Из доклада архиеп. Симеона в Св. Синоде видно, что предисловие, первые шесть поучений, поучения 13, 15 и половину 18-го перевел профессор А. Диев; поучения – 9, 10, 16, 17 и половину 18-го профессор П. Казанский , поучения – 7, 8, 11, 12, 14 профессор П. Соколов. «Тайноводственные же пять поучений, беседа о расслабленном, послание к царю Константию и Слово на Сретенье Господне переведены Толгского монастыря архим. Аароном». В 1823 году Св. Синод прислал архиеп. Симеону 200 печатных экземпляров «для отдачи трудившимся переводе сей книги, по рассмотрению вашему». Архим. Аарон получил 30 экз.; ректор Нафанаил, П. Казанский , П. Соколов по 40; А. Диев – 60. Первая коллективная работа Ярославской семинарии, как мы увидим ниже, была признана вполне удачной. II. До 1830 года дело перевода святоотеческих творений не было строго организовано. В тридцатых годах св. Синод точно распределил переводы святоотеческих творений между академиями и семинариями. Предположено было переводить св. отцов по «выбору» и печатать «отдельными сочинениями». Прежде всего предполагалось печатание бесед Иоанна Златоуста . По мнению митрополита Филарета «перевод огласительных и тайноводственных поучений св. Кирилла Иерусалимского , напечатанный в синодальных типографиях в прошедшее десятилетие, может быть поставлен образцом для переводчиков бесед Иоанна Зла —539— тоуста». На долю Ярославской семинарии пал перевод бесед И. Златоуста на послание к Филиппийцам (1834 г., 12 февраля) 1887 . Беседы были распределены между пятью профессорами: В. Серебровским (1–4), о. Алексеем Соколовым (4–7), о. Иоанном Аристовым (7–10), о. Василием Смердынским (10–13) и А. Д. Удальцовым (13 по 15). На обязанности ректора архим. Нила, впоследствии архиепископа Ярославского, лежало «просмотрение переводов» и «исправление» их «буде то окажется нужным». Профессора обязывались представлять перевод частями; летняя вакация была поставлена конечным сроком. Вскоре арх. Нил был вызван на чреду служения. Дело перевода незаметно остановилось. Правда, А. Соколов и А. Удальцов перевод своих частей своевременно прислали Нилу, но арх. Нил, переведенный уже из Ярославской семинарии, возвратил тетради без всяких замечаний. |
Придел во имя пр. Ефрема Сирина был освящен 25-го того же января Троицкого Сергиева монастыря архимандритом Варлаамом Синодальным членом Московского Благовещенского собора протопресвитером Иоанном Симеоновым и прочим духовенством. А придел во имя Архистратига Михаила освящен 8-го ноября того же года Синодальными членами: Московского Чудова монастыря архимандритов Аароном и Благовещенского собора протопресвитером Иоанном Симеоновым с прочим духовенством. (Взято из дел Синодального архива за 1229, 1734 г. февраля 4-го дня и ноября 13-го дня того же года). Императрица причислила ново-созданный храм к придворным, часто его посещала сама и особенно заботилась о благолепии его. В высокоторжественные и царские дни здесь собиралось для молебствий духовенство столичных церквей до времени открытия храма Казанской Богоматери в 1737 году, а в дни рождения и тезоименитства Императрицы, т. е. 28 января и 3 февраля, торжественные архиерейские богослужения были отправляемы и в последующие годы до кончины Государыни. Со времени же рождения Великой княжны Анны Павловны, впоследствии королевы Нидерландской, и последовавшего затем присвоения Симеоновской церкви ордена св. Анны в царствование императора Павла I, архиерейские торжественные богослужения опять стали совершаться в ней 3-го февраля в честь тезоименитства царственной особы, а также в честь кавалерского и храмового праздника, и совершались до позднейшего времени. Замечателен указ Святейшего Правительствующего Синода, от 19-февраля 1734 года о наименовании церкви Симеоновской, но св. и прав. Симеона Богоприимца и св. Анны Пророчицы. В этом указе сказано: «По указу Ее Императорского Величества Святейший правительствующий Синод в С.-Петербурге рассуждая, что по особливому Ее Императорского Величества соизволению в царствующем граде С.-Петербурге построена церковь во имя святого и праведного Симеона Богоприимца и святой Анны Пророчицы вновь каменная, которая в нынешнем 1734 году уже по церковному чиноположению и освящена и Божественная в ней служба совершается, а в день празднества оных святых, то есть февраля 3-го числа бывает тезоименитство Ее Императорского Величества Всепресветейшей Государыни Императрицы Анны Иоанновны Самодержицы Всероссийской. |
Евфросина Псковского († 1481) существовали больница и странноприимница, в обители устраивались трапезы для богомольцев и нищих. Общежительный устав преподобного призывал монастырскую братию к гостеприимству и нищелюбию. Очевидно, братия обителей, основанных учениками прп. Евфросина, следовала этому призыву. При скудельницах существовали «богоделенные избы». Богатые храмы Пскова одаривали нуждающихся по церковным праздникам. Так, расходная книга завеличской Успенской ц. 1531 г. сообщает о раздаче милостыни бедным и убогим, жившим при скудельнице (располагалась в районе совр. Мироносицкого кладбища, в 1546 при скудельнице была построена церковь), а также колодникам. После смерти призреваемых при скудельницах их хоронили там же, а состоявшие при скуделенных храмах дьячки читали по ним заупокойные молитвы и поминания. В 1672 г. боярин А. Л. Ордин-Нащокин удалился в Крыпецкий мон-рь и принял монашество с именем Антоний. На его пожертвования при псковской ц. в честь Казанской иконы Божией Матери между 1672 и 1677 гг. построена больница, состоявшая из муж. и жен. отд-ний. В 1711 г. в мужском отделении было 14 «старцев», а в женском - 21 «старица». Больница прекратила существование в кон. XVIII в. Ок. 90-х гг. XVII в. игуменом Мирожского монастыря Аароном, к-рый одновременно был судьей духовных дел псковского Митрополичьего Дома, в Пскове у Рыбницких ворот построена 2-этажная каменная Архиерейская (Троицкая, Рыбницкая) больница. Попечение над ней осуществлял архиерейский дом. Архиерейская больница прекратила существование не ранее 1758 г. К 1711 г. существовала богадельня при псковской Успенской ц. с Парома (Пароменья) на Завеличье, к 1758 г.- богадельня при часовне Красного креста на Полонище, к 1762 г.- богадельня при псковской ц. во имя арх. Михаила (Архангельская богадельня) ( Постников. 2000. С. 58-67). Во время Отечественной войны 1812 г. в Псковской епархии проводился сбор денег и вещей в пользу ополчения. Так, игумен Святогорского мон-ря Петр (Лавров) с братией обители через консисторию внес пожертвование золотыми и серебряными вещами и деньгами на сумму 250 р. |
Православная Церковь, которую наряду с исламом ханафитского мазхаба Вы называете духовным столпом нашего общества, всегда будет являться надежным партнером государства в деле сохранения в Казахстане братолюбия и добрососедства между представителями разных народов и религий». Архиерей пожелал Н.А. Назарбаеву крепкого здоровья и благословенных успехов в высоком и ответственном служении Казахстану, а всем жителям республики — мира и благополучия. 6 апреля, в преддверии праздника Светлого Христова Воскресения, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев передал митрополиту Астанайскому и Казахстанскому Александру Тихвинскую икону Божией Матери как дар всем православным казахстанцам. Икона является старинным списком с явленного в XIV веке Тихвинского образа Божией Матери, и выполнена насельником Тихвинского Успенского монастыря монахом Аароном в 1706 году. Начиная с середины XVIII века икона была почитаема как чудотворная. Икона исполнена «в меру и подобие», то есть с повторением размеров иконографии и цветового решения оригинала. Оклад работа одного из ведущих новгородских ювелиров-серебряников изготовлен в 1741 году. Это один из немногих сохранившихся до наших дней оригинальных окладов такого размера. 11 апреля, в среду Светлой седмицы, по окончании Божественной литургии в Никольском соборе Алма-Аты состоялась торжественная передача Тихвинской иконы Божией Матери в строящийся храм святого равноапостольного князя Владимира. Митрополит Астанайский Александр в присутствии городского духовенства и верующих вручил ключи от ковчега с Тихвинской иконой Божией Матери епископу Каскеленскому Геннадию , настоятелю Владимирского храма. По материалам сайта Митрополичьего округа в Республике Казахстан Патриархия.ru Версія: російська Матеріали за темою Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю принесения московского списка Казанской иконы Божией Матери в епархии Русской Православной Церкви [Патріарх : Привітання та звернення] Святіший Патріарх Кирил звершив утреню з читанням акафіста Пресвятої Богородиці у Храмі Христа Спасителя Утреня з читанням акафіста Пресвятої Богородиці в Храмі Христа Спасителя Святіший Патріарх Кирил звершив утреню з читанням акафіста Пресвятої Богородиці у Храмі Христа Спасителя Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту Республики Беларусь А.Г. |
Придел во имя пр. Ефрема Сирина был освящен 25 января 1734 г. Троицкого Сергиева монастыря архимандритом Варлаамом с Московского Благовещенского собора протопресвитером Иоанном Симеоновым и прочим духовенством, а придел во имя Архистратига Михаила освящен 8 ноября того же года Синодальными членами: Московского Чудова монастыря архимандритом Аароном и Благовещенского Собора протопресвитером Иоанном Симеоновым с прочим духовенством. Императрица причислила новосозданный храм к придворным, часто его посещала сама и особенно заботилась о благолепии его. В высокоторжественные и царские дни здесь собиралось для молебствий духовенство столичных церквей до времени открытия храма Казанской Богоматери в 1737 году, а в дни рождения и тезоименитства императрицы, т.е. 28 января и 3 февраля, торжественные архиерейские богослужения были отправляемы и в последующие годы до кончины государыни. Со времени же рождения великой княжны Анны Павловны, впоследствии королевы Нидерландской, и последовавшего затем присвоения Симеоновской церкви ордена св. Анны в царствование императора Павла I, архиерейские торжественные богослужения опять стали совершаться в ней 3 февраля в честь тезоименитства царственной особы, а также в честь кавалерского и храмового праздников. В 1737 г., по указу ее величества, были перевезены из Петропавловской крепости для постановления на колокольне Симеоновской церкви часы с курантами, снятые с церкви Воскресения Христова, что на Васильевском острове, и для игры курантов было вылито мастером Петром Леклером 25 колоколов по данным моделям от колокольного мастера Ферстера. Часы эти в последствии времени, неизвестно когда именно, сняты и памятником их можно считать один разбитый колокол около 10 пудов весом с английскими надписями 1685 г., который тоже в последнюю перестройку храма за негодностью к употреблению снят с колокольни. По кончине императрицы Анны Иоанновны, в Симеоновскую церковь был перенесен и поставлен над главным престолом балдахин, шитый по малиновому бархату золотом с бахромою и кистями золотыми, служивший при погребении тела государыни. |
Среди священных сосудов богатством отделки выделялись большой потир и дискос, звездица и 2 сребропозлащенных блюдца XVII в. На потире внизу имелась надпись: «1672 года сделаны сии церковные сосуды в Нижний Новгород, в монастырь Благовещения Пресвятыя Богородицы»; наверху потира вычеканено: «пийте от нея вси». Др. сребропозлащенный потир со всеми принадлежностями меньшего размера в 1699 г. был вложен в мон-рь бывш. настоятелем архим. Аароном в поминовение своих родителей. Вкладом митр. Казанского и Свияжского Тихона была также сребропозлащенная водосвятная чаша 8-гранной формы с 2 ручками по бокам. К сер. XIX в. в Н. Б. м. хранились: 2 «древние» ризы - «золотные, травчатые», с богатыми оплечьями, шитыми золотом и серебром по черному бархату, «крест и звезда на них» также вышиты золотом и серебром; древние «поручи» с вышитыми золотом и жемчугом изображениями Благовещения Пресв. Богородицы (на поручах правой руки) и ап. Андрея Первозванного и свт. Алексия (на левой); другие поручи, также шитые золотом, имели изображения Пресв. Богородицы и арх. Гавриила; пелена (1-й пол. XVII в.), шитая шелком и золотом по красному атласу, с изображением Божией Матери, украшенная жемчугом; пелена, шитая шелком и золотом по зеленому штофу, украшенная вышитыми изображениями мч. Романа, прп. Алексия, человека Божия, и прп. Ксении; пелена, шитая золотом и серебром по красному атласу, с изображением царевича Димитрия Иоанновича и Божией Матери ( Храмцовский. 2005. С. 324, 326; Макарий (Миролюбов). 1999. С. 376-389; Нижегородский Благовещенский муж. мон-рь. 1896. 7. С. 274-282). К 1621-1622 гг. книжное собрание Н. Б. м. включало более 40 томов, среди которых кроме текстов Свящ. Писания и богослужебных книг 1/3 составляли сборники «Измарагд» и «Цветник», сочинения свт. Василия Великого, прп. Иоанна Дамаскина, «Маргарит», Жития преподобных Василия Нового, Евфимия Суздальского, Кирилла Белозерского и др. Значительная часть сочинений, предназначенных для келейного чтения, определялась общежительным уставом обители (Писцовая и переписная книги. |
Аарон, епископ Архангельский и Холмогорский (Нарциссов Алексей Захарович) Родился в 1781 году в г. Коломне в семье городского священника. Первоначальное образование получил в Коломенском духовном училище. В 1807 году окончил Московскую Славяно-греко-латинскую академию и был назначен катехизатором и проповедником в ней. В 1810 году пострижен в монашество. В 1812 году назначен ректором Пензенской семинарии и настоятелем Пензенского Спасского монастыря. С 1815 года – архимандрит Нижнеломовского Казанского монастыря. С 1821 года – ректор Ярославской семинарии и настоятель Толгского монастыря. 14 февраля 1826 года хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского, но на епископской кафедре был недолго. По доносу священника Калинникова, посланному обер-прокурору Святейшего Синода, установлено, что благословение епископом Аароном закладки англиканской церкви (11 июня 1828 года) является противозаконным, за что он получил выговор от государя, о котором был извещен митрополитом Серафимом 8 ноября 1828 г. 14 сентября 1830 года уволен по прошению на покой в Донской монастырь, где пребывал до самой смерти. Скончался 15 января 1842 года, погребен в Московском ставропигиальном Новоспасском монастыре, в Знаменской церкви. Отпевали его три архиерея: Виталий, Агапит и Дионисий. Епископ Аарон обладал прекрасным знанием древних и новых языков. Митрополит Платон, прочитав его перевод книги «Зрелище Креста Христова», одобрил эту книгу для печати и написал 30 декабря 1808 года резолюцию: «Содержание благоразумно, перевод чист, делает похвалу трудившемуся, достоин видеть свет, а я о таковых трудолюбцах радуюся». Прекрасным языком был написан и первый его труд «Систематический курс катехизического учения». Труды: Систематический курс катехизического учения с истолкованием воскресных Евангелий. – М., 1807. Оригинальные проповеди , изданные отдельно: Слово в неделю Православия. – СПб., 1821. Слово в день рождения Его величества, благочестивейшего государя, императора Александра Павловича... – СПб., 1822. |
В 1783 г. 22 сентября Императрица пожаловала Гавриила титулом митрополита новгородского, с.-петербургского и олонецкого. Деятельность Гавриила в сане митрополита сопровождалась многими предприятиями его на пользу церкви и отечества. По его представлению, новгородская семинария была, в 1788 г., соединена с петербургской в Невской Лавре, с тем, чтобы здесь получали высшее образование ученики из отдаленных семинарий, «имеющих недостаток в исправных учителях». Утверждая это представление Гавриила, Екатерина выражала надежду, что митрополит устроит это наилучшим образом и будет содействовать, через это, распространению учреждения малых училищ (рескрипт см. в Ист. Росс. Иерархии, часть 1, стр. 564). При этом круг преподаваемых в семинарии наук был расширен. В рескрипте перечислены: Богословие, Философия, Арифметика, начальное основание механики, География, История Церковная, Гражданская, Натуральная, Греческий, Латинский, Немецкий и Французский языки. Ученики, поступившие сюда из других семинарий, окончив здесь курс, переходили в свои семинарии. Между тем продолжалась постройка Лаврского собора. 30 августа 1790 г. собор был освящен в присутствии Государыни. Пред освящением был крестный ход из Казанского собора, а потом мощи Александра Невского были перенесены в собор из Благовещенской церкви. Накануне освящения Екатерина пожаловала Гавриилу алмазную панагию с изумрудами. По построении собора из ассигнованной на это суммы осталось 70000 р. Императрица сожалела, что не Гавриилу поручена была постройка Исаак. собора. В благодарность Гавриилу за постройку собора и других монастырских зданий, был сделан из белого мрамора барельефный бюст митрополита, в малом архиерейском облачении, и 9 августа 1792 г. поставлен в соборе, против раки св. мощей, в западной нише; к бюсту сама Государыня сделала надпись о трудах Гавриила, о времени закладки и освящения собора «в присутствии благочестивой Императрицы Екатерины 2-й». Преосвященный Гавриил заботился и о других монастырях: старался ввести общежитие по уставу Афонскому, и в свои монастыри выписывал иноков из процветавших тогда пустынь: Саровской, Софрониевой и др. С подвижниками вступал в личные сношения, звал в Валдайский Иверский монастырь св. Тихона, который, согласившись сначала, был удержан благоч. старцем Аароном и остался в Задонской обители. |
в с. Ропчицы (4 ряда), в Успенской ц. в с. Озерском (4 ряда), в ц. Обновления храма Воскресения Господня в с. Воскресенском (4 ряда), в ц. иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в дер. Григорово (4 ряда), в Христо-Рождественской ц. в с. Рождествине, в Никольской ц. в с. Никола-Заладужье (5 рядов). Такие иконостасы (4 ряда) встречались в храмах вплоть до посл. четв. XVIII в.: в ц. Нерукотворного образа Спасителя в с. Матюкове, в Пятницкой ц. в с. Кумовском, в ц. святых Космы и Дамиана в с. Корекозеве, а также в Троицкой ц. в с. Варваренки (5 ярусов), в Христо-Рождественской ц. в с. Тужимове (5 ярусов). Несколько отличались от предыдущих 2 иконостаса «столярной работы по полименту высеребрен» в стиле барокко Богородице-Рождественской ц. в с. Столпове и Казанской ц. в с. Высоком. Иконостас в храме с. Столпова состоял из 4 рядов, выстроенных по вертикали: местного (с царскими вратами с высеребренными скульптурами евангелистов), праздничного (в центре - «Тайная вечеря», над ней - «Распятие» и «Снятие с креста», по сторонам - «Богоявление», «Воскресение», «Рождество Христово», «Преображение», над ними - «Коронование Богоматери» и на самом верху - «Господь Саваоф»; Там же. Л. 44-44 об.). Иконостас храма в с. Высоком «столярной работы: гладкой, выкрашен зеленою краскою с позлащеными карнизами, в нем в тумбах изображение евангельских притчей», состоял из местного (над царскими вратами - Св. Дух в виде позолоченного голубя в сиянии, над ним - «Тайная вечеря», диаконские врата с пророками Аароном и Мелхиседеком), праздничного, апостольского и Страстного рядов; вверху - «Распятие с предстоящими» (Там же. Л. 49-50). В местные ряды нескольких иконостасов сер. XVIII в. входили иконы недавно канонизированных святых, напр. свт. Димитрия Ростовского. Стилистические изменения касались чаще центральных иконостасов храмов, придельные выполнялись в архаичной традиции. Отличается от перечисленных иконостасов по составу икон придельный иконостас ц. Спаса Нерукотворного в с. Пятницком, выполненный в архаичной традиции («столярной гладкой»). |
И скажи Фараону... Израиль есть сын Мой, первенец Мой. ...если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего ( Исх. 4:22, 23 ). Почему Израиль называется первенцем Божиим? Как потому, что он есть самый древнейший народ всемирной истории, так и потому, что он из всех народов один отделен Богом для сохранения на земле истинного боговедения и богопочтения и первый призван в благодатное царство Христово. Апостол Павел говорит об евреях, что им принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки, аминь 446 . ...и встретился Аарон с братом Моисеем при горе Божией (т.е. Хориве) и поцеловал его ( Исх. 4:27 ). Какое значение имела для Моисея встреча с братом Аароном? Она была началом исполнения многочисленных обетований и уверений Иеговы 447 и, конечно, весьма много укрепила дух его. И пересказал Моисей Аарону все слова Господа... И пошел Моисей с Аароном (в Египет)... ( Исх. 4:28, 29 ). Сопутствовало ли Моисею в Египет семейство его? Нет. После случившейся на дороге опасности, по случаю обрезания сына или же после свидания с Аароном, Сепфора с детьми вернулась к отцу своему в Мадиамскую землю 448 . В самом деле, о ней уже не упоминается далее в священной истории до самого исшествия Евреев из Египта, когда она встретила Моисея вместе с отцом своим при Синае 449 . И пересказал (Израильтянам) Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею, и сделал Моисей знамения пред глазами народа. И поверил народ... ( Исх. 4:30, 31 ). Что можно приметить при первом появлении Моисея и Аарона пред народом Израильским? То, что Аарон тотчас же вступает в назначенную ему самим Иеговою должность помощника брату своему. Не Моисей, а Аарон начинает говорить Израильскому народу о всех словесах Божиих, бывших к Моисею. Моисей же начинает действовать и творить чудеса. Гл. V, 1–13. Объявление Моисеем и Аароном Фараону воли Божией об отпущении из Египта народа еврейского |
| |