Прежде всего составил устав Пензенской ДС, рукописный экземпляр к-рого с собственноручной подписью М. хранился в фундаментальной б-ке семинарии. На 1-й странице устава написано: «Устав Пензенской семинарии, данный 1808 года, сентября 4, Моисеем, епископом Пензенским и Саратовским, по коему имеет поступать неизменно Пензенская семинария», на последней: «Сей устав хранить в семинарском Пензенском правлении, а копии с онаго по частям для всех учителей со скрепою ректора иметь непременно, дабы никто не извинялся неведением онаго» ( Троицкий А. И. Ист. записка о Пензенской ДС за истекший столетний период ее существования (1800-1900 гг.) // Пензенские ЕВ. 1901. 1. Прил. С. 13-14). После кончины ректора (1806-1810) архим. Мефодия (Нилова) (выпускника Троицкой лаврской семинарии) 12 апр. 1810 г. М. ходатайствовал перед Синодом о назначении новым ректором проповедника Славяно-греко-латинской академии иером. Аарона (Нарциссова) , хорошо ему известного «по особым его талантам, по довольному кругу просвещения и по честному житию» ( Он же. Мат-лы к истории Пензенской ДС: (1880-1818). Пенза, 1896. С. 17). Иером. Аарон, ученик М. в Московской академии, по окончании курса был оставлен при ней учителем нем. языка. «Я верую несумненно… что чрез его правление и учение в семинарии, при моем руководстве, училище сие придет в желаемое совершенство»,- говорил епископ (Там же). Новый ректор стал активным помощником М. в укреплении учебной стороны деятельности семинарии, но воспитательная сторона по-прежнему оставалась неудовлетворительной (Там же. С. 48). М. обязал все пензенское духовенство «подпискою» с 10 лет отдавать сыновей в семинарии. 23 июля 1811 г. М. прибыл в Н. Новгород, 24 июля приветствовал новую паству в кафедральном Преображенском соборе. |
Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Фотография. Посл. треть XIX в. (РГБ) Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Фотография. Посл. треть XIX в. (РГБ) 14 авг. 1829 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем мценского Петропавловского монастыря, через 10 дней - ректором и профессором богословия Орловской ДС. 11 нояб. 1829 г. определен присутствующим в консисторию, в июне 1830 г.- ревизором Ливенских уездного и приходского духовных училищ, 10 февр. 1831 г.- членом тюремного комитета. 2 июля 1833 г. И. назначен ректором и профессором богословия МДС и настоятелем Заиконоспасского московского мон-ря . По дороге в Москву И. последний раз встретился с матерью, к-рая благословила сына иконой со словами: «Помни, что ты сам был сирота, будь покровителем и помощником сирот». 11 нояб. 1834 г. в соборе Чудова московского мон-ря И. был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московского свт. Филарета (Дроздова) . Хиротонию совершил Московский митрополит в сослужении экзарха Грузии еп. Евгения (Баженова) , еп. Иерофея (Фаворского), еп. Калужского Николая (Соколова) и епископов на покое Аарона (Нарциссова) и Дионисия (Цветаева). Викарий занимался рассмотрением консисторских дел, содержания проповедей, курсовых сочинений академистов, обозревал епархию, во время отсутствия свт. Филарета, к-рый называл его своей «правой рукой», исполнял обязанности первоприсутствующего в Московской синодальной конторе. В Москве проявился интерес И. к рус. истории, о к-рой он любил беседовать с И. М. Снегирёвым . 9 мая 1837 г. И. освятил закладку главного памятника на Бородинском поле и произнес особое Слово, «наполнившее сердца всех присутствовавших великими воспоминаниями о событии незабвенного 1812 года» (О памятнике на Бородинском поле. |
43Эта нижняя одежда всегда должна быть на Аароне и на сыновьях его, когда будут входить они в Шатер Откровения или приближаться к жертвеннику во время служения во Святилище. Иначе они будут виновны в пренебрежении к святыне и умрут. Это установление для Аарона и всех потомков его на все времена. О посвящении Аарона и его сыновей 29 Теперь о том, что должен ты сделать для них, чтобы посвятить их, дабы стали они священниками и служили Мне. Позаботься о том, чтобы были у тебя на тот час и бычок, и два барана без изъяна какого. 2У тебя должен быть пресный хлеб и лепешки пресные из теста, замешанного на оливковом масле, а также коржи пресные, помазанные оливковым маслом. Испеки их из лучшей пшеничной муки 3и положи в одну корзину, чтобы в нужное время они могли быть отданы Мне , как и бычок и два барана. приведешь ко входу в Шатер Откровения Аарона с сыновьями, то соверши над ними обряд омовения. 5Потом возьми приготовленные одежды и облачи Аарона в хитон, в ризу, что под эфод надевается, и в сам эфод; возложи сверху нагрудник и препояшь Аарона поясом эфода. 6Надень на голову его тюрбан а, к которому прикрепи диадему священную б. 7Возьми затем елей и, возлив на голову Аарона, соверши торжественное помазание. 8А потом вели сыновьям его подойти к тебе: их тоже облачи в хитоны, 9препояшь как Аарона, так и сыновей повяжи им высокие головные повязки; и священническое служение станет их правом и обязанностью навеки. Так возведешь ты в священники Аарона и сыновей его . О жертвоприношениях при посвящении 10Распорядись о том, чтобы к Шатру Откровения привели бычка, на голову которого возложат руки Аарон и его сыновья. |
35Это доля Аарона и сыновей, полагающаяся им от приношений Господу; доля, предназначенная для них с того дня, когда поставил их Моисей священнодействовать пред Господом. 36В первый же день помазания священников Господь заповедал, чтобы означенные части жертвенного мяса отдавали им сыны Израилевы. И для всех потомков Израиля это установление должно быть вечным и непреложным. 37Таковы обряды, которым надо следовать при всесожжении, при принесении хлебного дара, жертвы за грех и жертвы за провинность, а также и при жертвоприношении во время посвящения и при благодарственных жертвах. 38Даны они были Моисею на горе Синай, в день, когда Господь в пустыне Синайской повелел сынам Израилевым приносить жертвы Ему, их Господу. Посвящение Аарона и сыновей его 8 Господь сказал Моисею: 2«Вели Аарону вместе с сыновьями его прийти ко входу в Шатер Откровения, где у тебя должны быть приготовлены священнические одежды, елей для помазания, бык для жертвы за грех и два барана; пусть там будет и корзина с пресными хлебами. собери там же и всю общину израильскую». Моисей всё по слову Господа, и, когда люди пришли ко входу в Шатер Откровения, 5он обратился к ним: «Смотрите, вот что надлежит мне сделать по повелению Господню!» 6После сих слов он вывел вперед Аарона и его сыновей и совершил над ними обряд омовения. 7Потом облачил Аарона в хитон, подвязав его поясом; поверх хитона надел на посвящаемого ризу и возложил на нее эфод, закрепив его расшитым поясом эфода. 8Надел Моисей на Аарона и нагрудник, возложив на него урим и туммим; 9а голову покрыл тюрбаном , прикрепив к нему спереди цветку подобную золотую пластинку диадему сделал всё, как Господь повелел ему. 10Затем взял Моисей елей помазания и совершил обряд посвящения Скинии, помазав в ней елеем всё, что там было. тем семь раз покропил он и жертвенник, а также сосуд умывальный и опору под ним, дабы посвятить всё это Богу; 12немного елея помазания вылил он на голову самого Аарона, посвящая его на служение. |
Потом, взяв некоторые части жертвы, положил на руки Аарона и сынов его, и так принес (Богу). И опять взяв «крови и от елея, вскропи на Аарона, и на ризы его, и на сыны его, и на ризы сынов его». И освятил их, и повелел сварить мясо во дворе скинии и там съесть его. «И из дверей скинии свидения да не изыдите, – сказал он, – седмь дний, день скончается, день совершения вашего. В седмь бо дний совершите руки ваша» ( Лев.8:1 и сл.). Итак, когда (Писание) говорит, что Аарон таким образом поставлен, таким образом очищен, таким образом освящен, таким образом умилостивил Бога, а теперь ничего этого не бывает, – ни жертвы, ни всесожжения, ни возлияния крови, ни помазания елеем; когда нет и скинии свидения, и нынешний священник иудейский не пребывает определенного числа дней в святилище; то очевидно, что он и не совершен, и не чист, и беззаконен, и скверен, и прогневляет Бога. Ибо, если священник не иначе мог быть поставлен, как таким образом, то очевидно, что у них нет священства, когда нет этих обрядов. Видишь, я справедливо сказал, что они далеко уклонились не только от истины, но и от самого подобия её. 6. Впрочем, не только из этого, но и из другого еще можно узнать, как почтенно было достоинство священства. Так, когда некоторые нечестивые и зловредные люди восстали против Аарона, покушаясь лишить его начальства, и оспаривая у него честь, кротчайший Моисей, желая вразумить их самым делом, что он не потому возвел Аарона в его достоинство, что он ему брат, родной и свой человек, но что вручил ему священство, повинуясь определению Божьему, – повелел принести по жезлу каждому колену, а также и Аарону. |
Всегда у самого сердца будет носить их Аарон перед Господом для определения решения о сынах Израилевых . Риза и другие знаки священства . и ризу, на которую надевается эфод, ризу голубого цвета . у нее должен быть вырез для головы с плотно обметанным краем, достаточно крепким , чтобы не рвалось облачение. 33На подоле у нее должны быть шарики из пряжи голубого, пурпурного и алого цвета в виде гранатовых плодов; по всему подолу пришей их, а между ними, по золотые колокольчики. их вперемежку: золотой колокольчик и гранатовый плод, золотой колокольчик и гранатовый и так по всему подолу ризы. 35Аарон, совершая служение, должен носить ее, когда будет входить во Святилище, чтобы предстать пред Господом, и выходить оттуда (звон от нее будет слышен тем, кто вне), чтобы не умереть ему там. 36Отлей налобную пластинку из чистого золота и вырежи на ней, как на печати, слова «Святыня 37 В отверстия по краям вдень голубого цвета шнур и привяжи его, чтобы укреплять ее на тюрбане спереди, 38на челе Аарона, и так он возьмет на себя всякое несовершенство в священных приношениях сынов Израилевых, ими посвящаемых. Всегда должна быть эта надпись на челе Аарона, дабы Господь благоволил и принимал приношения. 39Хитон узорчатый и тюрбан из тонкого льна, а пояс в тон к ним должен быть украшен вышивкой. 40И для сыновей Аарона тоже хитоны, пояса и повязки головные, которые придавали бы величие и благолепие служению их. 41Облачи во все одежды эти Аарона, брата твоего, и сыновей его вместе с ним. Соверши помазание елеем, укажи на обязанности и права и посвяти их, чтобы они, став священниками, служили Мне. для них белье из льняной ткани для прикрытия наготы от бедер до голеней. |
Бог, представленный в книге Левит, велик, свят и могуществен. Он был и остается «огнем, сжигающим всё, что гнев Его вызывает» (Евр 12:29). Желая восстановить разрушенное грехом единение человека с Ним, Он учил израильтян в древности и учит нас теперь, как нам жить в Его присутствии. Основное содержание книги Законы о приношениях и жертвах 1:1–7:38 Посвящение Аарона и его сыновей на служение 8:1–10:20 Законы о ритуальной чистоте и нечистоте 11:1–15:33 День очищения 16:1–34 Законы о святости в жизни и богослужебные установления 17:1–27:34 О всесожжении как полностью сжигаемой жертве воззвал Господь к Моисею и говорил с ним из Шатра Откровения, из Скинии говорил . 2Он повелел сказать израильтянам: «Когда пожелает кто из вас сделать приношение Господу, пусть его жертвенным приношением будет домашнее животное из крупного или мелкого рогатого скота. кто пожелает, чтобы его приношение из крупного скота завершилось всесожжением а, пусть приведет свою мужеского пола и без изъяна ко входу Шатра Откровения, дабы обрести ему благоволение Господне в. возложит человек сей руку свою на голову приведенной им на сожжение жертвы, чтобы она была принята, заменив его собою а, и таким образом его единение с Богом было бы восстановлено б. 5Заколет человек сей животное а пред Господом; сыны же Аарона, священники, должны совершить обряд: принести б пролитую кровь и ею окропить со всех сторон жертвенник, что у входа в Шатер Откровения. 6После того приносящий жертву снимет шкуру с животного, которое должно быть полностью сожжено, и рассечет его на части. 7Сыны же Аарона–священника возложат на жертвенник пылающие угли и на дрова. 8На эти дрова, горящие на жертвеннике, положат сыны Аарона, священники, рассеченные части животного, голову и жир 9(внутренности жертвы и голени ее принесший должен вымыть). |
23А из той корзины с пресным хлебом, что поместил ты перед Господом, возьми один круглый хлеб, одну лепешку из теста, замешанного на оливковом масле, и один корж. всё это на руки Аарону и сыновьям его, и вместе с ними подними вверх как приношение, возносимое перед Господом . 25Затем прими дары эти из рук их и в дым обрати на жертвеннике вместе со всесожжением для благоухания, Господу отрадного; это дар Господу. 26Грудь барана, предназначенного для обряда поставления Аарона во священство, подними вверх как приношение, возносимое перед то будет дар тебе, твоя доля. 27(Отдели как святыню такие вот части жертвы, при посвящении принесенной для Аарона и его сыновей: грудь барана, что была поднята как приношение возносимое, и его же бедро, что было в дар преподнесено. 28И по установлению, на все времена данному, эти части будут постоянной долей Аарона и сыновей его как дар от сынов Израилевых. И это должно быть их приношением Господу от тех благодарственных жертв , с коими они пред Ним предстают. 29Что до священных одежд Аарона, они после него достанутся сыновьям его, чтобы в них же помазывать потомков его и поставлять во священство. 30Священник, поставленный вместо него из его же сыновей, тот, кому предстоит в будущем входить в Шатер Откровения для служения во Святилище, должен облачаться в эти одежды семь первых дней при своем посвящении.) барана, предназначенного для обряда поставления во священство, грудь и бедро его, вари на святом месте, во дворе Скинии. 32Аарону и сыновьям его положено есть это мясо и хлеб, что остается в корзине, у входа в Шатер Откровения. 33Они должны есть сии через оные восстановилось их единение с Богом , чтобы смогли они принять служение и посвящение. |
Таким образом, мнимое противоречие рассматриваемого места с свидетельствами книги Числ падает: выражение во время оно означает здесь некогда, а не переносит избрание Левитов во времена после Аарона; когда же это (некогда)– ясно показывают приведенные из книги Числ свидетельства, что это избрание Левитов совершилось вскоре по устроении скинии во второй год по исшествии Евреев из Египта, когда был жив и исправлял должность первосвященника Аарон. 3) Точно также – лишь мнимое, а не действительное противоречие рассматриваемого места с показаниями книги Числ касательно места смерти и погребения Аарона, если здесь говорится, что он умер в стане Мозер ( Втор.10:6 ), тогда как в книге Числ местом смерти и погребения Аарона называется гора Ор, а от Мозера до Ора полагается в книге Числ семь станов. Стан Мозер находился там же, где гора Ор – это несомненно из указаний Географии и сказаний Пятокнижия, которые мы рассмотрим несколько после: Мозер есть место или стан при подножии горы Ор. Если так: то противоречие устранено, различие в сказаниях выходит только то, что в книге Числ упоминается сама гора, на которой умер Аарон, а в рассматриваемом месте книги Второзакония поименован лагерь Мозер при подошве горы Ор, в котором были Евреи в то время, как Аарон умер на этой горе в виду стана или лагеря. Что под именем стана в горе Ор разумеется стан не на самой горе Ор, а при подножии ее, это ясно видно из показаний самой книги Числ: и воздвигошася от Кадиса и приидоша сынове Израильтестии, весь сонм в гору Ор. И рече Господь к Моисею и Аарону в горе Ор у предел земли Едомли, глаголя: возми Аарона брата твоего и Елеазара сына его и возведи я на гору Ор пред всем сонмом. |
Возмутители решились даже побить камнями своих вождей, вместе с Иисусом Навином и Халевом, поставить новых начальников и возвратиться конечно в Египет, но были остановлены явлением славы Господней в скинии. Господь открыл Моисею Свое намерение окончательно истребить малодушный народ и произвести от Моисея новый – более многочисленный и сильный. Лишь по горячей молитве Моисея Господь пощадил евреев, но определил, что все вышедшее из Египта в возрасте 20 лет и выше, не войдет в землю обетования, за исключением Иисуса Навина и Халева. Остальные 10 соглядатаев, проявившие малодушие и неверие в Божественную помощь, были поражены смертию немедленно. Когда Моисей передал евреям божественное определение, они проявили новое безрассудство, вопреки воле Божией и увещеваниям Моисея, решились силою войти в землю обетования, но были обращены в бегство хананеями. 14. Возмущения Корея, Дафана и Авирона 16) Корей, потомок Левия, Дафан, Авирон и Авнан, потомки Рувима, восстали против Моисея и Аарона. К ним присоединились 250 мужей, начальников общества, людей именитых (1–3 стихи). С одной это было возмущение левитов против священного первенства Ааронова, с другой – это было гражданское возмущение рувимлян против Моисея, как вождя и правителя народного. Корей добивался священства, рувимляне – политической власти. Различен и характер казней, постигших возмутителей. Корей с 250 сообщниками поражается у скинии огнем от Господа, Дафан и Авирон со своими семьями поглощаются землей. На другой день все общество сынов Израилевых возроптали на Моисея по поводу казни, постигшей возмутителей, имевших, очевидно, многочисленных сторонников. Новою казнию, прекратившейся по молитве Моисея и Аарона, были поражены 14700 чел. 15. Жезл Ааронов 17) Для прекращения ропота среди Израиля против иерархических преимуществ рода Аарона Господь повелел Моисею взять 12 жезлов от 12 колен израилевых и от Левия жезл с именем Аарона. |
|