С этого времени народ смирился перед волей Божией и больше не осуждал род Аарона за привилегии, данные ему Богом. По повелению Божию прозябший (проросший) жезл Аарона был положен перед Ковчегом Завета. Сомнения Моисея и Аарона. Чис. 20 Приближался сороковой год странствования евреев по пустыне. Недалеко от Кадеша, в пустыне Син, умерла Мариам, сестра Моисея и Аарона. Здесь израильский народ еще раз испытал бедствия от недостатка воды. Нетерпеливые израильтяне подняли на Моисея и Аарона ропот. Тогда братья обратились с молитвой к Богу, и Господь сказал Моисею: «Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду…» (Чис. 20:8). Моисей собрал весь народ, взял жезл и вместе с братом подошел к скале, чтобы совершить чудо; но увы, на этот раз Моисей и Аарон проявили свое маловерие. Обращаясь к жаждущей многотысячной толпе, Моисей сказал: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» (Чис. 20:10). И все же, преодолевая свое сомнение, Моисей два раза ударил жезлом по и совершилось чудо, из горы забил родник свежей горной воды. Люди и скот утолили свою жажду, но Моисей и Аарон за свое маловерие были наказаны Господом. Обращаясь к ним, Господь сказал: «За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» (Чис. 20:12). Живя среди «жестоковыйного», маловерного и неблагодарного народа, не удивительно, что наконец и сам Моисей на некоторое время поколебался в когда-то святой и несокрушимой надежде на помощь Божию. Поэтому случай в пустыне Син решил его судьбу. Он должен был вместе с братом Аароном и со всем старшим поколением народа сложить свои кости в пустыне. |
В сем церковном стихе из канона на праздник Воздвижения прославляется прообразовательное значение Ааронова прозябшего жезла. Аарон, брат Моисее, принадлежал к колену Левиину, которое выделено было из прочих колен для исполнения церковных служб. В состав сих служителей входили: первосвященник, священники и простые левиты. Ряд первосвященников начался с Аарона. Ему наследовали потомки его из старейшей линии по старшинству. Равно и все священники были из его потомков. Это преимущество Аарона и его потомков возбудило зависть к нему в некоторых левитах и подало повод пм к возмущению против него и Моисее во время странствования евреев в пустыне. Во главе недовольных стоял левит Корей. К нему пристали с подобным неудовольствием и на Моисее Дафан и Авирон из колена Рувимова. Возникло возмущение, в котором приняли участие многие из соумышленников поименованных лиц. Дело представлено было Моисеем на суд Божий. В следующий день соумышленники явились пред скиниею свидения с кадильницами и все убиты были божественным огнем, а Дафан и Авирон с семействами на глазах всего народа поглощены были землею, разверзшеюся под их ногами. Но сего наказания было недостаточно. Надлежало принять другие меры к тому, чтобы не повторилось подобное возмущение, и чтобы снова не возникли распри о божественном избрании дома Аарона и колена Левиина. С сею целью по повелению Божию Моисей взял от каждого колена жезл, означенный его именем, и все вместе положил в скинию. Что же произошло? В наступившую ночь жезл Аарона произрастил ветвь, цвет и плод, тогда как прочие жезлы остались без изменения. Этим поразительным чудом ясно было засвидетельствовано божественное изволение о преимуществах священства Аарона и его потомков. |
Сию-то историю сообщая в ирмосе этом, священный песнопевец и говорит, что оный жезл Ааронов, который чудесным прозябением орехов показал, что Бог из всех других одиннадцати колен предразсуждает священника, т. е. предпочитает священника Божия или архиерея (священство здесь разумеется в более широком смысле, с распространением его и на архиерейство), Аарона и одно только колено Левиино и никакое другое, почему и впредь чтобы никто не осмеливался противиться такому суду и предпочтению Божию: жезл, говорю, оный приемлется в прообраз креста; ибо и крест воистину есть и называется жезлом, по слову Писания: жезл силы послет Ти Господь (Псал. 109, 2) и: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста (Псал. 22, 4). Поелику, как говорит Птохопродром, что иное сильнее, или что утешительнее, успокоительнее креста? Конечно, ничто. Последнее изречение Псалтири некоторые понимают иначе, имея в виду толковника ее Евфимия Зигабена. Они говорят, что под двумя этими словами: жезл и палица здесь разумеется два дерева, из которых слагается крест. И именно, палица (палка), с помощью которой мы, падшие в заблуждение и грех, восстаем снова, обозначает прямое дерево креста, ибо все носящие палку для опоры, опираются на нее, естественно, нося ее в прямом положении. А жезл, которым Христос поражал демонов и ниспровергал их, означает поперечное древо креста, ибо естественно, когда ударяют кого-нибудь, ставят жезл в поперечное положение и поражают им. Вслед за тем песнопевец говорит, что как тот жезл Ааронов, будучи сухим, бесплодным и лишенным влажности, произрастил плод – орехи, так и теперь в церкви языческой, прежде бесплодной и нерождавшей, процвело древо креста и произрастило плод жизни, т. е. повешенного на нем Спасителя Христа. |
И сие-то чудо над жезлом Аарона указывается в рассматриваемом песнопении словами: жезл во образ тайны приемлется, прозябением бо предрассуждает священника, то есть, жезл Ааронова посредством прозябения, предуказывает, в лице Аарона, избранного Богом священника. Согласно с сим пред указанием или предназначением права священства в лице первосвященника и священников из дома Аарона сохранялись ненарушимо до разрушения Иерусалима и рассеяния иудеев, когда прекратилась всякая возможность исполнять закон Моисее о служении в храме и о принесении жертв. Промыслу Божию угодно было устроить сие в наказание евреем, отвергшим Христа, и во свидетельство того, что ветхозаветное домостроительство спасения уже достигло своего конца, что обетованный Мессия уже пришел, что основанный Им новый завет, новый порядок отношений между Богом и человеком, явился взамен ветхого, что ветхому завету нет места по установлении нового и что евреи, не уверовавшие во Христа, напрасно ожидают другого Мессию. В каком смысле пред указание прозябением Ааронова жезла священника в лице Аарона называется в рассматриваемом песнопении образом или символом тайны? В том смысле, что священство даже в ветхом завете было таким учреждением, в котором тайно действовала благодать Божия к освящению иудеев. Таково значение прозябения Ааронова жезла в отношении к церкви ветхозаветной. Наипаче же оно есть образ тайны в отношении к церкви новозаветной. В состав ее вошли преимущественно язычники. Мир языческий поистине был бесплодною пустынею в религиозно-нравственном положении. Печально зрелище дикой, покрытой песком, произращающей кое-где только чахлые колючие растения и лишенной воды. Дико, бесплодно, духовно-мертвенно было до Христа состояние большей части человеческого рода, в удалении от Бога, повсюду господствовали грубейшие суеверия и идолопоклонство, самолюбие и чувственность. |
Книга закона – подробных статей закона церковного и гражданского, разновременно данных Богом чрез Моисея, – хранилась одесную ковчега завета ( ). Не в ковчеге, а перед ним поставлен был золотой сосуд с манною на память того, что Евреи в течение сорока лет странствования питались этою чудесною пищею ( ). Впоследствии к этой святыне присоединен был жезл Аарона процветший, для увековечения памяти о чудесном утверждении Аарона и его рода в правах первосвященнических ( ). Если же Ап. Павел в послании к Евреям ( ) говорит, что в ковчеге же вместе с скрижалями хранилась манна и жезл Ааронов, то надобно думать, или что манна и жезл вложены в ковчег уже после Соломона для вернейшего хранения, или что выражение в немже, употребленное Апостолом относительно ковчега, как хранилища манны и жезла, можно понимать в более широком смысле, – именно в смысле – где. Так и переведено это выражение в Русском издании послания к Евреям. – Яже завеща Господь. – Яже это сказано о скрижалях, но относится собственно к заповедям, начертанным на скрижалях и составляющим условия завета с Богом со стороны Евреев. . И бысть яко изыдоша священницы из святилища и облак исполни дом. То же явление было при освящении скинии Моисеевой и покры облако скинию свидения (свидетельства), и славы Господни исполнися скиния ( ). Облако, наполнившее храм, или облачная мгла, распространившаяся в нем, было знамением присутствия Божия. Эта мгла похожа была на Синайский мрак, но не сопровождалась, как этот, страшными явлениями – громами и молниями, оглушающими трубными звуками, землетрясением. Все возвещало близость Божества, но вместе видно было, что Господу угодно было возбудить в людях одно тихое благоговение к Нему, а не подавляющий испуг. |
Возмутители решились даже побить камнями своих вождей, вместе с Иисусом Навином и Халевом, поставить новых начальников и возвратиться конечно в Египет, но были остановлены явлением славы Господней в скинии. Господь открыл Моисею Свое намерение окончательно истребить малодушный народ и произвести от Моисея новый – более многочисленный и сильный. Лишь по горячей молитве Моисея Господь пощадил евреев, но определил, что все вышедшее из Египта в возрасте 20 лет и выше, не войдет в землю обетования, за исключением Иисуса Навина и Халева. Остальные 10 соглядатаев, проявившие малодушие и неверие в Божественную помощь, были поражены смертию немедленно. Когда Моисей передал евреям божественное определение, они проявили новое безрассудство, вопреки воле Божией и увещеваниям Моисея, решились силою войти в землю обетования, но были обращены в бегство хананеями. 14. Возмущения Корея, Дафана и Авирона 16) Корей, потомок Левия, Дафан, Авирон и Авнан, потомки Рувима, восстали против Моисея и Аарона. К ним присоединились 250 мужей, начальников общества, людей именитых (1–3 стихи). С одной это было возмущение левитов против священного первенства Ааронова, с другой – это было гражданское возмущение рувимлян против Моисея, как вождя и правителя народного. Корей добивался священства, рувимляне – политической власти. Различен и характер казней, постигших возмутителей. Корей с 250 сообщниками поражается у скинии огнем от Господа, Дафан и Авирон со своими семьями поглощаются землей. На другой день все общество сынов Израилевых возроптали на Моисея по поводу казни, постигшей возмутителей, имевших, очевидно, многочисленных сторонников. Новою казнию, прекратившейся по молитве Моисея и Аарона, были поражены 14700 чел. 15. Жезл Ааронов 17) Для прекращения ропота среди Израиля против иерархических преимуществ рода Аарона Господь повелел Моисею взять 12 жезлов от 12 колен израилевых и от Левия жезл с именем Аарона. |
При всем том преступление их являлось идолослужением и заслуживало строгого наказания. 5572 Кивот или, с греческого, Ковчег Завета величайшая святыня Скинии представлял собою ящик, сделанный из дерева ситтим (лучший род кедра). 5573 Стамна, в переводе с греческого, – кувшин или вообще сосуд. В сей золотой стамне хранилась часть манны, которою израильтяне чудесно питались в продолжение сорокалетнего странствования своего по пустыне Аравийской. 5574 О происхождении сего жезла Ааронова повествуется в книге Чисел. Однажды против Моисея и Аарона открылось опасное возмущение, во главе которого был левит Корей и двое рувимлян Дафан и Авирон, к которым присоединились еще 250 начальников общества. Корей, завидуя Аарону, сам домогался верховного священства и вместе со своими сообщниками стал говорить, что всё общество свято, и напрасно Моисей и Аарон ставят себя выше всех. Виновные были судом Божиим наказаны: их поглотила рассевшаяся земля; но возмущение продолжалось, и гнев Божий поразил еще 14700 человек. Для предотвращения споров о том, кому должно принадлежать право священства Бог повелел взять у каждого из двенадцать начальников колен израильских по жезлу и положить в скинии, обещая, что у избранного Им жезл расцветет. На другой день Моисей нашел, что жезл Ааронов дал цветы и принес миндальные орехи. Тогда Моисей положил жезл Ааронов пред ковчегом завета на сохранение, в свидетельство будущим поколениям о Божественном избрании во священство Аарона и потомков его. 5575 Изображение херувимов в образе человеческом, но с крыльями, и поставление сих изображений над ковчегом завета выражало, что они как высшие духовные существа удостоены особенной близости к Богу, предстоят престолу Его и благоговейно служат Ему, приникая в тайны нашего спасения. |
Вскоре после осуждения на сорокалетнее странствование, между евреями возникло новое возмущение. Некоторые евреи (предводителем которых был старшина одного племени, Корей) были недовольны тем, что священство предоставлено только племени Аарона. Но Господь наказал их - земля, разверзшись, поглотила бунтовщиков. Чтобы прекратить между евреями споры, кому принадлежит священство, Моисей, по повелению Божию, приказал всем старейшинам принести свои жезлы и положить на ночь в скинию. На другой день все увидели, что жезл Аарона расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали. Тогда все признали Аарона первосвященником. По повелению Божию, жезл Ааронов был положен пред ковчегом завета. Однажды, за свой ропот на Бога, евреи были наказаны появлением множества ядовитых змей, которые жалили народ, так что многие умирали. Евреи раскаялись и просили Моисея помолиться о них Богу. Господь повелел Моисею сделать медного змия и повесить его на знамя. И кто из ужаленных смотрел с верою на медного змия, тот оставался жив. Этот медный змий служил прообразом Христа, Спасителя. Христос распял с Собою на кресте все наши грехи и мы теперь, взирая с верою на Него, исцеляемся от грехов своих и спасаемся от вечной смерти. За время сорокалетнего странствования все евреи вышедшие взрослыми из Египта, вымерли, кроме Иисуса Навина и Халева. Народилось новое поколение, которому суждено было вступить в землю обетованную. В последний год странствования умер и Моисей. Перед своею смертью он поставил вождем вместо себя Иисуса Навина. ПРИМЕЧАНИЕ см. Библию, в кн. Числа гл. 11-14; гл. 16-17; гл. 21, 4-9; и в кн. Второзаконие 1, 19-46. Вступление евреев в землю обетованную Господь помог Иисусу Навину ввести народ еврейский в землю обетованную. При вступлении в эту землю, евреям нужно было перейти реку Иордан. По указанию Божию, Иисус Навин велел священникам внести ковчег завета в реку. И лишь только они омочили ноги в воде, как река расступилась, вода, текущая от верховья реки, остановилась стеною, а нижняя часть реки стекла в море, и весь народ перешел по сухому дну. |
Господь укрепил дух Моисея двумя чудесными действиями. Жезл превратился в змею, а рука Моисея, покрывшаяся проказой, была исцелена. Чудо с жезлом свидетельствовало, что Господь вручает Моисею власть вождя народа. Внезапное поражение руки Моисея проказой и исцеление ее означало, что Бог наделил избранника Своего силою чудотворений для исполнения своей миссии. Моисей сказал, что он косноязычен. Господь укрепил его: Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить (Исх 4, 12). Бог дает будущему вождю в качестве помощника его старшего брата Аарона. Придя к фараону, Моисей и Аарон от лица Господа потребовали отпустить народ в пустыню для совершения праздника. Фараон был язычником. Он заявил, что не знает Господа и народ Израилев не отпустит. Фараон ожесточился на народ еврейский. Евреи выполняли в это время тяжелые работы — изготовляли кирпичи. Фараон приказал утяжелить их труд. Бог вновь посылает Моисея и Аарона объявить Свою волю фараону. При этом Господь повелел совершить знамения и чудеса. Аарон бросил жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. Мудрецы и чародеи царя и волхвы египетские сделали то же своими чарами: бросили свои жезлы, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы. На другой день Господь повелел Моисею и Аарону сотворить еще одно чудо. Когда фараон шел к реке, Аарон ударил жезлом перед лицом царя по воде и вода превратилась в кровь. Кровью наполнились все водоемы в стране. У египтян Нил был одним из богов их пантеона. Происшедшее с водой должно было вразумить их и показать силу Бога Израилева. Но эта первая из десяти казней египетских лишь еще больше ожесточила сердце фараона. Вторая казнь совершилась семь дней спустя. Аарон простер руку свою на воды египетские; и вышли жабы и покрыли землю. |
Ибо им неизвестно, кто такой Моисей, кто Исаия; неизвестны ни Евангелие, ни Павел. 11 . Перейди теперь к самарянам, которые, принимая только закон, не принимают пророков; для них неубедительно и нынешнее чтение из Иезекииля, ибо пророков, как я сказал, они не принимают. Как же убеждать нам самарян? Обратимся к написанному в законе. Так говорит Бог к Моисею: Я Бог Авраама, Исаака и Иакова ( ); нет сомнения, что Он Бог имеющих бытие и действительное существование. Ибо если Авраам, Исаак и Иаков престали быть, то, очевидно, Бог будет Богом тех, которых нет. Говорит ли когда Царь, что он Царь над воинами, которых не имеет? Показывает ли кто богатство, которого нет у него? Итак, надобно положить, что действительно существуют и Авраам, и Исаак, и Иаков, да Бог будет Богом существующих. Не сказал Он: Я был, но: есть Бог их. А что будет суд, об этом говорит Авраам к Господу: Судия всей земли поступит ли неправосудно? ( Быт.18:25 )? 12 . Но об этом опять противоречат несмысленные самаряне и говорят, что могут иметь бытие души Авраама, Исаака и Иакова, а тела воскреснуть не могут. Возможное дело жезлу праведного Моисея быть змеем; неужели телам людей праведных невозможно ожить и воскреснуть? То было не по закону естества; а это по закону естества не придет ли опять в свое состояние? И жезл Аарона, отсеченный и иссохший, процвел без влажности водной; и притом, быв под кровом, произрастил то, что растет на полях, и, лежа в сухом месте, в одну ночь принес плоды, приносимые на местах, напаяемых в продолжение многих лет. Жезл Аарона как бы из мертвых воскрес, неужели сам Аарон не восстанет? Чтобы доставить ему первосвященство, Бог сотворил над деревянным жезлом чудо, а самого Аарона неужели не благоволит воскресить? Жена сверхъестественно делается солью, и плоть превращается в соль; неужели же плоть не может сделаться опять той же плотью? Соляным столпом сделалась жена Лота; а жена Авраама неужели не воскреснет? Какой силой изменялась рука Моисея, которая в одно мгновенье сделалась белой как снег и опять в прежнее пришла состояние? Без сомнения, Божественным повелением. |
|