличный удар. По настоянию Бирона, он указом 13 дек. 1738 г. «за важные вины» был лишен сана и монашества и наименован растригой Феодором Леонтьевым, сыном Лопатинского. Архиеп. Феофан Прокопович не дожил до такого крайнего унижения и пытки своего идейного противника, умерши в 1736 г. На смертном одре он произнес: «главо, главо! разуму упившись, куда ся приклониши». Проф. Чистович, определяя его приемы в борьбе с противниками, пишет: «Феофан, великий ум, государственный муж, первенствующий член Синода, превращался в агента Преображенской канцелярии, являясь, смотря по времени и обстоятельствам, то доносчиком, то подсудимым, но всегда необходимым её членом» ( Е. Сумароков . Лекции по истории Русской Церкви т. II). 30 дек. 1740 г. последовал указ правительницы Анны Леопольдовны, матери младенца императора Иоанна VI: «Бывшего тверского архиепископа Феофилакта, хотя он по следственным делам виновен и явился, однакоже для многолетнего Его Императорского Величества дражайшего здравия и благополучного государствования, також и поминовения блаженной и вечной памяти достойной императрицы Анны Иоанновны, оную вину ныне отпустить, и по прежнему сан архиерейства ему отдать и для пропитания определить его в пристойный монастырь». |
| Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Яковлев Яков Яковлевич; род. 30.04. 1947 г., г. Южно-Сахалинск ), еп. Александровский и Юрьев-Польский. Из семьи военного. В 1965 г. поступил в Новосибирский архитектурный институт, после окончания преподавал в том же институте. В 1975 г. принят в Союз художников России, участвовал во всесоюзных, республиканских и международных выставках. С 80-х годов участвует в восстановлении и строительстве храмов Новосибирской епархии как архитектор и иконописец. В 1983 г. семья переехала из Новосибирска во Владимир. 3 февраля 1992 г. супруга скончалась после тяжелой болезни. 28 марта 1992 г. И. рукоположен во диакона, 19 апреля того же года — во священника. 1 сент. 1992 г. назначен председателем строительно-хозяйственного отдела при Владимирском епархиальном управлении и членом епархиального совета. 1 мая 1993 г. назначен старшим священником Свято-Успенского Княгинина женского монастыря г. Владимира, 22 августа 1995 г. — секретарем Владимирского епархиального управления. 13 апр. 1997 г. пострижен в монашество с именем Иннокентий в честь свт. Иннокентия, митр. Московского. 12 апр. 1998 г. возведен в сан игумена. Закончил заочный сектор Владимирской Свято-Феофановской ДС. 21 дек. 2005 г. назначен наместником Александровского мон-ря г. Суздаля и благочинным монастырей Суздальского округа с сохранением обязанностей секретаря епархиального управления. 19 марта 2007 г. возведен в сан архимандрита. По благословению архиеп. Евлогия (Смирнова) участвовал в международных конф. и выставках в Италии и Германии. Представлял епархию на Всемирном русском народном соборе и различных всецерковных форумах. И. принимал участие в проектировании Богородице-Рождественского собора во Владимире, Троицкой церкви в Карабаново, храма свт. Афанасия Ковровского в Петушках и др. Решением Свящ. Синода от 27 июля 2011 г. И. был избран епископом Нижнетагильским и Серовским. Наречение состоялось 18 августа. 19 авг. 2011 г. за Божественной литургией в храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев) возглавил хиротонию архим. Иннокентия во епископа Нижнетагильского. Решением Священного Синода от 7 марта 2018 г. в связи с образованием Серовской епархии присвоен титул «Нижнетагильский и Невьянский». Решением Священного Синода от 14 мая 2018 г. назначен на Александровскую и Юрьев-Польскую кафедру. Лит.: Наречение и хиротония архим. Иннокентия (Яковлева) во епископа Нижнетагильского и Серовского//ЖМП. 2011. 9. С. 22-25. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии |
| Др. редакция Мученичества написана неким иером. Симеоном Исихастом (BHG, N 1218) не ранее X в. По мнению Х. М. Лопарёва, этот текст кесарийского происхождения и возник он совершенно независимо от сир. версии. Данная редакция более пространная и излагает историю И. м. иначе. Вместо архонтов здесь фигурируют 70 совершавших паломничество в Иерусалим знатных воинов родом из Икония, из к-рых семеро оказались отступниками. Т. о., дальнейшее повествование идет о 63 мучениках, к-рые названы поименно: Евсевий, Феодул, Давид, Пигасий, Неофит, Акакий, Дорофей, Стефан, Дометий, Герман, Дионисий, Епифаний, Стратоник, Леонтий, Мануил, Феофил, Илия, Иоанн, Самуил, Евлампий, Алексий, Фотий, Евтропий, Мефодий, Харитон, Феофилакт, Анастасий, Андроник, Симеон, Феоктист, Роман, Павел, Агафоник, Мина, Афанасий, Иаков, Никифор, Порфирий, Тимофей, Иринарх, Авксентий, Иосиф, Григорий, Каллиник, Аарон, Кириак, Феодосий, Евстафий, Исаакий, Александр, Елевферий, Адриан, Христофор, Антиох, Исидор, Парфений, Сергий, Евпл, Игнатий, Феофан, Кирилл, Захария и Анфим. В сир. тексте упомянуто только 3 имени. Но в этом Мученичестве среди перечисленных имен нет Георгия, Иулиана и ни одно из имен не повторяется дважды; скорее всего список был составлен искусственно и мог содержать легендарные имена. Похоронил тела И. м. не просто житель Кесарии Иоанн, но архиеп. Кесарийский Иоанн, к-рый и был автором первоначальной версии Мученичества, переписанной позже иеромонахом иерусалимской пещеры Четыредесятницы Симеоном. Мусульм. кесарийский наместник (автор приводит его имя - Соломон Милхин) заключил паломников в общественную тюрьму, отобрав все имущество и вьючных животных. Испросив дальнейшие указания у егип. правителя, он получил ответ, что воинов следует казнить, если они не примут ислам. На увещевания Соломона И. м. ответили оскорблениями прор. Мухаммада, за что были приговорены к пыткам. Устрашившись, 7 чел. приняли мусульманство, но тут же пали мертвыми. Остальных христиан подвергли разнообразным истязаниям, а затем распяли и пронзили копьями. 2-я редакция Мученичества еще менее достоверна с исторической т. зр. и носит следы явного риторического украшательства, не оставляющего сомнений в вымышленности большей части фактов и имен. |
| И жена его, блаженная Мария, чаяния мук нестерпимых внезапу жития своего премнилась. Иподиакон Никита, иже грамоты к нам от него приносил, в темниц и во оковах с нужды вскор сконьчася. Презвитер Сисой, иже к нам з грамотою приходил, безвстно заточен со всм домом.//Блаженный митрополит Афонасей Иконийский, иже свидтельствова о ложных грамотах, иже принесе Мелетий диякон на мя, и свидетельствовал о газском, яко враг человк и пагубник, той в Симонов монастырь заточен. Феофан архимандрит Святыя горы Афона Константинова монастыря в Кирилов монастырь заточен з братьею. Строитель Воскресенского монастыря иермонах Аарон в Соловки заточен. Василей иеродиякон великия церкви со всм домом в Сибирь заточен. Сава, принесый грамоты от иерусалимскаго блаженнйшаго патриарха царского величества в полатах вверху затворен. А иже нами несвдомыя имены, яже о нас кто-любо слово какое доброе сотворил, много безвстно заточены и мучены» – цит. по грамоте Никона к константинопольскому патриарху Дионисию: РГБ, ф. 178, 9427, л. 115–115об. Л. 81об. Станутъ, – по писаному, – пред лицемь оскорбившихъ в день судный в дерзновении мноз... – Ср.: Прем. 5:1 . Не печалуй, брате, благое творя... – Ср.: Гал. 6:9 ; 2Фес. 3:13 . ...постражди, яко добрь воинъ Христовь. – 2Тим. 2:3 . Блажени бо, – рече, – ходящий в заповде.хъ Его. – Откр. 22:14 . Блаженъ мужъ, бояйся Господа... силно на земли будеть смя его. – Пс. 111:1–2 . 3. Второе письмо иконийского митрополита Афанасия (29 июня 1665 г.) (л. 270об.) Пресвятйшему и премудрйшему и блаженному отцу и патриарху Московскому и всей Росии, господу, господу, Никону радость. И во Христ цлую святую твою десницу и священно облобызаю. Об томъ желаю и вдаю, божественное//(л. 271) пресвятителство твое, владыко святый, слышащи святое твое имя неизреченную милость пришелцемъ, яко ихъ любишь и одваешь, яко отецъ и будетъ теб заплата от Господа во Царств Небесномъ, да услышишь блаженный и благословенный глас Господа, глаголющий: благословеннии Отца Моего, наслдуйте уготованное вамъ Царствие Небесное от сложения Такоже и пророкъ Давидъ глаголетъ: день дает праведный и милует , и семя его во благословении Премудрый мой отче! Лигарида ложь совершилася, по словесехъ преблаженнкаго брата твоего: прислалъ писание и отлучилъ его, и проклялъ аки папежника и злаго человка, глаголетъ, и 271об.) И другое: в Цареграде Сихурский , и гнавъ его Константинополский, да посадитъ его в каторг Токмо молюся; не забуди мене в тайныхъ твоихъ молитвах. |
| Феофан архиепископ Новаграда Питирим архиепископ Нижегородский Аарон архиепископ Архангелогородский Амвросий епископ Вологодский. 5 . С 1781 года по 1834-й Александрийский патриарший престол получил из России по палестинскому штату 7650 рублей ассигнациями. Кроме сего, от щедрот государя Николая Павловича даны 100000 турецких пиастров (6000 рублей) NB. В Ноябре месяце 1839 года окончена постройка новой патриархии в новом Каире. Училище же при ней устроено в 1843 году. На основании всех этих сведений с добавкою другого материала строю свое сказание о судьбе Георгиевского монастыря. Сей монастырь построен был производителем дел правителя Египта Абд-ель-Асиза Афанасием, иаковитского вероисповедания, при коптском патриархе Симоне, в промежуток времени между 688 и 703 годом по Р. X., когда у православных египтян не было патриарха 48 . Но когда и почему эта обитель поступила во владение православных христиан, этого я не знаю. Пока известно мне только то, что в 1601 году в ней жил православный александрийский патриарх Иоаким и написал икону Св. Георгия, которая по ныне находится там 49 (надпись). В 1604 году написана была большая икона Одигитрии кистью Ангелоса Критянина (надпись). В 1612 году в Георгиевской церкви поставлены были новые местные иконы Спасителя и Богоматери, написанные Иеремиею Критянином (надпись). В 1669 году игуменом Георгиевской обители был Герасим и тогда получил от царя Алексия Михайловича жалованную грамоту о приезде в Москву за милостынею в седьмой год. В 1684 году, Сентября 4 дня, Иоанн и Петр Алексеевичи подтвердили эту грамоту отца своего. Тогда в Георгиевском монастыре настоятельствовал архимандрит Георгий. В 1693 году никто из георгиевских старцев не приезжал в Москву. Но их царские величества послали им соболей на 50 рублей с патриаршим архидиаконом Симеоном. В 1711 году диакон Георгий из Каира пожертвовал местную икону Св. Георгия, написанную иереем Намет-алли. В 1717-м (году) рабы Божии шубники, жившие в столице Египта, Каире, пожертвовали икону Св. пророка Илии. А написал ее иеромонах Серафим. |
| А лучше два подписать, и один оставить здесь, а другой послать для подписания прочим архиереям» 511 . После этого преосвященные архиереи и архимандриты, которые были в Петербурге и сенаторы два экземпляра проекта регламента духовной коллегии по слушании закрепили 512 . На правой стороне, слева от зрителя, подписались духовные, на левой, справа от зрителя, светские. Подписали регламенты митрополиты – Рязанский Стефан и Смоленский Сильвестр; епископы – Псковский Феофан, Нижегородский Питирим, Тверской Варлаам, Корельский Аарон; архимандриты – петербургский Александро-Невский Феодосий, московский Златоустовский Антоний, казанский Спасопреображенский Иона; сенаторы: адмирал граф Апраксин, канцлер граф Головкин, князь Яков Долгорукий, князь Дмитрий Голицын, граф Андрей Матвеев, Петр Толстой, барон Петр Шафиров 513 . Когда кабинет-секретарь Макаров доложил государю, что проект регламента подписями «закреплен», государь велел скрепить проект по листам одному из сенаторов и одному из духовных, присутствовавших «при том деле», а внизу по листам же подписать обер-секретарю. Об этом Макаров тотчас же и написал сенатскому обер-секретарю 514 . Скрепили регламент по листам – один экземпляр епископ Нижегородский Питирим – первые тринадцать полулистов – и епископ Корельский Аарон – остальные полулисты, сенатор, тайный советник, граф Андрей Матвеев и обер-секретарь Сената Анисим Яковлевичи Щукин 515 . Другой экземпляр скрепили: митрополит Смоленский Сильвестр и сенатор, действительный тайный советник, граф Петр Андреевич Толстой, обер-секретарь тот же 516 . Затем оба экземпляра регламента подписал и Петр. В сенатском деле говорится, что архиереи и архимандриты, которые были в Петербурге, и сенаторы подписали оба проекта духовного регламента 27 февраля, «притом же оные регламенты и царское величество собственною своею рукою подписали же» 517 . На первом экземпляре Петр расписался в конце сенаторов 518 , на втором – впереди архиереев 519 . Оба экземпляра были написаны на 74 полулистах 520 . |
| 10 апреля 1740 года, объявлен Полицийместерской канцелярии именной указ, доныне сохраняют свою силу, о непровозе покойников мимо дворца. Так-как в нем изложена самая причина такого распоряжения; то мы приведем здесь текст сего указа в полном его составе, «её императорское величество изволило указать в полициймейскую канцелярию объявить: понеже, в 9-й день сего апреля, случилось, что мимо самых её императорского величества покоев и окошек, где её императорское величество высочайшей своей Особой присутствовать изволила, пронесли мертвое человеческое тело, – что весьма непристойно есть: ибо для таких случаев, что мертвые тела и прочее тому подобное проносить или провозить, много иных дорог сыскать можно: того ради, полициймейстерской канцелярии накрепко того смотреть, чтобы впредь такие непристойности не происходили, и мимо её императорского величества покоев и окошек, такой вольный проход проезд с мертвыми телами и прочим тому подобным, отнюдь не был (Собр. зак. т. XI, стр. 77–78)». В рассматриваемый период времени, некоторые события обратили себя внимание. 8 сентября 1736 года, в четвертом часу по полудни, волией Божией, умер первенствующий член св. Синода, преосвященный Феофан архиепископ великоновгородский и великолуцкий. Он жил на с.-петербугском острове близь речки Карповки, на карповском подворье. По распоряжению святейшего Синода через Духовное правление, священники, по особому расписанию, денно и нощно читали в домовой церкви при усопшем архипастыре св. Евангелия, соблюдая строгое благочиние. 12 сентября, в воскресенье, после шести часов утра, тело преосвященного было вынесено с подворья и препровождено в Невский монастырь, при стечении духовенства и рода. В процессии несения был впереди большой крест, взятый из Петропавловского собора. Тело сопровождали к монастырю до половины дороги Питирим нижегородский, а потом – Аарон, архиепископ архангельский, литургию в Невском монастыре совершал преосвященный Питирим, четыре архимандрита, член св. Синода благовещенский протопоп Иоанн Семенов сампсониевский священник, духовник преосвященного, Василий Терлецкий Троицкого собора протодиакон с синодальными певчими. |
| О крещении (190) 224. Сила воды в Крещении: она и вначале была седалищем Духа Святого, и первая из стихий произвела жизнь III. «Дух Божий ношашеся верху воды» ( Быт. 1:2 ). Вот почему надобно иметь почтение к сущности воды из уважения к древности употребления ее, и почему затем надлежит благоговеть к ее достоинству. Она была седалищем Духа Божия, Который предпочел ее всем прочим стихиям. Все было не иное что, как ужасный хаос; звезды не издавали еще света; все было не устроено, море пасмурно, земля невидима, небо не украшено. Вода, одна вода, вещество совершенное, изящное, чистое, служила престолом для Духа Божия... Когда мир устроен был во всех своих частях посредством распределения различных стихий для удобного их населения: то Бог преимущественно пред прочими стихиями повелел: «да изведут воды гады душ живых» ( Быт. 1:20 ). И так, вода первая произвела то, что имеет жизнь, дабы никто не удивлялся, что крещение водою может даровать душе нашей жизнь вечную; ибо натура воды, освящаемая Духом Святым, получила силу освящать человека и в таинстве Крещения. С. 6 225. Древность помазания в Крещении VI. По исшествии из спасительной купели, мы приемлем святое помазание по древнему чину, состоявшему в том, что обыкновенно приносим был елей в сосуде для помазания посвящаемых на богослужение. Сим образом Аарон посвящен был от брата своего Моисея. С. 11, 12 226. Крещение огнем к осуждению X. «Той вы крестит Духом Святым и огнем» ( Лк. 3:16 ), то есть, подобно как истинно верующие очищаются чрез крещение водою к своему освящению чрез Духа Святого, так лицемеры и неверующие получат крещение огнем к своему осуждению. С. 16 Статья VII. О молитве Господней (190) 227. Молитва стоя в Пасху XVII. Мы, подражая обычаям наших предшественников, молимся стоя в день Пасхи, или в Светлое Христово Воскресение, как в торжественный радостный праздник, когда воздерживаемся от обнаружения всякой печали и скорби. В следующие затем 50 дней мы исполняем религиозные наши обязанности также в веселии. С. |
| |