| Отсюда, если никто из связанных узами плоти воистину не мог бы довлеть, чтобы быть достойным распорядителем (лат. администратор) таковых превосходящих естество таинств, – потому что и для самих Ангелов они вожделенны и страшны, – однако было бы делом крайнего невежества и пренебрежением к Божественным Таинствам презреть или отвергнуть постижимую для людей чистоту и не трудиться, насколько есть сил, подражать образу жизни на земле Спасителя, и посему таковой презритель был бы достоин нестерпимого мучения (наказания). Потому что кому много дано, от того много и взыщется. Вот, ветхозаветное священство у Евреев было образом и подобием сего нашего возвышенного и небесного священства: потому что только кровью и закланиями бессловесных животных ему было допущено очищать не душевные, но телесные скверны и загрязнения. И сказать одним словом: все совершаемое им было тенью, как говорит божественный Апостол, будущих благ, и настолько было инфериорнее наших (священнодействий), насколько земля отстоит от неба. И все же несмотря на такое различие между нашим и их священством, несмотря на то, что наши священники в такой же мере разнствуют от них, как Ангелы разнствуют от людей, все же некии Надав и Авиуд, сыны Аароновы и священники, совершив некое вероломство – потому что противозаконно предприняли принести Богу фимиам на чужом огне ( Лев.10,1 сл.) – немедленно понесли возмездие за свое преступление, внезапно став пищей того огня, и даже Аарон, отец их, не довлел для их спасения. По что за нужда говорить о них, когда, вот, и сам Аарон, богоизбранный и первый у них архиерей, числимый у Бога вторым за Моисеем, в чем-то малом оскорбив Бога, бедственно лишился бы жизни, если бы Моисей, брат его, не возмог избавить его от наказания (Числ.20сл.). Что же было после него с Илием священником? хотя сам по себе Илий был хороший и безупречный, но, только по причине беззакония своих сыновей, страшной смертью закончил свою жизнь; хотя он часто порицал их словами, однако укорял их не строго и не так, как это следовало бы ( 1Цар. 3 и 4 гл.). |
| Eximias animi dotes si cernere possis Possis foemineo corpore nosse virum. Nee satis hoc dictum est, laudes supereminet omnes, Quascunque in somnis cudere musa potest. Sola huic par laus est, Magnus quod censuit ipsam Dignam se et dignam Petrus honore suo. Expetitur conjunx Petro Gatharina Secunda, Nomen idem regum, quod fuit ante, manet. Ne timeas varios, о felix Russia, casus, Maxima constantis pignora sortis habes. 8) Без заглавия: Cernis, ut in tristi spectator papa theatro etc. 9) Без заглавия: Numen in auguriis (A. N.) sic disquiritur etc. 10) Ad lectorem incumbentem libro Kwiatkewitz. Non tibi vana fluent lustranti haec otia lector etc. 482 В Miscellanen Sacra, изданных архимандритом Давидом Нащинским в Бреславле в 1745 г., помещены между прочим: а) латинская Ода Императору Петру II-мy, на путешествие его в Москву для коронации. б) Описание местоположения Киева, латинскими стихами, в) Элегия к ученику, с увещанием о соблюдении непорочности жизни, г) Монашеская элегия от лица сына к отцу, отклонявшему его от монашеской жизни. 483 462 Дела арх. св. Синода 1730 г. 100. – Аарон скончался в 1740 г., принявши в схиме имя Алипия. (Дела арх. св. С. 1740 г. 146). 463 «Сего июля 23 (1728 г.) оный архимандрит Давид письменно мне предложил – писал Феофан в доношении Синоду 24 июля – что ныне сам себе он разсудил к такому (настоятельскому) послушанию быти не угодна, и по природе склонен признавает себя удобнейша жить в монастыре под началом, нежели к монастырскому строению. И требовал оной архимандрит, дабы уволить его в отечество его в Малую Россию». (Дела арх. св. Синода, 1728 г. 246.) 464 В Трудах Киевской академии, 1865 г., Т. I, стр. 297–330 это письмо не верно отнесено к лицу Маркелла Родышевского, вместо Давида Скалубы. 470 «In historia ecclesiastica, quam composuit, non vero edidit, doctrinam et caremonias sacras in orthodoxa primitiva ecclesia graeca ante tempora Constantini Magni usitatas recenset». (Vita Theophanis в Scherer’s Nordische Nebenstunden. Сравн: Das Nord und ostliche Theil von Europa und Asia, von Stralenkerg. |
| К Афанасию Холмогорскому вполне приложимо то понятие, которое мы составили об авторе «Увета духовного», рассмотревши его содержание. Но с другой стороны, принимая во внимание краткость времени, употребленное на составление «Увета духовного», трудно предполагать, чтобы Афанасий мог написать его один; естественне предположить, что ему в его работе помогали другие лица, например, справщики печатного двора. Государево жалование на 190 год было выдано следующим лицам: главному начальнику печатного двора Симеону, архиепископу сибирскому и тобольскому; справщикам – Иосифу Белому, монаху Мардарию Ханыкову; чтецам-иеродиаконам – Феофану и Кариону; писцам – Флорке Герасимову и Дмитрейке Федорову 19 . Вначале 1682 года из состава печатного двора выбыл справщик монах Мардарий; на его место справщиком был назначен 4 марта бывший прежде чтецом иеродиакон Карион Истомин, а в чтецы на место Кариона поступил монах Аарон. Согласно с этими изменениями и жалование на 191 год было выдано следующим лицам: архиепископу Симеону, справщикам – старцу Иосифу Белому и иеродиакону Кариону Истомину, чтецам иеродиакону Феофану и монаху Аарону, писцу Герасиму Федорову 20 . Таким образом, около времени составления и печатания «Увета духовного» 5 июля – 20 сентября справщиками на печатном дворе были старец Иосиф Белый и иеродиакон Карион Истомин. Участие Кариона Истомина в составлении или, по крайней мере, исправлении «Увета» – несомненно. В некоторых местах рукописи «Увета» (типограф. библиотеки) добавления несомненно писаны им, Карионом Истоминым (л.л. 21 40 и в других местах). Ergo Карион Истомин принимал деятельное участие при издании «Увета». Вероятно, он и был справщиком этой книги при ее печатании. Относительно участия другого справщика старца Иосифа в издании «Увета» мы не имеем никаких сведений; вероятнее всего, что на нем лежала справка других печатавшихся в то время книг и что, следовательно, он не принимал никакого участия в составлении и издании «Увета». Таким образом, по нашему предположению, «Увет духовный» составлен архиепископом Афанасием Холмогорским при ближайшим участии справщика печатного двора иеродиакона Кариона Истомина. Что касается участия патриарха Иоакима в этом деле, то ему принадлежало высшее наблюдение за составлением и печатанием «Увета». Кому принадлежала мысль издать «Увет» – неизвестно; может быть и патриарху Иоакиму. Когда же «Увет» был написан, то, по всей вероятности, еще до печатания был прочитан патриархом Иоакимом и одобрен им к печати; быть может даже что-либо было и изменено вследствии замечаний патриарха. Впрочем, обо всем этом мы не имеем никаких сведений; все это только предположения ни больше, ни меньше. |
| 30 мая, 26 и 29-го июня следовали допросы Феофилакту. Но как его ответы опять показались неудовлетворительными и не согласными с показаниями Решилова, то комиссия положила привесть его к присяге. Указ об этом, за подписанием членов св. Синода и кабинетных министров, объявлен был Феофилакту 7 июля 1735 года. 417 Вместе с указом сообщена ему и форма присяги, особливо на этот случай сочиненная Феофаном. 418 Можно было предугадать ответ Феофилакта. Посланные с указом симоновский и чудовский архимандриты с обер-секретарем Дудиным и секретарем канцелярии тайных розыскных дел Хрущовым донесли Синоду, что Феофилакт «прочет все, мало помедли, говорил: как он не знал – не ведал, и ни языка-де, ни доносителя нет, ан-де велено ему ответствовать. И того ответствия (говоря сердито и грубо) посланные требовали у него весьма торопко и понудительно, и так о требованных у него речах, – каковых-де, яко недостойных памяти, и что-де силы в них никакой нет, вспомнить тогда не мог, и на ум ему не пришло, – и не показал. А что ныне ему ея императорскаго величества указом повелевается присягу учинить, то исполнить готов, да и сам он желал того; понеже совесть его в том не зазрит и никто в том на него показать и доказать не может». Как совершилась присяга, приводим подлинный акт, подписанный синодальними членами и генерал-адьютантом Ушаковым. «В назначенный день, 10 июля, к члену святейшаго правительсттующаго Синода преосвященному Питириму, архиепископу нижегородскому и алаторскому, по полуночи в седьмом часу, в присутствие прибыли: св. Синода член, преосвященный Леонид, архиепископ сарский и подонский, генерал и кавалер лейб-гвардии семеновскаго полка подполковник, и ея императорскаго величества генерал-адьютант Андрей Иванович Ушаков, да синодальные ж члены Аарон, архимандрит чудовский, Иларион, архимандрит новоспасский, Амвросий, архимандрит симоновский. И от означенных присутствующих персон синодальный секретарь Иван Муринов посылан дважды к имеющимся при Феофилакте архиерее тверском кабинета ея и. |
| После сего понятно содержание этих, 7—11, стихов. Надобно, однако же, сделать нужные замечания на некоторые речения. Что разуметь здесь под служением? — Не Моисеево посредство и Апостольство, а домостроительство спасения подзаконное и благодатное, в их сравнении одного с другим. Так святой Златоуст и все наши. Феодорит только то на то, то на другое указывает. И по ходу речи лучше разуметь последнее. Апостол в этом отделении рассуждает все о превосходстве Нового Завета и его выставляет на вид, себя же всячески прячет и заслоняет. Пред этим только сказал, что сами по себе они ничто. Уместно ли предполагать, что после такого слова он тотчас выставляет славу Апостольства? «Аще ли служение смерти писмены образовано в каменех, бысть в славу». — «Образовано» — εντετυπωμενη, напечатлено буквами на каменех — на двух скрижалях каменных. На этих скрижалях написано было только десятословие; под служением же смерти разумеется все ветхозаветное учреждение. Апостол обнимает все его тем одним, что написано было на скрижалях, ради того, что десятословие составляло средоточие всего ветхозаветного учреждения, и ради того, что слава на лице Моисея в первый раз показалась, когда он сносил скрижали, а может быть, и ради того, что писание буквами на камнях очень хорошо выражает существенные черты Ветхого Завета. Слова: «бысть в славе» указывают на прославление «зрака плоти лица» Моисеева, когда сходил он с горы. Это прославление было так велико, что Аарон и все сыны Израилевы не могли выносить блистание его, и «убояшася приступити» к Моисею (Исх. 34:29, 30). Это и выражает Апостол, когда говорит: «яко не мощи взирати сыновом Израилевым на лице Моисеово». Сам Моисей сначала и «не ведяше, яко прославися зрак плоти лица его», но когда узнал, стал возлагать покров на лице свое (Исх. 34:33) для того, чтоб беспрепятственно входить в общение с сынами Израиля по делу устроения всего Завета. Восходя же на гору, Моисей снимал покров для беседы с Богом. Это прославление лица было следствием видения славы Божией, ее отражением; почему по окончании всего дела устроения заветных порядков, вероятно, прекратилось. Почему Апостол и назвал славу сию престающею. Не могли, говорит, сыны Израилевы взирать на Моисея, — «славы ради лица его престающия». |
| 134) Но для путника возвращение туда, откуда вышел, есть причина радости; а для трезвенника возвращение назад есть пагуба разумной души и знак отступничества от богоугодных дел, слов и помышлений. И будет он, во время смертоносного сна душевного, иметь помыслы, которые, подобно остнам будут будить его (от усыпления), напоминая, в какое глубокое помрачение и расслабление ниспал он, по причине вознерадения своего. 135) Впадши в прискорбности, и в крайности безвыходные, из которых выпутаться нет надежды, надобно нам и себе тоже делать, что делал Давид, изливать сердце свое и моление свое пред Богом, и печаль свою, как есть, возвещать Господу ( Пс. 141:3 ), Ибо мы исповедаемся Богу, яко могущему премудро устроить все, нас касающееся, -и беду нашу, если полезно, сделать легкою (удобоносною и удобоисходною), и избавить нас от пагубной и разрушительной печали. 136) Гнев на людей, не по естеству движимый, печаль не по Богу и уныние – все равно гибельны для добрых и разумных помыслов; но Господь, расточая их нашего ради исповедания, водворяет радость. 137) Помыслы, против воли нашей появляющиеся и стоящие в сердце обыкновенно изглаждает молитва Иисусова с трезвением, из глубин помышления сердечного. 138) Облегчение и радость в скорби от множества бессловесных помыслов обретем мы, как только укорим себя истинно и беспристрастно, или возвестим все Господу, будто человеку. Всячески этими двумя (приемами) можем мы находить успокоение от всего (смущающего). 139) В образ ума принимается отцами законоположник Моисей, который Бога видит в купине, лицом прославляется и богом Фараону от Бога богов поставляется; потом казнями поражает Египет, изводит Израиля, и дает закон. Все сие, будучи взято в переносном смысле в отношении к духу, изображает действия и преимущества ума. 140) А образом внешнего человека служить Аарон, брат законодателя. И так с гневом взводя на него (внешнего человека) обвинения, будем говорит ему и мы, как Моисей погрешившему Аарону: чем онеправдовал тебя Израиль, что ты потщился сделать его отступником от Господа Бога живаго Вседержителя ( Исх. 32:21 ). |
| До последнего времени общим по этому вопросу воззрением было то, что Jahveh есть Qal imperfectum. Это понимание выражено во всех древних переводах и новых, назначенных для общественно-церковного употребления. В настоящем столетии, с оживлением к священному имени научного интереса, в этом отношении произошел переворот. Вместо Qal imperfectum в тетраграмме стали усматривать Hiphil imperfectum, форму, как известно, каузативную, т. е. глаголам средним придающую значение действительное. Идея переходно-действительного понимания тетраграммы, собственно, сама по себе не нова. Только прежде она связывалась с формой не Hiphil, a Piel. Еще в XIV в. Аарон бен Елия в своем сочинении «Древо Жизни» высказывал мысль, что до Моисея тетраграмма имела значение qal-hoe, а при Моисее получила значение каузативное и, именно, piel-hoe – вместо «абсолютно-сущего» стала означать «виновника бытия, дивным образом устрояющего мир и историю» 90 . Сторонником piel-horo понимания тетраграммы, хотя и в своеобразном смысле, является и известный Клерк (Clericus) в своем комментарии на Книгу Исход. Бог в тетраграмме, по определению Клерка, характеризуется как Осуществователь обетований. Понимаемое так, это имя, по его мнению, синонимично с именем «Творец», но отличается от последнего непосредственным отношением к истории Откровения 91 В наше время каузативное понимание тетраграммы получило видоизменение и дальнейшее развитие. По мере того как стало намечаться истинное произношение тетраграммы, толкование ее piel-hoe стало невозможным. Но взамен этого открылась возможность толкования hiphil-horo. Авторские права на это понимание с настойчивостию в свое время себе усвоял известный геттингенский профессор де-Лагард. Но в этом своем притязании он прав лишь в том смысле, что в нем оно нашло себе особенно усердного и авторитетного защитника. В действительности же понимание это не только было высказано, но и развивалось до него. Уже Фюрст в своем еврейском словаре в числе возможных чтений тетраграммы ставит чтение Jahveh со значением даровател бытия, призывающий к бытию, творец,приравнивая его к санскритскому dhatri. |
| Аарон, епископ Корельский и Ладожский, в схиме Алипий (Еропкин Афанасий Владимирович) Родился около 1663 года в семье московского стольника, происходившего из древнего дворянского рода. Сначала он служил стряпчим и, как дворянин, принимал участие в военных походах. В 1688 году Афанасий поступил в Нилову Столобенскую пустынь и через три года, 6 августа 1691 года, был пострижен в монашество. Через год он был определен казначеем, а в 1699 году из казначеев был назначен строителем. Затем он был наместником Ниловой пустыни. С мая 1700 года митрополит Иов направил его на остров Кий наместником Крестного монастыря. В январе 1704 года возведен в сан архимандрита и назначен в Валдайский Иверский монастырь. 27 декабря 1708 года переведен настоятелем Юрьева монастыря. 24 января 1714 года архимандрит Аарон хиротонисан во епископа Корельского, викария Новгородской епархии с оставлением в его управлении Юрьева монастыря. С 3 февраля 1716 года после смерти митрополита Иова в течение 5 лет управлял Новгородской епархией. В 1723 году ушел на покой в Нилову пустынь в число братии на одинаковое с нею положение. 29 января 1728 года вновь вызван на должность викарного епископа Новгородской епархии. 1 июля 1730 года принял схиму с именем Алипия. Скончался 1 мая 1740 года. Погребен был в Ниловой Столобенской пустыни, под колокольнею, в одной палате со старцем Нектарием, бывшим игуменом пустыни. О епископе Аароне сохранился ряд отзывов его современников. Новгородский митрополит Иов называл его «мужем боголюбивым, жития доброго, беспорочного». Граф Андрей Матвеев признавал в нем «милосердие всюдухвальное». Архиепископ Феофан видел в нем «человека, прямым путем ходящего». Всю свою жизнь он оставался верен своему призванию – ходатайствовать за бедных и угнетенных, и в этом деле проявил исключительную настойчивость. Стараясь облегчить участь вдовы Боровитиновой, он не один раз обращался с ходатайством о ней к кабинет-секретарю Макарову. Еще будучи в сане архимандрита Юрьева монастыря, Аарон принимал активное участие в благоустройстве обители преподобного Нила, в которой было положено начало его монашеской жизни. |
| И с этим стариком-крестьянином просвещеннейший богослов беседовал о вечности, находя немногоречивое, но нелицемерное сочувствие своим задушевным стремлениям. «Феофан, пора, пора в отечество: мне уже истинно наскучила жизнь сия, я рад бы хотя и теперь блаженно умереть, только б не лишиться вечного блаженства.. Бедные, окаянные мы! Теперь избранные Божии радуются и веселятся, а мы, странники и пришельцы, в маловременной сей жизни бедствуем и волнуемся. Туда, Феофан, надобно всегда мысленно стремиться, чтобы не лишиться с ними участниками быть! Пусть, Феофан, мир мирское и любит, а мы непременно всегда будем стремиться горняя доставать. Так то, Феофанушка!» 547 . Какая нежность звучит в этом «Феофанушка»! Видно, что этот простец был тем подвижником, каким хотел бы быть и сам Святитель, когда говорил, что если бы было возможно, то он сложил бы с себя и епископский сан, и клобук, и рясу, сделался бы простым мужиком и пошел бы в самый пустынный монастырь, и употребил бы себя в черную работу, рубить дрова, носить воду, сеять муку, печь хлебы и проч. 548 . В тяжелые часы раздумья, когда Святитель с минуты на минуту мог оставить навсегда не только Задонский монастырь, но и Воронежскую епархию, чтобы переселиться в родную Новогородскую епархию и уже заготовил об этом прошение, его духовное испытание переживали преданные души. В одно время келейник Василий Чеботарев был за монастырскими воротами. Туда же вышел и монах Аарон. «Я и сказал ему, пишет келейник: что Преосвященный наш положил непременное намерение выехать отсюда в Новогородскую епархию, а отец Аарон на сие сказал мне: «что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда». Когда послушник передал свой разговор с Аароном Святителю, он спросил: «точно ли говорил о. Аарон такие слова»? Я сказал, что точно говорил. «Ну, так я же не поеду отсюда», сказал Преосвященный, взял просьбу и разодрал 549 . Так в твердом уповании строгого по жизни простеца-старца Святитель нашел духовную поддержку, помогшую ему освободиться от тягостного испытания. |
| Определенное указом императрицы Анны Иоанновны число членов Святейшего Синода служило руководственной для Синода нормой при восполнении по временам оскудевавшего его состава. Оскудение это началось тем, что прежде других синодальных членов, утратили это звание два архимандрита: чудовский Ефемий Колетий и Ипатского монастыря Платон Маленовский. Оба они подпали под следствие по делу Рейбары, заподозрены в не православии, устранены от настоятельства при монастырях с лишением и звания синодальных членов (1734 г.). Вместо них в составе Святейшего Синода являются тоже два архимандрита чудовский Аарон и симоновский Амвросий, которые вскоре были назначены, первый архиепископом архангелогородским, последний-епископом вологодским, который оставался в Синоде вовсе время царствования Анны Иоанновны, и впоследствии, как увидим, с именем архиепископа новгородского, занимал первенствующее место в Святейшем Синоде. В 1736 г., согласно прошению и докладу Святейшего Синода, уволен из числа синодальных членов Леонид, архиепископ крутицкий, который при открытии Синода, в звании архимандрита Высокопетровского монастыря, занимал место синодального советника, и со времени назначения на крутицкую епархию в 1722 г., жил в Москве при отправлении синодальных дел; в 1732 г. Леонид, вместе с прочими членами Святейшего Синода переехал в С-Петербург, здесь в 1734 году заболел, продолжая посещать заседания Синода, а в марте 1736 года он уволен от звания члена Святейшего Синода. 8 сентября 1736 года скончался и Феофан Прокопович , архиепископ новгородский. В то время в Синоде находились: Питирим, архиепископ нижегородский, Амвросий вологодский и Аарон архангелогородский. Из них прежде других выбывает Аарон. 6 июля 1737 г. Июля 21 состоявшимся указом повелено в Синоде быть членами: архиереям четырем, архимандритам трем, протопопам двум персонам. А ныне в Синоде обретается членов токмо пять персон, а именно: архиереев два, архимандритов два, протопопов один. Того ради у Вашего Императорского Величества Синод всеподданнейше требует: не соблаговолите ли Ваше Императорское Величество в число синодальных членов определить обретающегося в С.-Петербурге Соловецкого монастыря архимандрита Варсонофия. |
| |