001     002    003    004    005    006    007    008    009    010
Архангельск. Домовая церковь Иоанна Богослова при бывшей Духовной семинарии. Карта и ближайшие объекты Показать только действующие В 1723 году архиепископом Варнавой (Волатковским) в Холмогорах была учреждена Славяно-русская школа с классами грамматики и пиитики, в 1730 году, после введения преподавания латыни, школа стала называться Славяно-латинской в ранге семинарии. При епископе Германе (Копцевиче), в начале 1730-х годов, курс был расширен до пиитики. При епископе Аароне (Еропкине) (1735 - 1738) школа была временно закрыта. В 1747 году были созданы классы риторики и логики, в 1780 году - введен полный курс духовной семинарии (богословие и философия, греческие и европейские языки), с 1870 года преподавались карельский и зырянский языки. Семинария первоначально содержалась на средства архиерейского дома, с 1764 года находилась на казенном окладе. Ректор назначался с 1762 года. Первоначально семинария размещалась в разных зданиях в Холмогорах, в Архангельске, при Козьеручьёвском Спасском монастыре (с 1744 г.), в 1771 году окончательно была переведена в Архангельск, с 1799 года состояла при Михаило-Архангельском монастыре. В 1811 году по распоряжению Преосвященного Парфения (Петрова) было начато строительство Архангельской духовной семинарии на берегу Северной Двины, между ул. Архиерейской (ул. Урицкого) и монастырской (Смольный буян). Построенное здание было двухэтажным. При семинарии находилась библиотека с богатым собранием рукописей XVI-XVII веков и старопечатных книг. Семинарский храм во имя св. ап. Иоанна Богослова был освящен в 1862 году. В 1908-1910 годах на месте старого разрушенного по ветхости корпуса Архангельской духовной семинарии было построено новое 3-х этажное каменное здание по проекту художника-архитектора Андросова. 3 октября 1910 года состоялось торжественное освящение ученического флигеля нового здания семинарии. В августе 1918 года вышло распоряжение Временного правительства Северной области об освобождении здания семинарии для размещения в нем 53-го английского стационарного госпиталя. Под помещения английского лазарета был занят весь ученический корпус и семинарская больница. Во время его пребывания в здании была сломана часть стен, разрушена семинарская библиотека.

https://sobory.ru/article/?object=39524

Съезд высказался за выборность клира, передачу церковных школ в ведение Мин-ва народного просвещения, за свободу совести, против отделения Церкви от гос-ва. В соответствии с решением Поместного Собора 1917-1918 гг. постановлением Временного правительства Северной обл. от 4 дек. 1918 г. в А. и Х. е. духовная консистория епархии была упразднена, ее функции были переданы новоучрежденному епархиальному совету, первое заседание к-рого состоялось 12 дек. 1918 г. Духовные учебные заведения В 1723 г. архиеп. Варнавой (Волатковским) в Холмогорах была учреждена Славяно-русская школа с классами грамматики и пиитики, в 1730 г., после введения преподавания латыни, школа стала называться Славяно-латинской в ранге семинарии. При еп. Аароне (Еропкине) ; 1735-1738) школа была временно закрыта. В 1747 г. созданы классы риторики и логики, в 1780 г. введен полный курс ДС (богословие и философия, греч. и европ. языки), с 1870 г. преподавались карельский и зырянский языки. Ректор назначался с 1762 г. Первоначально семинария размещалась в разных зданиях в Холмогорах, в Архангельске, при Козьеручьёвском Спасском мон-ре (с 1744), в 1771 г. окончательно была переведена в Архангельск, с 1799 г. состояла при Михаило-Архангельском мон-ре, в 1812 г. получила собственное здание. Семинарский храм во имя св. ап. Иоанна Богослова освящен в 1862 г. ДС первоначально содержалась на средства архиерейского дома, с 1764 г. находилась на казенном окладе. Число учащихся: в 1723 г.- 39, в 1813-м - 250, в 1837-м - 92, в 1850-м - 86, в 1912 г.- 146. При семинарии находилась б-ка с богатым собранием рукописей XVI-XVII вв. и старопечатных книг. Архангельская духовная семинария. Фотография.

http://pravenc.ru/text/76432.html

48. Но пусть никто не думает, что между повествованием и подобной мысленной интерпретацией существует неразрывная связь; и если в повествовании обнаружится что-то, не согласующееся с нашим пониманием, пусть оно не будет отвергнуто целиком. Всегда следует помнить о цели этого труда, на которую мы постоянно взираем в ходе нашего изложения и которую сообщили в предисловии: предложить жизнь знаменитых людей в качестве примера добродетели. 49. Но те, кто им подражают сегодня, никак не могут в точности повторить события их жизни. Где, скажем, найти ещё народ, чья численность возросла бы после переселения в Египет? Или поработившего этот народ тирана, который препятствовал бы рождению младенцев мужского пола, а более изнеженному и слабому женскому полу позволял бы умножаться? Так и со всеми прочими подробностями повествования. И поскольку мы увидели, что невозможно подражать чудесным поступкам блаженных людей, то нам стоит перенести содержащиеся в повествовании подробности в область нравственного учения. Таким образом, те, кто старается ради добродетели, найдут содействие в добродетельной жизни. 50. Если же что-то из изложенного в повествовании выпадает из цепочки возвышенных рассуждений и вынужденно пропускается, то мы можем оставить эту деталь как бесполезную и непригодную для нашей цели, чтобы не разрушилось толкование о добродетели. 51. Я говорю это, имея в виду сказанное об Аароне, чтобы заранее устранить возможное противоречие. Ведь можно сказать, что ангел родственен человеческой душе по своей разумной и бестелесной природе, что он возник прежде нашего сотворения, и что он становится рядом с теми, кто вступил в схватку с противником, – а к Аарону это не подходит. Да и не подобает видеть ангела в Аароне, который позднее предводительствовал израильтянами в идолослужении ( Исх.32:2–5 ). 52. На это я, забегая вперед, повторю то, что уже говорил: пусть чуждая нашей цели деталь не нарушает согласия всех остальных. Кроме того, оба слова – «брат» и «ангел» – равно употребляются в противоположных смыслах.

https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o-zhiz...

называет Синай Хоребом, а аморитами, говорит о брате Моисея Аароне, о котором сказание Ягвиста молчит, выделяет роль Рувима и северных колен. Излагая историю патриархов, Элогист обнаруживает более строгие нравственные понятия. Он старается смягчить или объяснить те поступки праотцев, которые ему кажутся неблаговидными. Так, когда Авраам, живя в чужой земле, выдает свою жену за сестру, Элогист поясняет, что это не было обманом, так как у них действительно был общий отец (Быт 20, 12). Таким образом, как замечает Анри Казелль, «в элогистической редакции можно уже различить отзвуки начинающегося профетического движения» ( Н. RFIB, I, р. 363). Основные тексты, принадлежащие Элогисту: БЫТ 15 + J; 20; 21, 6-32, 34; 22, 1-14, 19; 28, 11, 12, 17, 18, 20-22; 29, 1,15, 23, 25-28, 30;30, 1-3а, 6, 8,17, 23;31, 2,4-18а,19-45, 51-55;32, 1-2, 13б-21, 23;33, 18б-20; 35, 1-8, 16-20; 37, 2в, 5-11, 14а, 15-18а, 19-20, 22, 236-24, 28а, 28в-30, 31б-32а, 34, 36; 40, 1-3а, 4-5а, 6, 15а, 16-20; 41; 42, 1, 3-4а, 8-26, 29-37; 43, 14-23б,45 + J; 46, 1-5а; 47, 12; 48, 1-2, 8-22; 50, 15-26. ИСХ 1, 15-22; 2, 1-15; 3, 1, 4б, 6, 9-15, 21-22; 4, 17-18, 20б-21; 7, 20б-21а,24; 9, 22-23а,35;10, 8-13а, 20-27;11, 1-3; 12, 31-36, 376-39; 13, 17-19; 15, 1-21; 17, 3-6, 8-16; 18; 19, 26-19; 20, 1-21; 21; 22; 23; 24, 3-8, 12-15а, 186; 31, 186; 32, 1-8, 15-35, 33. ЧИСЛ 10, 29-36; 11; 12; 13, 17-33 (+ Р); 14(+ Р); 16, 1-34(+Р); 20, 1-9, 12-35; 22; 23; 24; 25, 1-5; 32; 1-17, 20-27, 34-42. ВТОР 10, 6-7; 27, 5-7а; 31, 14-15; 23; 33; 34, 5-6. См. сводную таблицу в книге: Р. Ellis. Тне Меп and тне Message of the Old Tesmamenm. Collegeville, 1963, р. 57-72. К. Корниль. Пророки, с. 60. О тождественности блудницы и Гомерь, дочери Дивлаима, см. исследование В. Яворского «Символические действия пророка Осии» (Сергиев Посад, 1902, с. 204 сл.), где дана сводка толкований первых трех глав Книги Осии. За истекшие с того времени годы вопрос о событиях жизни пророка решен не был. См. обзор современных мнений: Н. Row1ey. Тне Marriage of Hosea. — «Bullemin of the John Rylands Library», 1956, 39, р. 200.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=70860

С концом сего псалмопения прекрасно и сообразно с делом связуется начало следующего ненадписанного псалма. Ибо одна и та же сила для праведника бываете светом и веселием, и гневом для народа неверующего. Сказано: «Господь воцарися, да гневаются людие» (Пс. 98:1). Кто сей воцарившийся Господь, превысший ангельского и небесного естества? Ибо Писание упоминанием о Херувимах показываете превосходство премирной силы Того, Чье воцарение приводит в разрушение то, что составилось худо; потому что колеблет не то, что в нас небесного, но то, что в нас земного, так выражает сие словом: «седяй на Херувимех, да подвижется земля» (1). Оставляю следующее за сим, чтобы продолжением разбора не причинить великого обременения. Скажу только, что все до конца псалмопения относится к одной и той же цели. Пророк свидетельствует, что Сей воцарившийся Бог не первым нам ныне явился, но Он же являлся и именитым из пророков. Поэтому упоминает о Моисее, Аароне и Самуиле (6), из которых каждый знаменит и славен благочестием пред Богом. Присовокупляет же к слову и упоминание «о столпе облачном», в котором Бог глаголал «к ним» (7), научая тем, как думаю, неверующих не удивляться поэтому Божией бесед с нами чрез человека. Ибо тогда в столпе облачном глаголавший Бог после того явился во плоти; почему, если скажет кто, что плоть недостойна того, чтоб чрез нее глаголал к нам Бог, то не возможет засвидетельствовать достоинства и в облачном столпе. Ибо что в нем такого, что можно было бы признать достойным величия Божия? Если же для иудеев достоверно, что Бог глаголал в столпе облачном, то да не будет не вероятным и то, что глаголал Он во плоти.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=68911

Вот находим написанное о Моисее и Аароне, что обращение и жительство их было с мужчинами, которые к ним обращались 23 ; так же – и Иисус, сын Нуна: жены не было с ними, но они одни свято служили пред Богом, мужчины с мужчинами. И не только это, но они и народ учили, чтобы всякий раз, когда отправляется войско, каждое колено шло отдельно, и женщины отдельно шли с женщинами за войском, также и мужчины – отдельно в колене своем. И по заповеди Господней они (израильтяне в пустыне) так и ходили, как народ мудрый, чтоб не было замешательства какого из-за женщин: когда отправлялось войско их в прекрасном и правильном порядке, они шли безпрепятственно. Ибо так свидетельствуют священныя писания к слову: когда перешли сыны Израиля море Суф, воспели Моисей и сыны израилевы хвалы (laudes) Господни, «глаголюще: поим Господеви, славно бо прославися.» И когда Моисей перестал петь, тогда Мариам, сестра Моисеева и Ааронова, взяла тимпан в руки свои, и вышли за нею все женщины, и пели с нею, женщины с женщинами отдельно, и мужчины с мужчинами отдельно ( ). Далее – и Елиссея, и Гиезия (Гехази), и сынов пророческих также находим в страхе Божием, и женщины не было у них ( ). Миху (Micham) и пророков всех тоже находим жившими в страхе Господнем ( ; ). Глава XV. И – чтоб не говорить слишком долго – что сказано о Господе Иисусе Христе? Сам Господь, когда пришел в мир, был безотлучно с двенадцатью учениками своими. И не только это, но и когда их посылал, послал «два два» вместе ( ), мужчин с мужчинами; женщины же не были посланы с ними, и ни в дороге, ни дома они не жили с женщинами или с девами, и таким образом угодили Богу во всем.

https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimskij/o_devst...

Итак, вспомни, как тогда Аарон поставлен был священником, сколько Моисей принес о нем жертв, сколько заклал животных, как омыл его, как помазал у него край уха, правую руку, правую ногу, потом приказал ему пробыть внутри (скинии) назначенное число дней. Но лучше выслушать и самые слова Писания. «Сие, – сказано, – помазание Аароне, и помазание сынов его» ( Лев.7:35 ). «И рече Господь к Моисею, глаголя: пойми Аарона и сыны его, и ризы их, и елей помазания, и телца иже за грех , и овна,... и сонм собери пред двери скинии свидения. И рече Моисей к сонму: сие есть слово, еже завеща Господь». И потом »приведе их – изложим сокращенно – «измы я водою, облече в срачицу, и опояса поясом, облече в исподнюю ризу, возвлече верхнюю ризу, опояса его и стисне, и возложи слово, и на слово явление и истину, и увясло на главу его, и на увясло дщицу златую»; потом «взяв от елея,... воскропи от него на олтарь, и освяти его и сосуды, и умывальницу и стояло, и освяти я, и возлия от него на главу Аароню»; то же сделал и с сынами его, «и приведе телца». И как заклал его, то по возложении рук Аарона и сынов его, взял «от крове, и возложи на роги олтаря... и очисти олтарь: и кровь пролия на стояло олтаря, и освяти его, еже молитися у него». Потом, сжегши некоторые части тельца, одни внутри, другие вне скинии, привел еще овна и принес его во всесожжение. Далее, привел другого «овна – совершения», и, по возложении на него рук Аарона и сынов его, заклал его, и взяв «от крови его, возложи на край уха Аароня десного, и на край руки его десныя, и на край ноги его десныя»; то же сделал и с сыновьями его.

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/protiv_i...

21. Иногда различение двух соименных лиц в наших четьих-минеях основывается на генеалогических соображениях. Любопытно в сем отношении изследование об отце св. Анны, в дополнении к сказанию о св. Богоотцах Иоакиме и Анне (9 сент.). Некоторые (Пролог и Трифолог) отца св. Анны Матфана смешивают с Матфаном, о котором в Евангелии от Матфея говорится, что он роди Иакова, отца Иосифа, обручника Пресвятой Девы. В опровержение этого мнения св. Димитрий говорит, что Матфан, дед Иосифа, происходил от колена Давидова, как видно из Евангельской родословной, а Матфан, отец Анны, происходил от колена Левиина. Это последнее обстоятельство св. Димитрий доказывает тем, что Елисавета, жена Захарии и дочь Совии, сестры св. Анны, упоминаемой в Евангелии Луки ( Лк.1:5 ), названа дщерию Аароновою. Отсюда выводится заключение, что Матфан, отец Анны и дед Елисаветы, был из колена Левиина, и потому не должно смешивать его с Матфаном, дедом Иосифа, о котором известно, что он был из рода Давидова. Заключение свое св. Димитрий подтверждает свидетельством Ипполита. – В след за сим св. Димитрий разрешает недоумение: почему Матфан священник взял себе жену из колена Иудова, а Иоаким, происходивший из дома Давидова, имел в супружестве Анну, происходившую от племени Ааронова, тогда как закон запрещает брать жен из другаго колена ( Числ.36:9 )? – Разрешает тем, что, по свидетельству Епифания, закон этот падал собственно на прочие 10 колен, племени же Иудову и Левиину не возбранено соединяться, чтобы дом царский имел сродство с домом священническим. Примеры сего св. Димитрй указывает в Аароне, имевшем в супружестве Елисавету, дочь Аминадава, сестру Наассона, князя колена Иудина, и Иоддае, за которым была Иосавефа, дочь Иорама, царя Иудейского.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gorskij/svjat...

43Эта нижняя одежда всегда должна быть на Аароне и на сыновьях его, когда будут входить они в Шатер Откровения или приближаться к жертвеннику во время служения во Святилище. Иначе они будут виновны в пренебрежении к святыне и умрут. Это установление для Аарона и всех потомков его на все времена. О посвящении Аарона и его сыновей 29 Теперь о том, что должен ты сделать для них, чтобы посвятить их, дабы стали они священниками и служили Мне. Позаботься о том, чтобы были у тебя на тот час и бычок, и два барана без изъяна какого. 2У тебя должен быть пресный хлеб и лепешки пресные из теста, замешанного на оливковом масле, а также коржи пресные, помазанные оливковым маслом. Испеки их из лучшей пшеничной муки 3и положи в одну корзину, чтобы в нужное время они могли быть отданы Мне , как и бычок и два барана. приведешь ко входу в Шатер Откровения Аарона с сыновьями, то соверши над ними обряд омовения. 5Потом возьми приготовленные одежды и облачи Аарона в хитон, в ризу, что под эфод надевается, и в сам эфод; возложи сверху нагрудник и препояшь Аарона поясом эфода. 6Надень на голову его тюрбан а, к которому прикрепи диадему священную б. 7Возьми затем елей и, возлив на голову Аарона, соверши торжественное помазание. 8А потом вели сыновьям его подойти к тебе: их тоже облачи в хитоны, 9препояшь как Аарона, так и сыновей повяжи им высокие головные повязки; и священническое служение станет их правом и обязанностью навеки. Так возведешь ты в священники Аарона и сыновей его . О жертвоприношениях при посвящении 10Распорядись о том, чтобы к Шатру Откровения привели бычка, на голову которого возложат руки Аарон и его сыновья.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67502

32:26), таков глас закона, повелевающий всем: кто хочет быть другом Божиим, да будет другом закону, потому что друг закону, конечно, и друг Божий. И собравшимся к нему по такой проповеди дает повеление действовать мечом против брата, и друга, и ближнего. Взирая же на последовательность этого обозрения, разумеем это так: всякий помышляющий о Боге и законе, очищается убиением в себе того, что усвоил он на зло себе. Ибо не всякий брат, друг и ближний в Писании понимается хорошо, но иной бывает и брат и чужой, и друг и враг, и ближний и сопротивник. Разумеем же под этими именами постоянные наши помыслы, жизнь которых соделывает нашу смерть, а нашу жизнь. Такое понятие согласно со сказанным уже в исследовании об Аароне, когда по причине содействия его Моисею представили его споборником, хранителем, ангелом, творящим знамения в устрашение египтян, справедливо имеющим право как на имя старшего, потому что естество ангельское и бесплотное создано прежде естества нашего, так и на имя брата по сродству умопредставляемого ангельского естества с нашим умопредставляемым естеством. Но благовременно, кажется, войти в слово этому припоминанию о допустивших грех, чтобы узнать, как богосозданные скрижали, на которых начертан был Божественный закон, падшие из Моисеевых рук на землю и сокрушенные упорством дольнего, Моисей приносит снова, уже не совершенно те же самые, но только с теми же на них письменами. Ибо, взяв скрижали из вещества дольнего, предложил могуществу Начертывающего на них закон. И, таким образом, призывает благодать, на каменных досках неся закон, после того как Сам Бог изобразил слова на камне, потому что и ими путеводимым возможно еще прийти в уразумение Божия о нас промышления.

https://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=68911

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010