время в РПЦ, помимо ирмосов, расположенных по гласам и песням, содержат: ирмосы в предпразднства Рождества Христова и Богоявления («розники»); последование песнопений полной литургии и литургии Преждеосвященных Даров; воскресные и вседневные богородичны, поемые по стихирах; степенны; «Бог Господь» и «Аллилуия» со стихами на утрене; песни троичны; будничную, праздничную и великопостную версии библейских песней; воскресные тропари по непорочнах; воскресные утренние прокимны; песнопения по чтении Евангелия на утрене; хвалитные псалмы и великое славословие; субботние тропари по непорочнах; канон, стихиры и часы Пасхи; избранные псалмы; припевы на 9-й песни на великие праздники (см., напр.: Ирмологий. М.: Синод. тип., 1913). С 80-х гг. XX в. в издания И., выпускаемые как гражданским, так и в церковнослав. шрифтом, добавляются воскресные отпустительные тропари, богородичны, ипакои и вседневные богородичны, поемые по тропарях (см.: Ирмологий / Изд. Моск. Патриархии. М., 1982, 1997, 2008. Ч. 1; Ирмологий / ТСЛ. [Серг. П.], 1995). В издание И. гражданским шрифтом, подготовленное в Московской Патриархии, включено нотное приложение: одноголосный И. знаменного и обиходного распевов, составленный в 80-х гг. XIX в. архим. Аароном (Казанским) (1982. Ч. 2), и сборник традиц. многоголосных напевов, а также гармонизаций и переложений, выполненных прот. Петром Турчаниновым , А. Ф. Львовым , архим. Феофаном (Александровым) , А. А. Архангельским , Е. С. Азеевым , А. Д. Кастальским , Д. М. Яичковым , А. Е. Ставровским , С. З. Трубачёвым , архим. Матфеем (Мормылем) (1983. Ч. 3). Арх.: РНБ. Ф. 1147. 808: Смоленский С. В. Описание знаменных и нотных рукописей церковного пения, находящихся в «Соловецкой библиотеке» КазДА. |
29Теперь о потомках Мерари: сосчитай их в каждом роду и в каждой семье их 30всех мужчин от тридцати до пятидесяти лет, годных к службе при Шатре Откровения. 31Вот те ноши, которые надлежит потомкам Мерари носить, совершая свое служение при Шатре Откровения: рамы Скинии, все ее шесты и столбы ее с их основаниями, 32столбы ограды двора, их основания, колья и веревки ко всем принадлежностям и всё, что связано с их хранением и использованием. И ты определи каждому человеку предметы, которые он должен носить в походах и за которые он будет отвечать. 33Это и есть то самое, что должны будут делать потомки Мерари, выполняя свою работу при Шатре Откровения под началом Итамара, сына Аарона–священника». Перепись левитов в каждом из их родов с Аароном и главы общины израильской сосчитали потомков Кехата в каждом из их родов и в каждой семье. 35 Всех мужчин от тридцати до пятидесяти лет, годных к службе при Шатре Откровения, 36сосчитанных по их родам и семьям, было две тысячи семьсот пятьдесят. 37Таково общее число тех в семьях Кехатовых, кто нес служение при Шатре Откровения, кого сосчитали Моисей с Аароном, по слову Господа, переданному через Моисея. 38Были сосчитаны и потомки Гершона в каждом из их родов и в каждой семье их. 39 Всех мужчин от тридцати до пятидесяти лет, годных к службе при Шатре Откровения, 40сосчитанных по их родам и семьям, было две тысячи шестьсот тридцать . общее число тех в семьях Гершона, кто нес служение при Шатре Откровения, кого сосчитали Моисей с Аароном, по слову Господа, переданному через Моисея. 42Были сочтены и потомки Мерари в каждом из их родов и в каждой семье их. 43 Всех мужчин от тридцати до пятидесяти лет, годных к службе при Шатре Откровения, 44сосчитанных по их родам и семьям, было три тысячи двести. |
6Моисей с Аароном так всё и сделали, как повелел им Господь. 7(На то время, когда говорили они с фараоном, Моисею было уже восемьдесят лет, а восемьдесят три года.) КАЗНИ ЕГИПЕТСКИЕ 8Господь сказал Моисею и Аарону: 9«Если фараон потребует: «Дайте мне подтверждение слов – чудо какое–нибудь тогда ты, Моисей, вели Аарону бросить его посох к ногам фараона. Посох превратится в змею !» 10Моисей с Аароном пришли к фараону и сделали всё так, как повелел им Господь: при фараоне и его придворных Аарон бросил на землю свой посох, и тот превратился в змею. фараон созвал мудрецов и чародеев, и эти маги египетские силою своего волшебства проделали то же самое: 12каждый из них бросил на землю свой посох и все они, посохи эти, тоже превратились в змей. Но посох Аарона, в змею превращенный, поглотил все их посохи. тут сердцем фараона овладело упрямство, как и предрекал Господь: он и слушать не стал Моисея с Аароном. Первая казнь: вода превращается в кровь сказал Господь Моисею: «Фараон непреклонен . Не хочет он отпустить народ. 15Поэтому завтра ранним утром иди опять к фараону в то время, когда он обычно направляется к реке. Стань на берегу Нила в том месте, где ты можешь повстречаться с ним. Держи в руке тот самый посох, который был превращен в змею, 16и вот что скажи фараону: «Господь, Бог евреев, посылал меня к тебе со словами: «Отпусти народ Мой, дабы мог он совершить в пустыне служение Но этим словам ты до сих пор не внял. 17Поэтому так говорит Господь: «Ты узнаешь, кто есть Господь. Узнаешь это, когда посохом, что в руке моей, ударю я по воде , и в кровь превратится она. 18Погибнет рыба в ней, и река станет зловонной. |
12 ноября 1472 года невеста наконец приехала в Москву . Свадьба состоялась в тот же день. Брак Московского государя с Греческой царевной был важным событием русской истории. Он открыл путь связям Московской Руси с Западом. С другой стороны, вместе с Софьей при московском дворе утвердились некоторые порядки и обычаи византийского двора. Церемониал стал величественнее и торжественнее. Сам великий князь возвысился в глазах современников. Они заметили, что Иван после брака на племяннице императора византийского явился самовластным государем на московском великокняжеском столе; он первый получил прозвание Грозного , потому что был для князей дружины монархом, требующим беспрекословного повиновения и строго карающим за ослушание. Он возвысился до царственной недосягаемой высоты, перед которою боярин, князь и потомок Рюрика и Гедимина должны были благоговейно преклониться наравне с последними из подданных; по первому мановению Грозного Ивана головы крамольных князей и бояр ложились на плаху. Именно в то время Иван III стал внушать страх одним своим видом. Женщины, говорят современники, падали в обморок от его гневного взгляда. Придворные, со страхом за свою жизнь, должны были в часы досуга забавлять его, а когда он, сидя в креслах, предавался дремоте, они неподвижно стояли вокруг, не смея кашлянуть или сделать неосторожное движение, чтобы не разбудить его. Современники и ближайшие потомки приписали эту перемену внушениям Софии , и мы не имеем права отвергать их свидетельства. Немецкий посол Герберштейн, бывший в Москве в княжение сына Софии, говорил о ней: Это была женщина необыкновенно хитрая, по ее внушению, великий князь сделал многое . Война с Казанским ханством 1467 - 1469 гг. Война с Казанским ханством началась осенью 1467 года. |
Между тем, в переводе 70-ти не сказано прямо, каковы были ступни ног животных, и потому необходимо было бы предположить, что они ничем не отличались от ступни человека, ввиду сказанного в 5 стихе о человекоподобии животных. Из двух остальных чтений следует предпочесть чтение масоретского текста, подкрепляемое древними переводами сирским, греческим Симмаха и латинским блаж. Иеронима: «и ступня ног их, как ступня ноги у тельца». Некоторых смущает при этом то обстоятельство, что в масоретском тексте употребляется здесь слово егель «телец», которое будто бы в св. Писании и всегда употребляется об идолах в виде тельцов 26 ; так называются, напр., золотой телец, вылитый Аароном ( и дал., ), два тельца, сделанные Иеровоамом ( и дал.) и т. п. Говоря о животных-херувимах, ближайших служителях Божиих, пророк Иезекииль не употребил бы, говорят, такого сравнения с животным, игравшим столь значительную роль в идолослужении евреев; и далее, в стихе 10-м, он употребляет слово шор вол», а не егель «телец». Но если, в общем, указанное употребление слова егель бесспорно, то в частностях можно найти и уклонения от него. Так, в и дал. и словом егель называется телец, приносимый в жертву Господу, – следовательно, это имя вовсе не носило само в себе печати отвержения. С другой стороны, имеется пример, – правда, единственный, – где и слово шор употребляется об идолах: в псалме 105 (по еврейской библии – 106), ст. 19–20 говорится о тельце, сделанном Аароном: И сотвориша телца в Хориве, и поклонишася истуканному: И измениша славу Его (в еврейском тексте: славу их) в подобие телца, ядущаго траву. Здесь в 19-м стихе употреблено слово егель, а в 20-м – шор: значит, последнее слово признаётся совершенно подобным первому по своему значению; как синоним первого, оно употребляется во втором члене параллелизма, обычной формы еврейской поэзии. |
Подведение итогов странствия Израиля от Египта до Моава 33:1–49 Повеление о вхождении в Землю обетованную 33:50–36:13 Перепись 1 Господь говорил с Моисеем в Шатре Откровения (было это в Синайской пустыне в первый день второго месяца, на втором году после ухода сынов Израилевых из Египта) и поручил ему и Аарону: 2«Исчислите всех в общине род за родом, семью за всех мужчин поименно, одного за другим, 3от двадцати лет и всех годных в войско израильское. Тебе с Аароном надо будет зачислить их в войсковые соединения. 4–5В помощь вам будут по одному человеку от каждого колена, главы в семьях своих. Вот их имена: сын от колена Рувима; сын от колена Симеона; сын от Иудина колена; сын от колена Завулона; сын от Ефремова колена; сын от колена Манассии; (Ефрем и сыновья Иосифа). сын от Вениаминова колена; сын от колена Данова; сын от Асирова колена; сын от Гадова колена; сын от колена Неффалима». 16Те, кого из всей общины Бог главы тысяч Израилевых, вожди тех колен, что ведут начало свое от двенадцати их предков. 17Моисей с Аароном собрали всех этих названных поименно мужчин 18 и вместе с ними в тот первый день второго месяца созвали всю общину. В тот день все израильтяне, достигшие двадцати лет, ответили на вопрос о своем происхождении, указали, из какого они рода и какой семьи; и каждый из них был взят на учет поименно, 19как повелел Господь Моисею. И пересчитал он их в пустыне Синайской. 20Из потомков Рувима, первенца Израилева, пересчитаны были все мужчины от двадцати лет и старше; все, кто был годен к воинской службе, были зачислены в войско поименно, один за другим, в соответствии с учетом, что провели в каждом их роде и семействе. 21Число таковых в колене Рувима составило сорок шесть тысяч пятьсот человек. |
Пришлось больно капитулировать и перед Казанским Советом – не связываться из-за арестованного ими генерала Сандецкого, да ведь и известного реакционера, не шуметь, а выразить казанским советчикам благодарность за твёрдость, с какой они в Казани устранили старый порядок. Не ощущая своей реальной власти, всё время делать вид, что ты ею обладаешь. Разрушительно для себя самого. Тут же и докладывали, что Исполнительным Комитетом Совета в Петрограде арестован лучший гучковский агитатор полковник Плетнёв, объезжавший казармы с речами. Превозмутительно! – военный министр не мог послать своего оратора по казармам запасных полков! И – освободить его сам не мог?! Теперь нужно было просить у Исполнительного Комитета? Противно. Действовать через министерство юстиции? – опять же Керенский. Тут – снова какая-то депутация автомобильно-технической части в кожаных куртках. А подошёл к кипе подложенных телеграмм и писем – и очень неприятное попалось от 10 финляндского артиллерийского дивизиона. Спрашивали: развал армии с согласия военного министра – это что, глупость или измена? Какое глубокое непонимание! – да и как понять со стороны? Какое невежественное применение милюковских слов! – к нам ? А что вот было делать с его собственными военно-промышленными комитетами, которыми он так гордился и развивал их до последней натуги, до последнего дня, – а сейчас, с высокого министерского капитанского мостика, видел, что все эти налепленные добавления сильно кренят правительственный корабль. Ему никак невозможно было зачеркнуть эту всю общественно-оборонную деятельность. Но теперь он испытывал желание крепко подчинить её министерству. (Как никогда б они не дались при царе.) День клонился к вечеру, и надо было спешить кончать министерские дела и к поезду. (Подушке Львову сообщить в последний момент, не советуясь.) К счастью, состояние Гучкова было куда лучше, чем к рижской поездке, – и тоже в момент из последних он позвонил из довмина Маше, что уезжает на пару дней. (Она замялась – и не сказала: «Возьми меня.») 629 |
Тогда Господь послал на них моровую язву, и жертвою ее были 14700 человек. В Кадисе народу не достало воды и снова поднялся ропот на Моисея. Но Господь сказал ему: «Возьми жезл твой и, вместе с братом твоим Аароном, созови весь сонм Израилев и в их присутствии скажи камню, чтобы он дал воды». Моисей и Аарон собрали народ и воззвали к нему: «Послушайте вы, непокорные, разве нам из этого камня известь вам воду?» Но Моисей не сказал камню, как повелел ему Бог, а с гневом поднял руку свою и ударил дважды жезлом в камень. Вода действительно полилась из камня, и в таком количестве, что весь народ и весь скот их могли напиться, но Моисею и Аарону сказано было Господом: «Поелику вы не исполнили верно слова Моего и не прославили Меня перед сынами Израилевыми, за то не вы введете народ сей в землю, которую Я дам им». В память этого гнева Божия источник тот назван был водою пререкания. В сороковом году странствования израильтян, когда слово гнева Божия уже сбылось над Аароном и он умер на горе Ор, народ еще раз возроптал на Бога и Моисея. «Для чего ты вывел нас из Египта? – говорили они сему последнему. – Для того ли, чтобы погубить нас в пустыне? Вот у нас нет ни хлеба, ни воды, а эта тощая пища (манна) нам опротивела!» За это Бог послал на народ ядовитых змей, от уязвления которых померло большое число сынов Израилевых. Тогда пришли они к Моисею и говорят ему: «Согрешили мы, что возроптали на Господа и на тебя! Помолись Господу, чтобы он избавил нас от змей!» Моисей стал молиться за народ, и Господь сказал ему: «Сделай себе медную змею и выставь ее напоказ! Пусть всякий, укушенный змеею, только взглянет на нее – и будет жив!» Моисей сделал змею из меди и повесил её на крестообразном столбе; с тех пор всякий, укушенный змеею, прибегал к этому знамени и, взглянув на оное, оставался в живых. |
209. Такое толкование согласуется и с рассмотренным ранее рассказом о встрече Моисея с Аароном. Тогда во встретившемся Моисею союзнике и помощнике мы увидели ангела, который и сотворил знамения против египтян. Его по праву можно назвать старшим братом: старшим – поскольку ангельская бестелесная природа создана раньше нашей, а братом – по причине родства его разумной природы с нашей. 210. Но тогда возникает противоречие: как можно считать благоприятной встречу с Аароном, который затем стал исполнителем воли израильтян в сооружении идола? Здесь Писание частично раскрывает двусмысленность слова «братство» и показывает: не все, что звучит одинаково, имеет одинаковый смысл, если даже одно и то же слово используется в противоположных значениях. Так, одним братом является тот, кто освобождает от египетского тирана, и совсем другим – тот, кто делает израильтянам идола, хотя имя в обоих случаях остается одним и тем же. 211. Именно против таких братьев обнажает меч Моисей. Он, конечно же, и сам следует тому закону, который повелел исполнить другим, ведь убийство такого брата – это уничтожение греха. И всякий, кто уничтожил зло, находящееся в нем по воле противника 42 , убил в себе того, кто прежде жил во грехе. 212. Чтобы подтвердить наше понимание этого места, рассмотрим духовный смысл некоторых других эпизодов повествования. Известно, что Аарон приказал израильтянам снять серьги, которые и стали материалом для изготовления идола ( Исх.32:2 ). Что скажем на это? Моисей украсил слух израильтян серьгами, то есть законом, а лжеименный брат ослушался и снял положенное слуху украшение, сделав из него идола 43 . 213. Так было и когда грех впервые вошел в мир: совет нарушить заповедь стал словно бы снятием серьги. Первозданные люди за друга и ближнего приняли змея, посоветовавшего им нарушить Божественное повеление, убедив их, будто бы это хорошее и полезное дело ( Быт.3:1–5 ). Это и означает снять с уха серьгу заповеди. И кто убивает таких братьев, друзей и ближних, тот услышит те самые слова закона, с которыми Моисей – как сказано в повествовании – обратился к тем, кто их убил: «Сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение» ( Исх.32:29 ). Обретение новых скрижалей |
С наступлением дня евреи, находясь на другой стороне моря, не видя более врагов за собою, вздохнули дыханием свободы. Свои благодарственные клики они выразили в торжественнейшей песне Богу: Пою Господу, Ибо Он высоко превознесся; Коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Господь муж брани, Иегова имя Ему… ( ). Вся песнь дышит религиозным восторгом человека, из мучительной тесноты вырвавшегося на свет Божий, в котором ожили все лучшие надежды, все благородные порывы, который чувствует себя уже не боязливым рабом чужеземцев, но сыном Божиим и владыкою мира. Мужскому хору отвечал более кроткий, но не менее вдохновенный хор женщин. Сестра Моисея, пророчица Мариамна, а вслед за нею все женщины Израиля, ударяя в тимпаны с ликованием, напоминали своим отцам, мужьям, братьям первую строфу благодарственной песни. Пойте Господу, Ибо высоко превознесся Он, Коня и всадника его ввергнул в море ( ). Впрочем, этот восторг был делом только скоропреходящего возбуждения. Продолжительное рабство ослабило в израильтянах мужественную силу, которая одна преодолевает все невзгоды; в препятствиях, которые воздвигла против них пустыня, они тратили остаток энергии не для того, чтобы побеждать трудности пути, но чтобы возмущаться против Моисея, своего великого вождя. Моисей дал им независимость, отдал им самого себя; и эти люди, с отолстевшей шеей рабов, плакали, вспоминая хлеб притеснителя. Даже при подошве Синая они дерзнули преклониться пред Аписом, для отлития которого послужили женские драгоценности. Но Моисея ждали и другие скорби. Если народ сомневался в его миссии, то его родные, которые его понимали, ему завидовали. Мариамна также чувствовала себя одушевленной Божественным Духом. Она была пророчица. Пророк Михей считает ее вместе с Моисеем и Аароном освободительницей Израиля ( ). Будучи старше Аарона и Моисея, Мариамна захотела быть равною спасителю Израиля. Дело было в Асирофе. Моисей был женат на ефиоплянке. Этим браком была недовольна Мариамна вместе с братом своим Аароном; даже больше, она упрекала за него Моисея. В разговоре с братом она сказала: ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и ( ). |
|